В каком веке был построен собор Святой Софии

Интересные факты о киевском Софийском соборе

В каком веке был построен собор Святой Софии

Софийский собор в Киеве был построен в XI в. Этот выдающийся архитектурный памятник Киевской Руси – одна из главных достопримечательностей украинской столицы. Название христианского храма связывалось с божественной мудростью (Софией), заключённой в новой для Киевской Руси религии. Интерьер собора хранит самое большое на планете количество мозаик и фресок XI в. С 1990 г. храм включён в перечень ЮНЕСКО.

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в.

, вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства.

Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго.

В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г.

нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м2 (первоначально было 640 м2). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них – 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них – в голубых одеждах – оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м2, но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и «Шапка Мономаха» – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/sofiyskiy-sobor/

Собор святой Софии

В каком веке был построен собор Святой Софии

Инициатором строительства собора Святой Софии был император Юстиниан, которого относят к самым известным византийским правителям. Он начал управлять страной в 527 году. Именно при нем Византийская империя стала могущественным государством. Были построены многочисленные храмы и дворцы, Юстиниан завоевал новые земли и создал кодекс законов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется священная книга христиан

+
Собор Святой Софии – самый известный константинопольский храм. Его также называют Великой церковью, Айя-Софией и соборным храмом Святой Софии. О нем сложены многочисленные легенды, в которых рассказывается о том, сколько ресурсов было потрачено на возведение собора. На самом деле действительность не менее впечатляющая, чем старинные предания.

Возведение храма

По задумке константинопольский собор Святой Софии планировали построить более величественным, чем иерусалимский храм царя Соломона. Возведение церкви начали в 532 году, а завершили через пять лет. В строительстве участвовало около 10000 человек. Этот храм стал новым символом города.

Для его сооружения использовали кирпич, а отделка была выполнена более дорогими материалами – слоновой костью, драгоценными камнями, жемчугом, серебром, золотом и поделочным камнем. Имперская казна во время строительства собора существенно уменьшилась. Церковь была украшена 8 колоннами, которые ранее находились в легендарном эфесском храме Артемиды.

Все жители Византии в той или иной мере поучаствовали в строительстве грандиозного сооружения.

Перед началом работ по возведению собора у византийских мастеров был опыт по сооружению других религиозных зданий. Например, в 527 году милетским зодчим Исидором и траллским архитектором Анфимием была построена вакхская церковь Сергия. Они и стали руководить возведением собора, который впоследствии символизировал имперское могущество и величие, а позже превратился в великую легенду.

Парение купола

План собора имеет форму прямоугольника с пропорциями сторон 72х79 м. Купол церкви держат четыре колонны. Он обладает диаметром 31,5 м и высотой – 55,6 м.
Храм занимает высокий холм. Наслаждаться красотой его купола можно с любой точки Стамбула, который довольно плотно застроен.

Внутреннее устройство

Перед храмом можно побывать в просторном дворе, центральную часть которого занимает фонтан. Собор оборудован девятью дверьми. Центральным входом могли воспользоваться только патриарх и император.

Внутренняя часть храма такая же красивая, как и наружная. В большом купольном зале присутствует особая атмосфера. Кажется, что Всевышний начал создавать мир именно с этого места. Находясь здесь, можно размышлять о высоких материях. Красота собора Святой Софии поражает даже при многократном посещении этого места. Словами это выразить очень трудно.

Мозаика

Когда-то стены храма покрывала мозаика с изображениями на различные темы. В период иконоборчества (VIII-IX века) она была уничтожена. Внутреннему убранству собора был нанесен непоправимый ущерб и сейчас можно только представлять о его первоначальной красоте. Позже церковь была украшена новыми художественными произведениями.

Разрушение собора

Землетрясения и пожары несколько раз наносили непоправимый ущерб собору Святой Софии, после чего начиналось его восстановление. Храм пострадал не только от природной стихии, но и от людей.

В 1204 году крестоносцы разгромили его изнутри, серьезно повредив интерьеры собора, которые уже не подлежали восстановлению.
В 1453 году Константинополь пал и для церкви начались темные времена.

Когда Византию захватили мусульмане, многочисленные христиане прятались в соборе Святой Софии, надеясь спастись под защитой Бога.

Легенды

В народе сложено много интересных легенд об этом храме. В соборе есть мраморная плита с заметным отпечатком руки. По одной из легенд, он принадлежит завоевателю Константинополя султану Мехмеду II, который въехал в церковь верхом на коне. Испуганная лошадь встала на дыбы.

Чтобы не упасть с нее султан оперся о стену и оставил на ней след своей ладони.
Вторая легенда рассказывает о нише собора. Приложитесь к ней ухом и услышите шум.

По рассказам людей, когда храм брали штурмом, эта ниша послужила укрытием одному священнику, дух которого продолжает молиться о своем спасении до сих пор.

Когда собор был захвачен, то султан приказал заняться его переделкой, после которой сооружение стало мечетью Айя-Софией. В 1423 году она открылась первой службой. Когда велась перестройка храма, произошло уничтожение многих христианских украшений. Позже мечеть была окружена четырьмя минаретами.

Музей

Восстановление собора началось в 1935 году по распоряжению турецкого президента. Теперь он служит музеем. Реставраторы успешно завершили расчистку первых христианских изображений, которые покрывали толстые слои штукатурки. Собор Святой Софии – это величественный памятник духовной архитектуры.

Источник: https://turkiapro.ru/sobor-svjatoj-sofii/

София Киевская

В каком веке был построен собор Святой Софии

Софийский собор в Киеве — это величественный храм, возведенный в XI веке в центре города, на месте победы русского войска над печенегами ( 1037 год). Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись, которой, по мнению экспертов, уже около тысячи лет.

Начало строительства храма было положено еще при князе Владимире, а дальнейшей его постройкой и художественным оформлением занимались во времена правления князя Ярослава Мудрого. В конце XII — начале XIII веков экстерьер Софийского собора претерпел существенные изменения — здание было перестроено и приобрело стилистические черты украинского барокко.

До 30 — х годов XX века собор Святой Софии в Киеве был действующим храмом, в котором регулярно проводились богослужения. А в 1934 году ему был присвоен статус музея, и эта жемчужина архитектуры стала частью Национального заповедника » София Киевская», в состав которого входят также и другие постройки:

  • Золотые ворота ( XI век);
  • Кирилловская церковь ( XII век);
  • Андреевская церковь ( XVIII век).

Кроме этих сооружений, в ансамбль собора Святой Софии входят и другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение:

  • колокольня;
  • трапезная;
  • башня на въезде в южной части;
  • бурса;
  • хлебня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Среди сооружений Киевской Руси центральное место занимает Софийский собор в Киеве. В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя.

Собор Софии Киевской, как и София Константинопольская, не имела прямых аналогий в типаже, конструкциях и формах — большинство элементов и их сочетаний были воплощены впервые, и некоторые из них стали откровенно новаторскими.

В наши дни золотые купола собора видно издалека, со всех холмов Киева. Софийский собор является композиционным центром старого города. За девять с лишним столетий своего существования Софийский собор много раз разрушался, затем восстанавливался и реставрировался.

Однако под этими многочисленными  наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с известной во всем мире фресковой росписью и мозаиками является одним из самых лучших архитектурно — художественных ансамблей Средневековья.

Особенности архитектуры

Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм, украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.

Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.

В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.

Длина и ширина самого  собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.

Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма  специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе не был построен храм Святой Софии

В западной части расположены две башни,  на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.

Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. Так, во внутреннем оформлении широко использовалась настенная роспись, были созданы прекрасные фрески и выложены мозаичные изображения.

До наших дней сохранилось свыше трех тысяч квадратных метров фресок и подлинные мозаики ( 260 кв. м), созданием которых занимались византийские мастера в XI веке. Оттеночная палитра мозаики состоит из 177 вариантов различных цветов.

Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и алтарь, где проходили богослужения. Вся остальная поверхность стен была украшена фресками. В центральной части главного купола находится великолепная мозаика, изображающая Христа Вседержителя в окружении четырех архангелов.

До наших дней сохранилось мозаичное изображение только одного из архангелов, а образы остальных были реставрированы в XIX веке. Художник М. А. Врубель обновил изображение архангелов, написав их масляными красками на месте поврежденной мозаичной выкладки.

Когда входишь в собор из освещенных внешних галерей, сразу попадаешь в затемненные анфилады боковых нефов, которые тоже щедро расписаны фресками. В центральном куполе — мозаичное изображение Христа.

На алтарной апсиде, на золотом троне — фигура Богоматери, склоненная в молитве. Одна из самых известных во всем мире мозаик Софийского собора — это изображение Богоматери Оранты, которое имеет название » Нерушимая стена». Оно располагается на своде главной апсиды алтаря.

Далее сцена из » Евхаристии», а чуть ниже — фигуры » отцов церкви». На столбах арки, обрамляющей алтарь, сохранились также мозаичные изображения Благовещения — архангела Гавриила и Богоматери. Эта мозаика является образцом старейшего в русском искусстве отображения сцены Благовещенья.

Все остальные участки расписаны фресками, изображающими святых, среди которых представлено свыше 500 разнообразных персонажей.

На трех стенах западной части центрального простора нефа был создан большой групповой портрет княжеской семьи, но от этой композиции в подлинном виде сохранились лишь боковые части. Персонажей этой фрески традиционно считают членами семьи Ярослава Мудрого, хотя никаких точных исторических сведений на этот счет не существует.

Поистине уникальной деталью в оформлении интерьера Софийского собора является то. что на стенах нанесено огромное количество граффити, большинство из которых были созданы на рубеже XI -XII веков.

Данные графические элементы представляют собой огромный исторический интерес, потому что являются ценнейший памятником письменности. Во внутреннем оформлении храма было найдено около 7 тысяч графических изображений различных дат и надписей.

Источник: http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/sofiya-kievskaya.html

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии (Айя-София) — главный символ Стамбула. Это поразительный шедевр архитектуры эпохи расцвета Византии, преобразованный османами в мечеть после завоевания Константинополя. Сейчас Айя-София является великолепным музеем, который невероятным образом сочетает византийское и османское наследие.

Название собора нужно трактовать как церковь Премудрости Божией. 

Расположение

Во времена Византийской империи собор Святой Софии являлся одним из центральных сооружений Константинополя, находясь рядом с императорским дворцом. Сейчас Айя-София находится в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет.

Стоимость посещения музея Айя-Софии

Айя-София в настоящее время является музеем. Стоимость посещения (на 2019 г.) составляет 60 TL.

Собор Святой Софии более тысячи лет являлся крупнейшим христианским религиозным сооружением (до строительства собора Святого Петра в Риме). 

История собора Святой Софии 

Историю собора Святой Софии можно разделить на три периода:

  • 537 — 1453 годы — христианская церковь. 
  • 1453 — 1934 годы — мусульманская мечеть. 
  • с 1934 года по настоящее время — музей. 

Интерьер собора Святой Софии

Собор Святой Софии был основан Константином Великим в 360 году. В 404 году эта древняя церковь была сожжена в ходе бунта. Собор был довольно скоро восстановлен и снова сгорел в 415 году. Новая церковь была построена императором Феодосием II и снова была разрушена в ходе народных волнений в 532 году. Нынешняя структура была построена по приказу императора Юстиниана в 537 году.

Для строительства собора Святой Софии Юстиан пригласил Исидора Милетского и Анфимия Тралльского (выдающихся архитекторов того времени). Храм был построен всего за пять лет. Для строительства этого монументального сооружения Юстиан приказал даже выкупить близлежащие земли и снести постройки на них. Также есть сведения, что на этой грандиозной стройке работало около 10 000 рабочих. 

На протяжении следующих веков собор Святой Софии являлся резиденцией православного патриарха и одним из самых важных религиозных сооружений христианского мира. Кроме того, здесь проходили коронации византийских императоров.

Церковь была также домом для огромного количества реликвий, таких как: камень из гробницы Иисуса, копье, пронзившее бок Христа, саван Иисуса, фрагменты Истинного Креста, палец святого Фомы и мощи нескольких святые.

Все это наследие было потеряно с захватом Константинополя во время Четвертого крестового похода, когда Софийский собор был разграблен и осквернен.

Колонны собора Святой Софии

После захвата османами Константинополя в 1453 году христианский собор был преобразован в мечеть Айя-София. Структура здания затем была укреплена и хорошо защищена. К бывшему собору были пристроены четыре минарета, а интерьер получил многочисленные исламские черты. После падения Османской империи и создания Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк превратил Айя-Софию в музей.

Архитектура 

Собор Святой Софии представляет собой уникальное сочетание древней византийской религиозной архитектуры и более поздних исламских элементов. Айя-София — это монументальное сооружение с огромным куполом диаметром 31,24 м. и высотой 55,6 м. Когда-то он был покрыт 30 миллионами золотых мозаичных плиток. В настоящее время купол собора украшен надписями из Корана. Также интересной его особенностью является аркада из 40 арочных окон.

Оригинальный купол был разрушен землетрясением 7 мая 558 года, но был немедленно восстановлен с использованием более легких материалов. 

Купол собора Святой Софии

В период использования Айя-Софии как мечети были добавлены: четыре минарета, колоссальные свечи (по бокам михраба), восемь каллиграфических рунделей, минбар, две огромные эллинистические урны, медресе, библиотека и фонтан для ритуальных омовений (Шадирван). Большинство этих дополнений датируются 16 — 17 веками. 

Огромные каллиграфические панели диаметром 8–7,5 м, написанные Эфенди, были размещены на главных стенах сооружения.

Минбар (откуда имам читал проповеди) и михраб позади его 

Император Юстиниан приказал всем провинциям, находящимся под его правлением, присылать лучшие архитектурные образцы, которые будут использоваться в строительстве, чтобы собор Святой Софии мог быть ещё больше и грандиознее. Колонны и мраморная отделка были взяты из древних городов в Анатолии и Сирии. Восемь колонн были привезены из Египта для поддержки купола. Также структура собора включает в общей сложности 104 колонны (40 — в нижней, 64 — в верхней галерее).

Обязательно поднимитесь на уровень мезонина (своеобразной надстройки, которая сейчас открыта для посетителей), чтобы увидеть великолепные византийские мозаики и оценить интерьер Айя-Софии сверху. 

Мозаика в Айя-Софии

Все стены собора Айя-Софии, кроме покрытых мрамором, были украшены исключительно красивой мозаикой. Для изготовления мозаики использовались золото, серебро, стекло и цветные камни. Растительные и геометрические мозаики относятся к 6 веку, а фигурные мозаики относятся к Средневековью. Несмотря на все невзгоды часть древних мозаик неплохо сохранилась и производит сильное впечатление.

К сожалению, сложная реставрация Айя-Софии кажется происходит бесконечно, так что будьте готовы увидеть строительные леса.

Источник: https://traveller-eu.ru/attractions/sobor-svyatoy-sofii

Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Выдающийся памятник архитектуры – Софийский собор Константинополя, является самым известным произведением византийского зодчества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе находится Иерусалим

Построенный в VI веке, в период наивысшего расцвета Византийской империи, этот великолепный храм на многие столетия определил направление архитектурного развития в странах Европы и Средиземноморья.

Множество путешественников и паломников со всего мира стремились посетить Константинополь, чтобы своими глазами увидеть чудо — древний и прекрасный собор Святой Софии.

Исторические сведения

 Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». В христианстве принято отождествление Христа с Софией в смысле знания и разума, то есть представление Иисуса как образа Божественной Премудрости.

Поэтому Софийскими были названы многие христианские церкви, в частности первые православные храмы Руси в Киеве и Новгороде также были посвящены Премудрости Божией. Но главным, самым древним и крупным Софийским храмом, является, конечно, София Константинопольская. Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь.

Этот выдающийся римский император, будучи мистически одаренным человеком, всячески покровительствовал христианству, сделав его государственной религией. А в 336 г. Константин построил в своей столице огромную — по тем временам — христианскую церковь, посвятив ее святой Софии. Данный храм, немного расширенный при сыне Константина Великого, императоре Констанции, сгорел в 404 г. во время народного восстания.

Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто», император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина.

 В 527 г. на императорский трон взошел новый византийский император Юстиниан I, в период правления которого Византия достигла своего наибольшего могущества, военным путем значительно расширив свою территорию. Но для ведения войн нужны большие средства, которые император получал, в частности, и за счет увеличения налогов с населения.

Тяжкое налоговое бремя вызывало народные волнения и многочисленные восстания, потрясавшие Империю. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София.

Подавив восстание, Юстиниан I решил построить новый Софийский храм, который своим величием и роскошью превзошел бы все здания, когда-либо построенные в мире.

 По замыслу императора, этот собор должен был стать украшением Константинополя и зримым символом величия Византии. Возведение новой Софии Юстиниан поручил лучшим зодчим того времени – Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому, под руководство которых было созвано 10000 работников.

Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. По специальному императорскому циркуляру в Константинополь, помимо лучшего строительного материала, свозились и архитектурные элементы античных языческих построек.

Так, из Рима были привезены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – колонны зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений в отделке Софии использовалось огромное количество золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости.

Гигантские силы и средства, вложенные в строительство храма, не были потрачены напрасно, ибо возведенная церковь поражала воображение современников до такой степени, что в народе сложилась легенда об участии в строительстве Софии небесных Сил.

 Византийский историк Прокопий Кессарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным.

В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его ». Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Софийский храм более 900 лет был кафедральным собором столицы, главной церковью не только Византии, но и всего православного мира.

Много раз повреждалась София из-за пожаров и землетрясений, но всякий раз византийцы восстанавливали ее заново. Огромный урон нанесли храму крестоносцы, захватившие Константинополь в 1204 г.

Они разграбили богатейшее убранство и святыни Софийского собора, нанеся храму невосполнимый ущерб – именно тогда из Софии исчезла плащаница Господа Иисуса Христа, позже обнаруженная в Западной Европе и получившая там название Туринской плащаницы. Но самое большое испытание ждало Константинополь в 1453 г.

, когда турецкий султан Мехмет II во главе своего 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Ослабленная к тому времени и материально, и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии. Силы были явно неравны, 29 мая 1453 г. император пал в бою, и турецкие воины ворвались в Константинополь.

 Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне, и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Почти сразу крест на куполе Софии заменили полумесяцем, позже к храму пристроили 4 минарета, а мозаики и фрески внутри собора практически все были замазаны штукатуркой.

На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды. Лишь в 1935 г. по декрету президента Турции Ататюрка София стала музеем, и приглашенные реставраторы постепенно освободили ее великолепные мозаики и фрески от скрывавших их слоев штукатурки.

До сих пор храм используется как музейный комплекс, хотя множество людей и даже международных движений добиваются превращения его в христианский собор Святой Софии.

Интересные факты и события, связанные с храмом

 Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Император Юстиниан I не жалел никаких сил и средств на возведение этого собора, ставшего символом величия Империи. Общие затраты на строительство Софии, как утверждают византийские историки, составили сумму, эквивалентную 320 тыс.

фунтов (около 130 т.) золота. По преданию, в декабре 537 г., когда постройка была завершена, Юстиниан первым вошел в собор и, воздев руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку.

Я превзошел тебя, Соломон!» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном).

 Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их».

В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах».

Вероятно, это мнение, наряду с другими обстоятельствами, и предопределило выбор Владимира Крестителя в пользу христианства. Вместе со своим крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.

 16 июля 1054 г. во время богослужения в Софийском храме в его алтаре легат римского папы кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию отлучительную грамоту. В истории христианства именно эту дату принято считать временем окончательного разделения христианских церквей на римскую католическую и византийскую православную церкви.

 Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Фотогалерея: Мозаики и фрески святой Софии Константинопольской

Источник: http://georgievka.cerkov.ru/2014/11/22/sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-stambule/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Кто такой Святой Валентин и что он делал

Закрыть