Как появились статуи на острове Пасхи

Остров Пасхи или моаи на Рапа-Нуи

Как появились статуи на острове Пасхи

Маленький островок в Тихом океане, который географически относится к Чили, неспроста называют одним из неразгаданных мест нашей необъятной планеты. Речь пойдет об острове Пасхи, который еще называют Рапа-Нуи. Его основная достопримечательность — статуи моаи, которые вызывают неподдельный интерес как у ученых, так и обычных обывателей.

Остров Пасхи

Количество статуй на острове — без малого тысяча, подавляющая часть из них размещена неупорядоченно, хотя встречаются и стоящие в ряд. Изваяния настолько специфичны и неповторимы, что их ни с чем не перепутаешь. Громадные головы на субтильных телах, массивные подбородки и неординарная, грубая наружность — так можно охарактеризовать статуи моаи.

Большинство изваяний в высоту достигают от пяти до семи метров, но встречаются и десятиметровые, хотя это единичные экземпляры. Невзирая на внушительные размеры, вес статуй не превышает пяти тонн, что обуславливается особенностями сырья, из которого они созданы. Вулканический туф имеет губчатую структуру и довольно легко рассыпается.

До сей поры является загадкой, как передвигались и устанавливались эти огромные валуны, ведь в те времена не было ни деревянных катков, ни прочных канатов, ни рабочего скота. Единственным источником энергии были исключительно мускулы самих островитян.

В ХХ веке все статуи моаи, находящиеся на острове, были восстановлены, последняя реставрация проводилась в 1995 году.

Загадки острова Пасхи

История острова покрыта завесой тайны. Бытует мнение, что впервые его обнаружил в 1578 году капитан Хуан Фернандес, который, по непонятным причинам, скрыл свое открытие, а вскорости умер при странных обстоятельствах. Хотя и до сегодняшнего дня неясно, был ли обнаруженный остров на самом деле островом Пасхи.

Следующий раз остров обнаружили в 1722 году, когда на него наткнулся голландец Якоб Роггевен. Это событие произошло как раз в день христианской Пасхи, что стало причиной переименования острова Рапа-Нуи в остров Пасхи.

По рассказам голландского мореплавателя, туземцы проводили обряды перед каменными истуканами, жгли костры и впадали в прострацию.

До сих пор открытым остается вопрос — чем же для аборигенов были моаи? Большинство исследователей склоняются к версии, что к статуям моаи относились как к божеству. Некоторые ученые считают, что они могли быть статуями умерших прародителей.

Еще одна легенда гласит, что на острове Рапа-Нуи существовало разделение на классы. Вождями кланов становились выходцы из “длинноухих” (мочки ушей сознательно вытягивались), которые на острове были правителями. Все остальные аборигены относились к “короткоухим”.

Согласно древним сказаниям, именно “длинноухие” первые пришли на остров и должны были его защищать. Поэтому остальные жители острова увековечивали своих правителей в каменных статуях. Островитяне верили, что великая сила и защита заключается в глазах изваяний.

Некоторые головы украшались так называемыми шляпами из красного туфа, правда неясно, зачем это делалось.

Остров Пасхи

Ученые установили довольно интересный факт: в момент заселения острова первыми аборигенами это было райское место с непроходимыми лесами, дивными птицами и дельфинами. То есть на острове было все необходимое для жизни — и материал для обустройства быта, и фауна, обеспечивающая пропитание.

Но аборигены не смогли это по достоинству оценить. Едва успев поселиться, они начали вырубку деревьев. Больше всего древесины уходило именно на изготовление рычагов для передвижения истуканов, также она использовалась при строении лодок, при разжигании костров, что впоследствие и привело к экологической катастрофе.

С исчезновением леса пропало и сырье для изготовления лодок, что привело к невозможности добывать себе пищу, ведь возле острова Пасхи нет коралловых рифов, а потому и рыбу с берега невозможно ловить, а можно было только с лодок охотиться на дельфинов.

Без корней деревьев быстро размылся верхний слой почвы, овощи выращивать стало довольно затруднительно.

Но вместо того, чтобы опомниться и попробовать сохранить деревья на острове, жители продолжали воздвигать новые статуи, пуская в ход остатки веревок и деревянных рычагов.

Последние статуи были построены в 17 веке. Приблизительно в это же время началась жестокая война, которая была вызвана голодом. По легенде, “короткоухие” выступили против “длинноухих”, которые не справились с задачами по защите острова Рапа-Нуи. Также были повалены каменные изваяния, лицами вниз, то есть война велась не только с вождями, но и с духами предков.

Закончилась война только к концу 17 века, победу одержали “короткоухие”. С окончанием войны закончился и культ статуй моаи.

К моменту обнаружения острова голландцами, островитяне снова стали выращивать ямс, картофель и сахарный тростник, из статуй делали каменные огороды, только вот уничтоженный лес уже невозможно было вернуть.

На карте земного шара остров Пасхи был и остается на сегодняшний день так называемым белым пятном. В мире трудно найти подобный неизведанный уголок, со своими тайнами, которые вряд ли кто-то сумеет разгадать.

Что посмотреть

Остров Пасхи имеет треугольную форму, по углам которой располагаются потухшие вулканы Пуа-Катики, Рано-Као и Теревака. Теревака является самым молодым вулканом, по научным подсчетам последнее его извержение было около 150 тысяч лет назад. На острове без единой реки единственным источником пресной воды являются дождевые озера в кратерах.

Вулкан на острове Пасхи

На сегодняшний день наибольшую популярность имеет озеро вулкана Рано-Као, куда на закате приходят туристы полюбоваться нереально сказочной картиной — отражением лучей заходящего солнца в спокойных водах озера.

Также огромный интерес у туристов вызывают отреставрированные статуи моаи, которые являются единственным доказательством существования античной цивилизации, подписавшей себе смертный вердикт.

Как добраться

Остров Пасхи относится к Вальпараисо, одному из городов Чили. Добраться к острову можно двумя путями, но они оба дорогостоящие.

Первый — на круизном судне либо туристической яхте.

Второй — самолетом, на острове есть аэропорт, который принимает рейсы из Таити, Сантьяго и Лимы. Большое значение в расписании полетов имеет время года — с декабря по март полет осуществляется только раз в неделю. В остальные месяцы — дважды в неделю.

Остров Пасхи

Фотографии

Источник: https://magic-world.info/article/easter-island/

Статуи острова Пасхи: описание, история, экскурсии, точный адрес

Как появились статуи на острове Пасхи

Статуи острова Пасхи (Чили) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Чили
  • Туры на майские по всему миру

В составе Чили есть удивительный остров Рапа-Нуи в южной части Тихого океана, отдаленный от материка на 3514 км. Остров Пасхи, как его еще называют, известен в первую очередь моаи — каменными статуями из спрессованного вулканического пепла.

Загадки истуканов с острова Пасхи

По преданиям немногочисленных обитателей острова, в каменных изваяниях заключена сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту Матуа. Тогда жители острова поклонялись Богу Маке-маке, который, согласно рапануйской мифологии, сотворил человека. Так появился культ птицечеловеков, или тангата-ману.

Многие моаи — это, как бы мы сказали сейчас, скульптурные бюсты, изображающие голову на длинном постаменте, высотой от 3 до 20 м, расположенные чаще всего по периметру острова. Впрочем, самый известный тип моаи — не единственный, известно 4 вида статуй более раннего периода. На некоторых статуях сохранились цилиндры-«шапки» из красного камня.

Один из таких цилиндров имеет 7,6 м в окружности и 2,18 м в высоту.

В ходе исследований удалось выяснить, что моаи изготавливались в каменоломнях в центре острова, где до сих пор остаются незаконченные статуи. А вот как они оказались на побережье, — вопрос, рождавший споры и разнообразные версии. Легенда аборигенов гласит, что они «шли» сами, то есть передвигались в вертикальном положении.

Тур Хейердал, посетивший остров Пасхи в 1955-1956 гг., общаясь с местными племенами, раскрыл секрет изготовления моаи. По его просьбе местные жители восстановили процесс высекания статуи из камня в середине острова и переноса ее на побережье.

Многие моаи, которые были разрушены в середине 20 века невежественными европейцами, пытавшимися в сердцевине статуй найти сокровища инков, частично восстановили.

Легенды острова Пасхи

До середины 20 века была популярна теория о создании моаи поселенцами из Полинезии, но норвежец Тур Хейрдал установил, что создателями мистических статуй было вымирающее туземное племя «длинноухих». Они передавали секреты изготовления статуй из уст в уста даже в те времена, когда моаи уже перестали создавать.

Подножие вулкана Рано-Рараку — площадка, где выстроились 300 моаи, словно воины армии, отличающиеся ростом, размером, выражением застывшего лица. Возле бухты на аху Тонгарики, крупнейшей ритуальной платформе, величественно стоят 15 установленными исполинов.

На острове Пасхи ежегодно устраивают большой праздник с песнопениями и соревнованиями, цель одного из которых — взобраться на риф, торчащий из воды, найти там яйцо и доставить его невредимым на остров. Подразумевается, что яйцо принадлежит человеку-птице. На самом деле это окаменевшие яйца крупных птиц.

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы

Загадочный остров Пасхи

Источник: https://tonkosti.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B8_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B8

Идолы Моаи:

Как появились статуи на острове Пасхи

Главной достопримечательностью знаменитого и загадочного острова Пасхи (исп. Isla de Pascua; рап. Rapa-Nui, Чили) являются статуи Моаи, или Истуканы острова Пасхи. Практически повсеместно возвышающиеся вдоль южной части острова, на протяжении многих веков эти загадочные исполины не дают покоя ученым умам человечества.

По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители о-ва), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н.э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении ок. 1200-1500 гг.). Эти истуканы сегодня считаются одними из самых таинственных и необъяснимых древних артефактов на планете.

Моаи (рап. Moai) — каменные идолы на побережье о-ва Пасхи, представляющие собой огромные статуи в форме человеческой головы с частью туловища по пояс. Типичный дизайн статуй — угловатые мрачные лица с выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и низким лбом.

Доселе неизвестно, зачем древние островитяне начали массово создавать эти гигантские изваяния. Первые монолитные скульптуры высотой с человеческий рост вырубались из базальта. Затем островитяне начали изготавливать их из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла). Только 53 статуи Моаи были сделаны не из туфа, а из других пород.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

«Обитель» статуй Моаи

Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров.

Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний.

Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.

Если в ходе ваяния статуи происходил какой-либо дефект — это считалось дьявольским знаком. Поэтому скульпторы немедленно бросали резку статуи и принимались за высечение другой. Таким образом, более 390 скульптур так и осталась незавершенными и оставленными здесь же. С годами многие из них были погребены под толстыми слоями обвалившегося пепла.

Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески.

Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова.

Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.

По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.

Загадки истуканов острова Пасхи

Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог.

Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур.

С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.

Однако, все статуи устанавливались строго на отведенных для них каменных пьедесталах — аху (рап. Аhu). Они представляли собой хорошо отшлифованные каменные платформы — закопанные тела статуй, немного наклоненные в сторону моря. Некоторые статуи установлены группами на постаментах высотой до 2-3 м. и длиной до 150 м. Самым известным таким постаментом с группой статуй являются знаменитые Аху-Тонгарики (рап. Ahu Tongariki).

Аху-Тонгарики

Но каким образом многотонные истуканы Моаи транспортировались в различные отдаленные места острова? По сей день на этот вопрос нет четкого ответа. Одни лишь гипотезы

По рассказам современных островитян «к своим местам идолы Моаи шли сами». Согласно легенде древних Полинезийцев, в каменные истуканы острова Пасхи была заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а. Т.е. статуи были одарены божественной силой — душой, позволяющей статуям передвигаться самостоятельно.

Впрочем, исследователи уверены, что огромные статуи все-таки передвигались людьми. Несмотря на то, что трудно себе представить, каким образом люди из каменного века, без специального оборудования и современных технологий передвигали многотонные монолиты. Вероятно, волоком в горизонтальном положении, при помощи различных деревянных рельс, упоров и прочих приспособлений.

Существует и другая версия, согласно которой статуи переносили в вертикальном положении, перемещая их, раскачивая их из стороны в сторону, затянув несколькими канатами (см. видео). Именно таким образом перекантовки они заставляли статуи «шагать». В этом вопросе мнения ученых разделились.

Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так.

Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.

Аху-Акиви — единственные статуи острова Пасхи, которые смотрят в сторону океана.

Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.

Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты

Шляпы

Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.

Причина этих «шляпных дополнений» неизвестна. Но некоторые ученые предполагают, что они придавали статуям некое выражение пущей власти.

Крах цивилизации Рапа-Нуи

Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.

Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему христиане хоронят в земле

Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди.

Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы — для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи — символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.

Интересные факты

  • Мало кто знает, но у всех статуй острова Пасхи в их глубоких глазницах были установлены глаза из белого вулканического стекла или кораллов. Со временем они выпали и сейчас лишь один истукан имеет уцелевшие глаза.
  • Любопытно, что цивилизация Рапа-Нуи не использовала бесчисленную армию рабов и ресурсов для создания своих монументов, как это делалось в культурах Древнего Египта, Китая и прочих культурах «эпохи деспотизма». Горстке жителей острова Пасхи удалось увековечить свои творения, используя исключительно свой интеллект, законы физики и скудные минеральные ресурсы острова.
  • Средний размер статуй Моаи составляет 3-5 м, реже он достигает 10-12 м. Средняя ширина их основания — 1,6 м. Вес — около 5 тонн, реже 10 и более тонн. При этом самая крупная из установленных статуй весит не более 15 тонн.

Крупнейший истукан острова Пасхи — «El Gigante» размером около 21 м. и примерным весом более 27 тонн. Но эта статуя не отделена от стенки кратера вулкана, т.е. она так и не была завершена.

Источник: https://hasta-pronto.ru/istukany-ostrova-paskhi/

Истуканы острова Пасхи

Истуканы острова Пасхи

Истуканы острова Пасхи — гигантские каменные головы, украшающие весь остров.

Небольшой остров Пасха в южной части Тихого океана, принадлежащий Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи.

Всего на острове Пасхи насчитывается 997 статуй. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и истуканы острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.
Например, на Бора-Бора ничего подобного нет.

Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи на острове Пасха в среднем не превышает 5 тонн. Такой малый вес обусловлен исходным материалом.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Истуканы острова Пасха и первые европейцы

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые истуканы острова Пасха оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Как появились статуи на острове Пасхи

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена.

Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему «белым» пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Истуканы острова Пасха: история

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Период же изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.

Раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи острова Пасха друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

Источник: http://chydesa-mira.ru/istukany-ostrova-pascha/

Статуи острова Пасхи: древняя загадка

Приветствуем вас, дорогие читатели! Сегодня мы расскажем вам об одном из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете – острове Пасхи. Чем же он так знаменит, и почему для многих людей большое расстояние от материка не является преградой для его посещения? Ответ очевиден.

Величественные статуи острова Пасхи, или на языке местных «моаи», будоражат взоры приезжающих сюда туристов. В этой статье вы узнаете различные гипотезы возникновения огромных истуканов и их предназначения, а также многие другие тайны этого удивительного места.

История острова Пасхи

Впервые остров Пасхи был открыт голландским мореплавателем Якобом Роггевеном в 1722 году. Он и дал знаменитое название этой точке в Тихом океане. Дело в том, что экспедиция голландца обнаружила это место в канун праздника Воскресения Христова (Пасхи). Позже стало известно другое название Рапа-Нуи («Великий Рапа»), которое дали полинезийцы, населявшие это место до прибытия европейцев.

На сегодняшний день остров Пасхи является территорией государства Чили. Население составляет приблизительно 6000 человек, основным доходом которых является туризм и сельское хозяйство.

Статуи острова Пасхи: основные гипотезы возникновения

Статуи острова Пасхи разбросаны по всей его территории. Всего насчитывается 887 древних истуканов, сделанных из камня. Основная их часть находится в национальном парке Рапа-Нуи, который занимает половину острова. Высота самой тяжелой статуи составляет около 90 тонн, при росте в 15 метров!

Рассмотрим основные версии появления каменных исполинов на острове Пасхи.

Ученые установили, что статуи создало племя каменотесов, живших здесь задолго до прихода европейцев. Эту теорию доказывает наличие каменоломни у потухшего вулкана Рано-Рараку. Многие идолы лежат там незавершенные, а некоторых только начали выпиливать из скалы. Истуканы изображали умерших предков, а туземцы поклонялись им.

Коренные жители острова Пасхи

Островитяне верили, что эти статуи могли управлять погодой, влиять на судьбы людей и насылать проклятия на врагов. Поэтому каждый житель острова старался обзавестись своим личным предком-истуканом. Чем статуя была огромней и тяжелее, тем большей силой она обладала.

Незавершенная статуя

Также считается, что раньше остров Пасхи покрывали густые леса. Туземцы, хотевшие поставить свои идолы по кругу острова, начали вырубать деревья для перемещения тяжеленных фигур. Так, вскоре на острове не осталось ни одного дерева, вследствие этого почва на Рапа-Нуи обнищала и сильно упала урожайность. Соплеменники начали враждовать между собой. По этой причине, кто не был убит, покинули свой дом, и больше сюда никогда не возвращались.

Сторонники другой гипотезы утверждают, что статуи острова Пасхи были созданы высокоразвитой цивилизацией. Ученые считают, что неотесанные дикари не могли вырубить из скалы и растащить по всей территории столько истуканов, весом, примерно, 5-10 тонн каждый. Поэтому многие убеждены в том, что остров Пасхи – это часть затонувшего континента – Лемурия. Лемурийцы были развитой расой гигантов, высотой около 18 метров, так что им не составило особого труда создать такие статуи.

Следующая версия утверждает нам, что огромные статуи острова Пасхи были созданы космическими пришельцами. История гласит, что инопланетяне попали туда из-за поломки космического корабля. Занимаясь его ремонтом, они и соорудили истуканов, кстати так похожих на них самих. Починив свой корабль, пришельцы улетели.

По четвертой гипотезе древние истуканы представляют собой глубинные подземные формы жизни. Согласно легендам островитян, статуи когда-то умели ходить. Состоящие из вулканических пород истуканы Пасхи вышли из недр вулкана Рана-Рараку. Именно в этом месте больше всего каменных идолов. У подножия вулкана они и застыли, попав в непривычную для них среду.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что это за праздник Покров

Раскопки на острове Пасхи

В недавнем времени археологи обнаружили интересную находку при раскопках на острове Пасхи. Оказывается, так глубоко статуи были закопаны ненамеренно. Ученые утверждают, что их занесло слоем земли и щебня, скорее всего, из-за сильного цунами на острове или же других климатических изменений.

Большинство статуй стоит вертикально на каменной плите, и смотрят вглубь острова. Это говорит о том, что туземцы использовали различные инструменты в виде веревок, палок и других каменных орудий, для того чтобы поднять их в вертикальное положение.

Также в процессе раскопок археологи установили, что истуканы были окрашены в красный пигмент, а их спины расписаны разными надписями. По мнению ученых, это считалось своеобразной подписью владельца.

Теорий о возникновении статуй острова очень много. Мы рассказали вам самые интересные. Ежегодно разгадать тайны этого места приезжают тысячи туристов, ученых и геологов. Но до сих пор никто не пришел к единому мнению, как появились статуи острова Пасхи. Найти точный ответ на этот вопрос наука пока не может.

Источник: https://idealtourist.ru/statui-ostrova-pasxi-drevnyaya-zagadka.html

Остров Пасхи

Свидетельства существования древней цивилизации острова Пасхи до сих пор будоражат умы ученых. Эта затерянная в Тихом океане маленькая земля знаменита разбросанными по всему острову гигантскими скульптурами, о которых долгое время ходили легенды, а тайна появления каменных истуканов привлекала множество научных экспедиций. Посмотреть на статуи острова Пасхи приезжают туристы из разных стран.

Где находится остров Пасхи

Кусок суши размером всего 163 кв. км. находится в юго-восточной части Тихого океана. Это один из самых удаленных обитаемых островов на планете. От Южной Америки его отделяет водное пространство длиной более 3,5 тыс. км. Остров является частью государства Чили и принадлежит стране. Если посмотреть на вид сверху, то он представляет собой прямоугольный треугольник, по углам которого возвышаются потухшие вулканы.

Рапа-Нуи (так называют остров на местном наречии) – самый большой заповедник земли. Достопримечательности, которые располагаются на его территории, признаны Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Чем известен остров Пасхи

При упоминании этой географической точки воображение моментально рисует знаменитые мегалиты острова Пасхи. Памятники оставили древние племена, поселившиеся на затерянном в океане клочке земли в 1400 году. Здесь повсеместно можно увидеть фигуры, которые называются статуи Моаи. Изваяния окутаны тайнами и легендами, высечены из камня и являются важнейшими артефактами, которые свидетельствуют о культуре местной древней цивилизации.

Каменные жители острова Пасхи не перестают привлекать исследователей и в наше время. Снова и снова открываются интересные факты, связанные с существованием некогда многочисленного народа, прибывшего с полинезийских земель, преодолев океан на каноэ.

Каменные головы как будто возникают из земли. Общее количество истуканов – около 900, но на территории можно увидеть и разрушенные фигуры.

Ученые до сих пор спорят, являются ли они следствием вандализма или были разрушены при транспортировке статуй к месту установки.

Каменоломня на острове Пасхи

Своим возникновением каменные скульптуры обязаны потухшему вулкану Рано-Рараку. Его кратер много тысячелетий назад обнажил желто-коричневый туф – породу, из которой местные жители ваяли идолов. Многие из них высечены в полный рост, другие стоят на коленях, а третьи имеют только голову, которая возвышается над землей. Высота некоторых статуй достигает 25 метров, а вес – 200 тонн.

Ученые долго не могли понять, для чего местному племени понадобилось высекать в скалах массивные монолиты, а потом перемещать их в определенное место, используя и без того скудные островные ресурсы. Существовали разные версии. Одни считали, что великаны – прототипы умерших вождей или кланов семейств, другие, что исполины были хранителями сокровищ, третьи указывали на ритуалы, которые должны были спасти жителей от засухи и послать хороший урожай.

История острова Пасхи и загадочных статуй Моаи

Первыми свидетелями гигантских статуй на территории острова стали участники голландской экспедиции во главе с Якобом Роггевеном. Они высадились на остров в день, когда православные отмечали святой светлый праздник, поэтому и земля получила название в честь христианской Пасхи.

Сойдя на землю, мореплаватели ахнули, увидев каменных великанов. К тому времени на острове уже не было никакой крупной растительности, что свидетельствовало о пережитой племенем катастрофе.

Осваивая островную землю, занимаясь земледелием, местные жители вырубали лес, и за несколько столетий полностью истребили его.

После Роггевена чужеземцы на эти земли не прибывали около полувека. Позднее сюда прибыли испанцы, которые отправили часть племени Рапо-Нуи в Перу. К тому моменту на острове жило не более трех тысяч человек, а ведь когда-то численность местного народа составляла несколько тысяч. В разное время сюда прибывали Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз и другие исследователи.

Серьезным изучением статуй первой занялась Кэтри Рутледж. Ею была составлена карта на английском языке с указанием вулкана Рано Рараку, всех статуй и пути их передвижения к платформам на берегу.

Еще одним исследователем мегалитов стал норвежец Тур Хейердал. Он в течение года перемещал великанов при помощи первобытных средств – веревок и деревянных салазок.

Хейердал сделал вывод, что перемещение идолов, хоть и сложное, но реальное, а, значит, древние именно так доставляли их от скал к платформам на берегу.

Внимание современных ученых и археологов привлекают пещеры и кратеры на склонах вулкана. Здесь не прекращаются раскопки, а каждый новый объект, откопанный в скальной породе, вызывает массу вопросов и догадок.

Единственное, в чем у ученых нет разногласий, – великанов действительно высекали в скалах, а потом извлекали и транспортировали. Некоторые из них так и остались лежать, не дождавшись окончания работ, в подземельях. Увидеть высеченные в скалах гигантские мегалиты можно, спустившись в туннель каменоломен.

Моаи до сих пор таят в себе много не разгаданного. Все статуи имеют похожие каменные лица с вытянутыми носами, длинными мочками ушей, руками, опущенными вниз. У некоторых сохранились красиво оформленные глаза из кораллов. Самыми интересными являются великаны, на головах которых устанавливались «каменные шапки» весом до 10 тонн.

Из бесед с местными жителями стало ясно, что Моаи не высекались уже много столетий, но в семьях, чьими предками были рапануйцы, детей продолжали обучать этому ремеслу, дословно рассказывая о каждом этапе работ и заставляя пересказывать, чтобы убедиться, что материал запомнен.

Путешествие на остров Пасхи – это увлекательная поездка, которая оставит незабываемые впечатления. Национальный парк Рапа-Нуи интересен различными достопримечательностями. Туризм – основная статья дохода местного населения.

В конце января здесь празднуется красочный праздник Тапати-Рапа-Нуи, во время которого выбирают королеву мероприятия на целый год. Привлекают путешественников и пляжи с золотистым песком.

Но все же главной целью приезда в страну является посещение острова с его таинственными, загадочными артефактами – статуями Моаи.

Источник: https://TainaPrirody.ru/mesta/ostrov-pashi

Статуи Моаи на острове Пасхи

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние — моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре. 

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни.

Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями.

Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка. 

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй. 

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них — 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев. 

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году. 

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами.  Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Моаи на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

Источник: https://1chudo.ru/statui/89-statui-moa

История

Далеко не каждый из нас знает, почему остров получил такое необычное название. Первое впечатление о том, что название привязано к известному празднику, оказывается верным. Впервые остров был посещен европейцами в 1722 году. Именно в этот год судно из Голландии под командованием Якоба Роггевена бросило свой якорь у берегов далекого тихоокеанского острова. Поскольку заморские земли были обнаружены как раз в момент празднования Пасхи, остров и получил соответствующее название.

Именно здесь были обнаружены одни из самых впечатляющих рукотворных феноменов всей цивилизации – каменные статуи Моаи. Благодаря каменным статуям остров стал известен во всем мире и по праву считается одним из главных туристических центров Южного полушария.

Первые описания голландского мореплавателя помогают составить определенное впечатление о значении статуй. К примеру, первооткрыватель в своем дневнике отмечал, что возле статуй аборигены разводили костры и молились.

Но самое удивительное состояло в том, что аборигены не отличались развитой культурой и не могли похвастаться определенными достижениями в строительстве или какими-то развитыми даже для того времени технологиями.

Соответственно, возник вполне закономерный вопрос о том, как эти племена, живущие по первобытным обычаям, смогли создать столь удивительные статуи.

Многочисленные исследователи допускали самые необычные предположения. Первоначально считалось, что статуи сделаны из глины или вообще были доставлены с материка. Но вскоре все эти догадки были опровергнуты. Статуи оказались полностью монолитными. Искусные авторы создавали свои шедевры прямо из обломков скал с помощью примитивных инструментов.

Лишь после того, как остров посетил знаменитый мореплаватель Кук, которого сопровождал полинезиец, понимающий язык аборигенов острова, стало известно, что каменные изваяния вовсе не были посвящены богам. Их устанавливали в честь правителей древних племен.

Как создавались статуи

Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент.

Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи.

Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.

Туризм

С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа.

Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету.

И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.

Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.

Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.

Если у вас есть возможность посетить этот удивительный остров, что находится на краю мира, воспользуйтесь ею. Ведь жизнь очень коротка и так хочется успеть побывать во многих местах, разгадать многовековые загадки и лично прикоснуться к древним памятникам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется Рождество у евреев

Также рекомендую посетить Мраморные пещеры Чиле-Чико в Чили.

Острова Пасхи на карте

Источник: https://GuruTurizma.ru/istukany-ostrova-pasxi/

Тайна загадочных скульптур — остров Пасхи

Остров Пасхи, принадлежащий Республике Чили, расположился в юго-восточной части Тихого океана. Площадь его составляет 165 кв. км, расстояние до ближайшего материка – более 3500 км.

Свое название остров получил из-за того, что европейцами он был открыт в Пасхальное воскресенье в 1722 году. Но туземцы называют место своего обитания Рапануи, что в переводе с полинезийского означает «Большой Рапа».

Главным достоянием Рапануи, привлекающим сюда туристов со всего света, являются огромные разбросанные по всей береговой линии исполины с большими головами и бесформенным телом – моаи.

Жители Рапануи верят, что в скульптурах моаи заключена духовная сила острова – мана, помогающая добиться успеха в любви, победы на войне и выздоровления после болезни; концентрация маны способствует установлению хорошей погоды и сбору богатого урожая.

Кроме того, эта сверхъестественная сила в древние времена оживляла статуи моаи, поэтому они приходили к месту установки сами – об этом рапануйцы с уверенностью заявляют и в наши дни.

Первые исследователи о статуях моаи

Якоб Роггевен

Якоб Роггевен – голландский мореплаватель, считающийся первооткрывателем острова, пробыв там всего один день, рассказывал о рапануйцах следующее: живут они в небольших хижинах из камыша, вечерами молятся огромным статуям, вместо матраца используют циновки, а роль подушек отводят камням. Роггевен никак не мог поверить в то, что туземцы с их первобытным образом жизни построили огромные скульптуры из камня, поэтому решил, что фигуры слеплены из глины и обсыпаны сверху камнями.

В 1774 году на острове побывал Джеймс Кук. Исследователь был поражен: как древние рапануйцы, лишенные всякого рода современных технологий, установили гигантские статуи на каменные постаменты? Он также отметил, что некоторые скульптуры во время его пребывания на Рапануи были повалены.

Из чего сделаны истуканы?

Подавляющее большинство моаи (95%) выполнено в крупноблочном хорошо поддающимся обработке вулканическом туфе. Материалом для изготовления остальных 5% исполинов служат трахит, красная базальтовая вулканическая пемза или базальт. Одна из статуй – особо почитаемая рапануйцами Хоа-Хака-Нана-Иа – вырублена из муджиерита вулкана Рано Као.

Многие моаи были изготовлены в каменоломне, находящейся на территории вулкана Рано Рараку. Исследователи допускают, что некоторые статуи вырубались из месторождений других вулканов, расположенных ближе к месту их последующей установки.

Размер и вес исполинов

Средний вес большинства истуканов – около 5 тонн при росте 3-5 метров и ширине основания чуть больше полутора метров. Статуи повыше (около 10-12 метров) и весом более 10 тонн встречаются на острове реже. В основном они размещены на внешнем склоне вулкана Рано Рараку.

Самая крупная статуя размером более 20 метров и весом около 145 тонн не отделена от основания и до сих пор находится в каменоломне.

Расположение на острове

Самые древние моаи устанавливались на аху – длинных (от 10 до 160 метров) каменных церемониальных платформах прямоугольной формы. На таких постаментах размещали от одной небольшой статуи до целого ряда гигантских исполинов. Часть идолов на таких площадках снабжена красными цилиндрами пукао.

Самая большая из платформ – аху Тонгарики – вмещает 15 моаи различного размера.
Половина скульптур по непонятным причинам так и осталась в Рано Рараку. Некоторые из них не вырублены полностью, по крайней мере, выглядят незавершенными, словно ваятели вынуждены были внезапно покинуть свои рабочие места. Но быть может, такова была задумка авторов.

Тайна моаи

Европейцы долго не могли понять, кто являлся автором моаи, какие для изготовления использовались инструменты, как гигантские исполины перемещались по острову от каменоломни до места назначения, находящееся в 18 километрах, с помощью каких приспособлений огромные скульптуры были установлены на каменные платформы? Последние десятилетия исследователи спорят друг с другом, пытаясь найти ответы на эти вопросы.

«Длинноухие» ваятели

В 50-х годах прошлого столетия на остров высадился Тур Хейердал – норвежский путешественник, организовавший археологическую экспедицию на Рапануи с целью проведения эксперимента по высеканию, перемещению и последующей установке моаи.

Тур Хейердал

В ходе подготовки к эксперименту выяснилось, что создателем огромных голов было племя, внешне отличающееся от основного населения острова удлиненными под тяжестью украшений мочками ушей – отсюда они и получили свое название: «длинноухие».

Это вымирающее племя долгие века хранило секрет от всех остальных «короткоухих» жителей острова, окруживших моаи различными суевериями и длительное время вводивших в заблуждение европейских исследователей.

Тур Хейердал попросил предводителя «длинноухих» воспроизвести весь процесс высекания, перемещения по острову и установления одной статуи. Лидер клана Педро Атан ответил, что последние поколения вымирающего племени изготовлением статуй уже не занимались, но в теории знают, как это сделать, поскольку эти знания передавались им по наследству.

Во время эксперимента племя высекало моаи каменными молоточками частыми ударами по вулканической породе; молотки при этом постоянно разрушались, поэтому «длинноухим» приходилось часто менять их на новые.

Вытесанную 12-тонную статую большая группа людей перемещала к месту установки в положении лежа, волоком. Устанавливали статую на «ноги» путем подкладывания под ее основание камней и используя брёвна в качестве рычагов.

Оставался лишь один вопрос: почему по легенде моаи приходили к месту установки сами в вертикальном положении? Спустя тридцать лет чешский экспериментальный археолог Павел Павел совместно с Хейердалом провел еще один тест, в ходе которого 17 туземцев, вооружившись веревками, в короткие сроки переместили 10-тонную статую моаи в стоячем положении.

Моаи привели остров к коллапсу?

Популярный американский биолог-эволюционист и биогеограф Джаред Даймонд, основываясь на данных, полученных британским исследователем Джоном Фленли, в своей книге «Коллапс» выразил уверенность в том, что каменные исполины привели остров к обезлесению, что спровоцировало продовольственный кризис, голод и сокращение численности населения.

Джаред Даймонд

Ученый предположил: каменные гиганты изготавливались двумя враждующими друг с другом племенами, которые словно соревновались в том, кому под силу установить великана большего размера. Для вождей этих племен статуи моаи были единственным способом продемонстрировать соседу свою мощь, возможность удовлетворить жажду первенства.

По мнению Даймонда, перемещение статуй по острову до места назначения осуществлялось с помощью деревянных саней, передвигающихся по бревенчатым рельсам (такой способ перемещения моаи тоже был успешно протестирован).

Для этого требовалось много древесины, что со временем привело к истощению ее запасов. Разозлившись на моаи, жители острова стали сбрасывать их с платформ, поэтому к началу 19 века почти все статуи были повалены.

К слову, растительность на острове и впрямь довольно скудная: трава, осока, папоротники. Местность выглядит опустошенной: не видно ни деревьев, ни кустов. Но ученые расходятся во мнениях, что привело территорию острова к обезлесению.

Ошибочно обвиненные моаи?

Археологи Терри Хант и Карл Липо с Даймондом категорически не согласны. Они считают, что древние рапануйцы были миролюбивыми скульпторами и умелыми земледельцами, а не амбициозными враждующими друг с другом истребителями леса.

После раскопок на пляже Анакена они заявили: первые жители на острове появились не раньше 1200 года, полностью извести леса за 500 лет они просто не могли. По мнению Канта и Липо, причиной гибели леса стали полинезийские крысы, поедающие семена деревьев – это подтверждается найденными археологами плодами вымершей гигантской пальмы, на которой заметны небольшие вмятины от зубов.

Эти же исследователи выдвинули гипотезу о том, что статуи моаи передвигались по острову вертикально при помощи небольшой группы человек, которым не нужны были приспособления из древесины. С данной теорией согласилось большинство ученых, она также подкрепляется устным народным творчеством и большим количеством древних рисунков.

Бывший губернатор острова Рапануи однажды поведал археологам о том, что сама форма статуй делала их «прямоходящими»: выпуклые животы статуй клонили фигуру вперед, а форма основания давала возможность раскачивать их из стороны в сторону.

Хант и Липо решили протестировать данный способ перемещения. Эксперимент доказал: при наличии трех прочных веревок 18 человек, приноровившись, могут с легкостью передвинуть 5-тонную статую на сотни метров.

Конечно, некоторые скульптуры, перемещаемые древними рапануйцами, были гораздо больше участвующей в эксперименте, да и путь им предстоял более сложный: десятки километров по холмистой местности. Видимо, в связи со всеми этими трудностями десятки истуканов так и не добравшись до места назначения, остались лежать вдоль дороги, ведущей от каменоломни.

Статуи моаи в наши дни

Как было сказано выше, Джеймс Кук во время своего визита на остров заметил, что некоторые моаи опрокинуты лицом вниз – до него никто из путешественников не замечал подобного.

Многие ученые связывают падение статуй в начале 70-х годов 18 века (т. е. незадолго до приезда Кука) с началом гражданской войны между «длинноухими» и «короткоухими» жителями острова. Другие исследователи заявляют, что виной всему землетрясения и цунами.

В последний раз стоящие статуи застала французская эскадра, зашедшая на остров Пасхи в 1830 году. С тех самых пор никто из европейцев не видел статуй моаи, установленных непосредственно древними рапануйцами. Все существующие сегодня на острове скульптуры были восстановлены в 20 веке. Не так давно – в 90-е годы прошлого столетия – прошла последняя их реставрация.

Кстати, чтобы увидеть моаи, вовсе необязательно отправляться за тридевять земель (а расстояние от Москвы до острова Пасхи почти 16 тыс. км): со скульптурой Хоа-Хака-Нана-Иа, например, можно ознакомиться в Британском музее, куда ее доставили еще в 1868 году.

Но лучше все же побывать на острове, тем более что для проживания и развлечения туристов на Рапануи сегодня есть все условия: организованы экскурсии, дают представления театры, работают музеи, магазины, рестораны, клубы.

Но главное, там есть возможность окунуться в историю, испытать целую гамму эмоций при виде мощных исполинов, проникнуться духом древних рапануйцев, а может быть, даже зарядиться священной силой острова – маной – на долгие годы вперед. Остров Пасхи всегда ждет своих путешественников!

Источник: https://secretofworld.ru/interesnie-fakti/ostrov-paskhi.html

История происхождения статуй Моаи на острове Пасхи

Огромные истуканы на острове Пасхи, по мнению исследователей, это умершие предки местных жителей. Рапануйцы считали, что Моаи могут влиять на погоду. Они были уверены, что чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия и благополучие семьи.

Большая часть населения планеты проявляет интерес к загадочным и мистическим фактам из биографии наших предков. Одним из таинственных артефактов прошлого являются статуи острова Пасхи. Местные жители называют монументы древней цивилизации – Моаи.

Посмотреть на Моаи мечтают многие путешественники, увлекающиеся древней историей. Для чего были высечены из камня эти статуи и каким способом удалось рассредоточить многотонные истуканы по острову? Эти вопросы остаются загадками.

Но археологам удалось прояснить кое-какие факты.

Европейцы на острове

Европейские путешественники из команды Якоба Роггевена были поражены многочисленными статуями по всему периметру острова. Вместе с этим они не меньше удивились тому, что остров практически весь был вырублен. После научных исследований экспедиция отчалила. С этого момента на Рапа-Нуи не ступала нога чужака 50 лет.

Впоследствии на остров Пасхи высадились испанцы. Они аннексировали близлежащие к колониям территории. Именно испанцы составили первую подробную карту Рапа-Нуи и заставили местное население присягнуть Королевству. С этого момента остров был переименован в Сан-Карлос в честь короля Карла III.

С конца 18-го века Рапа-Нуи стали посещать многочисленные экспедиции. Среди самых знаменитых путешественников здесь побывали: Джеймс Кук, Жан Франсуа Лаперуз, Юрий Лисянский.

Также высаживались и американцы, которые однажды похитили 10 пар местных жителей, пытаясь расселить их на вулканических островах Хуан-Фернандес в 450 км от Рапа-Нуи. По задумке похитителей, полинезийцы должны были создать новую колонию.

Однако большая часть похищенных бежала, спрыгнув за борт. Не сумев выловить беглецов, американцы бросили островитян в открытом океане.

Во второй половине ХХ века на острове Пасхи построили аэродром Матавери. С 1995 года Рапа-Нуи входит в список Всемирного наследия Юнеско.

История появления загадочных Моаи

Современные исследования доказали, что Моаи были высечены десятки веков назад. Истуканы появились задолго до пришествия европейцев на остров. Создателями монументов стало племя каменотёсов. Это выяснилось в ходе раскопок у подножья потухшего вулкана Рано-Рараку, где были обнаружены каменоломни. Вместе с этим были обнаружены незавершённые фигуры Моаи. А некоторые экземпляры ещё находились в стадии выпиливания из скальной породы.

Как выяснилось, статуи изображали умерших предков, а местные жители поклонялись им. Население Рапа-Нуи свято верило, что Моаи могут влиять на погоду. А погодные условия имели влияние на уровень жизни семей и насылали проклятье на вражеские племена. Поэтому каждая семья на острове старалась обзавестись статуей своих предков. Чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия.

До появления людей на острове Рапа-Нуи изобиловал лесными массивами. В ходе развития жизнедеятельности островитян территория стала скудеть на лесные богатства. Вырубка лесов связана не только с хозяйственной деятельностью и постройками. Стволы деревьев использовались рапануйцами для перемещения статуй Моаи к месту установки на берегу.

По некоторым данным из легенд рапануйцев, истуканов перемещали стоя, перекантовывая фигуру при помощи канатов. Однако лишённая деревьев почва стала менее плодородной, и условия жизни ухудшились. Между племенами началась борьба за оставшиеся ресурсы. Некоторые семьи покинули Рапа-Нуи в поисках нового дома.

Размер и вес истуканов

Камень идолов острова пасхи – это вулканический туф. Магматическая горная порода намного легче базальта или любой каменной породы. Структура туфа пористая, напоминающая губку. Поэтому вырезка истуканов была не слишком трудной. Средний размер Моаи около 3-5 метров в высоту. Площадь фигуры у основания в среднем составляет 1,5 м². Большинство статуй весит около 5 тонн. Высокие статуи в меньшем количестве, их рост 10-12 метров, а вес от 10 тонн.

Самая молодая статуя относится к типу Паро. Она установлена в местечке Аху Те-Пито-Те-Кура. Её высота 9,8 метра. Самый тяжёлый истукан Моаи также из вида Паро. Он весит 82-86 тонн. Его место установки в Аху Тонгарики, некогда являющейся столицей племени Хоту Ити, на востоке Рапа-Нуи.

Каменные цилиндры (шапки) на головах Моаи весят по 600-800 кг. Но есть один цилиндр-гигант. Он установлен на истукане Паро. Высота этого цилиндра 2,4 м, а вес около 12 тонн.

Художественный стиль Моаи

С течением веков менялся художественный стиль истуканов. Отчётливо отслеживается улучшенный уровень мастерства древних скульпторов. Учёные разделили стили на 4 типа, которые предшествовали последнему периоду изготовления Моаи:

  • 1 тип – прямоугольные, вытянутые головы без туловища. Изготовлены из серо-жёлтого туфа Рано Рараку.
  • 2 тип – вытянутые тела людей, иногда двухголовые, с непропорционально короткими ногами. Материал изготовления – красная пемза (три статуи).
  • 3-тип – коленопреклонённый человек (всего одна статуя).
  • 4 тип – торсы людей с вытянутыми головами, носами и мочками ушей. Самый распространённый на острове вид истуканов.

У последнего типа заостренное основание. Это сделано специально, чтобы вкапывать истукан в землю. Лица на всех статуях полинезийского типажа. Хотя многие исследователи увидели европейские черты лица, а некоторые являются сторонниками инопланетных обликов. Доказано, что вытянутые лица свидетельствуют о желании мастеров увеличить рост Моаи.

Среди всех истуканов одна статуя имеет на спине и груди силуэт трёхмачтового европейского судна. Она находится у подножья вулкана Рано Рараку и относится к последним высеченным экземплярам. На Рапа-Нуи продолжают работать археологи, которые находят многовековые истуканы под землёй. Почва поглотила некоторых Моаи в ходе естественного многовекового наслоения.

Предлагаем посмотреть короткое видео «5 невероятных фактов о статуях острова Пасхи». Здесь пойдёт речь и о племенах рапануйцев.

Источник: https://udiwis.ru/istoriya-proiskhozhdeniya-statuj-moai

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Для чего готовят кутью

Закрыть