Чьи мощи покоятся в Троице Сергиевой лавре

Сергий Радонежский: мощи, иконы, храмы. Свято-Троицкая Сергиева лавра

Чьи мощи покоятся в Троице Сергиевой лавре

Святой Сергий Радонежский – иеромонах Русской Церкви, основатель монастырей, среди которых всем известная Троице-Сергиева лавра. Этого святого не зря называют защитником земли Русской, он приложил все усилия к ее объединению для решительного отпора вражеским завоевателям.

С его именем связано возникновение духовной культуры Святой Руси, он стал основоположником русского старчества, с ним возобновилось монашество, которое начинали великие подвижники Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В XV веке Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

И прежде чем ответить на волнующий многих вопрос о том, мощи Сергия Радонежского где находятся, окунемся сначала в историю жизни этого великого святого.

Житие

Богоносный отче родился 3 мая 1314 года в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Марии (которые тоже были канонизированы) в Ростове. Правда, звали его тогда Варфоломей. Сам Господь выбрал его для служения людям. Беременная Мария, стоя на службе в храме, вдруг трижды из чрева своего услышала крик младенца, слышали и люди, окружавшие ее, и сам священник, который сразу понял, что скоро появится на свет истинный служитель православной веры.

В юном отрочестве Варфоломея отправили на учебу в школу, но слабая память не давала ему возможности хорошо учиться. Однажды, гуляя по дубраве, он увидел старца-инока, который был похож на ангела, тот и благословил его на хорошую учебу. Варфоломей много времени уделял чтению Священного Писания, он хотел посвятить свою жизнь Богу и стать иноком, но, пока были живы родители, дал себе зарок.

Вскоре вся их семья переехала из Ростова в Радонеж, где через некоторое время родители преставились перед Господом. В 1337 году Варфоломей раздал все свое имущество и вместе с братом Стефаном, который уже был иноком Покровского монастыря, поселился на безлюдном холме Маковец. Брат вскоре не выдержал суровой жизни в дикой глуши и вернулся к братии обратно.

Варфоломей остался один, тогда ему было 23 года. Однажды к нему пришел иеромонах Митрофан, который и благословил его на монашество с именем Сергий.

О благочестивом иноке очень быстро узнали в округе, и к нему потянулись другие монахи. Вместе они стали строить небольшую часовенку в честь Святой Троицы. Затем с Божьей помощью был построен монастырь. Смоленский архимандрит Симон как-то раз специально заехал к ним и оставил братии драгоценные дары на расширение монастыря и сооружение большой церкви.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

С 1355 года с благословения Константинопольского патриарха Филофея в монастыре отца Сергия Радонежского был принят общежительный устав. Очень скоро Свято-Троицкий монастырь стал центром московских земель, поддерживаемый князьями. Именно здесь Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского (21 сентября 1380 г.).

Преподобный Сергий отдал душу Господу 25 сентября 1392 года. Он предчувствовал это и заранее собрал братию, чтобы благословить на игуменство своего ученика — умного и опытного преподобного Никона.

Святой Сергий Радонежский сыграл огромную роль в объединении Руси. Он сделал буквально невозможное – примирил две на то время враждующие религии.

Он объяснил ведическим руссам, что вера в Иисуса Христа с западным христианством не имеет ничего общего и что Христос не учил крестовым походам, разрушению ведических идолов и сжиганию еретиков на костре. Он объяснил всем, что сейчас совсем нет времени для вражды, когда с Запада идет такое извращенное христианство.

Эти псевдохристиане под прикрытием имени Христа творят самые гнусные преступления. Святой Сергий Радонежский был настоящим печальником земли русской, он всегда молился за Русь, чтобы не одолел ее недремлющий враг окаянный.

Крепкие стены монастыря

В знаменитом Свято-Троицком монастыре крестились наследники царского престола Василий III и Иоанн Грозный. Вскоре эта обитель превратилась в оборонительную крепость, которую обнесли каменными стенами с 12 башнями. Иоанн Грозный лично руководил строительством. Все это потом пригодилось при защите от войск Лжедмитрия II.

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор мощной многотысячной армии поляков под предводительством воевод Сапеги и Лисовского. Тогда русскими воеводами были князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Они беспрестанно молились и знали, что им всегда помогает святой Сергий Радонежский. Мощи его они хранили как зеницу ока. У гроба святого старца все целовали крест и клялись, что ни за что живыми не оставят свою обитель.

Икона Сергия Радонежского: в чем помогает?

В любом храме всегда можно найти образ преподобного старца Сергия. Его икона передает нам взгляд глубокий, полный смирения и мудрости. 3 мая/16 мая 2014 года отмечалась великая дата – 700-летие со дня рождения святого Сергия Радонежского, которого уже при жизни все считали святым. Его уважали разные правители, князья, бояре и простой люд.

Многих не зря интересует вопрос: «Икона Сергия Радонежского в чем помогает?» Люди с искренней молитвой обращаются к лику святого, чтобы получить защиту и помощь в неприятных жизненных обстоятельствах. А родители просят у него за своих детей, чтобы они хорошо учились, были воспитанными и добрыми и никогда не попадали под чье-то дурное влияние.

Помощь молитвенника

Никого не оставляет безутешными преподобный Сергий Радонежский: мощи его обладают той силой, которая способна исцелять. Монахами монастыря описано огромное количество случаев чудотворного исцеления.

Он заставляет каждого задуматься над своей жизнью и прочувствовать, а готов ли он положить за Отчизну жизнь свою, как это делали наши древние предки с подсказки святого провидца?

Настоящий оберег России от ее врагов – это Преподобный Сергий Радонежский. Мощи, к которым приезжают сотни тысяч паломников, чудодейственные и целительные.

Святой старец мирно отошел к Господу 25 сентября/8 октября 1392 года. По прошествии трех десятков лет были величественно обретены чудотворные мощи преподобного Сергия Радонежского, которые всегда хранились в монастыре, пока это было безопасно.

Многих интересует вопрос о том, как правильно прикладываться к мощам. По обыкновению, все прикладываются только к серебряному ковчегу, в котором хранятся мощи святого отца Сергия, где на уровне главы сделана специальная створка, которую иногда открывают, тогда есть возможность приложиться к покрытой голове святого.

История мощей

Тему «Сергий Радонежский: мощи» хочется дополнить одним удивительным рассказом внука священника Павла Флоренского. В Лазареву субботу перед Пасхой 1919 года должно было состояться вскрытие мощей преподобного советскими властями. Безопасная сохранность мощей оказалась под вопросом. Об этом узнал отец Павел, который устроил тайное совещание с наместником лавры отцом Кронидом, графом Ю. А. Олсуфьевым (членом комиссии по охране памятников), С. П. Мансуровым и М. В.

Шиком, которые затем стали священниками. Они тайно пришли в Троицкий собор, прочитали молитву перед ракой с мощами преподобного, потом с помощью копья отделили главу святого и заменили ее головой некогда похороненного в лавре князя Трубецкого. Главу же святого Сергия временно оставили храниться в ризнице. Граф Олсуфьев после поместил главу преподобного в дубовый ковчег и стал хранить ее у себя дома (Сергиев Посад, ул. Валовая).

В 1928 году он, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

В 1933 году, после того как арестовали отца Павла, Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, там он рассказал эту историю Павлу Александровичу Голубцову (будущему владыке Сергию – епископу Новгородскому), которому вскоре удалось забрать ковчег из сада графа и переместить его в Подмосковный Николо-Угрешский монастырь.

Там ковчег хранился до окончания Великой Отечественной. Вернувшись с войны Голубцов, передал ковчег со святыней приемной дочери Олсуфьева Е. П. Васильчиковой, которая тайно в 1946 году отдала честную главу святого Сергия Патриарху Алексию I.

И он благословил вернуть ее в Троице-Сергиеву лавру, когда она вновь открылась.

Заключение

Вот теперь можно в полной мере ответить на вопрос: «Мощи Сергия Радонежского где находятся?» Они и до сих пор хранятся в Свято-Троицкой лавре. Почти каждый день помолиться святым мощам приезжают тысячи паломников. В лавре возле мощей происходят настоящие чудеса, которые не остаются без внимания и подробно записываются, чтобы каждый имел веру и надежду на исцеление.

В честь преподобного игумена Сергия построено огромное количество храмов и монастырей в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Архангельской, Тульской, Тюменской и других областях.

Источник: https://FB.ru/article/256728/sergiy-radonejskiy-moschi-ikonyi-hramyi-svyato-troitskaya-sergieva-lavra

Лучшее в Троице-Сергиевой Лавре

Чьи мощи покоятся в Троице Сергиевой лавре
Троице-Сергиева Лавра с высоты «Трудно представить себе что-либо более ослепительное, чем этот огромный монастырь, величиной с целый город, в такое время дня, когда косые лучи солнца отражаются в позолоченных шпилях и маковках».

— Александр Дюма

Чтобы обойти монастырские стены по периметру, потребуется час, а то и больше; ноги будут приятно гудеть после такой прогулки. Но час — это миг по сравнению с 16-месячной осадой польско-литовских войск, которую монастырь выдержал в Смутное время. Трудно поверить, что окружающее великолепие было разгромлено и разграблено.

Молчаливым подтверждением тех трудных дней осталось рваное круглое отверстие от польского ядра в железной двери у входа в Серапионову палату.

Монастырю покровительствовал сам Иван Грозный. Он был крещен здесь и позже не гнушался ходить в Лавру пешком из Москвы (на минуточку, почти сотня километров!). Именно при нем здесь были возведены мощные стены, и монастырь превратился в крепость. Троице-Сергиева Лавра

Здесь творил Андрей Рублев

Лавру посещают не только паломники, но и ценители русской старины. В монастыре захоронены представители знатных русских родов: Годуновы, Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие. Здесь жил и работал легендарный иконописец Андрей Рублев.

Сокровищницу Троице-Сергиевой Лавры составляют редкие иконы, старопечатные и рукописные книги, изделия из золота и серебра, искусное шитье русских мастеров и другие дары великих князей, царей, императоров и представителей знатных родов.

Все это можно увидеть воочию и запечатлеть на фото.

Самый большой колокол России

Далеко окрест Лавры разносится торжественный колокольный звон. В 2004 году на здешнюю 88-метровую колокольню был доставлен самый большой действующий колокол России – «Царь-колокол».

Его вес составляет 72 тонны! «Царь-колокол» отлили на Балтийском судостроительном заводе и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде, а поднимали при помощи строительного крана повышенной мощности.

Также на звоннице находится один из старейших колоколов России – «Лебедь», который в 1594 году был передан монастырю царем Борисом Годуновым.

Колокол Троице-Сергиевой Лавры

Тысячи паломников и туристов

Внутри Лавры существует множество исторических мест. Это Серапионова Палата, где хранятся мощи святых, Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии с потрясающей исторической экспозицией.

Лавра ежедневно встречает тысячи паломников и туристов, для которых работают паломнические гостиницы, трапезные с русской пищей, приготовленной по уникальным рецептам, лавки церковной утвари и сувениров. Цены вполне гуманные, особенно в самой Лавре.

Для любителей повышенного комфорта – совершенству пределов нет, вокруг монастыря расположены десятки кафе и ресторанов, хостелов и гостиниц.

Троице-Сергиева Лавра

Целого дня мало

Даже целого дня, проведенного здесь, недостаточно. Помимо самой Лавры, в округе есть уникальные достопримечательности. Запасайтесь пирожками с капустой из монастырской трапезной – и вперед!

Источник: https://welcome.mosreg.ru/stories/lucsee-v-troice-sergievoj-lavre

Троице — Сергиева Лавра

Чьи мощи покоятся в Троице Сергиевой лавре

Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.

История Сергиевой Лавры кратко

Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен.

 По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался.

Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был  «ужасный и великий» Иван Грозный и Петр Первый и многие другиеСамая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда Петр Великий во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток. 

В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться,  многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

Подробная история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.

Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.

Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.

Троицкий собор

Древнейший объект монастыря, который обязательно надо посетить —  это Троицкий собор, сооруженный в самом начале 15 века при Никоне, продолжателе дела святого Сергия.

До того времени здесь стояла деревянная церковка обители, которую соорудил сам Сергий, и в которой он впоследствии и был похоронен. Собираясь созидать каменный собор, открыли могилу Преподобного и обрели его мощи, которые не подверглись тлению.

Впоследствии эти святые мощи были перемещены в богатую раку, прикоснуться к которой сегодня стремятся многочисленные верующие.

Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами  храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

Внешний вид храма скромен и лаконичен,  а все его богатство — росписи и украшения сосредоточены внутри. Иконостас в пять ярусов для Троицкой церкви расписывал сам Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным. Специально для него была создана знаменитая рублевская «Святая троица», являющаяся на сегодня величайшим произведением православной иконописи и хранящаяся в Третьяковской галерее. 

Время было безжалостно к внутренней росписи храма и, кроме иконостаса, почти вся  она была уничтожена. Основная святыня храма  —  рака с мощами Преподобного Сергия.

Церковь Преподобного Никона Радоженского

Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.

Церковь Сошествия Святого Духа

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духана апостолов, можно увидеть в направлении  на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

Успенский собор

Успенский Собор — одно из значимых сооружений Лавры, начал строиться при Иване Грозном в 1559 году, после одержанных побед над Казанью и Астраханью, а окончание строительных работ пришлось на время правления Федора Иоанновича, т.е. спустя целых 26 лет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли в пост есть красную икру

Храм, являющийся самым крупным на территории Лавры,  превышает по габаритам московский Успенский собор, повторяя при этом его архитектурные формы.

Для украшения строгих наружных стен храма использовался характерный элемент владимиро-суздальского зодчества — аркатурно-колончатый пояс.

Внутреннее убранство – богато и величественно. Оформление фресками за 3 месяца выполнила артель иконописцев, состоящая всего из 35 человек.  Свод поддерживается прямоугольными пилонами, характерными для русских храмов.

На пилонах – изображения святых в полный рост. Считается, что оформление Царских врат иконостаса, где изображены Святая Богородица и четыре евангелиста, выполнено Симоном Ушаковым.

Основная святыня собора —  первая рака Преподобного Сергия, которая была сооружена просто из дерева.

Западнее Успенского собора — усыпальница членов семьи и самого Бориса Годунова в виде низенького сооружения из белого камня. 

Надкладезная часовня 

Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и  каменная резьба. 

На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая  часовня выглядит очень легкой и нарядной.

Больничная церковь

Это церковное сооружение с палатами сооружено  во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря).  Об этом нам  напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века. 

Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.

Трапезная церковь

Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского». 

Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке. 

Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.

Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери

Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре. 

В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи

Вместе с Трапезной церковью и Царскими Чертогами, и с такими же элементами декора, возводится надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижняя часть Предтеченского храма — это въездные, так называемые, Святые врата. Над аркой находится Красная башня с пятью многогранными купольными главками в стиле барокко, очень небольшими по размеру.

Церковь явления Пресвятой Богородицы

Во времена правления Анны Иоанновны перед Трапезной церковью в 30-е годы 18 века была сооружена Церковь явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Дело в том, что Преподобный часто молился о спасении созданной им обители.

Иногда молитвы его были обращены к Пресвятой Деве Марии, которая однажды и явилась праведному старцу, обещая не оставлять своим вниманием этого святого места.

Свидетелем этого чудесного явления был преподобный Михей, чьи мощи теперь покоятся под церковью и дают ей второе название — Михеевская. 

Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии

Эта очень оригинальная церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала эта чудотворная икона.

Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление. О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, и она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы.

Но это сооружение простояло недолго, а существующее сейчас, построено была уже позже — в середине 18 века — графом А.Г.Разумовским (арх. Д.В. Ухтомский). 

Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

Колокольня

В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой. 

Она выше колокольни Ивана Великого, что стоит в Московском Кремле. Ранее эта колокольня имела более 40 колоколов, среди которых выделялся «Царь-колокол» — он был самым тяжелым из действующих колоколов (67 тонн). Его голос слышали даже в Мытищах.

После революции «Царь-колокол», в числе многих других, был уничтожен большевиками.

От первоначальной звонницы время уберегло до сегодняшнего дня только тринадцать колоколов, а всего их насчитывается более 30, среди которых новый «Царь-колокол», воссозданный на литейном заводе Петербурга в начале 21 века (более 70 тонн).

На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Источник: https://russo-travel.ru/landmark/sergiev-posad/troitse-sergieva-lavra/

Мощи святого преподобного Сергия Радонежского

Земной путь святого преподобного Сергия Радонежского закончился в сентябре 1392 года. Господь отметил слугу своего после кончины, сделав нетленными его мощи. Их мощь признают как православные, так и католические христиане.

Обретение

Через 16 лет после предания тела преподобного старца земле он явился игумену созданного им монастыря и предупредил о страшной беде, надвигающейся на святое место. Вскоре обитель была разграблена и сожжена отрядами татарского хана Едигея. Но братия успела укрыться в лесной чаще, забрав с собой множество церковных реликвий:

  • иконы;
  • книги;
  • церковную утварь.

Как и обещал отец Сергий своему ученику, испытания вскоре закончились и святое место начали восстанавливать. В это время случилось ещё одно видение святого старца. Он явился одному мирянину и попросил передать инокам, восстанавливающим святое место, что огорчён из-за нахождения под толщей земли и затопления своей могилы.

Святой преподобный Сергий Радонежский

В 1422 году началась подготовка фундамента для возведения нового Свято-Троицкого собора, выполненного из камня. При стечении большого количества простого народа, знатных людей, иноков монастыря и князя Юрия Звенигородского (крестника преподобного Сергия) мощи были подняты на поверхность, а затем перенесены во временную деревянную церковь.

Через год они были торжественно перенесены в Троицкий собор, где хранятся по сегодняшний день.

Читайте о святом:

История

Мощи, помещенные в простую деревянную раку, стали предметом поклонения множества верующих людей разных сословий. С 1585 года они покоятся в серебряном ларце, который сверху покрыли позолотой. За шестисотлетнюю историю святые останки несколько раз подвергались серьёзной опасности.

С одним из этих событий связана история появления в Сергиевом Посаде храма Всех Святых. В 1746 году в южной части лавры разгорелся сильный пожар, угрожавший Троицкому собору и хранящейся в нём реликвии. Через северные ворота её вынесли с территории лавры и разместили на пустыре, который в то время находился к северо-западу от обители.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре

После завершения пожара мощи внесли на прежнее место. А на месте их временного пребывания была заложена церковь.

Читайте о мощах других православных святых:

Испытания в советское время

До 1916 года мощи святого Сергия Радонежского оставались нетленными. Их покрывали хлопковыми волокнами , которые затем раздавали прихожанам и паломникам в качестве благословения. По недосмотрению инока, приставленного к реликвии, в раку попала искра от свечи. Огонь быстро поглотил одежды и плоть святого старца. В ларце остались лишь кости и остатки одеяний.

Молодая советская власть на волне борьбы с религиозным культом решила вскрыть ковчег с мощами. 11 апреля Лавра была окружена военными и конной полицией, которая не пропускала внутрь множество собравшихся верующих людей, требующих не осквернять останки святого мужа. Но их голоса не были услышаны.

Ковчег вскрыли, а мощи выставили в качестве экспоната в атеистическом музее, организованном на территории обители.

Чтобы спасти святые останки, священник Павел Флоренский и граф Юрий Олсуфьев тайно отделили от них голову, которую заменили черепом одного из князей рода Трубецких, покоящихся на территории собора.

Глава святого отца Сергия более 20 лет передавалась от хранителя к хранителю. Военные годы её прятали в алтаре храма села Виноградово, расположенного недалеко от столицы.

В 1945 году монашеская жизнь в святой обители, расположенной в Сергиевом Посаде, возобновилась. Святые мощи облачили в одеяния и вернули в раку в Троицком соборе. Но официально их и Успенскую церковь передали Русской православной церкви лишь через год.

Но ни монахи, ни прихожане не догадывались о произошедшей когда-то подмене.

Реликвию передали отцу Илариону, который участвовал в её спасении. Во время переоблачения мощей в новую схиму глава тайно была возвращена на исконное место.

Интересно: существует версия, что отделение главы святого Сергия произошло до осквернения мощей. Но какой бы ни была дата этого события, основные его факты остаются неизменными.

Чудеса прошлые и современные

В монастырских летописях содержится множество записей о чудесах, произошедших по молитве у мощей преподобного отца Сергия и искренней веру в силу Господа.

Исцеление отрока Леонтия

Сын одного из старейшин города Вышгород много лет терпел сильные боли в пораженной болезнью руке, которая иссохла и скривилась. Многие святые места посетил юноша в надежде на исцеление от недуга. И вот в одном селе, принадлежащем Троицкой обители, явился ему преподобный Сергий и повелел идти за исцелением в его обитель.

Ковчег с частицей мощей Сергия Радонежского

Придя в монастырь, Леонтий подошёл к раке с честными мощами и начал молитву, которая сопровождалась земными поклонами. После третьего юноша приложился к ковчегу и возвестил окружавшим его людям, что рука его исцелена от недуга.

Чудо это укрепило Веру юноши, и он отправился рассказывать о чудесах преподобного старца мирянам.

Любовь и забота о детях

История современного чуда произошла в середине XX века.

В это время жили на одной из улиц города Сергиев Посад двое маленьких детей — София и Михаил — и их мама, которая работала в поликлинике. Однажды, видя приближение грозы, которую дети панически боялись, женщина отпросилась с работы и поспешила домой, про себя прося помощи у преподобного Сергия.

Прибежав домой, она открыла дверь и вошла в комнату, где спокойно и радостно сидели малыши. Они рассказали ей, что в первые минуты ненастья к ним зашёл старец в монашеском одеянии и успокаивал их. Он говорил, что мама скоро придёт и бояться не стоит. Соня стала глубоко верующей женщиной и глубокой старости трудилась при святой обители.

Помощь слепой паломнице

Однажды осенним вечером экскурсовод, сопровождающая по лавре туристическую группу из Германии, увидела на ступенях Троицкого храма пожилую женщину. Бабушка, которую звали Анна, приехала поклониться святым мощам из Киева, а так как идти ей некуда, то ночевать она собиралась на улице. Восьмидесятилетняя женщина была совершенно слепа.

Отправляясь в дальнее путешествие, она возносила молитвы преподобному Сергию и просила о помощи. И святой муж помогал ей, посылая добрых людей, носящих его имя. Они провожали бабушку на нужную электричку и помогли добраться до святого места.

Возвращение потерянного ребёнка и исполнение желаний

Преподобный отец Сергий Радонежский слышит искреннюю просьбу любого человека, независимо от его внешнего вида и знания храмовых традиций. Это доказывает чудо, произошедшее с женщиной из подмосковного города Краснознаменска. В семье знакомых её мужа произошло несчастье — пропала дочка грудничкового возраста. Поиски девочки не дали результатов и Людмила решила съездить в Троицкую лавру, чтобы вознести молитву у мощей преподобного чудотворца.

Молебен у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского

Не могла молодая женщина не попросить и за себя — она давно мечтала о счастье материнства.

Необходимо отметить, что женщина не состояла в официальном браке, не была венчана со своим спутником и приехала в обитель в брюках и ярким макияжем на лице. Но святой отец услышал её горячую молитву. На следующий день после поездки малышка нашлась на пороге собственного дома, а Людмила через некоторое время узнала о беременности.

Явившись к ней в сновидении, преподобный Сергий улыбался ей с большой любовью и спрашивал, довольна ли она. С тех пор Людмила регулярно посещает церковь и воспитывает своего сына в любви к богу.

Чем помогают

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых православных святых отцов. К нему ежедневно возносят тысячи молитв нуждающиеся в совете, помощи и заступничестве люди. Он помогает в самых разнообразных случаях.

Например:

  1. Отец Сергий является покровителей всех людей, получающих образование.
  2. Его просят о помощи в воспитании детей подросткового возраста.
  3. Он защищает в опасных для жизни ситуациях, бережёт от вражеских нападений.
  4. По молитве святому Сергию люди избавляются от гордыни и тщеславия, открывая свою душу любви и смирению.
  5. Ему молятся за людей, подверженных пагубным привычкам и плохому влиянию.
  6. Молятся преподобному старцу перед началом важных дел и просят помощи в трудных бытовых ситуациях.
  7. Его просят об исцелении от физических и душевных недугов.

Где находятся и как добраться

Как и много веков назад мощи святого преподобного Сергия Радонежского хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, которая находится в городе Сергиев Посад Московской области. Из Москвы до обители можно доехать на личном автомобиле или общественном транспорте.

  1. На машине едут по трассе М8 через 54 километра свернуть в направлении, указанном на дорожном знаке. Следуя указаниям на информационных табличках до монастыря добраться довольно просто. Внимание! Личный автомобиль можно припарковать на платных стоянках, расположенных недалеко от лавры, но следует учитывать, что в праздничные и выходные дни свободных мест на них может не быть.
  2. Автобус до Сергиева Посада ходит ежедневно с 6.50 до 22.40 часов. Отправляется он от станции метро «ВДНХ» с интервалом 20-30 минут. Маршрут номер 388 займёт по времени примерно час без учёта затрудненного дорожного движения.
  3. Электропоезда отправляются в сторону Сергиева Посада от Ярославского вокзала. Для желающих посетить обитель подойдут поезда, следующие до Сергиева Посада, Балакирева и Александрова. Интервал движения электричек примерно 30 минут.

От автобусной станции и железнодорожного вокзала до монастыря можно дойти пешком по Вознесенской или Сергиевской улицам.

Важно! Мощи святого преподобного Сергия Радонежского — почитаемая православная реликвия. Молитва перед ними, особенно в дни его поминовения (18 июля и 8 октября), имеет большую силу и способна сотворить настоящие чудеса.

Мощи Сергия Радонежского

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-sergiya-radonezhskogo.html

Троице-Сергиева Лавра, крупнейший монастырь России

Начавшая свою историю с пустыни, основанной преподобным Сергием Радонежским, известнейшая достопримечательность России, Троице-Сергиева лавра стала крупнейшим мужским монастырем в России. В разные годы он помогал стране справляться с невзгодами и сыграл немаловажную роль во многих событиях российской истории.

Троице-Сергиева лавра за шесть столетий своего существования приобрела не только духовное, но и огромное политическое значение. Она оказывалась вовлечена во многие события истории России, в том числе периода Смутного времени и конфликта между будущим императором Петром I и его сестрой Софьей Алексеевной.

Троице-Сергиева лавра, крупнейший монастырь России

С юных лет мечтавший посвятить себя монашеской жизни, Сергий Радонежский, будучи еще не постриженным в монахи, основал обитель, которая впоследствии разрослась и стала самым большим мужским монастырем России.

Свято-Троицкая Сергиева лавра, или, как ее еще называют, Троице-Сергиева лавра, — крупнейший православный мужской монастырь в России, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История лавры тесно связана с судьбой преподобного Сергия Радонежского (1314/1322-1392 гг.). Семья его жила под Ростовом, но в результате монголо-татарского нашествия была вынуждена переселиться в Радонеж.

Сергий, в миру Варфоломей, хотел монашеской жизни, но родители просили его остаться с ними, пока они живы. Молодой человек выполнил просьбу родителей, а впоследствии вместе со своим старшим братом Стефаном, уже принявшим к тому времени монашеский постриг, поселился на холме Маковец. В 1335 г.

здесь построили деревянную Троицкую церковь, на месте которой теперь расположен собор в честь Святой Троицы — самое старое сооружение на монастырской территории.

Стефан не смог долго жить в условиях пустыни и строгого уединения и вскоре покинул брата. Варфоломей же остался жить на холме. Призвав к себе игумена Митрофана, Варфоломей принял монашеский постриг в день памяти мучеников Сергия и Вакха, получив имя Сергия. Именно Митрофан стал первым игуменом Троицкого монастыря, а уже после его смерти во главе монастыря встал сам Сергий Радонежский.

Со временем к обители стали присоединяться искавшие уединения иноки. Рядом с Троицкой церковью было построено несколько келий, а также расположились хозяйственные постройки и огород. Уже в 1355 г. в обители был утвержден общежитийный устав. Сергий Радонежский настаивал на том, что монахи должны сами себя кормить, вместо того чтобы жить на подношения прихожан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда пост у православных

В 1374 г. с Сергием Радонежским познакомился князь Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410 гг.), внук Ивана Калиты.

С этого моменга кннзь спал многое делать для восстановления разрушенных во время монголо-татарского нашествия церквей, а также для поддержания монастырей. Он часто посещал и Троицкий монастырь, помогал монахам всем необходимым. В 1392 г.

, незадолго до своей смерти, Сергий Радонежский назначил игуменом монастыря своего ученика Никона Радонежского (1352-1426 гг.), впоследствии канонизированного в лике преподобного.

В 1408 г. Троицкий монастырь был разрушен в результате нападения хана Едигея. Однако стараниями Никона восстановлен. В частности, в 1422-1423 гг. в память о Сергие Радонежском на мecтe Троицкой церкви был возведен Троицкий собор, ставший первым каменным сооружением монастыря.

Если верить «Сказанию о святых иконописцах», именно Никон обратился к иконописцу Андрею Рублеву с просьбой написать икону Святой Троицы, которая стала второй важнейшей святыней монастыря после мощей Сергия Радонежского. Однако специалисты считают эти сведения недостаточно достоверными.

Кроме того, в житии Никона Радонежского не упоминается икона Святой Троицы. По другой версии, икона размещалась в монастыре только с 1575 г., справа от царских врат в Троицком соборе, и была привезена Иваном Грозным.

Икона хранилась в монастыре вплоть до Октябрьской революции, когда она была отправлена на реставрацию, а затем в Третьяковскую галерею.

На территорию Троице-Сергиевой лавры ведут одни ворота с надвратной церковью Рождества Св. Иоанна Предтечи. Прямо перед входом возвышается Успенский собор. Самая старая на территории монастыря постройка — Троицкий собор — расположена поодаль, рядом с Никоновской церковью. Справа от входа сохранились царские чертоги.

Троице-Сергиева лавра, крепость Смутного времени

Троице-Сергиев монастырь был вовлечен во многие события российской истории Он помог русским войскам в борьбе против польско-литовских интервентов и защищал царскую семью во время Стрелецкого бунта.

Троицкий монастырь постоянно развивался. В 1469 г. на территории монастыря появились новые каменные сооружения—трапезная и поварня. В 1476 г. приглашенные царем Иваном III псковские мастера возвели к северо-востоку от Троицкой церкви каменную церковь Сошествия Святого Духа. В 1491 г. Иван III повелел устраивать при монастыре ярмарку.

Внук Ивана III — Иван IV Грозный, которого крестили в Троицком соборе монастыря в 1530 г. — на протяжении всей своей жизни придавал большое значение Троицкому монастырю и жертвовал ему большие средства. При Иване Васильевиче в 1559 г. был заложен Успенский собор: царь лично со всей семьей присутствовал на церемонии.

Собор по образцу Успенского собора Московского Кремля был достроен и освящен в 1585 г., уже после смерти Ивана Грозного, при Федоре Иоанновиче. Последний, как и его отец, богато одаривал монастырь, молясь о том, чтобы в его бездетном браке с царицей Ириной Федоровной Годуновой появился наследник. В целом уже к концу XVI в. Троицкий монастырь стал крупнейшим в государстве.

Однако начало XVII в. готовило первые за долгое время испытания для обители.

В 1608 г. монастырь подвергся атаке польско-литовских войск. Защитники монастыря выдержали практически полу-торагодовую осаду, но многие не дожили до января 1610 г.

, когда русским войскам во главе с князем Михаилом Скопиным-Шуйским удалось прогнать интервентов от монастырских стен. В монастыре Второе ополчение Минина и Пожарского сделало последнюю остановку в походе на Москву.

Участников ополчения благословлял архимандрит монастыря Дионисий (1570/1571-1633 гг.), который был возведен в звание в 1610 г.

Слава о монастыре, выдержавшем суровое испытание и сумевшем поддержать русские войска в борьбе против польско-литовских оккупантов, быстро разнеслась по стране. Благодаря щедрым пожертвованиям и помощи все разрушенные во время осады постройки удалось быстро восстановить.

В 1616 г. Троицкому монастырю был передан во владение город Радонеж, сильно пострадавший в Смутное время. Городок принадлежал обители вплоть до 1764 г., когда церковные территории были переведены в казну.

Свою роль монастырь сыграл во время Стрелецкого бунта (1682 г.). Троице-Сергиев монастырь стал временной царской резиденцией. Впоследствии царская семья перебралась в село Преображенское. Оттуда в 1689 г. повзрослевший Петр I в результате конфликта с сестрой-регентшей Софьей Алексеевной вновь перебрался в монастырь. Покинул он его уже после заточения Софьи, выиграв в соперничестве за трон.

В 1744 г. при правлении Елизаветы Петровны (1709-1761 гг.) Троицкий монастырь стал лаврой: такого звания удостаиваются крупные монастыри, сыгравшие важную роль в истории и ставшие духовными центрами государства. При ней началось расширение территории лавры, дорожки были вымощены, старые постройки обрели новый вид благодаря богатому декору. Развитие монастыря продолжалось вплоть до начала XX в.

В 1920 г. лавра была превращена в историко-архитектурный музей, монахи были вынуждены переселиться в трудовые коммуны. Однако уже в 1946 г. братия вновь вернулась в лавру, были возобновлены богослужения. В наши дни монастырь остается действующим, в нем проживает около двухсот монахов.

Россия, карта расположения Троице-Сергиевой лавры

Источник: http://tourpedia.ru/trinity-sergius-lavra/

Сокровища Троице-Сергиевой Лавры

Паломники, которые в первый раз попадают в Троице-Сергиеву Лавру, удивляются ее размерам. Этот прославленный, известный во всем мире мужской монастырь занимает не очень большую площадь, а его храмы не поражают грандиозными размерами. Но зато святынь и памятных мест здесь столько, что в каждый приезд открываешь для себя что-то новое. Наш рассказ – о некоторых из них.

Троицкий собор

На удивительную атмосферу Лавры настраиваешься уже в тот момент, когда поднимаешься по брусчатой площади к вратам обители. В монастырь с давних времен не принято въезжать на транспорте. Даже цари оставляли кареты на подъезде к обители и пешком шли поклониться великому угоднику Божию – преподобному Сергию Радонежскому. А особо благочестивые из них старались соблюдать замечательную русскую традицию – ходили на богомолье пешком из Москвы в Лавру.

Сейчас входящего под своды врат Лавры паломника встречают фрески, на которых изображены основные моменты жития прославленного русского святого. Мимо вековых деревьев мы отправляемся в Троицкий собор. Кажется, что нет времени, разделяющего нас с миллионами людей, которые несли сюда, к мощам преподобного Сергия, свою радость и скорбь. Эту вахту молитвенной памяти не смогли уничтожить ни иноземные захватчики, ни воинствующие атеисты.

Первым делом паломники отправляются испросить благословение преподобного в Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Лавры. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря.

В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

Если вы приедете в Лавру на несколько дней, обязательно посетите Литургию, которую совершают в Троицком соборе. И духовенство, и хор поет знаменным распевом, от чего возникает удивительное чувство единства и гармонии.

Серапионова палата

Бывалые паломники знают, что после того как приложились к мощам преподобного Сергия, нужно остановиться у большой черной дверью рядом с гробницей или подойти к дежурному монаху или мужчине в черном халате. Можно просто спросить в притворе храма у монаха за ящиком: «Можно нам как-то пройти в Серапионову палату?». Если не будет на тот момент никаких особых запретов, пускают всех просящих. Запреты бывают обусловлены ремонтом или визитами важных гостей.

Через черную дверь вы попадаете в палату, вплотную примыкающую к собору. Каменное сооружение – Серапионовская часовня – появилось здесь в XVI в. Она была построена на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему было явление Пресвятой Богородицы. Когда в первый раз попадаешь сюда, испытываешь удивительное чувство причастности Небу, которое трудно выразить словами.

Серапионова палата знаменита тем, что здесь находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. А еще в ней хранится часть пояса Богородицы (причем довольно солидный фрагмент) и частицы мощей очень многих святых.

Никоновский храм

Если случилось так, что вы попали в Лавру 30 ноября – в день памяти преподобного Никона Радонежского, то вы сможете попасть на богослужение в Никоновский храм. Он расположен с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника по игуменству основателя монастыря.

В настоящее время храм украшают резной золоченый иконостас и сень над гробницей преподобного Никона, выполненные в середине XX в. в стиле русской резьбы XVII в. Установленная над гробницей икона «Преподобный Никон Радонежский с житием» – одно из лучших произведений замечательного иконописца монахини Иулиании (Соколовой)

Михеевская церковь

В Михеевской церкви также не просто попасть на богослужение, оно совершается здесь 19 мая – в день памяти преподобного Михея Радонежского. Храм построен в 1734 г. над гробом ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, он располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.

Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей. Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм.

Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея.

Места отдыха

Лавра – удивительное место, где по-настоящему отдыхаешь душой. Порой возникает чувство, что ты не паломник в монашеской обители, а дорогой гость у любящего, хотя и немного строгого, родственника. И взрослые, и дети смогут здесь не только помолиться, но и отдохнуть.

Перед южной крепостной стеной Троице-Сергиевой Лавры широко раскинулся окруженный краснокирпичной оградой с башенками Пафнутьев сад. В советское время сад исполнял роль городского парка культуры и отдыха, затем был заброшен. В настоящее время сад возрождается усилиями Лавры и благотворителей как монастырский парк.

Можно уверенно предполагать, что обе части Пафнутьева сада первым вскопал и засеял сам преподобный Сергий. Ведь располагались они у подножия южного, прогреваемого солнцем, склона холма Маковца, неподалеку от того места, где, несколько выше по склону, стояла келья Преподобного. И в преклонных годах Преподобный как простой трудник возделывал монастырскую землю «огородного ради зелиа».

К середине XVIII в. обе части сада объединили в одно хозяйство. К концу столетия впервые встречается название этого хозяйства – Пафнутьев сад. По одной из версий, сад назван митрополитом Московским Платоном (Левшиным) по имени трудолюбивого садовника монаха Пафнутия.

Помимо непременных яблонь и красной смородины в саду выращивали землянику, виноград, множество разнообразных цветов, а также персики, сливы, абрикосы, лимоны. Во второй половине XIX в. Пафнутьев сад превратили в тенистый парк, цветники и грядки оставили лишь перед Луковой башней, рядом с оранжереей.

Одна из Лаврских гостиниц, в которой могут остановиться  паломники, – Старая лаврская – также является памятником архитектуры и свидетелем трудолюбия современной братии монастыря. Она была построена по распоряжению Московского митрополита и священноархимандрита Лавры Филарета (Дроздова) в 1822-1825 гг. Гостиница представляет собой комплекс зданий, расположенных в северной части Красногорской площади перед Лаврой. Здания образуют замкнутый обширный внутренний двор.

Национализированный после революции 1917 г. комплекс зданий Старой лаврской гостиницы к началу XXI столетия постепенно обратился в необитаемые руины. Реставрационно-восстановительные работы здесь начались в 2005 г. Благодаря поддержке спонсоров было принято решение о восстановлении Старой гостиницы в изначальном виде.

Всего за три года красивейший гостиничный комплекс возродился из руин.  15 декабря 2008 г. был утвержден Акт сдачи комплекса Старой лаврской гостиницы в эксплуатацию. Так, благодаря усилиям Троице-Сергиевой Лавры и поддержке спонсоров, удалось в относительно короткий промежуток времени отреставрировать и частично воссоздать превосходный памятник русского ампира первой четверти XIX в.

Еще в Сергиевом Посаде с детьми можно заглянуть в музей игрушек, где можно увидеть экспозиции русской народной игрушки, игрушек народов Востока, западно-европейской игрушки. Музей расположен по адресу: Сергиев Посад, проспект Красной Армии, дом 123.

Это лишь часть удивительных сокровищ Троице-Сергиевой Лавры. Остается лишь пожелать читателям обязательно посетить этот монастырь и сделать собственные открытия.

Марина Шмелева

Паломнику:

Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры

До Сергиева Посада, где находится Лавра, можно добраться на общественном транспорте из Москвы:

    —на автобусе № 388 – экспресс от станции метро ВДНХ (автобусы стоят на 2-м поперечном переулке) интервал движения 15-20 минут. Первый маршрут в 6:50, среднее время в пути 1 час 15 мин.

   — на электричке – от Ярославского вокзала на электропоездах, следующих до Сергиева Посада, Александрова или Балакирева. Среднее время в пути 1 час 15 мин.

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/349

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал «Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее«.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными.

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.

    ): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.

  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.

  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг.

    , это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.

  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в.

    монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.

  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.

  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.

    ): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.

  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

как добраться

На автомобиле:По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.

Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

Автобусом:Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.

Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

Пригородным электропоездом:От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.

Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: (496) 549-90-94, -916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: (496) 549 9000   тел./факс (496) 541 43 00

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Ранняя Литургия – 06.00 05.30
Поздняя Литургия – 08.30
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30

Источник: https://www.pravmir.ru/troice-sergieva-lavra/

На поклон к игумену русской земли: 30 лет спустя

Троице-Сергиева Лавра — колыбель русского православия, место жизни и подвигов преподобного Сергия Радонежского, который является одним из самых почитаемых святых. В народе его называют отцом русского иночества, игуменом русской земли, трудами которого была основана монастырская жизнь на Руси и даже само русское государство.

Сергий Радонежский, человек пустынного жития, никогда не бравший в руки оружия, стал для нашего народа духовной опорой в сопротивлении монголо-татарскому игу, вдохновителем русских князей и воинов на борьбу с неприятелями.

Он благословил московского князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, которая состоялась в 1380 году.

Для старообрядцев Сергий Радонежский является особо почитаемым русским святым, эталоном Руси, которую мы утратили после церковного раскола XVII века. Почитают староверы и Лавру — место, где бережно и свято хранится память о подвижниках отеческого благочестия. Сайт «Русская вера» подготовил материал, в котором читателю предлагается сравнить посещение старообрядцами Лавры на промежутке в 30 лет.

Посещение Лавры делегацией старообрядцев в 1988 году. Как это было

Первое официальное посещение Троице-Сергиевой Лавры делегацией старообрядческой Церкви состоялось в уже далеком 1988 году, летом, в праздничные дни 1000-летнего юбилея крещения Руси. Это была другая эпоха, другое государство и совсем другое время.

В Москве, на Рогожском, был созван юбилейный Освященный Собор, на котором планировалось избрать первого Московского и всея Руси старообрядческого митрополита, дабы, как и во дни святого крещения Руси (первым возглавил русскую Церковь греческий митрополит Михаил), старообрядческая Церковь возглавлялась Митрополитом.

Делегацию из Румынии в последний момент не пустили румынские власти (там в те годы существовал авторитарный режим Николая Чаушеску, который был свергнут лишь в 1989 году, спустя год после описываемых событий — прим.ред.).

Из Австралии прибыли только миряне, а наиболее представительная группа зарубежных старообрядцев прибыла из США: из Орегона во главе с Прохором Григорьевичем Мартюшевым и с Аляски — с диаконом Павлом Фефеловым. Старообрядцев Советского Союза представляло духовенство всех имеющихся приходов. Многие приехали на Собор с семьями, причтом и певцами.

Освященный Собор и торжественные мероприятия проходили с 18 по 31 июля 1988 год. Надо отметить, что проведению юбилейного Собора тогдашние советские власти не препятствовали. На Соборе были приняты важнейшие решения, которые имеют значение и в наши дни.

Во-первых, митрополитом Московским и всея Руси был единодушно избран архиепископ Алимпий (Гусев), а во-вторых, было утверждено новое название старообрядческого согласия христиан, приемлющих белокриницкую иерархию — Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ).

Однако Освященнй Собор начался с другого памятного события — посещения удела преподобного Сергия Радонежогоско города Сергиев Посада (в 1988 году — Загорск). 18 июля, на праздник обретения честных мощей преподобного отца нашего Сергия Радонежского, в Покровском кафедральном соборе с 7 часов утра началось богослужение.

В 14 часов начали молебен Пресвятой Троице в Успенском Храме-колокольне (ныне храм Воскресения Христова), где и предстояло заседать Освященному Собору. В 15 часов состоялось открытие Собора, а уже в 17 часов соборяне и гости отправляются на автобусах в Троице-Сергиеву Лавру на поклонение Святым мощам преподобного Сергия.

Автобусы «Икарус» были предоставлены властями.

Сама подготовка к этой поездке была непростой. Далеко не все советские чиновники и представители РПЦ были рады визиту старообрядцев в Загорск. Вот что рассказывает старший инспектор (1977–1991 гг.) Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин:

***

Празднование проходило по самой широкой программе. Помню такой эпизод. Белокриницкие старообрядцы просили посетить Троице-Сергиеву Лавру. Начальство отнеслось к этому без энтузиазма. Тем не менее вместе с о.

Леонтием Пименовым мы добились согласия на эту поездку, чтобы всё было по-протокольному. И это был кошмар!  Все упираются: и советское начальство, и руководство Лавры. В итоге «пробили». Согласились. Наняли автобус. Я был с ними. Заходим в офис.

Нас встретил начальник этого офиса, которому о. Леонтий Пименов «попенял» за выбритое лицо.

— Всё, — думаю, — донесут!

Донесли! Я сам тогда испугался. Начальство спрашивает:

— Что у тебя там в Лавре?

Говорю:

— Что я могу сделать? На язык ему наступить?
— Ты должен смотреть за своими людьми! А кто извиняться будет за это «скобленое рыло»?
— Ну, скобленое. А что теперь сделаешь? — Ничего.

Так на этом тоне и расстались. Просили пропеть молебен в Духосошественской церкви — не дали! Молчком ушли. Но чем мне нравятся старообрядцы — никто ничего не писал, никто никому не жаловался.

Позднее один из главных участников той поездки, протоиерей о. Леонтий Пименов, делился своими воспоминаниями:

С душевным волнением и сердечным трепетом ступают старообрядцы на священную землю, по которой ходили своими святыми стопами преп. Сергий, преп. Никон, преп. Максим Грек и другие русские святые, их же имена Ты, Господи, веси, и им же несть числа. На обратном пути побывали и на месте городка Радонеж — родине преп. Сергия, где недавно ему воздвигнут памятник из светло-серого гранита.

По мнению главы информационно-издательского отдела РПсЦ в 2005–2018 годах А.В. Антонова,

эта поездка стала символом новой эпохи — эпохи открытости, взаимоуважения, свободы духа и веры.

И действительно, спустя 30 лет делегацию старообрядцев встретили совсем по-другому.

Делегация старообрядцев в Троице-Сергиевой Лавре: 30 лет спустя

В понедельник, 23 апреля 2018 года, после празднования недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском состоялась паломническая поездка делегации Русской Православной старообрядческой Церкви в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Более 80 паломников прибыли к местам подвига преподобного Сергия Радонежского.

Эта поездка стала во многом знаковой. Конечно, старообрядцы малыми и большими группами посещали Лавру и раньше, но только в этом году нас встретили особенно тепло. Что примечательно, ровно тридцать лет прошло с первого посещения Лавры, многих из той поездки 1988 года уже нет в живых.

В отличие от паломничества в 1988 году, спустя 30 лет старообрядческую делегацию приняли весьма приветливо: открыли мощи святых, провели интересную экскурсию, вкусно накормили и даже разрешили петь знаменным распевом в полный голос, не ограничивая в количестве песнопений. Такого ранее никогда не было.

Но обо всём по-порядку.

Организовала поездку возрождающаяся Сергиево-Посадская община РПсЦ во главе с Дионисием Севастьяновым. В составе делегации было более 80 человек из разных уголков земного шара, в том числе 4 священника: о. Михаил Родин (г. Балаково), о. Максим Андреев (п. Шувое), о. Кирил Шахзад (Пакистан) и иерей Иоаким Валусимби (Уганда). По дороге заграничные гости пропели на урду (государственный язык республики Пакистан — прим. ред.) псалом 69.

Прибытие гостей и соответствующий приём стали возможными по договоренности членов Сергиево-Посадской общины РПсЦ с наместником Троице-Сергиевой Лавры архиепископом Феогностом (Гузиковым). Встречали и всюду сопровождали делегацию помощник наместника Лавры архимандрит Иеремия (Соловьев) с насельниками Лавры.

Вначале гости посетили Троицкий собор, где поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского — рака с мощами специально была открыта для участников поездки. В Никоновском приделе Троицкого собора участники поездки почтили почивающие под спудом мощи преп. Никона Радонежского — ученика преп. Сергия, а также пропели стихеры Пасхе знаменным распевом.

В другом приделе Троицкого храма — Серапионовой палате приложились к святым мощам (также почивающим под спудом) игумена Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Новгородского Серапиона, Митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, архиепископа Дионисия, архимандрита Радонежского, а также к частицам мощей апостола Андрея Первозванного, первомученика Стефана, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и многих других угодников Божиих. Здесь гости торжественно пропели величания святым.

https://www.youtube.com/watch?v=wjwaUg2Szj8

Далее паломников разделили на 3 группы и к каждой из них определили отдельного сопровождающего из насельников Лавры.

Это были грамотные и активные экскурсоводы, которые очень интересно рассказали нам об истории монастыря, провели по его территории, показали основные святыни и достопримечательности.

Гости посетили Успенский собор, хранящий в себе великолепные фрески и иконостас XVII века. Тут ежедневно совершается 2 литургии, а также находится гроб преп. Сергия Радонежского.

Побывали в церкви преподобного Сергия с Трапезной палатой — одной из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле. Здесь приложились к мощам преп. Максима Грека, пропели ему величание и пасхальные песнопения — раку с мощами также открыли специально для старообрядцев.

Очень понравилось паломникам в монастырской трапезной: обед был поистине пасхальным и невероятно вкусным. Во время трапезы архимандрит Иеремия рассказал об известном случае из жития преподобного Сергия, который произошел зимою 1390 года. Во время монастырской трапезы преподобный Сергий Радонежский вдруг встал из-за стола и, сотворив молитву на глазах у изумленной братии, низко поклонился и произнес:

Радуйся и ты, пастуше стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою.

Затем он снова уселся за стол, продолжая обед. Когда после трапезы братия приступила к нему, прося объяснить, что означает его странное приветствие, Сергий ответил:

Это Стефан-епископ, спешащий в Москву, остановился на своем пути и поклонился Святой Троице, и нас грешных благословил.

И действительно, в тот час святитель Стефан, епископ Пермский, подъезжая к Москве, вдруг вспомнил, что в стороне от его дороги остается Троице-Сергиев монастырь. Он приказал остановиться и, сойдя с повозки, сотворил молитву, а потом благоговейно поклонился в сторону обители. С тех пор на трапезе в Лавре существует обычай вставать с воспоминанием этого случая из жизни великого подвижника.

После застолья каждому паломнику архимандрит Иеремия лично вручил брошюру о жизни преподобного Сергия. Экскурсия продолжилась посещением Церковно-Археологического Кабинета Московской Духовной Академии.

Сейчас это музей, где размещено более 20 тысяч экспонатов в 10 залах. Просмотр музейных ценностей сопровождался интересным рассказом экскурсовода.

Особенно запомнился, пожалуй, зал с уникальным по количеству собранием меднолитых изделий: иконы, кресты, складни, нательные крестики.

В завершение экскурсии те, у кого остались силы, поднялись на 88-метровую колокольню, прикоснулись к самому большому Царь-колоколу России весом в 72 тонны и полюбовались окрестностями.

————

Подводя итог нашей поездки, хочется поблагодарить руководство Лавры: архиепископа Феогноста (РПЦ), архимандрита Иеремию (РПЦ) и их помощников за такой теплый исторический прием 30 лет спустя, а также чтеца Дионисия Севастьянова (РПсЦ) за организацию поездки. Спаси Христос!

————

После посещения Лавры паломники направились к вокзалу, где находилась старообрядческая Сергиевская церковь. Создатель и организатор возрождающейся местной общины Дионисий Севастьянов рассказал историю храма, поделился планами по обретению земельного участка и строительству нового храма.

Меняются люди, меняется время, меняются государи, но Лавра остается местом, куда хочется приехать. Помолиться, прикоснутся к святыне, молча спросить совета. 30 лет — это очень короткий промежуток времени и миг для вечности.

Но как всё поменялось А главное — поменялись мы! Что может сделать человек в одиночку? — Практически ничего, ведь он даже в поле не воин.

Но что может сделать он же с Божией помощью, очистившись постом молитвой? — Весьма много! Например, укрепить и возродить из пепла раздоров самую большую страну на карте мира!

Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!

Источник: https://ruvera.ru/articles/lavra_2018

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Когда у Василисы день ангела

Закрыть