Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную

Что было главной причиной разделения церквей? Раскол христианской церкви

Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную

Христианская церковь никогда не была единой. Это очень важно помнить, дабы не впасть в крайности, так часто имевшие место в истории этой религии. Из Нового завета видно, что ученики Иисуса Христа еще при его жизни имели споры о том, кто из них главнее и важнее в зарождающейся общине. Двое из них – Иоанн и Иаков — даже просили о престолах по правую и по левую руки от Христа в грядущем царстве.

После же смерти основателя, первое, что стали делать христиане – делиться на различные противоборствующие группы. Книга Деяний и послания апостолов сообщают о многочисленных лжеапостолах, о еретиках, о том, кто вышел из среды первых христиан и основал собственную общину. Разумеется, те смотрели на авторов новозаветных текстов и их общины точно так же – как на еретические и раскольнические сообщества.

Почему же так происходило и что было главной причиной разделения церквей?

Доникейский период Церкви

О том, что представляло собой христианство до 325 года, нам известно чрезвычайно мало. Мы знаем только, что это мессианское течение внутри иудаизма, которое было инициировано бродячим проповедником по имени Иисус. Учение его было отвергнуто большинством иудеев, а самого Иисуса распяли.

Немногочисленные последователи, однако, заявили, что он воскрес из мертвых и объявили его мессией, обещанным пророками Танаха и пришедшим, чтобы спасти мир.

Столкнувшись с тотальным неприятием среди своих соотечественников, они распространили свою проповедь среди язычников, из числа которых нашли немало приверженцев.

Первые разделения среди христиан

В процессе этой миссии и случился первый раскол христианской церкви. Уходя на проповедь, апостолы не имели кодифицированного прописанного вероучения и общих принципов проповедования. Поэтому и проповедовали они разного Христа, разные теории и концепции спасения и налагали разные этические и религиозные обязательства на новообращенных.

Одни из них принуждали христиан из язычников обрезываться, соблюдать правила кашрута, блюсти субботу и выполнять иные постановления Моисеева закона. Другие, напротив, отменяли все требования Ветхого завета не только в отношении новообращенных язычников, но и в отношении самих себя.

К тому же, кто-то считал Христа мессией, пророком, но при этом человеком, а кто-то стал наделять его божественными качествами. Вскоре появился пласт сомнительных преданий, вроде непорочного зачатия, рассказов о событиях из детства и прочего. Плюс ко всему по-разному оценивалась спасительная роль Христа.

Все это привело к значительным противоречиям и конфликтам внутри первохристиан и инициировало раскол христианской церкви.

Из Нового завета хорошо видны подобные расхождения во взглядах (вплоть до взаимного неприятия друг другом) между апостолами Петром, Иаковом и Павлом. Современные ученые, исследующие разделение церквей, выделяют на этом этапе четыре основных ветви христианства. Вдобавок к трем вышеозначенным лидерам они добавляют ветвь Иоанна — также обособленный и независимый альянс локальных общин.

Все это естественно, учитывая, что Христос не оставил ни наместника, ни преемника, и вообще не дал никаких практических указаний по организации церкви верующих. Новые общины были полностью независимы, подчиняясь лишь авторитету основавшего их проповедника и избранным лидерам внутри себя. Богословие, практика и литургия имели в каждой общине самостоятельное становление.

Поэтому эпизоды разделения присутствовали в христианской среде с самого начала и носили они чаще всего вероучительный характер.

После того как император Константин легализовал христианство, а особенно после 325 года, когда состоялся первый вселенский собор в городе Никее, облагодетельствованная им ортодоксальная партия фактически абсорбировала большую часть других направлений раннего христианства. Те, что остались, объявились еретиками и были поставлены вне закона.

Христианские лидеры в лице епископов получили статус государственных чиновников со всеми юридическими последствиями своего нового положения. В итоге со всей серьезность встал вопрос административного устройства и управления Церкви. Если в предыдущий период причины разделения церквей носили доктринальный и этический характер, то в посленикейском христианстве добавился еще один важный мотив – политический.

Так, за бортом церковной ограды мог оказаться и правоверный кафолик, отказавшийся подчиняться своему епископу, или сам епископ, не признавший юридическую власть над собой, например, соседнего митрополита.

Разделения посленикейского периода

Мы уже выяснили, что было главной причиной разделения церквей в этот период. Однако клирики часто пытались окрасить политические мотивы в вероучительные тона. Поэтому данный период дает примеры нескольких очень сложных по природе своей расколов – арианского (по имени своего лидера, священника Ария), несторианского (по имени основателя — патриарха Нестория), монофизитского (от наименования учения о единой природе во Христе) и множества других.

Великая схизма

Самый значительный раскол в истории христианства произошел на рубеже первого и второго тысячелетий. Единая дотоле ортодоксальная кафолическая церковь в 1054 году разделилась на две независимые части – восточную, именуемой сейчас Православной церковью, и западную, известную как Римо-католическая церковь.

Причины раскола 1054 года

Говоря кратко, главная причина разделения церкви 1054 года – политическая. Дело в том, что Римская империя к тому времени составляла две независимые части. Восточной частью империи – Византией — правил кесарь, чей престол и административный центр располагался в Константинополе. Император же был и главой церкви.

Западной империей фактически правил епископ Рима, сосредоточивший в своих руках как светскую, так и духовную власть, а кроме того, притязающий на власть и в византийских церквях. На этой почве, разумеется, вскоре возникли споры и конфликты, выразившиеся в ряде церковных претензий друг ко другу.

Мелочные, по существу, придирки послужили поводом к серьезному противостоянию.

В конце концов, в 1053 году в Константинополе по приказу патриарха Михаила Керулария были закрыты все храмы латинского обряда. В ответ на это папа Лев IX направил в столицу Византии посольство во главе с кардиналом Гумбертом, который и отлучил Михаила от церкви.

В ответ на это патриарх собрал собор и взаимно предал анафеме папских легатов. Сразу на это не обратили особого внимания, и межцерковные отношения продолжались в привычном русле.

Но через двадцать лет первоначально незначительный конфликт стал осознаваться как фундаментальное разделение христианской церкви.

Реформация

Следующим важным расколом в христианстве является возникновение протестантизма.

Случилось это в 30-х годах XVI века, когда один немецкий монах августинского ордена восстал против авторитета Римского епископа и осмелился критиковать ряд догматических, дисциплинарных, этических и других положений католической церкви.

Что было главной причиной разделения церквей в этот момент – трудно ответить однозначно. Лютер был убежденным христианином, и для него основным мотивом была борьба за чистоту веру.

Конечно, его движение стало и политической силой за освобождение германских церквей от власти Римского папы. А это, в свою очередь, развязывало руки светской власти, больше не скованной требованиями Рима. По этим же причинам протестанты продолжали разделяться и между собой.

Очень быстро во многих европейских государствах стали появляться собственные идеологи протестантизма. Католическая церковь начала трещать по швам – многие страны выпали из орбиты влияния Рима, другие были на грани этого.

Сами протестанты при этом не имели ни единого духовного авторитета, ни единого административного центра, и этим отчасти напоминали организационный хаос первохристианства. Похожая ситуация в их среде наблюдается и сегодня.

Современные расколы

Что было главной причиной разделения церквей в прежние эпохи, мы выяснили. Что же происходит с христианством в этом отношении сегодня? В первую очередь, нужно сказать, что значительных схизм со времен Реформации больше не возникало. Существующие церкви продолжают разделяться на подобные друг другу небольшие группы.

В среде православных были старообрядческий, старостильный и катакомбный расколы, от католической церкви также отделилось несколько групп, а протестанты неустанно дробятся, начиная с самого своего появления. Сегодня численность протестантских деноминаций – более двадцати тысяч.

Тем не менее, ничего принципиально нового так и не появилось, если не считать нескольких полухристианских организаций вроде Церкви мормонов и свидетелей Иеговы.

Важно отметить, что, во-первых, сегодня большинство церквей не связаны с политическим режимом и отделены от государства. А во-вторых, имеет место экуменическое движение, которое стремится сблизить, если не объединить различные церкви. В этих условиях главная причина разделения церквей – идеологическая.

Сегодня мало кто всерьез пересматривает догматику, но зато огромный резонанс получают движения за рукоположение женщин, венчание однополых браков и т.д.

Реагируя на это, каждая группа обособляется от других, занимая свою принципиальную позицию, сохраняя в целом догматическое содержание христианства неприкосновенным.

Источник: https://FB.ru/article/169749/chto-byilo-glavnoy-prichinoy-razdeleniya-tserkvey-raskol-hristianskoy-tserkvi

Разделение христианской церкви на католическую и православную

Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную

Христианство — крупнейшая в мире по количеству последователей религия. Но сегодня она делится на множество деноминаций. А пример был подан очень давно — в 1054 году, когда западная церковь отлучила восточных христиан, отторгнув их, словно пришельцев. С тех пор последовало еще множество событий, которые только усугубили ситуацию. Так почему и как произошло разделение церквей на Римскую и Православную, давайте разберемся.

  • Предпосылки раскола
  • Фотиева схизма
  • Спор об использовании пресного теста
  • Великий раскол
  • Аргументы Рима
  • Аргументы Константинополя
  • Возможно ли воссоединение

Предпосылки раскола

Христианство не всегда было доминирующей религией. Достаточно вспомнить, что все первые Папы начиная с апостола Петра, окончили жизнь мученичеством за веру. Столетиями римляне пытались истребить непонятную секту, члены которой отказывались приносить жертвы их богам. Единственным способом выживания для христиан была сплоченность. Ситуация начала меняться лишь с приходом к власти императора Константина.

Глобальные расхождения во взглядах западной и восточной ветвей христианства явно обнаружили себя лишь столетия спустя. Сообщение между Константинополем и Римом было затруднено. Поэтому эти два направления развивались сами по себе. И на заре второго тысячелетия стали заметны обрядовые расхождения:

  • В храмах восточной традиции служили на греческом, тогда как римляне использовали латынь.
  • Западная ветвь христианства запрещала духовенству иметь жен и детей, в православии же обряд безбрачия приносили только монахи.
  • Духовенство, подотчетное Риму, сбривало бороды и выстригало волосы на затылке; восточные христиане, наоборот, бороды отращивали и волос не выстригали.

Но не это, конечно, явилось причиной раскола христианства на православие и католицизм. Начальствующие епископы все чаще стали расходиться во мнениях. Возникали конфликты, разрешение которых не всегда происходило мирно.

Фотиева схизма

Этот раскол произошел в 863 г. и тянулся несколько лет. Во главе константинопольской церкви тогда был патриарх Фотий, на римском престоле находился Николай I.

Два иерарха имели непростые личные отношения, но формально повод к разногласиям дали сомнения Рима в правах Фотия на руководство восточными церквями.

Власть иерархов была полной, она и сейчас распространяется не только на идеологические вопросы, но и на управление землями и финансами. Поэтому временами борьба за нее была довольно жесткой.

Считается, что настоящим поводом к ссоре между главами церкви стали попытки западного наместника включить под свою опеку Балканский полуостров.

Избрание Фотия было результатом внутренних разногласий, которые тогда царили в восточной части Римской империи. Патриарх Игнатий, которого сменил Фотий, был низложен благодаря козням императора Михаила.

Сторонники консервативного Игнатия и обратились за справедливостью в Рим. А Папа постарался воспользоваться моментом и взять под свое влияние константинопольский патриархат. Дело окончилось взаимными анафемами.

Состоявшийся очередной церковный собор на время сумел умерить рвение сторон, и воцарился мир (временно).

Спор об использовании пресного теста

В 11 в. осложнение политической обстановки вылилось в очередное обострение противостояния западного и восточного обрядов.

Константинопольскому патриарху Михаилу не понравилось, что латиняне начали вытеснять представителей восточных церквей на нормандских территориях. Керуларий в качестве ответных мер закрыл все латинские церкви в своей столице.

Это событие сопровождалось довольно недружелюбным поведением — пресный хлеб выбрасывался на улицу, константинопольские священники топтали его ногами.

Следующим шагом стало богословское обоснование конфликта — послание против латинского обряда. В нем выдвигалось много обвинений в нарушении церковных традиций (которые, впрочем, ранее никому не мешали):

  • Использование пресного теста во время богослужения. Представители римского лагеря утверждают, что первая литургия совершалась Христом на пресном хлебе, т. к. Пасха в тот год (по мнению католиков) наступала на следующий день. А по еврейскому обычаю весь пресный хлеб должен быть уничтожен до ее начала. Православные же считают, что на Тайной вечере еще был хлеб на закваске (дрожжевой).
  • Пост по субботам Великого поста.
  • Употребление в пищу трупов животных, в которых содержалась кровь.

Сочинение, конечно, дошло до главы римского престола. В ответ кардиналом Гумбертом было составлено послание «Диалог». Все эти события происходили в 1053 г. До окончательного расхождения между двумя ветвями единой церкви оставалось совсем немного времени.

Великий раскол

В 1054 г. папа Лев написал в Константинополь, требуя признать за ним полную власть над христианской церковью. В качестве обоснования использовался поддельный документ — так называемая дарственная, в которой якобы император Константин передавал управление церквями римскому престолу. Притязания были отвергнуты, на что верховный епископ Рима снарядил посольство. Оно должно было, помимо прочего, добиться от Византии военной помощи.

Роковой датой стало 16 июля 1054 г. В этот день формально прекратилось единство христианской церкви. Хотя к тому времени Лев I. Х. уже умер, папские легаты все равно приехали к Михаилу. Они вошли в Собор св. Софии и возложили на алтарь грамоту, в которой константинопольский патриарх предавался анафеме. Ответное послание было составлено через 4 дня.

Что было главной причиной разделения церквей? Здесь мнения сторон расходятся. Часть историков считает, что это результат борьбы за власть. Для католиков основным было нежелание признать первенство Папы как преемника апостола Петра. Для православных важную роль играет спор о Филиокве — исхождении Духа Святого.

Аргументы Рима

В историческом документе папа Лев впервые четко сформулировал причины, по которым всем остальным епископам следует признать первенство римского престола:

  • Поскольку Церковь стоит на твердости исповедания Петра, то удаляться от нее — большая ошибка.
  • Всякий, подвергающий сомнению авторитет Папы, отрекается и от святого Петра.
  • Отвергающий власть апостола Петра является надменным гордецом, самостоятельно ввергающим себя в пропасть.

Аргументы Константинополя

Получив обращение папских легатов, патриарх Михаил срочно собрал византийское духовенство. Результатом стали обвинения в адрес латинян:

  • Поскольку римское духовенство брилось, в этом усмотрели нарушение Писания (Левит, гл. 19), где говорится, что мужчине не подобает ходить с гладким лицом, словно он женщина.
  • Запрет на браки для духовенства называется нарушением канонов, принятых на Гангрском соборе, поскольку это выглядит так, словно они гнушаются брачными узами.
  • Филиокве — утверждение католиков о том, что Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Сына — называется не иначе как «злословием». Яростные споры по этому поводу продолжаются по сей день.

Некоторое время Русь оставалась как бы в стороне от конфликта, хотя изначально находилась под влиянием византийского обряда и признавала духовным центром Константинополь, а не Рим. Православные всегда делали тесто для просфор на закваске. Формально в 1620 г. на местном соборе было принято осуждение католического обряда использовать пресное тесто для церковных таинств.

Возможно ли воссоединение

Великая схизма (в переводе с древнегреческого — раскол) произошла довольно давно. Сегодня отношения между католичеством и православием перестали быть такими натянутыми, как в прошлые века. В 2016 г. произошла даже краткая встреча между патриархом Кириллом и папой Франциском. Подобное событие еще 20 лет назад казалось невозможным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появилась православная церковь

Хотя взаимные анафемы были сняты в 1965 г., воссоединение Римской Католической Церкви с Автокефальными Православными церквями (а их больше десятка, РПЦ лишь одна из исповедующих православие) сегодня является маловероятным. Причин тому не меньше, чем тысячу лет назад.

Не столь важно, в каком году произошел раскол христианской церкви. Важней то, что сегодня церковь представляет собой множество течений и церквей — как традиционных, так и вновь созданных. Людям не удалось сохранить завещанное Иисусом Христом единство. Но тем, кто именует себя христианами, следует учиться терпению и взаимной любви, а не искать поводы к тому, чтобы еще больше отдаляться друг от друга.

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/razdelenie-hristianskoj-tserkvi-na-katolicheskuyu-i-pravoslavnuyu.html

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;
  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;
  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;
  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;
  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;
  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»
  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Источник: https://www.anews.com/p/125522059-cerkovnaya-reforma-cerkovnyj-raskol-v-rossii-xvii-veka-patriarh-nikon-i-raskol/

Разделение христианской церкви на католическую и православную: значение Великой Схизмы

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру.

Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части.

Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Обрядовые традиции и взгляды на догматические принципы в Риме и Константинополе начали постепенно различаться задолго до окончательного разделения. В прошлом сообщение между государствами было не столь активным, и каждая церковь развивалась в собственном направлении.

  1. Первые предпосылки к расколу начались в 863 году. В течение нескольких лет православные и католики находились в противостоянии. События вошли в историю как Фотиева Схизма. Две правящие церковные верхушки хотели поделить земли, но не сошлись во мнениях. Официальным поводом стали сомнения в законности избрания Патриарха Фотия.
  2. В конечном итоге, оба религиозных лидера подвергли друг друга анафеме. Общение между главами католиков и православных возобновилось только в 879 году на Четвёртом Константинопольском соборе, который ныне не признан Ватиканом.
  3. В 1053 году ярко выделилась ещё одна формальная причина будущей Великой Схизмы – спор об опресноках. Православные использовали для таинства евхарастии квасной хлеб, а католики – пресный.
  4. В 1054 году Папа Лев XI отправил в Константинополь кардинала Гумберта. Поводом послужило произошедшее годом ранее закрытие латинских церквей в столице православия. Святые Дары выбрасывались и топтались ногами из-за пресного способа приготовления хлеба.
  5. Обосновывались папские притязания на земли поддельным документом. Ватикан был заинтересован в получении военной поддержки от Константинополя, и это было главной причиной оказываемого на Патриарха давления.
  6. После смерти Папы Льва XI его легаты все же приняли решение об отлучении и низложении лидера православных. Ответные меры не заставили себя ждать: спустя четыре дня они сами были преданы анафеме Патриархом Константинополя.

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни.

Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего.

Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1076034617742199451/razdelenie-hristianskoj-tserkvi-na-katolicheskuyu-i-pravoslavnuyu-znachenie-velikoj-shizmy/

Церковный раскол: причины, ход событий и последствия

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Суть изменений:

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя  Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/123/

Что было главной причиной разделения церквей? Разделение христианской церкви на католическую и православную :

Религия – это духовная составляющая жизни, по мнению многих. Сейчас существует множество различных верований, но в центре всегда два направления, которые привлекают больше всего внимания.

Православная и католическая церкви являются самыми обширными и глобальными в религиозном мире. Но когда-то это была одна единая церковь, единая вера.

Почему и как произошло разделение церквей, судить достаточно сложно, ведь до наших дней дошли лишь исторические сведения, но все же из них можно сделать определенные выводы.

Раскол

Официально распад произошел в 1054 году, именно тогда появилось два новых религиозных направления: Западное и Восточное или, как их еще принято называть — Римско-Католическое и Греко-Католическое.

С тех пор считается, что приверженцы восточной религии ортодоксальны и правоверны. Но причина разделения религий начала зарождаться задолго до девятого века и понемногу приводила к большим разногласиям.

Разделение христианской церкви на Западную и Восточную было вполне ожидаемым на почве этих конфликтов.

Разногласия между церквями

Почву для проведения великого раскола прокладывали со всех сторон. Конфликт касался практически всех сфер. Церкви не могли найти согласия ни в обрядах, ни в политике, ни в культуре. Характер проблем был экклезиологическим и богословским, и надеяться на мирное решение вопроса было уже невозможно.

Разногласия в политике

проблема конфликта на политической почве заключалась в антагонизме между императорами Византии и Римскими Папами. Когда церковь только зарождалась и вставала на ноги, весь Рим представлял собой единую империю. Все было едино — политика, культура, и во главе стоял лишь один правитель.

Но с конца третьего века начались политические разногласия. Все еще оставаясь единой империей, Рим разделился на несколько частей.

История разделения церквей напрямую зависит от политики, ведь именно император Константин положил начало расколу, основав новую столицу в восточной стороне Рима, известную в наше время как Константинополь.

Естественно, епископы начали основываться на территориальном положении, и поскольку именно там была основана кафедра апостола Петра, решили, что пора заявить о себе и получить больше власти, стать главенствующей частью всей Церкви. И чем больше времени проходило, тем более амбициозно воспринимали положение епископы. Западную церковь охватила гордыня.

https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk

В свою очередь Римские Папы отстаивали права церкви, не зависели от положения политики, и иногда даже выступали против имперского мнения. Но что было главной причиной разделения церквей на политической почве, так это коронация Карла Великого папой Львом Третьим, в то время как византийские приемники трона полностью отказывались признавать правление Карла и в открытую считали его узурпатором. Таким образом, борьба за трон отразилась и на делах духовных.

Разногласия в культуре

Главным камнем преткновения в культурной сфере стало различие языков. Так, на Востоке главным языком был греческий, а на Западе – латынь.

Во времена, когда империя была одной, в обиходе были оба наречия, но начиная с 1450 года языки стали забываться, а после 1600 года в Византии не осталось жителей, способных читать на латыни.

Иными словами, чтобы прочитать литературу друг друга, люди искали переводы, в противном случае увлекались разными книгами. И это стало одной из проблем, что было главной причиной разделения церквей.

Восточные жители отдавали предпочтение Аристотелю и Платону, Западные – Сенеке и Цицерону. Что касается богословия, то греки больше чтили Златоуста и других отцов Вселенских Соборов. А вот для римлян проще было понимать блаженного Августина, ведь его речи намного понятнее и написаны более доступно, без лишних утончений и приукрашивания.

Экклезиологические разногласия

Во многих источниках указывается, что было главной причиной разделения церквей. Это политика и культура. Они, несомненно, оказали большое влияние на распад, но все же есть и другие моменты, которые следует учесть. Рим и Константинополь все больше отдалялись друг от друга.

Вся эпоха была направлена на то, чтобы восточные жители слышали учение о Константинопольском патриархе, а западные – о римском епископе. Но несмотря на все усилия римский папа все же считался главой Вселенской церкви и первым в этой иерархии.

И если епископы и патриархи стремились к монархии, то греки предпочитали оставить право голоса за решением всего Собора, то есть коллегии.

Богословские разногласия

С точки зрения божьего учения ответ на вопрос, что было главной причиной разделения церквей, заключался в латинском учении Филиокве. Это схождение Святого Духа от Отца и Сына.

Византийцы сделали главным символом Отца и Сына, то есть дух исходит от них обоих, что привело к серьезным разногласиям. Иными словами конфликт возник на почве того, что Запад изменил священное писание без согласия Соборов.

Кроме того, вопрос об исходящем Духе от Сына считается ересью и по сей день. Ведь все-таки главным считается сам Бог, то есть отец, но никак не Его Сын.

Разногласия в обрядах

Вся история христианства включает в себя множество различных обрядов и различия между ними в разных церквях. Разделение христианской церкви на католическую и православную частично произошло на почве мелких различий в проведении обрядов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто был первым патриархом Русской православной церкви

Так, например, в одной церкви ели пресный хлеб, в другой – квасной. Подобные мелочи превращались в серьезную проблему ведь, по мнению одних, другие нарушают понимание Божьего слова.

И это, несомненно, привело к агрессии между представителями Римской и Константинопольской епархий.

Повод для раскола

Многие задаются вопросом, почему и как произошло разделение церквей. Главной движимой силой в данном деле послужили разногласия между столичными первоиерархами. В Риме пост занимал Лев Девятый, в Константинополе — Михаил Керулларий. Долгие годы они не принимали друг друга, воюя каждый за свои убеждения. Это было в самом начале, и пока они правили, все было еще спокойно.

Вопрос стал серьезнее после начала войны, когда политическая и военная поддержка не могла помочь церкви отстоять свое право. Разделение христианской церкви на католическую и православную закончилось после четвертого крестового похода, который состоялся в 1204 году.

Кстати, именно эти походы принесли злобу и разорение, которые и завершили такой сложный и серьезный для истории раскол Церквей.

Источник: https://www.syl.ru/article/305944/chto-byilo-glavnoy-prichinoy-razdeleniya-tserkvey-razdelenie-hristianskoy-tserkvi-na-katolicheskuyu-i-pravoslavnuyu

В православии произошел крупнейший раскол. почему? и что будет дальше?

https://www.znak.com/2018-10-16/v_pravoslavii_proizoshel_krupneyshiy_raskol_pochemu_i_chto_budet_dalshe

2018.10.16

Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октябрясайт Московского патриархата

В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом.

Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине.

О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале Znak.com. 

Просто о православии

В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей. 

Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей. 

В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве. 

При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов. 

Яромир Романов

Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.

Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.

Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию. 

Решение Константинополя и ответ РПЦ

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.

Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октября 2018 годасайт Московского патриархата

Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать.

15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом.

Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.

Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.  

Крупнейший церковный раскол за 1000 лет 

До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650–1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.

РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Что означает раскол для верующих?

Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.

Владимир Путин на горе Афон в 2016 годуkremlin.ru

В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.

Значение раскола для РПЦ и других церквей

Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.

«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал „Известиям“ Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».

Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.

При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы. 

Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением. 

Изоляция или Реформация

Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.

По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.

Визит патриарха Кирилла в ЕкатеринбургЯромир Романов

Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.

«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев.

— И почему же с этими „слепцами“ мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская.

Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2018-10-16/v_pravoslavii_proizoshel_krupneyshiy_raskol_pochemu_i_chto_budet_dalshe

Великая схизма (раскол христианской церкви)

Явление Великой схизмы (Великого церковного раскола), занимает видное место в истории оформленного культа христианского вероучения как первое несогласие всеобъемлющего плана, которому суждено было перерасти в официальное разделение западного и восточного христианского мира на самостоятельные единицы церковной власти. Общепринятой датой церковного раскола принято считать 1054 г., но причины нарастания конфликта и его результата следует искать в комплексном рассмотрении событий периода с IX – XI вв.

Внутренние разногласия

К внутренним причинам напряженности в христианском мире можно отнести изменения, которые, начиная с 589 г. западная церковь (после католическая), начала вносить в документы догматического характера. Так на 12-м поместном соборе латинской церкви в Толедо (681 г.

), ссылаясь на необходимость привести доказательства богоначалия и равночтимости Иисуса Христа с Отцом, для обращения ариан, был письменно закреплен возмутительный в глазах восточной церкви стих, носящей название филиокве (лат.

filioque – и Сына), который по словам латинских отцов только открывал в словесной форме то, что логически следует из 8-го положения Символа Веры.

Сами папы долго не признавали филиокве, в официальном порядке. Так и при папстве Льва III, высеченный им Символ веры не содержит филиокве, а сам папа в письме (808 г.) к Карлу Великому говорит, что хотя это (исхождение Св. Духа от Отца и Сына) с богословской стороны западной традиции верно, но не следует рушить принятую форму исповедания во всем христианском мире.

Причиной закрепления данного догмата в дальнейшем стало влияние германского богословия, в котором филиокве признавалось непререкаемо.

Формальное признание католической церковью данного нововведения относится к папству Бенедикта VIII, который во время коронации Генриха II в 1014 г. упомянул его в торжественном пении Credo (Символа веры), признав, таким образом, его правоверность всему католическому миру. После этого между восточной и западной церковью наступил негласный разрыв, в форме изъятия имении папы римского из диптиха и, следовательно, не оглашения его во время литургии.

Другие причины внутреннего разногласия относятся к чисто условным положениям борющихся сторон, которые можно свести к нескольким категориям:

  • Этические, которые вытекают из догматического несоответствия, такими являются обвинения в отношении к таинству бракосочетания, вкушения свиного сала и проч.
  • Эстетическими можно назвать обвинения в поддержании определенного характера внешнего вида, а также использовании украшений в одеянии епископов.
  • Ритуальными (обрядовыми) несоответствиями являются те, которые относятся к форме крещения, крестного знамения, качества хлеба используемого в таинстве евхаристии и друг.

Все они были сформулированы в отлучительной грамоте как Римско-католической, так и Византийской церкви, во время взаимного обмена анафемами в 1054 г.

Внешние причины

Причины внешнего характера, к которым относятся поступательная политика расширения своей власти в географическом пространстве, имеют не менее важный аспект в общей характеристике раскола.

Его началом является вручение папе Захарии в 755 г. Равеннского экзархата Пипином Коротким, который ранее входил в состав Византийской империи. Это отметило этап самостоятельного управления западной церкви, во главе с папой римским.

Дальнейшее распространение догматического и юридического владычества Рима на испанские, галльские и африканские церкви, вызывало большое недовольство Византии, последней каплей для которого стало посягательство на Болгарскую церковь и на территории северных славянских племен. Это произошло во времена понтификата Николая Первого, претензии которого послужили причиной первого негласного разрыва западной и восточной церкви.

Итог

Непосредственной причиной окончательного раскола 1054 г. выступил вопрос о владычестве над итальянскими провинциями Западной церкви. Лев IX пытался убедить византийского патриарха в первенстве Рима, к которому весь восточный мир должен выказывать почтение как к матери, с чем никак не мог согласиться патриарх Михаил.

Тенденция смещения центра христианского мира в сторону папского престола в Риме, завершилась принятием решительных мер со стороны Византийского патриархата. Так патриархом восточной церкви Михаилом Керуларием в 1053 г. были закрыты латинские храмы и монастыри, находящиеся в Константинополе, и как особый вид непринятия западной традиции, диакон прислуживавший патриарху (секелларий) надругался над Святыми дарами (опресноками), растоптав их ногами.

Папские легаты (представители папы на время исполнения необходимой миссии) во главе с кардиналом Гумбертом были уполномочены урегулировать конфликт.

Однако после трехмесячного избегания патриархом Михаилом общества и беседы с папскими легатами переговоры закончились возложением 16 июля 1054 г. на престол собора Св.

Софии анафемного листа, в котором кардинал от имени на то время уже умершего папы и Святого и Римского, Первенствующего и Апостольского престола говорил о снятии с патриарха Михаила сана и вечного осуждения его и потворствующих порожденному им беззаконию.

Добившись хитростью возвращения в Константинополь легатов, на то время находившихся уже далеко, константинопольский патриарх 20 июля 1054 г. ответил взаимным отлучением западной церкви как еретической. Перед этим он попытался разжечь в народе вражду, прочитав исковерканный им перевод врученной 16-го июля хартии. Посредничество императора помогло избежать умерщвления папским посланникам, но конфликт, усугубленный взаимными действиями двух сторон, так и не удалось преодолеть.

Это отметило новый этап в христианской истории – самостоятельное управление западной – присвоившей название Католической (Вселенской) церкви, и восточной – избравшей себе определение Православной (единоверной) церкви.

Олег Борисов

Источник: https://www.kultoboz.ru/velikaya-skhizma-raskol-khristianskoi-tserkvi

Раскол Церкви — как и почему разделились православные и католики | Православиум

Рубрика: Основы веры

Официальной датой Раскола (Великой схизмы) принято считать 1054 год. Но события, предшествующие отделению Церквей, начали развиваться гораздо раньше. Истоками конфликта можно назвать отделение от Римской Империи в 395 году Византии со столицей в Константинополе.

Закономерно в новой столице было установлено Патриаршества. В 472-489 годах титул “Вселенского” окончательно закрепился за Константинопольским Патриархом Акакием.

Уже в то время появились существенные обрядовые расхождения в совершении Таинств и богослужений между Латинским Западом и Греческим Востоком.  Так начался раскол Церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто глава Украинской православной церкви

Встреча Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска (2016)

Впервые разделение на “Православие” и “Католицизм” наметилось в IX веке. Формальной причиной тому послужило недовольство Папы Николая I избранием Патриарха Фотия. Он утверждал, что Фотий был избран незаконно. На самом деле Николай I хотел стать главой над епархией Балканского полуострова. Это закономерно возмутило Константинопольскую Патриархию. Также Папа Римский (Папа — титул римского епископа) желал воплотить в жизнь концепцию римского господства во Вселенской Церкви. 

Первая волна разделения продлилась до 867 года. X век был веком перемирия и установления доверительных отношений между Западной и Восточной Церковью. Но в XI веке при правлении Папы Льва IX и Патриарха Михаила Керулария произошел окончательный раскол Церкви на Католическую и Православную.

Поводом для того послужило закрытие Латинских церквей в Константинополе. Папа направил Патриарху послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне церковных иерархов. Эти анафемы были личными и не распространялись на Церкви.

Но они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней. 

Причины раскола Христианской Церкви

Почему произошел в 1054 году раскол в Христианской Церкви? В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы. Они касались представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам. Также большую роль сыграло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.

Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь, опираясь на евангельскую цитату: “Дух истиныот Отца исходит” (Ин., 15,26) утверждала, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Католическая Церковь отстаивала свою точку зрения об исхождении Духа от Отца и Сына. 

Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб. Это противоречило Евангельским событиям: на Тайной Вечере Иисус Христос преломлял именно квасной хлеб.

Константинопольский собор 1583 года постановил: “Тот кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей) как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть, хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема”.

Окончательное разделение Церкви на Католическую и Православную

В течение еще несколько веков происходили попытки как сближения, так и события, усиливающие раскол Церкви. В результате требования Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата.  Вся Католическая Церковь была признана еретической. 

В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более отдалило его от православного мира. С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Самым трагичным из них был IV крестовый поход, завершившийся разорением Константинополя. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими.

Возможно, это происходило непреднамеренно. Но такой поворот событий был логическим следствием создания Западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. Вплоть до 50-х годов ХХ века православные и католики считали друг друга раскольниками. Соответственно, общения между Церквями не было. 

Отношения между Православием и Католичеством

Во время проведения II Ватиканского Собора (1962 -1965) католики признали Православную Церковь апостольской. Совершаемые православными Таинства стали считаться действительными. Между Церквями в 1980 году возобновилось официальное общение.

Что касается взаимоотношений между Церквями, то из информации на официальном сайте Московской Патриархии следует:

“Прежде всего, надо отметить, что официально Православная Церковь не признавала никаким документом, декретом или определением действенность и спасительность Таинств Католической Церкви.

Но фактически на протяжении веков в Православии практиковался такой же чин приема католиков, который сегодня употребляется католиками в отношении православных.

Это значит, что если мы принимаем в лоно Православной Церкви крещенного в Католической Церкви мирянина, мы его не крестим заново; если он прошел у католиков конфирмацию, мы его не миропомазуем; если он был католическим священником, мы его не рукополагаем в священный сан, а принимаем в сущем сане.”

В настоящее время обе Церкви отказались от взаимного употребления определения “ересь” в отношении друг друга. Каждая из сторон стремится к диалогу, что можно считать новым этапом в общении между Церквями.

Источник: https://pravoslavium.ru/raskol-cerkvi-kak-i-pochemu-razdelilis-pravoslavnye-i-katoliki/

Конспект

Разделение церквей (Великая схизма), Великое разделение христианской церкви — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени.

Начало раскола

В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867).

Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи.

Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.

В X веке острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества.

Конец XI века ознаменовался началом активной экспансии выходцев из Нормандского герцогства в Южной Италии. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарха и римского папы.

Приходы в Южной Италии исторически относились к юрисдикции Константинополя, однако по мере завоевания земель нормандцами ситуация стала меняться. В 1053 году патриарх Михаил Керуларий узнал, что греческий обряд на нормандских землях вытесняется латинским.

В ответ Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе и поручил архиепископу болгарскому Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались бы различные элементы латинского обряда: служение литургии на хлебе из пресного теста; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аллилуйя» во время Великого поста; употребление в пищу удавленины и другое. Послание было отправлено «самому почтеннейшему папе».

Отлучителная грамота. Взаимная анафема

В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого папы Льва IX, три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Усиление раскола

События 1054 года ещё не означали полного разрыва между восточной и западной Церквями, Первый крестовый поход вначале сблизил церкви, но при продвижении к Иерусалиму обострились разногласия.

Когда предводитель крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию (1098 год), он изгнал греческого патриарха и заменил его латинским; захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха.

Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола.

Другим событием, усилившим раскол, стал погром латинского квартала в Константинополе при императоре Андронике I (1182 год). Доказательств того, что погром латинян был санкционирован сверху нет, однако репутации Византии на христианском Западе был нанесён серьёзный урон.

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой действительной причиной раскола стали притязания Рима на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю. Однако в качестве публичного обоснования конфликта обе стороны называли богословские разногласия.

Это конспект по теме «Разделение христианской церкви». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8/

Церковный раскол 1054 года — кратко

Церковный раскол 1054 года часто называют Великой Схизмой. Сами участники тех событий не осознавали, насколько великие последствия будет для Европы и мира. Европа разделилась на католиков и православных, это повлекло за собой некоторые культурные, ценностные, а позже и политические отличия. В статье описан ход церковного раскола 1054 года, а также анализируются причины и последствия этих событий.

События перед расколом

Истоки конфликта следует искать в 395 году, когда Римская империя, ставшая к тому времени христианской страной, распалась на две части: Западную Римскую империю и Византию. И хоть Рим был заметно слабее Константинополя в политическом плане, Папа Римский оставался главой церкви. А значит, и Рим был религиозным центром.

В IX столетии произошла Фотиева схизма: Константинопольским патриархом был избран Фотий, но при этом его не признал Папа, так как считал, что назначение патриарха прошло не в соответствии с правилами. Настоящая же причина кроется в желании Папы распространить свое влияние на Балканы, так как в случае непризнания Фокия он мог легко утвердить там своих епископов.

В этом конфликте византийский император поддержал Фокия, что усиливало спор и делало его еще и политическим.

Причины и поводы к расколу

На притяжении IX-X веков частыми были споры относительно некоторых обрядов и религиозных тонкостей. Именно это давало повод для конфликта и как следствие – для раскола. 

Основные поводы для раскола

  • Статус Святого Духа. В Риме считали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а в Константинополе — только от Отца.
  • Чистилище. Сторонники константинопольского патриарха вообще не признавали существование понятие «чистилища».

    Либо ад, либо рай, промежуточного места не дано.

Кроме того, было еще масса споров относительно того, как причащаться (например, каким хлебом), какой должна быть одежда для священников и т.д.

Но главные причины для раскола были вовсе не в догмах, спор был вызван политической обстановкой.

Основные причины раскола

  1. Спор между константинопольским патриархом и Папой относительно главенства в церковном мире.
  2. Нежелание императора Византии подчиняться Папе Римскому.
  3. Стремление обеих религиозных центров распространить свое влияние на народы, еще не принявшие христианство. Как следствие, конфликт был также связан с землей и деньгами.

Ход раскола

В 1053 году в Константинополе закрыли все церкви, подчинявшиеся Риму. Повод – в них проводили службу по неправильным обрядам. Папа Римский Лев IX отправил в столицу Византии своих послов для урегулирования конфликта. В итоге Папы была отправлено послание с обоснованием закрытия церквей и категорический отказ их открытия.

Вскоре послов Папы Римского отлучили от церкви. Через год, в 1054 году в Константинополь прибыли послы Папы Римского, вошли в Собор Святой Софии и положили грамоту, которой отлучали от церкви патриарха. Сторонников патриарха назвали «схизматиками», то есть теми, кто расколол церковь.

Себя же назвали «католиками», то есть сторонниками «вселенской церкви». 

Дальнейшие различия между католичеством и православием

  1. Статус центра. У католиков существует только один глава церкви (Папа Римский). У православных же несколько патриархов. Кроме того, со временем возникали местные православные церкви: российская, грузинская, украинская. Пределы папской власти определяет Dictatus Pape, документ, состоящий из 27 параграфов, хранящихся в реестре писем Григория VI I(†1085).

    На момент раскола существовали кроме Римского и Константинопольского Патриархатов ещё Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский. Причем каждый из них был абсолютно самостоятельным. Этим догматом были опровергнуты все учения апостолов, которые ратовали за равенство церковных общин, Рим мог быть только «первым среди равных». Но захотел стать единственным установителем кононов и судьей во всех церковных патриархатах.

    Спор о первенстве Константинопольского Патриархата в то время не поднимался, поэтому противоречий по этому вопросу не возникало. Константинополь выступал против узурпации власти Римом. 

  2. Роль церкви в политических делах. Все средневековье между королями и Папами был конфликт за право главенства в западном мире. В православных же странах было все однообразно: монарх считался выше патриарха.

      Болезненное отношение к власти Рима проявилось в его спорах с королями и императорами. В Константинополе такие попытки захвата власти патриархом пресекались на ранних этапах. В русской истории ярким примером является Никон. В отсутствии царя он издавал указы и визировал постановления бояр. В принципе выполнял полностью царские обязанности. Патриарх обладал властью судить по церковным делам. Именно опасаясь такого двоевластия Петр учредил Синод и упразднил патриаршество.

     

  3. Календарь. После принятия в 16 веке нового Григорианского календаря, все католические страны перешли на новое летоисчисление. Православная же церковь до сегодняшнего дня использует юлианский календарь.  Существуют 5 православных церквей, которые живут по юлианскому календарю, остальные живут по ново-юлианскому, который до 2800 года будет совпадать с григорианским. Поэтому здесь сложно проложить различие между православием и католичеством.

     

  4. Правила прихожан. Во время службы в православных храмах прихожане должны отстоять мессу, в то время как католикам разрешено сесть на скамейки. В православных храмах тоже есть скамейки. И есть выражение, лучше думать о Боге сидя, чем стоя о ногах. 
  5. Таинства церкви. Православный находиться перед священником во время исповеди. Католики же располагаются за ширмой, поэтому священник не видит, кто именно к нему пришел.

     Основное отличие в том, что в православии исповедь идет перед Христом и в разрешительной молитве, которую читает священник об этом говорится. В католичестве отпуск грехов осуществляет священник, о чем так же говорят слова его молитвы.

     К сведению: Крещение в православии идет словами :крещается раб Божий во имя , а в католичестве крещаю раба Божия  Венчание: брак заключается перед Богом (он является совершителем таинства) и слова то, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В католичестве: брачующиеся сами являются совершителями таинства. Если уж брать само причастие, то здесь различия начиная от анофоры (части евхаристического канона) до самого причастия.

    В православии все причащаются и крови и тела Христовой, в католичестве только священники причащаются под двумя видами, прихожане только крови Христовой. Дети до 12-ти лет не допускаются к причастию из соображений безопасности (их действия могут привести к попаданию крови Христовой на землю).

    Таинство миропомазания в православии осуществляется сразу после крещения (если этого не произошло по той или иной причине, то есть выражение: докрестить, то есть провести миропомазание, которое является самостоятельным таинством). В католичестве это называется конфирмацией и осуществляется только после 12-ти лет. Соборование: в православии это обыденное таинство, которое осуществляется многодневными постами, в католичестве только при угрозе смерти.

    (но это можно отнести больше к отличию обрядовым). 

  6. Влияние на язык. Для Папы Римского обязательным было использование католическими странами латыни, а вот константинопольский патриарх разрешал использовать свое письмо. И Константинополь и Рим считали возможным написание Священного Писания на трех языках: еврейском, греческом и латыни. Эту традицию нарушили в Риме, когда позволили Кириллу и Мефодию переводить писания на славянский язык.

    Долгое время в Риме не приветствовалось служение на местных языках (первопричиной было боязнь искажений во время перевода), Только после 1970-го года приходы римокатоликов получили право осуществлять службу на своем родном языке. Так что здесь тоже можно говорить только о традиции, да и то в прошедшем времени.
    Основные различия лежат все таки в духовной сфере, филиокве является одним из препятствий, но за 1000 лет появились новые догматы, которые противоречат как Писанию так и Преданию.

После раскола увеличилось отличие между некоторыми народами Европы. Ярким примером являются славянские народы: те, кто перешел под главенство Рима взяли за основу латынь и латинский алфавит. Многие православные страны стали развивать свое письмо на основе кириллицы.   

: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/17467-cerkovnyj-raskol-1054-goda-kratko.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Что значит получить благословение

Закрыть