Сколько существует Будд в буддизме

Бог в буддизме

Сколько существует Будд в буддизме

На такой вопрос «существует ли божество в буддийской религии?» имеется довольно противоречивый ответ, причем различные школы представленного философского учения интерпретируют это определение с кое-какими отличиями.

Сиддхартха Гаутама же всеми способами отталкивал идею о существовании творца, которым было сотворено все живое и сам мир, а мудрецы буддийской медитации и вовсе трактуют верование в создателя, как нечто что препятствует достижению полной нирваны.

В нашей статье вы узнаете подробнее о том, что представляет собой понятие божества в буддийском веровании, сколько богов в буддизме и действительно ли существуют божества.

Определение божества и характерные черты этого понятия

Определенные секты Сиддхартха Гаутама приравнивают к божеству, однако остальные последователи буддийского учения созерцают в нем своего создателя, просветителя и учителя. Алохань веруют, что постигнуть просветления возможно лишь вследствие безграничной вселенской энергетики. Следовательно, мир буддийского учения не принимает господа-творца могущественного и всеведущего, т. к. в любом человеке скрывается частица божества.

Такое определение, как основной Бог буддизма не существует в буддийском вероучении. Нет постоянного божества, поэтому каждый кто ощутил просветление может достичь звания «Будда». Такого рода представление о Господе выделяет буддийское верование на фоне многих других религий запада.

Однако вместе с тем нельзя утверждать, что буддизм религия без Бога хотя и не признает существование такового. Существующую проблему лучше всего разобрать подробнее:

  • В буддийском учении имеются сущности, которые в каком-то смысле приближены к божествам (дэвы), однако не несущие в себе такую же значимость как божества в западной религии. То есть они являются простыми людьми, как и все остальные и могут познавать мученья в период перерождения в колесе сансары. Сиддхартха Гаутама понимается в наибольшей степени благоразумным среди всех божеств и почему является «учителем божеств».
  • В различных буддийских школах имеются определения сопоставимые с творцом – единая сущность пропрота или Татхагатагарбха.

Так же читайте:  Число 108 в буддизме

В буддийском верование создатель именуется по-разному, а именно:

  • Создатель или же первопричина, то бишь основание, для сотворения не только мира, но и всего что в нем имеется. Сознанием невозможно осмыслить первопричину. Если совершить «верные» действия, то человек сам сможет узнать ответ на вопрос есть ли бог в буддизме.
  • Душа мира – это брахман, являющийся безграничным, неподвижным и постоянным. Как правило он тесно связан с определением атмана («высшим Я», «самостью», «духом»), то бишь это духовная ипостась, которая после пробуждения осмысливает свое бытие.
  • Первооснова всего или другими словами абсолют. Схожие определения – абсолютный ум, абсолютное осознание, абсолютный дух и т.д.

Буддийская вера в своем чистом виде является атеистичной, то бишь в ней отсутствует создатель. Поэтому у буддийского верования не принято возносить мольбы какому-то одному божеству, которому все известно, за все в ответе и еще всем воздает, если ему каким-то образом угодить. Но это вовсе не значит, что в буддийской религии вовсе отсутствуют божества. Ниже приведен список лишь некоторых из них.

Бог смерти

Бог Яма в буддизме считается Богом смерти, верховным судьей вечного царствия и властителем преисподние.

В иконографии буддийского верования Ямараджа изображается в синем цвете устрашающего божества, с рогатой головой быка и тремя глазами, которые способны проникать в прошлое, теперешнее и будущее человека в венце языков пламени.

На самом божестве можно увидеть бусы из черепов, а в руках его находятся: жезл, украшенный черепом, меч, веревка для вылавливания душ, а также бесценный амулет, который свидетельствует о его господстве над всеми драгоценностями, находящимися под землей.

Бог смерти в буддизме по большей части определяет дальнейшую судьбу всех отошедших в мир иной. Ямараджа свершает суд, где приводящих к нему людей он оценивает по их поступкам. Те, кто при жизни были добродетелями удостаиваются хороших перерождений или даже получают возможность вернуться к предшествующей жизни, а тем, кто свершал дурные деяния выносится приговор к пребыванию в преисподние с испытанием различны страданий или же получают довольно сложные перерождения в иных мирах.

Так же читайте:  Добро и зло в буддизме

Бог богатства

Бог богатства в буддизме (Ганеша) – является олицетворением постоянства и духовного познания. У божества имеется голова слона с огромными ушами, тело же у него человеческое с большим округлым животом.

Сын Парвати и Шивы приносит успех и помогает уничтожить злые силы и все возникшие на пути человека преграды, которые препятствуют тому преуспеть в жизни.

Голова же божества олицетворяет мировую душу, реальность в высшей степени или же абсолют Брахман, при этом его человеческая часть направлена на майю или мираж человеческого земного бытия. Также его голова являет собой мудрость, а хобот отображает Om – звук космической реальности.

Бог слон в буддизме изображается держащим посох в правой верхней руке, помогающий ему устремлять все человечество вперед и убирать на пути имеющиеся преграды. В левой руке находится петля для устранения этих самых препятствий. В правой нижней рук божество держит как карандаш сломанный бивень, являющийся символом жертвы, которую он принес ради написания Махабхараты, а четки располагающиеся в другой его руке говорят об стремлении в получении духовных познаний.

Бог войны

Бог войны в буддизме (Кали) представляет собой многоликую и устрашающую мать всего существующего. В религии она воспринимается в качестве Силы и Стремления (Шакти) божества. Именно благодаря ей можно уничтожить все существующее зло. Также ее представляют в образе богини-матери, источника жизни и плодородности, однако вместе с тем у нее имеется и темная сторона, несущая за собой разруху и созидание.

В писании она представлена в виде божества, одерживающего победу над демонами в войне двух сил, божественных и тех, кто хочет восседать вместо божеств. Именно с того момента на нее была возложена миссия – искоренять все зло ,что имеется в мире.

Так же читайте:  Любовь в буддизме

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что понятие Бога в буддизме весьма двойственно. Алохань хоть и опровергают его существование, но вместе с тем они не в состоянии четко сказать, что Творца вовсе нет. Опираясь на проявления таких сложностей в этом вопросе, во многих буддийских школах и было принято решение о составление различных мнений касательно отыскания ответа.

Смотрите еще видео рассказ об индийской богине Кали:

Бог в буддизме

Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух
Читать «Далее» Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена
Читать «Далее» Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила,
Читать «Далее» А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят
Читать «Далее» У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не
Читать «Далее» В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные
Читать «Далее» Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье
Читать «Далее» В тот день мы опять поссорились с мужем из-за этих дурацких обоев. Как сейчас помню, было двадцать первое сентября, Рождество
Читать «Далее» Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они
Читать «Далее» Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей
Читать «Далее»

Источник: https://tolkovanie.info/bog-v-buddizme/

Кто такой Будда?

Сколько существует Будд в буддизме

Конечно же, слова буддизм, буддисты у многих на слуху. Каждый знает, что эти термины обозначают одну из мировых религий и непосредственное ее приверженцев, но мало кто знает о человеке основавшем ее. Кем он был. И как стал культовой личность.

  • Сиддхартха
  • Гаутама
  • Шакьямуни
  • Татха-гата
  • Джина
  • Бхагаван

Все это имена одного и того же человека более известного как Будда. Все эти имена выражают либо принадлежность к мирскому статусу и роду, либо к религиозно-мифологической жизни. Попробуем разобраться, что означают все эти многочисленные имена:

  • Сиддхартха – имя, данное после рождения.
  • Гаутама – имя символизирующие принадлежность к роду.
  • Шакьямуни – «мудрец из племени таков».
  • Будда – «просветленный».
  • Татха-гата – «так приходящий и так уходящий»
  • Джина – «победитель»
  • Бхагаван – «торжествующий».

На данный момент имеются данные о пяти вариантах биографий Будды:

  1. «Махавасту», написанная во II веке н.э.
  2. «Лалитавистара», созданная во II-III веках н.э.
  3. «Буддхачарита», изложенная поэтом Ашвагхошей примерно в I-II веках н.э.
  4. «Ниданакатха», появившаяся благодаря труду неустановленных авторов где-то в I веке н.э.
  5. Абхинишкраманасутра, вышедшая из под пера буддийского схоласта Дхармагупты относительно недавно, в раннем Средневековье.

Когда родился Будда

По сей день, среди историков ведутся споры относительно даты жизни Сиддхартха. Одни ссылаются на официальное буддийское летоисчисление и указывают даты 623-544 год до н.э. Другие придерживаются иной датировки, согласно которой родился Будда в 564 году до н.э., а умер в 483 году до н.э.

Есть несколько дат рождения Будды, какая из них максимально точная не известно до сих пор

Не точности и расхождения прослеживаются не только в датах жизни и смерти, но и в самой биографии. Кто такой Будда? В описаниях его жизни так тесно сплетены реальные и мифологические события, что отделить их друг от друга становится практически невозможно, поэтому судить о том, где правда и где вымысел очень сложно.

Краткая биография Будды

Все же попробуем хоть немного разобраться хотя бы с тем, откуда взялся этот загадочный человек. Родился он в местечке Лумбини недалеко от города Капилавасту, расположенного в северо-восточной части Индии, в семье Шуддходаны – царя племени шакьев, жившего в середине I тысячелетия до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии, и царицы Майи рождается наследник принц. Причем как это ни странно звучит, а в придании написано именно так, он родился из правого бока матери.

Видно из-за такого нетрадиционного способа рождения на малыша обратили внимания боги, которые совершили перед ним обряд поклонения. Будучи только родившимся малышом, Будда был способен разговаривать и произнес небольшую речь, обращенную к пришедшим к нему богам. В его коротком выступлении шла речь о том, зачем он пришел в этот мир. А пришел он для того, что бы стать владыкой мира который положит конец смерти и старости, а так же предродовым мукам матерей.

Родители принца будучи весьма богатыми людьми сделали все для того что бы принц ни в чем не нуждался. Когда Гаутама подрос, к нему приставили лучшего учителя, но тот вскоре заявил, что его ученик преуспел во всех науках и знает гораздо больше своего учителя.

Видя в Сиддхартхе необычайный ум и мудрость, родственники царя советуют женить своего сына, дабы тот не отправился путешествовать, оставив престол. Начинаются поиски достойной невесты, и в роли добровольца выступает девушка Гопа из рода шакьев, считающая себя идеальной кандидатурой и обладающая всеми необходимыми добродетелями.

Гигантская бронзовая скульптура Будды, высотой 34 метра и весом более 250 тонн

Отец же девушки сильно опасается, что избалованный принц не сможет стать для его дочери достойным мужем, и устраивает соревнования за право обладания своей дочерью. Будда с легкостью побеждает в соревнованиях по поднятию тяжестей, подняв мертвого слона одним пальцем и забросив его далеко за пределы города. Так же он выходит победителем в соревнованиях по письму, арифметике и стрельбе из лука.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Бог апоп

Впоследствии Будда женится на Гопе и у них рождается сын. Они счастливо живут в окружении гарема из 84 тысяч девушек во дворце. Но как то однажды он узнает о существовании на земле болезней, старости и смерти и тут же покидает дворец и отправляется на поиски пути избавления человечества от страданий.

Нелегко было отыскать спасительный способ для человечества. Принцу во время его долгого пути много чего пришлось понять и пережить разные приключения. Но в итоге он обрел ответ на интересующий его вопрос и стал продвигать эти знания в массы. Будда создал первую монашескую общину (сангха). И вместе с учениками 40 лет бродил по многолюдным поселениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение.

Умер же Будда в местечке под названием Кушинагара в возрасте 80 лет. Тело его было по традиции кремировано, а прах роздан восьми его последователям, шесть из которых были посланниками монашеских общин. Каждый, кто получил часть праха, захоронил его и на этом месте построил надгробную пирамиду (ступу).

Есть еще одно предание, которое гласит, что один из учеников Будды прямо из пламени погребального костра смог выхватить зуб учителя. Со временем зуб стал реликвией, которой покланялись, которую берегли и во время войны в целях безопасности перевозили из страны в страну. В конце концов, зуб обрел свое постоянное место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, где в его честь возвели храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества, начиная с V века н.э.

Перерождения Будды

Ну что же, с тем, что более менее реально в биографии Будды мы разобрались, можно переходить к более интересному — мифической составляющей и выяснить, кто такой Будда? Как утверждают приверженцы Будды, он 550 раз перерождался в виде разных существ:

  • 83 он был святым
  • 58 раз царем
  • 24 раза монахом
  • 18 раз обезьяной
  • 13 раз купцом
  • 12 раз курицей
  • 8 раз гусем
  • 6 раз слоном

А еще был:

  • Рыбой
  • Крысой
  • Плотником
  • Кузнецом
  • Лягушкой
  • Зайцем и т.д.

Все эти перерождения происходили на протяжении многих кальп, где 1 кальпа – период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих.

Не мудрено, что за такое количество времени пребывания на земле, переродившись в принца, Будда превосходил своими знаниями любых учителей. Удивительно то, почему за такое количество лет Будда раньше ни разу не слышал о нужде живущих в этом мире и не нашел способа помочь.

Просветление и реинкарнация  Будды

Так или иначе, встреча с монахом подсказывает принцу путь, каким он должен пойти. Однако открытие истины потребовало еще некоторых раздумий.

По легенде Сиддхартха садится под дерево и погружается в состояние созерцания на 49 суток, пока, наконец, не достигает просветления.

После того как Будда умер все его последователи ждут следующего его перерождения на земле в образе человека и возможно это событие уже произошло.

В 2008 году сотни паломников посетили леса Непала, чтобы собственными глазами увидеть 17-летнего юношу Раму Бахадур Банджану, неофициально объявленного еще в 2005 году очередной реинкарнацией Будды.

Рама Бахадур Банджан, признанный как очередная реинкарнация Будды

Все же не все буддисты верят, что этот молодой человек именно тот за кого себя выдает. В 2008 году он объявил, что собирается на три года уединяться от всех для созерцания и медитации, но через несколько месяцев выяснилось, что ни о каком уединении речь и не идет.

По Непалу пронесся слух, что Рам дает 45 минутные проповеди неподалеку от столицы Катманду. Множество половников тут же захлестнули аэропорт столицы, поспешив послушать, о чем же проповедует миссия. Выяснилось, что во время проповедей с приходящих собираются немалые пожертвования — якобы на строительство храма.

Власти Непала пока не предпринимают никаких действий, но и не исключают что Рам Бахадур Банджан самозванец и мошенник. Проповеди ведутся и сегодня, а храм так и не возведен. Куда идут деньги — остается загадкой.

Источник: https://www.iksinfo.ru/stati/religii/item/171-kto-takoj-budda.html

Что такое дхарма в буддизме — как следовать учению будды

Сколько существует Будд в буддизме

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Что такое дхарма в буддизме? Это ключевое понятие. Обычно руководствуются двумя разными (но связанными) значениями. Во-первых, дхарма просто означает коллективное учение Будды. В этом отношении вы можете думать о дхарме как о простом значении духовное учение.

Второе значение обычно переводится как то, что происходит. Это может показаться довольно неопределенным, пока вы не поймете, что слово дхарма в дзен буддизме используется для обозначения законов природы или того, что поддерживает вселенную.

Будда и дхарма

Следует помнить, что даже в древние времена, начиная с эпохи Вед за несколько тысяч лет до нашей эры, Будда, дхарма, Сангха в буддизме считались неизменным универсальным законом, подобным законам гравитации, математики и гидродинамики. Поскольку гравитация считается универсальным законом, независимо от того, что она называет на разных языках, дхарма также считается универсальным законом, независимо от того, что она называет в разных религиях.

Самые ранние сочинения о дхарме (из Вед) подразумевали, что только мудрецы могут испытать это, и должны передать его мирянам через мантры и другие действия.

Те, кто знаком с буддизмом, знают, что дхарма была главным центром медитации Будды. Это были основные характеристики дхармы:

  • А именно, что она была бесконечна и охватывала как материальные (мирские), так и духовные (сверхземные) миры.
  • Дхарму можно рассматривать как ментальный «смысл». То есть, в то время как глаз имеет вид, а ухо имеет звук, а нос имеет запах, у ума есть дхарма.
  • Дхарма была носителем добра и пользы, и, таким образом, слово дхарма хорошо использовалось, чтобы подразумевать здравый смысл, в то время как слово адхарма имело бы плохой смысл.
  • Дхарма была обязанностью человека, те действия, которые были бы пригодны для выполнения в соответствии с их обязанностями.
  • Дхарма — это постоянная универсальная истина, в том числе законы природы и природа законов.

Так же читайте:  Семья в буддизме

Именно через медитации Будды он пытался понять истинный смысл дхармы. Именно благодаря медитации озарения Будда дал указание, чтобы миряне могли сами реализовать дхарму. Будда учил, что прямая реализация на индивидуальном уровне превосходит предположения или традиционные убеждения.

Для просвещения человек должен пройти 8 шагов Восьмеричного пути. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.

Восемь дхарм и восемь шагов

Принято выделять именно 8 дхарм на пути совершенствования. Традиционно их именуют:

  • стремление обладать материальными благами;
  • нежелание отсутствия материальных благ;
  • жажда быть счастливым;
  • нежелание быть несчастным;
  • стремление к славе;
  • нежелание бесславия;
  • жажда похвалы;
  • нежелание критики.

И чтобы правильно пройти к Просветлению, буддист должен идти Восьмеричным путем. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.

Восьмеричный путь — это процесс разворачивания. Традиционно эти аспекты называются:

  • «Правильный взгляд»,
  • «Прямое намерение»,
  • «Правильная речь»,
  • «Правильное действие»,
  • «Правильное существование»,
  • «Правильное мышление»,
  • «Правильная осознанность и правильная концентрация».

8 мирских дхарм не сложно содержать, если следовать правильным путем.

Смотрите еще видео о том, что такое дхарма:

Источник: https://buddistt.ru/drugoe/chto-takoe-dharma-v-buddizme-kak-sledovat-ucheniyu-buddy.html

Гаутама Будда: учение и история Будды, цветок и поза Будды

Т. С. Элиот «Четыре квартета»

Гаутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

История Будды Гаутамы

Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала. В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца — Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’.

Готама не исполнил своё прямое предназначение — царствовать, — но обрёл себя, просветлился, т. е. стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения.

Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».

Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть. Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н. э. и перешёл в паринирвану в 543 году до н. э.

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника.

Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира — принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, — но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям.

Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.

По некоторым источникам Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим — когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, — это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.

Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах.

Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни.

Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность. Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько основных направлений выделилось в христианстве

День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились. Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой. За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды. Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет. До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние.

Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние. Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», — день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела).

В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.

Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение.

Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики.

Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, — это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.

Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды.

Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них — мир богов, или дэвов; другой — мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них.

Но что отличает буддистский ад от христианского — это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

Цветок Будды

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения — цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, — это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к.

чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило.

У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.

Время прошедшее и время будущее Ограничивают сознание.

Быть сознательным значит быть вне времени

Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом — поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

Поза Будды

Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

Падмасана, или Поза лотоса, — это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана — это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее — что было и что могло бы быть — всегда ведут к настоящему

Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, — это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/gautama-budda/

Сколько существует Будд в буддизме — Духовная жизнь

На карте приведено традиционное распределение трех основных направлений буддизма по странам Азии: тхеравады (оранжевый цвет), махаяны (желтый цвет) и ваджраяны (красный цвет). В таблице – численность населения этих стран (на 2001 год) и, если есть данные, процент людей, исповедующих буддизм.

Количество и процент верующих – цифра, как обычно, приблизительная и от источника к источнику отличается. Особенно это касается тех стран, где обычной практикой является одновременная принадлежность к более чем одному верованию и тех, где буддизм практически слился с местными религиями (Китай, Япония).

1. Тхеравада, теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)

Древнейшее направление буддизма, сохранившееся до наших дней в том виде, как его проповедовал Будда Гаутама Шакьямуни.

Изначальный буддизм – это не религия, а философско-этическое учение. В соответствии с учением Будды, мир никем не создан и никем не управляется, а вера в богов – это уход от личной ответственности и соответственно ухудшение кармы. Соответственно в буддизме нет бога-творца всего сущего, нет и поклонения высшим существам взамен на помощь и блага.

Из всех направлений и видов буддизма пожалуй только в Тхераваде практически отсутствуют иные объекты высшего поклонения, кроме Будды Гаутамы Шакьямуни. Это отражается и в сравнительной простоте и ритуалов, и канонов архитектуры и искусства.

Тхеравадинский буддизм не инкорпорирует в свой пантеон местных божеств и духов. Поэтому в странах своего распространения он существует в симбиозе с местными верованиями. То есть, являясь правоверными буддистами, за утешением, помощью и защитой  тхеравадины в повседневной жизни, как правило, обращаются к разнообразным духам и местным божествам.

Страна Население % буддистов
Шри Ланка 19.4 млн. 70%
Мьянма 42.0 млн. 87%
Таиланд 61.8 млн. 95%
Лаос 5.6 млн. 85%
Камбоджа 12.5 млн. 88%

2. Махаяна (Великая Колесница)

Это направление буддизма уже можно отнести к религии со сложившимся пантеоном, культовой практикой и сложной религиозной доктриной.

Основное отличиемахаяны от тхеравады – восприятие образа Будды не как исторического первоучителя, а как существа, обладающего божественной природой и “космическим телом  Будды” – божественной субстанцией, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ.

Одним из краеугольных в махаяне является учение о “бодхисатвах”: святых подвижниках, которые отказались от нирваны и перерождаются вновь и вновь, воплощаясь в божественном облике или в конкретных людях, ради освобождения всех живых существ от страданий. Бодхисатвы являются основным объектом поклонения рядовых верующих, особенно популярен бодхисатва сострадания и милосердия Авалокитешвара и его различные воплощения.

Пантеон махаяны очень велик, имеет много рангов и включает в себя также множество местных божеств и других сверхъестественных существ. Их состав и количество варьируется в зависимости от конкретной страны, направления, школы и т.п. Почитаемая представителями всех конфессий Китая богиня Гуань Инь в махаянитской традиции считается женским воплощением Авалокитешвары.

Все Далай Ламы также являются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, а российская императрица Екатерина II была признана воплощением Белой Тары  (женский образ бодхисатвы в тибетском буддизме) за заслуги перед бурятским буддизмом.

Страна Население % буддистов
Китай 1 284 млн.
Вьетнам 79,9 млн. 55%
Корея 47.9 млн. 37%
Тайвань 22.19 млн.
Япония 126.8 млн.

3. Ваджраяна (Алмазная колесница) или Тантраяна (Колесница Тантры)

Ваджраяна появилась в результате соединение махаяны с индийским тантризмом, а в Тибете в этот синтез добавились еще и элементы местной религии бон. Тибетский буддизм иногда рассматривается не как разновидность буддизма, а как отдельная религия.

В отличии от других направлений буддизма Ваджраяна предполагает возможность достижения человеком состояния Будды в течении одной жизни.

Основой религиозной практики Ваджраяны являются очень сложные тантрические техники управления сознанием.

Знания в ваджраяне являются эзотерическими и передаются от учителя (ламы) к ученику. Поэтому еще одним устаревшим общеупотребительным названием является  “ламаизм”.

Многие авторы указывают на связь тантрического буддизма с древними культами плодородия в связи с тем, что он содержит много символики и религиозных практик эротического характера.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое родительское благословение

Кроме бодхисатв в тибетском буддизме существует культ дхармапал (защитников веры), т.е. святых, которые во имя защиты веры не следуют буддистским принципам непричинения зла живым существам.

Иконография и культовая практика вызывает наибольшее неприятие и критику вне тибетского буддизма. В связи с этим, также приводятся сведения об использовании в культовой практике тибетского буддизма ритуальных предметов из человеческих черепов, костей и кожи человека.

Страна Население % буддистов
Тибетские автономные образования в пределах КНР 7.3 млн.  (5.2 млн.-тибетцы)
Бутан 0.672 млн. 75%
Монголия 2.66 млн. Нет данных
Тува 0.313 млн. ~30%
Бурятия 0.96 млн. ~15%
Калмыкия 0.29 млн. ~30%

Источник: https://velskoe.ru/molitvoslov/skolko-sushhestvuet-budd-v-buddizme.html

Несколько мифов о буддизме и Будде

По просьбе трудящихся (духовных практиков в буддизме и не только, в том числе по запросам множества эзотериков), мы решили рассказать о тех, мифах, которые в первую очередь следует развеять! Мифы о будде Шакьямуни отдельно и также отдельно о буддизме в целом, о буддистах мы опишем в поотдельности в статьях, отвечая на ваши запросы, уважаемые читатели из Европы, Азии и других стран.

Мифы о будде и буддизме

Миф первый нирвана — это угасание я и исчезновение

Миф первый нирвана — это угасание Я и исчезновение. Я или Эго в буддизме де-факто не существует, как душа и Бог, поэтому сложно сказать, что исчезает в этом случае.

Миф второй — Будда дал первую проповедь в Варанаси для своих учеников

Миф второй Будда дал первую проповедь в Варанаси для своих учеников. Это миф популярен в среде ученых и собственно они виноваты в его создании, как и эзотерики и теологи.

Будда дал первую проповедь для богов, затем косуль и потом для детей и последними были ученики — архаты Аджнята-Каундинья и другие (всего пять архатов).

Миф третий — нирвана существует, потому что будда её достиг

Миф третий нирвана существует, потому что будда её достиг. Согласно лотосовой сутре и Сутре Праджняпарамиты Нирваны не существует. И по воззрениям Махаяны будда Гаутама (он же Шакьямуни) достиг просветления не в результате сидячей медитации под деревом Бодхи (БО), а гораздо раньше (в минувшие кальпы).

Миф четвертый — будда встретил 4 вида страдания после того, как тайно покинул дворец

Миф четвертый будда встретил 4 вида страдания после того, как тайно покинул дворец.  Будда (тогда Сиддхартха Гаутама) тайно покидал дворец и занимался благотворительностью, так он и познакомился со своей будущей женой Ясодхарой. Данный миф собирательный, более чем реальный. Что больше всего потрясло будущего будду — это болезни и смерть (прокаженный старик умер у него на руках и он не смог его спасти от смерти).

Миф пятый — будда учил, что жизнь это страдание

Миф пятый будда учил что жизнь это сплошное страдание. Следует уточнить, что это не так, так как сама суть учения и действия буддистов в буддийском учении направлены на собственное счастье, так и на счастье всех окружающих, вне зависимости от религии и взглядов.

Миф шестой — будда не учил Ваджраяне

Миф шестой — будда не учил Ваджраяне. Этот миф частично можно назвать спорным вопросом для Хинаяны (Тхеравады) и Махаяны с Ваджраяной. Но в целом Ваджряна говорит, что 4-й поворот Колеса Дхармы был именно преподан в учении Тайной Колесницы Буддизма.

Миф седмой будда достиг пробуждения медитируя под деревом Бодхи

Миф седмой — будда достиг пробуждения медитируя под деревом Бодхи, однако если сложить два вышеперечисленных факта, о том как будда и когда будда практиковал, получается, что эта версия несостоятельна.

Миф восьмой буддизм учит что сознание вечно

Миф восьмой буддизм учит что сознание вечно. Подобный миф создали именно теософы, эзотерики и просто философы, которые ничего ровным счетом не представляют о буддийском учении. Мир непостоянный, говорит Будда, мир разрушается, бога и души не существует в нем. Все не вечно.

Миф девятый будда учил, 4 истинам начиная со страдания

Миф девятый будда учил, 4 истинам начиная со страдания. Будда учил своих первых учеников в мире людей, детей совсем другому, зачем детям 4 истины? Своих же учеников архатов он учил в другом порядке, сначала истине Пути, как полагается потом всему остальному. Но со временем люди стали дичать, стали более слабыми умом (интеллектом и добродетелями) и с тех пор порядок стал другим.

Миф десятый будда отравился кабаньим мясом

Миф десятый будда отравился кабаньим мясом. Нет это не так, Будда Шакья-муни умер от пищевого отравления грибами (трюфелями). Будда не ел мяса и не употреблял молоко. Поэтому подобный бред был придуман насильниками, убицами и торговцами мясом и смертью, бизнесменами, для которых Дхарма ничего не значит.

Миф одинадцатый буддисты верят, что сознание вечно, а значит и бог существует

Миф одинадцатый буддисты верят, что сознание вечно, а значит и бог существует. Как было уже сказано раннее мир невечен, души не существует, как и Бога в буддизме.

Миф двенадцатый буддизм это нигилизм

Миф двенадцатый буддизм это нигилизм. Буддизм не отрицает все подряд, скорее так может показаться невежественному и слепому человеку, напротив! Буддийское учение старается объяснить все, через самопознание, которое происходит на основе исследования мира, с минимальной помощью.

Миф тринадцатый далай лама главный буддист мира

Миф тринадцатый Далай-лама главный буддист мира. Это не так, ведь буддизм, как учение не имеет приемника или наследника иерарха, потому нет главного или второстепенного буддиста. А Далай-лама, только лишь глава одной школы, в прошлом даже иерарх теократ Тибета (как Папы в Ватикане).

Миф четырнадцатый в буддизме есть определенные течения

Миф четырнадцатый в буддизме есть определенные течения. В буддизме нет определенных течений, но направлений можно выделить три: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна.

Миф пятнадцатый — чтобы стать буддистом, можно оставаться христианином (или в своей прежней вере)

Миф пятнадцатый — чтобы стать буддистом, можно оставаться христианином (или в своей прежней вере). К сожалению, это невозможно совмещать буддизм и другие религии. Так как это противоречит смыслу и сути буддийского учения.

Источник: https://eshedrugpa.wordpress.com/2015/09/08/neskolko-mifov-o-buddizme-i-budde/

Какие бывают будды — множество воплощений изначального будды

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают будды. Мы уже упоминали, что в буддизме нет одного главного бога, т.е. сам Будда может быть выражен в нескольких различных образах и проявлениях. История восточных учений насчитывает свыше трех тысяч воплощений.

Безусловно, рассказать в одной статье о таком количестве божеств мы не сможем, поэтому давайте узнаем о самых почитаемых и известных.

Какие есть бодхисаттвы
Мандала Пяти будд
Позы и их значения
Заключение

Какие есть бодхисаттвы

В буддизме есть такое понятие, как Адди Будда, или Изначальный Будда. Это символ всех будд и бодхисаттв, олицетворение просветленного ума. В разных школах есть различные Адди Будды. Бодхисаттва означает «просветленный». Например, Гаутама Будда считал себя Бодхисаттвой.

Как же становятся бодхисаттвами? В духовном развитии буддийского учения есть десять ступеней. Достигнув седьмой ступени, можно стать Бодхисаттвой и освободиться от постоянных перерождений. Однако этот факт не означает полного освобождения от кармической зависимости.

Всего можно насчитать восемь Бодхисаттв. Именно они стали последователями Гаутамы и переняли учение Махаяны. Самые важные их них — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, что означает милосердие, мудрость, сила всех будд. Эти три бодхисаттвы являются защитниками Шакьямуни.

Авалокитешвара — это воплощения сострадания. Одними из его важнейших атрибутов являются мантра «ом мани падме хум» и веер из хвоста павлина. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары.

Манджушри — это выражение мудрости в Махаяне. Манджушри был соратником Гаутамы Будды.

Ваджрапани — это защитник Будды, он олицетворяет могущество просветленных божеств.

Существуют и женские бодхисаттвы, например, Тара — спасительница женских душ, символизирует сострадание.

Также есть и другие Адди-будды, такие как:

— Самантабхадра и Самантабхадри, супруга Самантабхадра, означает то, что человеческий ум открыт ко всему новому, что его состояние изначально пустое, в том смысле что лишено любых концепций, стереотипов, привязанностей.

— Ваджрадхара, или Держатель Ваджра — абсолютное просветление и знание в Ваджраяне. Ваджра — это мистическое индийское орудие, принадлежащее богу войны Индре; оно символизирует силу и вечность.

— Ваджрасаттва — один из просветленных в Ваджраяне, является символом очищения и чистоты.

— Праджняпарамита — это женский образ Адди Будды в Махаяне, абсолютная мудрость.

— Падмасамбхава, или «рожденный в лотосе» — учитель тантризма, именуемый в тибетском буддизме вторым Буддой. Он сидит в лотосе, в одной руке держа ваджру, а в другой — чашу для сбора подаяний. Сам Шакьянмуни известил своих учеников, что появится в цветке лотоса второй Будда, который будет более просветленным, чем он сам. Так пришел в мир Падмасамбхава.

Мандала Пяти будд

В традиции школы Махаяны существует Мандала Пяти Будд, которая олицетворяет пять моментов Адди-Будды. В этой мандале у каждого есть свое место и предназначение. Например, в Непале изображения этой мандалы можно увидеть в храмах и домах буддистов. Давайте рассмотрим подробнее, как она образуется.

  • В центре ее сидит Вайрочана, или Прославленный. Он является главой всех будд. Он белого цвета, т.к. белый означает абсолют. В Японии Вайрочана очень популярен. Его животное — это лев, который ассоциируется с истиной.
  • Акшобхья, или Просветленный находится на востоке. Его цвет — синий. Он является главой семейства Ваджры. Его эмблема — слон, которой олицетворяет мощь и силу.
  • Ратнасамбхава, или дающий драгоценности, располагается на юге. Он изображается желтого цвета и символизирует исполнение желаний: как материальных, так и нематериальных. Ратнасамбхава — глава семейства Драгоценностей.
  • Амогасиддхи занимает северную сторону. Его тело зеленого цвета, а эмблему представляет двойная ваджра. Он является главой семейства Кармы.
  • Амитабха олицетворяет запад; его цвет — красный. Это самый древний и наиболее чтимый из будд. Его эмблема — лотос и он возглавляет лотосовую семью, в которой есть много известных бодхисаттв, например, Авалокитешвара. Он обозначает духовный рост. Иной формой Амитабхи яляется Амитаюс, или «бесконечная жизнь». Амитабха, как правило, изображен в монашеских одеяниях, а Амитаюс — в роскошных одеждах и держит сосуд долголетия.

Еще одни из почитаемых и значимых буддийских божеств:

Миларепа Шепа Дордже — знаменитый йог, поэт и один из основателей школы Кагью. Его годы жизни 1040 — 1123.

Дже Цонкапа (1357 по 1419) — реформатор буддизма Тибета, который основал школу Гелуг. Гелуг — это самая многочисленная школа тибетского буддизма.Когда Цонкапа был маленьким мальчиком, Шакьямуни предсказал, что он повлияет на распространение учения Дхармы.

Помимо различных аспектов Будды в буддизме существует йидамы, т.е. образы и божества состояния просветления. Йидамы активно используются во время тантрических практик. Одна из главных целей йидамов — защита учения Дхармы.

Существуют разные йидамы: гневные, мирные, мужские, женские, парные. Например, Ваджракилая является главным гневным божеством в тибетском буддизме. Он символизирует устранение препятствий, когда вы идете по направлению к какой-либо цели.

Позы и их значения

Существуют множество изображений и статуэток будды, каждое из которых обозначает определенные вещи.

Один из самых известных видов — Медитирующий Будда. Он сидит в позе лотоса или полулотоса, его руки соединяются ладонями вверх. Является символом обретения гармонии и душевного равновесия.

Защищающий Будда находится в позе лотоса или полулотоса, правая рука развернута наружу и поднята наверх, а левая лежит на колене. Он защищает от страха и негативных эмоций.

Будда просветления сидит в позе лотоса, его правая рука направлена к земле, а левая — ладонью вверх. Этот образ очень популярен в Таиланде.

Смеющийся Будда, или Хотей, является божеством, символизирующим обретение радости и удачи. Рядом с ним часто изображается миска для подаяний. Хотей является талисманом, приносящим богатство.

Заключение

Вот наш рассказ и подходит к своему завершению — сегодня мы с вами попытались разобраться в различных изображениях Будды, а также узнать о самых главных бодхисаттвах.

Если вам было интересно, поделитесь ссылкой в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Источник: http://o-buddizme.ru/lichnost-buddy/kakie-byvayut-buddy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Кто такая была богиня Гера

Закрыть