В каком году церковь стала называться православной

Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше

В каком году церковь стала называться православной

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Марина по церковному

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.

Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению.

Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Почему православие называется православием?

В каком году церковь стала называться православной

1

Почему христианство называется православным?

Алексей Кунгуров

Т. Патриархи вам отвечают: – Наша церковь есть правоверная, а правоверная это и есть православная. Во всём мире наша церковь называется русская ортодоксальная церковь греческого обряда.

Единственное, что нам рассказывают, что она русская православная церковь. Что мы отсюда узнаём из уст патриарха и служителей культа, что в Израиле живут ортодоксальные – православные иудеи, а в мусульманских странах православные мусульмане, ортодоксальные.

(Ортодоксия – неуклонное следование традиций – это способ веры!)

Православие, Правоверие и Иудаизм – самостоятельные вероисповедания!

Т.е. тогда правоверные мусульмане это православные мусульмане, вот таким образом происходит подмена понятий. На самом деле происходило немного другое.

Рассматривается альтернативный взгляд на историю религий.

Основные вероисповедания, это:

– Кристоферианство;

– Павославие;

2

Собственно современная православная церковь, а ранее Греко-Кафоличеческая ортодоксальная церковь на самом деле получила название православной лишь с середины прошлого века. То есть, на протяжении многих тысячелетий до этого под православием понималось совсем иное. Другими словами, христианство и православие друг другу не тождественны.

Так кто же принимал участие в семи соборах для иудейско-христианской церкви, правоверные либо православные отцы? На самом деле подмена одного понятия другим произошла при реформах Никона.

Достоверно известно, что собственно славяне были православными за много тысяч лет до того, как их обратили в иудейско-христианскую веру. А называли славян термином «православные» по причине того, что они Правь славили. Ведь предки искренне верили, что весь мир разделяется на три отдельных уровня, а именно высший уровень под названием Правь или Прави, средний уровень – Явь, а также низший уровень или мир под названием Навь или

3Почему Русская православная церковь называется православной, а Русская зарубежная церковь- правоверной ортодоксальной? Расен Знаток (345), закрыт 3 года назад

Дополнен 3 года назад

https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk

Не правильно. Православие и христианство ничего общего не имеют. Православие — это истинная Вера наших предков Русов Славян. Славили Правь, мир Богов. А христианство было навязано насильно с кровью наших предков и называлась та религия правоверное ортодоксальное христианство Византийской кафолической церкви. За 12 лет крещения Киевской Руси из 12 млн. Русов вырезали 9 млн.

, так как наши предки были верны Прави, своей Вере и никакими силами их заставить отказаться от своей Веры, Веры предков было нельзя . Оставили в живых стариков и малых детей, из которых в дальнейшем растили христиан.

В 1654 году настоятель церкви Никон затеял реформу церкви — изменил обряды, двоеперстное крещение заменил на троеперстным, во время обрядов начали ходить против

4

Закон Божий

Почему называемся православными христианами

Мы называемся православными христианами потому, что веруем в Господа нашего Иисуса Христа; веруем так, как изложено в «Символе Веры», и принадлежим к основанной Самим Спасителем на земле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая под руководством Духа Святого неизменно правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа, то есть принадлежим к Православной, Христовой Церкви.

Все остальные христиане, которые исповедуют веру во Христа неодинаково со святой Православной Церковью, не принадлежат к ней. К ним относятся: католики (римо-католическая церковь), протестанты (лютеране), баптисты и другие сектанты.

ВОПРОСЫ: Как мы называемся и почему? Как называются другие христиане, которые не принадлежат к Святой Православной Церкви?

5

Среда, 18 Сен. 2013

Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоВерная) церковь (ныне РПЦ) стала называться правоСлавной только с 8 сентября 1943 года (утверждено указом Сталина в 1945 году). Что же тогда именовалось Православием в течении нескольких тысячелетий?

«В наше время в современном русском просторечии в официальном, научном и религиозном обозначении термин «православие» применяется к чему-либо относящемуся к этнокультурной традиции и его обязательно связывают с Русской Православной Церковью и христианской иудео-христианской религией.

На простой вопрос: «Что такое православие» любой современный человек, не задумываясь, ответит, что Православие – это христианская вера, которую приняла Киевская Русь во времена правления князя Владимира Красное Солнышко от Византийской империи в 988 году нашей эры. И что Православие, т.е. христианская вера существует на русской земле уже больше тысячи

6Почему мы называемся православными Христианами

Почему мы называемся православными Христианами

Листовка православного клуба «Сретение» при катехизаторских курсах Киевской Духовной Академии и Семинарии
(Успенской Киево-Печерской Лавры)

Почти две тысячи лет назад Господь наш Иисус Христос пришел на землю и спас человечество от греха, проклятия и смерти, которые нависли над ним с того времени, как согрешили первые люди. Послав на землю после Святого Вознесения Святого Духа, «Который от Отца исходит» (Ин. 15, 26), Господь основал Церковь как Свое мистическое Тело, а таинства церковные стали способом благодатного общения с Богом. Поэтому человеку необходимо бывать в Церкви, чтобы общаться с Богом через таинства.

По своей истории Церковь для сохранения единства веры ограничила и установила правила и законы своего существования. Поэтому тех, кто нарушал эти законы, называют раскольниками, а их учения, которые они проповедовали, – ересью. Вообще раскольниками

7

В начале сделаю небольшое пояснение для тех, кто считает, что православие это христианство. Боюсь Вас расстроить, но это совсем не так.

Православие и христианство ничего общего между собой не имеют. Православие — это древняя Вера наших предков Славян. Славили Правь, мир Богов. А христианство было навязано насильно и называлась та религия правоверное ортодоксальное христианство Византийской кафолической церкви.

Существуют страшные предания, что за годы крещения Киевской Руси миллионы русов были убиты, так как наши предки были верны Прави, своей Вере и никакими силами их заставить отказаться от Веры предков было нельзя.
В 1654 году настоятель церкви Никон затеял реформу церкви.

Изменил обряды, двоеперстное крещение заменил на троеперстным, во время обрядов начали ходить против часовой стрелки и название церкви сменили с Правоверной на Православную (истинную веру Славян) , чтобы заманить туда наших предков. Это название долго не продержалось и было отменено, так как начались

8

Известно, что христианство — одна из крупнейших мировых религий. Приверженцами христианства являются миллионы людей во всем мире, что обусловило неоднородность этого религиозного направления. Оно распалось на ряд самостоятельных течений, главными из которых являются католицизм, православие и протестантизм.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему произошел раскол церкви в 17 веке

Различными политическими, социально-экономическими причинами, ходом исторических событий, таких как распад в IV веке Римской империи на западную и восточную части, обусловлено появление двух течений христианства: католицизма и православия.

В западной части шел процесс дальнейшего дробления империи — создание самостоятельных феодальных государств. В условиях политической раздробленности стало возможным укрепление власти церкви. Она уже стремится стать над светской властью, создает международную религиозную организацию во главе с единым главой — папой.

В восточной части церковь находилась под властью императора, была частью его государственного аппарата.

9

Скажите пожалуйста, директор Иванов — «директор» это имя или должность? А господин Иванов -«господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз.

Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах.

Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь

10

К статьям

Что есть настоящее Христианство?
Имеет ли право Христианство называться ПРАВОСЛАВНЫМ: ответ однозначен — НЕТ. Христианство это не религия СЛАВЯН, и православным оно никогда не было. Христианство религия лжи и рабства.

Официальной русской религией является христианство. Религия, в которой нет ни слова о славянах. Одни иудеи. В то время, как сами иудеи придерживаются другой религии. Парадокс? Что бы увидеть, почему так вышло, надо разобраться как крестили Русь. Но, только без иудейских толкований.

До христианства на Руси была Старая Вера – Православие. Наши предки были православными, т.к. Правь славили.

По ведическим писаниям существуют:Явь – осязаемый мир,Навь – мир Духов и Предков,

Правь – мир Богов.

В 988 г н.э. из Византии на Русь принесли христианство.
Киевский правитель, каган Владимир крестил Русь по греческому закону. Цель – заменить Старую Веру на, более близкую Владимиру,

11

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Петр Мангилев, проректор Екатеринбургской духовной семинарии по учебной работе. Передача из Екатеринбурга.

– Сегодня мы поговорим о том, почему наша Церковь именуется Православной, чем различаются между собой автокефальные, автономные и самоуправляемые Церкви.

Батюшка, почему же все-таки именно наша Церковь Православная? Люди, которые исповедуют другую религию, тоже могут сказать, что они правильно славят Бога? Что же такое православие?

– Слово «православие» действительно означает «правильно славить Бога». Правильно славить Бога – это очень важно. Важно также правильно научаться этому прославлению и правильно выстраивать жизнь сообразно с этим учением. Конечно, те, кто исповедует другие религии, считают, что правильно славят Бога именно они. Тем не менее Православная Церковь берет себе это название, чтобы подчеркнуть, что она правильно верит, живет сообразно с этой верой, то есть учит правильной жизни и правильно

12Слова «Православие» в Библии нет. Это Факт.В других, не славянских, языках его тоже нет.

Но вот Вики, как и попы, настаивают, что Православие =

13

ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ И ЕГО ВРАГИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Забывают многие в наше время, что Церковь не какое-либо земное, человеческое учреждение, а учреждение Божественное, высочайшее назначение которого есть спасение душ в жизнь вечную, что в ней – не место какой-либо «политике» или «дипломатии» и не допустимо кривить душой, попирая совесть, во имя каких бы то ни было чисто земных целей, хотя бы и прикрывались они лживо фальшивыми лозунгами «мира всего мира»; «всеобщего блага» и даже мнимой «христианской любви» и «смирения», что сейчас так в моде

Широко распространенное, «ходячее» мнение наших дней – это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными. Но думать так – это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды.

Если мы обратимся к истории Христианской

Источник: https://e-batyushka.ru/pochemu-pravoslavie-nazyvaetsya-pravoslaviem

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

В каком году церковь стала называться православной

Источник: https://newsland.com/community/4797/content/raskol-v-russkoi-tserkvi/6932861

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;
  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;
  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;
  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;
  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;
  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»
  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто управляет монастырем

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Источник: https://www.anews.com/p/125522059-cerkovnaya-reforma-cerkovnyj-raskol-v-rossii-xvii-veka-patriarh-nikon-i-raskol/

Христианство и Православие: есть ли разница | Православиум

Рубрика: Основы веры

Более 2000 лет назад был распят на Кресте и Воскрес из мертвых Иисус Христос, пришедший в мир, чтобы искупить грехи рода человеческого через смерть и Воскресение. Он сказал: “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф., 16:18).

Главой Христианской Церкви  всегда был, остается и будет Сам Спаситель Иисус Христос. После Вознесения Христа его ученики-апостолы отправились в различные уголки земли для проповеди Евангелия.

И, несмотря на гонения и казни первых христиан в Римской Империи и других языческих странах, Христианская Церковь разрасталась. В то время не было разделения понятий»Христианство» и «Православие».

В 301 году Христианство стало государственной религией в Великой Армении. При императоре Константине Великом в 313 году закончились гонения на христиан в Римской Империи. Христианская Церковь получила свободу в распространении своего вероучения. В настоящее время христианство является самой распространенной религией в мире (около 2,4 миллиардов человек). Практически в каждой стране существуют различные христианские общины.

Православный храм

1000 лет с момента основания Христианская Церковь была единой, святой, соборной и апостольской, что и было закреплено в Символе веры. Но в 1054 году при Папе Римском Льве IX и Патриархе Михаиле Керуларии произошел раскол на Православную и Католическую Церковь. Это произошло из-за притязаний Папы на главенство над всеми Христианскими Церквями. Также сыграли роль расхождения в трактовке вероучения.

Одним из главных толчков в сторону раскола послужил догмат о Троице (Филиокве). Католическая Церковь утверждает, что Троица – это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Но при этом Бог Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына.

Православная Церковь не согласилась с этим утверждением. В своём мнении она опирается на Евангелие, где сказано: “Дух истиныот Отца исходит” (Ин., 15:26). Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога Отца.

В противном случае Учение о Святой Троице превращается в языческое представление о Боге.

Основные различия Православной и Католической Церквей

В Православии главой Церкви является Сам Иисус Христос, так как апостол Павел в своих посланиях пишет, что Бог Отец “поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его” (Еф., 1:22-23). Главой Католической Церкви объявлен Папа Римский. Он считается наместником Христа на земле и якобы обладает непогрешимостью (безошибочностью) в суждениях о вере и нравственности.

Православная Церковь не разделяет католического учения о чистилище (место между адом и раем, где человек может искупить грехи) и индульгенции (освобождение от наказания за грехи). Некоторое время такое освобождение было широко распространено в Католической Церкви.

В Православии не принимается догмат о непорочном зачатии Богородицы. Католики утверждают, что на Деве Марии не было первородного греха, свойственного всем родившимся людям. 

Также существует разница в Таинстве Причастия. В Православии причащают Телом и Кровью и мирян, и священнослужителей. В Католичестве мирян причащают только Телом, а священнослужителей – Телом и Кровью.

Отличается и Крестное Знамение: православные крестятся троеперстием, сложив три пальца правой руки вместе, справа налево. Католики – всей ладонью и слева направо.

Возникновение протестантизма

Но на этом разделения Христианства не закончились. В XVI веке от Католической Церкви отделилась часть верующих под предводительством бывшего католического монаха и богослова Мартина Лютера. Свою критику Католичества Мартин Лютер изложил в своих знаменитых “95 тезисов” (1517год)”. Многие католики, несогласные с  действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой, поддержали этот документ. После огласки этих тезисов Лютер был отлучен от Католической Церкви как еретик.

В результате образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии. А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком. От название этого протеста новое религиозное движение получило название “протестантизм”.

Протестанты исключили из источников учения Церкви Священное Предание, оставив только Священное Писание – Библию. По их мнению, трактовать Библию может каждый член общины, не опираясь на мнения Святых Отцов. В результате протестантская община разделилась на тысячи церквей, вероучение которых значительно расходится между собой.

Протестанты не признают священство, считая, что посредник между  Богом и человеком не нужен. Также не почитаются Богородица, святые и их изображения (иконы), это считается идолопоклонством.

Основные отличия Протестантства и Православия

Протестанты не считают Причастие таинством, а лишь символическим воспоминанием о Тайной Вечери. Для православных Причастие является главным Таинством Церкви, без которого невозможно спасение души человека.

Традиционное Христианство и Православие считают заблуждением отказ протестантов от Священного Предания. Из-за своевольной трактовки Библии учение Церкви искажается иногда до диаметрально противоположного. Разрушается духовная традиция, соответственно, деформируется и жизнь человека .

Православные христиане почитают Богородицу и святых как пример истинной веры в Бога, любви и служения ближним. Протестанты такое поклонение называют идолопоклонством.

В Православной Церкви установлены четыре основных поста, а также пост в среду и пятницу, в воспоминание о крестных страданиях Спасителя. Протестанты могут поститься по желанию, без всяких правил.

Православные христиане молятся за умерших, чтобы облегчить их посмертную участь. Протестанты считают, что место пребывания души человека (рай или ад) определяется сразу после смерти.

Протестанты считают, что между Богом и человеком не должно быть посредников (священнослужителей). У протестантов на месте священников  пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди. 

Кого считают христианами

Христианство за всю свою более чем 2000-летнюю историю разделилось на три основные ветви:

– Православие;

– Католичество;

– Протестантизм.

Все эти религиозные течения исповедуют Иисуса Христа, распятого для искупления грехов человека и воскресшего в третий день. Все христиане верят в грядущее Второе Пришествие Христа, воскресение мёртвых и Страшный Суд, по итогам которого будет определена вечная участь каждого человека. Признают Священное Писание (Библию) как главную священную книгу, но при этом существенно различаются в трактовке Писания, догматах и вероучительных тезисах. 

Православие – это Христианство

Православное Христианство – это Церковь, которая сохранила неповрежденной истину, открытую апостолам Иисусом Христом, она берет свое начало с самого момента Воскресения Спасителя, не изменяя вероучения апостолов. С канонической точки зрение Христианство и Православие это синонимы.

Святитель Феофан Затворник выразил православную позицию следующими словами: “Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения, – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает этих благ.

Так благоволил устроить Сам Он. Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет” (Из писем святителя Феофана Затворника: “3-е и 5-ое письма в С.

-Петербург по поводу ереси тамошней”).

Источник: https://pravoslavium.ru/xristianstvo-i-pravoslavie-est-li-raznica/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Что означает женское имя Саша

Закрыть