Когда Пасха в Иерусалиме

Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей. — Малюта — КОНТ

Когда Пасха в Иерусалиме

Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.

Немного истории:

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»: 

«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. 

«Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».

ОН ВИДЕЛ ЧУДО..

141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона.

Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень.

Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.

XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел

А вот , что пишет английский историк Стивен Рансимен  о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.

 Факты основаны на западных хрониках: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав » Говорят также об одном случае. Благодатный огонь не появился в печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.

Однажды турки, овладевшие Иерусалимом, запретили православным служить, и те, не допущенные в храм, стояли у его входа, плакали и молились — Благодатный огонь вдруг вырвался из одной из колонн храма, оросив православный люд.

Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.

.

источник

Источник: https://cont.ws/post/260692

Традиции празднования Пасхи в 16 странах мира

Когда Пасха в Иерусалиме

Пасха — светлый и вдохновляющий праздник, который ежегодно объединяет сотни людей по всему миру. Пусть в последние годы и возрастает уровень атеизма, но к этому празднованию люди всё ещё относятся с должным благоговением. Ароматные блюда, весеннее солнце и древние традиции делают Пасху одним из самых знаменательных событий года. Но какие бы корни не имела Пасха, традиции во многих странах отличаются, хоть и имеют под собой единое событие.

Все мы ещё с детства в садиках и школах рисовали пасочки и разукрашивали яйца, а хозяюшки учили рецепт куличей. Ведь празднование завершения Великого поста уютно прижилось в украинском быту.

По древним обычаям крашанки или писанки принято разрисовывать ещё задолго до начала Пасхи. В это же время стоит вышивать рушники, которые будут покрывать корзины с угощениями. На страстной неделе хозяйки Украины пекут паски, воздушные с изюмом или курагой. Готовят их в абсолютной тишине и спокойствии, ведь душевное состояние хозяйки передастся священному угощению.

В Страстную пятницу принято посещать церковь, чтобы помолиться у Святой Плащиницы, в этот день не работают и ни в коем разе не сквернословят. В пасхальную субботу принято исповедоваться, чтобы сесть за праздничный стол с чистой душой. С субботы на воскресенье многие проводят ночь в храме за молитвами. И уже с самого утра слышны поздравления с праздником Пасхи — «Христос воскрес!», и чувствуется аромат освященных пасок.

Сейчас украинцы стараются освятить как можно больше продуктов. Однако, традиционно корзинка состояла из пасок, крашанок, сала или колбасы, мёда, вина и соли.

В завершении праздничной недели, на Провода, все отправляются на кладбища, чтобы помянуть усопших родственников.

Пасха в Армении

Жители Армении начинают отмечать Пасху в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия, как и в Украине, вся неделя наполнена событиями.

Привычное Вербное Воскресенье здесь называют Цахказард, в этот день вспоминают о том, как Иисус въехал в Иерусалим с благой вестью. И далее, вслед за историей Христа, вспоминаются и отмечаются все библейские события в течение недели. Когда же наступает Пасха, или как здесь её называют — Затик, во всех православных церквях проводится богослужение с обязательным ритуалом Андастаном. Во время этого обряда священник благословляет все четыре стороны света, чтобы во всём свете царил мир.

В домах или возле них жители Армении обязательно устанавливают пасхальное дерево, которое украшают игрушечными крашанками, куклами из соломы или сена и лентами. После завершения Затика кукол сожгут или отпустят плыть по воду.

Вечером на праздничный стол хозяйка выставляет куличи и крашенные куриные яйца, проращенную пшеницу и вино. А ещё традиционно здесь угощаются пловом и кутапом, варёным мясом барана и лепёшками из пшеницы. После обеда все выходят на природу или в парк, чтобы продолжить гулянья, песни и танцы.

Пасха в Иерусалиме

Исток православной религии и обитель множества сказаний в христианской культуре, каноничный Иерусалим, с должным уважением отмечает Пасху. Ежегодно здесь происходит Еврейская Пасха и схождение Благодатного Огня. На это действие приходят посмотреть тысячи людей со всего мира.

Храм Гроба Господнего становится в эти дни самым популярным и посещаемым местом страны. Здесь проводятся службы, исповеди, причащения, проходит шествие с плащаницей Иисуса.

Пасха в Иерусалиме достаточно привычна для украинцев. Здесь многие традиции переняли из Европы и СНГ. Хозяйки так же пекут куличи и разукрашивают яйца, дома украшают лентами и цветами, а по ночам всю неделю проводятся молитвы.

Пасха в Японии

Прекрасная Япония достаточно тепло приняла православную веру. Многие здесь молятся в православных храмах и отмечают день Вознесения Иисуса Христа. В храмах проводят служения и литургии, где, к слову, записывают каждого, кто пришёл на службу. После молитвы за мир во всём мире и прощение всех грехов священнослужители выдают всем прихожанам сдобные сладкие булочки и крашенные яйца. Далее японцы расходятся по своим домам и устраивают скромное застолье.

В отличие от многих европейских стран, Япония не привыкла к масштабным гуляниям и празднованию на широкую ногу. Обычно всё проходит достаточно тихо, так что представители других конфессий не особо замечают, что в город пришла Пасха.

Пасха в Китае

Ещё одна восточная страна, которая приняла в свою культуру православную веру. Здесь, как и в Японии, Пасха не привлекает к себе особенного внимания. Но в некоторых, самых крупных храмах, служение и празднование проходит по канонам древних православных традиций.

Самая большая служба проводится в храме Успения Пресвятой Богородицы в столице Китая, где опять же записывают всех посетителей поимённо. По окончанию молитв прихожане не расходятся по домам, а заседают на смиренном чаепитии со сдобными сладкими булочками. После чая желающие остаются на представление, где детям и взрослым рассказывают о Христе и показывают сценки из Библии. Всё это происходит локализовано в храме, не выходя за его стены.

Пасха в США

Пожалуй, самая известная Пасха после украинской проходит в Америке. Некоторые их символы и традиции уже плотно вошли в нашу жизнь, хотя мы этого и не заметили.

Американцы считают Пасху вторым по значимости религиозным праздником после Рождества. Здесь все уходят в отпуска и на каникулы, чтобы подготовиться и достойно отметить.

Как и во всём мире, ведётся тщательная подготовка к празднованию, а в пасхальное воскресенье все прихожане отправляются в церковь на службу. Здесь не только молятся, но и поют песни, прославляющие Иисуса и Господа. Стол в США накрывают знатно: куличи, крашенные яйца, ветчина с картофелем и множество овощей с фруктами.

Пасхальный парад в США

Главный атрибут американской Пасхи — Пасхальный Кролик. Этот образ пришёл из древней истории, в переплетении британской и германской культур. Кролик оставляет на газонах и под кустами шоколадные яйца, внутри которых часто прячется игрушка. В поиске яиц от Кролика принимают участие целые семейные команды, которые ещё и соревнуются в конкурсе катания яиц. По улицам проходят целые парады, детям дарят сладости, а весь город украшен живыми цветами и лентами.

Пасха в Канаде

Канадцы — своеобразный народ со своим взглядом на многие традиции. Пасху здесь отмечают активно, ведь в стране много диаспор стран СНГ. Но к Пасхе относятся больше как к семейному празднику, чем как к религиозному событию.

Здесь, само собой, устраивают церковные службы, молятся об отпущении грехов и мире. А после семьи или дружеские компании собираются вместе на природе или даже в ресторане, угощаются и веселятся.

Для детей по всей стране проводят массу соревнований, конкурсов и представлений, при чём не обязательно религиозной тематики. В течение священной недели здесь проводится масса мероприятий: карнавалы, шествия, спортивные соревнования.

Близость с США отпечаталась на некоторых традициях канадцев — здесь тоже есть свой Пасхальный Кролик Банни. Он приносит угощения и шоколадные яйца самым послушным деткам. А на стол хозяйки выставляют массу изощрённых угощений: ягнёнка, выпечку, ветчину, запечённые овощи и многое другое.

Пасха в Англии

Англия — католическая страна с чёткими правилами и устоявшимися традициями. К Пасхе здесь относятся с серьёзным подходом и блаженным трепетом. Помимо традиционных служб и молебен, важную роль играет украшение домов и участков. Везде видны ленты и свечи, часто выставляются инсталляции из Библии, повествующие о воскресении Христа.

Традиционные цветы этого праздника — белые лилии, которыми украшают церкви, и дома, а один букет обязательно ставят на стол. Угощаются в этот день ягнёнком, кексами, а ещё истинно британскими пудингами.

Католическая Пасха чтит образ пасхального зайца. Он пришёл в английскую культуру от древних саксов, верящих, что заяц — вестник весны и плодородия. В день Пасхи в Англии традиционно много свадеб. Считается, что именно в этот день Господь благословит пару на вечное и нерушимое счастье.

Пасха в Германии

Близкая к Англии Германия не сильно отошла от англо-саксонских традиций празднования Воскрешения Иисуса. Здесь обязательно проводят службы, украшают дома лентами, готовят праздничные кексы и разукрашивают яйца.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой церковный праздник 29 августа

Отличительная особенность немецких традиций — нарциссы. Именно эти цветы пестрят по всей стране, на каждом столе, у каждого дома, их вдевают в петлицы и вставляют в причёски.

Немцы с уважением относятся к Пасхальному Зайцу, ведь они не только чтут традиции, но и верят, что именно в их стране, в районе Нижней Саксонии, проживает главный в мире Пасхальный Заяц Ханни Хазе. А по вечерам немцы разводят пасхальные костры, в которых якобы сгорают все грехи и беды.

Пасха в Испании

Шумная и эксцентричная Испания отмечает Пасху достаточно колоритно. Праздник здесь буквально вынесен на уровень государственного значения — вся неделя не рабочая, а по улицам шумно проходят карнавалы, парады и церковные шествия. В небе беспрерывно летают белые голуби, выпущенные в знак вознесения Иисуса и чистоты его души.

Кулич в Испании немного отличается от привычного нам, потому что внутри сдобного сладкого кекса запекают яйцо. Так сказать, объединяют одно с другим.

В разных регионах Испании существуют свои традиции Пасхи: в Мурсии по улицам проносят украшенные статуи Марии и Иисуса под музыкальное сопровождение; в Севилье люди выходят исключительно в новых нарядах, чаще чёрного цвета, и угощаются шпинатом с орехами или треской в томате.

Удивительное шествие на Пасху в Аликанте

На протяжении празднования Пасхи по всей Испании звучат барабаны. Умолкают они лишь на мгновение, в день Пасхи, знаменуя тот самый момент Воскресения Иисуса.

Пасха во Франции

Французы ничем не отличаются от своих соседей, они так же чтут пасхальные традиции. Здесь проводят службы, вспоминают все истории об Иисусе и молятся об отпущении грехов.

Утром в день Воскресения во всех церквях и храмах звучит колокольный звон, возвещающий о вознесении Сына Господнего. По возвращению домой французы угощаются сладостями и фруктами, а в самом центре стола располагается сочный запечённый ягнёнок, символ агнца божьего.

Традиционными украшениями французских столов и домов являются не только фигурки зайцев, но и многих других животных. И цыплята, и коровки, и овечки — все они символизируют благодать.

Пасха в Греции

Пасху в Греции признали государственным праздником и отмечают уважительно. Здесь, в отличие от Европы, не проводят долгих молебен в тесных храмах. Прихожане сливаются в один поток на улице и следуют к центральной площади города. Там традиционно сжигается соломенное чучело Иуды, предателя Христа. После этого обряда все угощаются сладкой выпечкой, особенно ценится песочное печенье с корицей и апельсинами или творожная пасха.

Яйца на Пасху привыкли красить в медный цвет, используя луковую шелуху. А девушки в этот день, как ни странно, гадают на суженного. Сплетают из пальмовых листьев венки и пускают по воде. Традиция чрезвычайно похожа на наш праздник Ивана-Купала.

Пасха в Норвегии

Всю неделю до праздничного воскресенья норвежцы готовятся к Пасхе. Часть традиций они перенесли ещё из древних времён, когда Пасха была языческим праздником и считалось, что в Страстную субботу по улицам бродит нечисть. Чтобы её отпугнуть и прогнать из города, люди жгут костры и пускают фейерверки.

В Норвегии готовят сытные блюда на Пасху – запечённый ягнёнок и множество яств из рыбы. Некоторые жители до сих пор верят в немного странную традицию на Пасху: здесь в Чистый четверг крестят новорождённых ягнят и телят, а крестят их зачастую дети. Местные верят, что благословенные лучи исцелят любую хворь.

Пасха в Прибалтике (Латвия, Литва, Эстония)

Мы не разделяем эти три страны на отдельные главы, ведь вся Прибалтика живёт по одним и тем же традициям. Здесь пасхальные гулянья длятся три дня — с пятницы до воскресенья. Жители Прибалтики молятся в храмах и следуют забавной традиции, они на главной площади города выстраивают пирамиду из крашенных яиц. Чтобы увидеть самые крупные постройки, стоит отправиться в Вильнюс.

Меню на Пасху здесь скромное: запечённое мясо, овощной салат и сдобные сладкие булочки. Гораздо больше внимания уделяется украшению стола. Главный атрибут — соломенное чучело птицы, чтобы отдать дань усопшим родственникам.

Источник: https://businessvisit.com.ua/blog/pasha-v-16-stranah-mira-traditsii-prazdnovaniya/

Пасха 2020 в Иерусалиме, как повлияет на празднование пандемия коронавируса

Когда Пасха в Иерусалиме

ShutterStock

Праздник Пасхи или Светлого Христового Воскресения является самым великим для христиан. Каждый год его торжественно и с размахом отмечают во всем мире, в том числе и в Иерусалиме, где находится знаменитый Храм Гроба Господня. Однако в 2020 году торжества могут не состояться из-за объявленной пандемии коронавируса.

Какие торжества проходят обычно на Пасху в Иерусалиме

Иерусалим не зря считается у христиан Святой Землей. Здесь находятся многие памятные места, связанные с земной Жизнью, крестным Подвигом и Воскресением Спасителя, самой большой святыней считается Храм Гроба Господня, в котором на Пасху и накануне нее происходят настоящие чудеса.

В предпасхальные и пасхальные дни Иерусалим и окрестности обычно посещают миллионы паломников, кстати многие их них являются россиянами. РПЦ обычно даже организовывает специальные организованные поездки на Святую Землю.

При этом за порядком следит израильская полиция – Иерусалим находится сейчас на территории этого государства, хотя он был захвачен у палестинцев, а проще сказать – оккупирован.

Большое скопление верующих и просто туристов собирали такие торжества как Схождение Благодатного Огня. Это чудо происходит в каждую Великую Субботу накануне Светлого Христового Воскресения по Православному календарю и за ним лично наблюдают многие тысячи верующих, а миллионы наблюдают за ним посредством телевизионных и онлайн-трансляций.

Пасха в Иерусалиме в 2020 году и ограничения из-за коронавируса

Но в этом году, похоже, все будет по-другому. Всему виной — коронавирус и связанные с ним ограничения правительств некоторых стран. Уже даже логически понятно, что наплыва паломников в этом году не предвидится. Хотя бы по причине прекращения авиасообщения между странами мира. Но речь идет не только об этом.

Да, нелогично собирать большое количество людей во время эпидемии в одном месте, однако израильские власти пошли дальше. 25 марта для посетителей был закрыт даже Храм Гроба Господня. Пока на неделю, а дальше – в «зависимости от обстановки». А ведь уже скоро Православная Пасха, накануне которой, в Великую Субботу должно пройти чудо Схождения Благодатного Огня.

В этом году этот день выпадает на 18 апреля.

Схождение Благодатного Огня является одним из символов Православия, и оно окружено целым рядом легенд и поверий. Одним из таких поверий являются утверждения о том, что в церемонии обязательно должна участвовать Православная арабская молодежь, и что если само чудо не произойдет, то это станет одним из предвестий конца света.

В РПЦ, кстати, уже прокомментировали перспективу богослужений на Пасху без Благодатного Огня в храмах, отметив, что и без него торжества состоятся. И правда – до конца 20-го века самолеты в Иерусалим за ним никто не посылал. Однако верующих интересует пройдет ли сама церемония в Иерусалиме, пусть и при отсутствии большого количества людей.

Ответ на это вопрос они узнают позже, а пока Интернет наводнили фейки о якобы переносе этого торжества.

Фейк о переносе Сошествия Благодатного Огня в Иерусалиме

Несколько развлекательных интернет-порталов распространили информацию, что якобы, Сошествие Благодатного Огня переносится из-за коронавируса. И даже обращение Иерусалимского Патриарха придумали, где он якобы извиняется за перенос этого события на 11 сентября.

У здравомыслящего человека сразу возникло бы подозрение, что это фейк, причем довольно циничный. Однако при всей своей наглости и бессмысленности неправдивые новости сразу разместили как настоящую новость многие порталы, в том числе и российские.

И нашлось определенное количество людей, которое в это поверило.

Запустило же этот фейк некое интернет-издание сатирической направленности, на котором постоянно публикуют фейковые новости под видом настоящих. Однако на этом портале указано, что он сатирический. Там уже встречались публикации о якобы формировании в российской армии отдельных подразделений из представителей сексуальных меньшинств.

А вот другие развлекательные порталы подавали фейк за настоящую новость, то ли по невнимательности, то ли с умыслом. Однако есть вещи, над которыми не шутят, и это нужно всем давно понять. Что до настоящей церемонии Схождения Благодатного Огня, то она пройдет в назначенное время, правда при гораздо меньшем скоплении народа.

Но этот факт не помешает верующим отпраздновать самый Великий Праздник – Пасху или Светлое Воскресение Христа

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/226926300

МОСКВА, 18 апр —РИА Новости, Антон Скрипунов. Без толп паломников, барабанов и возгласов на разных языках — церемония Благодатного огня в Иерусалиме накануне Пасхи у православных получилась в этом году очень необычной.

Но несмотря на режим самоизоляции и другие ограничения, вызванные пандемией коронавирусая, огонь со Святой Земли будет гореть в тысячах православных храмов.

О том, что происходило в иерусалимском храме Гроба Господня и как Благодатный огонь попадет к простым верующим, — в репортаже РИА Новости.

Гробовая тишина

Великую субботу, предваряющую величайший церковный праздник Воскресения Христова, православное вероучение называет днем тишины. «Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя», — поется в этот день во всех православных храмах. Христос покоится «во гробе», но через несколько часов воскреснет, и все замерло в ожидании этого.

Эти слова звучали сегодня и в иерусалимском храме Гроба Господня. Обычно их не расслышать в общем молитвенном гуле — в пасхальные дни главная святыня христианского мира до отказа забита паломниками. И на прилегающей площади тоже не протолкнуться. В Иерусалим на церемонию Благодатного огня уже не одно десятилетие съезжаются десятки тысяч верующих со всего мира.

Но в этот раз огромный храм, вмещающий до пятнадцати тысяч человек, был пуст. И каждый звук был отчетливо слышен. Переговоры израильских полицейских по рации. Топот храмовых служителей, которые спешат опечатать кувуклию (часовню, выстроенную внутри храма над каменной плитой Гроба Господня, местом погребения Иисуса и Его Воскресения). Доносятся даже тихие молитвы патриарха Иерусалимского Феофила. Он — главное действующее лицо церемонии.

«В ней участвуют, по сути, всего три человека: иерусалимский патриарх, представитель Армянской церкви и настоятель греческой части храма Гроба Господня», — говорит РИА Новости источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата.

За многие годы все привыкли, что в храме вместе с патриархом молятся тысячи людей. Причем на разных языках — русском (множество паломников — русскоязычные), украинском, арабском, армянском, греческом, румынском, грузинском, польском и так далее. А время от времени кто-то из верующих, будто призывая Благодатный огонь, выкрикивает: «Христос воскресе!»

«Чешмаритад агхдга!» — отвечают ему грузинские братья и сестры по вере. Все друг друга прекрасно понимают.

В этом же году все не так. Тишина в храме Гроба Господня почти зловещая.

Но в Иерусалиме все же нашлись не пожелавшие мириться с этим. На храмовой площади — группа молодых людей. На лицах — черные маски с золотой вязью. Это арабская православная молодежь, без которой церемония Благодатного огня просто немыслима. Когда-то их не пустили в храм — уж больно они непосредственные и шумные в религиозном рвении, — и огонь не появлялся до тех пор, пока священнослужители не осознали свою ошибку.

«Нет бога, кроме Иисуса Христа! Христос — наш Бог!» — поют молодые арабы и хлопают в ладоши. Их меньше десятка, у них нет барабанов и бубнов, но они такие же громкие. Их неудержимая энергия придает уверенности в том, что огонь обязательно сойдет, а значит и Спаситель — воскреснет.

Все неожиданно

Обычно кульминационная часть церемонии с литанией — молебном о схождении Благодатного огня — длится почти час. А в этот раз все завершилось минут за 15. Когда храм забит до отказа, процессия во главе с патриархом, трижды обходя кувуклию, буквально протискивается через толпу. Это и затягивает церемонию.

В пустом храме все прошло быстро и как-то особо торжественно. После троекратного обхода кувуклии с молитвой патриарх Феофил встал перед входом в нее. Часовню над Гробом Господним заранее осмотрели, в ней потушены свечи, она пуста и опечатана. С патриарха быстро снимают богослужебное облачение, открывают опечатанную дверь — и священник в одном белом подризнике заходит внутрь, чтобы усиленно молиться о даровании святого огня. Во всем храме в этот момент гаснет свет.

Огня приходилось ждать то три минуты, то пятнадцать, а то и вовсе сорок или и того больше. Паломникам даже несколько минут кажутся вечностью. Они сосредоточены на молитве, несмотря на роящиеся в голове мысли: «Сойдет? А что, если нет?»

Сейчас всполохи огня в окошках кувуклии появились всего через несколько минут. Патриарх Феофил передал пучок из 33-х горящих свечей — по числу земных лет Христа — греческому священнику. Никакого привычного радостного гула тысяч верующих. Лишь спокойная фраза одного из служителей разнеслась под сводами огромного купола: «Вот он!»

Все произошло настолько неожиданно, что даже колокольный звон, возвещающий о Благодатном огне, зазвучал с задержкой. Видать, и звонарям было непривычно сидеть на колокольне в полной тишине. Будто это не центр христианского мира, а закрытая обитель где-нибудь в глуши.

На ум пришли слова, сказанные мне в прошлом году в Иерусалиме монахом Андреем (Лавановичем) из Белоруссии: «В моем монастыре под Гомелем тишина 24 часа в сутки. А тут весело — шумно, многолюдно. Такого, как в моей обители, здесь представить невозможно».

Оказывается, возможно. Наверное, такого еще никогда не было: чтобы на литании присутствовали всего около десяти человек. Даже в XI веке, когда сельджуки запретили христианским паломникам посещать Иерусалим, в храме Гроба Господня собирались многочисленные члены местной общины. И мусульмане — так просто, посмотреть.

«Я буду об этом вспоминать»

Но в этом году единственные зрители в храме — израильские полицейские. Они же сопровождали греческое духовенство с лампадой по извилистым улочкам Старого города. У Яффских ворот ждали дипломаты тех стран, куда повезут Благодатный огонь. В их числе и российский посол в Израиле Анатолий Викторов.

«Я чувствую очень большое волнение. Такой опыт для меня — первый. И может, это одно из важнейших событий в моей жизни, о котором я буду вспоминать», — сказал посол корреспонденту РИА Новости.

Оно и понятно: Благодатный огонь в России ждут миллионы верующих. Ответственность огромная.

Но все обошлось: святыня благополучно прибыла в аэропорт Бен-Гурион, который находится в 50 километрах от Иерусалима. Там его полтора часа ждала, не выходя из самолета, делегация Фонда Андрея Первозванного.

Фонд доставляет святыню в Россию с 2003 года. Огонь в специальных лампадах развозят по российским регионам, а также в некоторые зарубежные страны.

Но в этом году, как говорят в ФАП, «все аскетично»: лишь несколько человек полетели в Израиль. Примерно в 20:00 по Москве спецборт приземлится в московском Внуково. Встретят его не тысячи верующих с лампадами, как раньше, а несколько сотрудников аэропорта и полицейских.

Благодатный огонь доставят в московский храм Христа Спасителя к ночной пасхальной службе, которая начнется в 23:00. Но, к сожалению, верующие не смогут получить святыню в сам день Пасхи — только после отмены режима всеобщей самоизоляции. Это касается как Москвы, так и регионов.

«О храмах, где можно будет получить частицу Благодатного огня, сообщат дополнительно», — сказали РИА Новости в фонде.

Речь идет о столичных храмах. В ФАП отмечают, что схема принесения святыни в регионы пока не проработана. Однако со временем желающие обязательно получат его. Верующим не стоит расстраиваться из-за того, что не смогут прикоснуться к материальному символу праздника Пасхи именно сейчас. Ведь главное, что он сошел. А значит — и Христос воскрес.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько времени выпекать пасху в Электродуховке

Источник: https://ria.ru/20200418/1570243500.html

«Последние времена»: дождемся ли мы Благодатного огня

РИА Новости / Владимир Астапкович

В Иерусалиме из-за коронавируса закрыли храм Гроба Господня. Верующие встревожились: под угрозой срыва церемония Благодатного огня — одного из символов праздника Пасхи для православных. Согласно поверью, если он не сойдет, то это будет знамением скорого наступления конца света. Однако, как удалось выяснить корреспонденту РИА Новости, обряд все же может состояться при определенном сценарии.

«Неужели не сойдет?»

Евгений Одиноков уже больше десяти лет приезжает в аэропорт Внуково накануне Пасхи. Когда с женой, когда с детьми — они занимают место у входа в терминал, пока он ищет, где припарковаться. Ведь здесь за считанные часы до начала ночной пасхальной службы собираются тысячи верующих. Все они трепетно ждут, когда приземлится спецборт из Тель-Авива, а из него вынесут лампадку с Благодатным огнем со Святой земли.

«Нынешняя ситуация, когда страны закрывают границы, меня сильно беспокоит. Израиль ведь тоже не пускает паломников. Неужели мы встретим Пасху без ее символа — Благодатного огня?» — переживает Евгений.

Этим вопросом задаются многие православные. Ведь традиции принесения святыни в российские храмы уже больше четверти века.

И каждую Великую субботу (в этом году — 18 апреля), накануне Пасхи, верующие ждут схождения Благодатного огня: кто-то с надеждой, а кто-то и в страхе.

«Семь лет подряд я ездила в Иерусалим за огнем. И почти каждый раз мне удавалось протолкнуться в храм Гроба Господня — там ведь более десяти тысяч человек! Я вместе с ними молюсь, чтобы огонь сошел. Я в этот момент очень сильно боюсь, ведь если не сойдет, значит, последние времена близко» — говорит уроженка Черновцов Лариса Омельчук.

Но в этом году она останется дома. Израиль ввел жесткие меры по борьбе с коронавирусом: все прибывшие из других стран обязаны отправиться на 14-дневный карантин. Фактически это означает закрытые границы. Сотни тысяч христиан отменили паломнические поездки.

Кроме того, израильские власти запретили массовые мероприятия — можно собираться группами не более десяти человек. Нельзя покидать дома. И ситуация не улучшается: число зараженных в стране уже перевалило за 2000. А премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что полный карантин — вполне реальный сценарий.

У католиков и протестантов Пасха совсем скоро, 12 апреля. У православных — неделю спустя, но уже очевидно, что и тогда улицы Иерусалима будут пустовать.

В непростых условиях лидеры местных христианских церквей — православной Иерусалимской, Армянской апостольской и Римско-католической — решили 26 марта закрыть храм Гроба Господня для паломников. Пока на неделю, но никто не знает, что будет через семь дней. Тем не менее службы в храме, как следует из официального заявления Иерусалимского патриархата, продолжатся.

«В закрытом режиме»

Церемонии, на которой Иерусалимский патриарх молится о схождении Благодатного огня, уже более полутора тысяч лет. И ситуация с коронавирусом не нарушит эту традицию, сообщил источник агентства, близкий к Иерусалимскому патриарху.

«Церемонию можно провести и в закрытом режиме с трансляцией онлайн. Ведь в ней участвуют, по сути, всего три человека: Иерусалимский патриарх, представитель Армянской церкви и настоятель греческой части храма Гроба Господня (ему патриарх передает огонь. — Прим. ред.)», — отмечает собеседник РИА Новости.

Закрытие главного храма христианства, по его словам, не является проблемой. Священнослужители, в отличие от паломников, могут в него заходить и совершать там богослужения.

«Дело в том, что это решение приняли сами религиозные деятели. Ведь со стороны светских властей никаких требований о прекращении служб или закрытии храмов, мечетей и синагог нет. Есть лишь предписание ограничить число присутствующих в молельнях до десяти человек. Но поскольку верующие здесь — народ не всегда послушный, духовенство само закрывает доступ к святыням. Так поступили мусульмане с Храмовой горой, так же сделали и в храме Гроба Господня», — объясняет источник агентства.

«Есть два сценария»

Но вот что не до конца ясно: принесут ли огонь в десятки стран мира, как это происходило на протяжении последней четверти века. Ведь в условиях пандемии авиасообщение ограничено.

В Фонде Андрея Первозванного, который еще с начала 1990-х занимается принесением огня в пределы Русской православной церкви, уточнили, что сейчас прорабатываются различные варианты доставки святыни в 18-й раз.»Мы делаем все возможное и невозможное для того, чтобы Благодатный огонь оказался в России. Мы постоянно на связи по этому вопросу с уполномоченными государственными органами.

А наши сотрудники и представители фонда в Израиле оперативно корректируют возможные сценарии принесения огня», — заверил РИА Новости директор фонда Владимир Бушуев.

Неизвестно, какой будет ситуация к 18 апреля. Возможно, в храме разрешат собраться большему числу людей. Организаторы доставки святыни исходят из того, что службы Страстной недели и Пасхи в Иерусалиме не отменят.

Саму церемонию будут транслировать по телевидению — «сейчас решаются технические вопросы».

Не исключено, что руководство фонда, либо его представители в Израиле смогут участвовать в церемонии и, как и прежде, доставят Благодатный огонь в Россию.

«Если введенные властями Израиля ограничения сохранятся, официальный представитель фонда получит лампады с Благодатным огнем от священноначалия Иерусалимской церкви для скорейшего принесения в Москву», — подчеркивает Бушуев.

«Стороны приложат все усилия»

Благодатный огонь в Россию обычно доставляют спецбортом. В этом году, по всей видимости, будет иначе.

Формально Израиль не закрывал воздушное пространство, объясняет РИА Новости израильский юрист Эли Гервиц.

«Действующее сегодня правило отправлять на 14-дневный карантин прибывающих в Израиль распространяется не на самолеты, а на пассажиров. То есть воздушный транспорт может приземляться в Бен-Гурионе (основной аэропорт страны. — Прим. ред.)», — поясняет он.

Другое дело, что спецборта подчиняются особым правилам. В частности, подчеркивает юрист, их прилет нужно согласовывать заранее с властями.

«Но, принимая во внимание особые отношения между Израилем и Россией, а также то уважение, с которым в этих странах относятся к религии вообще и к христианству в частности, могу предположить, что стороны приложат все усилия для решения вопроса доставки Благодатного огня», — заключает собеседник агентства.

Источник: https://news.rambler.ru/community/43938440-poslednie-vremena-blizko-dozhdetsya-li-rossiya-blagodatnogo-ognya/

Пасха в Иерусалиме из воспоминаний о. Леонида (Кавелина)

Предстоятель Наместник История монастыря Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь Оптинские старцы Общая страница Наследие Обретение мощей Новомученики и исповедники Жития Статьи, документы Братия, убиенные на Пасху 1993 г.

3D-экскурсия Монастырь Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Паломнические поездки Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации галерея книги Песнопения Проповеди Молитвы галерея Фотогалерея

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

ТолкованияСвященного

Писания

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова»

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Заказать

Стоя в хра­ме, не на­доб­но ис­чис­лять свои не­дос­тат­ки и тем ум отв­ле­кать от вни­ма­ния чте­ния и пе­ния, а прос­то счи­тать се­бя греш­ною за все свои гре­хов­нос­ти и за рас­се­я­ние по­мыс­лов, се­го и до­воль­но.

преп. Макарий

пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Вход Господень в Иерусалим

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Сотрудник второй Русской Духовной миссии в Иерусалиме оптинский иеромонах Леонид (Кавелин) в своих воспоминаниях «Великий Пост во святом граде Иерусалиме», опубликованных в 1863 году в журнале «Душеполезное чтение», описывал, как встречали Пасху в Иерусалиме в 1858 году. В течение Великого поста мы знакомили читателей сайта с отрывками из воспоминаний о. Леонида, приурочив их к главным христианским праздникам. Продолжаем этот цикл публикацией воспоминаний о. Леонида о празднике праздников и торжества из торжеств – Пасхе Христовой.

Архимандрит Леонид (Кавелин) (Позднейшая фотография, сделанная в бытность его наместником

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)

Как отмечал отец Леонид: «Один из красноречивых западных паломников справедливо заметил, что по Святой земле надобно путешествовать с Библею в руках и с Евангелием в сердце.

Нам видится, что между большинством западных туристов и русских богомольцев именно та разница, что первые точно все почти путешествуют с Библиею в руках, а наши, хотя и без Библии, но с Евангелием в сердце (само собою разумеется, что в том и другом случае бывает не без исключений).

К числу различий между теми и другими принадлежит, между прочим, и то, что на Востоке даже римско-католические монахи путешествуют с оружием в руках, а наши паломники из отставных солдат, не покидая своего военного костюма, не боятся ходить везде с палочкою в руках и обезоруживают смельчаков одною своею кажущеюся беспечностью, основанною в большем числе случаев на той вере, что нет ничего в мире тверже креста и безопаснее Распятого»1.

* * *

В 1859 году к Пасхе приехал в Иерусалим вожделенный гость, – сам Иерусалимский патриарх блаженный Кирилл1, и его присутствие усугубило торжество светоносного дня. Он сам служил пасхальную утреню и литургию. Облачение соответствовало своим великолепием сану и дню.

В обедне на нем был саккос, шитый по белому глазету золотом и жемчугом, и на сослужащих архиереях также одеяние белого глазета, шитое золотом; у иереев облачение тоже одинаковое с золотистыми цветами, по белому атласу; у иеродиаконов на стихарях по белому полю шелковые разноцветные цветы и букеты из цветных лент по боковым разрезам.

На патриархе была богатая митра с золотою оправою. Изображения четырех евангелистов финифтяные, высокой работы (русской), в оправе из драгоценных камней, бриллиантовые ветви с изумрудными оконечностями (оправа венской работы). Эта митра ценится в 156000 пиастров (около 8000 рублей сер.).

Для умовения рук подавалась драгоценная умывальница серебряная позолоченная, искусной работы, украшенною эмалью, и золоченое блюдо, на дне коего рельефное изображение Воскресения Господня, – матовое серебряное, венской работы.

Патриарх Иерусалимский Феофил III в крестном ходу к храму Гроба Господня

По окончании крестного хода вокруг кувуклии и возглашении радостной вести Воскресения, я остался с греческим архимандритом и иеромонахом у Гроба Господня, для служения литургии.

Большая часть русских богомольцев и иерусалимский консул1, также остались у часовни, в надежде слышать пасхальную службу на родном языке. Желание их исполнилось. Служил архимандрит Виссарион1, знающий по-русски (он жил долгое время в Москве на Иерусалимском подворье).

Во время проскомидии пели канон, и я успел даже прочесть красноречивое слово святого Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив», – которое у нас составляет необходимую принадлежность пасхального служения. Небольшому хору певчих помогали все присутствующие. Мы кончили службу, когда в Великой церкви лишь готовились к выносу Св.

 Даров; я прошел через алтарь прямо в ризницу, откуда видно было служение. Пасхальное евангелие читали на семи языках: греческом, славянском, арабском, грузинском, молдавском, латинском и турецком. На горнем месте читал сам патриарх, на престоле преосвященный Мелетий1, а в царских дверях русский архиерей1.

Вы знаете, что одно из главных отличий патриаршего служения состоит в том, что он сам преподает Св. Тело и Кровь Христову архиереям, как архиереи священникам. В час по полудню была торжественная вечерня в храме Воскресения, по чину, описанному выше, а после вечерни патриарх и владыки христосовались с народом, который при сем случае целует у них руку.

В заключение скажу, что литургия на гробе Господнем в первый день Пасхи остается для меня до сих пор самым приятным воспоминанием из 16-ти месячного пребывания моего во Святом Граде. Тяжело было мне расстаться со Святым Гробом, «источником нашего Воскресения». В Св.

 Граде я имел скорби, а по возвращении в свое отечество потерпел тяжелые для сердца потери, но всех этих скорбей я не могу сравнить с тою невыразимою тоскою, которая наполняла мою душу, когда я в последний раз пришел проститься с Святым Гробом.

Ничто не в силах изгладить из памяти моей этой минуты: «забвена буди десница моя, аще забуду тебе, Иерусалиме, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего!»

В.В. Каширина

2 мая 2019 г.

Источник: https://www.optina.ru/19_pasha_v_ierusalime/

Пасха в Иерусалиме 2020

С приближением Пасхи улицы Иерусалима начинают наполняться туристами-христианами. Праздник Воскресения Христова в 2020 году выпадает на 12 апреля. Службы в храмах будут проводиться всю неделю, начиная с Вербного Воскресенья (5 апреля) и вплоть до Понедельника Светлой седмицы (13 апреля). Будьте готовы к тому, что в эти дни Иерусалим будет переполнен туристами со всего мира, желающими пережить волнующие минуты, пройдя по стопам Иисуса в сопровождении множества единоверцев.

Предлагаем вашему вниманию описание ключевых пасхальных мероприятий в Старом городе в этом году.

Церемонии и мероприятия

Вся предпасхальная неделя в Иерусалиме будет сопровождаться церковными службами, церемониями и другими мероприятиями.

Вербное Воскресенье (Пальмовое Воскресенье) — 5 апреля

Присоединяйтесь к воссозданию торжественного въезда Иисуса в Иерусалим. Участники процессии соберутся около церкви Виффагии и в 14:30 начнут марш к Масличной горе, воспевая гимны и размахивая пальмовыми ветвями.

Храм Гроба Господня

Армяне, копты и сирийцы трижды обойдут ротонду Храма Грома Господня. Утреннее шествие начнется  в 7:00, а дневная процессия — в 17:00.

Узнать больше о сопровождаемой гидом экскурсии Вербного (Пальмового) Воскресенья >>

Чистый Четверг — 9 апреля

Омывание ног — это традиция в подражание Иисусу, омывшему ноги своих учеников.

Храм Гроба Господня

8:00 — Архиерейское Богослужение, совершение Святого Причастия.

Старый город и его окрестности

15:10 — паломничество от церкви Спасителя (St. Savior’s Church) — до горницы, в которой состоялась Тайная вечеря, церкви Святого Якова и Святого Марка, с последующей службой и омовением ног.

21:00 — Святой Час на разных языках в Гефсиманском саду на Масличной горе а затем частная молитва в тишине.

Страстная Пятница — 10 апреля

Храм Гроба Господня

7:15 — церковная служба на Голгофе в базилике Храма Гроба Господня.

12:15 — крестный ход по Пути страданий (Виа Долороза) с отцами-францисканцами.

20:10 — «Похоронная процессия» в базилике Храма Гроба Господня.

Садовая могила

Для протестантов  около Садовой могилы будет проведена служба на английском языке.

Великая Суббота — 11 апреля

Храм Гроба Господня

6:30 — Пасхальная заутреня.

15:30 — торжественное шествие.

18:00 — торжественная вечерня.

23:30 — Торжественная литургия в приделе Марии Магдалины под предводительством Префекта Святой Земли.

В субботу ночью начинается церемония выноса Благодатного огня. Тысячи верующих ждут чудесного возгорания свечи Патриарха. Советуем вам соблюдать осторожность, так как традиционно церемония собирает большое количество прихожан и в последние годы были случаи беспорядков.

Садовая могила

Воскресная служба (на арабском языке с синхронным переводом на английский).

В окрестностях Старого города

Шествие армянских музыкальных оркестров, в том числе с волынками и барабанами, вместе с патриархом и священниками к Храму Гроба Господня.

Традиционно в 5:30 Евангелическая лютеранская церковь в Иордании и Святой Земле проведет утреннюю пасхальную службу в молитвенном доме в госпитале «Augusta Victorial» на территории кампуса Lutheran World Federation на Масличной горе. После службы будет завтрак, приветствуется пожертвование в размере 15 шекелей.

Светлое Христово Воскресенье (Пасха) — 12 апреля

Храм Гробя Господня

10:00 — выход Латинского Патриарха H.B. Fuad Twal

10:30 — богослужение и процессия

17:00 — дневная процессия

Садовая могила

Утренняя служба на английском

Воскресная служба на английском

Понедельник Пасхи — 13 апреля

8:00 — Иерусалим, Храм Гроба Господня: торжественная месса

10:00 — Emmaus Qubeibeh: богослужение и освещение хлебов

14:30 — Emmaus Qubeibeh: вечерний звон и Святое Причастие

17:00 — Иерусалим, Храм Гроба Господня: дневная процессия

Еще службы и мероприятия

Узнайте полное расписание городских пасхальных служб католической и протестантской церквей — посетив сайт Христианского Информационного центра

Чем еще заняться в Иерусалиме и Израиле

Посетив Израиль на Пасху, постарайтесь увидеть как можно больше. Для того, чтобы заранее спланировать свою поездку, воспользуйтесь списком наиболее рекомендуемых туров по Иерусалиму и Израилю:

Кроме того, обратите внимания на главные святыни Иерусалима и что интересного можно увидеть в Вифлиеме

Где остановиться в Иерусалиме?

Приезжаете в Иерусалим на Пасху? Вот лучшие варианты размещения и проживания, которые может предложить город:

Рестораны Иерусалима

Ищите, где бы перекусить? Загляните в наш список ресторанов города:

Источник: https://www.itraveljerusalem.com/ru/article/easter-in-jerusalem/

Благодатный огонь на католическую Пасху: сходит или нет, и почему?

Практически всем известно одно из пасхальных чудес – сошествие Благодатного огня, который в греческой и армянской традиции еще принято называть Святой Свет.

Это огонь, который выносят из Гроба Господня, находящегося в Иерусалиме, только раз в году, во время особого пасхального богослужения. Оттуда язычки пламени доставляют по всем православным церквям.

Схождение благодатного огня — одно из чудес на Пасху

Но вот сходит ли Благодатный огонь на католическую Пасху? Об этом расскажем прямо сейчас.

Сошествие огня на Пасху: немного истории

Если немного забежать вперед, можно сказать, что чудо схождения Благодатного огня признается только православными, однако так было не всегда.

До 11 века, когда выделились две ветви (православная и католическая), и даже некоторое время после этого представители католичества наравне с православными священниками проводили пасхальную службу в Храме Гроба Господня и лично наблюдали сошествие огня. Происходило и происходит это в так называемой Кувуклии – т.е. небольшой купольной часовне, которая располагается в самом центре Храма.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда пост у православных

Собственно, это ее мы и видим по телевизору во время прямых трансляций, которые, кстати, проводятся в России и в некоторых других странах ежегодно. А вот так она выглядит на фото.

На протяжении всех первых веков развития христианства, в течение I тысячелетия, еще не было разделения церкви на Западную и Восточную. Поэтому все официальные представители церкви и прихожане признавали схождение огня за чудо. И тогда, и сегодня происходило это примерно так.

Служители ожидают в Кувуклии, как только священное пламя загорится. Процесс происходит самопроизвольно, без какого-либо участия со стороны человека, поэтому и признается чудодейственным. Затем священники выходят из Кувуклии с зажженными факелами, от которых пламя распространяется для всех желающих.

О схождении огня в прежние времена сохранилось довольно много свидетельств, в том числе и среди западных священнослужителей. Об этом чуде писала паломница Сильвия Аквитанская (4 век), а также латинский монах Бернард (9 век). Говорил об этом и Папа Римский Урбан II (11 век).

Однако в самом конце того же 11 века, в 1099 году, Храм Гроба Господня был завоеван крестоносцами, и в результате контроль над Храмом полностью перешел католикам. До конца 12 века (1187 год) они были изгнаны из Иерусалима, в результате чего были лишены доступа в Кувуклию и вообще к святым местам.

С того момента и по сегодняшний день представители католичества уже не принимают участия в схождении благодатного огня. Интересно, что впервые глава церкви Папа Григорий IX выступил против признания этого явления чудом еще в 1238 году, т.е. спустя 50 лет после прекращения доступа в храм. К этому времени разделение Западной и Восточной церкви сложилось окончательно.

Что касается православных, то они постоянно несли службу в Кувуклии. Продолжается эта традиция и сегодня. Разумеется, все представители православных церквей (русской, украинской, армянской, греческой и ряда других) признают чудодейственный характер этого явления.

А вот после введения нового Григорианского календаря (1582 год), когда католики перешли на другое летоисчисление, служба продолжала проводиться исключительно по старому, Юлианскому стилю. Соответственно и появление пламени тоже наблюдали в этот день – точнее, в пасхальную ночь с субботы на воскресенье.

Взгляд из дня сегодняшнего

Вот почему и не сходит Благодатный огонь на католическую Пасху – на протяжении многих веков представители католичества были отлучены от самой службы. Время в этом смысле действует как разрушительная сила – чем дольше мы отвыкаем от чего-то, тем сложнее потом привыкнуть.

А что говорить, если проходит несколько веков? Та самая историческая память постепенно утрачивается, и в результате рождается совсем другая история, появляется иное восприятие мира. Это не хорошо и не плохо – просто так устроен человек.

Представители католической церкви заняли в этом вопросе, скорее, нейтральную позицию. Они никогда не отрицали появление пламени и категорически не утверждали, что это никакое не чудо. Однако представители Западной церкви решили несколько дистанцироваться от этих событий.

Выражается это в том, что они:

  • не участвуют в церемонии (начиная с 12 века и по наши дни);
  • не освещают эти события слишком широко;
  • предпочитают не упоминать о божественном, чудодейственном характере явления.

И если напрямую спросить, сходит ли Благодатный огонь в католическую Пасху, мы получим ответ – нет, не сходит. Ведь и даты праздника у православных и католиков зачастую отличаются, хотя иногда они и совпадают.

И всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось все это время. До наших дней огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется, и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками.

А ещё в начале 20 века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный огонь от православного Патриарха. Так, архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал о сошествии так: «Когда совершается служба Благодатного огня в Великую субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви.

Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым епископом и основателем которой был Св.Иаков, брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный огонь из рук Патриарха».

Но дело даже не в том, что не совпадают даты православной и католической Пасхи. Просто две великие, действительно большие церкви отличаются своей историей и некоторыми взглядами.

Впрочем, представители православия и католичества не намерены конфликтовать по этому поводу. Ведь они отмечают единый, общий праздник Пасхи, с которым всегда поздравляют друг друга как официально, так и лично. Ведь у многих из нас наверняка есть друзья, исповедующие католицизм.

С этой точки зрения Благодатный огонь – это божественное чудесное явление, красивый штрих к портрету великого праздника. Но портрет этот точно общий, картинка единая.

Ведь главное чудо – это воскресение Спасителя, его великий, самоотверженный подвиг во имя человечества в целом и каждого конкретного человека в частности. И пусть некоторые традиции торжества отличаются — все равно речь идет об одном и том же событии. А уже как именно его отмечать, каждый может решить по своему усмотрению.

Источник: https://zavedeno.com/prazdniki/paskha/blagodatnyiy-ogon-na-katolicheskuyu-pashu-shodit-ili-net.html

Пасха – Светлое Воскресение Христово

Пасха – Воскресение Христово – главный праздник христиан.

Пасхе предшествует длительный пост, праздник начинается с Вербного( Пальмового ) воскресения, особо отмечаются Чистый четверг ( день прощания Христа с учениками и заключения Нового завета ), Великая Пятница ( день распятия Христа ) и Великая Суббота ( снисхождение Благодатного огня ).

Главное событие Пасхи в большинстве христианских церквей – Всенощная, торжественная ночная литургия, которая заканчивается радостными возгласами “ Христос воскрес ! “ –

– “ Воистину воскрес! “. В Пасху устраиваются массовые гуляния. Красят яйца, ходят в гости друг к другу, радуются наступлению весны!

Празднование Пасхи в Иерусалиме

А как на Святой Земле?Центр празднования Пасхи – Иерусалим, Храм Гроба Господня. Пасху празднуют отдельно католики, армяне и православные. Пасха – переходящий праздник, празднуется всегда в воскресение и определяется, по так называемой, пасхалии.

Православная пасха может совпадать с католической, а , иногда, и с празднованием еврейского Песаха !!! В такие годы в Иерусалиме особенно много народу со всего света!Кульминация Пасхи в Иерусалиме – получение Благодатного огня, который символизирует величие и неповторимость Воскресения Христа из мертвых и несет особую радость всем христианам, не зря этот огонь называют Благодатным !!! Во дворе Храма, и тем более внутри , присутствуют только приглашенные! Тысячи верующих ожидают Благодатный огонь за пределами старого города у Яффских ворот. Православные делегации, участвующие в приеме Огня, спешат увезти его к Всенощной в свои страны и города.Благодатный огонь – символ православного Иерусалима!

Стоит-ли приезжать на православную Пасху в Израиль? Можно-ли попасть в Храм Гроба на принятие Благодатного огня? Это непростые вопросы, но если Вы не боитесь трудностей и готовы быть участниками события даже за пределами старого города – тогда, милости просим, приезжайте! Впечатлений хватит на всю жизнь!

Прочитайте о других христианских праздниках:

Источник: https://www.pgtours.ru/christian-holidays/passover-in-israel/

Схождение благодатного огня в Иерусалиме 2019: суть и объяснение феномена

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины «Голгофа» М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

photo: Sputnik / Юрий Кавер

В Храме Гроба Господня

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

photo: Sputnik / Vitaliy Belousov

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

photo: Sputnik / Vitaly Belousov

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Освящение куличей и пасхальных яиц

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Декоративные пасхальные яйца

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Светлое Христово воскресение. Православная Пасха

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20160430/231416769.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Что означает имя Виктория и откуда оно произошло

Закрыть