Кто принимал участие в крещение Руси

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Кто принимал участие в крещение Руси

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

День крещения Киевской Руси: причины, значение, последствия этого события

Кто принимал участие в крещение Руси

В отечественной истории есть несколько событий, которые впоследствии предопределили дальнейшую судьбу страны. К их числу относится произошедшее в конце Х века крещение Руси, причины и последствия которого во многом определили характер российской цивилизации.

Причины крещения Руси

Русь – это государство, возникшее из конгломерата славянских, балтийских, тюркских, финских и иных племен. От раннего периода оно унаследовало комплекс языческих верований, сущность которых не вполне соответствовала потребностям формирующейся монархии. Если в стране один правитель, то его полномочия должны быть освящены властью единого Бога.

Таким образом, причины крещения Руси проистекали, прежде всего, из внутренних потребностей развития государства:

  • необходимости укрепления власти единого монарха – Великого Киевского князя;
  • потребности обеспечения единой идеологической основы, которая бы способствовала консолидации разных этносов, вошедших в состав Руси как на добровольной, так и на принудительной основе.

Очевидно, что для этого подходила только монотеистическая религия. К концу I тысячелетия н.э. уже существовало несколько крупных мировых вероисповеданий такого плана. Но почему русский выбор был сделан в пользу восточного христианства, за которым в XI веке утвердилось наименование православия? Причин несколько:

  • Данная ветвь христианства была достаточно хорошо известна на Руси: этих воззрений придерживалась часть дружинников и купцов, т.е. тех, кто, как бы мы сейчас сказали, был ориентирован на международную деятельность, и для них в Киеве был поставлен храм Святого Илии. Не менее важно, что эта поликонфессиональная ситуация не порождала религиозных конфликтов между язычниками и христианами.
  • В отличие от католической ветви христианства, православию присуще представление о симфонии или гармоническом единстве властей – светской и духовной, а значит, нет почвы для возможного конфликта между ними, потенциально способного разбалансировать внутреннюю ситуацию в стране.
  • С точки зрения княжеской власти важным моментом было то, что центром восточного христианства являлась Византия – мощная империя, с которой Русь соседствовала, временами воевала и постоянно торговала.
  • Принятие христианства выводило Русь из изоляции и делало ее родственной другим европейским народам.

При каком князе произошло крещение Руси?

Вопрос о том, при каком князе произошло крещение Руси, имеет однозначный ответ: при Владимире Святославовиче. Однако он оказался лишь в конце той цепочки решений, которые принимали его предшественники.

Смотрите видео: Крещение Руси правда и вымысел

Благодаря древним источникам известно, что первыми крещение приняли еще варяжские князья Аскольд и Дир, правившие в Киеве, тогда центре земли полян. Их участь оказалась незавидной. Они были убиты Олегом – основателем Древнерусского государства. Но начало было положено.

Первой правительницей, официально принявшей христианство, стала княгиня Ольга, которая управляла Русью в малолетство своего сына князя Святослава. В 957 году она нанесла официальный визит в Царьград – столицу Византии и прошла там обряд крещения.

Ее крестным отцом стал император Константин Багрянородный, что символизировало заключение важного династического и государственного союза. Согласно летописям, Ольга отличалась большой стойкостью и последовательностью в вере и была нацелена на крещение Киевской Руси.

По ее мысли, это должен был сделать правящий князь Святослав.

Однако сын не желал слушаться мать в этом вопросе, аргументируя свой отказ тем, что он не может пойти наперекор своей языческой дружине. После его убийства печенегами в 972 году следующий князь Ярополк оказался более расположенным к новой вере.

Летописи пишут, что он проявлял симпатии к христианству. Но начавшаяся усобица между ним и его братом Владимиром за киевский престол не дала возможности Ярополку решить эту проблему.

И только пришедший к власти князь Владимир взял курс на религиозную реформу.

В каком году было крещение Руси?

Владимир стал великим Киевским князем в 980 году, а день крещения Руси приходится на 988 год. Чем объясняется этот 8-летний перерыв между намерением и действием? Тем, что Владимир первоначально рассчитывал не принимать новую, а реформировать традиционное язычество, превратив его в своего рода местный монотеизм.

Для этого был выстроен новый культ во главе с богом Перуном – покровителем князей и воинов и поставлены новые святилища – капища в Киеве и Новгороде. Однако планируемого результата добиться не удалось, идеологического переворота не произошло.

Это и подтолкнуло князя к решению о необходимости принятия новой авторитетной веры, заимствованной извне. В каком году было крещение Руси, и хронология этих событий описаны в Повести временных лет. Последовательность событий была следующей:

  1. Владимир рассылает послов в разные страны с тем, чтобы они увидели достоинства и недостатки разных религий: иудаизма, который исповедовали хазары, ислама, распространенного на Ближнем Востоке и христианства.
  2. Советуется «с болярами и старцами градскими», т.е. пытается подкрепить свой выбор демократическим волеизъявлением.
  3. И, наконец, в 987 году вступает в военный союз с византийским императором для совместного подавления мятежа полководца Варды Фоки.

Владимир – известный поклонник женской красоты, потребовал в качестве компенсации руку царской сестры принцессы Анны. Его не смущал тот факт, что он уже был женат.

Однако император, получивший военную помощь в подавлении мятежа, не был расположен к выполнению своих компенсационных обязательств. Но стоящий в Корсуни и тем самым создававший военную угрозу Константинополю,  Владимир не намеревался уступать.

Тогда император потребовал, чтобы князь и его дружина крестились в православие. Это произошло в 988 году и положило начало процессу, называемому крещением древней Руси.

Последствия крещения Руси

Прибыв с молодой женой на Русь, Владимир крестил киевлян, а его дядя Добрыня новгородцев. Особого сопротивления это не вызывало, все прошло достаточно спокойно. Язычество было объявлено вне закона и за его исповедование можно было серьезно поплатиться. Но, несмотря на все запреты, преследования и наказания, из духовной жизни народа язычество не исчезло.

Последствия крещения Руси проявили себя в экономической, государственной и культурной сферах:

  • Появились первые монастыри: Киево-Печерский в тогдашней столице и Юрьев монастырь в Новгороде. Они были крупными хозяйственными субъектами.
  • На население была возложена церковная десятина, которая стала одной из экономических основ их хозяйства.
  • Монастыри не только производили, но торговали и занимались ростовщичеством. По своей силе они зачастую не уступали князьям.
  • С государственной точки зрения власть получила серьезную опору в лице мощной православной церкви и союза с Византией. Русская православная церковь вошла в Константинопольскую патриархию на правах митрополии. Первыми предстоятелями в ней были греки, назначаемые из Константинополя. Однако уже в XI веке появился первый русский митрополит – Святитель Илларион Киевский, уже тогда провозгласивший курс на отделение русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако этот процесс оказался небыстрым. Митрополия стала Московской патриархией только в 1589 году.
  • Русь через православие восприняла более высокую греческую культуру, имевшую корни в античном наследии, что сразу же отразилось в русском зодчестве, письменности, книжности, иконописи.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько длится пост у католиков

 

Значение крещения Руси

Крещение Руси и его историческое значение неотделимо от его последствий:

  • Развитие торговых отношений с Византией давало толчок к более интенсивному развитию собственного хозяйства.
  • Постепенная консолидация многонационального общества на основе единой религии.
  • Принятие христианства на Руси подтолкнуло к усилению позиций светской власти, поскольку союз с такой мощной организацией ,как православная церковь, делал положение монархии более стабильным.
  • Внешнеполитическое: Русь признавалась христианским государством, что предопределило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами.

Вскоре Византия начала слабеть и в 1453 году окончательно исчезла с карты мира. Россия же, избавившаяся от ордынского ига, начала подниматься из руин раздробленности и национального унижения. Крещение Руси и его значение состоит еще и в том, что оно дало возможность провозгласить теорию «Москва – третий Рим», которая стала идеологическим основанием для претензии нашей страны на вхождение в клуб самых влиятельных мировых держав.

Как Вы думаете, на что повлияло крещение Киевской Руси? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://rutvet.ru/in-den-krescheniya-kievskoy-rusi-prichiny-znachenie-posledstviya-etogo-sobytiya-7551.html

Крещение Руси князем Владимиром

Кто принимал участие в крещение Руси

  • Первое крещение Руси
  • Предпосылки и причины принятия христианства
  • История крещения Руси
  • Как крестился князь Владимир
  • Крещение Киева
  • Значение крещения Руси
  • Рекомендованная литература и полезные ссылки
  • Крещение Руси киевским князем Владимиром Великим является одним из самых важных и поворотных моментов нашей истории, определившим вектор развития культуры всех восточных славян, которая отныне стала тесно связана с православным христианством. Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала духовным наследником культурных ценностей Византийской империи. О том, какие были причины и предпосылки принятия христианства на Руси, а также историческое значение этого события, читайте в нашей статье.

    Первое крещение Руси

    На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозданный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.

    Андрей Первозданный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.

    Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание.

    А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт.

    Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.

    Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим.

    Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси.

    Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.

    К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.

    Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».

    И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.

    Предпосылки и причины принятия христианства

    Князь Владимир был мудрым государственным деятелем и отчетливо понимал, что языческая вера Киевской Руси является тормозом и преградой, как для культурного, так и для политического развития государства. Также язычество не способствовало укреплению сильной княжеской власти (а именно к этому он стремился). Почему так происходило? На это есть ряд причин:

    • Языческих верований у наших предков, древних славян действительно было очень много. Те имена языческих богов, которые ныне у всех на слуху: Перун, Дажьбог, Велес, Ярыло и прочие, это просто самые популярные среди божеств языческого пантеона, а в действительности у каждого племени, в каждом городе и селе были какие-то свои боги-покровители, и все это разнообразие богов не способствовало единению племен. Как следствие это вело и к политическому ослаблению Киевской Руси.
    • Языческие обычаи кое-где были достаточно жестокими, порой даже практиковались человеческие жертвоприношения. В частности человеческие жертвы приносились верховному богу Перуну.
    • Языческая вера Киевской Руси стала крайне не выгодна во внешней политике, когда большая часть Европы уже стала христианской, оставаться язычниками было уже совсем не комильфо (где-то как пользоваться телеграфом в век Интернета).

    История крещения Руси

    Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

    Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

    Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

    Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю.

    Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции).

    Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

    Как крестился князь Владимир

    В действительности, предшествием к крещению самого Владимира были весьма бурные события. Стремясь ослабить византийцев, князь со своим войском осадил греческий город Херсонес в Крыму.

    После долгой осады город пал, после чего Владимир потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил также осадить и захватить столицу Византийской империи, город Константинополь.

    Не желая воевать с дерзким князем, византийцы согласились отдать Анну в жены Владимиру, но при одном условии – князь Владимир должен принять христианство, так как не может сестра византийского императора быть отданной замуж за язычника. После этого князь принял окончательное решение о принятии христианства.

    Что же касается летописной версии об «испытаниях разных вер», то есть вероятность, что это просто придумка летописца, и Владимир ничего не думал и не выбирал, а сразу принял христианство византийского, православного обряда, исключительно из ряда политических побуждений, одним из которых был его брак с Анной, предполагавший дальнейшее укрепление союза с Византией. А такой союз в целом был выгоден Киевской Руси, терзаемой с востока набегами печенегов/половцев. Да и как мы говорили выше, во внешнеполитических отношениях оставаться язычниками уже было совсем не комильфо.

    Крещение Владимира.

    Итак, в 988 году Анна прибыла в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира, после чего состоялось бракосочетание, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.

    Крещение Киева

    Вернувшись в столицу, князь начал энергичное крещение, первыми приняли христианство его сыновья и другие приближенные. Одновременно с этим были уничтожены языческие капища (святилища), статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Идола верховного бога Перуна сбросили с постамента, привязали к хвосту лошади и отволокли к печенежским порогам, по дороги его били палками 12 воинов, чтобы избавиться от бесов.

    После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение, сотни людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие с Анной из Херсонеса священники.

    После Киева подобным образом были крещены жители других городов Руси. Правда, не везде крещение проходило мирно, так, например, в Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление, не желая принимать христианство и давать в обиду языческих идолов.

    Интересно, что подавлением восстания новгородских язычников руководил некто Добрыня Никитич, бывший одним из воевод на службе у князя Владимира, впоследствии он станет одним из былинных богатырей. Что же касается реального исторического Добрыни, то про него летописец написал следующее: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём».

    То есть не везде крещение было делом добровольным, вполне возможно, что кое где оно проходило с приставленным мечем к горлу. Но уж такие были нравы в те средневековые времена.

    Постепенно христианство стало государственной религией Киевской Руси, но язычество также не сразу ушло, языческие волхвы первое время действовали подпольно, и много людей продолжали тайно соблюдать языческие обряды.

    Чтобы нивелировать их действия многие языческие праздники были соединены с христианскими.

    К примеру, чисто языческий праздник Купала был приурочен к святому Иоанну Крестителю и стал зваться Ивана-Купала, но сам этот праздник является отголоском тех далеких, еще дохристианских, языческих времен.

    Значение крещения Руси

    Какими же были последствия крещение Руси? Давайте перечислим основные.

    • Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала объединенным государством, и христианская вера была важным элементом этого объединения.
    • Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры и просвещения: искусство иконописи, книжное дело, градостроительство, все это получило огромное развитие именно с принятием христианства. Ведь нужно было строить церкви, переписывать книги (Библию и жития святых), все это способствовало росту образования, грамотности. А иконопись, иконописное искусство, повлияли на развитие художественных вкусов того времени.
    • Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам.
    • Благодаря принятию христианства повысился престиж Киевской Руси на международной сцене. Так что преемник князя Владимира, Ярослав Мудрый уже спокойно мог совершать династические браки, отдавая своих дочерей замуж за французского и шведского королей, таким образом, укрепляя внешнеполитические отношения. Если бы Русь оставалось языческой, такое было бы невозможно.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.) // Русское православие: вехи истории / Науч ред. А. И. Клибанов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 17. — 719 с. ISBN 5-250-00246-3
    • Повесть временных лет, Ипатьевский список. // ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 89-112.
    • Рапов О. М. Официальное крещение князя Владимира Святославовича и киевлян / Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высшая школа, 1988. — С. 208—254; 397.
    • Рапов О. М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами. // Вопросы истории. — 1984. — № 6. — С. 44—45.
    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Каким именем крестят Алиса

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.

    com или в Фейсбук, с уважением автор.

    Источник: https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/kreshhenie-rusi/

    В каком году произошло крещение руси?

    Православие на нашей земле установилось после крещения Руси. Объединение разрозненных восточнославянских племен, появление городов вынуждали искать новые цементирующие идеи, которыми языческая вера, в силу своего многобожия, не располагала.

    Прежняя религия оказалась к моменту крещения Руси в кризисе, поскольку разрешать растущие в государстве протесты, политические трудности, возникающие во взаимоотношениях с племенами, она не могла. Помимо этого, язычество тормозило начавшийся процесс объединения государства, делала невозможными укрепление связей со странами, где христианская вера являлась единой религией.

    Но кроме этого, в христианстве светская власть преобладала над церковной. Таким образом, монотеистическая религия и ее ценности предопределили выбор и одержали победу над язычеством.

    Предпосылки крещения

    Фото с сайта picua.org

    Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве.

    Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял.

    Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

    Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции.

    После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением.

    Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

    Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии.

    Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь.

    В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

    Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

    Кто крестил Русь в 988

    После возвращения из Херсонеса в родной Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир повелел сжигать языческие требища, рубить деревянных идолов. Киевляне плакали, видя как Перуна, после надруганий, сбросили в Днепр. Далее последовало принудительное обращение в православие всех жителей Киева.

    Над согнанными к берегу Днепра и рыдающими людьми независимо от возраста, византийские священники провели обряд крещения и благословили всех. Тех же, кто противился, князь объявил своими личными врагами. После крещения киевлян, обряд крещения был проведен во всех остальных городах и селах.

    Это был важный момент в истории, Крещение Руси, картинки передают нам всю торжественность.

    В каком году владимир великий крестил русь

    Фото с сайта picua.org

    Как повествует летописец, год крещения Руси 988. и сопровождалось это событие «радостью большой». В этом описании процесса крещения летописец преувеличил, ведь киевляне оказывали противодействие, долго еще почитая языческих богов.

    Жителей Новгорода, например, крестили только через год, и, как утверждает летописец, в «злой сече», а почти через столетие здесь возникали очаги языческой реакции.

    А на остальной территории Киевской Руси христианство устанавливалось медленно, преодолевая народные протесты и возмущения.

    Православная церковь и государство проводили попытки установить год крещения Руси, дату события. Руководитель Синода в 1888 году внес предложение о праздновании 900 даты со дня крещения Руси, потому именно 988 год официально признан годом, когда киевляне впервые приняли христианство. Дата крещения, которую установили историки, а именно 28 июля, – это день памяти святого Владимира.

    Крещение Руси: причины и последствия

    Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.

    Плюсы и минусы крещения Руси

    Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:

    1. Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
    2. Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
    3. Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
    4. Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
    5. Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
    6. Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.

    Негативные явления:

    1. Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
    2. Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
    3. Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.

    Фото с сайта picua.org

    В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям.

    Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное.

    Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.

    Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.

    Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями.

    Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему.

    Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.

    Источник: https://perstni.com/magazine/history/v-kakom-godu-proizoshlo-kreshhenie-rusi.html

    Кровавое крещение Руси: мифы и факты

    Все мы знаем, что в 988 году князь Киевский приказал своему народу пройти обряд крещения в реке Днепр. Этим фактом народ Руси объявлялся христианским, но все же требовался некоторый период времени для осознания и принятия нововведения людьми.

    С появлением в обществе неоязычества, многие ее участники утверждали о том, что крещение было “кровавое”, а именно из-за этого не имеет права называться правдивым. Так давайте попробуем разобраться как же все таки проходило крещение Руси и рассмотрим факты, описанные летописцами.

    Почему возникла потребность в крещении Руси?

    Самой главной проблемой среди русских народов было то, что они не имели общего понятия о Боге и практически каждый поселок на Руси имел “собственное” божество. Не смотря на лояльное отношение язычников к другим божествам, было много разногласий между народами, возникающие из-за отсутствия единого верования.

    Князь Владимир был человек очень умный, а также имел глубокие понятия о религиозности, поэтому понимал, что в прежней форме язычничество существовать не может. Именно после объединения русских племен Владимир осознал, что необходимо религиозное единство для дальнейшего развития государства.

    В 983 году князь решил реформировать многобожие, поставив перед людьми идолов, которые, к сожалению, не имели достаточного авторитета среди жителей. Из-за такого решения, язычничество Владимира принесло для людей много жертвоприношений, которые они делали для Богов. В особенности они “любили” приносить в жертву христиан, которые прославляли Господа.

    Действительно, очень странное перевоплощение в душе князя, ведь в 983 году он делает жертвоприношения, а через 5 лет — принимает христианство и крестит Русь. Возможно он смог осознать бездуховность язычничества, которое подвергает людей на насилие и плохие поступки.

    Почему крещение было добровольным?

    Дело в том, что князь предполагал, что могут быть некоторые сопротивления со стороны язычников, которые не смогут принять верование. Внутренне князь Владимир смог осознать всю высоту духовной ценности, ведь язычничество не позволяло этого сделать. Жизнь на Руси была достаточно разгульной и неправомерной. Именно эта свобода могла стать главным препятствием принятия людьми новой веры, в которой есть Божьи законы и наставления.

    Приняв веру самостоятельно, а также окрестив всех бояр, он отправил гонцов по всем городам и уголкам, которые доносили до людей следующее: кто из людей не придет на реку — тот станет мне врагом. Люди приняли эти слова с радостью и самостоятельно отправились на реку в назначенный день, ведь из-за уважения к правителю люди говорили, что “князь не может принять то, что не принесет хорошего для всех”.

    Люди действительно добровольно приняли веру, ведь князь тоже уже признавал насильницкие методы правления. Все пришли к Днепру и перекрестившись слушали молитвы о том, чтобы их принял Господь и позволил познать веру.

    Действительным фактом остается то, что князь Владимир отдавал приказы собирать детей для того, чтобы они познали “знания книжные”. Матери горько плакали об этом, ведь считали, что их дети недостаточно познали веру. Это позволило “вырастить” много священников и церковных служителей, которые в дальнейшем служили в ново возведенных храмах.

    Трудности возникшие во время крещения

    Существовали территории на севере, которые не желали тяготеть к Киеву, а также там жили финны поддерживающие язычничество. Это привело к некоторым трудностям, которые возникли во время объединения государства единой верой.

    По всем уделам князь киевский поставил своих сыновей, которые занимались полным принятием веры всеми людьми. Особые проблемы были в Ростове и Мурманске, в которых люди не поддавались насаживанию нового верования. Были ли кровавые расправы над ними? Нет. Проблемными городами занялся сам князь, который строил много церквей и создал поручителей, собирающие людей на крещение.

    Также главной проблемой было крещение Новгорода, в котором действительно есть свидетельства об противостояниях. Но все же все столкновения имели решения в пользу князя.

    Главным было покорить большие города и их управителей, ведь по законам пригороды всегда подчинялись старейшинам. Соглашались старейшины — было легче проводить процесс принятие новой религии.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает кулич и крашеные яйца

    Люди достаточно спокойно реагировали на новую веру. Да, они приняли христианство физически, но еще длительно не осознавали всей духовности этой веры. Жители городов не стали выбрасывать реквизиты языческого верования и появилось своеобразное “двоеверие”.

    Возникает много дискуссий по поводу “кровавости” крещение Киевской Руси, но все источники с летописей свидетельствуют о том, что основная масса людей своевольно приняла верование. А как вы считаете, было ли правильно объединить народы единой верой?

    Источник: https://history.com.ru/kievrus/krovavoe-kreshhenie-rusi-mify-i-fakty

    Крещение княгини Ольги

    Будущему живописцу и академику Ивану Акимову ещё не было 10 лет, когда он, осиротев, написал письмо в Академию художеств, приложил рисунки и попросил взять его на обучение за казённый счёт.

    Учился успешно, получив образование, отправился в путешествие по Европе, вернувшись в Россию, продолжил писать и стал преподавателем в той же императорской академии, которую впоследствии несколько лет возглавлял.

    К старости большую часть времени уделял ученикам, а после смерти всё нажитое и заработанное передал опять же в академию, на поддержку малообеспеченных студентов.

    Акимов Иван Акимович. Крещение княгини Ольги в Константинополе. («Дилетант»)

    Собор Святой Софии — один из шедевров византийских архитекторов, возведённый по приказу императора Юстиниана I в VI веке. Новый храм должен был превзойти все построенные к тому моменту здания в мире.

    Работы велись пять лет, в них участвовали десятки тысяч рабочих, а затраты, похоже, были сопоставимы с годовым бюджетом государства. После падения Константинополя в 1453 году собор по воле султана Мехмеда II был трансформирован в мечеть, к ней пристроили минареты.

    Сейчас архитектурный комплекс превращён в музей, службы там не проводятся.

    Таинство крещения

    Христианство стало появляться на Руси уже в IX веке, к середине следующего столетия стали возводиться первые храмы — при желании священника для таинства крещения можно было найти и в стольном граде.

    Визит Ольги в Константинополь и её крещение не ускорили процесс христианизации. Язычники к новой вере и её приверженцам относились издевательски. Князь Святослав отклонял просьбы матери креститься. Однако увещевания Ольги всё же не были напрасны.

    В 988 году Русь крестил её внук Владимир.

    Фрагмент картины «Крещение княгини Ольги в Константинополе». («Дилетант»)

    Год крещения Ольги и количество её поездок в Константинополь на протяжении многих лет остаются предметом спора среди историков. Если верить «Повести временных лет», то крещение состоялось в 955 году.

    Патриархом тогда был сын византийского императора Романа I Лакапина Феофилакт, которого называют одним из слабейших управленцев Восточной церковью той эпохи.

    Патриархом он стал в 13 лет, а жизнь его оборвалась, когда ему не было и 40, в результате несчастного случая: Феофилакт погиб, упав с лошади.

    Происхождение княгини Ольги

    Фрагмент картины «Крещение княгини Ольги в Константинополе». («Дилетант»)

    Относительно происхождения княгини Ольги есть много версий. Ряд источников сходятся в том, что она не была славянкой, на что указывает её имя — Хельга.

    О её участии в политической жизни до гибели мужа, князя Игоря, нет никаких сведений. Став правительницей в Киевском княжестве, Ольга отомстила древлянам за убийство супруга, занялась вопросами внутреннего устройства.

    Не забывала и про внешние связи, отдавая предпочтение дипломатии, а не крупным войнам.

    Фрагмент картины «Крещение княгини Ольги в Константинополе». («Дилетант»)

    Константин VII Багрянородный (905−959) византийским императором стал ещё ребёнком. Но управлять страной единолично смог лишь во второй половине своей жизни. До этого царствовал при регенте, отчиме Романе Лакапине.

    Фрагмент картины «Крещение княгини Ольги в Константинополе». («Дилетант»)

    При крещении Ольги Константин стал её крёстным отцом. Правитель много внимания уделял развитию культуры и образования, открывал школы, сам писал трактаты, например, «Об управлении империей», где изложены основы внешней политики и дипломатии Византии. В заслугу ему ставят создание сборников и энциклопедий.

    Источник: https://diletant.media/articles/45277330/

    «Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель

    В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.

    Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.

    Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций.

    Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве».

    И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.

    • Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)

    Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.

    Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».

    Выбор веры

    Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.

    «На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян.

    Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены.

    К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.

    • И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

    По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.

    «Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.

    По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.

    Земля Херсонеса

    Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

    Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

    После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

    • В. М. Васнецов «Крещение Владимира»

    «Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса.

    Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь.

    А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

    Возникновение русского народа

    Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

    «Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер.

    Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни.

    И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

    По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

    «Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.

    До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

    Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

    «До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

    Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

    Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

    • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
    • РИА Новости

    «Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

    По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.

    Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

    Источник: https://russian.rt.com/science/article/540418-kreshenie-rusi-rol-istoriya

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Колокольный звон
    Что такое просфора в церкви

    Закрыть