Почему так называется Спас на крови

Главные тайны храма Спаса на Крови

Почему так называется Спас на крови

Кириллица

Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Церковь эта была заложена 18 октября 1883 года на месте убийства Александра ІІ.

Легенда о развале СССР

Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови.

В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями.

А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

Подводные кресты

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора.

Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место.

Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Морг и хранилище декораций

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности».

Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови».

Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

Освященная брусчатка

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала

Не только евангельская символика

Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II — 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора.

Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.

Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

Шедевры

Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе.

Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас.

Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества — электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.

Таинственная икона

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/40084101-glavnye-tayny-hrama-spasa-na-krovi/

Почему спас на крови

Почему так называется Спас на крови

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II. В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878). Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.

Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое.

Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас — самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спаситель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Источник: https://kanal21.ru/pochemu-spas-na-krovi/

Спас на Крови в Санкт-Петербурге: почему так называется, история собора

Почему так называется Спас на крови

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Почему же они его убили?

Марсово поле в Санкт-Петербурге

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Террористический акт 1 марта 1881 г.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник.

Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю.

Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого.

В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа.

Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать.Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Судьба храма в советское время

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку.

В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения.

Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль.

В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры.

Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Никольский собор в Санкт-Петербурге

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города.

За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда Пасха в какой день

 У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Гербы русских городов и уездов

19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт, как музей. C тех пор прошло много лет, кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра, кладка кокошников пострадала от питерской непогоды, а покрытый эмалью купол «пестрел» сколами и трещинами. Сейчас специалисты очищают поверхность шатра от столетней пыли и копоти и укрепляют дошедшую до наших дней историческую эмаль.

Полностью заменить ее реставраторы не могут: чтобы нанести новое покрытие и обжечь его в печи, необходимо демонтировать купол. После завершения работ на главном куполе реставраторы займутся и остальными, затем дойдут и до фасада.

В прошлом году Спас на Крови, как государственный музей вошел в рейтинг наиболее знаменитых культурных объектов мира и стал самой популярной достопримечательностью России.

Дополнительная информация

Телефон собора Спас-на-Крови
(812) 315-16-36, (812) 314 — 40 — 96

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова,

Официальный сайт.

Как доехать: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Режим работы: с 10:30 до 18:00, выходной день среда.

Расписание богослужений: по воскресным и праздничным дням богослужения начинаются в 7:00, всенощная литургия по субботам в 18:00.

В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, музей работает до 22:30. Кассы закрываются на 0,5 часа раньше.

С 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи». Стоимость билета составляет 250 рублей* для взрослых и 50 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Можно также взять в аренду аудиогид.

* Цены указаны на август 2018 года.

Спас на Крови — это собирательный образ православного храма, ориентированного на образцы Ярославля и Москвы XVI-XVII веков. На его облик большое влияние оказала архитектура знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, поэтому он и не похож на строгие, величественные дворцы и церкви Петербурга, построенные по правилам классицизма.

Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/spas-na-krovi.html

История создания Храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Как строился храм Спаса на Крови и как смог устоять, если возводился прямо на канале Грибоедова? Как закладывали взрывчатку в Храм? Как трупы хранили в священном месте во время войны?

Почему Храм называется Спас на Крови

Храм был спроектирован именно чтобы отдать дань императору, который был смертельно ранен именно на территории будущего строения.

В названии Храма фигурирует выражение «на крови», что символично выражает пролитую Александром II кровь на месте, где в последствии и был возведен данный мемориал.

Средства на постройку были по крупице собраны со всей России, но Собор не стал приходским: он не был воздвигнут ради массового посещения, в нем лишь осуществлялись службы, посвященные памяти Александра II и каждый день произносили проповеди, а вход был лишь по пропускам.

Был момент, когда сооружение предлагали к сносу и называли «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», из-за чего уже по прошествии лет родилась легенда о якобы «Нерушимости» стен постройки. Были даже просверлены отверстия, в которые действительно заложили заряды взрывчатки.

Конкурсы на строительство святилища

Молниеносно после убийства была собрана комиссия по увековечению Александра II в стенах какого-либо сооружения.

Одновременно объявляется конкурс на строительство Храма Спаса на Крови, в котором принимает участие большое количество небезызвестных архитекторов того времени.

В конкурсе участвовали:

  • Иероним Китнер;
  • Иван Богомолов;
  • Виктор Шретер;
  • Андрей Гун и другие.

Из 26 анонимных проектов Комиссия отобрала 8 лучших, а победителем избрала работу под именем «Отцу Отечества». Выбранные работы были представлены в скором времени Александру III, но к всеобщему недоумению ни один из предложенных вариантов принят не был. Вскоре прошел второй конкурс, где было отобрано уже 31 работ и руку приложило гораздо больше известных личностей:

  • Александр Бенуа;
  • Андрей Павлинов;
  • Роман Кузьмин;
  • Александр Обер;
  • Николай Султанов;
  • Александр Резанов;
  • Роберт Гёдике;

После отклонения всех заявок снова, император выбрал таки совместную работу Альфреда и настоятеля Игнатия, но с одним условием: понадобится доработка конструкции под наблюдением профессора Д. И. Гримма.

Начало строительства храма Спаса на Крови

6 октября 1883 года торжество было положено начало строительству: основу Храма Спаса на Крови заложили под тщательным наблюдением комиссии, куда были приглашены многие архитекторы для проведения консультаций и корректировали данный проект.

Среди них были:

  • Д. И. Гримм;
  • Р. А. Гёдике;
  • Э. И. Жибер;
  • Р. Б. Бернгард;

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что первый камень положил сам император Александр III в честь признательности и выражения почтения. При строительстве были применены революционные методы постройки: по причине близости с водой, решено было создать бетонное основание по всей площади Храма.

Также Александр III принял меры, чтобы место, где ранили его предшественника было отделено от самого Храма в небольшое сооружение.

Прекращение финансирования

В 1917 году казенные средства перестали прибывать на поддержание Храма Спаса на Крови, после чего произошло много перемен и даже организован массовый приход прихожан для продолжения работы Священного места. Все-таки в 1938 году принимается решение о его разборке за неимением средств для финансового благосостояния постройки, однако среди воцарившейся суматохи из-за наступления Великой Отечественной войны решение откладывается на неопределенный срок.

В дальнейшем во время войны в здании располагают морг, который функционирует на протяжении всех военных действий, а также в здании начинают хранить продовольственные запасы продуктов, в числе которых есть и картошка. Этот факт в последствии породил фразу «Спас-на-картошке», которой пользовались жители Ленинграда.

С окончанием войны Храм не возобновил священную работу, напротив: в здании продолжительное время хранили декорации и вещи местного Оперного театра.

В последствии в 1961 году в основном куполе был обнаружен немецкий фугасный заряд, ввиду чего проводилась долгая и опасная операция по обезвреживанию и удалению данного заряда из Храма.

Что касается времени наших лет, то 19 августа 1997 года уже в роли музея-памятника Храм Спаса на крови вновь возобновили вход для людей, а в 2014 году 21 января официально объявлен приход Храма Воскресения Христова.

Подпишитесь на канал

Источник: https://vpitergo.ru/istoriia-hrama-spasa-na-krovi/

Спас на Крови в Петербурге — тайны и легенды, предсказание и покушения, мистика и мозаика | Санкт-Петербург Центр

Спас на Крови — известный православный храм в Санкт-Петербурге, его узнаваемый символ и визитная карточка во всём мире, с красивым оформлением, благодаря которому его называют музеем мозаики, — был сооружён в память того, что на этом месте 13 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Выражение на крови указывает на кровь царя. Это мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Собор Спас на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.

Известные факты о Спасе на Крови

Инициатором возведения памятного строения стала Городская дума Санкт-Петербурга, предложившая построить часовню на месте ранения царя. Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ, и уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа.

В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года. Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.

Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп.

В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована. Храм Спас на Крови имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

Роковое предсказание и покушения на царя

Александр II Николаевич — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Александру ІІ было предсказано, что именно 8-е покушение приведёт его к гибели. На жизнь Александра II было совершено 6 покушений, в один день, 13 марта (1 марта по старому стилю) 1881 года было совершено 7-е и 8-е покушение, последнее или 8-е стало причиной его смерти.

Самым первым покушением на жизнь императора стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 апреля (4 апреля по ст. ст.) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров.

В 1867 году во время визита в Париж на императора покушался деятель польского освободительного движения Антон Березовский. В 1879 году революционер-народник Александр Соловьёв попытался застрелить императора несколькими револьверными выстрелами, но промахнулся.

Подпольная террористическая организация «Народная Воля» целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористы произвели взрывы царского поезда под Александровском и Москвой, а потом в самом Зимнем дворце. Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры.

Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением.

В то же время проводил политику сближения правительства с «благонамеренными» кругами русского общества. Так, при нём в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 марта (1 марта по ст. ст.) 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел.

Тогда другой метальщик, Игнатий Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребён в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте покушения Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

Разрыв набережной и заговор

Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную.

После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:

Спас, Спас-на-Крови!

Спаси нас, спаси!

От дождя, от ножа,

От волка, от дурака,

От ночной мороки,

От кривой дороги

Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора.

Советская власть и сказ о кресте

В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.

Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

Спас избежал сноса и бомб

Перед войной храм чудом избежал сноса, хоть все приготовления, включая закладку взрывчатки, были проведены. Во время блокады Ленинграда в храме был размещен морг, в котором находились тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда лучше поехать на Рождество в Европе

Однако снаряды и бомбы невероятным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным. В1960-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Пятисоткилограммовая бомба как бы лежала на руках Спасителя.

Спас на Крови и развал Союза

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса — он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.

Тайна чисел в Спасе на Крови

Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.

Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

Мозаика — крупнейшая коллекция

Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы, Спас на Крови внутри представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

Восстановление храма Воскресения продолжалось более 27 лет и завершилось в 1997 году. Кресты, купола, черепицу, фасады — все это долгие годы реставрировали ленинградские мастера-реставраторы. Работы по восстановлению мозаики на площади 7 тыс. м2 продолжались 14 лет. 19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса «Исаакиевский собор».

Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нем состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.

  • Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2
  • Ближайшее метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская»

Источник: https://peterburg.center/story/spas-na-krovi-v-peterburge-tayny-i-legendy-predskazanie-i-pokusheniya-mistika-i-mozaika.html

Храм Спаса на Крови: история возведения и удивительные факты

В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, но и трагической историей своего появления. Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой праздничный вид?

Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Гибель императора Александра II

Российский император Александр II
Александр II вписан в историю России , как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений.

Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.
Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего – бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской.

Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.

Покушение на Александра II 1 марта 1881 годаЭто был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.

Казнь народовольцевГибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории.

Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели.

Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство».

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя», соорудили временный памятник и поставили часового.

Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.Часовня на месте гибели царяАлександр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.

В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года

В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.

Строительство Собора Воскресения Христова

Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.

Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадеров идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.
Крестный ход вокруг храма
Спас-на-Крови. Фото 1910 г.

Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.

Купола Спаса на КровиВ связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику. все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.

М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, – более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!

Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.

Мозаика в интерьере собора
Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.
Священное место в соборе
Кусок брусчатки и часть решетки с набережной

«Заговоренный» храм

В советское время у этого храма, как и у многих других, судьба оказалась совсем непростой. Долгое время его использовали, как склад, а перед войной решили уничтожить, даже начали закладывать взрывчатку. Но взорвать не успели, саперов срочно призвали на фронт.Во время блокады здесь был морг, при этом все снаряды пролетали мимо.

Как выяснилось впоследствии, один из них все же попал в главный купол, но пролежал там, не разорвавшись, до 1961, пока его не обнаружили и не обезвредили.Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.

И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.

Храм Спаса на Крови

Источник: https://chert-poberi.ru/interestnoe/hram-spasa-na-krovi-istoriya-vozvedeniya-i-udivitelnyie-faktyi.html

История Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.

Спас на Крови: история создания

Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над каналом Грибоедова, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II. А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство.

Несмотря на быстрое принятие решения Городской думой, реализация проекта долгое время откладывалась.

Причиной тому служило отсутствие подходящего проекта, к которому новый император, Александр III предъявлял очень серьезные требования: собор должен был соответствовать чертам традиционной русской архитектуры, напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью.

Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.

Все черты русской архитектуры в одном соборе

Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.Пять из 9 куполов было решено покрыть эмалью, которая доселе применялась исключительно в ювелирном искусстве.

Площадь покрытия составила более 1000 квадратных метров – это рекорд использования горячей эмали, который никто смог повторить и поныне. Именно яркие, многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного в Москве.

Благодаря оригинальному декору фасадов храма, строительство продлилось еще на 10 лет.

Использован в нем был целый ряд художественных техник:

  • Керамические изразцы в квадратных углублениях стен;
  • Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов;
  • Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками;
  • Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века.

Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии.

Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном».Мозаикой выложены и гербы всех областей Российской Империи, и изображения святых у каждого из входов в храм. Всего на фасад Спаса на Крови в Питере было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики.

Она и стала причиной долгого пребывания собора в окружении лесов, с которыми связана и еще одна городская легенда: достраивался храм во времена гибели императорской власти в России, а когда леса сняли во второй раз – развалился СССР.

Спас на Крови стиль русского зодчества не просто выдержал, а соединил в себе культуру и особенности архитектуры сразу четырех столетий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли работать на праздник Покрова

Яркий и необычный, словно резной терем с изразцами, он и сегодня издалека привлекает внимание среди однообразного строгого классицизма петербургской архитектуры.

Иконы Спаса на Крови

Внутреннее убранство собора не уступает его великолепной «внешности». Это настоящий музей камня и мозаики, поражающий великолепным убранством и искусностью работы мастеров:

  • Над местом гибели императора в соборе стоит сень, выполненная из алтайской яшмы;
  • Спас на Крови внутри еще больше поражает искусством мозаики – своды храма и проемы окон, самые масштабные библейские сюжеты здесь выполнены из миниатюрных мраморных и золотых пластинок;
  • Иконы приделов выложены мозаикой, а рамы покрыты позолотой.

Удивителен и тот факт, что Спас на Крови в Санкт-Петербурге, история которого выпала на самые тяжелые для христианства годы, сумел сохранить всю эту роскошь. Собственно, это объясняют еще одной городской легендой. В день, когда в стенах храма были высверлены отверстия под взрывчатку и власти собирались уничтожить собор, началась Великая Отечественная Война.

Перемещение крестов на дно Грибоедовского канала позволило отвлечь внимание фашистов и атеистов и сохранить первозданную красоту собора.
По одной из легенд, в Спасе на крови хранится чудесная икона, на которой отображены самые значимые для России даты – падение царской власти, начало Великой Отечественной Войны, распад СССР.

Самым мистическим образом на ней недавно стали проявляться и новые цифры, которые священнослужители связывают с будущим и хранят в секрете.

Источник: https://glavguide.com/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/istoriya-spasa-na-krovi/

История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови

Я уже рассказывала историю воникновения Храма Василия Блаженного. Теперь давайте коснемся истории создания Храма Спаса на Крови.

В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, но и трагической историей своего появления.

Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой праздничный вид?

Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали. Второй раз Христа распяли». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Спас на крови Санкт-Петербург — история, описание, входная плата

Спаса на Крови или храм Воскресенья Христова – один из красивейших соборов Санкт-Петербурга. Правда его строительству предшествовало печальное и невероятное для Российской империи событие – убийство императора Александра II.

Мало кто знает, но на жизнь царя-освободителя, отменившего крепостное право, покушались не раз, но именно террористический акт 1 марта 1881 года стал «удачным».

Храм Спаса на Крови

Ставить часовни, храмы, соборы в честь важнейших событий или в память об ушедших людях – древняя традиция. Можно вспомнить Софийский собор, который был возведен Ярославом Мудрым после победы над печенегами, Покрова-на-Нерли, построенный Андреем Боголюбским в память об умершем сыне, Дмитрия-на-крови в Угличесписок будет очень длинным. Но только один храм в России стоит на месте гибели императора.

Расположение

Собор Воскресения христова стоит на набережной канала Грибоедова (точный адрес: набережная канала Грибоедова, 2А). Рядом находится Русский музей, Корпус Бенуа (на Инженерной улице).

Храм окружает великолепная, черно-золотая, кованая решётка Михайловского сада, в глубине которого спрятан Михайловский замок (именно здесь провел последние часы своей жизни император).

Недалеко от него (на Конюшенной площади) находится не менее знаменитая Спасо-Конюшенная церковь, в которой отпевали А. С. Пушкина. Через Царицынский проезд и 2-й Садовый мост можно выйти на набережную реки Мойки, к Марсовому полю и Летнему саду.

История

Покушение на императора было разработано народовольцем А. Желябовым и С. Перовской. Несмотря на то, что император в день покушения несколько изменил свой привычный маршрут (заезжал на чай к кузине в Михайловский замок), террористический акт удался.

Первая бомба, кинутая студентом Н. Рысаковым, уничтожила карету. Император не пострадал, но кинулся вместе с конвоем помогать раненым. Именно в это время другой бомбист Игнатий Гриневицкий кинул вторую бомбу прямо в императора.

Взрывом императору оторвало обе ноги, но он был жив и в сознании. Его отвезли в Зимний Дворец, где он и скончался. Его убийца, Гриневицкий умер в госпитале от полученных ран, а остальные члены террористической группы были казнены 3 апреля 1881 года.

Практически сразу после убийства власти Санкт-Петербурга приняли решение возвести на месте гибели царя памятник или часовню. Новый император, Александр III, идею одобрил, но настоял на возведении не часовни, а целого храма.

До 1883 года на месте убийства стояла часовня, которая была возведена на средства петербургских купцов. Только после того как был выбран окончательный проект храма (всего было предложено 26 проектов в первом конкурсе и 31 проект во втором) начались строительные работы.

В 1883 году началась  работа и над проектом названия храма. В конечном итоге было утверждено следующее название: храм во имя Воскресения Христова. Оно не случайно, призвано напоминать о мученической смерти императора и о его обязательном воскрешении. Название же «Спас на Крови» не каноническое, но сохранившиеся в обиходе, и получившее распространение в народе.

Строительные работы продолжались боле 24 лет (с 1883 по 1907 год). Такая длительность объяснялась многочисленными редактурами проекта, сложностями его «вписания» в существующий городской ландшафт (с учётом того, что место гибели императора Александра II должно было находиться внутри церкви), обилием декоративным элементов и техническими сложностями. Сооружение строили с учётом схем достижений инженерной мысли начала XX  века.

В нём было паровоё отопление, он был газифицирован и электрифицирован (храм освещало 1689 ламп), была создана защита от грунтовых вод и молний.

Собор был освещён в 1907 году. На торжественной церемонии присутствовал Николай II и многочисленные члены императорской фамилии. Храм сразу объявили не приходским, здесь шли заупокойные службы по Александру II, читались проповеди, но в нём никогда не крестили и не венчали.

Сразу после революции Спаса на Крови был закрыт. В 20-30 годы подвергался систематическому разграблению. В 1940 году было принято решение о том, что его необходимо взорвать, но эта идея была не реализована из-за начала Второй мировой войны. Во время блокады в Спас на Крови не раз попадали зажигательные бомбы (одну из них нашли на чердаке только в 70 годах).

После окончания войны здание использовался как склад. Уникальное внутреннее убранство продолжало разрушаться. В 1968 году было принято решение передать его в ведении начальника музея Исаакиевского собора.

Примечание! В 1970 году начались реставрационные работы, завершившиеся в 1997 году (леса с храма убрали в 1991). Собор был открыт как музей в день 90летия со дня своего освещения. Очень символично.

Архитектура и внутреннее убранство

Интересно, что практически все проекты собора были выполнены в так называемом византийском стиле, но Александр III Александрович неожиданно забраковал всё, предложенное ему. Он решил, что храм будет возведён в русском стиле, а место убийства и гибели отца будет находиться в самом здании, в отдельном пределе.

Такая позиция объяснялась не столько эстетическим вкусом императора, сколько его политическим взглядами. Он начал проводить контрреформы, идеологически возвеличивал старую, допетровскую Русь и классическое самодержавие московских царей, старался «очистить» страну от реформаторского и либерального «мракобесия».

После двух конкурсов императором был утверждён проект архитектора А. А. Парланда. После утверждения, император приказал его доработать. В доработках приняли участие профессором Д. И. Гримм, профессор И. В. Штром (который предложил использовать красный кирпич и мозаику, для создания нечто похожего на Василия Блаженного в Москве).

Дорабатывался проект до 1887 года. Парланд живо откликался на все идеи и вносил всё новые и новые коррективы. В конечном итоге был разработан план постройки целого комплекса, с колокольней (или столповой башней, своеобразным монументом на месте гибели императора), музеем, крытой галерей.

К концу строительства на набережной Екатерининского канала появился центральный четырёхстолпный и восьмигранный шатровый храм с пятью главами, покрытыми цветной эмалью.

Со стороны Михайловского сада к нему примыкают три полукруглые алтарные аспиды, увенчанные луковичными куполами, а с западной стороны к нему примыкает колокольня, также увенчанная золотым куполом, самым большим среди всех. К колокольне примыкают крыльца-притворы, по форме напоминающие старинные русские терема.

Размеры сооружения символичны. Так, например, высота колокольни 81 метр, что соответствует году гибели императора, а высота главного купола центрального храма 63 метра, что соответствует возрасту Александра Николаевича на момент гибели.

Спаса на Крови богато украшен снаружи. В отделки использовались гранит, мрамор, декоративная облицовка из красного, фарфорового и керамического кирпича, изразцы и традиционное русское узорочье. Наличники окон украшены «кокошниками», стены – цветами, а вершины шатров – двуглавыми орлами. Стены также украшены мозаичными рисунками и мозаичными иконами.

Полезно знать! Внутреннее убранство поражает своим великолепием. Особенно удивляет мозаика, покрывающая все стены и потолок храма (общий мозаичный покров 7065 кв. м).

В храме можно увидеть:

  • изображения киевских правителей и святых (Ольги, Владимира Святого, Бориса и Глеба, Александра Невского);
  • изображения, повествующие всю земную жизнь и страдания Христа, а также история его Воскресения;
  • многочисленные библейские сюжеты;

Самым монументальным полотном является «Христос Пантократор», расположенное в центральном куполе. Интересным также является полотно «Спас Эммануил» (редкое изображение Христа в юном возрасте).

Кроме мозаик интересным являются также мраморные композиции и композиции из камня: пол, колонны, иконостасы, киоты. Все работы по мрамору выполняли представители итальянских фирм, а по камню (родониту, яшме, кварцу) – русские мастера. Иконы для иконостасов и киотов также выполнялись в мозаичной технике, к сожалению, до наших дней сумели сохранить лишь 2 иконы.

Царские врата, покрытые сусальным золотом, также достойны внимания. Они полностью восстановлены в первозданном виде.

Центральным местом, мемориальным местом в храме  является 14-метровая Сень над местом гибели. Здесь сохранилась часть аутентичной мостовой и часть решётки Гребного (ранее Екатерининского) канала. Сама сень выполнена в стиле «царских мест» эпохи Московской Руси, в виде шатра, который поддерживают 4 столба. Она богато украшена каменной резьбой и самоцветами.

Примечание! Детально описание  и схематическое расположение всех фресок храма можно найти на сайте музея-памятника «Исаакиевский собор». А насладиться виртуальной панорамой интерьеров можно здесь.

Как добраться

Добираться до храма легче всего на метро. Ближайшая к нему станция – «Невский проспект». Она выходит прямо на канал Грибоедова. Двигаясь вниз вдоль канала можно за 5-10 минут дойти до Спаса на Крови (ориентир движения: двигайтесь от Казанского собора вниз, вдоль набережной).

Режим работы

Спас на Крови работает во все дни, кроме среды с 10.30 до 18.00. В высокий сезон (с мая по октябрь) с 18.00 до 23.00  проводятся специальные вечерние экскурсии.

В храме проводятся утренние и вечерние богослужения. Расписание служб можно найти на официальном сайте музея.

Входная плата

Полная стоимость 250 рублей
Стоимость для владельцев международных карт ISIC 150 рублей
Льготное посещение (пенсионеры, дети от 7-18, студенты и аспиранты) 50 рублей
Стоимость комплексного билета в Спас на Крови и Музей камня 350 рублей
Спас на крови +Музей камня в вечернее и ночное время 500 рублей

Вход в музей камня находится в храмовой часовне-ризнице.

Полезно знать! Каждый третий четверг месяца лица до 18 лет, студенты и аспиранты могут посещать Спас на Крови бесплатно.

Попасть внутрь можно только после того, как приобретен билет в кассах и пройдены турникеты. При покупке билетов можно приобрести аудиогида или же посетить храм в составе экскурсионной группы (экскурсионное обслуживание бесплатно, гид ожидает всех желающих около входа, экскурсия начинается после того, как группа достигнет размера 15 человек).

Спас на Крови – удивительное место. С одной стороны – яркое и красочное, с другой – мрачное и таинственное. В строительство этого храма были вложены не только баснословные средства, но и сердца, и души людей.

Наверное, именно поэтому сюда каждый год приезжают туристы, для того чтобы своими глазами увидеть настоящее чуду русской архитектуры.

Источник: https://run4trip.ru/ru-sng/piterskij-xram-spasa-na-krovi-istoriya-arxitektura-i-pravila-poseshheniya.html

Собор Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге: история, адрес

Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Как звучит полное имя Элина

Закрыть