Какие народы относятся к исламу

Какие народы исповедуют ислам? Распространение ислама

Какие народы относятся к исламу

Практически в каждой стране мира есть народы, которые исповедуют ислам. Больше всего их на Ближнем Востоке. Из-за трагических событий, которые периодически происходят в мире, к исламу сегодня неоднозначное отношение у представителей других религий. В этой статье речь пойдет о распространении ислама. Это слово в арабском языке связано с такими понятиями, как «спокойствие», «мир», «целостность».

Страны мира, исповедующие ислам

В 26 странах Азии проживают мусульмане. Вот часть из них:

  • Иран;
  • Ирак;
  • Саудовская Аравия;
  • Афганистан и много других.

В Африке ислам исповедуют 16 стран:

  • Марокко;
  • Алжир;
  • Египет;
  • Судан и другие.

Также большинство представителей мусульманской веры проживают в Албании и Турции. В Евросоюзе находится 16 миллионов людей, которые исповедуют Ислам. Это 4 % населения.

Какие народы исповедуют ислам в огромной Российской Федерации? Эта вера стоит тут на втором месте после христианства. Православие в России покрывает 70 % населения, мусульманская вера — 20 %. Особенно сильно ислам развит на Северном Кавказе, Приволжье, Приуралье. В этих регионах большинство людей считают священной книгой Коран.

Процентное соотношение распространения ислама в других странах:

  • 4,5 % в Австрии;
  • 5 % в Швейцарии;
  • 8 % в Лондоне;
  • 18 % в Германии;
  • 12 % в столице Франции.

Больше всего мусульман среди татар — 7 миллионов. Этот народ расселился по всей Российской Федерации. В родном Татарстане их проживает только 1,7 миллиона. Почти все население Чечни также исповедует Ислам. С каждым годом в мире растет количество приверженцев Корана.

Классический ислам

Далее поговорим о традиционном исламе. Это также объясняет, почему во всем мире стали бояться мусульман. Термин «традиционный» не является корректным в принципе, несмотря на то, какие народы исповедуют ислам. По своей сути «нетрадиционной» формы не существует.

Путаницу внесли группы людей, которые называют себя ваххабитами. Они и сбивают с пути истинного людей, которые далеки от этой веры. Они рассказывает о «чистом исламе», представителями которого считают себя.

Такой «псевдоислам» наводит тень на плетень, поэтому и пришлось обычным мусульманам применять термин «традиционный ислам».

Сколько бы ни вели разговоры о том, что мусульмане — мирные люди, к ним относятся с опаской в современном мире.

Итак, еще раз разберем, что же такое традиционный ислам. Это вера, которая соответствует учению Корана и Сунны. Мусульмане преклоняются перед пророком Мухаммадом.

Традиционный ислам стоит на трех китах:

  • добродетель – ихсан;
  • вера — Иман;
  • деяния — ислам.

Далее разберем это подробнее. Что под собой подразумевает ихсан? Это моральный кодекс для мусульманина. Свод правил для жизни по совести. Они касаются отношений с людьми, поведения верующего по отношению к самому себе и отношения к Богу.

Под иманом верующие понимают принятие Бога, его книг, его ангелов, посланников, пророков. Также мусульмане верят в судный день и считают, что все хорошее или плохое предопределено небом, и что на все воля Аллаха.

Деяния (ислам) — это молитвы пять раз в день, обязательный пост в весенний месяц Рамадан. Те, у кого есть такая возможность, выплачивают очистительную милостыню и раз в жизни совершают паломничество.

Кто такой Мухаммад?

Это простой человек, который вел благочестивый образ жизни. Он проживал в городе Мекка, который расположен на Аравийском полуострове.

Мальчик был сиротой. Его родители Абдаллах и Амина умерли, когда он был совсем мал. Воспитанием занимался дед — Абд аль Мутталиба. Когда ребенок подрос, то за его воспитание взялись другие мужчины семьи. Больше всего и дядя — Абу Талеба.

Мухаммад по-своему веровал в то, что Бог един. Парень был честным, очень справедливым, решительным, всегда приходил на помощь людям.

Когда мужчине исполнилось 40 лет, то к нему явился ангел божий с провидением. Он сказал, что Мухаммад теперь будет посланником к людям от Бога. Мужчина воспринял эту весть с удивлением и очень переживал, что не достоин такой чести.

Суть миссии Мухаммада

Первое, что Мухаммад поведал людям, — это что Бог един и что теперь он божий посланник. Среди арабов в те времена процветало падение нравов. Те, кто был сильнее, обижали сирот, стариков, калек. Существовала работорговля, люди предавали и обманывали друг друга. Одна за другой шли войны между племенами. У прекрасного пола почти не было прав.

Источник: https://FB.ru/article/381293/kakie-narodyi-ispoveduyut-islam-rasprostranenie-islama

История возникновения ислама

Какие народы относятся к исламу

1001student.ru > История > История возникновения ислама

История возникновения ислама прослеживается до VII века, когда в обществе назрела необходимость перехода к более сложной и многосоставной религии.

С течением времени ислам покорил значительную часть мира.

  • Зарождение ислама — время, место, условия и причины возникновения
  • Основатель ислама
  • Кратко о возникновении и распространении ислама
  • Религиозный центр самой молодой религии в мире
  • Почему ислам стал мировой религией
  • Заключение

Зарождение ислама — время, место, условия и причины возникновения

Ислам является самой молодой монотеистической религией в мире. Историки не могут назвать точную дату, когда возник ислам, датируя начало распространения религии VII веком. Следовательно, ответить на вопрос, сколько лет существует ислам, не представляется возможным – порядка 14 веков.

Происхождение мусульманства относят к западу Аравийского полуострова. Языческие племена арабов переживали сложный период разрушения родоплеменных связей и возникновение нового общества, с классовым делением.

Необходимость в появлении новой религии была обусловлена как постепенно усложнявшимися отношениями между людьми, их культурным и духовным развитием, так и социально-экономическими условиями.

Доисламическое поклонение идолам и божествам природы уже не удовлетворяло арабов, назрела нужда в более сложных и упорядоченных отношениях человека и его создателя.

Основатель ислама

Основоположником ислама считается пророк Мухаммед. Он родился в 670 году, с детства показал себя человеком, ищущим знаний, с аналитическим складом ума, лидером по натуре.

Родиной пророка является Мекка, именно там и появилось новое вероучение. В начале жизни будущий пророк пас скот, был караванщиком и торговцем. Мухаммад много путешествовал, встречался с разными людьми — приверженцами разных вероисповеданий.

Кратко о возникновении и распространении ислама

Легенда гласит, что в возрасте 40 лет, когда Мухаммед в пещере предавался размышлениям, его посетил ангел Джабраил и принес уму в дар истоки и каноны мусульманства, краткое содержание аятов. Сначала мужчина отнекивался от сакрального знания. Ангел был настойчив, и Мухаммед ощутил в себе искру божественного знания, которое принялся распространять.

В Мекке новая религия, проповедующая принципы смирения и воздержания, не нашла большого числа последователей. Вспыхивающие ссоры вынудили основателя мусульманства в 622 году перебраться в Медину, где быстро образовалось ядро приверженцев мусульманства.

Восемь лет длился газават между исламистами и язычниками. В 630 году, захватив главный священный город арабов, Мекку, Мухаммед объявил ислам господствующей религией.

Религиозный центр самой молодой религии в мире

Средоточием помыслов ортодоксального мусульманина является Кааба – камень с письменами из Корана, имеющий сакральное значение.

Он расположен в Мекке – городе, имеющем особое значение для мусульман и кочевников-язычников.

Почему ислам стал мировой религией

Распространению ислама немало помогла гибель древних государств. Большое количество беженцев, прибывших в священный город, приняло ислам и впоследствии распространило его на всей территории Аравийского полуострова и за его пределами.

Стройность и проработанность основных и вспомогательных положений ислама, вера в единого бога Аллаха, лояльное отношение к греху позволило религии быстро занять место в пятерке лидирующих вероучений. Первоначально Мухаммед проповедовал мягкость, смирение, безропотное подчинение воле Аллаха.

Заключение

Хотя современный ислам стал синонимом терроризма, джихада и немотивированной жестокости, раньше приверженцы этой религии брали в руки меч для защиты, а не для нападения. Богатейшее культурное наследие, произведения зодчих, писателей, поэтов-исламистов, вдохновленных своими верованиями, позволяют увидеть в исламе красоту и силу.

Вобрав в себя основные черты буддизма, иудаизма, христианства, ислам является процветающей монотеистической религией.

Источник: https://1001student.ru/istoriya/islam-vozniknovenie.html

Не все тюрки мусульмане. 5 тюркских народов, принявших христианство

Какие народы относятся к исламу

Тюркские народы являются приверженцами ислама. И если бы не их вклад в развитие данной религии, вряд ли она была бы такой популярной на сегодняшний день. Поэтому никого не удивляет, что при слове тюрки весь местный народ сразу причисляется к мусульманам. Однако есть и такие этносы, которые выбрали в качестве религии христианство. Какие же тюркские народы не исповедуют ислам?

Чувашский народ

На сегодняшний день представители Чувашии являются самым большим по численности населения народом, который предпочитает христианскую веру. Но это произошло не так давно, а ранее чуваши поклонялись языческим верованиям.

Российское правительство в XVI веке принялось активно проводить христианизацию среди жителей Поволжья. И даже были напечатаны указы, согласно которым у людей с христианской верой были свои льготы.

Так, владеть крепостными могли только те, кто приняли христианство. Наследство доставалось также тем, кто имел веру. Более того, империя освобождала новоиспеченных христиан на целых три года от рекрутской повинности. Но даже несмотря на такие привилегии, большинство чувашей продолжали активно поклоняться языческим богам. 

А когда на престол взошел Петр I, чувашей насильственно принудили принять христианскую веру. Из-за опасений за свои жизни народ крестили только формально. И только к XIX веку среди данной нации смогло закрепиться христианство.

Якутский народ

Якутам не потребовалось насильственное принуждение к христианству. Из-за того, что представители данного этноса были плательщиками ясака, насильственные методы могли подтолкнуть массовое переселение на северную территорию. Тем более что такое уже в истории встречалось, когда жители Якутии вынуждены были бежать в другие части страны от налогового гнета.

Якутский народ повелся на льготы, и стал христианским в XVIII веке. Но при этом они даже не знали, что обозначает религия, поэтому долгое время оставались язычниками.

Гагаузский народ

Большинство ученых до сих пор спорят о том, как гагаузский народ оказался на территории Европы. В мире даже существует несколько вариантов их появления. Зато тот факт, что гагаузы проживают на своей земле более 1 000 лет, известен точно.

Гагаузский народ обратился в христианскую веру примерно в Х веке. Но тем не менее некоторые жители придерживались языческой веры, и вплоть до ХХ века продолжали вызывать дождь.

После того, как в XV веке гагаузский народ оказался в руках Османской империи, большая часть местного населения приняла религию захватчиков и стала называть себя гаджалами. В XIX веке гагаузы начали активно переселяться в Бессарабию, там они проживают и сейчас, а гаджалы ушли на территорию Турции.

Хакаский народ

В отличие от других российских народов, хакасы не приняли христианство массово. В основном данная религия пришлась по душе некоторым представителям нации из-за миссионерской деятельности и влияния других народов. А если хакасы оказывались в плену, их насильно принуждали принять христианскую веру, и у них не было другого выхода.

Кряшенский народ

Нация кряшенов входила в этнос татар. Данный народ появился примерно в XVI-XVIII веках, когда на территории Поволжья проходила христианизация. Тогда некоторые татары все-таки решили обратно вернуться в ислам, несмотря на то, что приняли христианскую веру.

На территории кряшенских селений можно встретить мусульманские кладбища, которые являются прямым напоминанием прошлого народа кряшен. Также об этом можно узнать из народного фольклора. Поэтому данный факт ни у кого не вызывает сомнения.

 rsute.ru 

Источник: http://islam.kz/ru/articles/islam-i-nauka/akyda/ne-vse-tyurki-musulmane-5-tyurkskih-narodov-prinyavshih-hristianstvo-1376/

Мусульманин — кто это такой? История и религия мусульман. Священная книга мусульман :

Среди трёх основных религий мира второе место по числу своих последователей занимает ислам. Мусульманами являются сегодня полтора миллиарда человек, проживающих в 120 странах. Ислам уступает лишь христианству (2,3 млрд), но опережает буддизм (500 млн). О том, кому поклоняется и во что верит правоверный мусульманин, кто его религиозный наставник и как называется священная книга ислама, будет рассказано в данной статье.

Зарождение новой религии

Религия мусульман относительно молодая, она возникла в VII веке среди жителей Аравийского полуострова.

Там, по утверждению мусульман, Аллах через ангела Джибриля (в христианстве – архангел Гавриил) явил пророку Мухаммеду своё божественное учение, записанное на страницах священной книги Коран.

С тех пор основным законом жизни последователей ислама является неукоснительное следование её заповедям, а также учению и наставлениям самого пророка, изложенным в Сунне – священном предании, содержащим примеры из его жизни.

История мусульман уходит корнями в тот период, когда многобожие, бытовавшее много веков в Западной Аравии, стало постепенно вытесняться монотеизмом (верой в единого Бога), основанном на откровении пророка Ибрахима (Авраама). Новое учение имело большое количество толкователей, каждый из которых пытался по-своему интерпретировать Священное Писание, что вызывало острую полемику между ними.

Пророк, принесший миру ислам

Наиболее ярким религиозным деятелем той эпохи стал пророк Мухаммед, родившийся в Мекке 22 апреля 571 года. До сорокалетнего возраста он пас овец, занимался торговлей и едва ли чем-то выделялся среди своих соплеменников. Но в 610 году его жизнь пошла совершенно по иному руслу. Произошло это после того, как, объявив себя посланником Божьим (расулем) и Его пророком (наби), он стал проповедовать среди жителей Мекки новое, неизвестное до той поры учение, названное им исламом.

Религия мусульман, основателем которой стал Мухаммед, кроме веры в единого Бога (Аллаха) учила своих последователей соблюдению простых этических норм и устанавливала между ними законы братства. Это последнее требование отвергала мекканская знать, не допускавшая мысли о некоем единении с простолюдинами. Пророк подвергся нападкам с их стороны и был вынужден, покинув Мекку, обосноваться в Медине.

Торжество новой веры

В этом городе, расположенном в западной части нынешней Саудовской Аравии, он нашёл много сторонников в лице местных арабов и создал первую мусульманскую общину.

Проповеди, осуждавшие ростовщичество и иные формы наживы, способствовали популярности пророка Мухаммеда и дальнейшему распространению ислама, ставшего в результате захвата мусульманами Мекки (630 год) государственной религией.

После смерти пророка, последовавшей 8 июня 632 года, на территории Аравийского полуострова образовалось мощное исламское государство Халифат, в котором зародилась и начала развиваться вся мусульманская культура.

Религиозные расколы внутри ислама

Как и большинство религий, ислам не избежал религиозных расколов, первый из которых последовал вскоре после кончины пророка Мухаммеда. Его причиной стали разногласия между духовными лидерами во взглядах на характер существовавшей власти и порядок её преемственности. Расхождения по этим вопросам привели к разделению прежде единого мусульманского мира на три отдельных направления – суннитов, шиитов и хариджитов.

Впоследствии количество спорных вопросов увеличилось, а вместе с тем возросло и число самостоятельных религиозных направлений внутри ислама, в которых с трудом мог ориентироваться простой мусульманин. Кто чьи интересы отстаивал, какие имелись на то скрытые причины, – все это терялось в бесконечных потоках риторики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году появился ислам

Поскольку на протяжении веков так и не удалось сформировать признаваемого всеми учения, религиозная полемика не прекращается и по сей день, принимая порой весьма агрессивные формы. В целом же современный ислам представляет собой некий баланс интересов и взглядов, выработавшийся за истекшие 14 веков.

Основы вероучения

Священная книга мусульман Коран учит, что Бог (Аллах) един, трансцендентен, то есть находится вне тварного (созданного) мира по ту сторону земного бытия, а следовательно, недоступен познанию. Он вечен, никогда не был рождён и никого не родил. Мусульмане утверждают, что из трёх авраамических (признающих праотца Авраама) религий, таких как христианство, ислам и иудаизм, их вера является высшей и завершающей стадией. Иисуса Христа они признают, но лишь как одного из пророков.

По мнению последователей ислама, в отличие от всех предыдущих Писаний, Священная книга мусульман (Коран) является неизменным и окончательным изложением Божественного Откровения. Также и пророк Мухаммед, по их утверждениям, является последним, и после него других выразителей воли Аллаха быть не может. Следует отметить, что само слово «мусульманин» (по арабски – муслим) в переводе означает «человек, предавшийся Аллаху», то есть посвятивший ему жизнь и неуклонно исполняющий его волю.

Основные столпы исламского вероучения

Духовная жизнь в исламе основана на шести столпах (основных положениях) веры, которые обязан признавать каждый мусульманин. Кто отвергнет хотя бы один из них, считается отпавшим от ислама.

В кратком изложении они включают в себя веру в Аллаха, ангелов (малаика), Священное Писание, посланников (расуль) и пророков (наби), в Судный день (киямат), а также в кадар – божественную предопределённость судьбы каждого человека.

Правоверный мусульманин исповедует, что всё на свете (хорошее и плохое) происходит исключительно по воле Аллаха.

Религиозная практика приверженцев ислама также строго регламентирована и в её основе лежат пять столпов (в данном случае – требований), следование которым является непреложным законом. В их число входят:

  1. Шахада – вера в единство Бога и пророческую миссию Мухаммеда.
  2. Намаз – ритуальная молитва, совершаемая пять раз в сутки.
  3. Ураза – пост во время священного месяца рамадана (9-й месяц по мусульманскому календарю).
  4. Закят – ежегодное пожертвование в пользу бедных.
  5. Хадж – обязательное паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни совершает каждый мусульманин.

Кто положил начало мусульманскому летоисчислению?

Традиционно исламский мир живёт по собственному календарю, состоящему из 354 дней, и ведущему летоисчисление от 16 июля 622 года – дня переселения пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину.

Это событие явилось ключевым в истории ислама, и именно в тот день его основатель положил начало отсчёта нового времени.

Поскольку мусульманский календарь на 10 – 11 дней короче общепринятого (солнечного), все даты в нём ежегодно смещаются, в том числе и даты его двух главных праздников.

Мусульманские праздники

К их числу относится мусульманский праздник, называемый Ураза-байрам. Это своего рода разговение после поста в период священного месяца рамадана, в течение которого правоверные от восхода солнца и до его заката воздерживаются от еды, питья и любых действий сексуального характера. Во время поста, кроме пяти ежедневных молитв, они совершают каждую ночь, коллективно или в индивидуальном порядке, ещё один дополнительный намаз, носящий название таравих.

Другой, не менее важный мусульманский праздник, – это Курбан-байрам. Отмечается он через 70 дней после Ураза-байрама и установлен в память жертвоприношения пророка Ибрахима, известного в христианстве под именем Авраама, исполнившего повеление Бога и возложившего на жертвенник собственного сына Исаака.

В день праздника положено совершать омовение и надевать праздничный наряд. Кстати, мусульманская одежда не имеет каких-либо характерных особенностей. За исключением того, что, согласно шариату, она должна закрывать у мужчин всё, что расположено от пупка до колен, а у женщин – всё тело, кроме кистей рук и овала лица. После праздничной молитвы, совершённой в мечети, наступает пора традиционных жертвоприношений, для которых используются бараны, коровы или даже верблюды.

Исламское духовенство

В отношении духовных наставников и главных организаторов религиозной жизни мусульмане и христиане во многом отличаются друг от друга. Если в христианской церкви священник – это прежде всего преемник апостольского служения, наделённый во время обряда рукоположения «божественной благодатью», то в исламе его функции сводятся исключительно к техническим вопросам отправления культа.

Например, мулла, отнесённый в дореволюционной России к разряду священства, является, по сути, лишь духовным учителем и толкователем Корана, имам – настоятелем мечети, муфтий – руководителем одной или нескольких общин. Есть и другие религиозные звания, такие как улем – богослов или факих (правовед), и т. д. Каждый из этих служителей выполняет определённую функцию, но никто из них не претендует на роль посредника между человеком и Богом, как это установлено в христианской церкви.

Мусульманская культура

Исследователи с полным основанием признают, что практически все жанры искусства в мусульманских странах направлены на обслуживание религиозного культа и обрядов. Во всех своих проявлениях оно демонстрирует общность эстетических принципов и идеологических установок, сформированных на основе Корана.

Именно он определил основные направления исламской культуры. Например, установленный в нём запрет на изображение людей и животных дал толчок развитию каллиграфии и искусству составления орнаментов, служивших украшением не только книг, но также предметов быта, оружия и самих мечетей.

Ещё одной характерной гранью исламской культуры является поэзия. Следует отметить, что ещё на заре исламской культуры вошло в традицию включать стихотворные вставки в самые различные тексты. Причём это касается не только художественных произведений, но также научных трактатов и даже дипломатических посланий.

И, наконец, архитектура. Если, как было сказано выше, мусульманская одежда не имеет каких-либо характерных особенностей, то исламское зодчество глубоко уникально.

На основе работ восточных математиков, научившихся из простейших геометрических фигур создавать сложные архитектурные композиции, был выработан оригинальный стиль, применявшийся как при строительстве дворцовых сооружений, так и мощных цитаделей.

Его неотъемлемой частью являлась декоративная отделка, включавшая в себя мозаику, роспись, полировку и художественную резьбу.

Источник: https://www.syl.ru/article/302884/musulmanin---kto-eto-takoy-istoriya-i-religiya-musulman-svyaschennaya-kniga-musulman

В России и странах СНГ насчитывается более 60 больших и малых народов, чьи предки исповедовали ислам. Общая численность мусульман составляет около 54 млн человек Наиболее плотно заселены мусульманами государства Средней Азии — Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и расположенный в Закавказье Азербайджан. В СНГ 90 % исповедующих ислам составляют узбеки, казахи, азербайджанцы, татары, таджики, туркмены, киргизы и башкиры.

В России ислам — вторая по числу последователей религия после православия, а мусульман насчитывается более 11 млн человек. К народам России, исповедующим ислам, относятся более 5 млн татар, более 1,4 млн башкир, около 1 млн чеченцев, более 0,5 млн аварцев, около 400 тыс. кабардинцев, около 300 тыс. даргинцев, более 200 тыс.

лезгин, около 200 тыс. ингушей, около 140 тыс. карачаевцев, около 100 тыс. лакцев, около 80 тыс. балкарцев.

В России проживают более 1 млн азербайджанцев, около 1 млн казахов, десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков, курдов, а также турки-месхетинцы, крымские татары, пуштуны и представители других народов из разорённого многолетней войной Афганистана.

На территории России мусульман больше всего на Северном Кавказе, в Поволжье и на Урале. Благодаря многовековому взаимовлиянию культур Запада и Востока Россия до сих пор остаётся уникальным евразийским государством, в котором сосуществуют и порой причудливо сочетаются христианская и мусульманская культура.

Ислам в Поволжье и Приуралье

Народы Поволжья начали исповедовать ислам в VIII в. Это произошло благодаря торговцам-мусульманам, которые поднимались с Каспийского моря по Волге на север или добирались до этих мест по сухопутью из Хорезма через земли тюрков-кочевников в низовьях реки Урал. В VIII в. Нижнее Поволжье оказалось под властью Хазарского каганата.

Хазары, управляемые родом Ашина, подчинили булгар, кочевавших в Приазовье, а также несколько славянских и финно-угорских племён. В 737 г.

арабский полководец Марван ибн Мухаммад прошёл через Дербентские ворота в кавказские владения Хазарского каганата, дошёл с боями до Итиля (Волги) и наголову разбил хазарскую армию.

Когда каган (хазарский правитель) запросил мира, арабский полководец потребовал от него принятия ислама, и тот согласился на требование победителя. Однако через несколько лет Хазарский каганат окреп и перестал считать себя зависимым от Арабского халифата, а каган отрёкся от навязанной ему веры.

В конце VIII в. в Хазарском каганате в качестве официальной религии был принят иудаизм.

В 965 г. киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат. Союзники Святослава кочевники-гузы после ухода русских ещё несколько лет грабили хазарские земли. Хазары обратились за помощью к правителю Хорезма. Он согласился помочь, если хазары примут ислам.

Правители Хазарии, очевидно, пошли на это, ибо арабский историк ал-Макдиси писал в конце X в., что жители хазарской столицы Итиля в большинстве своём больше не исповедуют иудаизма. В 985 г. великий князь Киевский Владимир, сын Святослава, заключив союз с гузами, вновь напал на хазар.

Хазария была окончательно разорена и перешла во владение тюркских кочевников — гузов и кипчаков.

В Среднем Поволжье к тому времени набирала мощь Волжская Булга-рия, правители которой избрали ислам в качестве официального вероисповедания. О проникновении ислама в Булгарию свидетельствует историк X в. Ахмад ибн Умар ибн Руста. Излагая сведения 903—913 гг., он пишет: «Булгары живут на Итиле, царя их зовут Алмуш, он мусульманин и среди его подданных много мусульман.

И одеяния, и похоронные обряды у них мусульманские». Другой документ — письмо булгарского правителя Алмуша к халифу ал-Муктадиру, полученное им в Багдаде в 921 г. В этом послании Алмуш просил помочь исламизировать своё государство. В результате часть населения Волжской Булгарии приняла ислам в мае—июне 922 г.

; именно тогда приглашённое Алмушем посольство халифа ал-Муктадира совершило церемонию обращения в ислам булгарской знати.

О статусе ислама как официальной религии Булгарии свидетельствуют и данные русских летописцев в связи с событиями конца 80-х гг. X в., когда к великому князю Киевскому Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять ислам. В 990 г. уже сам новокрещённый великий князь Владимир направил к булгарам православных проповедников. Благодаря их стараниям четверо булгарских князей, став христианами, переселились в Киев.

Приняв ислам, Булгария обособилась от сопредельных неисламских территорий Поволжья и Урала как «страна истинной веры». В составленном в 982 г. трактате «Пределы мира от востока к западу» говорится: «Булгар — город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля.

В нём все жители мусульмане; из него выходит 20 тысяч всадников. Со всяким войском неверных, сколько бы его не было, они сражаются и побеждают. Это место укреплённое, богатое». Историк XII в.

ал-Марвази сообщает: «Булгары — мусульмане, они воюют с неверными из тюрок, совершая против них походы, так как неверные вокруг них».

Под влиянием ислама для булгарской письменности была принята арабская графика. Арабский язык способствовал расширению экономических и культурных связей обитателей Поволжья и Урала с мусульманскими государствами, расположенными в Средней Азии — в Хорезме, Мавераннахре и Хорасане. В XII столетии в Булгарии начала развиваться городская и книжная культура. Возникла влиятельная прослойка из числа факихов, улама и сурийских шейхов.

Дальнейшее распространение ислама в Поволжье и на Урале связано с историей Улуса Джучи — западной части Монгольской империи. В его состав входили русские княжества, Волжская Булгария, Хорезм, а также степные владения кочевников-тюрков.

Первые монгольские правители отличались веротерпимостью, которая была обусловлена скорее всего их равнодушием к религии побеждённых. Ханские ярлыки (охранные грамоты), данные монгольскими правителями мусульманским и христианским священнослужителям, освобождали их от податей и всех повинностей. Мечети и церкви были свободны от постоя.

За оскорбление служителей культа, уничтожение храмового имущества полагалась смертная казнь.

Мусульманское и христианское духовенство с первых лет установления власти монголов над Волжской Булгарией и Русью активно проникало в элиту завоевателей, соперничало в попытках оказать влияние на правителей Улуса Джучи и их окружение.

При хане Берке (правил в 1256— 1266 гг.) в 1261 г. в столице Золотой Орды была образована православная епархия, в 1315г. было учреждено католическое епископство, а сам хан принял ислам.

В государстве к этому времени насчитывалось 12 францисканских монастырей, главным образом в Крыму и Причерноморье.

Решающие события для ислама в монгольских владениях, в которые входили Поволжье, Приуралье и Западная Сибирь, произошли в XIV в. В правление ханов Золотой Орды Узбека (1313—1342 гг.) и Джанибека (1342-1357 гг.) ислам стал активно насаждаться в подвластных владениях. Об этом, в частности, свидетельствует ногайская пословица «Вера пришла от Узбека». Узбек основал новую столицу — Сарай ал-джадид (Новый Сарай) и застроил её мечетями, медресе, дворцами и мавзолеями почитаемых шейхов.

В то время в Москве, Рязани, Кашире, Серпухове, Звенигороде и других русских городах начали возникать мусульманские пригороды, а усиление влияния православия и католицизма в Золотой Орде стало одной из причин роста активности мусульманского духовенства.

Под влиянием русского духовенства и из-за необходимости поддержки русских вассальных князей золото-ордынские ханы Узбек и Джанибек выступали против соперников православия. В русской летописи под 1357 г. сообщается о смерти хана Джанибека. Летописец писал, что он «был добр зело к христианству, много льготы сотворил земле Русской».

Куликовская битва (1380 г.) и последовавшие за ней столкновения растущего Московского княжества со слабеющей Золотой Ордой привели к противостоянию мусульман-татар и христиан-русских. И те и другие приняли лозунг «священной войны против неверных».

Нетерпимость к исламу ярко проявилась при Иване IV. После захвата Казани в 1552 г. всё татарское население было изгнано далеко за пределы города. Сельские жители-нехристиане были лишены земель, расположенных вдоль больших дорог и по берегам Волги и Камы. Эти стратегически важные земли получили русские служилые люди, местная новокрещённая знать и Православная Церковь.

Мусульманское население было вынуждено селиться в районах Волго-Вятского междуречья, по Средней и Верхней Каме, в низовьях Белой и за Уральским хребтом. Татары стали переселяться на земли единоверцев-башкир и дальше на восток. В результате в Приуралье и Западной Сибири увеличилась численность тюрков-мусульман, мусульманских священнослужителей, вырос авторитет ислама как преследуемой иноверцами «религии отцов и дедов».

Стали укрепляться традиционные связи со Средней Азией, где в основном стало проходить подготовку духовенство, началась активная проповедь ислама среди чувашей, марийцев и других народов.

Гонения русских властей, разрушение мечетей, введение новых податей толкало мусульман на открытое противостояние. На насильственную колонизацию башкиры и татары отвечали восстаниями, которые нередко возглавляли религиозные авторитеты — Карасакал, Батырша и др. В частности, из-за гонений на ислам башкиры и татары принимали участие в восстаниях Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачёва.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела Елены

Ислам в Российской империи

В течение XVIII — первой половины XIX в. политика царского правительства в отношении мусульманского духовенства в Поволжье и на Урале менялась в зависимости от задач управления землями, населёнными инородцами. Вплоть до 30-х гг. XVIII в. правительство России почти не вмешивалось в повседневную жизнь мусульман и в процесс избрания духовных наставников и шариатских судей. В 1735 г.

в связи с крупным восстанием башкир начальник Оренбургской экспедиции Иван Кириллович Кириллов впервые поставил вопрос о том, чтобы ахунов (глав духовенства) назначали правительственные органы, обосновывая это тем, что башкирские муллы активно участвовали в восстаниях. В итоге царское правительство оценило выгоды от хороших отношении с мусульманским духовенством и учло его влияние на подданных мусульман. В 1756 г.

указом императрицы Елизаветы было разрешено строить мечети в мусульманских селениях, где проживали 200—300 жителей мужского пола и не было русских и новокрещённых.

После подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачёва (1773—1775 гг.), в котором активное участие принимали башкиры и татары, политика царского правительства в отношении мусульманского духовенства смягчилась. В 1777 г. императрица Екатерина II разрешила строить каменные мечети в городах. В 1789 г. Священный синод запретил посылать православных проповедников в чисто мусульманские селения.

Чтобы усилить надзор за деятельностью духовных наставников мусульман, царское правительство создало иерархически организованное служилое мусульманское духовенство, которое должно было помогать царской администрации. В 1788 г.

по указу Екатерйны II было образовано Уфимское духовное магометанского закона собрание. Оно начало действовать в 1789 г. и до 1796 г. располагалось в Уфе. После образования Оренбургского генерал-губернаторства Духовное собрание было переведено в Оренбург и с 1841 г.

стало называться Оренбургским духовным собранием, хотя снова вернулось в Уфу.

Духовное собрание возглавлял муфтий, которого выдвигали, рекомендовали и проверяли многие государственные органы вплоть до Священного синода. Кандидатуру муфтия предлагали оренбургский и казанский губернаторы, а после одобрения членами Оренбургского духовного собрания обсуждали в Министерстве внутренних дел. Император именным указом утверждал представленную министром кандидатуру в должности.

Источник: http://tchaikovsky2009.narod.ru/islam/islamrus.htm

Узнаем какие народы исповедуют ислам? Распространение ислама

Практически в каждой стране мира есть народы, которые исповедуют ислам. Больше всего их на Ближнем Востоке. Из-за трагических событий, которые периодически происходят в мире, к исламу сегодня неоднозначное отношение у представителей других религий. В этой статье речь пойдет о распространении ислама. Это слово в арабском языке связано с такими понятиями, как «спокойствие», «мир», «целостность».

Также большинство представителей мусульманской веры проживают в Албании и Турции. В Евросоюзе находится 16 миллионов людей, которые исповедуют Ислам. Это 4 % населения.

Процентное соотношение распространения ислама в других странах:

  • 4,5 % в Австрии;
  • 5 % в Швейцарии;
  • 8 % в Лондоне;
  • 18 % в Германии;
  • 12 % в столице Франции.

Больше всего мусульман среди татар — 7 миллионов. Этот народ расселился по всей Российской Федерации. В родном Татарстане их проживает только 1,7 миллиона. Почти все население Чечни также исповедует Ислам. С каждым годом в мире растет количество приверженцев Корана.

Татары — сунниты или шииты?

В такой огромной многонациональной стране как Россия по сложившейся исторической традиции тесно соседствуют и переплетаются не только разные народности, но и самые разные религиозные течения и верования. Издревле в России плечом к плечу идут через годы и века две наиболее распространенные религии – Христианство и Ислам. Одними из наиболее многочисленных приверженцев мусульманской веры являются татары.

Преимущественно татарин мусульманин – это суннит, и он может быть приверженцем одного из четырех основных мазхабов, среди которых ханафитский более распространен. На вопрос являются ли татары суннитами или шиитами можно ответить однозначно: татары — сунниты, более 98 % татар – это сунниты.

Где живут татары?

Татары представляют собой тюркский народ, который проживает преимущественно в Сибири, Приуралье и Поволжье, в центральной части европейской России, а также в Казахстане, СУАР, Средней Азии и на Дальнем Востоке.

После русских это второй по численности народ в России. По этнотерриториальному признаку этот народ можно разделить на три группы – это сибирские татары, волго-уральские и астраханские. Республика Татарстан больше, чем на половину, состоит из татар.

Татарский язык, относящийся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, подразделяется на сибирскотатарский, мишарский и средний казанский диалекты.

В большинстве своем представители этого народа исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами ханафитского толка.

История принятия ислама татарами

Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар, и мусульманская религия стала считаться государственной. Как свидетельствует арабский путешественник и историк ибн Фадлан, из-за давних торговых связей со странами Средней Азии поначалу ислам распространялся в этих местах по мазхабу Абу Ханифы.

Постепенно среди волжских булгар он укоренился настолько, что сами булгары стали проводниками ханафитского мазхаба среди соседних народов. Это процесс ненадолго был прерван монгольскими завоеваниями. Но ханы Золотой орды были достаточно веротерпимы, так что и во время их правления ислам распространялся по всей территории ханства, а с тринадцатого века во время правления хана Узбека он стал государственной религией ханства.

Когда же произошел распад Золотой Орды, центр мусульманства был смещен в сторону Казанского ханства, куда из Средней Азии тогда же проникает и суфизм.

Христианская религия проникла в Казанское ханство уже после того, как его завоевали русские в середине шестнадцатого века. Христианизация происходила волнообразно, и ее сопровождали нередко репрессии против татар, проповедующих ислам. Больших результатов процесс христианизации не показал – всего лишь около 7.6% всерьез приняли христианство к середине восемнадцатого века.

Да и те, кто был перекрещен, возвращались в мусульманскую веру при первой возможности. Только во время правления Екатерины Второй положение мусульман в российском государстве немного улучшилось. Тогда по всей стране начали строить новые мечети, и даже в Уфе было создано Духовное Собрание, которое было наделено широкими полномочиями в деле управления делами российских мусульманских общин.

К началу девятнадцатого века в России начали печатать мусульманские книги, часть из которых издавалась именно на татарском языке.

Официальный «мечетский» ислам в России дореволюционного периода смешивался с суфийскими братствами, в которых шейхов называли, как в Туркестане, «ишаны», и суфизм поэтому и получил название «ишанизма». Между братствами не было особых отличий в самом учении или в духовной практике.

Ишанизм стал основой для ваисовского движения, названное так по имени основателя — дервиша Ваисова, который создал «Ваисов Божий полк мусульман-староверов», целью которого было возвращение к чистоте первоначального ислама.

Движение это было разгромлено властями царской России, но после 1905 года восстановлено и просуществовало вплоть до 1918 года.

Во второй половине девятнадцатого века среди татар получило большое распространение обновленческое движение, получившее имя «джадидизм», которое состояло, в основном, из передовой мусульманской интеллигенции, которая осознавала, что религия нуждается в обновлении.

Современный ислам среди татар

Возрождение исламских традиций здесь началось активно в восьмидесятых годах прошлого века, когда шло активное строительство мечетей, восстановление старых, возрождались традиции религиозного образования.

В современном Татарстане преимущественно распространен ортодоксальный «мечетный» ислам, а суфизм, который некогда имел распространение, свои позиции в современном Татарстане утратил. Сегодня здесь соблюдается исламская праздничная обрядная традиция, которая практически не прерывалась даже в самые сложные для веры периоды – основными праздниками, широко отмечающимися, все также считаются Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Среди двадцати миллионов человек, которые составляет на сегодняшний день коренное мусульманское население современной России, татары являются самым многочисленным мусульманским народом, причем в большинстве своем татары – сунниты, шииты встречаются среди них крайне редко. В России мусульмане сунниты преобладают, а шииты преимущественно живут в северокавказском регионе РФ.

Численность татар на сегодняшний день в стране достигает семи миллионов, из которых только менее двух миллионов человек проживает в Татарстане, на своей исторической родине: остальные проживают в Башкортостане, на территории Средней Азии, в Сибири, на Урале и в Поволжье.

Сунниты и шииты

Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения.

В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.

Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % — это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат».

По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем.

Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.

Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.

Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине.

Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право — такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально.

В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).

В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов — 65 %, а шафиитов — 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.

Среди шиитов-джафаритов — около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.

Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.

Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.

Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/tatary-sunnity-ili-shiity

Религия Ислам (Мусульманство)

Мы знаем, что история и религия тесно взаимосвязаны. Изучая развитие цивилизаций, невозможно разглядеть полную картину эпохальных событий, исключив непосредственное влияние религии.

Сейчас вера не является чем-то обязательным, но были времена, когда она проникала во все сферы жизни человека: семейную, профессиональную, социальную, а духовенство имело авторитет, подобный правительственному. Есть мнение, что и в наши дни любой грамотный человек должен быть знаком с основными принципами и идеями главных мировых религий.

В обязательную школьную программу входит изучение ислама или христианства. Одной из самых противоречивых и неоднозначно воспринимаемых нашим обществом учений становится ислам.Религия ислам (в переводе ― «верность одному Богу», «покорение») ― поздняя, наряду с христианством и буддизмом.

Подразумевает почитание единственного бога Аллаха и соблюдение установленных правил (столпов) на протяжении жизни. По численности верующих ― на втором месте после христианства, это более 20% от числа людей, живущих на Земле. Последователей ислама называют мусульманами (араб. «муслимы»). Мусульманство признается национальной религией почти в 30 странах:

  • в Египте;
  • Марокко;
  • Саудовской Аравии;
  • Пакистане;
  • Иране;
  • Ираке и др.

В некоторых исламских государствах пренебрежение вероисповеданием карается законом. Территории, где исламисты занимают большую часть жителей планеты, ― Юго-Восточная Азия, Южная и Западная, а также Северная Африка.

В нашей стране доля исповедующих мусульманство незначительна: зарегистрированных около 9–10%, остальные жители ― православные.

религии, ее сущность

Профессиональный религиовед скажет, что у вероисповеданий ― христианства и ислама ―  один источник. У них много общего: единобожие, имена пророков, идея возникновения человечества, священная книга и т. д. Эти два учения ― части одного целого, только способы проявлять веру и любовь к Богу различаются.

В мусульманской религии верят в Бога, пророков, самым почитаемым из которых является Мухаммед (Магомед), а также в ангелов (божественных слуг) и демонов (отрекшихся от Аллаха). Священная книга, в которой изложено содержание 5 столпов, рассказано о возникновении Вселенной, приведены другие древние тексты на арабском языке, ― своеобразный «домострой» типичного мусульманина.

Столпы (предписания), которые формируют учение в целом:

  • непосредственно вера, ее исповедание, чтение богослужебных книг;
  • молитва (священный намаз), которая читается каждый день в конкретные часы;
  • соблюдение поста (уразы) в месяц Рамазан (по важности сопоставим с Великим постом в православии);
  • паломничество (хадж) по святым местам (в Мекку ― место зарождения ислама);
  • подаяние (закят), благотворительность, посильная помощь обездоленным.

Столпы веры в Коране многие века воспринимались мусульманами, как в наши дни  ―  статьи Гражданского кодекса. Так появились права и обязанности исламских граждан, основанные на новом шариате. Шариат ― свод законов, который являлся фундаментом мусульманского законодательства. Нарушение любого из предписаний расценивалось как преступление и давало волю властям наказывать отступников, сажать в тюрьму или казнить.

В некоторых регионах до сих пор существуют строжайшие запреты на приобретение алкоголя. Там помнят о таком грехе, как пьянство: за него можно было получить 40 ударов плетьми, а за организацию бунта или богохульство ― 40 или даже 100 ударов. Такие жестокие меры применялись и за пристрастие к азартным играм, занятие проституцией, прелюбодеяние.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется рай в исламе

Мусульманская религия очень противоречива. Один и тот же текст, изложенный в Коране, часто воспринимается по-разному ― такой феномен. Поэтому в исламе давно наблюдаются серьезные расхождения. Например, радикальные исламисты считают своим долгом бороться с неверными, уничтожать их. Так зародилось настоящее зло и одна из главных проблем современного человечества ― терроризм.

Течения

Разногласия верующих привели к настоящим междоусобным войнам, а в самой религии произошли серьезные изменения. Ислам подразделяется на несколько основных течений:

  1. суннизм;
  2. шиизм;
  3. суфизм;
  4. хариджизм.

Суннизм насчитывает самое большее количество последователей ― более 85% всех мусульман. В период, когда шла борьба за власть в Арабском халифате, члены этой религиозной группы поддержали первых четырех халифов.

Шиизм во многом схож с предыдущим течением, но своим главой шиитская община избрала имама Али ― одного из четырех халифов. Надо сказать, что верования этой группы мусульман более современны и упрощены. Совершение намаза допускается 1–2 раза в день, навязывать свою веру здесь ― дурной тон. Шииты полагаются на писания Корана, но имеют и свои религиозные тексты.

Хариджизм ― движение «против всех», одно из наиболее оппозиционных движений.

Суфиты (суфии) занимают важные посты и имеют большое влияние на политическую жизнь государства. Со времен гражданской войны суфизм претерпел ряд изменений, став самым таинственным, орфическим учением. Члены общества выступали против разделения религии на вышеперечисленные группы.

В исламе есть и другие ответвления и сектантские учения (как и в любой другой мировой религии). В чем-то они кардинально различаются, но все их объединяет преданность одному Богу, общие традиции и уклад жизни. Как и христиане, мусульмане верят в жизнь после смерти и Страшный суд. Рай для них ― это райские сады, ад ― огненный котел, куда неминуемо попадут грешники.

Что есть Коран

Кто такой истинный мусульманин? Как он живет, работает, строит семью? Все ответы даны в Коране. Каждый достойный гражданин стремится к Абсолюту, то есть проявляет терпимость к окружающим, соблюдает все предписания и обычаи, он достойный муж и отец. Праведен тот, кто:

  • всегда говорит правду;
  • верен супруге;
  • открыт и тактичен;
  • не держит долго обид;
  • в меру скромен;
  • не жаден;
  • чист сердцем и душой.

Что же касается семейных отношений, здесь тоже все противоречиво. Говоря о классическом, фундаментальном исламе, семья ― это основа всего. Практически недопустимы разводы, хотя в современном мире они не редкость.

Обеспеченные люди могут иметь одновременно несколько законных жен (до четырех), но сегодня все чаще встречаются моногамные браки (в арабских странах содержание всех жен ― непозволительная роскошь). Жестокое обращение с женщинами, ставшее стереотипом, приветствуется сегодня далеко не везде.

Во многих мусульманских странах женщины вольны развиваться в профессии, наносить макияж, заниматься искусством, не носить хиджаб (платок для покрытия головы).

И хотя статус мужчины и женщины в исламском государстве очень отличается (мужчины имеют гораздо больше прав, но в то же время и обязанностей), львиная доля женщин чувствует себя не притесненными и угнетенными, а под постоянной защитой своей семьи и в достатке. Это отношение у них формируется с рождения, и другой жизни они не знают.

История становления ислама как религии

Родиной ислама является Саудовская Аравия. До того как ислам распространился на аравийские народности (большую часть которых составляли пустынные кочевники), люди поклонялись многим богам, создавали себе культы из тотемов, благоговели перед стихиями. История не отрицает существование уже в те далекие годы эпицентров, куда купцы и мелкие ремесленники съезжались, чтобы продать товар и поклониться главным божествам.

В самостоятельную религию ислам был преобразован в VII–VIII веках благодаря стараниям пророка Мухаммеда. Культурные центры Мекка и Медина, где Мухаммед активно вел проповеди, стали святыми местами. Туда ежегодно стекаются тысячи верующих, чтобы совершить намаз, выказать свое почтение Богу, прикоснуться к святыням.

Упоминание о передаче народу Священной книги ― Корана относится к середине VII века. Он был составлен со слов людей, бывших в окружении святого Мухаммеда, и неоднократно дополнялся. Рассказы, что сегодня изложены в Коране, снизошли на пророка буквально с небес, когда тот пребывал в уединении среди холмов пустыни.

Реальный Мухаммед, некогда живший на полуострове, собирая вокруг себя последователей, поверивших ему, в отличие от Иисуса, практически силой отучал людей от идолопоклонничества. Он не был судим или казнен, будто люди морально были давно к этому готовы. Через год-два после того, как ислам одержал победу над язычеством, Мухаммед умер вследствие серьезной болезни.

Сегодня мусульманство воспринимается нами, как настоящая угроза обществу, неприятие современного уклада жизни. Но изначально суть религии вовсе не заключалась в истреблении всех не верующих в Аллаха. И хотя существует много разных сект и религиозных течений, все-таки мусульмане очень ответственно относятся к своей вере, в то время как в православном мире вера для многих ― формальность.

В России немало мусульман проживает на территории Сибири, Кавказа, Поволжья и в других районах. В основном это татары, которые давно являются нашими соотечественниками. В Россию ислам пришел в ХХ веке.

Из истории известно, что при Екатерине II отношение к религии мусульман было одинаковым: многие чиновники-нехристиане занимали руководящие посты на военной и государственной службе, радушно принимались при дворе.

Им создавались все условия для длительного пребывания в стране: строились мечети, устанавливались права и привилегии.

Культура и искусство

Геолокация ислама в VII веке стремительно расширялась. С 632 года благодаря завоеваниям будущей Великой империи мусульманство появилось в Северной Африке, Средней Азии, на Кавказе. Прочно осев в Турции, ислам достиг Балканского полуострова. Менялось мировоззрение, привычный уклад жизни населения этих стран, культура.

Религиоведы считают, что христианство ― старейшая религия ― в большой степени способствовало появлению ислама. Так ли это? Да, но кое с чем поспорить трудно: в результате противостояния двух религий мусульманство превратилось в настоящее учение. Появилась спекулятивная дисциплина (рационалистическая теология), призывающая обращаться к разуму как к Наивысшей силе. Со временем появляются различные школы:

  • группа справедливости и единобожия;
  • ашаризм (основное направление калама);
  • суннитские школы.

Также в качестве сопутствующих предметов начинают преподаваться астрономия и математика. Многое ислам заимствовал у других сверхдержав: Византии, Сирии, Персии, Индии. Наука в целом очень поощряется Кораном. В нем сказано, что истинный мусульманин должен стремиться впитать в себя как можно больше знаний.

Некоторые научные деятели убеждены, что именно в исламском мире впервые зародилась наука, которую мы сегодня знаем. Хоть наука и религия мало соприкасаются друг с другом, мусульмане нашли иной подход. Миру известны великие умы: А.

Салам (отметился в области ядерной физики, был лауреатом Нобелевской премии), Альхазен (внес вклад в разработку современных научных подходов) и другие ученые-мусульмане, которые приложили немало усилий для развития дисциплин:

  • геометрии;
  • медицины;
  • логики;
  • биологии;
  • физики и т. д.

В жизни мусульманина много религиозных праздников, которые становятся официальными в ряде стран:

  1. курбан-байрам (праздник жертвоприношений), во время которого постятся и совершают паломничество в Мекку;
  2. праздник вознесения ― Мирадж;
  3. день рождения святого Мухаммеда;
  4. обрезание;
  5. траурные церемонии (ашура).

Особое внимание уделяется главному событию года – курбан-байраму. Это мероприятие длится неделю (в некоторых странах до 10 дней). Курбан-байрам ― один из самых кровавых праздников: это дни ограничений и подношений жертв (баранов). В основе этого праздника лежит легенда об отце, который по указанию Бога должен был принести в жертву своего любимого сына.

В Библии есть похожий сюжет, что еще раз доказывает общность мировых религий. Сына Ибрахим (которому было поставлено условие зарезать дитя) не убил, так как Аллах решил, что Ибрахим по-настоящему верен и предан ему: можно считать, что жестокое испытание пройдено. Жертва была заменена на барашка.

Сейчас чаще в жертву приносят баранов, но подходит и другой скот: верблюды, козлы, коровы. Сам обряд жертвоприношения требует соблюдения правил и проводится в определенной последовательности: чтение молитвы во время убийства животного, совершение омовения, трапеза из мяса жертвы, подаяние беднякам.

Ислам ― великая конфессия, которая помогла сплотить арабский народ. Сегодня она вызывает много споров и конфликтов, постоянно обращает на себя внимание, и число новообращенных в эту веру растет с каждым днем.

Источник: https://mystroimmir.ru/religiya/islam.html

Славяне-мусульмане: какие народы Балкан исповедуют ислам

Принято считать, что все славянские народы являются христианами, но это ошибочное мнение. Некоторые славяне отошли от веры предков и приняли ислам — такая волна прокатилась по Балканам во время владычества Османской империи. Переход в другую веру в буквальном смысле перевернул жизнь многих людей.

Балканы называют «пороховой бочкой Европы», причём не зря. Разрозненный этнический состав, смесь различных традиций Востока и Запада — всё это не раз выливалось в серьезные конфликты.

Османская империя ещё в XIV-XV веках не оставляла населению выбора, кроме как принять ислам, в ином случае приходилось платить непомерные налоги. Таким образом существенная часть славян стала мусульманами и в первую очередь это были болгары-богомилы.

Впрочем, балканская знать тоже быстро сориентировалась в ситуации и пошла по пути наименьших трудностей.

Босняки

Босняки являются единственным славянским народом, который отдельно выделен в качестве мусульман со своей культурой и языком. Возможно это следствие того, что турецкое влияние на территории Боснии было максимально сильным, а христианская культура дошла сюда довольно поздно, чтобы серьёзно укорениться.

Процесс исламизации босняков выглядел довольно органично, причём даже без особо активного сопротивления, как у других народов. Современные босняки успешно сочетают светские и религиозные догмы, причём уважают как исламские, так и славянские традиции.

В целом, босняки вполне демократичны. Женщины имеют равные права с мужчинами и даже могут носить свободную одежду. Для ислама это скорее исключение. В качестве примера знаменитых босняков можно привести известного режиссёра Эмира Кустурицу.

Он тоже был мусульманином, но в 2005 году вернулся к вере предков и крестился.

Помаки

Это болгары, которые приняли ислам. Народ отличается от соседей своим языком — у них очень много старославянских слов. В отличие от босняков, помаки были отнюдь не рады исламизации — они долгое время соблюдали христианские традиции, причём в большинстве случаев вполне открыто показывая завоевателям своё отношение к чужой вере. Даже чадра не прижилась у местных женщин — до сих пор они носят обычные косынки или платки.

Современные помаки в культурном плане — это пёстрый микс ислама, христианства и язычества. Алкоголь употреблять запрещено, половые отношения до свадьбы запрещены, распространено обрезание, а девушки выходят замуж только за своих односельчан.

Торбеши

Торбеши — это исламизированные македонцы, которые сумели сохранить свой древний язык практически в чистом виде. Эта народность является чисто славянской, но тонкость кроется в неоднородном составе самой Македонии: влияние Турции, неразрывная связь с Болгарией, присутствие огромной албанской общины.

Религиозные обряды торбешей очень схожи с помацкими: например, на свадьбу лицо невесты так же покрывают белыми красками. При этом у торбешей более сдержанные и не такие яркие ритуалы, как у других народов.

Горанцы

Это мусульмане южной части Косово и Метохии, говорящие на сербском языке или диалекте болгарского. Славились производством сладостей, но во время Балканской войны вынуждены были покинуть родные места.

Черногорцы-потуреченцы

Интересен тот факт, что Черногория являлась единственной страной на Балканах, которую Османской империи не удалось покорить полностью. Здесь исламизация получила от местного населения наиболее мощный отпор. Например, в 1712 году в битве при Царев-Лазе 8 тысяч черногорцев сумели разбить 60-тысячную армию Османов.

Современные черногорские мусульмане мало отличаются от других жителей Балкан — вероисповедание и традиции тесно слились в одно целое.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/135695-slavyane-musulmane-kakie-narody-balk.html

Крупнейшие религии мира, численность верующих (Таблица)

Самой крупной религией в мире по количеству последователей является христианство, на протяжении 20 века доля христиан составляла примерно 33% и неизменяется. На втором месте идет ислам, это примерно 23% населения планеты, и находится на первом месте по темпам роста. На третьем месте по оценкам иследователей идут атеисты и неверующие, их примерно 10 — 15 %.

Численность верующих по религиям на 2015 год 

Крупнейшие религии мира

Численность верующих (чел.)

Проценты, %

1

Христианство

2,4 млрд

33 %

2

Ислам

1,8 млрд

24 %

3

Атеисты, агностики, неверующие

1,2 млрд

16 %

4

Индуизм

1,15 млрд

15 %

5

Буддизм

521 млн

7 %

6

Религия народов Китая

394 млн

5,5 %

7

Этнические религии

300 млн

4,2 %

8

Традиционные африканские религии

100 млн

1,4 %

9

Сикхизм

30 млн

0,32 %

10

Спиритизм

15 млн

0,21 %

11

Иудаизм

14 млн

0,2 %

12

Бахаи

7,0 млн

0,1 %

13

Джайнизм

4,2 млн

0,06 %

14

Синтоизм

4,0 млн

0,06 %

15

Каодай

4,0 млн

0,06 %

16

Зороастризм

2,6 млн

0,04%

17

Тэнрикё

2,0 млн

0,02 %

18

Неоязычество

1,0 млн

0,01 %

19

Унитарный универсализм

0,8 млн

0,01 %

20

Растафарианство

0,6 млн

0,01 %

Крупнейшие религии мира и их численность верующих на 2010 год

В таблице ниже представлена численность верующих крупнейших религий мира по соостоянию на 2010 год, для сравнения яданные 3-х источников: энциклопедия «Религии мира» Дж.Мелтона, энциклопедия «Британника» и отчёта американского исследовательского центра (PRC).

Религия

«Религии мира»

«Британника»

PRC

1

Христиане

2292454000

33,2%

2280616000

33%

2173180000

31,5%

2

Мусульмане

1549444000

22,4%

1553189000

22,5%

1598510000

23,2%

3

Индуисты

948507000

13,7%

942871000

13,6%

1033080000

15%

4

Агностики

639852000

9,3%

659781000

9,6 %

1126500000

16,3%

5

Буддисты

468736000

6,8%

462625000

6,7%

487540000

7,1%

6

Китайская религия

458316000

6,6%

454404000

6,6%

405120000

5,9 %

7

Народная религия

261429000

3,8%

269723000

3,9%

8

Атеисты

138532000

2%

137564000

2%

9

Новые религии

64443000

0,9%

63684000

0,9%

10

Сикхи

24591000

0,4%

23738000

0,3%

11

Иудеи

14641000

0,2%

14824000

0,2%

13850000

0,2 %

12

Спиритисты

13978000

0,2%

13732000

0,2%

13

Даосы

9017000

0,1%

8429000

0,1%

14

Бахаи

7447000

0,1%

7337000

0,1%

15

Конфуцианцы

6461000

0,1%

6516000

0,1%

16

Джайны

5749000

0,1%

5276000

0,1%

17

Синтоисты

2782000

0,0%

2772000

0,0%

18

Зороастрийцы

181000

0,0%

178580

0,0%

19

Другие

1427000

0,0%

58110000

0,8%

Мир, всего

6906560000

100%

6908689000

100%

6895890000

100%

Численность верующих по направлениям религий

Религии

Направления

Численность верующих

Христианство

Католики

1,3 млрд

Протестанты

800 млн

Православные

220 млн

Маргинальные

33 млн

Ислам

Сунниты

 84,4%

Шииты

14,3%

Исламские схизматики

1,3%

Индуизм

Вайшнавизм 

68%

Шиваизм 

26%

Шактизм 

3%

Рамакришны 

0,5%

Неоиндуизм

0,5%

Буддизм

Махаяна

56%

Тхеравада

38%

Тибетский буддизм

6%

Иудаизм 

Ашкеназы

11 млн

Мизрахим

2,4 млн

Сефарды

1 млн

Караимы

24 тыс.

Самаритяне

0,5 тыс.

Источник: https://infotables.ru/strany-i-goroda/1120-religii-mira-chislennost

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Что означает мое имя Савелий

Закрыть