Кто утвердил патриаршество на Руси

Зачем Борису Годунову нужен был патриарх на Руси

Кто утвердил патриаршество на Руси

История патриаршества в Русской Православной Церкви полна драматизма и в некоторых своих моментах напоминает политический детектив, где религиозные мотивы нужно ещё постараться рассмотреть. Но таково уж наследие Византии, которое взяли на себя русские великие князья и цари.

Само появление первого русского патриарха, которым стал митрополит Московский Иов в 1589 году, как раз и есть такая политическая драма, в которой «первую скрипку» играло даже не тогдашнее православное духовенство, а царский двор и непосредственно тогдашний «серый кардинал» царя Фёдора Иоанновича, Борис Годунов.

Киевская уния

Русская аристократия того времени уже давно хотела для себя независимой Церкви, что и так организовывалось с падения Константинополя в 1453 году. При этом Киевская митрополия окончательно ушла под Литву, став абсолютно независимой от Москвы частью Православной Церкви.

На неё активно воздействовали иезуиты, в частности Пётр Скарга, склоняя киевлян к унии, что и произошло уже в 1596 году в Бресте. Писания Скарги о «недостойности» Константинополя и силе и свободе Рима доходили и до Москвы. Москвичам всё это не нравилось, но и под власть Рима они не хотели. В конце концов, не так давно Иван Грозный обманул и вышиб Антонио Пассино, иезуита, который предлагал русскому царю такой проект.

Однако и текущее положение Русской Церкви никак не устраивало Русь. А вот присоединить к себе независимую киевскую митрополию в силу возвышения митрополии московской (что, кстати, в итоге и случилось) было весьма заманчиво.

Деградация Византии

Дело в том, что после захвата Константинополя турками-османами началась деградация Вселенского Патриархата. Султаны меняли патриархов на своё усмотрение, как перчатки. В Москве Вселенскую Церковь стали воспринимать, как «слабую, зависимую», а то и откровенно «рабскую» по отношению к иноверцам-магометанам.

При этом Вселенская Церковь страдала имущественно, древние Восточные Церкви все чаще ходили на Русь с «протянутой рукой». Но одновременно представители этих Церквей кичились своей древностью, величием и самостоятельностью, в отличие от «православного новодела», Московской митрополии.

Кроме того, вселенскими патриархами очень часто становились откровенно недостойные люди, политические интриганы, а то и попросту повесы и транжиры, каковым, к примеру и оказался Патриарх Феолипт, на момент правления которого и пришлось начало «великой Московской интриги» по провозглашению патриаршества на Руси.

Серый кардинал

В самой нашей стране также царили весьма интересные времена. Младший сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович, не был сильным и решительным политиком. Ещё его отец отзывался о нём, как о более приспособленном для кельи и молитвы, нежели для правления государством.

Но ближайшим сторонником его стал выходец из числа опричников, шурин царя Борис Годунов. Он довольно быстро устранил всех своих конкурентов, которые ещё недавно были его сторонниками в деле поставления царя Федора на престол, и стал этаким «серым кардиналом всея Руси». Историки отмечают, что из 14 лет царствования Федора 13 безраздельно и фактически неприкрыто правил именно Годунов.

Впрочем, стоит оговориться, что это было не самое плохое правление. Парадоксальным образом, пока Годунов был в тени, он был куда более успешен и полезен России, нежели когда сам стал царём. Планировал ли он с самого начала стать русским самодержцем и основать новую династию – неизвестно. Однако, судя по историческим данным, проект «русского патриаршества» он воспринимал как глубоко личное дело, к успеху которого приложил немалые усилия.

Русское патриаршество

Историк русской Церкви Карташев, указывает, что с политической точки зрения установление патриаршества на Руси именно Годуновым давало ему огромный кредит доверия и уважения знати, да и всего общества в целом. Более того, митрополит Иов был именно «человеком Годунова», начавшим свое возвышение, как и будущий царь, с опричнины Ивана Грозного.

Начало активной фазы пришлось на 1586 год, когда в Москву после визита в Киевскую митрополию, прибыл антиохийский патриарх Иоаким. Он прибыл просить денег, и это был первый в русской истории личный визит одного из глав Восточных Церквей. Иоакима щедро одарили и отправили назад, в Турцию, но с наказом, чтобы он провел переговоры о возможности проставления патриарха на Руси.

Естественно, что такие перспективы совершенно не утеривали Константинополь и тамошнего патриарха. Терять, даже формально, такую огромную митрополию, совершенно не хотелось. Но, как было сказано выше, Феолипт очень любил деньги и совершенно не умел их тратить, что тоже сыграло свою роль.

Константинопольский патриарх начал «затягивать процесс». И в то же время количество просителей даров и денег в Москву с Востока увеличилось в разы. Москва терпела, отдаривалась и надеялась. Феолипт, судя по всему, никаких активных действий предпринимать не пытался, но тут, из-за своего мотовства и неумелых интриг, он был смещён, а на его место встал возвращенный из ссылки султаном патриарх Иеремия II.

Он нашёл Константинопольскую церковь в таком разорении и долгах, что вынужден был жить в доме валашских господарей. Патриаршая резиденция была конфискована за долги. При этом о «московском проекте» он ничего не знал, но именно в Москву, уже по натканной дорожке, поехал просить милостыни.

Приватный разговор

В 1588 году он прибыл на Русь, где между ним и Борисом Годуновым произошел приватный разговор, после которого русские власти фактически заключили Иеремию под домашний арест. Такое «почётное заточение» очень многое говорит и о политическом весе России того времени, и об откровенной политической слабости Восточных Церквей.

От него ждали поставления Патриарха, а он не только не был в курсе, но поначалу и воспротивился. Впрочем, год «золотой клетки» и удивительных дипломатических способностей Годунова переменил мнение Константинопольского Владыки.

Поначалу Годунов и его люди вообще предложили, оставаясь Вселенским Патриархом, стать ещё и главой Русской Церкви, но с кафедрой во Владимире (московская кафедра-де, уже занята митрополитом).

Это была хитрая уловка, чтобы Иеремия отказался от такой «заманчивой привилегии» и все же дал русским автокефалию. План удался. В итоге 23 января 1589 года патриархом Всея Руси, по благословению Иеремии и собора епископов, стал святитель Иов.

На уровне локальных политических задач это начало патриаршества позволило Годунову стать в итоге царём, хотя у почившего Фёдора Иоанновича оставались дальние родственники. Вес и авторитет царского шурина, его близость к престолу, а также блестящее управление государством решили дело.

У Годунова теперь были лояльный народ, «свой Патриарх» и бояре, которые уже привыкли ему повиноваться. Но, как покажет дальнейшая история, всё это не спасло Годунова от печальной участи. С другой стороны, именно с этого момента можно считать концепцию «Москва – Третий Рим» воплотившейся в жизнь в полной мере.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/52422-zachem-borisu-godunovu-nuzhen-byl-patri.html

Учреждение в России патриаршества. Патриаршество на Руси (23 января 1589 года) :

Кто утвердил патриаршество на Руси

В середине XV века произошло прискорбное событие в жизни мирового православия: его центр, Константинополь, был захвачен турецкими завоевателями. Золотые кресты над куполами храмов сменились османскими полумесяцами. Но Господу было угодно возродить величие Его церкви в славянских землях. Патриаршество на Руси стало символом наследования Москвой религиозного лидерства повергнутой Византии.

Независимость Русской Церкви

Ещё задолго до того, как официально произошло учреждение в России патриаршества, зависимость Русской Церкви от Византии носила лишь номинальный характер.

С начала XV века над православным Константинополем висела угроза, исходящая от его постоянного врага ― Османской империи.

В расчёте на военную поддержку Запада он был вынужден поступиться религиозными принципами и на Соборе 1438 года заключить унию (союз) с западной церковью. Это безнадёжно подорвало авторитет Византии в глазах православного мира.

Когда же в 1453 году турки овладели Константинополем, Русская Церковь стала практически самостоятельной. Однако статус, дающий ей полную независимость, необходимо было узаконить в соответствии с существовавшими тогда каноническими правилами. С этой целью в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеримия II, который 26 января 1589 года совершил поставление первого русского Патриарха ― Иова (в миру Иоанна).

Учреждение в России патриаршества

Этому акту суждено было свершиться в Успенском соборе Кремля. Записи современников свидетельствуют, что вся Москва собралась тогда на площади, тысячи людей стоя на коленях внимали благовесту соборных колоколов. Этот день стал одним из самых значимых в истории Русской Православной Церкви.

На следующий год Собор восточных иерархов окончательно закрепил за Русской Церковью статус автокефальной, то есть независимой. Правда в «Диптихе Патриархов» ― установленном порядке их перечисления — патриарху Иову было отведено лишь пятое место, но оно не являлось умалением его достоинства. Русские люди восприняли это с должным смирениям, сознавая молодость своей церкви.

Роль царя в установлении патриаршества

Среди историков бытует мнение, что введение патриаршества в России было инициировано лично государем. В хрониках того времени рассказывается о том, как во время своего визита в Москву Антиохийский патриарх Иоаким был принят царём, и на литургии митрополит Дионисий, подойдя к высокому гостю, благословил его, что по Уставу Церкви было совершенно недопустимо.

В этом жесте усматривают намёк царя на учреждение в России патриаршества, так как подобное вправе был совершить лишь архиерей, равный своим саном иноземному патриарху. Это действие могло быть совершено только по личному указанию царя. Так что Феодор Иоаннович не мог остаться в стороне от столь важного дела.

Первый российский патриарх

Выбор кандидатуры первого патриарха был весьма удачным. С самого начала своего правления только что избранный предстоятель развернул активную деятельность по укреплению дисциплины среди церковнослужителей и повышению их нравственного уровня. Он также приложил немало сил к просвещению широких народных масс, обучению их грамоте и распространению книг, содержащих Священное Писание и святоотеческое наследие.

Свою земную жизнь патриарх Иов завершил как истинный христианин и патриот. Отвергая всякую ложь и беспринципность, он отказался признать подступавшего в те дни к Москве Лжедмитрия и был заточён его сторонниками в Успенский Старицкий монастырь, из которого вышел больным и ослепшим. Своей жизнью и смертью он явил всем будущим предстоятелям жертвенный пример служения Русской Православной Церкви.

Роль российской церкви в мировом православии

Церковь была молода. Несмотря на это, российские иерархи пользовались неоспоримым авторитетом среди представителей высшего духовенства всего православного мира. Часто он опирался на экономические, политические и даже военные факторы. Особенно это стало очевидным после падения Византии. Восточные патриархи, лишённые своей материальной базы, постоянно были вынуждены приезжать в Москву в надежде получить помощь. Это продолжалось не один век.

Учреждение патриаршества сыграло важную роль в упрочении национального единства народа. Это проявилось с особой силой в Смутное время, когда казалось, что государство стояло на грани потери своего суверенитета. Достаточно вспомнить самоотверженность патриарха Гермогена, ценой собственной жизни сумевшего поднять россиян на борьбу с польскими оккупантами.

Выборы российских патриархов

Источник: https://www.syl.ru/article/197925/new_uchrejdenie-v-rossii-patriarshestva-patriarshestvo-na-rusi-yanvarya-goda

История православия. Введение патриаршества на Руси

Кто утвердил патриаршество на Руси

Одним из самых значимых событий в истории православия стало введение патриаршества на Руси. Рост и влияние русской церкви в христианском мире уже особенно ярко отмечалось к концу XVI века.

Почву создала ферраро-флорентийская уния, которую заключили в XV веке Византийская церковь с Ватиканом, после чего русская митрополия стала самостоятельно избирать своего первоиерарха. Более того, в 1453 году Константинопольский патриархат оказался в полной зависимости от турецких султанов.

В этом невозможно было не увидеть великий промысел Божий: Россия стала единственным независимым православным государством.

История введения патриаршества на Руси

Сама идея возникновения Московского патриаршества очень тесно связана с установлением автокефалии русской церкви. После того как Московская митрополия получила независимый статус от греков, весь православный мир осознал исключительное значение РПЦ как наиболее влиятельной и многочисленной.

Случилось это не только во свидетельство усиления духовного значения Руси, но и во укрепление веры перед грядущими испытаниями тяжелого времени Смуты. Русская церковь создаст тот мощный дух и народную силу, которая вступит в борьбу с иноземными интервентами и католической агрессией.

Всем было понятно, что в скором времени патриарший престол будет провозглашен в Москве. В связи с этим возникли напряженные отношения с Константинопольским патриархатом, который итак обиделся на Русь из-за перехода к автокефалии и не хотел этого признавать.

Однако без согласования Восточных патриархов самостоятельно провозгласить русского митрополита патриархом было бы делом недопустимым и незаконным. В столице царя легче было узаконить силой, но установление патриаршества без положительного решения первенствующих кафедр было нереальным.

Исторические обстоятельства только еще сильнее повлияли на введение патриаршества на Руси во времена правления Федора Иоанновича (сына Иоанна Грозного). Федор царствовал (все основное время он проводил в молитвах, его христианское воспитание не хотело примиряться с жестокими реалиями политической жизни государства, в итоге его имя было канонизировано), а Борис Годунов (брат жены царя Федора, Ирины Годуновой) управлял.

Борис Годунов

Очень честолюбивым человеком был Борис Годунов. В то же время это был великий государственник, создавший программу по реформированию государства Российского, которая могла бы усилить его мощь и престиж.

К большому сожалению, это предприятие Годунова не имело прочного духовного основания, и зачастую его приказы исполнялись неприемлемыми средствами в нравственном отношении (и ко всему он был обвинен в убийстве царевича Дмитрия, хотя прямых доказательств нет).

К тому же русский народ сильно оскудел в духовно-нравственном смысле после опричнины, и поэтому был далек от всех грандиозных замыслов своих правителей.

Тем не менее Годунов хотел видеть Россию великою державою и смог довести дело об утверждении патриаршества до конца.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году была создана Библия

Начало

Первый этап подготовки начался с приезда в Москву в 1586 году Антиохийского патриарха Иоакима. Об этом активно пеклись «годуновские» дипломаты.

Но перед этим тот посетил пределы Западной Руси и увидел католический натиск Речи Посполитой, которая практически развалила церковную жизнь Киевской митрополии (буквально накануне Брестской унии). В царственной Москве он увидел истинное величие и славу Третьего Рима.

Патриарха Иоакима встретили с большим почетом и уважением, он же приехал за милостыней, так как его кафедра имела долг в восемь тысяч золотых. Годунов воспользовался этим моментом и стал воплощать свой план – введение патриаршества на Руси.

Митрополит Московский Дионисий

По приезду Иоакима не давал о себе знать Митрополит Московский Дионисий. Скорее всего, он был в сговоре с Годуновым и разыгрывал сценарий. Патриарха отправили в Успенский собор Московского Кремля. Там перед ним во всем своем великолепии в роскошных одеждах на богослужении предстал Митрополит Дионисий, который первый благословил патриарха Антиохийского, но тот неожиданно оскорбился. Просителю милостыни было показано, кто настоящий предстоятель великой Церкви.

Тут в игру вступает Годунов, который начинает вести с Иоакимом тайные переговоры, основная тема которых – введение патриаршества на Руси. Дата этого грандиозного события была уже очень близка. Иоаким был не готов к таким разговорам, но пообещал посоветоваться с Восточными патриархами. Москва на этом этапе была удовлетворена.

Борьба

Решающее слово было за Константинополем (Стамбулом). Там развивались драматические события. Один за другим низвергались патриархи, храмы были разграблены турками, разворованы все средства. Деньги и послания московского государя где-то затерялись.

Патриарх Константинопольский Иеремия стал восстанавливать новую патриархию, но денег на это у него было. И он решил поступить как Иоаким и тоже отправился в Москву с протянутой рукой. Однако он не знал о ранних переговорах насчет создания Московского патриаршества. И все началось сначала: был разыгран тот же сценарий, как и с его предшественником. Иеремия был практически год под домашним арестом в роскошных условиях в Белокаменной.

Патриарх Иов

В общем, эта встреча стала судьбоносной для русской церкви. Тяжелое положение Константинопольского патриархата сыграло положительным образом на введении Патриаршества на Руси.

В Москве к этому времени, как и в Стамбуле, произошли некоторые изменения. Годунов низложил митрополита Дионисия в 1587 году в связи с боярским заговором, бунтари требовали развода царя Федора с его женой Ириной Годуновой из-за бесплодия.

Место Дионисия занял ростовский архиепископ Иов, в итоге 23 января (2 февраля) 1589 года он и станет первым Патриархом Всея Руси. Уже в наше время, в 1989 году, его имя будет канонизировано.

В 1721 году Петр I упразднит патриаршество: оно будет восстановлено только в 1917 году на поместном соборе, и патриархом выберут святителя Тихона. Потом будет трудный для русской церкви большевистский период. После смерти Тихона очередной собор не проводился. Лишь в 1943 году это стало возможным, и предстоятелем русской православной церкви стал Сергий (Старогородский). Патриарх Кирилл стал 16-м по счету патриархом России.

Таким образом, официально введение патриаршества на Руси (год 1589) состоялось еще в 16 веке.

Источник: https://autogear.ru/article/245/964/istoriya-pravoslaviya-vvedenie-patriarshestva-na-rusi/

История патриаршества на Руси

В 15-м столетии Русскую церковь возглавил митрополит Иона, на которого византийский патриархат не имел особого влияния. Местные священники не доверяли Константинополю. Примерно в 1480 г. архиерейская присяга была дополнена обещанием, что греки не будут становиться архиереями и митрополитами.

Как на Руси появился свой патриарх?

В 1586 г. Византия совсем перестала влиять на Русскую церковь. В это время Москву посетил антиохийский патриарх Иоаким. Он встретился с царем, который рассказал ему о своей идее устройства «превысочайшего престола патриаршего» на Руси. Она была поддержана боярами и духовенством, которые считали, что восточные патриархи должны тоже ее одобрить для полной законности сего решения.

Греческая церковь обсудила весть, принесенную патриархом Иоакимом, на своем соборе, но никакого окончательного решения по этому вопросу принято не было.

В 1558 г. в Москве встречали константинопольского патриарха Иеремию, который обсудил с царем идею об учреждении на Руси патриаршего престола. Самодержец предложил ему занять данное место. Это был хитрый маневр.

Царь видел русским патриархом митрополита Иова, а Иеремию хотел отправить во Владимир, но тот отказался туда ехать. В начале 1589 г. мечты царя о патриархе Иове сбылись, а в 1591 г.

восточное духовенство направило в Москву грамоту, подтверждающую утверждение патриаршества на Руси. Выбирали патриарха русские епископы.

Порядок избрания русского патриарха

Когда Иов умер, об этом известили всех игуменов степенных монастырей, архимандритов, епископов, архиепископов и митрополитов. Их пригласили в Москву на собор, на котором они должны были избрать нового патриарха. Вышеозначенные церковники взяли с собой дьяконов, священников и протопопов. Не приехавшие архиереи прислали свои грамоты с согласием на все постановления, которые будут приняты.

На собор пригласили царя. Новый патриарх мог быть избран в открытой форме или по жребию. Последний вариант стали использовать после того, как в 1633 г. умер патриарх Филарет. Шесть одинаковых по величине бумажек с именами кандидатов облили воском, поставили на них печать царя и отправили церковникам, для заседания которых был выбран столичный Успенский собор. Кандидатами на пост патриарха могли быть только настоятели степенных монастырей, епископы и архиепископы.

>>  Агрессивная политика Монгольской империи

3 жребия клали на панагию скончавшегося патриарха. После надевания риз всеми участниками собора проходила служба. Затем из 3-х жребиев вынимали 2 и откладывали их. Так делали и с оставшимися. Из двух жребиев вынимали один. В нем было написано, кто станет новым патриархом. В нераспечатанном виде боярин приносил его царю, который распечатывал жребий и читал, написанное в нем имя. Затем его снова передавали собору, где объявлялось имя нового патриарха.

Особенности устройства Русской церкви

По своему устройству Русская церковь теперь напоминала восточный патриархат. Она состояла из митрополичьих округов, в которые входили епархии. Митрополиты руководили архиереями, а патриархи – митрополитами.

Но не все пошло так, как было изначально задумано. Митрополитами стали архиереи:

  • Крутицкий;
  • ростовский;
  • казанский;
  • новгородский.

В каждой епархии соблюдалась равность в правах всех иерархов. Над ними стоял только патриарх. Его властные полномочия не отличались от тех, которыми ранее обладал митрополит.

Патриарх ходил в цветной мантии и белом клобуке. Свое облачение он надевал в середине храма, а другим архиереям это было положено делать в пределах алтаря. Патриарх занимал горнее место. Архиереи причащались из его рук.

Цари и патриархи

Борис Годунов был поддержан патриархом Иовом, как лучший кандидат на царствование. После явления первого Лжедмитрия патриарх не признал самозванца. Годунов вместе с сыном Федором ощущали покровительство Иова.

Польские церковники и князь Острожский встречались с русскими патриаршими послами, которые убеждали их, что Лжедмитрий – самозванец и на него наложена анафема. Иов знал, что фальшивый наследник царя является беглым чудовским монахом Григорием Отрепьевым.

После того, как Лжедмитрий захватил Москву, то свергнул патриарха, которого поселили в Старицком Успенском монастыре. Патриарший престол достался рязанскому архиерею греческого происхождения Игнатию, который приехал на Русь из Рима. Одно время он был кипрским епископом. Новый патриарх утверждал, что Лжедмитрий – законный русский царь. Когда же фиктивного самодержца свергли, то Игнатий перешел в униатство в Литве.

>>  Как развивалась культура на Руси?

Следующим патриархом избрали стойкого, прямолинейного, строгого, но жестокого и грубого казанского митрополита Ермогена, не признавшего Лжедмитрия. Василий Шуйский постоянно с ним конфликтовал, но их ссоры не выносились за пределы царских палат.

После появления второго Лжедмитрия патриарх стал организатором московской покаянной процессии, на которой присутствовал ослепший патриарх Иов. Люди каялись в своих злодеяниях.

В 1609 г. из-за поддержки Шуйского Ермоген оказался на лобном месте, где от него требовали дать согласие на смену самодержца, но патриарх этого не сделал. После свержения Шуйского боярам захотелось, чтобы новым царем стал польский королевич Владислав. Патриарх их поддержал, но при условии, если претендент на трон примет православие.

В русских городах не признавали нового царя, а подчинялись только Ермогену. В 1611 г. он дал свое благословение ополченцам и наложил анафему на предателей Руси, за что был арестован. Через год он скончался от голода.

После Ермогена патриарха в России не выбирали несколько лет. Церковь жила под управлением казанского митрополита Ефрема, а затем митрополита Крутицкого Ионы.

Патриарх Филарет – отец царя Михаила Федоровича

В 1619 г. состоялось возвращение митрополита Филарета в Россию. Ранее он находился в Польше. В это же время у царя гостил иерусалимский патриарх Феофан III. Филарет был отцом Михаила Федоровича. Царь попросил своего гостя благословить родителя на патриаршество. После этого Филарета стали величать «великим государем». В стране началось двоевластие.

Патриарху предоставили возможность полностью управлять церковью и судом. В 1625 г., согласно царевой грамоте, суд над духовными лицами осуществлял патриарх. Он же мог судить крестьян и церковных служителей, которые не совершили уголовные злодеяния.

>>  Изяслав Ярославич – бесславный князь Киевской Руси

Устройство двора Филарета было похоже на царское. Патриарх руководил своими подчиненными:

  • иконописцами;
  • конюхами;
  • истопниками;
  • пивоварами;
  • хлебниками;
  • поварами;
  • скатертниками;
  • чашниками;
  • свечниками.

Он окружил себя дворянами, стряпчими, стольниками, окольничьими, боярами и их детьми.

Патриарший разряд Филарета занимался всеми судебными делами, казенный приказ – делами, связанными со ставленниками, там же находились средства, переданные духовенством и вотчинами. В приказе церковных дел рассматривали дела по благочинию, а люди из дворцового приказа вели патриаршее хозяйство.

Когда Филарет умер, нового патриарха Иосафа I уже не называли «великим государем».

«Уложение» Алексея Михайловича

Царь Алексей Михайлович издал «Уложение», по которому патриарх и церковь теряли свое определяющее значение в государственном устройстве. При нем был учрежден монастырский приказ об умалении патриаршей власти. Влиятельному патриарху Никону это не понравилось. Деятельность монастырского приказа была приостановлена.

Никон руководил всеми архиереями, которые беспрекословно ему подчинялись. При нем церкви и епархии лишились вотчин, которые патриарх передал своим монастырям или они стали его владениями. Он убеждал государя принять указ об отмене «Уложения» и издать Кормчую, но Алексей Михайлович отказался.

Конец старого и начало нового патриаршества в России

Когда Никона удалили от дел, Русская церковь перешла в руки митрополита Крутицкого Питирима. Бывшего патриарха судили, что подорвало доверие народа к патриаршеству в целом и его идеалам.

В 1667 г. состоялся собор, на котором избрали тихого, незаметного патриарха Иоасафа II, что привело к потере государственного значения патриаршества. Через восемь лет состоялось закрытие монастырского приказа.

Патриархи Иоаким и Адриан выступали против того, чтобы Россия сближалась с западноевропейскими странами. После смерти Адриана синод уже не выбирал нового патриарха.

Восстановление патриаршества в стране состоялось во время проведения Поместного собора РПЦ в 1917 г., на котором в качестве патриарха избрали Тихона.

Источник: http://rrepetitor.ru/ancient/istoriya-patriarshestva-na-rusi/

«Возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в России

2 февраля 1589 года константинопольский патриарх Иеремия II нарёк митрополита Иова Патриархом Московским и всея Руси. Так де-юре завершился шестивековой путь к духовной самостоятельности Русской православной церкви. Историки отмечают, что принятие решения об учреждении нового патриаршества во второй половине XVI столетия было закономерным: в то время Москва, где на царство венчались свои правители, уже была признана духовной наследницей Византии.

Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.

В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата.

После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию.

Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе
  • Государственный Русский музей

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда празднуют день святого Михаила

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической.

Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим.

В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян
  • Wikimedia commons

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова.

Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха.

А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России
  • xpam-xpicta.ru

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/598763-istoriya-obrazovanie-moskovskogo-patriarshestva

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;
  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;
  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;
  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;
  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;
  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»
  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Источник: https://www.anews.com/p/125522059-cerkovnaya-reforma-cerkovnyj-raskol-v-rossii-xvii-veka-patriarh-nikon-i-raskol/

Упразднение патриаршества 1697 г

Первые преобразования в духовной сфере, которые требовалось провести «из соображений государственной пользы», русский царь Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане. Согласно царскому указу от 1697 года были взяты под государственный контроль хозяйства монастырей или же «тунегибельные вотчины», а также архиерейских домов. При этом, первым была запрещена всякая строительная деятельность.

Всего спустя год царь прекращает выплату казённой руги тем церквам, которые имели при себе приходские дворы и угодья. Другие же церкви, не имеющие приходских дворов и угодий, получали отныне половину от прежней руги. Кроме того, все церковные угодья были объявлены оброчными статьями государственной казны. После кончины Патриарха (шестнадцатого октября 1700 года) государь предпринимает следующий шаг для дальнейшего подчинения интересам царского абсолютизма церковного строя России.

Отмена выборов патриарха

В этот период, вопреки ожиданиям духовенства и народа, так и не состоялись выборы Патриарха. Взамен него был назначен Местоблюститель Патриаршего престола, выбранный самим царём. Им стал образованный митрополит Рязанский Стефан.

Однако, ему государь поручил только ведение дел «о противностях Церкви, расколе, а также ересях».

Касаемо ряда иных церковно-административных вопросов и назначений на церковные должности, то эти духовные дела были поручены приближенным царя (Мусину-Пушкину, Меньшиков и др.).

Восстановление монастырского приказа

В начале 1701 года правитель восстанавливает монастырский приказ, который был упразднён в 1667 году. В его ведение переходит в это время распоряжение сборами (а также нарядами с этих сборов) и управление большей частью церковных вотчин.

На содержание монастырей и архиереев царь назначил довольно урезанное жалование на то «без чего невозможно прожить». Остальная часть денег, собираемых со сборов от всех церковных имений, должна была обязательно передана на общественные и государственные нужды.

К примеру, некоторая часть средств и в правду пошла на строительство благотворительных учреждений (богаделен для инвалидов войны и нищих, а также больничных дворов) и школ.

Подводя черту под двадцатилетним периодом деятельности учреждённого Петром Первым монастырского приказа стоит отметить, что он привёл духовную сферу в упадок.

Из года в год скудели архиерейские дома, в вотчинах сокращалось количество дворов, а монастырские постройки разваливались на глазах духовников, не имеющих права их починить.

Как следствие, с каждым годом росли и недоимки по сборам и к 1721-1722 годам их объём превышал сумму в миллион двести тысяч рублей, что было непомерно много даже для государства на тот момент.

Вместе с вышеперечисленным росло и недовольство правителя Церковью. Некоторые историки приводят доказательства того, что такой негативный взгляд мог быть навеян Петру его путешествиями по Европе в составе Великого посольства. Например, в период первого такого странствия он всерьёз прислушивался к речам Вильгельма Оранского, который рекомендовал ему устроить Русскую Церковь по образу Англиканской и объявить себя её единственным Главою.

Хронология отмены патриаршества в России

В 1712 году, будучи проездом в Виттенберге и увидев памятник М.Лютеру, русский царь высказал в его сторону похвалу за наступление Лютера на Папу и всё его общество за своего государя, которые были намного умнее духовников.

В желании общества и церковных деятелей вернуть патриаршество Пётр Первый видел только попытку лишить его самодержавия. Таким образом, к началу 1718 года церковная реформа была частично сформирована в голове. На бумаге её было приказано воплотить епископу Феофану, отличавшемуся большой «скоростью пера».

В 1718 году государь, формируя коллегии для управления различными сферами жизни, решает сформировать и Духовную Коллегию, которая была обязана управлять церковными делами из-под руки Петра. За короткое время был написан «Духовный регламент», тексты которого описывали причины замены Духовной Коллегией Патриаршего управления, а также обязанности и права нового органа и особенности её состава.

В 1721 году царь обращается к Иеремии Третьему (Константинопольскому Патриарху) с прошением о признании Православными Восточными Патриархами нового органа – Святейшего Синода. Пётр получил положительный ответ и осенью 1723 года особой грамотой Синод был признан полномочным совершать те же действия, что и Патриаршие престолы.

В течение всего Синодального периода вышеописанные петровские церковные преобразования всё же отрицательно воспринимались в духовных кругах. Из всех иерархов того времени церковной реформой был доволен только архиепископ Феофан Прокопович, являвшийся фактически её идеологом.

Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I

Причины упразднения патриаршества при Петре I Церковная реформа Петра I

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/uprazdnenie-patriarshestva-1697-g/

Восстановление патриаршества

В ноябре 1917 года слепой старец Зосимовой пустыни Алексий в Успенском соборе Кремля тянул жребий. Вытянул он имя самого непопулярного кандидата из трёх возможных.

Дело в том, что святителя Тихона Белавина церковные иерархи не любили за его мягкий нрав и доброту неуместные в годы революции.

Тем не менее, с этим выбором им пришлось смирится, ведь это дало возможность православным в России впервые за 200 лет избрать себе патриарха.

Патриаршество на Руси учреждено 5 февраля 1589 года

Патриаршество на Руси учреждено 5 февраля 1589 года при царе Фёдоре Иоанновиче. Это предшествовала череда событий, результатом которых стало объявление Москвы «Третьим Римом».

«Второй Рим» или Константинополь в это время не мог исполнять своих функций центра Православного Мира, так как он попал под власть османской Турции.

Ферраро-Флорентийский Собор (1438 — 1445) — XVII-й Вселенский Собор. Изображение взято из «Нюрнбергских хроник», 1493 г. С момента заключения Флорентийской унии зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриархата практически прекратилась

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как ставить крест

Уже после того, как состоялась Флорентийская уния в 1439 году, на Руси возникли сомнения в правоверии греческого духовенства.

В то время как представители русского духовенства, так верующие и представители государственной власти сошлись во мнении, что святой город Константинополь погибнет из-за «латинской ереси».

При этом необходимо отметить, что Русская Церковь всегда зависела от Константинопольского Патриарха. С XV такая зависимость стала чисто номинальной, а после покорения Константинополя турками в 1453 году она практически полностью исчезла.

Виктор Шилов. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589 — 1605). Постановление Первого русского Патриарха произошло 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля

Поставление первого русского Патриарха Иова произошло 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля. Церемонию провёл Константинопольский Патриарх Иеремия.

В неё принял участие сам Царь Фёдор Иоаннович при большом стечении народа.

После этого русские патриархи избирались на Поместном Соборе Русской Церкви вплоть до того момента, когда император Пётр Великий отменил патриаршество в России.

Пётр I отменял патриаршество в России постепенно

Отмена патриаршества в России происходила постепенно. Связанно это с тем, что Пётр Великий взял курс на построение в стране абсолютной монархии.

При таком способе управления вся полнота власти, в том числе и в духовной сфере, сосредотачивается в руках монарха. Естественно, что иметь в качестве конкурента сильного патриарха монарху не хотелось.

Пётр Великий. Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648 — 1723) 1697 год

Из своего путешествия по странам Западной Европы Пётр Первый получил прагматическое отношение к религии характерное для протестантских стран. В них патриарха нет и поэтому Пётр Первый, по их примеру, решил отменить патриаршество в России.

Смотрите также статью Почему возникли обновленческие движения в церкви

Сам император считался не слишком набожным. Он присутствовал на богослужениях, пел на клиросе, но религиозным назвать его нельзя.

Кроме того, на Петра большое влияние оказало предпринятое им большое путешествие по странам Западной Европы. Это в основном протестантские страны. Таким образом, перед глазами императора прошли примеры прагматического отношения к религии.

Начало петровской церковной реформы относиться к 1397 году.

Свои первые преобразования в церковной сфере Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане.

В 1397 году он издал указ, позволивший взять под контроль государства монастырское хозяйство или же «тунегибельные вотчины», а также архиерейские дома. При этом монастырям запретили самостоятельно вести строительства.

Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». 1903 год. Царь Пётр не считался религиозным человеком, хотя на богослужениях присутствовал и даже пел на клиросе

Через год Пётр прекратил выплату казённой руги (денежного и хлебного содержания) тем церквям, которые имели при себе приходные дворы и угодья. Если же церкви не имели их, им содержание не отменялось, но уменьшалось наполовину.

Кроме того, государевым указом все церковные угодья объявлены оброчными статьями государственной казны. Таким образом, Православная Церковь в России стала платить налоги.

Патриаршество в России фактически отменено 16 октября 1700 года

16 октября 1700 года умер Патриарх Адриан. Он выступал против заимствования императором иностранных обычаев, особенно в духовной жизни. При этом прямо против Петра он не выступал, но все невольные новыми порядками группировались вокруг него.

Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Парсуна начала 18 век. После смерти Патриарха Адриана в России патриарший престол пустовал 200 лет

Новые выборы Патриарха не состоялись и назначили лишь Экзарха (Местоблюстителя) Патриаршего престола. Пётр Первый пожелал видеть на этом месте митрополита Рязанского Стефана (Яворского), образованного выходца из Украины.

При этом Экзарху и Освященному Собору была предоставлена компетенция вести только дела «о расколе, противностях Церкви и ересях».

Назначения же на церковные должности и решение иных вопросов церковной жизни отошло к приближённым императора: А. Д. Меньшикову, И. А. Мусин-Пушкину и позже архимандриту Феодосию (Яновскому).

В январе 1701 год Пётр восстанавливает монастырский приказ, который упразднили ещё в 1667 году. Он ведал управлением всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами и нарядами с них.

Теперь приказ выделял на содержание архиереев и монастырей крайне урезанное жалование. Иные доходы от сборов с церковных имений предполагалось использовать на государственные нужды, например, на создание школ и богаделен.

«Приказ в древней Москве», А.С. Янов. 1880-е годы. В 1701 году Пётр Первый восстановил упразднённый в 1667 году монастырский приказ для того, чтобы государство могло управлять церковным имуществом

Деятельность Монастырского приказа привели к тому, что духовная сфера государства пришла в упадок. При этом у императора усилились заимствованные у протестантов взгляды на отношения государства и Церкви.

Например, в 1712 году в Виттенберге, увидев памятник М. Лютеру, Петр высказал ему похвалу. Таким образом у императора к 1718 году сложился план церковной реформы. Её цель — выбить из Церкви «папежский дух». Теоретиком её стал епископ Феофан (Прокопович).

В 1721 году в россии учреждён священный синод, заменивший фигуру патриарха

В 1718 году Пётр провёл работу по учреждению коллегиальной формы управлении учредив коллегии. Для высшего управления церковной жизнью он решил создать Духовную Коллегию.

Такое решение император принял, потому что относился к Церкви не как учреждению духовному, а как к государственному.

По его поручению Феофан (Прокопович) написал «Духовный регламент».

«Регламент духовный» 1721 года. В 1721 году Пётр Великий утвердил «Духовный регламент». Он фактически отменил в России патриаршество и учредил Священный синод

В Регламенте указывались следующие причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным:

  • в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
  • решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
  • при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
  • при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
  • соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.

Введение «Духовного регламента» в России упразднило патриаршество.

Духовная коллегия состояла из 12 человек, и она стала органом высшего церковного управления.

При этом трое из них должны были быть епископами, а остальные — неподведомственными им клириками, при этом Президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами.

С февраля 1720 по февраль 1721 года в стране шёл сбор подписей под «Духовным регламентом». Русские архиереи и настоятелей крупнейших монастырей ставили свои подписи под документом боясь царского гнева.

«Пётр Великий и Святейший Синод». И. Ф. Тупылев. 1801 год. Правомерность Святейшего Синода признали Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года

С принятием «Духовного регламента» институт патриаршества в России упразднялся.

Получив формальное одобрение церковных иерархов, Пётр в 1721 году обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода (Духовной коллегии).

В феврале 1722 года Патриарх Иеремия III дал императору положительный ответ.

Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года издали особую грамоту, в которой признали проведенную Петром I реформу Высшего Церковного Управления, назвав Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим право совершать то же, что и Патриаршие престолы.

Пётр Первый упразднил патриаршество, потому что боялся соперничества со стороны Патриарха

Пётр Великий упразднил патриаршество в России по трём причинам. Первая и главная — боязнь соперничества со стороны Патриарха по «папскому» сценарию.

Вторая причина состояла в том, что император хотел единолично пользоваться церковными богатствами в государственных интересах. Третья же причина — борьба оппозиционно настроенным духовенством.

Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I

Если подвести итог, то можно сказать, что Пётр Великий строил в России абсолютизм и поэтому сосредотачивал всю полноту власти в своих руках.

Это касалось и Церкви. Синодальный период продлился в России до 1917 года, и всё это время деятельность Священного Синода вызывала неодобрение в церковных кругах.

Патриаршество в России восстановили в 1917 году

В Русской Православной Церкви до конца XVII века прошло 11 соборов. При этом за Синодальный период с 1700 по 1917 год не созвали ни один собор. В результате за 200 лет накопилось огромное количество вопросов в церковной жизни, требующих разрешения.

https://www.youtube.com/watch?v=tddFvsfkfqQ

Именно поэтому император Николай II 16 января 1906 года учредил Предсоборное присутствие, задачей которого стало подготовка проведения Поместного собора.

Президиум Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 г . Первый Поместный Собор за 200 лет с момента петровских реформ церкви работал в помещении Успенского собора Московского Кремля в годы Октябрьской революции и гражданской войны

Сам Всероссийский Поместный собор открылся в 1917 году 15 августа.

Работал он в помещении Успенского собора Московского Кремля. Кроме российского священничества на собор 1917 года прибыли также епископ Хушский Никодим (Мунтяну) от Румынской Церкви и архимандрит Михаил от Сербской церкви.

Всего на него съехалось более полутысячи участников со всей России, 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.

Собор заседал более года и, несмотря на то, что он стал выдающимся событием церковной жизни в России всех вопросов решить он не смог. При этом главный вопрос о восстановлении патриаршества всё-таки решили.

Здесь всё прошло не совсем гладко, ведь шла Первая мировая война, которую после Октябрьской революции сменила Гражданская.

Священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Астраханский. Отец Митрофан первым поставил перед Поместным собором 1917 — 1918 годов вопрос о восстановлении в России патриаршества

Вопрос об избрании Патриарха вместо Священного синода поставил 11 октября 1917 года председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский священномученик Митрофан. Его инициатива вызвала бурные споры.

Членов Собора волновала опасность возникновения раскола, а также возникновения в России папизма. Здравый смысл восторжествовал и впервые в истории Русской Церкви за 200 лет православные избрали себе патриарха.

Патриарха в 1917 году избрали из трёх кандидатов

Соборный Совет предложил процедуру избрания Патриарха основанную на исторических традициях. Согласно им выборы прошли в три тура.

На патриарший престол претендовали разные люди, так как требовалось избрать одного победителя из трёх кандидатов.

Источник: https://hranitel.club/686-vosstanovlenie-patriarshestva

Патриарх (церковный сан)

Патриа́рх (греч. πατριάρχης от др.-греч. πατήρ «отец» + ἀρχή «господство, власть; начало») — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей.

Исторически, до Великого раскола, присваивался шести епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому и Болгарскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции в возглавляемых ими церквах. В любой автокефальной церкви Патриарх избирается Поместным собором или Архиерейским собором.

История[ | ]

В Ветхом завете рассказывается о десяти допотопных патриархах — это Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт. 5:1-32). После потопа и до дарования Моисею закона патриархами были Авраам, Исаак и Иаков. Сыновья Иакова также называются двенадцатью патриархами. Во всех данных случаях значение слова патриарх имеет не религиозный, а родовой характер, то есть означает прародителей.

В период между заветами и новозаветное время титул патриарха носили председатели Синедриона.

В ранней христианской церкви во главе церкви стоял епископ. Титул Патриарха распространяется с V века, — его получают епископы, главенствующие над митрополитами. Термин фигурирует в документах IV Вселенского Собора (451 год).

В VI веке в Византии сложилось учение о Пентархии: в Церкви может быть лишь пять патриархов. Рассуждения о Пентархии проникли и в русскую Кормчую Книгу (Гл. 40) из Синопсиса Стефана Ефесского чрез Кормчую св. Саввы.

После Раскола 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви.

Полная титулатура Римского епископа до 2006 года включала среди прочих титул «Патриарх Запада».

В православии сан и звание Патриарха не имеет значения иной, высшей степени священства, нежели вообще епископская, хотя в Москве в XVII веке такой взгляд был весьма распространён. Просто патриарх — это главнейший епископ, первоиерарх в автокефальной церкви.

На Востоке[ | ]

В Византийской империи Церковь возглавляли четыре Патриарха: епископы Константинополя (см. Константинопольские патриархи), Александрии, Антиохии и Иерусалима.

С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) и обретением автокефалии их Церквами во главе их также становились патриархи.

В России[ | ]

Основная статья: Патриарх Московский и всея Руси

В России первый патриарх был поставлен московским Собором под председательством патриарха Константинопольского Иеремии II в 1589 году.

Первым патриархом Русской церкви стал патриарх Иов (годы патриаршества 1589—1607). Во время интронизации он был снова рукоположён во епископы. В 1606 году был избран патриарх Гермоген. Его из кандидатов, предложенных Архиерейским собором, выбрал царь Василий Иванович Шуйский.

Наибольшего могущества патриаршая власть в России достигла при патриархе Филарете — отце нового царя Михаила Фёдоровича. В период патриаршества Никона произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Русской церкви. В результате этого столкновения Никон был низложен Архиерейским собором, однако его реформы отменены не были.

Патриарха Иоасафа I, который заступил на Московскую патриаршую кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником с согласия царя сам патриарх Филарет, но установленная форма Патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий патриарх — Иосиф — был избран жребием.

Патриарх Варфоломей, Светлана Медведева и патриарх Кирилл

Постепенное фактическое подчинение патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти патриарха Адриана в 1700 году назначил не патриарха, а блюстителя Патриаршего престола, а в 1721 году учредил Святейший правительствующий синод.

Патриаршество было полностью восстановлено Поместным собором Православной российской церкви. В 1917 году патриархом был избран Тихон. После кончины патриарха Тихона в 1925 году избрание нового патриарха не проводилось.

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Что такое петровский пост

Закрыть