Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру

Князь Владимир Святославич: биография, интересные факты :

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру

Владимир Святославич вошел в историю как инициатор крещения Руси. Это событие во многом предопределило судьбу страны и оказало основополагающее влияние на ее культуру. Биографии князя, его грехам, ошибкам, а также политическим, дипломатическим и полководческим достижениям посвящена эта статья.

Семья

Отцом князя Владимира был прославленный полководец и на тот момент правитель Киева Святослав Игоревич. Последний был единственным сыном Игоря Рюриковича и княгини Ольги, которая первой среди русских правителей приняла христианство.

Мать Владимира — Малуша — была ключницей и раздатчицей милостыни княгини Ольги. Она уступила притязаниям Святослава, женатого на угорской княжне Предславе и имевшего от нее двух сыновей — Ярополка и Олега.

Ольга, разгневавшись на Малушу, зачавшую сына во грехе, отправила ее в село Будятино. Когда мальчику было 3-4 года, его, уже без матери, вернули в Киев. Там он находился под присмотром бабки Ольги, так как языческие законы принимали его как княжеского наследника. Кроме того, Владимира опекал его дядя по матери Добрыня, который был киевским воеводой.

Распри между братьями

Когда сыновья выросли, Святослав, который и ранее больше интересовался военными походами, чем делами в подвластных ему землях, раздал их сыновьям. В результате Ярополк получил Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир Святославич был отправлен наместником в Новгород.

После гибели отца в 972 году в бою с печенегами его наследники стали полноправными властителями в своих княжествах. Однако мирной жизни вскоре пришел конец.

По незначительной причине Олег убил соратника Ярополка. Тот пришел в ярость и по наущению варяжского воеводы Свенельда — отца заколотого воина — решил отобрать у брата древлянские земли. Состоялось сражение, в котором Олег был задавлен насмерть своими же отступающими дружинниками. Став правителем не только Киева, но и древлянских земель, Ярополк решил убрать с дороги и Владимира, тем более что всегда считал его сыном рабыни и ставил ниже себя.

Бегство и возвращение

Осознав грозящую ему опасность, Владимир Святославич отправился «за море», к варягам в Скандинавию. Так Ярополк стал единолично править Русью.

Тем временем Владимир готовился к возвращению в свою вотчину. В 978 году он вместе с войском, в котором большинство составляли варяжские воины, смог отбить Новгород и двинулся завоевывать земли древлян. Местное население, горевавшее об убитом Олеге, с восторгом встретило нового князя.

Сватовство

Направляясь в Киев, князь Владимир Святославич посватался к полоцкой княжне Рогнеде. Девушка заявила, что не хочет быть женой сына рабыни, и высмеяла его при всем народе. Тогда оскорбленный Владимир осадил Полоцк. Разрушив город, князь изнасиловал несостоявшуюся невесту на глазах у родителей, а затем приказал их умертвить. Саму же Рогнеду он сделал своей женой против ее воли.

Захват власти

Для окончательной победы над братом Владимир Святославич пошел на подкуп. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Блуда Ивещея, который уговорил князя Ярополка оставить Киев и укрепиться в крепости Родень. Вскоре туда прибыло войско Владимира и начало осаду.

Защитникам крепости пришлось нелегко. Ярополк был вынужден согласиться на переговоры. Однако брат приготовил ему ловушку и убил из засады. В Родене Владимиру приглянулась беременная жена брата — бывшая греческая монахиня.

Вскоре после этого женщина родила сына Святополка, которого князь воспитал как родного.

Восхождение на киевский престол

Дружинники Ярополка перешли под командование князя Владимира Святославича. Таким образом у него образовалось довольно большое войско. Владимир понимал, что ему пора расстаться с варяжскими наемниками, так как он не хотел разграбления Киева.

Перед тем как туда направиться, князь отправил остальных в Константинополь, на службу к византийскому императору, обещав «золотые горы».

Сделка была удачной для обеих сторон, так как в Царьграде нуждались в воинах для защиты от внешних и внутренних врагов.

Укрепление власти

Для того чтобы придать законность своему правлению, Владимир Святославович решил заручиться поддержкой жрецов. Язычество было ему по душе, так как оправдывало многоженство и не порицало за наличие огромного числа наложниц.

Для задабривания идолов князь построил в своей столице капище. Там регулярно проводились обряды и жертвоприношения. Главному идолу Перуну Владимир Святославич велел придать черты самого себя.

Народу импонировало поклонение князя традиционным богам, поэтому они хорошо относились к новому правителю. Кроме того, в первые 10 лет правления Владимира Святославича ознаменовались многочисленными победами над воинственными соседями, особенно на западе, что способствовало укреплению границ и позволяло населению не опасаться набегов.

В поисках новой объединяющей идеологии

Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия.

Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича. В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане.

Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.

Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.

Исторические свидетельства о том, как и когда произошло крещение Владимира Святославича

Как ни странно, никаких достоверных записей современников, посвященных этому важному событию, не было обнаружено. В связи с этим особо ценно свидетельство армянского хрониста Степаноса (Стефана) Таронского. Он жил в одно время с князем и занимался созданием «Вселенской истории» именно в тот период, когда Владимир выбирал новую религию для своего государства.

В своем труде Степанос описывал события, происходившие с 885 по 1004 год. Вспоминая события, происходившие в 1000 году, он пишет о 6000 пешем войске рузов, которое находилось в Армении. По его словам, это были воины, прибывшие по просьбе императора Василия. По словам Степаноса, это произошло, когда последний выдал сестру свою замуж за Владимира. Там же читаем, что это событие совпало с тем, как рузы уверовали во Христа.

Что касается других источников, то они подтверждают свидетельства Степаноса, однако приводят более подробную информацию.

В частности, многие летописцы указывают, что Владимир решил жениться на сестре византийских императоров Анне. Они ответили согласием, потребовав военную помощь в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Сама царевна воспротивилась решению братьев, но позже согласилась стать женой русского князя, если он примет христианство. Наиболее достоверные сведения об этом событии сообщает сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский.

Захват Корсуня и крещение

Версия о том, что Владимир захватил Корсунь и угрожал так же поступить с Константинополем, если ему не отдадут Анну, не может считаться состоятельной. Доказано, что в тот период русские воины уже помогали Василию Второму в борьбе с внутренними врагами. Скорее всего, военная поддержка была оказана византийцам в обмен на согласие на брак между Владимиром и Анной.

По легенде, свадебная флотилия с царевной прибыла в Корсунь. Однако князь отказывался креститься. Господь наказал его за нарушение данного слова, и Владимир ослеп. Анна уговорила его не противиться, и во время обряда к князю вернулось зрение. На Владимира, взявшего христианское имя Василий, снизошла божья благодать. Он велел последовать своему примеру боярам и дружине, а затем венчался с царевной Анной.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения — около 960 года, дата смерти — 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

Внутренняя и внешняя политика

При Владимире Святославиче были отчеканены первые русские монеты из золота и серебра. Для защиты государства он построил несколько городов-крепостей и назначил в них правителями своих сыновей.

Завоевательных походов в последнее десятилетие своей жизни он почти не совершал и периодически брался за оружие лишь для того, чтобы отражать бесконечные набеги печенегов.

Сыновья Владимира Святославича

Как уже было сказано, князь был известным сластолюбцем и имел большое число жен и наложниц. Приняв христианство, он от них отказался и стал жить только с Анной, признав ее своей единственной супругой перед Богом.

Однако семейную идиллию Владимиру омрачали распри детей. У князя было 12 сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами Владимира были Борис и Глеб, рожденные болгаркой Милоликой. К концу жизни князь решил завещать трон Борису, вызвав негодование Святополка и Ярослава, которые надеялись наследовать ему по праву первородства.

Неожиданная смерть Владимира в 1015 году привела к тому, что старшие наследники решили узурпировать престол. Святополк захватил власть в Киеве, однако понимая, что народ на стороне Бориса и Глеба, приказал их убить. Следующей его жертвой стал брат Святослав. Прекратить преступления Святополка смог Ярослав, который и занял престол.

Память

За величайшие заслуги Владимир Святославич (годы правления: 978-1015) в создании русского государства был причислен православной церковью к лику святых. Кроме того, он почитается и католиками, так как жил до Вселенского раскола.

Ежегодно 15 июля в России и во многих других странах отмечается день его памяти. В Москве, Киеве, Севастополе, в Белгороде и др. св. Владимиру воздвигнуты памятники, а на территории Херсонеса построен храм в его честь.

Теперь вам известна биография Владимира Святославича. Современному человеку трудно понять многие его поступки. Однако нельзя отрицать, что именно он заложил основы русской государственности и объединил нацию.

Источник: https://www.syl.ru/article/377895/knyaz-vladimir-svyatoslavich-biografiya-interesnyie-faktyi

Почему князя Владимира называют Красное Солнышко

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру
Потомок князя Святослава и некой Малуши, которая по достоверным данным имела незнатное происхождение, князь Киевский Владимир в течение всей своей жизни руководствовался основными принципами христианской веры и сеял ее зерна на территории России, Белоруссии и Украины. Владимир Киевский по праву считается инициатором распространения наиболее приоритетной в стране религии — христианства.

Хвалебное прозвище

Огромное уважение и почитание со стороны простого народа и церкви за щедрость и заботу о простом люде, широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко». Однако существуют и другие версии объясняющие столь интересный именной придаток.

Главный персонаж многих былинных историй и приданий, Владимир, вероятно, ассоциировался с символом царской власти, или Солнце-царем, занимавшим не последнее место в пантеоне древних славян. О нем было предсказано неизвестным кудесником, оповестившим народ о скором появлении покровителя Руси, или восшествии красного солнышка.

Возможно, подобный эпитет возник во многом благодаря военной славе князя, борца с так называемыми темными силами с помощью богатырей русских и членов своей многочисленной семьи, собранной им под своим покровительством точно так же, как солнце собирает вокруг себя звезды и другие небесные тела.

Доброта и щедрость

До наших дней дошли сведения о великолепных пирах, которые устраивались щедрым князем для простого народа, подобные широкие жесты также дают все основания для возникновения подобного названия, ведь «красным солнышком» в 10-11 веке было принято ласково называть любимых и близких людей.

Подобные празднества стали ежегодной традицией, которая являлась отличительной чертой правления князя Владимира, поддерживающего свой авторитет посредством принципа «хлеба и зрелищ».

Нельзя исключать и еще одну версию возникновения столь яркой приставки к имени, ведь, согласно летописям, жестокий и неуправляемый Владимир в корне поменял свое поведение после принятия христианской веры и совершения обряда крещения.

По церковной версии Красное Солнышко возобладало и усмирило темную плоть, подтвердив торжество веры над злыми силами.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-838623-pochemu-knyazya-vladimira-nazyvayut-krasnoe-solnyshko

Statusname

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру

Каждый властитель государства российского, от времен Киевской и Удельной Руси до распада Великой империи, оставил свой след в истории.

Одним правители заслужили добрую славу и почет, другие – любовь и доверие, третьи – ненависть, четвертые – глубокое презрение своего народа. В соответствии с характером, деятельностью или конкретными деяниями монархов формировались их исторические прозвища.

Некоторые дополнительные имена русских князей ушли в небытие вместе со своими носителями, другие же закрепились на века.

Прозвища древнерусских правителей

Первым в древнерусской летописи «Повесть временных лет» стоит родоначальник княжеской династии, новгородский князь из варягов, Рюрик (862-879 гг). Существует предположение, что это было не его собственное имя, а родовое прозвище династии правителей славянского племени ободритов, Ререк.

Следующей значимой фигурой, правившей с 879 по 884 год, был князь Олег, получивший прозвище Вещий («знающий будущее). Оно закрепилось за ним после похода на Константинополь, когда правитель запретил голодным дружинникам притрагиваться к пище и вину, небезосновательно будучи уверенным, что они отравлены.

Игорь Рюрикович (912-945 гг) получил прозвище Старый (Древний). Существует 2 версии его возникновения: период правления князя пришелся на достаточно зрелый возраст (около 60 лет) или он был убит диким народом древлян, название которого созвучно с именем Древний.

Жену Игоря, Ольгу, называли Святой за то, что она стала первой древнерусской правительницей, принявшей христианскую веру. Прозвище князя Святослава Игоревича – Барс. Ему его дали враги-печенеги за ум, отвагу, решительный характер и горячий нрав.

Собственный же народ называл его Славным.

Прозвище Владимира Святославовича, ставшего в 978 году единовластным правителем всей Киевской Руси – Красное Солнышко. Так его назвал простой народ. А прозвище Великий, Святой, Креститель и «сей князь, названный церковью» Владимир получил после крещения языческой Руси и принятия христианства в качестве государственной религии.

Прозвище князя Святополка, сына Владимира, разжегшего междоусобицу и убившего двух своих родных братьев — Окаянный. Ярослав Владимирович, победивший Святополка, получил прозвище Мудрый. В период его правления государство достигло наивысшего расцвета и международного признания. Имя-прозвище князя Ярослава Мудрого ассоциируется с Золотыми Воротами и храмом Софии Киевской.

Именно он стал основателем города Ярославля и Юрьева (современного Тарту).

У Ярослава было 6 сыновей и 3 дочери. До наших дней дошли далеко не все прозвища князей. Всеволода Ярославовича за его доброту и набожность называли Миролюбивый, а дочь Анну, ставшую женой короля Франции, Генриха I – Анной Киевской или « дочерью короля Руси». Сына Всеволода, Владимира, называли Мономахом.

Он унаследовал этот родовое прозвище от своего деда, византийского императора Константина IX Мономаха. Мстислава Владимировича, ставшего правителем после своего отца, нарекли Великим за то, что он смог на время прекратить междоусобные войны и заставил подчиняться собственной воле великого князя киевского.

Шестого сына Мономаха, Юрия Владимировича, традиционно считающегося основателем Москвы, за постоянное посягательство на чужие земли прозвали Долгоруким. Андрея Юрьевича, великого князя Владимирского, величали Боголюбским.

По данным одних источников это прозвище в истории обусловлено древнерусской традицией называть правителей боголюбивыми, а в соответствии с другими оно связано с названием основной резиденции, расположенной в городе Боголюбове.

Младшему брату Андрея, Всеволоду, дали прозвище князя Гнездо («Большое Гнездо») за многочисленное потомство. У него было 12 детей – 8 сыновей и 4 дочери.

Внук Ярослава Мудрого, основатель рода Ольговичей, Олег Святославович, получил прозвище Гореславич за разжигание междоусобиц и свою горемычную судьбу, по воле которой он превратился в изгоя. Великий полководец, князь киевский, владимирский и новгородский, Александр Ярославович, внук Всеволода Большое Гнездо, стал носить прозвище Невского после победы на берегах Невы. Там он, по легенде, собственным копьем «възложи печать» на лице будущего правителя Швеции.

Характерно то, что прозвища великих князей Древнерусского государства, вначале не распространявшиеся на детей, со временем стали ложиться в основу фамилий и передаваться из рода в род. К примеру, прозвище князя Александра Невского, впоследствии победившего в Ледовом побоище на Чудском озере, носили и его потомки.

Владимирские и московские великие князья

Прозвище московского князя Михаила Ярославовича Хоробрита (1229-1248 гг), правнука Всеволода Большое Гнездо, произошло от древнерусского слова храбриться. Его сына, Дмитрия, за вспыльчивый характер прозвали Грозные Очи.

Внуку Александра Невского, Ивану, правившему с 1325 по 1337 год дали прозвище Калита.

Существует 2 версии его образования: привычка всегда носить с собой мешочек с мелочью для нищих и, более вероятная – наложение непомерно тяжелой дани на русские города и села для ханской Орды.

Старшего сына Калиты, Симеона, за высокомерие, дерзость и суровость с подвластными князьями прозвали Гордый. Его брата, Ивана, вероятнее всего, за красивую внешность называли Красный. Кроме того, в летописи упоминается прозвище Кроткий и Милостивый.

Князь суздальский – прозвище Дмитрия Константиновича, правнука младшего брата Александра Невского. Унаследовав Суздаль, он вступил в борьбу с потомками Ивана Калиты, в 1360 году одолел московских бояр и получил у хана ярлык на княжество Владимирское.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Лиана в исламе

Великий князь Москвы и Владимира, Дмитрий Иванович, сын Ивана Красного, за победу в Куликовской битве был прозван Донским. Правитель Москвы с 1425 года князь Василий прозвище Темный получил после того, как был ослеплен.

Кроме того, существует предположение, что Темного так называли из-за способности тщательно скрывать свои замыслы. Его сына, Ивана Васильевича, превратившего Москву в центр единого российского государства, прозвали Великим.

Наследника великого князя московского, ставшего прообразом героя русского народного эпоса, Ивана-царевича, прозвали Молодой. А его сына, Дмитрия Ивановича, — Внуком.

Русские цари

Прозвище Ивана IV, ставшего одной из самых жестоких и знаковых фигур – Грозный. Первым заменивший привычный великокняжеский титул на царский, он был обвенчан на государственный престол, и вошел в российскую историю, как кровавый тиран.

В период с 1598 по 1613 год, названный Смутным временем, к власти пришел царевич Дмитрий, выдавший себя за младшего сына Ивана Грозного, ранее погибшего при доселе неизвестных обстоятельствах. Он был первым из 4-х претендовавших на престол самозванцев. Прозвища российских правителей, выдвинувших версию о чудесном спасении и впоследствии узурпировавших власть – Лжедмитрий I, II, III и IV.

Второй монарх из династии Романовых, Алексей Михайлович, получил прозвище тишайшего царя не за короткость характера, а за то, что смог «утешить» Россию, раздираемую мятежниками и самозванцами, которых тогда называли «развратниками тишины». Прозвище царя Алексея перешло к его сыновьям, Федору, Ивану и Петру, которые были преемниками трона.

Младшего сына Тишайшего, Петра Алексеевича, правивший с 1689 по 1725 год, уж никак нельзя было назвать тихим. Петр I, ставший одним из самых выдающихся государственных деятелей, по праву носил прозвище Великий.

Ивана VI, формально правившего ровно один год, находясь в младенческом возрасте, называли Младенецем-императором. Прозвище Екатерины II, самодержцы Всероссийской – Великая. Этот титул ей перешел от Петра I, который был кумиром императрицы. Она продолжила дело «птенцов гнезда Петрова», построив более 140 городов.

Александра II, отменившего крепостное право в России, прозвали Освободителем. Александра III, при котором государство жило без войн – Мирным.

«Кровавый» – прозвище императора, Николая II, ставшего последним самодержцем Всероссийским. Он его получил после событий 1896 года на Ходынке и кровавого воскресенья 1905.

Закрепившиеся на века и дошедшие до наших дней прозвища правителей, достойные, благозвучные или оскорбительные возникали в одночасье, или выбирались из многих. Так было, есть и будет, и прозвища в России, которыми наградили или еще наградят нынешних держателей власти, тоже войдут в историю.

Источник: https://statusname.ru/articles/nik/prozvishcha-russkikh-pravitele/

Откуда пошли прозвища русских князей?

Имена легендарных русских князей на слуху и сегодня, спустя многие сотни лет. Иногда они удивляют причудливыми прозвищами — например, Святополк Окаянный или Иван Калита. Почему Окаянный? Почему Калита?

А потому что В общем, начнем по порядку, с Вещего Олега.

Князь Олег Вещий (882 — 912),

великий князь Киевский

Вопреки существующему стереотипу, слово «вещий» означает здесь не «предсказывающий будущее», а скорее «предусмотрительный, рассудительный». Надо всего лишь отбросить привычное для нас значение этого слова и принять во внимание реалии тысячелетней давности. Тогда вырисовывается довольно логичная, лишенная мистики картина.

Олега часто называют основателем Древнерусского государства. Он присоединил к Руси обширные земли, покорил и подчинил своей власти многие восточноевропейские племена, объединил северный и южный центры восточных славян, перенеся столицу в Киев, был удачлив в военных походах — всё это вызывало восхищение современников.

Прозвище, данное Олегу, вполне отражает отношение народа к своему правителю, как к рассудительному, дальновидному человеку.

Князь Владимир Креститель (980 – 1015)

Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. Великий князь Киевский.

Летописи уверяют, что до принятия христианской веры «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны: Олова, Юлия, Рогнеда, Аделья и Мальфрида от которых имел он 13 сыновей и не менее 10 дочерей , а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, . И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Но желание Владимира сплотить быстро развивающееся государство с помощью единой религии с единым Богом, укрепить политические связи с Византией и повысить статус Руси на международной арене побудили князя принять христианскую веру и крестить Русь по византийскому обряду.

Значение этого события поистине велико, с появлением на Руси христианства грамотность населения начала быстро возрастать, церкви и монастыри стали центрами культурного и нравственного развития, оплотами книжного, летописного дела.

После крещения князь освободил всех наложниц, отрекся от своих языческих жен и стал вести достойную христианина праведную жизнь в браке с византийской царевной Анной.

Отношение современников к князю Владимиру хорошо отражают слова из Повести временных лет: «Удивления достойно, сколько он сотворил  добра  Русской  земле,  крестив  ее. Пусть увенчает его Господь вместе с праведниками, воздаст услаждение пищей райской  и  ликование  с  Авраамом  и другими патриархами . Память  о  нем  чтут  русские  люди,  вспоминая  святое   крещение».

Князь Святополк Окаянный (1015 – 1019)

Великий князь Киевский

В Повести временных лет Святополка называют Окаянным, то есть подобным Каину. Причиной такого страшного прозвища послужило убийство братьев Бориса и Глеба, которые позднее были причислены к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа.

Князь Святополк ещё раз оправдал свое прозвище в 1015 году, подослав убийц к своему брату Святославу, управлявшему Древлянскими землями.

Когда Ярослав Мудрый повел свою рать на Киев, князь Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами.

Это считается первым случаем, когда в междоусобной борьбе один из русских князей прибегнул к помощи степняков, но в итоге сражение Святополк проиграл и был вынужден бежать.

Правление Святополка Окаянного продолжалось сравнительно недолго с 1015 по 1019, в 1019 году он был свергнут Ярославом Мудрым и не успел прославиться, как достойный правитель или воевода.

Однако, вопреки обычаю, со смертью Святополка Окаянного «плохое» имя «Святополк» не вышло из списка родовых княжеских имен вплоть до середины XII века. Некоторые исследователи считают это косвенным доказательством невиновности Святополка в убийстве братьев.

Существует версия о том, что на самом деле в смерти Бориса виновен Ярослав Мудрый, подославший к нему убийц-варягов.

И действительно, летописи повествуют о том, что из всех братьев Святополка законным киевским князем его признали только два брата – Борис и Глеб, они не оказывали никакого сопротивления и приняли смерть в молитвах. Таким образом, убийство союзников Святополком кажется совершенно нелогичным.

Князь Ярослав Мудрый (1019—1054)

Великий князь Киевский

С правлением князя Ярослава Мудрого Русь достигла успехов во всех сферах жизни. Стремление Ярослава к становлению Руси как сплоченного централизованного государства, его желание установить порядок и законность в русских землях побудили князя укрепить систему управления страной.

В его правление был создан и введен в действие первый писаный свод законов – Русская Правда. С принятием Русской Правды распространенная повсеместно кровная месть была практически полностью замененная вирой (штрафом) размер которой зависел от того, какое положения в обществе занимал убитый.

Князь Ярослав Мудрый проявил себя и как выдающийся полководец, при котором мощь Руси многократно возросла, а границы государства расширились.

Князь Мстислав Великий (1125 – 1132)

Великий князь Киевский

Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав нарушил принятое еще Ярославом Мудрым правило наследования власти старшим в роду.

Это вызвало недовольство многих князей, но никто не посмел выступить против Мстислава, пользовавшегося прочной поддержкой киевской верхушки. В своем стремлении обезопасить границы Русского государства князь Мстислав сыскал славу великого и талантливого полководца.

Князь Андрей Боголюбский (1157—1174)

Великий князь Владимирский

Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища.

В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию — белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище.

Продолжая политику отца,  князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя.

В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого (впервые за всю историю своего существования) город был взят приступом.

Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства – половцы, печенеги, поляки, а сами же русские.

Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору. Подробнее про него мы рассказывали в статье «Боевые топоры (1): франки, викинги, русичи».

Князь Александр Невский (1249—1263)

Князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский.

Александр Невский, внук Мстислава Удалого, смелого и решительного полководца, сыскал всемирную известность на поле брани.

Прозвище «Невский» он получил в 1240 году в знаменательном сражении со шведскими рыцарями на берегу Невы. Будучи ещё совсем юным князем, Александр сумел одержать блистательную победу над врагом и отстоять исконно русские земли.

Князь Иван Калита (1325 – 1340)

великий князь Московский

Калита – древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана.

По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе.

По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами. Вполне возможно, что обе эти версии верны.

Князь Иван II Красный (1353 – 1359)

Он же Иван Кроткий, Иван Милостивый, великий князь Московский.Князь Иван Калита — его отец.

Одно из известных прозвищ Ивана II – Красный, в то время это слово понималось в значении красивый. Иначе говоря, это может свидетельствовать о незаурядной внешности князя Ивана.

Однако многие исследователи считают, что в действительности прозвище было длиннее.

По их мнению, изначально князя прозвали по времени рождения «Красная горка» –  так называлось следующее после Пасхи воскресенье.

Но со временем часть прозвища была отброшена, и в летах Иоанн II остался человеком небывалой красоты.

Кроме того во многих источниках Иоанна II именуют «Милостивый» и «Кроткий», что проливает свет на характер и моральные качества князя.

Вот живой пример того, как кратко и емко – всего в нескольких словах — может быть охарактеризована личность правителя.

Об именах средневековых королей Западной Европы читайте здесь.

И, кстати, о прозвищах каких еще древнерусских князей вы хотите узнать?
Пишите в комментариях!

Фото

В оформлении статьи использованы военно-исторические оловянные миниатюры. Скульпторы — Виктор Грачев и Талант Сооданбегов, художники — Евгения Филимонова, Юлия Мошура, Светлана Новикова, Любовь Калагина. Иллюстрации взяты с сайта компании «Русский витязь», а вот небольшой репортаж о ней.

Только лучшие материалы и новости науки

Источник: https://proshloe.com/otkyda-poshli-prozvishha-russkih-knyazej.html

Князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси: его биография, годы правления

Имя князя Киевского Владимира по праву можно считать одним из наиболее значимых в русской истории. В памяти народа великий древнерусский князь навсегда остался не только Владимиром Святым, но и как князь Владимир Красное Солнышко.

Именно ему пришлось решать сложнейшую задачу того времени — борьбу против печенегов, основных врагов Руси конца X — начала XI века. На южных границах государства он построил множество городов-крепостей, которые охраняли Русь от нашествий врагов.

Народ любил и уважал князя не только за достойную оборону Русской земли, но и за многие его христианские добродетели.

Киевский князь родился приблизительно в 962 году н.э. Его отец — Киевский князь Святослав Игоревич, а мать — ключница княгини Ольги (матери Святослава) Малуша.

Как говорится в летописи, княгиня Ольга разгневалась на свою ключницу и сослала ее в дальнее селение под названием Будутина, где и был рожден Владимир. Спустя некоторое время маленького Владимира забрали у матери и привезли в Киев.

Здесь, при дворе, его и воспитывала его бабка, княгиня Ольга. Однако долгое время молодому князю пришлось терпеть обидное прозвище «робичич», что означает «сын рабыни».

В 969 году Киевская Русь была разделена Святославом между его сыновьями. Согласно Повести временных лет, Владимир считался третьим сыном Святослава по старшинству, уступаявозраст Ярополку и Олегу. Однако существует гипотеза о том, что он мог быть вторым сыном князя после Ярополка, превосходя годами Олега.

Это предположение основано историческом факте о передаче ему Новгорода перед уходом отца на Визатийскую войну 70 года. Если бы Олег был старше Владимира, то он бы получил этот стратегически важный город, а Владимиру досталась бы Древлянская земля с центром в Овруче.

Но, по велению Святослава, старшему сыну отдали Киев, Владимиру достался Новгород, а Олег управлял Древлянской землей.

В 972 году погиб Святослав, и его молодые сыновья стали самостоятельными князьями. В 977 году Ярополк и Олег развязали друг против друга войну, в результате которой погиб Олег. Это известие сильно испугало Владимира и он, сбежав из Новгорода, поселился в Прибалтике. Новгород захватили наместники Ярополка. Спустя какое-то время Владимир собрал наемное варяжское войско и пришел на Новгород.

В 978 году, в результате осады Киева войсками Владимира, Ярополку пришлось бежать в Родню. Однако вскоре и этот городок осадили войска Владимира. Среди окружения Ярополка Владимир нашел предателя (его звали Блуд), который смог уговорить Ярополка, чтобы тот прекратил сопротивление и сдался брату. Когда Ярополка привели в покои Владимира, его убили два варяга.

Так, с убийства брата, начал свое киевское княжение князь Владимир.

Биография князя Владимира сегодня может показаться ужасающей, ведь в современном мире факт братоубийства совершенно немыслим. Однако стоит помнить, что братья его, хоть и были родными по отцу, имели разных

До 25-летнего возраста молодой князь вел разгульную жизнь язычника и презирал все, что было связано с христианством. В то далекое время люди поклонялись и приносили жертвы языческим богам. Главным божеством в те времена на Руси был Перун — олицетворение единства Древнерусского государства. До того как принять христианство, князь был очень жестоким, злопамятным, имел много пороков. В ту пору он имел 5 жен:

  • Одна из них, полоцкая княжна Рогнеда, стала свидетельницей убийства Владимиром ее родителей.
  • Другая жена, гречанка — вдова убитого Владимиром Ярополка.
  • Кроме законных жен, у князя было несколько сотен наложниц.

Невольно встает вопрос: почему Господь выбрал в роли крестителя, духовно переродившего русских людей, именно Владимира, который первую половину своей жизни провел в грехах и зле? Возможно, всему последующему русскому поколению надо было показать раскаявшегося грешника, язычника, который просветлился. Князь Владимир, креститель Руси, в своей новой роли стал наставником, укреплявшим и исцелявшим тех, кто оступился. Ведь главное чудо, которое может сотворить вера в Христа — это когда грешник обращается в праведника.

Ко времени правления князя Владимир Русь уже знала о существовании христианства. Дело в том, что соседние государства — Польша, Чехия, Болгария давно почитали христианскую веру. Русские еще за много десятков лет до правления Владимира знакомились со Словом Божием на своем родном языке. Первоучители славян и их ученики, святые Кирилл и Мефодий, перевели на славянский язык много священных и богослужебных книг. И это дало возможность укорениться славянской вере на Руси.

Князь Владимир Святославович вел успешную оборону Руси от захватчиков, расширял границы своего государства. Во все наиболее важные центры Руси он посадил на правление своих сыновей.

Дети князя Владимира

  • Старший сын по имени Вышеслав стал Новгородским князем.
  • Полоцким князем стал Изяслав, Туровским — Святополк.
  • Последнего Владимир усыновил, его отец — Ярополк Святославович.
  • В Ростове княжил Ярослав. После того, как умер Вышеслав, Ярослав получил Новгород, а в Ростов Владимир перевел Бориса.
  • Муромом правил Глеб, Владимиром-на-Волыни — Всеволод, Древлянской землей — Святослав, Тьмутороканской — Мстислав, Смоленской — Станислав, а Псковской — Судислав.

Как видно, сыновей у Владимира было немало, всего 12.

В годы правления князя Владимира его нововведения позволили управлять в названных городах непосредственно своими сыновьями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где распространено имя Алина

Почему князь Владимир выбрал христианство?

Истории недостаточно известно о том, как князь Владимир крестил Русь. Это, несомненно, стало главным событием в его жизни и связано оно с завоеванием Херсонеса русскими. Херсонес — византийский город, который находится в Крыму. Владимиру пришлось осаждать этот город очень долго, до тех пор, пока некий защитник Херсонеса по имени Анастас, не посоветовал русским, чтобы те перекопали трубы, которые вели в город воду.

Князь дал обет, что примет христианскую веру в случае взятия Херсонеса. Однако после падения города Владимир не спешил креститься. Русский князь послал в Константинополь, к императорам Константину и Василию требование, чтобы те выдали за него замуж свою сестру Анну. Византийские императоры согласились, но взамен поставили условие, чтобы Владимир принял христианство. Русский князь ответил им, что христианская вера ему по душе, и он согласен принять ее.

Царевна Анна прибыла в Херсонес, здесь ее торжественно встретили жители.

И в это время с Владимиром случилось несчастье: он потерял зрение. Князь испугался и не знал, что делать. В это время Анна сказала ему, что необходимо скорее креститься, если он желает избавиться от недуга. Владимир согласился, и когда рука епископа во время крещения прикоснулась к князю, тот прозрел. По крайней мере, так говорится в летописи и это одна из версий, почему князь Владимир выбрал христианство.

Существует и другая версия описания принятия Владимиром Христианской веры. Согласно этой версии, князь киевский во время крещения стал именоваться новым именем — Василием. Крещение это, предположительно, произошло в Киеве.

Согласно летописи, Владимир сверг языческих кумиров, которых сам поставил несколько лет назад: по его приказу одних изрубили, а других предали огню. Перуна привязали к лошадиному хвосту и волочили его с горы. Неверные — люди, которые еще не приняли христианской веры, оплакивали это событие.

Перуна сплавили по течению реки, проследив, чтобы он дошел к Днепровским порогам и не пристал к берегу. После к идолу привязали тяжелый камень, и тот пошел на дно. Так закончилась эпоха язычества на Руси и началась эпоха христианства.

Крещение князя Владимира

Летопись говорит, что Владимир приказал русскому народу собраться у берегов реки Почайны (приток Днепра). Таинство крещения древней Руси совершили священники, которых Анна привезла с собой на Русь.

Церковь Святого Василия, небесного княжеского покровителя воздвигли на месте бывшего святилища язычества. Со временем греческими мастерами в Киеве была построена церковь пресвятой Богородицы, которую называли десятинной.

Церковь стала главным храмом Киевской Руси в эпоху правления Владимира Великого. В это же время вступила в силу важная реформа князя — была установлена церковная десятина.

Процесс христианизации длился на Руси несколько десятков лет. Не всегда и не везде люди принимали мирно эту процедуру.

С принятием христианства на Руси князь Владимир сильно изменился в лучшую сторону, — ведь новая вера была принята его душой совершенно искренне. Князь творил добрые дела, — раздавал милостыню нуждающимся, кормил голодных. «И не только в Киеве, но по всей Русской земле», — пишут летописцы о добрых деяниях Великого Князя земли Русской.

Как Вы считаете, какую роль сыграл князь Владимир в нашей истории? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://rutvet.ru/in-knyaz-vladimir-krasnoe-solnyshko-krestitel-rusi-ego-biografiya-gody-pravleniya-7561.html

«Добрый страдалец за Русскую землю»: почему имя Владимира Мономаха стало символом великокняжеской власти

905 лет назад Владимир Мономах вступил на киевский великокняжеский престол. Из 72 лет своей жизни князь лишь 12 правил в Киеве — меньше, чем его предшественники.

Однако именно он остался в памяти потомков как идеал правителя и подлинный защитник Русской земли.

По мнению историков, Мономах выстраивал новое политическое здание государства на выработанной им нравственной системе, принципы которой он изложил в своих сочинениях. Как великий князь сохранял политическое и духовное единство Руси — в материале RT.

В истории Руси Владимир Мономах известен как талантливый политик, полководец и писатель. Детство он провёл в Переяславле-Южном при дворе своего отца Всеволода Ярославича. В 1078 году Всеволод Ярославич занял киевский престол.

Владимир получил во владение Чернигов, а затем Переславль. 4 мая 1113 года Владимир Мономах стал Великим Киевским князем.

За годы правления ему удалось возглавить несколько удачных походов против половцев, разорявших русские земли, и на несколько десятилетий остановить их набеги, а также на 12 лет потушить пожар княжеских междоусобиц.

«Крестовый поход в степь»

Со второй половины XI века половцы беспрестанно совершали набеги на русские земли. Будучи ещё князем Переяславля, Владимир задался целью объединить военные силы русских князей, чтобы вместе противостоять половцам.

Для этого было необходимо прекратить княжеские междоусобицы из-за уделов. Начало «примирительной» политики Владимир положил на Любечском съезде 1097 года.

Окончательно сплотить силы враждующих князей ему удалось в начале 1103 года на съезде у Долобского озера недалеко от Киева.

  • Иванов Сергей «Съезд князей»

Владимир Всеволодович настаивал на выступлении войска весной, однако Великий Киевский князь Святополк Изяславич не хотел отрывать крестьян от посевных работ.

Тогда Владимир произнёс короткую, но пламенную речь: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село его приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество? Так лошади вам жаль, а самого смерда не жаль».

Слова Мономаха убедили русских князей, и весной 1103 года дружины выступили в степь. Решающее сражение произошло 4 апреля на реке Сутени недалеко от Азовского побережья. За несколько часов русским воинам удалось одержать первую большую победу в степи. На несколько лет набеги половцев на Русь прекратились, однако вскоре вспыхнули с новой силой. Тогда Владимир Мономах предпринял новый поход против половцев.  

В феврале 1111 года дружины русских князей выступили из Переславля. У ворот города был поставлен большой крест, отправлявшихся на битву воинов благословлял епископ. В походе войско сопровождали священники.

«Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока», — пишет на страницах книги «История России с древнейших времён до конца XVII века» историк Андрей Сахаров.

Также по теме

Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице,

К концу марта русские дружины впервые достигли сердца Половецкой земли — города Шарукань недалеко от Дона. Спустя несколько часов после начала решающей битвы у притока Дона на реке Сальнице половцы бежали.

По словам кандидата исторических наук, заведующего кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгения Пчелова, победу удалось одержать благодаря организаторскому и военному таланту Владимира Мономаха.

«Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII века стала левым флангом общего наступления Европы на Восток», — писал Сахаров.  

Непродолжительный расцвет государства

4 мая 1113 года после смерти Святополка Изяславича «златой» киевский престол занял его двоюродный брат Владимир Мономах.

«Через несколько дней после похорон Святополка Изяславича в Киеве вспыхнул мятеж — горожане разграбили двор тысяцкого, напали на евреев-ростовщиков. Была опасность, что мятеж, вызванный, вероятно, непопулярной политикой князя, разгорится ещё больше.

Киевские бояре пригласили на престол княжившего тогда в Переславле Владимира Мономаха, поскольку он пользовался большой известностью на Руси и был авторитетным князем. По принципу наследования он также являлся одним из кандидатов на вакантный киевский стол.

Судя по летописному сообщению, после вокняжения Мономаха в Киеве мятеж прекратился», — пояснил Пчелов в беседе с RT.

Сразу после вступления на престол Владимир Мономах принял меры, ограничивающие произвол ростовщиков. Так, великий князь принял устав, согласно которому сумма выплачиваемых по кредиту процентов не должна превышать 20% в год.

За время своего правления Мономаху удавалось поддерживать духовное и политическое единство Руси. «добрым страдальцем за Русскую землю» называет его автор Ипатьевской летописи.

Также по теме

Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так

По мнению историков, великий князь выработал нравственную систему, отражённую не только в его сочинениях, но и в его политике.

В принятии решений Владимир Всеволодович руководствовался христианскими заповедями, которые он трактовал в «Поучении» — духовном завещании, обращённом к собственным сыновьям и другим русским князьям.

Воспринимая князей как своих братьев не только по кровному, но и по духовному родству, Мономах стремился построить новое политическое здание Русского государства на принципах всепрощения и братолюбия.

«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех», — писал Владимир Мономах в своём «Поучении».

Помимо духовного завещания киевского князя до нас дошло пронизанное необыкновенным чувством христианского всепрощения письмо, отправленное Мономахом его врагу, князю Олегу Черниговскому.

«Наверное, это отчасти идеализированный образ. Как и всякий живой человек, Владимир не всегда соответствовал тому высокому идеалу, который сам создавал в своих сочинениях и к которому так стремился. Но он создал этот идеал — создал для себя и других, он искренне стремился достичь его, а это величайшая редкость и для политика, и для человека», — пишет в своей книге «Владимир Мономах» историк Алексей Карпов.

По мнению исследователей, Владимиру Мономаху благодаря его непререкаемому авторитету удалось на 12 лет потушить пожар княжеских междоусобиц. Однако после его смерти Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.

«Политического единства Руси не было уже с середины XI века. Мономах был главным среди других князей, поскольку Киев считался главным княжеским столом. А дальше всё зависело от личности и авторитета князя. Владимир Мономах таким авторитетом, безусловно, обладал. Его потомки обладали им, очевидно, в меньшей степени», — отметил Пчелов.

Спор о «шапке Мономаха»

С именем Владимира Всеволодовича связана одна из самых известных регалий великокняжеской власти, так называемая шапка Мономаха. Однако никакого отношения к Великому Киевскому князю она не имеет. По словам Пчелова, за Владимиром закрепилось прозвище «Мономах» потому, что по матери он являлся потомком византийской династии Мономахов. В переводе с греческого Мономах означает «единоборец».

Впервые шапка Мономаха упоминается в казне московских князей при Иване Калите. В 1317 году его старший брат, Великий князь Московский Юрий Данилович, женился на Кончаке, сестре золотоордынского хана Узбека. Как считают некоторые историки, расшитая золотом шапка была свадебным подарком московскому князю от Узбека.

  • Шапка Мономаха
  • ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

По мнению Пчелова, бесспорным является факт, что головной убор был сделан на Востоке, однако как он попал на Русь, остаётся неизвестным.

«Этот венец считался самым древним и самым почитаемым среди русских регалий. Именно шапкой Мономаха венчался первый русский великий князь, прошедший торжественную церемонию в Успенском соборе Кремля, в 1498 году — Дмитрий Иванович, внук Ивана III. С тех пор все великие князья и цари венчались на царство этой шапкой», — отметил Пчелов.

По словам историка, в конце XV века шапка стала считаться византийским подарком, якобы переданным на Русь Владимиру Мономаху от византийского императора Константина Мономаха вместе с другими регалиями.

«Таким образом, Русь становилась как бы символической преемницей Византийской империи, а русские цари получали наследие византийских императоров. Всё это соответствовало формировавшейся тогда идее о Москве как о Третьем Риме», — подытожил Пчелов.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/509454-vladimir-monomah

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

Князь Владимир Красное Солнышко — почему его так назвали? Биография, годы правления

Многие люди в свои школьные годы не очень любили историю. Поэтому они с удовольствием наверстывают упущенное в более зрелом возрасте. Ведь именно тогда приходит понимание, что наша страна имеет великую историю, которой должен гордиться каждый ее житель.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает мое имя Милана

А так как нельзя гордиться тем, чего не знаешь, многие как раз и садятся за учебники, чтобы обогатить свой интеллектуальный багаж. В этой статье мы поможем чуть лучше узнать историю и о Владимире Красное Солнышко.

Почему его так назвали, а также интересные факты из жизни князя читайте ниже.

Детство

Точная дата рождения Владимира неизвестна. Официально считается, что год его рождения — 960, но это может быть не так. Он мог родиться и в 945 году, просто в 960 году будущий правитель Руси впервые упоминается в летописи. Его отцом был Святослав, а мать – ключница Ольги. С глаз долой ненужного ребенка бабушка отправила в деревню Будутино. Именно там и воспитывался Владимир Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы узнаем дальше.

Неизвестно, сколько мальчик прожил с матерью, но, по данным летописи, назад в Киев он вернулся в 969 году. Судьба его родительницы дальше неизвестна. По некоторым данным, она счастливо прожила жизнь в деревне, другие источники говорят, что великодушный сын после вступления на престол забрал мать к себе во дворец. Так или иначе, верить можно в любую версию, ведь достоверных сведений просто нет.

Юность

Переезд Владимира к бабушке упоминается в летописи в связи с осадой Киева. Оборона города прошла успешно, но будущему правителю было не суждено остаться в южной столице княжества. В конце года Святославу приходит извещение из Новгорода, что правитель скончался и им срочно нужен новый. Выбор князя пал на Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы еще выясним, а пока расскажем о первых самостоятельных шагах юноши.

Переезд в Новгород стал первым важным событием в жизни мальчика. Так как он был слишком юн для того, чтобы стать полноправным правителем, то ему в помощь дали воеводу Добрыню.

Он должен был следить за образованием юного князя, а также помогать принимать важные государственные решения. В Новгороде Владимир обзаводится друзьями, в основном это были соседи скандинавы. А также юный правитель построит каплицу Перуна.

Благодаря этому поступку, который был, скорее всего, подсказан Добрыней, Владимир смог быстро завоевать расположение жителей Новгорода.

Семья и дети

Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Кратко об этом можно сказать так: Владимир стал первым святым на Руси и положил начало возникновению христианства на русской земле. А какая же личная жизнь была у князя? Владимир отличался большой любвеобильностью.

Языческая вера это поощряла: «чем больше у правителя будет жен, наложниц и детей, тем крепче будет государство», так гласило предание. Но тот, кто выдвигал эту теорию, сильно ошибся. Мир может быть только в моногамии. К концу своей жизни к этой мысли пришел и Владимир. Но изменить своих поступков он уже не мог. Официально у него было 5 жен.

Первую – Олофи — он нашел в Скандинавии, вторую – Рогнеду — забрал силой из Полоцка, третья – Адель — была родом из Чехии, Манфреда – из Болгарии. Юлия, жена брата Владимира, была взята в наложницы уже беременной. Анна была первой женой русского князя после крещения, а второй женой его была внучка Оттона I, немецкого правителя.

Помимо официальных связей, у Владимира было много любовниц. Признанных детей у правителя было более 20, 11 из них – мальчики, а значит, наследники престола.

988 год официально считается годом принятия христианства на Руси. Но, как и про все далекие события, точно нельзя сказать, что это достоверная информация. В 988 году состоялась свадьба византийской принцессы Анны и Владимира Красное Солнышко.

Почему его так назвали? Именно по той причине, что правитель ввел официальную монотеистическую религию. Как проходило крещение? Конечно, покрестить все государство было невозможно. Люди, которые верили в языческих богов всю свою жизнь, не могли в одночасье переменить свои убеждения.

Язычество жило на Руси еще минимум 50 лет после ее крещения. Но все же принятие христианства было большим шагом к объединению страны и учреждению в ней нового института власти. Некоторые историки считают, что христианскую религию Владимиру могла навязать еще его бабушка – княгиня Ольга.

Но эта теория маловероятна, так как общение с этой женщиной у князя было слишком ограничено. Скорее всего, Владимир Великий Красное Солнышко пошел на такой серьезный шаг из-за внешнеполитических факторов.

Прозвище

Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Конечно, такое прозвище дал святому не народ. Ведь фигура князя у его современников одобрения не вызывала. Многие подданные не поддерживали перехода к христианству. Да и распутный образ жизни мало говорит о святости человека. Но все-таки стоит верить, что люди меняются.

И изменить их может одно судьбоносное событие или, как в случае с Владимиром, человек. Ведь есть версия, по которой крещение князь принял именно благодаря одной из своих жен, а именно святой Анне. Сложно описать, какой огромный вклад в развитие Руси внес Владимир.

Почему Красное Солнышко? Да потому, что столько света и мира, сколько наше отечество получило столетием позже, наша родина никогда не видела.

Перемены в стране

Что же существенно изменил в укладе жизни государства Владимир? Ну, конечно, это крещение Руси и изгнание язычества. Объединение нашей страны в руках одного правителя — тоже большое достижение. Конечно, потом князь совершил большую ошибку, разделив свои владения между сыновьями, но нужно отдать ему должное, он не сильно хотел этого делать. Бразды правления Владимир намеревался передать в руки любимого сына Бориса, но можно себе представить, как к такой идее отнеслись другие дети.

Последние годы жизни

Правление Владимира Красное Солнышко продолжалось 46 лет. Под конец своей жизни князь правил в Киеве и очень опасался за свою жизнь. И это неудивительно. Ведь он хотел написать завещание, по которому наследником становился лишь один из его сыновей. Конечно, такой расклад не понравился детям, и в 1014 году на войну с отцом отправляется Святополк.

К тому времени он успел жениться на дочери польского князя, так что военный отряд у него был собран в довольно быстрые сроки. Кроме того, многие подданные Владимира поддержали Святополка. Ведь он был не родным сыном князя, а приемным. Настоящим отцом его был Ярослав, которого Владимир, садясь на киевский престол, хладнокровно убил. Но военный поход не увенчался успехом.

Войско было разгромлено, а Святополк заключен в темницу.

В 1015 году против отца выступил второй сын – Ярослав. Но он не пошел войной, просто Новгородское княжество захотело независимости и перестало платить дань. Такой расклад не понравился Владимиру, и он отправил войско урегулировать этот вопрос. Но дожить до развязки этой войны киевскому князю не удалось, 15 июля он умирает. Похоронили Владимира в Киеве в Десятинной церкви рядом с христианской женой Анной.

След в истории

Князь Владимир прожил очень насыщенную жизнь, и, конечно, былины и легенды не могли обойти стороной такую колоритную фигуру. Киевский правитель фигурирует в «Слове о полку Игореве», именно ему посвящал свои произведения Феофан Прокопович.

Немудрено, что образ Владимира отразился и в былинах, например, он фигурирует как главный герой сказаний о трех богатырях. Даже сегодня о крестителе Руси кинематографисты снимают свои ленты.

Одна из последних вышла в 2016 году и носит название «Викинг».

Но, конечно, каждый школьник знает Владимира Красное Солнышко именно благодаря тому, что князь крестил Русь. Наше государство было очень отсталым относительно даже соседей, не говоря уже о европейских странах. Именно поэтому христианство не только помогло народу стать сплоченнее, но еще и стало толчком к развитию грамотности.

Интересные факты

Владимир Красное Солнышко, годы правления которого — 969-1015, смог существенно повлиять на ход истории. Вот самые интересные факты о князе:

  • Владимира канонизировали как святого только в 1888 г. Событие это было приурочено к 900-летию христианства в России.
  • В 978 г. Владимир убил своего брата Ярополка и таким образом захватил киевский престол.
  • Князь ввел первые монеты на Руси. Назывались они златники и сребреники. Несмотря на то что в ходу было византийское золото, чеканка собственных денег позволила поднять государственную экономику.
  • Благодаря принятию христианства на Руси стала распространяться грамотность. Именно потому, что было необходимо читать хотя бы Библию, просвещение в первую очередь затронуло церковь и монахов.
  • Официально признанных сыновей у Владимира было 11.

Источник: https://FB.ru/article/348670/knyaz-vladimir-krasnoe-solnyishko---pochemu-ego-tak-nazvali-biografiya-godyi-pravleniya

Князь Владимир: житие, иконы, молитвы

Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2020 году. Житие, биография и молитва — в статье.

Князь Владимир I Святославич

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.

Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2020 году

И на берег вышел, душой возрожден,Владимир для новой державы,И в Русь милосердия внес он закон —Дела стародавних, далеких времен,Преданья невянущей славы!..(А.К. Толстой)

Креститель Руси — князь Владимир Святой

Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»

Святой князь Владимир

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка).

Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка.

Приготовься убить его» — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак.

Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его.

«Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах.

В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам.

В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования.

Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Как изображался бог Сет

Закрыть