Сколько Поместных Православных Церквей в мире

Пасхальные богослужения в православных храмах могут пройти без верующих

Сколько Поместных Православных Церквей в мире

В Русской православной церкви нет единого мнения, можно ли отказаться от массовых богослужений во время главного для христиан праздника — Пасхи. В этом убедился корреспондент Федерального агентства новостей, пообщавшись с разными священниками и православными экспертами. 

Пасха наступит в положенный срок

Позицию РПЦ изложил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. Собственно, она сводится как раз к тому, что окончательное решение пока не принято. 

«Мы не комментируем пока решений относительно Пасхи, поскольку идет Великий пост. Тем не менее могу сказать, что верующие не раз встречали Пасху в куда более трагичные времена, чем сейчас. Поэтому православные должны быть сосредоточены на том, чтобы достойно прожить Великий пост в молитве и воздержании», — заявил Кипшидзе в комментарии ФАН. 

Он добавил, что Пасха наступит в положенный срок, и это главное для верующих. 

«Пасха — не чемпионат мира по футболу. Она наступает уже почти 2000 лет и наступит вновь. Поэтому подлинно верующий человек в любом случае встретит этот праздник в молитве и радости», — резюмировал представитель патриархии.

Между тем, в православной Греции с 11 марта действует запрет на посещение храмов православными мирянами. В связи с этим 2 апреля Священный синод Элладской православной церкви попросил греческое правительство разрешить провести Пасхальные богослужения за закрытыми дверями. Предполагается, что для остальных верующих будет организована онлайн-трансляция, что поможет им почувствовать причастность к богослужению. 

Священный синод ЭПЦ также заявил о намерении провести массовые богослужения в день отдания Пасхи — с 26 на 27 мая. Данное сообщение некоторые СМИ восприняли как новость о «переносе Пасхи», что в корне неверно: главный православный праздник наступит вскоре после схождения Благодатного огня 19 апреля.

Что касается России, то президент Владимир Путин в своем обращении 2 апреля заявил о том, что дает широкие полномочия главам регионов самим определять степень жесткости карантина. И они этим правом уже пользуются. 

Так, на Кубани в связи с угрозой распространения коронавируса распоряжением властей с 5 апреля и до «особого распоряжения» будет действовать запрет на публичные богослужения в православных церквях. Об этом сообщил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

Правда, божественные литургии за закрытыми дверями священникам без паствы проводить все же разрешат. В некоторых православных храмах будет налажена онлайн-трансляция богослужений. Также предполагается, что ограниченное число верующих все же смогут причащаться во время богослужений. 

Из всех опрошенных ФАН наиболее непримиримую позицию по отношению к запрету массовых богослужений на Пасху занял известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы о. Сергий (Рыбко).

«Насколько я знаю, патриарх Кирилл настроен на то, чтобы отстоять права верующих на совершение в храмах божественной литургии. Если будет прямой запрет властей, это вызовет резкое недовольство многих верующих», — заявил клирик в разговоре с корреспондентом ФАН. 

Пандемия паники

По мнению православного публициста, главного редактора портала «Русская народная линия» Анатолия Степанова, сегодня имеет место «пандемия паники». 

«Эта паника то ли по законам информационного общества, то ли из каких-то специальных соображений поднята мировыми СМИ»,— заявил Степанов в интервью ФАН. 

Но есть и опасный реальный вирус, который приводит к печальным последствиям. Собственно, об этом говорил и святейший патриарх Кирилл — болезнь есть, и не надо проявлять легкомыслия, напомнил православный эксперт. 

«В этой ситуации РПЦ согласна с мерами, которые предпринимаются светскими властями, — по крайней мере, в том варианте, как их изложил Владимир Путин. Другое дело, что всегда есть самодеятельность местных властей. Например, в Карелии, где до сих пор не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом среди жителей, власти предложили закрыть все храмы. Это, мягко говоря, с удивлением было принято верующими», — рассказал Анатолий Степанов. 

При этом надо понимать, что прямого запрета на посещение храмов со стороны священноначалия РПЦ нет. Церковь исходит из того, что надо поберечь свою паству, большую часть которой составляют пожилые люди. А именно они наиболее уязвимы перед коронавирусом. 

«Самое главное, что службы в храмах не прекращаются. Механизма запретить посещать храмы власть не предлагает. У храмов не дежурят полицейские патрули, которые заворачивали бы людей домой. Власти с пониманием относятся к позиции РПЦ», — считает главный редактор «Русской народной линии».

Что будет дальше, верующие по всей России ждут с большой тревогой. Одно дело — ограничения посещения храмов в разгар Великого поста. Тут есть даже некоторое богословское обоснование, которое сравнивает пост с уходом в пустыню, отметил Степанов. 

А вот что будет в Великий Четверг и на саму Пасху, когда многие православные стремятся причаститься и считают обязательным участие в богослужении? Этот вопрос беспокоит многих верующих. 

«Думаю, что до конца этой недели будет какое-то особое разъяснение насчет Благовещения, которое тоже является очень важным праздником для верующих. Оно ежегодно празднуется 7 апреля. И вот по тому, как будут организованы богослужения на Благовещение, можно будет предположить, как они пройдут на Пасху», — надеется собеседник ФАН. 

Вероятно, в итоге будет принято компромиссное решение. Например, богослужения будут проводиться на улице. Во многих поместных православных церквях это уже стало практикой. 

«В Сербской православной церкви в храм пускают по несколько человек для причастия, — остальные люди молятся на улице. Эта проблема обсуждается и в Болгарской православной церкви. В любом случае, совсем не заходить в храм на Пасху нельзя, поскольку он в это время олицетворяет собой ту могильную пещеру, в которой находилось тело Христово», — резюмировал собеседник ФАН. 

Если закроют храмы

По словам директора школы в селе Ивановское-на-Лехте, священника Владимира Мартышина, надо спокойнее относиться к тем мерам, которые предлагаются для сдерживания пандемии коронавируса. 

«Надо понимать, что в храме заражение возможно. Я не говорю сейчас о святынях или причастии. Но рука священника или его нарукавники — это не святыни. Поэтому прикладываться к ним сейчас не стоит», — выразил свое мнение собеседник ФАН.

В данный момент, по его словам, важно максимально соблюдать все предписания властей, чтобы на Пасху не пришлось совсем закрывать церкви. 

«Мы и раньше всегда просили прихожан соблюдать меры предосторожности. Например, в нашем приходе церкви Илии Пророка много прихожан с детьми. И мы часто просим родителей воздержаться от того, чтобы приходить в храм, когда их дети болеют ветрянкой», — рассказал о.Владимир. 

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Пестрецово священник Александр Авдеев, ссылаясь на установки священноначалия, рассказал ФАН о том, что богослужения на Пасху в сельских приходах пройдут в любом случае. 

«Даже если закроют храмы, служить будем на улице. Есть предписание, чтобы мы ограничили число верующих на пасхальной службе, но до какой степени — пока непонятно», — рассказал о. Александр. 

Ранее настоятель Никольского храма в Павшинской пойме города Красногорска, популярный православный блогер Павел Островский рассказал Федеральному агентству новостей, что на данный момент запрещать богослужения на Пасху в России не планируется. 

«В самом крайнем случае священники будут служить в храмах без прихожан, а потом будут причащать людей по домам. Наверно, при этом будут даны какие-то специальные инструкции», — предположил собеседник ФАН.

3 апреля руководитель департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы Виталий Сучков заявил, что власти Москвы окажут содействие Русской православной церкви в организации видеотрансляций богослужений в столице. 

 По его словам, святейший патриарх Кирилл обратился в том числе в правительство Москвы за помощью в организации видеотрансляции богослужений. И мэрия готова в этом помочь РПЦ.

Пока речь идет только о тех прихожанах, которые сами приняли решение не посещать пасхальные богослужения.

  

Вместе с тем рабочая группа при патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции опубликовала , согласно которому пастырские обязанности духовенства будут исполняться в полном объеме.

Источник: https://riafan.ru/1264753-paskhalnye-bogosluzheniya-v-pravoslavnykh-khramakh-mogut-proiti-bez-veruyushikh

Сеть православных сайтов Prihod.ru — Приход.ру

Сколько Поместных Православных Церквей в мире

КОНСТРУКТОР САЙТОВ

Бесплатное,простое создание сайтов церковных организаций на основе WordPress. Полное техническое сопровождение и помощь.

Карта храмов

На единой карте выводится информация о приходах, соборах, монастырях Поместных Православных Церквей.

СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ

Автоматический обмен информацией между церковными организациями внутри благочиний, епархий, Поместных Церквей.

Сегодня на Prihod.ru:зарегистрировано православных организаций,
показано на карте объектов,
в конструкторе сайтов опубликовано более 20000 сайтов

Отзывы о проекте приход.ру

Владимир Легойда

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

«Споры о том, нужен ли православному приходу свой сайт, остались уже далеко в прошлом. Присутствие в интернете из предмета дискуссий превратилось в насущную необходимость. Более того, чтобы идти в ногу со временем уже не достаточно просто создать в Сети страницу. Современный сайт должен отвечать современным же представлениям о качественном дизайне и функционале. Во многом именно он создает первое впечатление в глазах многих посторонних людей, служит лицом общины и ее храма.Поэтому особенно важно, что такой сервис как «Приход.ру» позволяет сегодня создать качественное интернет-представительство всем, включая тех, кто не обладает ни должными навыками, ни лишним временем. Кроме того, «Приход.ру» является партнером СИНФО по созданию интерактивной карты приходов Московского Патриархата».

Марк, митрополит Рязанский и Михайловский

Глава Рязанской митрополии, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии

«Мы создали на Приход.ру сайты зарубежных приходов и епархий Русской Православной Церкви. Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество. У вас хороший подход: все разумно, эргономично и вместе с тем просто, ясно, так что этим удобно пользоваться. Это хорошая основа для плодотворной работы. Когда мы говорим о церковных сайтах – нужна строгая, изящная, интеллигентная простота во всем».

Источник: http://prihod.ru/

Православные церкви всего мира

Сколько Поместных Православных Церквей в мире

Православие (в переводе с греческого слова «ортодоксия») образовалось в виде восточной ветви христианства после того, как в начале V века произошло разделение могущественной Римской империи на две части – Восточную и Западную.

До конца эта ветвь оформилась после раскола церквей на православную и католическую в 1054 году. Образование разного рода религиозных организаций практически напрямую связано с политической и социальной жизнью общества.

Православные церкви стали распространяться в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Особенности веры

В основу православия положены Библия и Священное предание. Последнее предусматривает принятые законы Вселенских и Поместных соборов, которых за всё время было только семь, а также труды святых отцов церкви и канонических богословов. Чтобы понять особенности веры, нужно изучить её истоки.

Известно, что на первых Вселенских соборах 325 и 381 гг. был принят Символ веры, в котором кратко излагалась вся сущность христианского вероучения. Все эти основные положения православные церкви назвали вечными, неизменными, непостижимыми для разума обычного человека и сообщёнными Самим Господом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кому посвящен храм Покрова на Нерли

Сохранение их в неприкосновенности и стало главной обязанностью религиозных деятелей.

Православные церкви

Личное спасение души человеческой зависит от выполнения обрядового предписания Церкви, таким образом, происходит приобщение к Божественной благодати, подаваемой посредством таинств: священства, миропомазания, крещения в младенчестве, покаяния, причастия, венчания, елеосвящения и т. д.

Православные церкви проводят все эти таинства в богослужениях и молитвах, они также большое значение придают религиозным праздникам и постам, учат соблюдению заповедей Божьих, которые дал Моисею сам Господь, и выполнению его заветов, описанных в Евангелии.

Основное содержание православия заключается в любви к ближнему, в милосердии и сострадании, в отказе сопротивления злу насилием, что, в общем, составляет понятные общечеловеческие нормы жизни. Ставится акцент и на перенесении безропотного страдания, посланного Господом, для того, чтобы очиститься от греха, пройти испытание и укрепить веру. На особом почитании у Бога святые православной церкви: страдальцы, нищие, блаженные, юродивые, отшельники и пустынники.

Организация и роль православной церкви

Единого главы в церкви или духовного центра в православии нет. Согласно религиозной истории, есть 15 автокефальных самостоятельных в своём управлении церквей, из которых 9 имеют во главе патриархов, а остальные – митрополитов и архиепископов. Кроме этого, существуют и автономные церкви, независимые от автокефалии по системе внутреннего управления. В свою очередь, автокефальные церкви делятся на епархии, викариатства, благочиния и приходы.

Патриархи и митрополиты руководят жизнью церкви вместе с Синодом (при патриархии коллегиальный орган из высших церковных лиц), и избираются они пожизненно на Поместных соборах.

Управление

Православным церквям свойственен иерархический принцип управления. Всё духовенство делится на низшее, среднее, высшее, чёрное (монашество) и белое (остальные). Каноническое достоинство этих православных церквей имеет свой официальный перечень.

Православные церкви делятся на вселенское (мировое) православие, куда входят четыре самых древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, и на новообразованные поместные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Афинская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.

Сегодня существуют также и автономные церкви: у Московского патриархата – Японская и Китайская, у Иерусалимского – Синайская, у Константинопольского – Финская, Эстонская, Критская и прочие другие, не признанные мировым православием юрисдикции, которые считаются неканоническими.

История русского православия

После крещения в 988 году Киевской Руси князем Владимиром, образованная Русская православная церковь долгое время относилась к Константинопольскому патриархату и была его митрополией.

Он назначал митрополитов из греков, но в 1051 году во главе РПЦ встал русский митрополит Илларион. Перед падением Византии в 1448 году РПЦ получила независимость от Константинопольского патриархата.

Во главе церкви встал московский митрополит Иона, а в 1589 году впервые на Руси появился свой патриарх Иов.

Московская епархия РПЦ (её ещё называют Московская православная церковь) была создана в 1325 году, сегодня она насчитывает более полутора тысяч храмов. К монастырям и приходам епархии принадлежат 268 часовен. Многочисленные округа епархии объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. В епархии, кроме этого, есть три единоверческих прихода, полностью подчинённые архиерею Московской епархии РПЦ митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювиналию.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1415996630498544145/pravoslavnye-tserkvi-vsego-mira/

Различия католической и православной церквей в современном мире

Православная и католическая церковь были едины до 1054 года, когда произошло их разделение. Некоторые отличия в традициях относятся к вероучению, а другие имеют обрядовый характер.

Высшая власть в церкви

В католической церкви верховным епископом для всех христиан и наместником Иисуса Христа на земле, источником всякой церковной власти считается Папа Римский. В православной церкви нет единого верховного епископа, но каждая автокефальная (самостоятельная) церковь управляется своим собором епископов, во главе которого стоит предстоятель – патриарх, митрополит или архиепископ. Все предстоятели поместных церквей, а их насчитывается 15, равны между собой, ни один не подчиняется другому.

Непогрешимость авторитета

В католической церкви существует учение о непогрешимости и безошибочности Папы Римского, когда он выступает с кафедры, излагая церковное учение. Любое соборное решение, в том числе по богословским или догматическим вопросам, вступает в силу только после утверждения его Папой.

В православной церкви нет человека, который обладал бы непогрешимым авторитетом. И окончательные решения по богословским вопросам выносятся соборами епископов.

Святая Троица

Католики верят, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Соответствующее прибавление, так называемые филиокве, они сделали в Символе Веры.

Православные верят, что Дух Святой исходит от Отца, основываясь на словах Иисуса Христа из Евангелие от Иоанна.

Загробная жизнь

Католики верят, что помимо рая и ада существует еще чистилище – промежуточное состояние между блаженством и мучением, которое имеет временный характер. Муки, испытываемые там грешниками, имеют очистительный характер.

Православные не верят в существование чистилища, признавая только два посмертных состояния, в соответствии со словами Иисуса Христа: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).

Отличия в датах

У католической и православной церквях разные календари. Основные церковные праздники являются общими, однако даты их празднования не совпадают. Пасха лишь иногда празднуется православными и католиками в один день, но чаще в разные дни.

Обет безбрачия

В католической церкви латинского обряда не только епископы, но и священники должны быть безбрачными. В православной церкви священник может быть как безбрачным, так и состоящим в браке.

Традиции причащения

В католической церкви латинского обряда широко распространено причащение мирян под одним видом – только Телом Христовым. В православной церкви миряне причащаются под двумя видами – Телом и Кровью Христа.

Святое Причастие

У католиков для Евхаристии употребляется только пресный хлеб, а у православных – квасной.

Изображение креста движением кисти

Католики совершают крестное знамение слева направо всеми пятью пальцами. Православные крестятся справа налево тремя пальцами, а в старом обряде – двумя пальцами.

Крещение младенцев

В католической традиции младенцев после крещения не миропомазывают и не причащают. К причастию дети допускаются, как правило, по достижении 7 лет, а к миропомазанию – в более позднем возрасте.

В православной церкви таинство миропомазания над младенцем совершается одновременно с таинством крещения. Все крещеные младенцы допускаются к причастию.

Источник: http://rsute.ru/699619-katolicheskaya-i-pravoslavnaya-cerkvi-kakie-osnovnye-otlichiya-v-veroucheniyax-i-obryadax.html

Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.

Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.

— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.

Как считает Росстат

Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.

Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.

В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.

Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.

Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.

Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.

По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.

Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.

Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.

Как считает Православная церковь

Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.

На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений.

К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).

С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.

Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.

Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.

К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года

Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком веке была построена церковь Покрова на Нерли

Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?

Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.

Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.

Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.

Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч.

В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч.

И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.

Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч.

Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек.

Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

И ещё немного цифр

Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы.

Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год.

В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.

Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.

Если эта статья показалась Вам интересной или полезной, поделитесь ею с друзьями:

Источник: https://grosh-blog.ru/pravoslavie-v-cifrah-skolko-v-hramov-i-duhovnyh-organizacij-u-rpc/

10 стран с наибольшим числом православных

Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.

Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.

Православная церковь доминирует в Белоруссии, Болгарии, Кипре, Грузии, Греции, Македонии, Молдавии, Черногории, Румынии, России, Сербии и Украине, тогда как Древневосточная Православная Церковь преобладает в Армении, Эфиопии и Эритреи.

10. Грузия (3,8 млн.)

Грузинская Апостольская Автокефальная Православная церковь насчитывает около 3,8 млн. прихожан. Она относится к Православной Церкви. Православное население Грузии является самым наибольшим в стране и управляется Священным Синодом Архиереев.

Действующая Конституция Грузии признает роль церкви, но определяет ее независимость от государства. Этот факт противоположен историческому устройству страны до 1921 года, когда Православие было официальной государственной религией.

9. Египет (3,9 млн.)

Большинство христиан Египта являются прихожанами Православной Церкви, составляя около 3,9 млн. верующих. Самая большая церковная конфессия — Коптская Православная церковь Александрии, которая является последователем Армянской и Сирийской Древневосточных Православных Церквей. Церковь в Египте была основана в 42 году н.э. апостолом и евангелистом Святым Марком.

8. Белоруссия (5,9 млн.)

Белорусская Православная Церковь являются частью Православной Церкви и насчитывает до 6 миллионов прихожан в стране. Церковь пребывает в полном каноническом общении с Русской Православной Церковью и является крупнейшей конфессией в Белоруссии.

7. Болгария (6,2 млн.)

Болгарская Православная Церковь насчитывает около 6,2 млн. независимых верующих Вселенского Патриархата Православной Церкви. Болгарская Православная Церковь является старейшей в славянском регионе, основанная в V веке в Болгарской Империи. Православие также является крупнейшей религией в Болгарии.

6. Сербия (6,7 млн.)

Автономная Сербская Православная Церковь, относящаяся к автокефальной Православной Церкви, является лидирующей сербской религией с количеством почти 6,7 миллиона прихожан, представляющих 85% населения страны. Это больше, чем большинство этнических групп в стране вместе взятых.

Существует несколько Румынских Православных Церквей в некоторых частях Сербии, основанных мигрантами. Большинство сербов отождествляют себя с приверженностью к Православной Церкви, а не по этнической принадлежности.

5. Греция (10 млн.)

Количество христиан, которые исповедуют Православное учение, близко к 10 млн. населения Греции. Греческая Православная Церковь включает в себя нескольких православных конфессий и сотрудничает с Православной Церковью, проводит литургии на языке оригинала Нового Завета — греческом Койне. Греческая Православная Церковь строго следует традициям Византийской Церкви.

4. Румыния (19 млн.)

Большинство из 19 миллионов прихожан Румынской Православной Церкви являются частью автокефальной Православной Церкви. Количество прихожан составляет примерно 87% населения, что дает повод иногда называть румынский язык правоверным (Ortodoxie).

Румынская Православная Церковь была канонизирована в 1885 году, и с тех пор строго соблюдает православную иерархию, существующую на протяжении веков.

3. Украина (35 млн.)

В Украине около 35 миллионов членов православного населения. Украинская Православная Церковь обрела независимость от Русской Православной Церкви после распада СССР. Украинская церковь пребывает в каноническом общении с Православной Церковью и имеет наибольшее количество прихожан в стране, что составляет 75% от общей численности населения.

Несколько церквей по-прежнему относятся к Московскому Патриархату, но украинские христиане по большей части не знают, к какой конфессии они принадлежат. Православие в Украине имеет апостольские корни и было объявлено государственной религией несколько раз в прошлом.

2. Эфиопия (36 млн.)

Эфиопская Православная Церковь является крупнейшей и старейшей церковью как среди населения, так и структуры. 36 миллионов прихожан Эфиопской Православной Церкви находятся в каноническом в общении с Древневосточной Православной Церковью и были частью Коптской Православной Церкви вплоть до 1959 года. Эфиопская Православная Церковь является независимой и самой крупной из всех Древневосточных Православных Церквей.

1. Россия (101 млн.)

Россия имеет наибольшее число православных христиан во всем мире на общую сумму около 101 миллиона прихожан. Русская Православная Церковь, также известная под названием Московский Патриархат, — это автокефальная православная церковь, находящаяся в каноническом общении и полном единении с Православной Церковью.

Считается, что в России проявляется нетерпимость к христианам, и число православных христиан постоянно оспаривается. Небольшое количество россиян верят в Бога или даже исповедуют православную веру. Многие граждане называют себя православными христианами, потому что они были крещены в церкви еще детьми или упоминаются в официальных правительственных отчетах, но не практикуют религию.

Рекомендуем посмотреть:

В ролике будет подробно рассказано об основных религиях, исповедуемых в мире, с множеством исторических фактов.

Источник: https://batop.ru/10-stran-s-naibolshim-chislom-pravoslavnyh

История Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 октября 2019 года Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) принял решение о принятии в свою юрисдикцию приходов Архиепископии русских церквей в Западной Европе, которые ранее обратились с соответствующей просьбой к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву).

ТАСС — об истории Архиепископии и ее современном состоянии.

Создание Архиепископии

Приход к власти в России большевиков в 1917 году вызвал массовую эмиграцию из страны. Русские беженцы, оказавшиеся в странах Западной Европы, основали в местах своего расселения множество православных приходов. Для руководства ими 1 октября 1920 года.

Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (образовано епископами Русской церкви на территории, подконтрольной Вооруженным силам Юга России генерала Антона Деникина) назначило архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского). 8 апреля 1921 года Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) подтвердил это решение.

Его указами была создана Временная администрация русских приходов в Западной Европе, ее главой назначен архиепископ (с 1922 года — митрополит) Евлогий. В течение 1920-х годов общины, бывшие под управлением митрополита Евлогия, оставались в юрисдикции Русской православной церкви Московского патриархата и именовались ее «Западноевропейской епархией» или «Западноевропейской митрополией».

Приходы располагались на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, Марокко. С конца 1922 года кафедральным храмом Западноевропейской митрополии является собор Святого князя Александра Невского в Париже (Франция). В 1926 году большинство русских приходов Западноевропейской епархии в Германии перешло в юрисдикцию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ).

Отношения с Московской патриархией, РПЦЗ и переход в юрисдикцию Константинопольской церкви

В 1927 году под давлением советских властей заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), возглавлявший Московский патриархат после ареста других церковных иерархов, опубликовал декларацию о лояльности коммунистической власти. От заграничного духовенства он потребовал аналогичных заявлений.

Архиерейский синод РПЦЗ, а также большинство находившихся в эмиграции иерархов разорвали отношения с Москвой. Однако митрополит Евлогий с оговорками подчинился распоряжению Сергия и сохранил формальное подчинение Московской патриархии.

Такое решение привело к разрыву с РПЦЗ и переходу в эту юрисдикцию некоторой части русских приходов из Западноевропейской митрополии (отношения с РПЦЗ были восстановлены в 1934 году).

Несмотря на формальные заявления о лояльности советскому правительству, митрополит Евлогий в своих публичных выступлениях осуждал массовые репрессии против верующих в СССР. 21 марта 1930 года он заявил, что митрополит Сергий находится под давлением советского правительства, поэтому «наши пути расходятся, ибо все, что носит печать Советов, для нас неприемлемо».

10 июня 1930 года Сергий отстранил митрополита Евлогия от управления Западноевропейской митрополией. Однако тот отказался подчиниться и заявил о выходе из юрисдикции Московской патриархии. Глава митрополии обратился с ходатайством о переходе в Константинопольский (Вселенский) патриархат.

17 февраля 1931 года Константинопольский патриарх Фотий II (Маниатис) издал томос (указ) о принятии подчиненных митрополиту Евлогию приходов в Константинопольский патриархат в качестве самостоятельной русской православной церковной организации со статусом экзархата (самоуправляемой церковной области в составе поместной церкви).

При этом как символ сохранения связи с Русской церковью в приходах экзархата на богослужениях поминалось «все епископство православное Церкви Российской».

В 1945 году митрополит Евлогий, обнадеженный сокращением репрессий в СССР и патриотической риторикой советских властей, принял решение вернуться в подчинение Московского патриархата. Однако большинство клириков и прихожан не разделяли его позицию. 7 сентября 1945 года в ответ на обращение митрополита Священный синод РПЦ вынес постановление о воссоединении Западноевропейского экзархата с РПЦ.

При этом не был до конца урегулирован вопрос о выходе экзархата из юрисдикции Вселенского патриархата. 8 августа 1946 года митрополит Евлогий скончался, а 16-20 октября того же года съезд представителей клира и мирян принял резолюцию ходатайствовать перед Константинополем о сохранении экзархата в его юрисдикции. 6 марта 1947 года Вселенский патриарх Максим V (Вапордзис) утвердил это решение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда был построен Благовещенский собор

Архиепископия во второй половине ХХ — начале XXI веков

С 1950-х годов значительную часть паствы Западноевропейского экзархата составляли европейцы, перешедшие в православие из католичества и протестантизма. В связи с этим в храмах экзархата перешли на новоюлианский календарь, стали совершать службы на французском, голландском и др. европейских языках.

В 1965 году в связи с улучшением отношений между Константинополем и Москвой патриарх Афинагор I (Спиру) принял решение об упразднении Западноевропейского экзархата и рекомендовал его духовенству перейти под юрисдикцию РПЦ.

В ответ 30 декабря 1965 года глава экзархата архиепископ Георгий (Тарасов) провозгласил его независимой и самостоятельной Архиепископией Православной церкви Франции и Западной Европы. Это решение было поддержано общим собранием клира и представителей мирян.

Константинопольский патриархат, а также Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви негласно признали провозглашение независимости. Московская патриархия расценила действия архиепископа Георгия как не каноничные.

В 1971 году в ответ на ходатайство архиепископа Георгия Константинопольский патриарх Афинагор I своим указом вновь включил Архиепископию русских приходов в Западной Европе в свою юрисдикцию. При этом Архиепископия, сохранив внутреннюю автономию, не получила статуса экзархата, а была подчинена митрополиту Константинопольской патриархии, управлявшему приходами во Франции. РПЦ не признала правомочность решения Константинополя.

В мае 1995 года состоялось восстановление общения между РПЦ и Архиепископией русских приходов в Западной Европе.

В 1999 году Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) вернул Архиепископии статус экзархата.

Конфликт с Константинопольской патриархией в 2018-2019 годах, переход в юрисдикцию РПЦ

27 ноября 2018 года Священный синод Константинопольского патриархата без объяснения причин принял решение об упразднении экзархата Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе. Было заявлено, что приходы экзархата в каждой из европейских стран передаются в ведение местных епископов Константинопольской церкви.

Источник: https://tass.ru/info/6971323

Сколько в России церквей и другие цифры, которые интересно знать

Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.

Например, сколько в мире голубей. Или — почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?

Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь — вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.

Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или — сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.

Сколько православных в России?

Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей — в конкретной стране или во всем мире.

Почему?

Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить — 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом — различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).

Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?

В в 2016 году на Пасху — в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, — ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов

В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек — 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома — по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов

Сколько православных в мире?

Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся — и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.

Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:

На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек — семь с половиной миллиардов.

Из них почти треть — 2 400 000 000 — это христиане тех или иных конфессий.

Чуть больше половины всех христиан — это католики. 1 200 000 000

см.также: Католичество и православие: различия, самое главное

Православных в мире — около 300 миллионов.

Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):

  1. Русская православная церковь — 90–120 миллионов
  2. Румынская православная церковь — 18 800 000
  3. Элладская православная церковь — 9 000 000
  4. Сербская православная церковь — 8 000 000
  5. Болгарская православная церковь — 6 350 000
  6. Грузинская православная церковь — 3 600 000

А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.

Источник: http://uznavay.pro/skolko-v-rossii-tserkvey-i-drugie-tsifryi-kotoryie-interesno-znat/

Чем отличается храм от церкви | Православиум

Рубрика: Православный храм

Прежде чем выяснить, чем отличается храм от церкви, необходимо разобраться в этих понятиях.

Православный храм — это здание или помещение, предназначенное для проведения Таинств и богослужений, в первую очередь главного из них, Литургии (Таинства Причастия Богу). Храм может быть как отдельным зданием, так и помещением внутри строения с другими основными функциями — так называемые домовые храмы. Во времена первых христианских общин храмом могли быть жилые дома и даже пещеры. Некоторые пещерные монастыри сохранились и функционируют в наши дни. 

Существует множество видов храмов:

  • кафедральный (главный храм в епархии);
  • дворцовый (сюда же относятся кремлёвские и крепостные церкви, например, Успенский собор в Москве);
  • приходской;
  • монастырский;
  • храм-подворье;
  • домовой или келейный храм;
  • храм-усыпальница;
  • кладбищенский;
  • тюремный;
  • больничный;
  • войсковой;
  • миссионерский;
  • единоверческий (вид старообрядческих храмов) и так далее.

Каждый храм посвящён либо Господу или Божьей Матери, а так же иконам в Их честь (церковь в честь Спаса Нерукотворного, собор Казанской иконы Божьей Матери), либо святому (собор Василия Блаженного, храм в честь Спиридона Тримифунтского), либо православному празднику (Троицкий собор, Вознесенский собор), либо ангелам и ангельским силам (собор Архистратига Михаила).

Православный храм — кафедральный собор Александра Невского в Софии (Болгария)

В первом значении слово “церковь” является синонимом храма. На раннем этапе истории Православия церковью также называли городские православные общины, например, Константинопольская церковь или Римская церковь. Впоследствии понятие стало применяться и к помещению, в котором собираются верующие, совершаются Таинства и богослужения. 

Церковь как сообщество верующих

Это значение слова “церковь” по происхождению схоже с предыдущим. Только  в наше время оно обозначает не городскую православную общину, а собрание избранных в духовном смысле христиан. В этом и главный ответ, чем отличается храм от церкви.

Часто к этому понятию добавляют деление внутри христианской конфессии, например: Русская Православная Церковь, Римская Католическая Церковь, Немецкая Лютеранская Церковь.

Храм и церковь: в чём разница?

Чем отличается храм от церкви? Понятие “церковь” шире, чем “храм”. Если храм — это культовое здание, то церковь может быть как зданием, так и сообществом верующих города, страны и даже всего мира, например, Вселенская Православная Церковь.

Собор

Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.

Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.

Церковь

Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).

Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.

Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.

Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.

Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.

Часовня

Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря.

После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места.

В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.

Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.

Источник: https://pravoslavium.ru/chem-otlichaetsya-xram-ot-cerkvi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Каким богом был бог Осирис

Закрыть