Что является причиной страданий в буддизме

Что такое дхарма в буддизме, суть — Архангел

Что является причиной страданий в буддизме

В культуре Индии выделяют несколько важнейших понятий. Для начала стоит определиться с трактовкой одного из них. Буквальный перевод индийского буддистского философского термина позволяет понять, что дхарма — это «поддержка».

Интерпретация вышеуказанного понятия

Его можно расшифровать как комплекс укрепившихся годами соответствующих норм и определенных правил, которые необходимо соблюдать для сохранения космического баланса.

В индийской культуре дхарма, так сказать, не имеет себе равных. В определенном контексте можно увидеть другую трактовку рассматриваемого понятия.

В частности, дхарма — это нравственные устои, праведный путь, общезначимый закон бытия.

Священным символом данного индийского термина выступает «колесо дхармы», а «вечным слогом» является ОМ, который еще интерпретируется как АУМ и СОХАМ. Он широко применяется в индуистских и буддистских религиозных церемониях, в частности, в начале каждой молитвы.

Дхарма в буддизме

Слово это трактуется в древнейшей мировой религии как моральная добродетель, а именно духовная и нравственная сторона ее основателя, на которую верующие должны равняться.

Это понятие является важнейшим для буддистов, так как воплощает учение Будды, точнее, высшую истину, открытую им всем существам.

Кроме этого, присутствует в данной религии учение о том, что дхарма — это совокупность конечных элементов, на которые распадается священный поток мироздания.

Бытует поверье, что Будда воспринимал каждого отдельного человека как уникальное в своем роде существо, обладающее индивидуальностью с самого рождения. В рассматриваемой религии распространено мнение об отсутствии единой формулы Дхармы, которая бы подходила ко всем жизненным ситуациям. Существует лишь учение для каждой категории верующих в отдельности, с учетом их особенностей.

Таким образом, подытожив вышеизложенное, можно говорить о сопряженности двух понятий, а именно о том, что основателем древнейшей мировой религии является Будда, дхарма — его учение.

Отражение рассматриваемого понятия в зарубежной художественной литературе ХХ века

Данное буддистское учение вошло в основу сюжетной линии нашумевшего романа Джека Керуака «Бродяги Дхармы». На сегодняшний день он является одним из шедевров мировой литературы.

В нем содержатся автографические детали, а повествование осуществляется от первого лица.

Главный герой является «битником», что уже объясняет то, какой образ жизни он ведет: путешествует на попутках по Америке, ночует где попало и выживает за счет случайных заработков. Именно так он довольствуется тем, что дарит ему судьба, точнее Закон Дхармы.

Как и многие другие «битники», главный герой чрезвычайно интересуется философско-религиозными учениями древнего Китая и Индии. В данном случае он — последователь Будды. Его жизнь сопряжена с таким понятием, как Недеяние, то есть духовное просветление, способное привести к нирване.

О чем заставляет задуматься данный мировой шедевр?

Современное понимание романа представлено мыслями о том, что «Бродяги Дхармы» бросили вызов целому обществу, которое привыкло жить согласно принципу накопления.

Они выступают в роли сторонних наблюдателей того момента, когда люди стали заложниками своих бытовых вещей.

По их мнению, ощутить вкус настоящей свободы можно лишь посредством отречения от материальных зависимостей современного общества.

Проект «Department of Heuristics And Research on Material Applications Initiative»

Сокращенное название вышеуказанного проекта — «DHARMA Initiative», на русском языке это звучит как «Дхарма Инишитив». Это фиктивная научная организация сериала «Остаться в живых», научно-исследовательский проект, который занимается изучением таких областей, как:

  • психология;
  • метеорология;
  • парапсихология;
  • электромагнетизм;
  • исследование современного социального аспекта общества.

Он был основан и профинансирован Алваром Хансо. Непосредственно разработками занимались Карен и Джеральд ДеГруты, которые были доцентами университета Мичиган.

Факты относительно истории создания проекта

Исходя из обучающего фильма, можно прийти к заключению о том, что уже с начала 1962 года присутствовали условия для воплощения проекта в жизнь ввиду того, что существовал конфликт между США и СССР, который чуть не вылился в ядерную войну.

Хоть и отношения были налажены, но все же ООН задумалась над проблемой, носящей техногенный характер, и поставила задачу по нахождению такого уравнения, которое бы определило дату «конца Света», выраженного либо масштабной войной, либо эпидемией, либо перенаселением.

В конечном итоге получилась числовая последовательность, а именно 4 8 15 16 23 42.

Данный результат был воспринят ООН скептически, а Алвар Хансо, наоборот, всерьез задумался о нем. Он решил продолжить исследование в целях нахождения правильной комбинации, позволяющей предотвратить наступление необратимой катастрофы. Это дало начало проекту «Дхарма Инишитив».

Исследовательские работы развернулись на острове в Тихом океане, местность которого расположилась в геоактивной зоне. Там были построены полностью укомплектованные, включая провизию для ученых, научно-технические станции.

Все работы в указанном направлении не давали желаемых результатов. 1980 год был ознаменован глобальным инцидентом, причину возникновения которого невозможно установить и по настоящее время. Предположительно, возникла электромагнитная утечка.

Впоследствии объект был захвачен и уничтожен, включая почти всех сотрудников, уроженцами острова. А в 1987 году, по официальным данным, проект закрыли.

Как называется индуизм на санскрите?

Данная религия возникла на индийском субконтиненте. Ее историческим названием на санскрите является санатана — дхарма. Перевод трактуется как «вечная религия», «вечный путь» либо «вечный закон».

Индуизм сопряжен с ведической цивилизацией, вследствие чего его относят к древнейшим мировым религиям. Приблизительный возраст — пять тысяч лет. Данная религия не имеет конкретного основателя. Она базируется на древнем священном писании — Ведах.

Впоследствии они стали по-разному истолковываться, что повлекло за собой появление различных школ и ветвей. В этих священных писаниях заключена вся сущность ведической религии. Согласно преданиям, тому, кто изучит Веды, откроется безграничная мудрость, потому что там содержатся все знания о мире.

Из всех имеющихся в индуизме священных писаний лишь Веды и Упанишады имеют первостепенное значение.

Рассматриваемая религия занимает третье место в мире по количеству последователей. Индуизм исповедуют свыше миллиарда человек.

Какие направления выделяются в индуизме?

В рассматриваемой религии не присутствует центральная доктрина относительно всех индуистских ответвлений, но все же ученые разделяют религию на четыре крупных направления:

  1. Шактизм.
  2. Вайшнавизм.
  3. Смартизм.
  4. Шиваизм.

Различие между вышеуказанными направлениями выражается лишь в форме Бога.

Шакта как тантрическая традиция

Рассматриваемое направление индуизма занимает весомое положение относительно Тантры.

Последователи данного ответвления поклоняются Шакти, которая представлена женским божеством, либо Богине-матери Деви. А уже у самой Шакты есть множество своих школ, к примеру, существует три главных направления Шакта-тантры: Мишра, Самайя и Каула.

Наибольшее количество последователей у третьего направления. Каула воспринимается в качестве непосредственного воплощения Деваты, тем самым являясь самостоятельным объектом поклонения.

Каула-дхарма выступает в роли священных учений. Тантры переполнены описанием величия каулы, его духовной силы.

Согласно священным писаниям, он может появляться как в виде человека, так и в качестве астрального духа либо иных сверхъестественных существ.

Каула-дхарма не ограничена никакой традицией, следовательно, истинного каулу можно найти среди последователей совершенно любой религии.

Дхарма-марга как одна из благородных истин в буддизме

В рассматриваемой древнейшей индийской религии присутствует такое понятие, как «марга». Трактовка перевода на санскрите — «путь праведности, освобождающий от страдания».

Он включает три буддийских практических аспекта:

  • шила — нравственное поведение;
  • самадхи — медитация;
  • праджня — мудрость.

Благородный путь представлен восьмью ступенями:

  1. Истинное понимание, то есть осмысление всех четырех истин.
  2. Истинное намерение, а именно осознанное желание стать Буддой и освободить всех от страданий.
  3. Истинная речь, в частности, отсутствие лжи, грубости, клеветы и пустой болтовни.
  4. Истинное действие, то есть воздержание от присвоения чужого, от всех проявлений сексуального характера, от употребления одурманиваемых веществ, посягательств на жизнь живых существ.
  5. Истинный образ жизни, а именно тот, который не связан с насилием и нечестным зарабатыванием на жизнь.
  6. Истинное усилие, в частности принцип «золотой середины », по которой не стоит как истязать себя, так и потакать слабостям.
  7. Истинное размышление, представленное четырьмя основами внимательности:
  • к телу;
  • к чувствам;
  • к умственному состоянию;
  • к дхармам — умственным способностям.

8. Медитация как истинное сосредоточение.

Как привнести важнейшие духовные ценности буддизма в современное общество?

По официальным данным, в России стартует проект, именуемый как Международный Дхарма Центр «Samma Ditthi». Это совместная работа с людьми из Шри-Ланки, практикующими буддизм. Цель данного проекта — сохранность, исследования и распространение учений основателя древнейшей мировой религии Индии.

Первым этапом выступает строительство многофункционального центра на территории Республики Шри-Ланка. Здесь будут проводиться практические семинары, чтение лекций достопочтенными Теро из храмов и монастырей, разнообразные встречи по данной тематике.

В самом здании будет разграничение пространства на соответствующие залы. Здесь будет Алтарный зал, площадь которого свыше 100 кв. м, комната боевых искусств, йоги, цигуна, обеденный зал, несколько гостевых комнат, библиотека и офисная часть преимущественно для руководства. Везде планируется установить кондиционеры.

На территории внутреннего двора будет посажено Дерево Маха Бодхи, привезенное из Анурадхапуры. Также здесь планируется проводить практические занятия по изучению Дхармы, а именно «практики ходьбы» и медитации.

На окружающей территории располагается буддийский храм под названием Прийадаршанарамайа. Планируется также создать искусственный водный канал между вышеуказанным храмом, лотосовым прудом и рассматриваемым центром.

Вторым аспектом деятельности данного объекта является осуществление Дхарма Туров. Они посвящены изучению и практическому воплощению Дхармы. Данные Туры проводятся в сакральных местах Силы и Дхармы, оказывающих благотворное воздействие и на тело, и на сознание человека, помогая при этом войти в состояние медитации и приобрести духовный опыт.

Посредством этого центра каждый желающий сможет узнать о том, что, к примеру, Дхарма — это учение о духовной жизни всего сущего.

Источник: https://arh-angel.ru/katahezis/chto-takoe-dharma-v-buddizme-sut.html

4 базовые благородные истины буддизма

Что является причиной страданий в буддизме

Буддизм — одно из всемирных религиозных учений, с каждым годом становящееся все популярнее и завоевывающее новые сердца. В сознании пришедшего в этому религиозно-философскому направлению происходит радикальная перемена, так как буддизм иначе смотрит на жизнь и ее проявления. Христианство, иудаизм и ислам предусматривают беспрекословное лидерство божественной сущности над человеческой волей.

Бог обладает абсолютной властью и подчиняться ему — священная обязанность каждого верующего. В этих религиях человеческие мысли и устремления направлены вовне, от себя-личности к идеальному богу, которому нужно услужить подчинением, молитвами, подношениями, праведной жизнью, построенной по канонам, диктуемым церковью.

Буддизм же предусматривает духовные искания, направленные внутрь собственного сознания в поисках истины и единения с духовным началом, общим для всего сущего.

Что такое четыре базовые благородные истины буддизма

Базируются буддистские учения (Дхарма) на четырех основных постулатах, или истинах. Здесь они перечислены кратко:

  1. Дуккха, или страдание.
  2. Самудайя, или причина Дуккхи.
  3. Ниродха, или прекращение Дуккхи.
  4. Магга, или дорога к прекращению Дуккхи.

Все истины — это четыре этапа, проходимые на пути к нирване.

Дуккха

Сразу надо оговориться, что «страдание» в буддистской интерпретации лишено того смысла, который ему придается в христианстве. Для нас страдание — это боль, потери, несчастья, смерть. В буддизме же это понятие значительно шире и включает в себя все сферы жизни, не имея прямого отношения к ее физическим проявлениям.

Да, дуккха — это страдание, но не обязательно физическое, а духовное, связанное с несовершенством человеческого бытия. У людей всегда существует дисгармония между желаемым и действительным.

Грубо говоря, жизнь всегда имеет какой-то недостаток: если живешь богато, то теряешь близких, родные живы, но кто-то болен, здоровье не означает финансового благополучия и так далее до бесконечности. С точки зрения буддизма страдание — это неудовлетворенность тем, что имеешь, невозможность достичь идеала.

В этом плане страдание наполняет жизнь, то есть «все есть Дуккха». Человек не в силах изменить законы природы, но он может достичь согласия с самим собой. Следующий этап в постижении четырех истин — осознание причин своих проблем.

Самудайя

Причина страдания состоит в неудовлетворенности, то есть неспособности получить желаемое. Мы жаждем богатства, получаем его, но понимаем, что достигнув своей цели, начинаем страстно желать чего-либо еще. Получение искомого не исключает страдания, а лишь увеличивает его.

Чем больше хочешь, тем больше разочаровываешься или пресыщаешься достигнутым. Даже состояние счастья неотделимо от неудовлетворенности. Приводя в этот мир ребенка, женщина абсолютно счастлива, испытывая при этом физические и духовные муки от страха за будущее своего малыша.

В жизни нет не только стабильности, нет и постоянства в глобальном понимании этого термина. Все находится в непрерывном движении, постоянно изменяясь, трансформируясь и превращаясь. Даже человеческие желания со временем меняются и переосмысливаются.

То, что мы страстно желали и к чему стремились всей душой из последних сил, оказывается ненужным и неинтересным на следующем жизненном этапе. В результате мы испытываем разочарование — одну из разновидностей страдания с точки зрения буддизма.

В этом смысле причина страдания — мы сами, точнее то, что кроется в глубине нас, наши страсти, желания, стремления и мечты.

Ниродха

Само это слово в переводе означает контроль. Единственный способ изменить свое состояние и избавиться от мучений — перестать страдать. Для этого необходимо избавиться от причины, порождающей эти чувства. Это наши желания, страсти, привязанности, мечты. Собственность также порождает неудовлетворенность, так как с ней связаны страхи потерять ее, надежды приумножить и необходимость поддерживать ее в достойном состоянии.

Мечты порождают проблемы и когда сбываются, и когда рушатся. Чтобы перестать ощущать муки, надо избавиться от бесплодных мечтаний и наслаждаться тем, что имеешь — самим фактом бытия. Страсти нужно контролировать, ибо огонь желания — причина наибольших расстройств и неудовлетворенности в этой жизни. Как часто мы стремимся завладеть любимым человеком и как быстро порой восторженная любовь и привязанность превращается в свою полную противоположность — отрицание и ненависть.

Есть способ не страдать от страстей — подчинить их своему контролю.

Прекращение страдания путем контроля над своими страстями, желаниями и привязанностями освобождает последователя буддизма от пут и погружает его в особое состояние, которое называется «нирваной». Это высшее блаженство, свободное от Дуккхи, слияние с божественным духом и всемирным «я». Человек перестает ощущать себя конкретной личностью и становится частью духовной и материальной Вселенной, частичкой тотального божества.

Магга

Пытаясь избавиться от Дуккхи, один человек бросается в пучину страстей, стремясь заглушить боль потерь и разочарований новыми связями, вещами и мечтаниями. Другой же, пребывая в постоянном страхе Дуккхи, отказывается вообще от всего и становится аскетом, изнуряющим и истязающим свою плоть в тщетных попытках уйти от череды потерь и боли, обрести счастье. Оба эти пути — крайности, не несущие ничего, кроме саморазрушения и только умножающие печали и горести.

Истинные же буддисты избирают так называемый срединный путь, пролегающий между двумя крайностями. Он направлен не на внешние проявления, а на концентрацию собственных внутренних сил. Его еще иначе называют благородным восьмеричным путем, так как он состоит из восьми состояний, пройдя которые можно достигнуть состояния нирваны.

Все эти состояния можно разделить на три этапа, пройти которые нужно постепенно и планомерно: шила (нравственность), самадхи (дисциплина) и панья (мудрость).

Благородный восьмеричный путь

На пути к нирване разбросано множество препятствий, преодолеть которые не так-то просто. Они связаны с земной, плотской сущностью человека и мешают его духовному раскрепощению и освобождению. Кратко сформулировать их можно как:

  • Иллюзорность личности
  • Сомнения
  • Суеверия
  • Плотские страсти
  • Ненависть
  • Привязанность к земному бытию
  • Жажда удовольствий
  • Гордость
  • Самодовольство
  • Невежество

Только преодолев эти препятствия, можно считать восьмеричный путь пройденным. Показателями этого становятся три аспекта буддизма:

Панья — мудрость

1. Правильное воззрение.
2. Правильное мышление.

Шила — нравственность

3. Правильная речь.4. Правильное поведение.

5. Правильный образ жизни.

Самадхи — дисциплина

6. Правильное усердие.7. Правильная самодисциплина.

8. Правильная концентрация.

Проходя все эти этапы, человек обретает благополучие, счастье и решает свои жизненные проблемы, а затем и входит в нирвану, избавляясь от всех видов страданий.

Несмотря на разнородность и многоплановость течений внутри буддизма, которые иногда противоречат одно другому, все они базируются на четырех базовых благородных истинах. Считается, что эти принципы были поняты, определены и сформулированы самим Буддой.

Он связывал четыре истины с отношениями доктора и больного, в которых он сам выступал в роли врача, а все человечество — в роли страждущего от многочисленных заболеваний. Первая истина в этом свете предстает как констатация факта заболевания, вторая — установление диагноза, третья — понимание возможности излечения, четвертая — назначение курса лекарств и терапевтических процедур.

Продолжая цепочку ассоциаций, можно сказать, что Будда и его учение — это опытный врач, четыре благородных истины — способ и методика излечения, а нирвана — это полное здоровье, физическое и психологическое.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году монголы приняли Ислам

Сам Будда настаивал на том, что его учение не является догмой, обязательной к беспрекословному следованию учениками и последователями. Он пришел к своим умозаключениям самостоятельно, анализируя себя и свой жизненный путь и предлагал подвергать сомнению и проверке все его слова.

Это коренным образом противоположно традициям других религий и верований, где слово бога незыблемо и непоколебимо и требует безусловного принятия без малейших колебаний. Остальные личные мнения и переосмысление божественного писания относятся к ересям и подлежат радикальному искоренению.

Именно это и делает буддистские учения такими притягательными в глазах его современных учеников и последователей — свобода выбора и воли.

Источник: https://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/4-bazovye-blagorodnye-istiny-buddizma.html

Причиной страдания в буддизме является. Концепция страдания в буддизме

Что является причиной страданий в буддизме

Итак, для избавления от страданий нужно усмирить свой ум, наполняя его священными текстами и устным учением от знающего человека. Первое — это избавление от привязанности к этой жизни путём размышлений о драгоценности жизни, Непостоянстве и смерти.

После, для отстранения от привязанностей к будущим жизням, по учению ламы Цонкапы, требуются размышления о Карме и мытарствах нахождения в колесе перерождения. В Учении о Четырёх Благородных Истинах повествуется об муках сансары.

Далее в тексте кратко отображены Четыре Благородные Истины и способ обдумывания шестнадцати аспектов Четырёх Благородных Истин, которые стали объектом медитации великих мастеров в прошлом, благодаря им они добились высшей реализации.

Лама Цонкапа

Дже Цонка́па (встречаются также написания Цонгкапа, Цонкхапа, Цзонкхапа, Цзонхава, Цзонкапа, Цонгкапа, Цзонхапа, Цзункэба; тиб. བཙོང་ཁ་པ; монг. Зонхов; калм. Зунква; бур. Зонхобо, Зонхаба; 1357-1419) — тибетский религиозный деятель, философ и проповедник. Вошёл в историю как реформатор тибетского буддизма и основатель школы гелуг, впоследствии ставшей в Тибете наиболее многочисленной, и игравшей важнейшую роль в политике Тибета и близлежащих стран.

Самое первое учение, преподаваемое Буддой, было Учение о Четырех Благородных Истинах, являющиеся настоящими Истинами:

  • «Признайте Благородную Истину как весть о страданиях»
  • «Откажитесь от Благородной Истины как об источнике страданий»
  • «Осуществите Благородную Истину для пресечения страданий»
  • «Медитируйте над Благородной Истиной как о Пути».

1.Первая Благородная Истина – страдания сансары

Будда учил о том, чтобы не страдать, нужно полное признание страданий и понимание сути страданий. Если вы желаете избежать страдание, связанное с каким-либо заболеванием, то вам необходимо исследовать и постичь это заболевание, иначе симптомы будут восприниматься как болезнь.

Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании

В буддизме существует три вида страдания

То, что обычные люди принимают за страдания, с позиции буддизма являются симптомами страдания и говорится о трёх видах страданий: страдание через боль, негативные эмоции, психические расстройства и т.д.; страдание перемен (смена терзаний от одного фактора на терзания противоположного); всепроникающее страдание (жизнь в постоянном помрачении сознания). В основном мы предаёмся страданию перемен, являющиеся целью наших стремлений, понимание этого приводит к счастью.

Как только человек признает страдание перемен за страдание, то исчезнет мирская привязанность и мотивация. Постоянные помрачения приводят к всепроникающему страданию – сплошная болезнь тела и ума. Этот тип страдания является основой для всех страданий. Человек избавившийся от подобного страдания любые негативные замечания в свой адрес принимает с пользой для себя, они несут удовлетворение.

Поэтому для избавления от страданий необходимо избавиться от всепроникающего страдания.

Любой человек желает и направляет все свои стремления для избавления от страданий, однако большинство хотят изменить внешние условия. Так он не излечит рану, а всего лишь оградит от внешнего мира. Пытаясь изменить внешние условия человек не получает результата, при затрате множества усилий.

При размышлениях об видах страданий в глубине вашей души родится непреодолимое желание освободится от них. Пока вы находитесь в колесе сансары вы не можете быть счастливым, в ней счастьем является страдание перемен.

Четыре великих потока страдания:

  • страдание рождения;;
  • страдание старости;
  • страдание болезни;
  • страдание смерти;.

2. Вторая благородная истина о причине страданий

Для прекращения страданий необходимо установить причину, а затем отбросить, таким образом избавится от них. Причина страданий находится внутри нас — это желание и ненасытное стремление.

Настойчивое желание удовлетворять все постоянно появляющиеся нужды приносят одни разочарования, так как множество потребностей неосуществимы в полной мере. Это влечёт появление кармы, включающая в себя все наши действия слова и мысли.

Карма затягивает человека в процесс влечения к хорошему и плохому, что влечёт за собой образование новой кармы, рождая «круговорот сансары».

И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий

ДХАРМАЧАКРА ПРАВРТАНА СУТРА (Сутра запуска колеса учения)

Удовлетворенное состояние от исполнения желаний не хватает надолго и почти сразу рождаются новые желания, так происходит замкнутый круг, состоящий из появляющихся желаний и частичного их достижения. Чем больше появляется неудовлетворённых желаний, тем больше появляется страданий.

Источник: https://artpos.ru/holidays/prichinoi-stradaniya-v-buddizme-yavlyaetsya-koncepciya-stradaniya-v-buddizme.html

Философия буддизма: 4 интереснейшие лекции Александра Пятигорского о причинах страдания, тройной бухгалтерии кармы и Дхарме

Отшельничество от скуки, мешанина Сансары и тройная бухгалтерия кармы: публикуем цикл лекций известного во всем мире востоковеда и философа Александра Пятигорского, в которых он рассказывает, как возникла и что собой представляет философия буддизма.

Сегодня у нас кое-что интересное. Публикуем четыре лекции по философии буддизма, которые в 2006 году в Государственном музее искусства народов Востока прочитал философ, востоковед, знаток санскрита и тибетского, переводчик древних индусских и буддийских священных текстов, профессор Лондонского университета Александр Моисеевич Пятигорский.

Пожалуй, в нашем мире о буддизме никто не знает больше Пятигорского (разве что буддийские монахи — и то избранные), так что для всех интересующихся — определенно must see. Впрочем, лекции будут интересны не только тем, кого привлекает философия буддизма, но и тем, кого волнуют неразрешимые загадки этого мира.

Одну из самых интересных версий его устройства можно услышать из уст Александра Моисеевича.

«Разумеется, для меня встреча с вами — это предлог поговорить о буддийской философии. А о буддийской философии всю жизнь я говорю по одной причине. Вернее, по двум причинам. Не потому что это нужно: ни хрена это никому не нужно -в этом её ценность.

Не потому что это полезно: ни одна философия не полезна — в этом её ценность. А потому что это ин-те-ре-сно. А «интересно» — гораздо важнее полезного. Вы понимаете? Полезное сегодня — завтра бесполезное. Во-вторых, потому что я ее люблю. Больше я ничего не скажу».

Итак, отправляемся в восьмичасовое плавание по волнам буддийской философии, во время которого философ расскажет нам о преимуществах бесписьменных культур, об отшельничестве от скуки, о причинах страдания, о пронизывающем все живое сознании, йогически натренированном уме и тройной бухгалтерии кармы.

Лекция #1: Буддизм — религия и философия древнеиндийской интеллектуальной-аскетической элиты

Первая лекция посвящена формированию буддийской философии и ее специфике. В самом начале лекции А.М. Пятигорский подчеркивает, что в разговоре о буддизме необходимо избавиться от традиционных штампов, вроде придуманного противоречия между Востоком и Западом, потому что любая великая философия — чужда нации, этносу, родной религии, всему родному.

На примере буддизма это явственно видно, так как он вырос не только на основе, но и вопреки древней индийской культуре. О том, как это произошло, и идёт речь в лекции.

В частности, востоковед рассказывает от ритуалах и традициях Древней Индии, о том, что отличительной чертой древнеиндийской культуры была её незафиксированность, но при этом отсутствие письменности не тормозило развитие культуры, а подстёгивало его, так как традиция запоминания стала для индусов мощным ментальным тренингом.

«Мы еще посмотрим, чего лишит вас Интернет, но письменность лишила людей очень многого. И прежде всего необходимости непрерывного ментального тренинга. Пойдите запомните 14 000 страниц да объясните ученику это все по памяти. То есть тут нарастали какие-то латентные интеллектуальные ресурсы».

Итак, смотрим лекцию и узнаем о том, почему индусам, жившим в благополучии, вдруг «стало неинтересно», как возникла мания отшельничества, по какой причине именно «Я» стало главным объектом критики интеллектуальных микроэлит и как образовался новый тип индивидуальной рефлексии.

Лекция #2: Срединность — первая аксиома Буддийской философии

В чём заключается буддийская аксиома срединности? Почему крайний аскетизм так же вульгарен, как и полное потакание чувственным удовольствиям? К какому новому взгляду на человека ведет позиция срединности? Кто такой благородный человек (арья, ариец) в философии буддизма? Как понимать идею Будды о том, что человек — это состояние сознания? Что общего у буддизма и философии Ницше? Чего не понимал о человеке «типичный эволюционный маньяк» Зигмунд Фрейд? Что общего у буддизма и математической концепции нуля? Что стоит за буддийской категорией Пути? Обо всём этом Пятигорский рассказывает во второй своей лекции, посвященной первой беседе Будды со своими учениками, так называемому «Первому повороту колеса Дхармы».

«Человек на пути — не человек, а путник, а это совершенно иное дело».

Лекция #3: Буддизм — философия страдания и избавления от страдания

Здесь Пятигорский разбирает страдание как философскую категорию и рассматривает 4 благородные истины о страдании, которые содержала первая проповедь Будды.

В частности, он останавливается подробнее на причинах страдания, которые кроются в стремлении и жажде — счастья, жизни, удовольствий, страдания, смерти — и рассказывает, что такое благородный восьмеричный путь и как он может привести к завершению страдания (впрочем, Пятигорский отмечает, что путь — это не гарантия, а всего лишь возможность).

Кроме того, в этой лекции идет речь о том, как бороться с зависимостью от объектов, как анализировать и объективировать мешанину сансары, что такое категория «НЕ-Я» в буддизме, чем йогически тренированный ум отличается от нашего, «ерундовского», и по каким фазам созерцания продвигались йоги в своём развитии (например, созерцание разлагающейся плоти, комка земли, серого цвета и т.д.). В общем, жутко интересно.

Лекция #4: Буддийское философское учение о Дхармах

В четвёртой лекции Александр Моисеевич разбирает аксиомы и постулаты буддийской философии Абхидхармы (как отмечает А.М. Пятигорский, Абхидхарма — философская дисциплина, которая учит переориентировке с вещей, желаний, волятивных актов, со слов криков, звуков на Дхарму — как некоторую единицу другой, чисто мыслительной действительности), отмечая, что множественность начальных аксиом, никак не вытекающих друг из друга, — особенность буддизма.

Подробно философ рассматривает третью аксиому буддийской философии — аксиому о Дхармах (Дхарма:1. Учение Будды; 2. Просветленное сознание, которое может быть в двух состояниях — состоянии для себя и состоянии манифестации; 3. Дхарма — непереводимое слово, которое включает всё), которая звучит предельно просто: всё — Дхармы.

Попутно Пятигорский разбирает массу других интересных вещей: из каких субфеноменов состоит объект; как взаимодействуют между собой мысль, мышление, мыслящий; что такое Дхарма и как она возникает; из чего состоит вспышка одной Дхармы, которая протекает мгновенно и в момент исчезает; что такое благая, неблагая и нейтральная Дхарма и к каким кармическим результатам ведёт каждая из них; что такое кармический баланс и почему, как выражается философ, «у кармы не двойная, а тройная бухгалтерия»; как избавиться от кармы, стать акармичным; как может повлиять на реальность и сознание мышление в терминах Дхарм и многое другое. И, да, не забываем о главном: любая карма — это карма мысли.

Источник: https://cameralabs.org/10510-filosofiya-buddizma-4-interesnejshie-lektsii-aleksandra-pyatigorskogo-o-prichinakh-stradaniya-trojnoj-bukhgalterii-karmy-i-dkharme

Основа буддизма

Итак, для избавления от страданий нужно усмирить свой ум, наполняя его священными текстами и устным учением от знающего человека. Первое — это избавление от привязанности к этой жизни путём размышлений о драгоценности жизни, Непостоянстве и смерти.

После, для отстранения от привязанностей к будущим жизням, по учению ламы Цонкапы, требуются размышления о Карме и мытарствах нахождения в колесе перерождения. В Учении о Четырёх Благородных Истинах повествуется об муках сансары.

Далее в тексте кратко отображены Четыре Благородные Истины и способ обдумывания шестнадцати аспектов Четырёх Благородных Истин, которые стали объектом медитации великих мастеров в прошлом, благодаря им они добились высшей реализации. 

Лама Цонкапа

Дже Цонка́па (встречаются также написания Цонгкапа, Цонкхапа, Цзонкхапа, Цзонхава, Цзонкапа, Цонгкапа, Цзонхапа, Цзункэба; тиб. བཙོང་ཁ་པ; монг. Зонхов; калм. Зунква; бур. Зонхобо, Зонхаба; 1357—1419) — тибетский религиозный деятель, философ и проповедник. Вошёл в историю как реформатор тибетского буддизма и основатель школы гелуг, впоследствии ставшей в Тибете наиболее многочисленной, и игравшей важнейшую роль в политике Тибета и близлежащих стран.

Самое первое учение, преподаваемое Буддой, было Учение о Четырех Благородных Истинах, являющиеся настоящими Истинами:

  • «Признайте Благородную Истину как весть о страданиях»
  • «Откажитесь от Благородной Истины как об источнике страданий»
  • «Осуществите Благородную Истину для пресечения страданий»
  • «Медитируйте над Благородной Истиной как о Пути».

1. Первая Благородная Истина – страдания сансары

Будда учил о том, чтобы не страдать, нужно полное признание страданий и понимание сути страданий. Если вы желаете избежать страдание, связанное с каким-либо заболеванием, то вам необходимо исследовать и постичь это заболевание, иначе симптомы будут восприниматься как болезнь.

Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании

ДХАРМАЧАКРА ПРАВРТАНА СУТРА (Сутра запуска колеса учения)

2. Вторая благородная истина о причине страданий

Для прекращения страданий необходимо установить причину, а затем отбросить, таким образом избавится от них. Причина страданий находится внутри нас — это желание и ненасытное стремление.

Настойчивое желание удовлетворять все постоянно появляющиеся нужды приносят одни разочарования, так как множество потребностей неосуществимы в полной мере. Это влечёт появление кармы, включающая в себя все наши действия слова и мысли.

Карма затягивает человека в процесс влечения к хорошему и плохому, что влечёт за собой образование новой кармы, рождая «круговорот сансары».

И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий

ДХАРМАЧАКРА ПРАВРТАНА СУТРА (Сутра запуска колеса учения)

Удовлетворенное состояние от исполнения желаний не хватает надолго и почти сразу рождаются новые желания, так происходит замкнутый круг, состоящий из появляющихся желаний и частичного их достижения. Чем больше появляется неудовлетворённых желаний, тем больше появляется страданий.

Источник: https://inkusto.com/stati/religiya-i-vera/buddizm/333-osnova-buddizma

Главные принципы буддизма — Спасение души

Невозможно в короткой статье описать всё, что хочется сказать о буддизме и описать все виды школ и философских направлений. Но давайте попробуем, основываясь на наиболее важных из них понять, что такое буддизм и как это ортодоксальное духовное учение влияет на одухотворение общества, как развивается его осознание и ответственность.

Для этого, мы должны немного поговорить не только о самой религии, но и о том, как человечество прошло с ней через несколько тысяч лет своего существования. Будем стараться быть объективными, давая оценку этой доктрине.

Что такое буддизм?

Буддизм − это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношениям между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни.

Точное количество буддистов установить очень сложно, их примерно 500 млн. по всему миру, большая часть которых живет в Китае.

Буддизм сосредоточен на человеческих аспектах − основных положениях этой религии.  В нем, особенно в его, наиболее современных направлениях говорится, что мы сами ответственны за свою собственную судьбу, не только в этой жизни, но что не менее важно, в следующих воплощениях бессмертной души.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что за бог Анубис

Четыре классических принципа

Предположения первоначального буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:

  1. Жизнь есть страдание;
  2. Эта истина объясняет, почему существует страдание — мы страдаем, потому что мы сами этого хотим;
  3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой для того, чтобы выйти из-под власти страдания, при этом мы должны полностью отказаться от своих желаний. В буддизме это означает познать полное блаженство, успокоение, избавиться от мирских страстей, искоренить ненависть и познать истинную природу вещей, то есть достичь состояния нирваны. Для познания этого состояния буддийские монахи проходят обучение, медитируют, занимаются меценатством, поклоняются святым и тем самым освобождаются от собственного эго (называют «мокша»), отвергая людские желания и страсти. Существует два пути спасения: 1) Хинаяна – это узкий путь спасения, достигается в буддийских монастырях, а познание нирваны приходит после смерти; 2) Махаяна – широкий путь, познание нирваны происходит на время при жизни, а после смерти достигается навечно.
  4. Это правило представляет собой ряд инструкций, рассказывающих о том, как достичь этого состояния (во многих точках совпадающие с христианскими Десятью Заповедями). Каждый буддист на протяжении мирской жизни следует срединному пути существования на пути к достижению нирваны – это основное учение Будды, также называемое восьмеричным путем спасения. Оно основано на восьми состояниях:
  • — правильная речь – воздержание ото лжи, сквернословия, пустословия и речей, которые могут сеять вражду и привести к злу;
  • — правильный образ жизни – не вредить всему живому, зарабатывать средства для существования, не противореча буддийским ценностям, вести скромную, без роскоши и прочих излишеств, жизнь;
  • — сосредоточение – стремиться освободиться от жестких убеждений и наполнять свой разум позитивными мыслями, учиться созерцать и познавать истину;
  • — правильное воззрение – понимание Четырех Благородных Истин (Сансара это страдание; у страдания есть причина и конец; есть путь, ведущий к окончанию страдания);
  • — правильные поступки – делать добрые дела, воздержаться от воровства, прелюбодеяния и желания обивать других существ;
  • — правильные помыслы – уяснить, что все зло исходит от нашей плоти;

— правильные намерения – изменить свои желания и намерения. Жестокость и вред заменить на сострадание; чувственные наслаждения — на посвящение себя духовности; злость – на доброжелательность.

— правильные усилия – отгонять все злое, настраиваться на позитивный лад и стараться всегда следить за своими мыслями.

Таковы основы буддизма, которые на протяжении веков трансформировались в полном объёме в государственную религию, а также стали неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.

Основные концепции буддизма

Три основные концепции буддизма:

1. Дхарма − есть истина и мудрость, само ядро науки трансцендентного Будды.

Она дает понимание того, что происходит с нами и что должно происходить. В результате того, что мы понимаем эту истину, мы должны что-то делать с самими собой. Наш внутренний долг — освободиться от страданий. Каждый должен прийти к себе истинному путём полного освобождения своего духовного начала от всевозможных наслоений, созданных нашим эго.

2. Карма − является причинно-следственной взаимосвязью событий, определяющих наши нынешние и будущие условия жизни. Это то, что мы есть и возникает из того, кем мы были и что делали в предыдущих воплощениях. Каждое новое воплощение является шанс улучшить свою судьбу.

Что такое Карма, читайте в этой статье>>

3. Нирвана − последняя великая концепция буддизма и является лучшим «вознаграждением» за наши добрые дела по отношению к себе и к другим людям, к окружающему миру, бытию в целом. Она — следствие прерывания вращения колеса Сансары, чередующего рождение и смерть до окончательного освобождения от страданий и желаний этого мира.

Виды буддизма

Я не претендую на исчерпывающую полноту повествования, я показываю только основные виды буддизма и ту огромную культурную жизнь, которая скрывается за одной из самых многочисленных религий мира.

Тхеравада-хинаяна. Этот вид буддизма выжил в Южной Азии и включает в себя Южную Индию, Цейлон, Индокитай. Это самая старая форма буддийского учения. Сохранились очень старые тексты буддийского канона, который содержит богатую коллекцию заповедей и притч. Это наиболее примитивная форма буддистской религии и не является распространенной.

Китайский буддизм.Выращенный в Индии, он устремился в Китай, ставший идеальной «ретрансляционной станцией» на весь Восток, а затем и на запад.

В результате таких сложных метаморфоз и преобразований, в Китае была создана школа Чань, являющийся основой дзен буддизма, распространившегося на Японию и Корею. Школа была основана Бодхидхармой Буддой, который прибыл в Китай в пятом века до нашей эры.

Со временем она стала самой важной оригинальной формой китайского буддизма, которая получила видное место среди других направлений системного мышления и верований Китая — конфуцианства и даосизма.

Тибетский буддизм. Является самым красочным, самым живописным буддистским направлением в мире. Он состоит из двух элементов. Во-первых, структура самой религии — ламаизм, другое название буддизма, применяемого в настоящее время в Тибете.

Он стал основным местным верованием — религией, полной призраков, магии и богов. Вторая характеристика ламаизма сильно отличается от других школ буддизма – это необычно сильная позиция священников (лам).

Тибет до китайского вторжения был самым теократическим государством в мире — треть населения составляли монахи.

Японский. Этот вид буддизма делится на несколько сект, из которых я рассмотрю наиболее важные в хронологическом порядке. Они берут начало из двух основных традиций — Риндзай и Сото.

Шин Буддизм происходит от имени Амида Будды, царящего в раю «чистой земли». Для того, чтобы попасть в рай, буддист должен произносить имя Амида Будды.

Эта концепция широко известна на протяжении всей истории развития буддизма в Индии и Китае, но только в Японии, монах Хонэн (1133—1212) объявил о том, что вдохновенного произнесения имени Будды достаточно.

Вам не нужны добрые мысли, дела или медитации, вы просто повторите формулу Наму Амида Буцу (отсюда и другое название этой секты — nembutsu) и этим сможете достичь спасения.

Монах Sinran, который жил 1173—1262 и был учеником Хонэн, через некоторое время пришел со своим собственным оригинальным тезисом о том, что само существование жизни каждого человека не даётся Буддой и больше не нужно называть его имя, чтобы спастись и прийти к вечному блаженству и гармонии.

Нитирэн, пожалуй, самый спорный вариант учения Будды. Секта была основана Нитирэном, который жил в 1222—1282 годах и был великим религиозным реформатором. Зарождению этой традиции способствовали исторические события того времени – Японию преследовали военные конфликты и стихийные бедствия.

Он воспользовался этим фактом, чтобы утверждать, что для того, чтобы достичь мира и спокойствия, нужно создать в Японии одну религию — буддизм в такой форме, чтобы он способствовал достижению просветления. Таким образом, создается фанатичное, ультранационалистическое религиозное движение, своего рода «японский национальный буддизм».

Что такое Дзен-буддизм?Является наиболее развитой формой.

Отвергает любые внешние религиозные атрибуты — иерархии и ритуалы, а также любые интеллектуальные вспомогательные средства, способствующие просветлению (проповеди и священные книги Мудрости).

Просветление приходит здесь и сейчас, и только благодаря созерцанию, происходит освобождение от эгоизма. Это состояние достигается за счет дзадзен или сидя в позе цветка лотоса, радуясь дыханию — это условия, необходимые для того, чтобы принять сострадательную природу Будды.

Риндзай Дзэн.

Риндзай является наиболее важным японским Дзен направлением, также основанный монахом, который был не очень удовлетворён японским буддизмом и решил поехать в Китай (откуда буддизм пришел в Японию), чтобы узнать истинное понимание этой религии. Благодаря ему, первоосновы буддизма (китайский чань) были распространены на Японских островах, называемые на новом наречии Zen.  Это начало одной из двух главных традиций Дзен;

Сото Дзен.Soto является японской школой, которая основанна монахом по имени Догэн, который был учеником преподобного Риндзая и взял у него множество элементов мышления.

Тем не менее, как и наставник, он в одиночку отправился в Китай к местным источникам, чтобы постичь знания об истинном измерении буддизма.

Так появился еще один вид японского дзен, который до сих пор популярен и его практикует очень много поклонников.

Корейский буддизм. В Корее данный вид учения имеет многовековые традиции. Однако, сто-двести лет назад, казалось, это учение утратило свое значение. Это было до середины двадцатого века. Но на волне растущего интереса к дзен буддизму на Западе, корейский буддизм также переживает своё возрождение. Лучшим примером является школа дзен-Кваме Um.

Возможно, представленные здесь виды и их краткие описания были полезны для тех, кто заинтересован в этой древнейшей религиозной конфессии. Я глубоко убежден, что идея быть буддистом является одним из наиболее ценных человеческих желаний, которое каким-то странным образом близко каждому человеку.

Заключение

Буддизм это больше философское направление, нежели религия, здесь не рассматривается наличие божества, создавшего вселенную, как в привычных, нашему обществу религиях.

Есть только «дэва», но это не божества, управляющие судьбами людей и вселенной, это такие же люди, просто из другой реальности.

Так же как и Будда, который был реальным человеком, жившим 2,5 тысячи лет назад, поэтому вопрос – «Верите ли вы в Будду?», не имеет смысла в буддийской философии.

Источник: https://radonezh-stsl.ru/prochee/glavnye-printsipy-buddizma.html

8 способов положить конец страданиям – согласно буддизму

У буддистов – особое отношение к боли. Философия их учения состоит в том, что избавиться от страданий возможно, хотя они – часть нашей жизни, от которой никуда не деться.

Как говорят, жизнь – это боль, но мы вовсе не обречены пассивно переносить её и не пытаться бороться.

Для того, чтобы избавиться от боли, существует 8 способов. Вернее – 8 ступеней, которые мы должны пройти в своём развитии.

Первое и непременное условие – это принять боль. Это, конечно же, непросто и противоречит самой природе человека. Но другого выхода нет: все мы рано или поздно испытываем боль, а отрицание и сопротивление лишь увеличивает страдания.

При этом буддисты подчёркивают, что принять боль – вовсе не означает смириться. Они предлагают совершенно иной способ. Дело в том, что наши страдания порождают бесчисленные желания. А значит – достаточно избавится от желаний, чтобы прекратить страдать.

В награду вы получите совсем другую жизнь – наполненную миром и гармонией.

1. Правильный взгляд на происходящее

Самая первая ступень – научиться никогда и никого осуждать. Вместо того, чтобы раздумывать над тем, кто является хорошим, а кто – плохим, сосредоточьтесь совершенно на другом. Попытайтесь понять природу поведения людей. Да, это правда: многие из нас (и вы тоже) ошибаются и поступают неправильно. Но кто вы такие, чтобы судить других?

Хотите избавиться от страданий – научитесь терпимости и толерантности. Вы не судья и никогда им не станете. А значит – не вправе клеймить позором или осуждать поведение других людей.

В свою очередь, они не имеют права так поступать с вами. Каждый из нас выбирает свой путь на Земле, и это – его право.

2. Преследуйте благородные цели

Цели, которые мы ставим перед собой, бывают разными. Например, вы хотите достигнуть успеха. А значит – стремитесь к богатству и благополучию, хотите славы и похвалы. Как только вы достигнете желаемого, почувствуете пустоту. Да, вы – богаты, уважаемы, ну и что?

Буддисты говорят о том, что преследуемые нами цели должны быть изначально благородными. Только такие цели приносят глубокое удовлетворение и спокойствие, которыми вы можете поделиться с другими.

Вы должны чувствовать себя нужными и полезными – вот конечный результат благородной цели.

3. Следите за своими словами: не обижайте, не лгите, не лжесвидетельствуйте

Слова могут сделать человека самым счастливым на земле. Но существует и обратная сторона: словом можно убить.

Слова помогают стать лучше, но слова и ломают нас.

Если произнесённое вами исходит с глубины сердца – оно является настоящим «бальзамом». Слова способствуют пониманию, привязанности и единению.  Они утешают, мотивируют и превозносят величайшие жизненные ценности.

Однако иногда слова используют совершенно с другой целью: чтобы лгать, ранить или унижать. Поверьте, если вы раните кого-то своими словами, счастья это не принесёт. Наоборот, в конечном итоге – навредите себе же.

4. Не обижайте и заставляйте страдать других людей

Этот принцип присутствует абсолютно во всех культурах: «Поступайте с другими людьми так, как хотели бы, чтобы поступали с вами». Чувства других людей, жизнь других людей – бесценны. Вы не вправе посягать на них. Кстати, речь идёт не только о физическом воздействии, но и психологическом.

Хотите положить конец своим страданиям? Не заставляйте страдать других!

Иначе ваше желание выглядит более чем противоречивым. Точно так же – не позволяйте никому причинять вам боль. Они не имеют на это никакого права. Впрочем, как и вы.

Нет лучшего способа достигнуть гармонии и мира внутри, чем осознать и жить за этим принципом: «Никогда и никого не заставляйте страдать».

Источник: https://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2019/10/8-sposobov-polozhit-konecz-stradaniyam-soglasno-buddizmu/

Признает ли буддизм понятие кармы

Такому феномену, как карма буддизм и многие другие философские и религиозные школы Востока отводят важную, если не самую главную роль в жизни человека.

Что такое карма человека

Карма — это главный причинно-следственный закон Вселенной, и само это понятие включает в себя не только действия человека — хорошие или плохие поступки, но и их последствия в виде событий, условий или состояний.

Механизм движения сансары

Дословно «сансара» переводится как «вечное скитание». Это бесконечная череда реинкарнаций (перерождений), в ходе которых человек либо эволюционирует, либо деградирует. Каким будет следующее воплощение, зависит от кармы, которая является механизмом, приводящим Колесо Сансары в бесконечное движение.

Разница между кармой и судьбой

Карма и судьба — не одно и то же, хотя они взаимосвязаны.

Судьба — это события в жизни человека, поступки, а также возможности и таланты, которые предопределены, предначертаны свыше.

Карма придает им окраску негативную или позитивную и предполагает некоторую свободу выбора.

Чем отличается карма от принципа свободы воли

Свобода воли — это возможность сознательного выбора совершать какие-либо действия, которые могут повлечь за собой те или иные последствия. В реальности такая возможность ограничена нормами морали, религиозными догмами и законодательством. В отличие от свободы воли, карма позволяет человеку выбирать, как ему поступить и нести ответственность за свои поступки.

Наука и религия о карме

Отвергая возможность реинкарнации, такие религии, как христианство, ислам, иудаизм отказываются признавать и существование кармы. Но в науке кармические законы находят свое подтверждение.

Законы физики

Открытия в атомной физике и квантовой механике свидетельствуют о том, что мироздание не состоит из неких фундаментальных «кирпичиков», а строится исключительно на основе взаимных отношений и внутренней связанности. Закон квантового единства, закон бутстрапа подтверждают существование причинно-следственной связи.

Значение кармы в индуизме

В индуизме кармические проявления могут быть хаотичными. Счастье и горе распределены неравномерно в рамках 1 воплощения. На это влияют все поступки человека, даже неосознанные. За добрые дела добром и воздается, зло возвращается злом.

Значимость в буддизме

По мнению буддистов, только осознанные поступки человека могут влиять на его судьбу, а значит, человек сам несет ответственность за события своей жизни.

Разновидности кармы

Их несколько, но в основном выделяются 4 главных:

  1. Санчита — карма, которую человек накопил в течение предыдущих воплощений.
  2. Прарабдха является частью санчиты. Это плоды прошлых воплощений, которые человек пожинает в текущей жизни.
  3. Криямана — что человек создает в текущей жизни, тем самым определяя свое будущее. Впоследствии криямана также добавится к санчите.
  4. Агама — будущее, которое человек создает своими мыслями и поступками. Это сегодняшние планы, которые завтра могут стать реальностью.

Кармические примеры

История знает множество примеров кармического воздаяния.

Молодой человек по имени Тайлер воровал и коллекционировал дорожные знаки. Он погиб в аварии, врезавшись в один из таких знаков на своем грузовике.

В Колумбии на остановке мужчина выхватил у женщины кошелек, а когда развернулся, чтобы убежать, тут же попал под автобус. Его смерть была зафиксирована камерами видеонаблюдения.

Молодой спасатель вытащил из горящей машины пожилого доктора, который спас ему жизнь, когда тот только появился на свет.

Действие кармы на жизнь людей

Поскольку человек не помнит, что делал в своей прошлой жизни, ему трудно понять, почему судьба посылает ему страдания, если он не совершает никаких плохих поступков. Возможно, проходя через испытания, он расплачивается по долгам из прошлого.

Кармический долг

Если в предыдущей жизни человек совершил множество ошибок или плохих поступков, не выполнил каких-то обязательств, то за ним остается кармический долг. Отдавать такие долги приходится в текущем воплощении, а иногда и в течение нескольких жизней. Часто сложные жизненные ситуации — это не наказание, а возможность отработать свои кармические долги.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что у мусульман в пятницу

Карма внутри семьи

Все члены одной семьи были связаны между собой и активно взаимодействовали в предыдущих воплощениях. Постоянные ссоры между супругами, проблемы «отцов и детей» свидетельствуют о том, члены семьи что-то задолжали друг другу в прошлой жизни. Если семья благополучна, а отношения в ней строятся на любви и взаимопонимании, это говорит о хорошей кармической предопределенности.

Кармический откуп

О кармическом откупе можно говорить, когда человек понимает, что страдания, выпавшие на его долю, имеют свои причины. Он меняет свое поведение и мышление, становится отзывчивым и терпимым, избавляется от раздражительности и ненависти даже к врагам, проявляет искреннюю заботу и любовь к окружающим.

Такие внезапные перемены в характере и действиях человека свидетельствуют о том, что, жертвуя своей гордыней, он отдает ее на откуп и положительно влияет на собственную карму.

Кармические отношения между людьми

Кармические отношения — это связь, которая возникает между людьми, когда они взаимодействуют друг с другом.

Чем теснее и активнее коммуникация, тем прочнее связь, которая проходит через все воплощения.

Главным условием возникновения таких связей являются эмоции и чувства, которые проявляются при взаимодействии. Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.

Иногда отрицательные связи могут быть даже сильнее, чем положительные. Ненавидящие друг друга люди будут притягиваться снова и снова до тех пор, пока конфликт между ними не разрешится.

Какие есть виды

Исцеляющие отношения — это наиболее благоприятный вид кармической связи. Если в прошлых воплощениях люди любили друг друга, то и в этой жизни их встреча предопределена, а союз полон гармонии и любви.

Разрушающие кармические отношения возникают, когда есть необходимость связать 2 людей для решения задач, которые не были решены в прошлых жизнях. Как только они разрешатся, люди расстанутся, чтобы не встретиться уже никогда.

Брак по карме

В брак по карме люди вступают, если они уже пересекались в прошлых жизнях. Их могут связывать как большая любовь, так и кармические долги. Это может означать, что в прошлых жизнях супруги могли быть близкими друзьями или заклятыми врагами, родителями или детьми.

Одной из причин одиночества человека может быть то, что его партнер по кармической связи еще не воплотился, а остался на тонких планах.

Что такое сосуд кармы

Сосуд кармы — это своего рода «банк», в котором накапливаются только хорошие поступки человека. Каждый в течение жизни должен стремиться к наполнению сосуда кармы, чтобы приблизиться к просветлению.

Зависть, ревность, злость, гордыня и прочие отрицательные качества личности тормозят наполнение сосуда.

Искреннее раскаяние, переосмысление и исправление своих поступков способствуют тому, что сосуд вновь начинает наполняться.

Плюс в карму

Все положительные эмоции, добрые мысли и поступки, добросовестное отношение к своим обязанностям, доброжелательность, бескорыстная помощь кому-либо и другие хорошие качества являются плюсом, который добавляется в сосуд кармы и способствует его наполнению.

Как узнать свою карму по дате рождения

С помощью простых вычислений можно узнать свою карму по дате рождения. Для этого нужно сложить все числа, которые в ней присутствуют. Например, если человек родился 31 декабря 1985 г., то получится: 3+1+1+2+1+9+8+5=30. 30 — это индивидуальное кармическое число человека. В этом возрасте в его жизни могут произойти важные изменения, которые были запрограммированы судьбой.

Влияние кармы на здоровье

Состояние здоровья человека в этой жизни — во многом прямой результат того, как он жил в прошлых воплощениях. Поэтому иногда развитие некоторых заболеваний трудно объяснить с точки зрения науки.

Кармические причины заболеваний

С точки зрения закона кармы можно дать объяснение любому заболеванию. Так, например, все тяжелые, неизлечимые или врожденные болезни имеют свою кармическую причину и являются следствием дурных поступков или неправильного образа жизни как в предыдущих воплощениях, так и в текущем.

Но не всегда заболевания — это наказание за проступки, совершенные в прошлом.

Бывает так, что они оказываются благом, посланным для того, чтобы человек мог дать себе передышку, восстановить душевный баланс и задуматься над собственной жизнью. К таким заболеваниям относятся всевозможные ОРВИ, синдром хронической усталости.

Варианты работы с кармой

Изменить карму, наработанную в результате действий человека, совершенных в прошлых жизнях, и избежать последствий, практически невозможно. Остается просто принять их и пройти, как испытания, данные свыше. Но, зная принципы действия кармических законов, можно повлиять на свое будущее.

Улучшение своей кармы

Улучшить свою карму можно, если только понять и устранить причины своих поступков, проявляя при этом лучшие стороны своего характера, изменить свое отношение к окружающим, наполнить свою жизнь добрыми помыслами и деяниями.

Очищение кармы

Ни один экстрасенс, ни один маг или шаман не может помочь в очищении кармы, т. к. изменить события прошлого невозможно, а будущее зависит только от самого человека. Очистить собственную карму может только сам человек, но это требует целенаправленных усилий и тщательной работы над собой.

Особенности обработки

У каждого человека свои особенности обработки кармической информации, заложенной в его судьбу. У кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее, в зависимости от тяжести кармического груза, с которым он приходит в новое воплощение.

Можно ли освободиться от кармы

Можно, как считают буддисты. Но для этого необходимы нелегкая душевная работа и упорство на протяжении нескольких воплощений. Ярким примером освобождения от кармы является сам Будда. Через самопознание и глубокий анализ своих поступков он изменил свой жизненный путь, достиг просветления и постиг нирвану — полное освобождение и выход из сансары.

Буддийская и индуистская философия: основные отличия

  1. Индуизм — это древняя политеистическая религия индусов.Буддизм — философское учение, не признающее, но и не отвергающее существования некоего божественного начала.
  2. В индуизме конечная цель души — разорвать цепь перерождений и воссоединиться с Брахмой. Достичь этого можно только путем страданий, самоотречения и жертвоприношений.

    В буддизме главная цель — вхождение в состояние нирваны (высшей благодати) через самопознание и достижение просветления, следуя срединным путем между аскезой и удовольствиями.

  3. Индуизм аморфен, состоит из множества направлений, имеющих общие корни, но во многом противоречащих друг другу. Буддизм четко структурированная система философских знаний.

  4. В индуизме миром руководит Создатель и каждый должен стремиться к осознанию своего единства с Богом. В буддизме отсутствует понятие Бога-Творца. Считается, что мировое устройство представляет собой бесконечное множество миров, среди которых мир людей, мир асуров, мир голодных духов, мир животных и др.
  5. В индуизме карма — это наказание за грехи.

    В буддизме — естественный порядок вещей. Законы кармы, как и законы природы, действуют без вмешательства высших сил.

Последствия кармического поведения

Кармическое поведение — это все поступки и намерения человека, которые имеют благоприятные или нежелательные последствия.

Человек может стать счастливее, если вовремя и ответственно выполняет свои обязанности, не грешит, не имеет никаких долгов. Но полностью избавиться от страданий можно, только освободившись от всех видов кармы, и выйти из бесконечного цикла рождения и смерти.

Источник: https://KarmaScope.ru/o-karme/karma-buddizm

Причины страданий в буддизме — как их объяснял Будда?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

«Вся наша жизнь – страдание», – говорится в учении Будды. Об этом слышал, наверное, каждый, кто хотя бы немного знаком с буддизмом.

А что же это значит? Что есть страдание? Как объясняются  причины страданий в буддизме и как с ними бороться? Именно об этом мы и предлагаем поговорить сегодня. Ответы на извечные вопросы – в статье ниже.

Что же, начнем.

:

Что такое страдание

Какова его причина

Как его прекратить

Заключение

Что такое страдание

Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.

С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».

Эти истины гласят о том, что в мире:

  • есть страдание;
  • пристуствует так же причина страдания;
  • возможно прекращение страданий;
  • существует путь, который к этому ведет.

О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».

Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.

При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.

Учение описывает 4 главных страдания:

  • рождение;
  • старение;
  • болезнь;
  • смерть.

Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.

«А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание» (Сутра запуска колеса Дхармы).

При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.

Какова его причина

На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.

И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».

Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.

При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.

Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.

Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из колеса сансары – бесконечной череды перерождений.

Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.

Далай Лама XIV, лидер буддистов тибетского направления

Нынешний Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:

  • омраченные действия;
  • скверны.

Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.

Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.

Как его прекратить

Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.

Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.

Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является. 

Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.

Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:

  • понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах;
  • мысль, решимость – намерение следовать правильным путем, идти к освобождению;
  • речь – слова, наполненные добротой, искренностью, правдой и отвергающие ложь, нетерпимость, брань;
  • действие – поведение, которое отрицает причинение зла, ложь, воровство, прелюбодеяние, алкоголь;
  • образ жизни – только честные источники дохода, мирные пути заработка;
  • усилие – постоянное совершенствование, воспитание себя;
  • внимание – отказ от страстей, успокоение ума;
  • сосредоточение – постоянная практика, медитация, созерцание.

Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.

Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».

Что такое благородные истины буддизма?

Здесь мы попытались дать краткие ответы на некоторые ваши вопросы. Если вы хотите увидеть здесь ответ на ваш вопрос, пишите на электронный адрес web@ripa-center.ru

Статья рассказывает про благородные истины буддизма. Четыре благородные истины — основа буддийской философии, на которой строится жизнь буддистов. Данные истины дал Будда.

Если рассказывать об истинах кратко, то можно выделить: •истина первая говорит — наша жизнь основана на страданиях, •истина вторая говорит — существуют причины наших страданий — наши желания, •истина третья говорит — возможно прекращение страданий путем достижения Нирваны, •истина четвертая говорит — достижения Нирваны возможно при прохождении восьмеричного пути.

Поговорим более подробно о каждой из истин. 

Первая благородная истина буддизма

Первую истину также называют истиной дукха. Данная система выделяет три главных великих страданий:  •первое страдание, это страдание, возникающее от перемен,  •второе страдание возникает и усугубляет другие страдания, •третье страдание является собирающим страданием. Кроме того, выделяют несколько потоков страданий.  Всего их четыре: •первый поток — это страдание рождения,  •второй поток — это страдание старости,  •третий поток — это страдание болезни, 

•четвертый поток — это страдание смерти.

Вторая благородная истина буддизма

Вторая истина является истиной о возникновении дуккха.   Это истина о том, откуда возникает беспокойная неудовлетворенность, ненасытное стремление к чему-либо, которое является источником всех человеческих страданий.  Человек стремится удовлетворить новые и новые потребности, но в итоге приходит только к разочарованию, потому что невозможно каждое желание удовлетворить полностью. 

Удовлетворение своих желаний приводит человека к возникновению кармы. Карма, в свою очередь, заставляет человека стремиться как к хорошему, так и к плохому. Можно сказать, что причиной неудовлетворённости является жажда удовлетворения желаний, которая бесконечна, является замкнутым циклом —  чем больше желаний, тем больше от них неудовлетворенность, тем больше страданий у человека. Причиной такого образа жизни является неверное мировоззрение человека.

Третья благородная истина буддизма

Третья благородная истина является истиной о прекращении страданий. Раньше некоторые последователи Будды понимали не совсем верно данную истину, они считали, что нужно отказаться от всего мирского, истязать своего тела и отказаться ото всех земных радостей.  Будда считал такой подход к делу в корне неверным, каждый буддист должен найти свою золотую середину между аскетизмом и роскошью жизни.

Четвертая благородная истина буддизма

Четвертая благородная истина говорит о пути, который ведет к прекращению страданий.  Согласно данной истине, человеку следует на протяжении жизненного пути придерживаться золотой середины между физическим миром и духовным, между наслаждениями и между аскетизмом, то есть буддисты не должен впадать в крайности ни в своих желаниях, ни в своих страданиях.

Для каждого буддиста важно помнить о четырех благородных истинах буддизма и стараться следовать им на протяжении своего духовного и жизненного пути, чтобы достичь конечной цели каждого приверженца Будды, просветления.

Источник: https://www.ripa-center.ru/buddhism/blagorodnye-istiny-buddizma.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Какая церковь в Грузии

Закрыть