Почему Собор Святой Софии в Константинополе носит такое название

Собор Святой Софии

Почему Собор Святой Софии в Константинополе носит такое название

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.

Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.

Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.

Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.

Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

Почему Собор Святой Софии в Константинополе носит такое название

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.

И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.

В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».

Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.

Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.

Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.

: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html

Софийский собор в константинополе, история и архитектура

Почему Собор Святой Софии в Константинополе носит такое название

Храм Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько длилась осада Иерусалима

Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески.

Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции – четырехугольное строение, образующее три нефа.

Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише.

Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из храма Артемиды в Эфесе, и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах.

Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье.

Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Источник: https://pravoslaviee.ru/molitvy/sofijskij-sobor-v-konstantinopole-istoriya-i-arhitektura.html

Софийский собор в Константинополе

Величественный Софийский храм в Стамбуле ныне находится в центре судебных разбирательств, в ходе которых решается вопрос о возвращении некогда главной мечети столицы в лоно Православной Церкви. Софийский собор в Константинополе — православный центр Премудрости Господней в Византии в 6-14 веках, после завоевания мусульманами, претерпев реконструкции, на протяжении 5 столетий служил мечетью, с 1935 года в ней располагается музей.

История основания

В мире это уникальное строение известно по всему миру, как Айя-София или Великая София, церковь Премудрости Божьей и собор Святой Софии.

Собор святой Софии в Стамбуле, Турция

Церковь Премудрости Господней в Константинопольском центре более 1000 лет обладала статусом самого большого храма в мире, пока не был возведен римский храм апостола Петра. Император Константин Первый, правивший в середине четвертого столетия, покровительствовал строительству христианских церквей, основав в 324 Константинополь, в 336 году там возводится первая церковь Софии.

Новый Софийский храм возник при императоре Констанции Втором, который приказал расширить уже существующую церковную постройку. С 360 года, 20 лет в храме служат арианские священники, при императоре Феодосии первом он переходит к никенианским последователям.

27 ноября 380 года архиепископ Константинополя Григорий Богослов — настоятель собора.

Народное восстание 404 года стало причиной пожара, полностью уничтожившего христианскую обитель, позже сгорела вновь восстановленная церковь в 415 году.

По приказу императора Феодосия Второго возводится новая базилика, но и ее не пожалел огонь в 532 году. По результатам археологических раскопок можно сделать вывод, что эти постройки были немалых размеров, богато украшенными мрамором. Император Юстиниан Первый решил увековечить свое имя, благословив строительство новой Софийской церкви, предназначением которой было стать жемчужиной императорского величия и украшением Константинополя.

Лучшие архитекторы того времени Исидор Милетский и Анфимий Тралльский приступили к возведению святыни, несущей в мир премудрость Божию, Софию, задействовав для строительства более 10 тысяч рабочих. В течение пяти лет в столицу свозили лучшие материалы, античные элементы, порой собранные из языческих храмов.

Интерьер Софийского собора

Порфировые колонны привезли из Рима, а колонны мраморные зеленого цвета подарил Эфес. Император не жалел средств на украшение будущей святыни, золото, серебро, драгоценные украшения и слоновая кость поставлялись в огромном количестве.

Император Юстиниан возводя прообраз Небесного Иерусалима, пытаясь воссоздать рай на земле и превзойти Соломона в красоте и великолепии построек, не жалел средств для возведения церкви премудрости Господней.

Для разведения извести использовалась только ячменная вода; камень укладывался с помощью раствора, замешанного на воде и оливковом масле; патриарший престол обосновался на расплавленном золоте с добавлением рубинов, топазов, сапфиров, жемчугов и аметистов.

Цена постройки превысила стоимость 130 т золота.

На заметку! Великолепный собор Великой Софии получил статус кафедрального, на протяжении 9 столетий он удерживал звание главной церкви, как Византии, так и всего христианского мира.

Особой заслугой императора Юстиниана Первого было финансирование создания великолепных мозаик, которые в течение веков постепенно исчезали в результате природных катаклизмов, а также иконоборческого движения 8 столетия, начатого императором Львом Третьим, и окончившегося в 9 веке.

Архитектурный стиль первой базилики Софии лег в основу центрально-купольных церквей. Воцарение на трон македонской династии положило начало «македонскому ренессансу», когда не только восстановили первоначальные софийские мозаики, но и создали новые. В этот период появляется монументальная мозаичная фреска Богородицы в центральной апсиде, выполненная в технике ранних изображений.

https://www.youtube.com/watch?v=2O-j7OM6miU

Мозаичная фреска Божией Матери

Собор Софии Премудрости Божьей стал свидетелем величайшего события христианства, разделения в 1054 г. на католическую и православную церковь.

 Даже несколько пожаров и землетрясения, случавшиеся на протяжении 3 веков, не нанесли столько ущерба, как крестоносцы, пленившие в 1204 году Константинополь.

Не удовлетворившись богатейшим убранством и святынями, захватчики украли плащаницу Иисуса, позже она обнаружилась в Италии, и стала известной Туринской святыней.

Захват турецким султаном

Пожары, землетрясения и ограбления меркнут перед событиями 1453 года, когда 200-тысячное войско во главе с султаном Мехмедом Вторым завоевало Византийскую империю, убив в бою константинопольского императора Константина Одиннадцатого.

Первым желанием султана Мехмета Второго, въехавшего в христианскую святыню на лошади, было сравнять ее с землей, но пораженный красотой Софийского собора завоеватель принимает решение реконструировать строения и основать в них мечеть.

Рабочие приступили к работе:

  • изумительной мозаичной работы фрески замазали;
  • кресты сняли и водрузили полумесяц;
  • по четырем сторонам христианской святыни возвели минареты.

Михраб мечети Святой Софии в Стамбуле

В том же году мусульмане совершили первое служение в новой мечети. Почти 5 веков, вплоть до 1935 года, прекрасная Премудрость Божия была превращена в мусульманскую мечеть Айя-София.

Статус музея

В 1931 году мечеть Айя-София была закрыта для проведения богослужений. Президент Турции Ататюрк в 1935 году издал указ основать в соборе Великой Софии музей, при этом очистив стены от штукатурки и освободив прекрасные фрески с изображением Спасителя, Богородицы и святых.

В конце 40-х годов 20 века возникло движение за возвращение храма Святой Софии христианству. Уникальность софийских построек заключается в воплощении идеи Небесного царства на земле. Древним архитекторам удалось воссоздать помещение, в котором купол, как прообраз Неба, визуально не должен касаться земли.

Человеческий разум отказывается верить видимому, мысленно люди ищут те канаты, которые удерживают в невесомости огромный купол.

Секрет видимой невесомости состоит в том, что архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский при помощи множества оконных отверстий, искусно спрятанных в барабанном подкуполе, создали эффект светового кольца.

Световые лучи, проникающие через оконные отверстия, воспринимаются, как небосвод над головой, и трудно поверить, что вес купола огромен. Попасть в Собор Софии можно было через восемь центральных входов, через девятый проход, по легенде дерево для него привезли из ковчега Ноя, проходил только император. В самом здании по подсчетам около 400 дверей.

Ложа Султана в соборе Святой Софии

Современники называют Айя-Софию восьмым чудом света. О владении помещением православной святыни мусульманами свидетельствуют оставшиеся ложи султана, мизраб (мусульманский алтарь) и мраморный минбар.

Интересно! В отличие от православных храмов Софийская церковь освещается не свечами на паникадилах, а лампадками.

Грунтовые воды затопили подземные переходы, ведущие от храма к дворцам. Ранее при раскопках здесь были обнаружены человеческие останки и драгоценные украшения.

Необъяснимые чудеса

Люди, побывавшие в Стамбульском музее, рассказывают, об особых ощущениях от прикосновения к «плачущей» колонне, по легенде ее влага обладает исцеляющей силой. Не могут объяснить ученые и секрет «холодного окна», через отверстие которого постоянно поступает прохладный воздух, даже в самый знойный день.

Стоит побывать в нише, сквозь стены которой слышен некий шум.

  • Одна легенда гласит, что при завоевании православной византийской святыни за этой стеной спрятались тысячи христиан.
  • По другому преданию в то время, когда мусульмане с мечами ворвались в храм, шло богослужение, священник не прекращал читать молитву даже при приближении к нему турок. Когда мусульманин поднял меч, в одно мгновение стена раскрылась и спрятала священнослужителя.

Интересно! Согласно легенде священник выйдет и продолжит богослужение, когда святыня снова вернется в православие.

В помощь паломникам

Собор святой Софии открыт круглый год, кроме понедельников. Весной и летом его можно посетить с 9.00 до 19.00, а в осенние и зимние месяцы музей открыт только до 17.00.

Собор святой Софии ежегодно посещают 8 миллионов туристов

Чтобы не стоять в длинной очереди, стоит прийти на полчаса раньше. Насладиться красотой купольного света лучше в первой половине дня, когда солнечные лучи образуют световую ауру.

Посещение музея платное, около 8 долларов. Около музея всегда крутятся перекупщики билетов, за 1-2 доллара можно избежать стояния в очереди к кассе. Дети в возрасте до 12 лет могут пройти бесплатно. Экскурсия по музею занимает от 2 часов. Это надо учесть старшим людям и семьям с маленькими детьми.

Совет! Услуги экскурсовода платные, можно сэкономить, воспользовавшись аудиогидом или предварительно просмотрев онлайн-видео.

Расстояние от аэропорта до мировой святыни более 20 километров, проехать сюда можно как на трамвае или метро, а можно воспользоваться услугами такси. Вам надо будет попасть в старый городской район Стамбула на площадь Салтанахмед, название которой станет ориентиром при планировании маршрута.

Собор Святой Софии в Стамбуле

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-svyatoj-sofii-v-konstantinopole.html

Кто восстановил купол Святой Софии? Архитектор Трдат

Ученые Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс подробно исследовали самую эффектную часть сооружения — купол собора, который в первоначальной идее был сферический и очерчивал окружность диаметром 31 метр. Его высота от пола — 51 метр. Покоится купол на четырех опорах (парусах). Некоторые его отклонения от идеальной сферы и окружности объясняются многочисленными разрушениями и перестройками.

В сериях публикаций 40−50-х годов ХХ в. Эмерсон и Л. Ван Найс представили детальный отчет о возведении второго купола Святой Софии Исидором младшим и восстановительных работах X и XIV веков. Они оценили вклад архитектора Трдата из Армении в восстановление собора в Х в. на основании византийских письменных источников и осмотра сооружения. Ученые сделали вывод, что Трдат заново построил западную часть купола и укрепил западную арку.

Изучив каменную кладку на внутреннем основании купола, они решили, что явная асимметрия — это результат расширения большой западной арки.

Ученые убеждены, что Трдат увеличил высоту арки, которая имеет вогнутость, и предположили, что она создана намеренно из-за опасной наружной выпуклости южной части купола, которая сохранилась с VI века, а для большей устойчивости купола Трдат заложил две пары окон на разных концах сегмента (статья «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», Кристина Маранчи).

Святая София

В 330 году император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию, которую переименовал в Новый Рим. Однако название не прижилось и город стали называть Константинополь. В том же году Константин заложил базилику и назвал ее Святая София.

Из-за мятежей в городе церковь не раз восстанавливали. Во время мятежа 532 г. она была сожжена, а император Юстиниан готов был бежать из страны, когда полководец Велизарий с войсками вошел в Константинополь и подавил восстание. В честь этой победы Юстиниан решил построить самый большой храм в мире. Для этой цели он выкупил земли вокруг сгоревшей базилики и пригласил известных архитекторов: Анфимия из Тралл и Исидора из Милета.

На стройке ежедневно работали 10 тысяч рабочих. Для собора везли лучший мрамор: из Проконеза, Каристоса, Ясоса, Фригии, и даже готовые колонны из языческих храмов Рима, Афин, Эфеса и Баальбека.

Много новшеств было использовано при строительстве: известь готовили на ячменной воде, в цемент добавляли масло, в растопленное золото бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — этим материалом покрыли престол.

На строительство храма уходили все доходы империи — храм украсили мозаики на золотом полу, стены храма полностью были покрыты мозаиками, вместо иконостаса — 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых стояли иконы. Только в ризнице было 40 000 фунтов серебра.

Храм был построен за пять лет, его освящение вылилось в празднества: город ликовал пятнадцать дней. Это было в 537 году. Византийский летописец VI века Прокопий так пишет об этом соборе: «храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным.

В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.

Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».

Землетрясение 558 года разрушило восточную часть купола Святой Софии. Восстанавливал купол Исидор, племянник архитектора Исидора из Милета, он поднял купол на 9 метров. По словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.

Еще более сильное землетрясение 989 года разрушило западную часть купола.

Есть две версии, почему работа по восстановлению купола была поручена архитектору Трдату из Армении: по одной из версий, Трдат был в Константинополе и предложил свои услуги, по другой — Трдат, как известный в Армении и Византии архитектор, был приглашен в Константинополь, потому что имел богатый опыт работы с большими куполами.

Архитектор Трдат

Трдат (дар богов) (950−1020 гг.) был известным зодчим Армении во времена царей Багратуни.

После того как царь Ашот III перенес столицу Армении из Карса в город Ани (ныне в Турции, на границе с Арменией), Трдат построил кафедральный собор в Аргине — католикосат (рядом с Ани, тип купольного зала), и кафедральный собор в Ани (тип купольной базилики) — оба с большими куполами, а также церковь Сурб-Ншан (святое Знамение) в Ахпатском монастыре и церковь Григория в Ани (Гагикашен, 3-ярусная ротонда).

Трдат был опытным зодчим, но в Армении архитекторы работали с крупными каменными глыбами, а купол собора Святой Софии был сделан из кирпича и известняка. Трдат представил план восстановления собора, чертеж и модель, как будет выглядеть собор после реставрации. Это было ново для Византии, до этого никто из архитекторов не делал чертежи. Кроме того, во всех сооружениях Трдат использовал паруса под куполом, как в Святой Софии. Все вместе послужило Трдату лучшей рекомендацией.

Но Константинопольские масштабы были иными, что значительно увеличило сложность стоящих перед архитектором задач. Трдат улучшал свои методы по ходу работ, что увеличивало их стоимость. Византийский летописец замечает, что леса, возведенные Трдатом при восстановлении купола, обошлись казне в тысячу ливров золотом.

В 994 году собор Святой Софии был восстановлен. Результат работы архитектора Трдата — ныне музей Айя-Софья — радует посетителей уже более тысячи лет.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/65036/

Айя-София, Стамбул — собор Святой Софии: история, описание

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории.  Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит яблоко в Библии

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Советуем прочитать о Казанском соборе.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

Интересные факты

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.

Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Источник: https://www.miroworld.ru/ajya-sofiya-sobor-svyatoj-sofii/

Софийский собор в Константинополе — история, интерсные факты, мифы, святыни

Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм — значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) — матерью всех православных христианских храмов в мире.

Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно — величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.

Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г.

Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век).

Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом.

Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой

Источник: http://fellowtraveler.ru/cvjatye-mesta/1099-sofijskij-sobor-v-konstantinopole

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Стамбуле — Православный журнал

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία — «мудрость».  Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости(1 Кор 1:24).

Досье собора:

Строительство:532–537 годы

Закладка камня:23 февраля 532 года

Освящение:27 декабря 537 года

Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель:император Юстиниан I

Авторы проекта и архитекторы:
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Статус:музей Айя-София

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.

1) Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

2) Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?

Нажмите чтобы перевернуть

3) Какая связь у храма Святой Софии с Киевом, Великим Новгородом и Полоцком?

Нажмите чтобы перевернуть

4) Какие великие святыни находились в храме?

Нажмите чтобы перевернуть

5) Что такое «Пуп Земли»?

Нажмите чтобы перевернуть

6) Какое отношение храм Святой Софии имеет к Крещению князя Владимира?

Нажмите чтобы перевернуть

7) Как хранятся мощи святых в храме Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

8) Есть ли христианские храмы, равные по размеру Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

Фото на заставке: auher Ali Nasir/flickr.com

(37

Источник: https://foma.ru/velikie-sooruzheniya-hram-svyatoy-sofii-v-stambule.html

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор)

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Название: Ἁγία Σοφία / Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (el), Ayasofya (tr), Hagia Sophia (en)

Другие названия: Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София

Местонахождение: Стамбул (Турция)

Создание: 532—537 гг. (основана в 324г.)

Архитектор(ы): Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света.

Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона.
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий.

    Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.

  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна.

    Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.

  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка.

    У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.

  6. Темпы строительства.

    Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.

  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов.

    Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.

  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.

  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Параметры объекта:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Источник: http://kannelura.info/?p=1742

В разрезе: собор святой софии | fotovarka — сплетни рунета

От Парфенона до собора Святой Софии

Древние греки строили свои храмы по всему побережью Средиземного моря, и многие народы, восхищаясь красотой греческой архитектуры, копировали их. Когда римское государство стало могучей империей, во всех его городах- от Северной Африки до Шотландии, от берегов Испании до Средней Азии — появились классические здания с колоннами и статуями. Римская империя расширялась, захватывая новые земли.Колизей, Рим

Полководцы брали с собой в походы инженеров, которые обустраивали военные лагеря, прокладывали дороги и возводили мосты через реки. На землях, присоединённых римлянами, строились новые города, например Лондиниум (Лондон), с домами правосудия, зданиями магистрата, пристанями для торговых кораблей и акведуками, снабжавшими жителей чистой водой.

Римские инженеры всё время придумывали новые способы строительства. Поскольку не везде можно было найти камень, они научились строить дома из кирпича. При возведении цирков — овальных и круглых сооружений для конных состязаний и боёв гладиаторов — строители располагали арки ярусами вокруг кольца стен. Кроме того, римляне первыми изобрели новый строительный материал — бетон. (Изобретения древнего Рима).

Известь — самый распространённый строительный, клей — получают путём сжигания в печи известняка. Смешайте известь с песком и водой, и вы получите раствор, которым
можно скреплять кирпичи. Добавьте в раствор щебень, и у вас получится бетон — дешёвый и прочный материал, которому можно придать любую форму, если залить его в жидком виде в опалубку и дать затвердеть.

Сначала римляне использовали бетон для изготовления фундаментов и стен, но
вскоре научились отливать из него сводчатый потолок.

Пантеон:

В те времена потолочные балки, будучи недостаточно прочными, чтобы перекрыть большое пространство, опирались на стены, которые стояли близко друг к другу, поэтому в храмах было довольно темно и тесно. Благодаря арочным сводам помещения стали намного выше и просторнее.

А теперь у строителей появилась ещё одна великолепная идея: они взяли арку и, повернув её вокруг собственной оси, получили фигуру, напоминавшую половину мяча. Этот свод они поставили на стены, создав таким образом купол.

Самым потрясающим римским зданием с первым бетонным куполом стал Пантеон.Пантеон

Император Адриан решил построить в Риме храм всем богам и приказал перекрыть его огромным сводом. Никто из архитекторов не мог сказать уверенно, можно ли это сделать.

Несколько месяцев инженеры просчитывали конструкцию купола, а строители трудились над созданием деревянной опалубки, которой предстояло поддерживать свод, пока бетон не затвердеет.

В конце концов купол решили сделать максимально
тонким, чтобы уменьшить его вес, а так же оставить в центре круглое отверстие для солнечного света.

Строители смешали тонны извести, песка и щебня, залили раствор в огромную форму и стали ждать. Многие думали, что купол обрушится. Каждый день инженеры с волнением поднимались наверх, чтобы проверить, затвердел ли бетон. Наконец они распорядились убрать леса. Теперь их надежды должны были либо сбыться, либо рухнуть вместе с куполом.

Интерьер Пантеона

Когда рабочие убрали последнюю опору, все затаили дыхание. А затем раздались громкие аплодисменты — свод выдержал. В вышине над головами людей парил огромный купол, и яркий солнечный свет, проникая сквозь отверстие в центре, потоком лился вниз, отражаясь в потолочных углублениях — кессонах — и вспыхивая огнем на мраморных стенах.

Купола позволили создать совершенно новые типы залов. Свободные и светлые, они были прекрасны сами по себе и не требовали богатых украшений. Спустя несколько веков далеко на востоке, в Константинополе, римляне возвели ещё один великий купол — купол собора Святой Софии.

Сердце города

Собор Святой Софии, Стамбул, Турция, 532 г.

Веками присоединяя новые земли, Римская империя увеличилась настолько, что ею стало трудно управлять. Тогда император Диоклетиан принял решение разделить страну на две части . Центром Западной империи стал Рим, а в Византии, Восточной империи, столицы не было до тех пор, пока император Константин не основал на берегах Босфора — морского пролива, отделяющего Европу от Азии, — великолепный город и не назвал его в свою честь: Константинополь.

Император был уверен, что его город станет столь же великим, как и Рим. Он украсил его статуями и колоннадами, разбил сады, построил стадионы, цирки, суды и бани. Однако Константин, в отличие от предшественников, не верил в богов, которым были посвящены римские храмы. Будучи христианином, он считал, что главным зданием в его городе должна стать христианская церковь, посвящённая Святой Софии — Премудрости Божьей.Собор Святой Софии, Стамбул, Турция.

Константин умер, а столица Византии становилась всё богаче и величественнее. Первая церковь Святой Софии несколько раз перестраивалась из-за вспыхивавших
в ней пожаров.

В конце концов император Юстиниан решил построить на её месте огромный собор, для чего пригласил знаменитых математиков — Исидора Милетского и Анфимия Тральского.

Пожелание императора было простым: он читал в Библии о великолепном храме, который царь евреев Соломон возвёл в Иерусалиме. Юстиниан хотел, чтобы собор Святой Софии был ещё более величественным.

Читайте так же: В Разрезе: Шартрский собор

Исидор и Анфимий спроектировали здание невероятной красоты: над рядами арок, ярусами поднимавшихся к потолку в главном зале, над сводами малых куполов, переходивших в полукупола, парил огромный купол. Свет должен был литься из его окон подобно струям воды, наполняя собор божественным сиянием.

Сначала возведение такого сложного сооружения казалось невыполнимой задачей, но Исидор и Анфимий, будучи математиками, рассчитали, как распределить вес купола на своды, стены и контрфорсы. Когда строительство здания было закончено , они пригласили лучших художников, чтобы украсить стены росписью
и золотыми мозаиками.

«Соломон, — пробормотал Юстиниан, войдя в новый храм,- я превзошёл тебя!»

У жителей Константинополя перехватывала дыхание, когда они впервые переступали порог собора Святой Софии. Купол висел в воздухе, «будто его спустили с небес на золотой цепи». Казалось, что Исидор и Анфимий построили здание не из кирпича и камня, а из воздуха и света.

Церковь стала сердцем Константинополя,

или Византия, как тогда называли столицу Византии. Византийцы любили храм и часто вспоминали его, находясь вдали от Родины. Подплывая к родным берегам, моряки
собирались на носу судна и смотрели на купол Святой Софии, возвышавшийся над горизонтом. Среди сияющих мозаик собора короновали императоров, под его мраморным полом их хоронили. Почти тысячу лет здесь шли службы, огонь свечей мерцал на золотых стенах, а аромат благовоний поднимался к вершине купола.

Однако со временем Византия стала утрачивать своё могущество. На страну всё чаще нападали войска Западной империи, чьи солдаты-наёмники сжигали дворцы и увозили с собой статуи. С востока к ней подступала другая опасность.

На месте современной Турции возникла Османская империя, которая с каждым годом отвоёвывала себе всё новые земли и всё ближе подходила к Константинополю. Настал день, когда последний
император Византии Константин XI, глядя вниз со стен осаждённой столицы, понял, что Константинополь дольше не продержится .

Войско османского султана Мехмеда II растянулось до горизонта, в море не счесть было его кораблей.

Константин медленно направился в сторону собора Святой Софии. Там шла служба, перед алтарём множество мужчин и женщин молили Бога о помощи. Константин зажёг свечу и стал молиться вместе со всеми.

На рассвете солдаты Мехмеда II ворвались в Константинополь. Они мчались по улицам, поджигая дома и убивая защитников города. Добравшись до собора, они выбили дверь, выгнали священников и стали сбивать золотые мозаики со стен. Одна за другой гасли
свечи на огромном алтаре. С этой минуты христианские молитвы больше никогда не звучали в соборе Святой Софии.

Вскоре после взятия Константинополя в город приехал сам Мехмед II. Он не собирался уничтожать великий храм. Османы были мусульманами, а приверженцам этой религии нужны были прекрасные мечети, подобные мечети Укба в Кайруане или мечети Ибн Тулуна в Каире. Мехмед II решил, что из собора Святой Софии получится великолепная мечеть, и приказал его перестроить. С тех пор вместо христианских проповедей там звучат мусульманские молитвы.

Константинополь был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи. А собор Святой Софии, спустя полторы тысячи лет, всё ещё возвышается над Босфором, и его купол до сих пор парит в воздухе, «как будто его спустили с небес на золотой
цепи».

В разрезе: собор святой софии

В разрезе: собор святой софии

Арочный свод давит на опорные стены, выталкивая их наружу. Чтобы предотвратить падение стен, их укрепляют контрфорсами. Купола же расталкивают стены во всех
направлениях. Это явление инженеры называют горизонтальным распором.

Арки и контрфорсы

Зная о нём, Исидор и Анфимий спроектировали два полукупола с двух сторон главного купола Святой Софии. Но этого оказалось недостаточно: полукупола и сами «распирали» стены, поэтому зодчие построили сложную систему полукуполов, сводов и контрфорсов.

Купола и полукупола

Несмотря на это, первый купол рухнул, потому что его свод был недостаточно высок. Попробуй продержать тяжёлый предмет на вытянутой руке некоторое время, и вскоре твоя рука устанет. А теперь подними руку в верхтебе станет намного легче. Так же и с арками: высокий свод сможет выдержать большой вес, а низкий- нет. После падения первого купола над Софией возвели второй, более высокий, который до сих пор украшает собор.

В разрезе: собор святой софии

1-14:

  1. Центральный, или императорский, вход в храм

2. Двор

3. Внешний нартекс

4. Внутренний нартекс — помещение для лиц, не имевших права входить в храм

5. Стены из кирпича и бетона

6. Ионические колонны из зелёного мрамора

7. С двух сторон купол поддерживался полукуполами.

8. Вес купола распределялся на массивные контрфорсы.

9. Окна, освещавшие под купольное пространство

10. Рёбра жёсткости

11. Купол

12. Изображения святых

13. Внутри купол был украшен мозаикой

14. Крыши, обшитые листами свинца

15-28:

15. Апсида- выступ здания со стороны алтарной части, перекрытый
полукуполом

16. Паруса- выгнутые треугольники, связывающие круглый купол с квадратом, образуемым опорными столбами

17. Синтрон- скамья для духовенства

18. Киворий(или серебряная сень) навес над алтарём

19. Серебряная перегородка, скрывающая алтарь

20. Оштукатуренные наружные стены

21. Императорская ложа

22. Хоры (открытая галерея внутри церкви), с которых прихожане наблюдали за службой

23. Амвон- площадка для богослужений

24. Боковой вход

25. В контрфорсах находились комнаты и проходы.

26. Арки переносили вес купола на опорные столбы.

27. Лестница на хоры

28. Стены были облицованы мраморными плитами.

Собор Святой Софии видео:

Источник: https://www.fotovarka.ru/v-razreze-sobor-svyatoj-sofii/

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. 

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения. 

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре. 

Схема храма Святой Софии 

1. Вход   2. Императорские ворота   3. Плачущая колонна   4. Алтарь. Михраб  5. Минбар
6. Ложа Султана   7. Омфалос («пуп мира»)   8. Мраморные урны из Пергама
 a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
 b.) Минареты султана Селима II

Где находится храм Святой Софии на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

Источник: https://1chudo.ru/khramy/85

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Кто принимал участие в крещение Руси

Закрыть