Откуда появился праздник Вербное воскресенье

Вербное воскресенье

Откуда появился праздник Вербное воскресенье

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба?

Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.

В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.

Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.

История праздника Вербное воскресенье

Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его.

И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день.

Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда.

Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение.

Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.

Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели

Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.

Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала.

Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости.

Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.

Вербное воскресенье: какое торжество и какое горе в этом празднике!

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией.

И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве.

Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:

Их-то Господь — вон какой!

Их-то Господь — вон какой!Он-то и впрямь настоящий герой!Без страха и трепета в смертный бойВедёт за собой правоверных строй!И меч полумесяцем над головой,И конь его мчит стрелой!А наш-то, наш-то — гляди, сынок —А наш-то на ослике — цок да цок —

Навстречу смерти Своей.

А у тех-то Господь — он вон какой!Он-то и впрямь дарует покой,Дарует-вкушает вечный покойСреди свистопляски мирской!На страсти-мордасти махнув рукой,В позе лотоса он осенён тишиной,Осиян пустотой святой.А наш-то, наш-то — увы, сынок, —А наш-то на ослике — цок да цок —

Навстречу смерти Своей.

А у этих Господь — ого-го какой!Он-то и впрямь владыка земной!Сей мир, сей век, сей мозг головнойДавно под его пятой.Вкруг трона его весёлой гурьбой— Эван эвоэ! — пляшет род людской.

Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —Но наш-то на ослике — цок да цок —Навстречу смерти Своей.На встречу со страшною смертью Своей,На встречу со смертью твоей и моей!Не плачь, она от Него не уйдёт,

Никуда не спрятаться ей!

Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют».

И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью.

Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом.

Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города.

Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики.

После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Традиции Вербного воскресенья

В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.

Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой сегодня церковный праздник 18 декабря

Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба — это еще и символ прощения и доброты.

Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.

При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.

Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.

Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?

Праздничное богослужение

Шестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником — Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него.

Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении.

Он не возлагал на нас «бремена тяжелые и неудобоносимые», а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.

Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари «Общее воскресение» и «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».

В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.

Вербное воскресенье в 2020 году — 12 апреля

Вербное воскресенье в 2021 году — 25 апреля

  • Тропарь
  • Величание
  • Кондак
  • Антифоны
  • Задостойник

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.

Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом.

Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.

Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.

Митрополит Антоний Сурожский

Статья Марии Свешниковой: Вербное воскресенье – начало торжества безверия

Источник: https://www.pravmir.ru/verbnoe-voskresene/

Православные христиане отмечают Вербное воскресенье

Откуда появился праздник Вербное воскресенье

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Православные христиане отмечают в воскресенье Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье — один из двунадесятых праздников, связанных с земной жизнью Христа и наиболее важных для православия. Он открывает последнюю перед Пасхой и самую суровую неделю Великого поста — Страстную седмицу, в которую церковь вспоминает о страданиях и смерти на кресте Иисуса Христа.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит в этот день богослужение в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве. «12 апреля 2020 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает божественную литургию в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 10:00», — сообщает пресс-служба Русской православной церкви (РПЦ).

Перед этим в Лазареву субботу, день памяти воскрешения преподобного Лазаря из Вифании, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай) на всенощном бдении в Храме Христа Спасителя совершил освещение ваий — ветвей вербы.

В связи с пандемией коронавируса, как сообщила ранее рабочая группа при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений, верующие могут освятить вербы дома.

Для этого достаточно будет прочесть тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим и трижды окропить веточки святой водой.

История и традиции праздника

Праздник посвящен воспоминаниям о торжественном входе Христа в Иерусалим, о котором повествуют все четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Согласно их истории, в последний год своей земной жизни Христос получил в дороге в Иерусалим известие о болезни Лазаря из Вифании, которого называл своим другом.

Вместе с учениками он отправился в Вифанию, но не застал Лазаря в живых: его тело четыре дня покоилось в погребальной пещере. Придя к ней, Иисус начал молиться, а затем воскликнул: «Лазарь, иди вон!», и воскресший Лазарь вышел из гробницы.

На следующий день Христос подъехал к Иерусалиму, где перед праздником Песах (один из главных праздников иудаизма, установленный в память о библейском исходе евреев из Египта) собралось множество паломников.

Горожане ожидали увидеть торжественное появление Спасителя, но к их удивлению он въехал в городские ворота верхом не на коне, как триумфатор, а на скоромном осле. Народ приветствовал Иисуса, дорогу перед ним застилали одеждой и пальмовыми ветвями, которыми на востоке чествовали победителей и брали с собой в паломничество по святым местам.

С тех пор пальмовые ветви используются как атрибут праздничных богослужений у восточных христиан и католиков, а в России и некоторых других странах их заменили букеты из веточек вербы.

Затем Христос направился в Иерусалимский храм, где велась подготовка к пасхальным жертвоприношениям: сгоняли жертвенный скот, открывали торговые и разменные лавки. Он выгнал оттуда торговцев, разгневав первосвященников, исцелил всех немощных и больных, пришедших к храму. Народ еще больше поверил в него как в спасителя Израиля, а вечером Христос вернулся в дом Лазаря вместе с учениками и последователями.

Особенности и традиции

Вход Господень в Иерусалим формально не имеет в церковном календаре дней предпразднества накануне и попразднства после него, так как приходится на период между первыми 40 днями Великого поста — Четыредесятницей — и Страстной неделей. Накануне праздника в Лазареву субботу, в православных храмах освящают вербные ветви. Затем освященную вербу раздают прихожанам, которые держат ее всю службу вместе с горящими свечами.

В Иерусалиме в этот день совершается крестный ход, который возглавляет патриарх Иерусалимской православной церкви. Процессия с пальмовыми ветвями и иконой праздника проходит дорогой, которой прошел Спаситель: с Елеонской горы спускается в Гефсиманию и вступает в Старый город. На христианском востоке есть традиция крестного хода с младенцами в этот день, поскольку именно дети устилали ветвями пальмы дорогу Христу.

В восточнославянской же традиции освященной вербе приписывали особую силу, верили, что она может спасти от грозы, исцелить больных, уберечь домашний скот от мора, сглаза и хищников. С праздником было связано много пословиц и примет. Считалось, к примеру, что мороз в этот день предвещает хороший урожай яровых.

Праздник в регионах: освященная верба на дом и меры предосторожности

В православных храмах в эти дни продолжаются богослужения, они будут проводиться и в Вербное воскресенье, но верующих призывают оставаться дома.

Протоиерей Димитрий Олихов, настоятель Собора Воскресения Христова Омской Епархии рассказал ТАСС, что праздничные службы в храмах будут проводиться по уставу православной церкви. «Прихожане если считают возможным, то приходят.

Мы, конечно, не ограничиваем, не выгоняем из храмов, но понятно, что люди в целом соблюдают режим самоизоляции, поэтому в храмах людей откровенно немного», — сказал Олихов.

Во время богослужения принимаются дополнительные меры предосторожности.

Как рассказал ТАСС руководитель пресс-службы и службы протокола Красноярской епархии Андрей Скворцов, «в крупных храмах, помимо объявлений при входе, сделана разлиновка таким образом, чтобы верующие молились в 1,5  м друг от друга, если они придут, ведется регулярная дезинфекция икон, святынь, причастие совершается с использованием одноразовых лжиц и салфеток с последующим сожжением, запивка выдается в одноразовых стаканчиках, просфоры — в одноразовых перчатках».

В Саранской епархии прихожан просят в обязательном порядке приходить в храмы в масках. «Маски мы шьем сами, сотрудников обеспечили, также выдаем маски прихожанам», — сказал ТАСС секретарь епархии протоиерей Виктор Хохлов. Что касается освящения вербы, он пояснил, что «согласно рекомендации Московской патриархии, раздача вербы может осуществляться на улице при условии соблюдения дистанции между людьми». Этот вопрос патриархия оставила на усмотрение правящих архиереев, добавил протоиерей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает символ Пасхи

Пресс-секретарь Ярославской епархии отец Александр Сатомский пояснил ТАСС, что в эти дни на усмотрение настоятелей верба будет либо преподаваться в гигиенических перчатках со всеми необходимыми мерами предосторожности, либо будет освящаться та верба, которую человек принесет, и будет освящать сам в своих руках во избежание дополнительного контакта.

Между тем врио главы Чувашии Олег Николаев во время встречи с митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой предложил привлечь волонтеров для доставки освященной вербы на дом. Митрополит поддержал эту идею, назвав ее своевременной. «Сейчас нельзя без надобности выходить на улицу. Если людям верующим принесут освященную вербу, это будет для них настоящая радость. А молиться можно дома», — отметил Варнава.

Православные волонтеры на протяжении всего карантина продолжают оказывать помощь пожилым людям, рассказали ТАСС в Екатеринодарской епархии.

Нуждающиеся получают необходимые лекарства и продукты, в настоящее время большинство из них предоставляется на безвозмездной основе — за счет средств добровольцев и приходов города Краснодара.

«В основном на горячую линию поступают заявки от одиноких пожилых людей, имеющих инвалидность или хронические заболевания. Волонтеры оказывают помощь своевременно, соблюдая меры предосторожности», — добавили в пресс-службе епархии.

Самоизоляция монастырей

В этом году режим самоизоляции практически исключил паломнический туризм, который в обычных условиях активно проходит в пасхальный период. В большинстве обителей паломничество этой весной ограничено или невозможно.

Так, приостановил организованный прием паломников один из крупнейших монастырей Ярославской области — Свято-Введенский Толгский монастырь.

«Никакого организованного приема паломников сейчас нет, темп жизни монастырей тоже изменился. Они не закрыты, но о приеме групп, об экскурсионном сопровождении никакой речи сейчас не идет», — сказал ТАСС отец Александр.

Полностью закрыли для посещения верующих высокогорный монастырь в Адыгее — Свято-Михайло-Афонский.

«Болезнь не разбирает веры, для нас трагедия будет не в том, что храмы закроют на Пасху, а в том, что мы вообще можем потерять возможность служить. Для церкви самое главное, чтобы не прекратилось свершение божественной литургии. Если разразится эпидемия в самих монастырях, то мы не сможем совершать молитвы», — сказал ТАСС настоятель монастыря отец Герасим Буняев.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/8223097

Вербное воскресенье: не освящением вербы единым

Откуда появился праздник Вербное воскресенье

:

За семь дней до Пасхи Церковь отмечает Вход Христа в Иерусалим. У нас его еще называют «Вербное воскресенье». Верующие освящают в храме вербные ветви. Но как появилась эта благочестивая традиция? Какое евангельское обоснование этого праздника? Попробуем ответить на эти вопросы.

Глазами евангелистов

О торжественном вхождении Христа в Иерусалим пишут все четыре евангелиста. Иисус просит своих учеников привести Ему из ближайшего селения осла, на котором он и въедет в город. Двое апостолов исполняют его прошение, стелют на животное одежду и отдают Учителю.

Христос на осле въезжает в Иерусалим, по дороге Его величественно встречают толпы людей, устилают ему путь одеждами и пальмовыми ветвями, так называемыми вайями. Отсюда и второе название праздника — Воскресенье ваий, и уже совсем «славянский» вариант — Вербное воскресенье.

Но вернемся к евангельскому тексту. Израильтяне радостно восклицают вслед Иисусу:

Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Осанна — это краткий молитвенный возглас. С древнееврейского он дословно переводится как «спаси же, помоги». В греческом тексте используется другое слово, означающее «слава».

Поэтому Христа встречали одновременно с величанием, славословием и определенными надеждами на Него как на царя земного, который может облегчить жизнь евреев в Римской империи. Ведь они почитали Иисуса не как Сына Божьего, а как выдающегося пророка.

Но даже известнейших еврейских праведников не встречали так торжественно. Чем же Христос заслужил такую честь? И почему Иисус въехал в город именно на осле, а не, например, на коне?

Лазарева суббота: воскрешение «четверодневного»

Земное служение Христа длилось уже несколько лет. Люди удивлялись Его учению, поведению, бросающему вызов обществу, и многочисленным чудесам.

Христос отпускал людям грехи, тем самым исцеляя бесноватых, слепых, хромых, расслабленных. Были даже три случая воскрешения мертвых. Первый раз он вернул к жизни сына наинской вдовицы, которого уже собирались похоронить, потом «пробудил от сна» двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира.

Третий случай принципиально отличался от всех предыдущих. Его мы и вспоминаем в субботу накануне Входа Господнего в Иерусалим. В этот день Иисус воскресил Лазаря, родного брата Марии и Марфы.

Ученики известили Иисуса о болезни Лазаря, которого Тот называл Своим другом, но Он специально не шел навестить и исцелить недугующего. Лишь через несколько дней, зная, что друг Его уже мертв, Христос с учениками приходит в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Две сестры в разное время, не сговариваясь, встречали Его одними и теми же словами:

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой

Как и апостолы, Марфа и Мария знали, что перед ними не просто пророк, а сам Сын Божий. Но у них и в голове не укладывалось, что Христос может оживить их брата, который уже четверо суток лежит в гробу, обвитый погребальными пеленами. Бездыханное тело уже начало разлагаться. Поэтому когда Иисус просит отвалить камень для входа в пещеру, Марфа предупреждает:

Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе

На что Сын Божий отвечает:

Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Иисус зашел в пещеру и сотворил неслыханное доселе. Он произнес лишь три слова: «Лазарь! Иди вон».

И его друг, завернутый в погребальную ткань, четыре дня пробывший в аду, от которого несло трупным запахом, вышел навстречу сестрам и всем присутствующим. День памяти этого действительно чудесного события почитается Православной Церковью как Лазарева суббота.

Согласно Преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, служа епископом на острове Кипр. Церковь еще называет его «четверодневным», ведь именно столько дней он был мертв, что в то время фактически отождествлялось с пребыванием в аду. Говорят, что Лазарь, переживший шок загробной жизни, за всю свою земную жизнь больше ни разу не улыбнулся.

Великое чудо — воскрешение Лазаря — происходило в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Поэтому на следующий день Христос и отправился в Иерусалим. Поскольку весть о брате Марфы и Марии быстро разнеслась по околицам, Христа так торжественно принимали в городе. Доселе никто из пророков не мог совершить ничего подобного.

Скромный вход Господень в Иерусалим

Почему Христос въезжал именно на осленке? Для этого есть несколько объяснений:

  1. На Востоке всадник на осле символизировал пришедшего с миром, а въезжавший на коне — прибывшего с войной.
  2. Согласно пророчеству Захарии, Мессия должен войти в город именно на осле: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной
  3. Если бы в город входил какой-то земной правитель, то он явно прибыл бы на белом коне, в дорогом убранстве, с гордо поднятой головой и в окружении почета. Но Христос ведет Себя как Царь, но не от мира сего. Поэтому вход Господень в Иерусалим выглядит так скромно: кроткий Спаситель въезжает на молодом осленке.

Пока ученики и свидетели чудес радостно встречают «сына Давидова», фарисеи и книжники замышляют Его убийство.

Христос знает, что ждет Его через несколько дней. Предательство, унижение, крест, распятие, смерть. Но разве Он, воскресивший «четверодневного» Лазаря, не победитель смерти? Обращаясь к Марфе, Иисус говорит: «Я есть воскресение и жизнь».

Вербное воскресенье: история праздника и освящение вербы

Праздник Входа Христа в Иерусалим возник в IV-V веках и очень быстро распространился среди христиан. Логично, что особо торжественно его отмечали именно в Иерусалимской Церкви.

Уже в VII веке появляются тексты богослужений, которыми пользуются и в наше время. Некоторые каноны на повечерии составил и преподобный Андрей Критский.

Но неотъемлемым атрибутом праздника для многих верующих на протяжении веков было и остается освящение ветвей пальмы или вербы. Отсюда и появились варианты названий праздника: «Воскресенье ваий», «Вербное воскресенье» и «Цветоносная неделя».

Как уже вспоминалось, пальмовыми ветвями устилали путь Иисусу жители Иерусалима. Кроме этого, в древности зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся домой с победой. Так и по сей день православные христиане приходят в храм с ветвями, чтобы встретить Царя Славы, победившего смерть. В знак победы над тлением священники облачаются в зеленые ризы, символизирующие возрождение жизни.

Торжественный смысл Вербного воскресенья передает и тропарь праздника:

Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже.

Поэтому мы, подобно детям, нося знамение победы (то есть подобно тем детям, что держали знамение победы — пальмовые ветви), восклицаем Тебе, Победителю смерти: «осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне

К сожалению, многие верующие не знают истинного смысла праздника и приходят в храм только для того, чтобы освятить вербные ветви. Часто у дверей храма собираются толпы. Они не молятся в храме, а лишь ждут выхода священника, который окропит их букеты святой водой.

Важно помнить, что традиция освящать ветви — это лишь благочестивое дополнение к празднику. Но оно лишается смысла, когда люди заменяют веру и молитву лишь исполнением ритуала.

Поэтому надо в первую очередь прийти в храм и зелеными ветвями и зажженными свечами встретить Христа, как когда-то жители Иерусалима. А лишь тогда, с молитвой в сердце, нести освященные ветви домой, которые и сохранять, как подобает святыни, возле икон.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько дней нужно праздновать Рождество

Как в Вербное воскресенье противостоять суевериям?

Не стоит впадать в магизм и поддаваться многочисленным суевериям:

  • бить всех прутьями — якобы до следующего года не будешь болеть;
  • когда идет град, бросать ветви из окна, чтобы остановить стихию;
  • класть кусочек освященного прута в гроб покойнику.

Никакое «избиение» прутьями вам не поможет, если, кроме вербы, у вас не будет веры и молитвы. Град или пожар не остановятся только потому, что вы бросили освященную ветвь. Наоборот, это может стать надругательством над святыней. В первую очередь важны молитва и надежда на Бога. Освященная ветвь в руке покойника не дает никаких гарантий на то, что он попадет в рай. Это скорее красивый символ воскрешения Лазаря и восстания всех людей для вечной жизни.

В Вербное воскресенье важно прийти в храм, помолиться, если есть возможность — поисповедоваться и причаститься, а лишь тогда освящать вербу. Нарушение этой последовательности приводит к потере смысла праздника.

О воскрешении Лазаря и входе Иисуса в Иерусалим рассказывается и в этом видео:

Источник: http://megapoisk.com/verbnoe-voskresene-smysl-prazdnika-ne-tolko-v-osvjaschenii-verby

Праздник Вербное Воскресенье

Вербное воскресенье — праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы.

История

В этот день отмечают Вход Господень в Иерусалим, о котором пишут все четыре евангелиста — Матфей (21 глава), Марк (11), Лука (19) и Иоанн (12). Суть в том, что в те времена в преддверии праздника Пасхи тысячи паломников стекались в Иерусалим со всего Ближнего Востока, а тогда как раз прошёл слух, что Иисус воскресил Лазаря. Люди ждали Иисуса из Назарета — спасителя Израиля. Верили, что мессия явится народу именно на Пасху.

( Giotto di Bondone — Jesus entry into Jerusalem)

Сын Божий въехал в город на осле, что означало символ мира (на коне — символ войны). Говорят, что ворота, через которые он въехал, существуют до сих пор, но уже многие столетия намертво замурованы. Народ привечал его возгласами «Осанна (слава) сыну Давидову!» и каждый легонько касался Иисуса веточкой пальмы, выражая преданность и любовь. Это и есть корни современной традиции ударять близких освящённой вербой, при этом говоря: «Не я бью — верба бьёт! Верба хлёст — бьёт до слёз!».

Вход Господень в Иерусалим — это второе пришествие, когда он явился как Царь Мира и Судия. Первый же раз он предстал перед людьми как Искупитель грехов рода человеческого.

Почему называется «Вербное»

Народ встречал пришествие Царя веточками пальмы — именно её и используют жители Ближнего востока и стран, где растёт это дерево. В тех краях праздник называется «Пальмовое воскресенье». Использование вербы русской традиции объясняется очень легко — просто нет пальм. Потому-то церковь традиционно использует вербу, которая первой встречает весну. Также иногда используют веточки ивы и ветлы.

Веточки вербы — главный атрибут праздника. В этот светлый день люди приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые являются символом возрождения жизни.

В допетровскую эпоху был своеобразный обряд. Патриарх выезжал «на осляти» — белом коне, «замаскированном» под осла, — как символ Входа Господня в Иерусалим. Он одаривал с Лобного места освящёнными веточками вербы всех собравшихся. Одаривались по очереди, сообразно статусу — вначале веточки доставались царю, затем архиереям, боярам, думским дьякам, а в конце и простому люду.

Что разрешено традициями, а что — нет:

В этот день нельзя работать, нельзя расчёсывать волосы и выгонять скот на выпас. Также традиции запрещают готовить горячие блюда, так что об этом лучше позаботиться заранее. Что касается еды в целом, то тяжёлая, жирная пища не употребляется, зато разрешено кушать рыбу и овощи.

С этим праздником связаны и некоторые народные приметы погоды выпадающие на этот день:

  • Если идёт дождь — жди обильного урожая.
  • Если светит солнышко — снова богатый урожай, да ещё и тёплое лето.
  • Если дует сильный ветер — это к прохладному и ветреному лету.

Источник: https://schci.ru/Verbnoe_Voskresenie.html

Как отмечают Вербное воскресенье

За 7 дней до радостного празднества Пасхи, верующие христиане встречают Вербное воскресенье. История духовного дня повествует о входе Иисуса в Иерусалим, который являлся началом пути крестных страданий. В 2017 году дата празднования – 9 апреля.

1

Как отмечают Вербное воскресенье – история праздника

Священному празднику предшествовало великое событие, Лазарева суббота – Господь воскресил из мертвых своего друга Лазаря, который 4 дня находился умершим в гробу. Когда Иисус входил в Иерусалим, вместе с ним был воскресший чудом Лазарь, в этот день было огромное количество людей, пришедших посмотреть на воскресшего.

Перед входом Господь повелел ученикам привести ослицу и молодого осленка, после чего вошел на ослице в Иерусалим. Своим вхождением на животном Господь показал смирение. Люди радовались пришедшему Иисусу и подстилали ему под ноги одежды или срывали молодые побеги пальм. В то время пальмовые венцы вручали победителям. Господа чествовали как победителя над смертью.

В нашей полосе пальмы не растут, но первая, кто просыпается после зимней стужи является верба, которой мы встречаем Господа в Вербное воскресение.

2

Как отмечают Вербное Воскресение

Освятить ветви необходимо накануне до приходящего праздника, в 2017 году этот день 8 апреля. Необходимо прийти в церковь на Всенощное богослужение. Священник прочитает Святое Евангелие и 50-й Псалом, после чего освятит ветви вербы. Затем послушницы раздают всем прихожанам веточки, дальнейшее богослужение проходит с зажженными свечами и с вербой в руках. Освящение ветвей проводят также и Вербное воскресение, на чтении молитвы Иоанна Златоуста.

  • Праздничное торжество проходит тихим семейным ужином. Разрешается на стол приготовить рыбу, поставить красное вино и кушанья, разрешенные великим Постом. Вербное воскресение является последним днем, в котором церковь разрешает послабления в воздержании.
  • Запрещается в этот день выполнять домашние работы, постарайтесь все приготовления выполнить за день до праздника.
  • Следующая неделя является Страстной неделей Иисуса Христа. Вечером вербного воскресения подумайте о смысле своей жизни и о своих поступках.

3

Как отмечают Вербное воскресенье – обычаи

Во многих окрестностях сохранился обычай – класть в последний путь умершему ветви вербы в руки. По законам Библии благочестивая традиция означает, что душа человека воскреснет и встретит Иисуса Христа с освященными веточками. Старинные обычаи пришли к нам из глубокой Руси, люди искренне верили и исполняли многие обряды в этот день:

  • Хранить вербу необходимо целый год, как символ новой жизни и целительной силы. Верба должна стоять в красному углу, за иконами.
  • При внесении в дом освященной вербы, беды и напасти уходят из жилища.
  • На Руси родители будили своих детей легкими похлопываниями по телу освященной вербой, по преданию это прибавляло ребятишкам здоровья на целый год.
  • Все посаженные цветы и растения в этот день будут расти вместе с денежной прибылью в доме.
  • Православные верят, что если отведать почку вербы, решатся важные трудности их жизни.
  • В переходящую ночь на священный праздник подумайте о дорогом человеке, с которым не складываются отношения, на утро следующего дня вы обязательно встретитесь.
  • Когда на вербное воскресенье пошел дождь – люди верят, что получат хороший урожай летом.

4

Как отмечают Вербное Воскресенье – семейный оберег

Перед празднованием великого дня верующие люди делают Богоугодный семейный оберег, который защитит семью от ссор, болезней и трудностей, в течение всего года после праздника.

  • Для создания защитного оберега приготовьте количество вербовых веточек, равное количеству членов семьи. В течение дня ходите в храм на праздничный молебен и окропите их.
  • Вернувшись домой, дайте всей семье отпить святой воды, и сплетите из окропленных ветвей венок, мысленно представляя, как ваши родные взялись за руки и образовали плотный круг. Окончание и начало оберега соедините в венок.
  • После создания венка главный член семьи должен взять его в руки и встав перед иконой Пресвятой Богородицы, прочитать молитву: “Вербой святой Павел размахивал, недоброжелателей от нашей семьи прогонял. Как истина, что люди Вербное воскресение чтут, так и правда, что плохие люди, болезни и недруги к нашей семье не пристанут. Аминь.” Прочтите три раза. Для усиления защитного оберега, прочтите молитву – “Богородица Дева Радуйся”. После чего перекреститесь 3 раза и храните венок за иконами.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-otmechayut-verbnoe-voskresene

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Какого числа День ангела у Светланы

Закрыть