Почему произошел раскол церкви в 17 веке

Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше

Почему произошел раскол церкви в 17 веке

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.

Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению.

Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто стоит во главе православной церкви

Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Раскол церкви на Руси в 17 веке: причины, проведенные реформы и последствия

Почему произошел раскол церкви в 17 веке

Дискуссии о неизбежности реформы церковного уклада начались в 1640-х. Тогда в Москве организовали «кружок ревнителей благочестия». Союзный совет духовенства, который входил в эту группу, боролся за однообразие церковных текстов и верховных главнокомандующих богослужения. Так возникли предпосылки раскола церкви на Руси в 17 веке.

Причины раскола

В союзном совете духовенства не было единства в решении проблемы об избрании модели, служившей образцом. Поэтому, люди разделились на две части: предлагавшие древние русские церковные книги и греческие образцы.

В итоге победили те, кто был за византийские каноны. Объяснить это можно следующим:

  • противоречие византийского уклада в русском служении Богу.
  • добавление коррективов в литургические законы. Посредством этого и произошёл церковный распад.
  • урегулирование политической обстановки внутри страны. Только недавно прошло Смутное время, а народные возмущения пока не утихали. Упрочение однотипности законов церковного уклада являлось для руководства первостепенным инструментом в обретении народного единения.
  • устремление Российской державы укрепить международное положение в потоке православных стран.

В правительстве стало модным выражение «Москва — это Третий Рим», которое было высказано еще в 15 веке старцем Филофеем. В истории много примеров.

Например, по прошествии церковного раскола в 1054 году Константинополь стал главной духовной державой Православной церкви. Филофей считал, что после падения Византии столица России являлось местом истиной веры.

Государю России в качестве доказательства такого положения Москвы было важно содействие церкви греческой. В итоге понадобилось привести церковную службу в неделимость с греческими правилами.

Площадь польской Украины к 1654 году примкнула к России. На присоединившихся территориях литургия велась по греческой модели, вследствие чего унификация законов богослужения помогла бы проведению реформ, связанных с соединением Малороссии с Россией.

Раскол при Алексее Михайловиче

Периодом церковного раскола на Руси принято считать 1645−1676 годы, ознаменованные царствованием Алексея Михайловича. Он являлся правителем деятельным, вникал в любые вопросы, направленные на развитие России. Он считал себя человеком истинно верующим и много времени посвящал религиозным учениям.

Распад церкви на Руси произошёл отчасти из-за патриарха Никона (1605−1681). Вследствие родительского принуждения он стал священником и добился успехов на этом поприще. В 1643 году он довольствовался высоким духовным саном игумена Кожеозёрского монастыря.

К 1646 году Никон, будучи в столице, исполнял монастырские обязанности. Там же он познакомился с юным царём Алексеем Романовым. Молодому государю настолько понравился игумен, что тот предложил стать ему придворным и величал архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Вследствие такой милости правителя в будущем Никон удостоился сана Новгородского митрополита. Это позволило ему провести ряд реформ.

По указанию правителя в 1651 году Никон снова отправился в столицу. Тогда его воздействие на царя стало ещё могущественнее. Государь полностью доверял патриарху, а тот принимал активное участие в разрешении множества проблем державы.

В 1652 году Никон получил главенство на патриаршеском престоле, как только отошёл на тот свет патриарх Иосиф. Тогда и началась разработка церковной реформы.

Суть распада и его последствия

Редакция абсолютно всех религиозных писаний, которые должны были соответствовать греческим канонам — главное, на что обратил своё внимание новый патриарх. Церковный распад начался в 1653 году, когда богослужебные законы начали меняться. Тогда же и начинается борьба Никона и его союзников со сторонниками старого уклада.

Кратко о реформах Никона:

  • Двуперстное знамя поменять на троеперстное. Противники такой реформы были ошеломлены. Это оценивалось как оскорбительное поведение по отношению к самому Богу, ведь таким образом получалась некрасивая картина из нескольких пальцев;
  • В слове «Иисус» писать 2 буквы «и»;
  • Уменьшение количества просфор для литургии;
  • На время служения поклоны совершать лишь до пояса;
  • Передвижение при крёстном ходе против солнца, а не наоборот;
  • Произношение слова «Аллилуйя» три раза, а не два.

Религиозный распад в Российской державе сопровождался отстранением большей части верующих и противников церковных преобразований от православия.

Неграмотная политика церковных и светских правителей — вот суть церковного раскола в 17 веке. Он отрицательно отразился на взаимодействиях церкви и власти, так как методы Никоновских реформ были жёсткими. Так, по установлению царя в 1660 году духовное правительство понизило чином Никона, согнав того с места патриарха. Затем у него отняли священнический сан и отправили в Ферапонтов Белозёрский монастырь. После отстранения Никона от правления церковные реформы не завершились.

В 1666 году в Церковном Соборе были официально провозглашены другие обряды и новые книги, которые была обязана принять вся Православная Церковь. Также по его указаниям противники сего мероприятия были отлучены от веры и назывались еретиками.

Влияние на умы людей

Церковный раскол — народная драма середины 17 века. Русские разделились на приверженцев новой Православной Церкви и старообрядцев.

Духовное единство исчезло. Появляется первая вражда на религиозной почве. Установилась чёткая граница социальной разобщённости среди жителей.

Во главе встаёт царская власть над церковной. Положение России среди других стран укрепляется. Старообрядцы стали родоначальниками искусства. Они разработали множество духовных центров, иконопись, сохранили традиции Древней Руси в книгописании и церковном пении.

Источник: https://na5.club/istoriya/osnovnye-prichiny-raskola-czerkvi-na-rusi-v-17-veke.html

Церковная реформа патриарха Никона — основные положения и последствия

Почему произошел раскол церкви в 17 веке

1001student.ru > История > Церковная реформа патриарха Никона — основные положения и последствия

Церковная реформа Никона, приведшая к расколу церкви, является важнейшим событием в России 17 века, в результате которого произошли изменения мировоззрения всего общества страны.

По мнению исследователей, главной причиной этого события являлись не разногласия в церкви, а сложившаяся ситуация в политической жизни страны.

  • Кратко о церковном расколе 17 века
  • Причины церковного раскола
  • Основные положения церковной реформы
  • Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона
  • Кто выступил против церковных реформ
  • К чему привела церковная реформа середины xvii века

Кратко о церковном расколе 17 века

События, приведшие к церковному расколу, произошли во времена царствования Алексея Михайловича, считавшего себя верующим православным человеком. Деятельному правителю ещё в юные годы понравился игумен Никон, который по его велению стал архимандритом при Московском Новоспасском монастыре, затем митрополитом Новгородским.

Со временем Никон принял высший церковный сан, заменив патриарха Иосифа. Назревала ситуация, когда необходимость в реформе церкви была видна всем. Реформа была разработана патриархом Никоном и поддерживающим его государем Алексеем Михайловичем, основными инициаторами нововведений.

При проведении реформы церковь раскололась, появились «староверы», не принявшие нововведения, которые подвергались гонениям. Последствия раскола проявились в народных волнениях и трагических событиях.

Причины церковного раскола

Раскол церкви произошёл из-за того, что никоновская реформа не была принята большинством верующих.

Произошло это из-за:

  1. Применения способов реализации реформы, которые проводились насильственно; духовенством и прихожанами не было принято изъятие и уничтожение церковных святынь и старинных книг, которые чтили с древних времён, это отталкивало многих от никонианства.
  2. Непродуманного быстрого перехода к проведению богослужений согласно новым правилам. При этом реформы сопровождались гонениями, а у людей появлялись убеждения в том, что навязывается иная, не православная вера.
  3. Безграмотности и малообразованности со стороны духовенства, не способного понять и объяснить прихожанам суть изменений; среди малограмотных священнослужителей были такие, которые не могли работать с новыми текстами книг, они и со старыми разбирались с большим трудом.
  4. Неточного перевода текстов книг с греческого на русский, изменяющий смысл написанного.
  5. Разногласий по сути реформы среди священнослужителей, приведших к появлению среди духовенства представителей старообрядчества.

Основные положения церковной реформы

Изменения, согласно церковной реформе, включали следующее:

  • замену крестного знамения с двупёрстного на троепёрстное; противники реформы называли троепёрстие «кукишем Богу», оскорблением Господа;
  • изменение написания имени Господа с «Исус» на «Иисус»;
  • уменьшение количества просфир, необходимых для проведения литургии;
  • замена земных поклонов на поясные при проведении служб;
  • направление крестных ходов должно быть против солнца;
  • во время пения в церкви двухразовое произношение «Аллилуйя» заменено на трёхразовое.

Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона

Появление реформы вызвано необходимостью навести порядок при проведении церковных обрядов, что сказалось бы на поддержании статуса России как центра православной веры и укрепило внутриполитическую обстановку.

При государе Алексее Михайловиче сложилась политическая обстановка, требующая поддержки греческой церкви. Обряды богослужения на Руси того времени не соответствовали греческим правилам, что и послужило основной причиной появления церковной реформы.

Этому же способствовало присоединение к России в 1654 году Малороссии, бывшей территории польской Украины, где соблюдались греческие каноны во время проведений православных литургий.

Возникновение церковной реформы связано с надеждой правительства на то, что единообразие правил церковных обрядов поддержит национальное единство страны, будет способствовать стабильности политической обстановки внутри страны. 

Кто выступил против церковных реформ

Противники реформ осуждали методы их проведения, возмущались жестокостью и непримиримостью Никона, их раздражало его высокомерие. Среди участников волнений историками называются имена боярыни Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и многих других, которые были жестоко казнены.

Протопопу Аввакуму Петрову, одному из лидеров участников раскола церкви, Церковным Собором было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь, в которой он провёл 11 лет. За упорство и несогласие с нововведениями, он был заточён в земляную тюрьму, а затем сожжен.

Центром раскола стал Соловецкий монастырь, который был осаждён царскими полками, где было казнено более 400 старообрядцев.

Понятие «староверы» относится к идейным противникам реформы. Это определение многочисленного количества защитников старой веры, бежавших от гонений на север, и живших в изоляции от мира.

Живущие в общинах (скитах) раскольники не просто создали церковную организацию, они жили по особой морали, основой которой служило почитание старших, труд, честность и скромность.

К чему привела церковная реформа середины xvii века

Возникновение религиозных разногласий — основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда служба в церкви в воскресенье

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания. 

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.



Источник: https://1001student.ru/istoriya/cerkovnyj-raskol-patriarh-nikon.html

Власть и церковный раскол в 17 веке — реформы Никона

После смерти с Иосифа следующим патриархом стал Никон, бывший митрополит Новгородский. Как тогда говорили, собенный друг Алексея Михайловича. Но он был не только другом, а еще и единомышленником. Дело в том, что Никон разделял идею всеправославного царства, которая была так близка сердцу царя, а еще считал, что править русские православные книги требуется именно по греческим образцам.

Реформы Никона

В дни, когда решался вопрос о новом предстоятеле русской церкви, еще никто не подозревал какой трагедией для страны и народа обернуться эти реформы. Равным образом, было трудно предвидеть, что новый патриарх отнюдь не удовольствуется ролью послушного исполнителя, угодной царю церковной политики. А вознамерится возвысить священство над царством. Собственно, сама церковная реформа, начатая Никоном в 1653 — 1655 годах, заключалась в следующем:

  • крещение не двумя, а тремя перстами;
  • замена земных поклонов поясными;
  • троекратное пение аллилуйя, вместо двукратного;
  • движения верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него;
  • по-иному стало писаться имя Христа — Иисус, вместо Исус;
  • все книги и иконы, написанные по старым, не по греческим образцам, подлежали уничтожению.

Для верующих все эти отступления были существенным нарушением традиционного церковного канона, а ведь молитва, произнесенная не по канону, согласно мнению верующих людей, не просто неправильна, она богохульна. Поэтому Никона тут же обвиняют в латинстве. Дело в том, что греческая церковь запятнала себя флорентийской унией, заключенной в 1439 году.

Будучи человеком властным, волевым, даже, фанатичным, Никон получил необъятную власть над верующими. В отношении царя он претендовал на ту роль, которую выполнял в свое время Филарет при Михаиле Федоровиче. Никон всячески подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской.

Отречение Никона и суд над ним

Став соправителем царя, новый патриарх оттеснил на задний план боярскую думу, а потом и самого Алексея Михайловича. Отношения между ними настолько обострились, что царь стал выражать открытое недовольство действиями патриарха. Такого к себе отношения Никон вытерпеть не мог.

В 1658 году после службы в Успенском соборе он заявляет о том, что слагает с себя патриарший сан и отправляется в монастырь. Этим он надеялся сломить слабовольного царя, чтобы тот молил его о возвращении. На деле все получилось наоборот.

Дело в том, что на Алексея Михайловича довольно-таки сильно влияло боярское окружение, которое, по большей части, не поддерживало реформы Никона. Никон понял, что его не спешат звать обратно. И тогда, в 1664 году, он делает попытку вернуться.

Перед рождественской службой он вновь появляется в Успенском соборе и заявляет, что сошел с престола никем не изгнанный и вернулся обратно никем незваный. Однако, Алексей Михайлович велит ему вернуться обратно в монастырь.

В 1666 году царь созовет церковный собор для суда над Никоном. Судить его будут за самовольное отречение от патриаршества без царского на то повеления. Приоритет царской власти над церковной был установлен. Присутствовавшие на суде александрийские, антиохийские патриархи православных церквей поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана. А еще вечное заточение в Ферапонтов монастырь.

Уже при следующем царе, Федоре Алексеевиче, Никон будет освобожден. Дело в том, что до Федора Алексеевича дойдут слухи о том, что Никон тяжело болен. И вот, умирающий Никон поплывет в сторону Воскресенского монастыря. Его будут встречать толпы народа, а Никон к тому времени будет уже не в состоянии оценить тот факт, что его освободили. Он умрет 17 августа 1681 года.

Старообрядец протопоп Аввакум

Тот же самый церковный собор 1666 — 1667 годов, который осудил Никона, придаст проклятию тех, кто не поддержит его реформу, старообрядцами назовут этих людей. Тем самым будет окончательно зафиксирован факт раскола русской православной церкви.

Выдающимся руководителем старообрядчества выступил протопоп Аввакум. Когда-то он входил в кружок ревнителей благочестия, который сложился вокруг царя Алексея Михайловича. Однако позже, резко разошелся во взглядах с царем и с Никоном на церковную реформу. По его мнению опираться православной церкви следовало на старые традиции в изоляции от остального мира. В деятельности Никона и в нем самом Аввакум видел огромное зло, которое лишь ослабляет церковь.

Вот как он отзывался о Никоне: «Никитка, как же, знаю его. Недалеко от меня родился, между Лысково и Мурашкина. Отец его Черемисин, а мати его русалка. Мина — Адаманька, а сам Никитка колдуном учинился».

За свои воззрения Аввакум был арестован и заключен в монастырь, а позже сослан с семьей в Сибирь. Претерпел многие невзгоды. На соборе 1666 года он был предан церковному проклятию и вновь заключён в земляную темницу. После смерти Алексея Михайловича сам сделает шаг навстречу своей гибели, послав новому царю Федору Алексеевичу послание, полное обличений. За великие на царский дом хулы будет сожжен заживо вместе с товарищами по заключению.

Последствия реформы Никона

Реформа Никона не затрагивала религиозных основ, касалась скорее обрядовой стороны, но для любой религии обрядовая сторона тоже необыкновенно важна.

К тому же возмущение вызывал сам факт вмешательства светских властей в дела духовные. Старообрядцы расценили реформу, как покушение на саму веру, веру их отцов.

Они сочли, что государственной властью овладел антихрист.

Масса старообрядцев уходили в леса и при приближении солдат нередко прибегали к коллективному самосожжению. Масштабы этого движения, кстати, поощряемого Аввакумом, ужасали. Широту движению старообрядцев придавали и социальные мотивы: выступление против централизации, крепостничество, вмешательство в духовную сферу. Все это обусловило очень пестрый состав старообрядцев. Туда входили и низы, и боярские верхи, знаковой стала история боярыни Морозовой, и представители духовенства.

Таким образом, церковная реформа и раскол являлись глобальными явлениями, которые имели огромные социокультурные последствия.

Источник: http://zapolni-probel.ru/istorija-rossii-7-klass/vlast-i-cerkovnyj-raskol-reformy-nikona.html

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;
  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;
  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;
  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;
  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;
  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»
  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Вселенская Церковь

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Источник: https://www.anews.com/p/125522059-cerkovnaya-reforma-cerkovnyj-raskol-v-rossii-xvii-veka-patriarh-nikon-i-raskol/

Тест по истории Русская православная церковь в XVII веке 7 класс

Тест по истории Русская православная церковь в XVII веке для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. В каких отношениях находились патриарх Филарет и госу­дарь Михаил Романов?

1) Филарет был родным братом Михаила Романова2) Филарет был отцом Михаила Романова3) Филарет был сыном Михаила Романова

4) Филарет не имел родственных связей с Михаилом Рома­новым

2. Какой точки зрения придерживался патриарх Иосиф отно­сительно редактирования церковных книг?

1) нужно взять за образец греческие книги2) нужно ориентироваться на древнерусские образцы3) необходимо создать собственную, новую систему церков­ного книгописания

4) необходимо обратиться за помощью к папе римскому

3. Что входило в церковную реформу, проведённую в 1653-1654 гг.?

1) введение троеперстного крестного знамения2) введение двоеперстного крестного знамения3) ведение богослужения на латинском языке

4) отказ от почитания икон

4. Как поступил патриарх Никон после конфликта с царём Алексеем Михайловичем, когда государь перестал посещать богослужения и приглашать патриарха на государственные приёмы?

1) Никон захватил царский престол2) Никон отлучил Алексея Михайловича от власти3) Никон проклял государя

4) Никон сложил полномочия патриарха и удалился в мо­настырь

5. Разногласия между сторонниками реформы Никона и её противниками привели к

1) расколу в Русской православной церкви2) объединению церкви в борьбе с католицизмом3) организации новых крестовых походов

4) полному подчинению государственных структур церкви

6. Как решил судьбу Никона Церковный собор 1666-1667 гг.?

1) собор принял реформы, предложенные Никоном, но осудил патриарха2) собор отверг реформы и осудил патриарха3) собор возвратил Никону патриарший престол

4) собор канонизировал Никона как святого

7. Где познакомились царь Алексей Михайлович и протопоп Аввакум, противник реформ Никона?

1) в Избранной раде2) в Монастырском приказе3) в кружке ревнителей благочестия

4) в Успенском соборе Московского Кремля

8. Как сложилась судьба противника Никона, протопопа Ав­вакума?

1) Аввакум был выслан из России2) Аввакум был казнён, его сожгли по царскому указу3) Аввакум заплатил огромный штраф и лишился своего состояния

4) Аввакум был отправлен в отдалённый монастырь, где и закончил свои дни

9. Как называли противников реформы Никона, сторонников протопопа Аввакума?

1) антиниконианцы2) аввакумцы3) старообрядцы

4) протестанты

10. Какое народное выступление стало одним из самых круп­ных восстаний, вызванных церковными реформами?

1) восстание под руководством Степана Разина2) восстание в Соловецком монастыре3) восстание под руководством Хлопка

4) Медный бунт

2 вариант

1. Патриарх Филарет стал править вместе с Михаилом Рома­новым начиная с 1619 г. Почему Филарет раньше не оказы­вал влияния на политические события?

1) Филарет не желал вмешиваться в политику2) Филарет поддерживал другого претендента на русский престол3) Филарет находился в польском плену

4) в 1619 г. Филарет получил титул единственного правите­ля России

2. Какое мнение относительно церковных книг и церковных обрядов разделял государь Алексей Михайлович?

1) необходимо придерживаться древнерусских образцов2) нужно обратиться к греческим источникам3) необходимо в качестве образца взять латинские книги

4) необходимо обратиться за советом к папе римскому

3. Что из названного относится к церковной реформе, которая была проведена в 1653-1654 гг.?

1) введение богослужения на латинском языке2) исправление икон и церковных книг по греческому образцу3) отмена почитания икон в церквях

4) исправление книг по древнерусским образцам

4. Каких взглядов придерживался патриарх Никон относительно царской власти?

1) Никон считал царскую власть выше церковной2) Никон полагал, что государь должен прямо назначать патриарха и основных церковных иерархов3) Никон выступал за первенство церковной власти над царской

4) Никон выступал за отмену царской власти и сосредоточение властных полномочий исключительно в руках патриарха

5. В какой монастырь удалился Никон после сложения полномочий патриарха?

1) Киево-Печерский монастырь2) Александра-Невскую лавру3) Даниловский монастырь в Москве

4) Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

6. Когда состоялся Церковный собор, на котором был осуждён патриарх Никон?

1) 1653-1654 гг.2) 1660-1661 гг.3) 1666-1667 гг.

4) 1678-1679 гг.

7. Протопоп Аввакум был автором произведения

1) Житие2) Суд над Никоном3) Шемякин суд

4) Путешествие по Сибири

8. Какие религиозные позиции отстаивал протопоп Аввакум в своих проповедях?

1) необходимость прощения всех еретиков и противников его взглядов2) следование церковным уставам и постановлениям Сто­главого собора3) обращение к книгам и сочинениям папы римского

4) взятие за образец греческих книг и канонов

9. Какие формы принимало массовое движение протеста про­тив реформ Никона?

1) мирные протесты2) обращение к народу3) написание воззваний к папе римскому

4) самосожжения и голодные смерти

10. Какие идеи отстаивали монахи в ходе восстания в Соловец­ком монастыре 1668-1676 гг.?

1) отмена обета послушания в монастыре2) выступление за старую веру3) введение права монахов покидать монастырь по соб­ственному желанию

4) отказ от монастырского землевладения

Ответы на тест по истории Русская православная церковь в XVII веке
1 вариант1-22-23-14-45-16-17-38-29-310-2

2 вариант

Источник: https://testschool.ru/2018/02/02/test-po-istorii-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-v-xvii-veke-7-klass/

Церковный раскол (Кратко + таблицы)

Обсуждение необходимости церковных преобразований началось ещё в 1640-е годы, когда в Москве сформировался так называемый «кружок ревнителей благочестия», в который входили представители духовенства, выступающие за унификацию правил проведения богослужения и церковных текстов. При этом, сами члены этой организации не могли выбрать образец, согласно которому бы были внесены изменения. Так, одни предлагали взять в качестве шаблона греческие церковные книги, а другие – настаивали, что образцом должны стать древнерусские книги.

Основные причины церковного раскола

В итоге, все остановились на варианте приведения в порядок церковных обрядов и книг, согласно изначальным византийским канонам. Исследователи выделяют несколько причин этого решения:

  • Стремление русского царя упрочнить авторитет Российского царства среди остальных православных государств. В то время правительственная верхушка всерьёз рассуждала о Москве как о «третьем Риме» (впервые данная теория была выдвинута в пятнадцатом веке в Пскове старцем Филофеем).
  • Так как в 1654 году территория Украины, принадлежавшая Польше, согласно решению Переяславской рады, отошла Российскому государству, в новоприобретённых землях православная литургия проводилась по прежнему по греческим канонам. Унификация обрядов позволила ускорению объединения земель.
  • Несоответствие древнерусского богослужения канонам, принятым в Византии. Внесение важных правок, что и вызвало церковный раскол, являлись второстепенными в плане проведения церковной реформы.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки в государстве. Духовность являлась единственным способом сдержать народное недовольство, связанное с опричниной и Смутой на Руси.

История церковного раскола

Сам же церковный раскол как явление произошёл во время правления царя Алексея Михайловича, который правил страной с 1645 по 1676 годы и остался в российской истории, как человек, стремящийся решить все вопросы, касающиеся благополучия России.

При этом, Алексей являлся истинно православным человеком, поэтому духовная сфера была для него одна из приоритетных.

Однако, чаще всего, российский церковный переворот связывают с личностью патриарха Никона, которого в миру звали Никитой Мининым (жил с 1605 по 1681 годы).

Впервые Никон познакомился с царём Алексеем в 1646 году и тот почти сразу же назначил его назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря, а через некоторое время Минин получил от правителя сан Новгородского митрополита.

Современники отмечают, что Никон имел огромное влияние на царя. Монарх полностью доверял своему духовнику, посвящая его в самые секретные государственные дела. Вершиной карьеры Никона стал патриарший престол, который он получил после кончины патриарха Иосифа в 1652 году.

Этот же год считается началом подготовки к церковной реформе.

Первым, что попало под изменение нового патриарха стали церковные книги, которые по мнению Никона нуждались в тщательной редакции для соответствия их содержания с их греческими канонами. Но, фактическим началом раскола принято считать 1653 год, когда царь с патриархом вводят изменения в правила богослужения, что вызывает волну возмущения в народе и духовенстве.

Последствия церковной реформы Алексея Михайловича

Сама же церковная реформа Алексея привела к:

  • Замене двуперстного знамения, принятым в Византии троеперстным. Именно это нововведение вызвало больше всего возмущений и претензий у противников реформы, так как, по их мнению, теперь люди должны были показывать «кукишь Богу».
  • Написанию вместо имени «Исус» – «Иисус».
  • Сокращению количества просфор для литургии.
  • В церковном пении теперь нужно было произносить вместо двух раз «Аллилуйя» – три раза.
  • Движение крестного хода отныне должно было совершаться не по движению солнца, а против него и др.

В 1660 году Никон был низложен с патриаршего престола по приказу правителя русского государства духовным собором, а немного позже Минина и вовсе лишили священнического сана, сослав в Феропонтов Белозерский монастырь.

Однако, с отстранением патриарха от власти все принятые церковные реформы не были упразднены, а в 1666 году Церковным Собором на официальном уровне был утверждён новый порядок проведения обрядов, а также церковные книги, которые отныне должны были считаться каноничными всей Российской Православной Церковью. Кроме того, согласно решению того же собрания, все сторонники «старой веры» приравнивались к еретикам и отлучались от церкви.

Итоги церковного раскола

Церковный раскол семнадцатого века стал настоящей национальной трагедией для России. Вместо ожидаемого сплочения народных масс, произошло его разделение на тех, кто принял царский приказ и людей, отказавшихся от новых правил, которых позже назовут «старообрядцами».

Вместе с этим, церковные преобразования установили верховенство над Церковью царской власти, что послужило началом к более серьёзным последствиям и переходу духовной сферы в государственное ведомство.

лекция: Краткая история церковного раскола

Источник: https://fox-calculator.ru/drevnyaya-rus/tserkovnyiy-raskol-kratko-tablitsyi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Где преобладает протестантизм

Закрыть