Кто написал икону Донской Богоматери

Донская икона Божией Матери: история, значение и описание, списки чудотворного образа + в чем помогает и как молиться

Кто написал икону Донской Богоматери

Согласно преданию, перед началом Куликовской битвы, которая состоялась 8 сентября 1380 года, московский князь Дмитрий Донской получил в дар от донских казаков икону с изображением Богоматери. Бытует мнение, что именно покровительство и заступничество Пресвятой Девы помогли одержать русскому войску победу над полчищами Золотой Орды Мамая.

Согласно легенде, святыня была подарена казаками московскому князю Дмитрию Донскому

Есть и другая версия появления иконы. Прибывшие из города Сиротина казаки привезли с собой на Куликово поле лик Божией Матери из Благовещенской церкви. Водруженный на дерево святой образ помог выиграть русским воинам тяжелое сражение. По окончании битвы московский князь Дмитрий Донской забрал святыню в Москву и передал в Успенский Собор Московского Кремля.

Однако, как утверждают искусствоведы, стиль написания иконы Божией Матери «Донская» не соответствует периоду Куликовской битвы. Считается, что святыня появилась немногим позже, а сопровождающие ее истории – всего лишь красивые легенды.

Расхождение мнений вызывает датировка и авторство святого образа. Преобладающее большинство искусствоведов едины во мнении, что автором иконы Богоматери «Донская» следует считать иконописца Феофана Грека. Есть версии будто бы автором образа мог быть один из новгородских художников. Также широкого распространения приобрела версия, что икона Богоматери принадлежит кисти иконописца Игнатия Грека.

Авторство святого лика точно не установлено

Многие искусствоведы относят образ Богородицы «Донская» к 1392 году. Именно в это время иконописец Феофан Грек и мастера из его округа занимались росписью Успенского собора Коломны. А вот доктор искусствоведения Лев Лифшиц утверждает, что святыня могла быть написана в 1395 году – когда вражье войско Тамерлана отошло от Москвы.

Читать благодарственные и торжественные молитвы в честь святого образа можно 1 сентября.

«История Донской иконы Божией Матери»

В этом видео вы можете прослушать историю появления святыни и читаемый пред ней акафист.

Иконография и описание образа

Икона «Донская» двусторонняя. С внешней стороны изображены лики Богоматери с Богомладенца. Отчетливо просматриваются характерные для иконографического типа «Умиление» черты. Лики Сына Божьего и Богородицы соприкасаются. Правая рука Иисуса Христа сложена в благословляющем жесте, левая – опущена на колено и прикрыта одеждой. Сквозь гиматион просматривается свернутый и перевязанный золотым шнуром свиток.

Черты лица Богоматери – мягкие, во взгляде просматривается смирение и печаль. Мафорий выполнен в вишнево-золотых тонах. Со временем золотой фон святыни и вызолоченные нимбы стерлись.

Внешняя сторона святыни посвящена Успению Богородицы. Центральная фигура – Иисус Христос. Тело усопшей Богоматери покоится на скоромном ложе, которое окружают 12 апостолов и 2 епископа.

Сохранилась даже киноварная надпись, которая гласит «Успения святыя Богородицы».

Тыльная сторона иконы посвящена Успению Божией Матери

Значение Донской иконы

Донская икона Богоматери имеет огромное значение в православном христианстве. Считается, что святой лик защищает и оберегает от напастей и бед, включая нашествия вражеских войск. Святыня не единожды выступала заступницей и покровительницей воинов земли русской.

Известно, что сам Иван Грозный преклонил колени пред ликом Богоматери, отправляясь в казанский поход в 1552 году. В 1591 году крымские татары вторглись на русские земли и остановились недалеко от Воробьевых гор. Не надеясь на собственные силы, православные воины совершили крестный ход вокруг Москвы с иконой Богородицы «Донская». В тяжелом сражении с татарами, которое длилось более суток, русские воины одержали победу.

В чем помогает святой лик

Икона Богоматери «Донская» считается одной из самых почитаемых в православном христианстве. Просить покровительства Пречистой Девы приходят даже из самых отдаленных уголков России. Святой лик обладает невероятной силой. Если молитва идет от самого сердца, а речи и помыслы просящего искренние и праведные, то Пресвятая Дева их обязательно услышит.

Образ Богоматери «Донская» помогает в следующих случаях:

  • при сражениях и воинских баталиях;
  • при сложной и опасной ситуации на поле боя;
  • при вероятности вторжения врага на земли русские;
  • при появлении недругов в кругу близких и родных;
  • при опасных для жизни и здоровья ранениях;
  • при тяжких и серьезных недугах;
  • при утрате веры и безысходности в жизни; 

Пред образом Заступницы просят мира, защиты воинов и покровительства участникам военных сражений. Также святой лик помогает в воинской учебе.

Местонахождение образа и его списки

Подлинник святого образа сохранился до наших дней. Лик Богоматери «Донская» можно увидеть своими глазами в Третьяковской галерее. В день почитания святыню привозят в Донской ставропигиальный мужской монастырь, где ежегодно проводятся прославляющие образ богослужения.

Подлинник находится в Третьяковской галерееНакануне дня почитания икону перевозят в Донской ставропигиальный мужской монастырьПразднования святого образа Богородицы

Особой силой обладает не только подлинник, но и списки святого образа. Самые почитаемые православными христианами списки Донской иконы Богоматери находятся в перечисленных ниже Божьих храмах:

  • церковь Донская в Перловке (г. Мытищи, Московская область);
  • храм в городе Стародуб (Брянская область);
  • приходская церковь в городе Липецке;
  • церковь во имя Воздвижения Креста Господня (г. Тула).

Молитва и акафист перед Донской иконой Богородицы

Читать молитвенные речи пред святым ликом Пресвятой Девы нужно ежедневно: как в мирное, так и в военное время. Для обращения к Небесной Покровительнице подходит утреннее или вечернее молитвенное правило. По окончании просительной речи произносят слова благодарности.

«О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь».

Донская икона Божией Матери славится чудотворными деяниями. Каждая молитва просящего будет услышана. Поэтому никогда не просите бед и горестей для врагов. Такие мольбы обращаются против самих же просящих.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/ikony/donskaya-ikona-bozhiej-materi-2057/

Икона Божией Матери

Кто написал икону Донской Богоматери

Одна моя подруга сильно заболела. Она очень пала духом, и ни родственники, ни друзья не могли вернуть ей даже капельку былого оптимизма. Но вдруг мы встретились — а ее как подменили: в глазах опять огонек, на лице улыбка. «Неужели болезнь отступает?» — радостно спросила я.

«Нет, но обязательно отступит, ведь у меня теперь есть сильная защитница», — спокойно ответила подруга. Оказалось, что она, как и многие в ее положении, стала посещать церковь, и батюшка посоветовал ей сильную икону.

Подруга каждый день молилась перед ней, и душа ее стала постепенно очищаться от страха, отчаяния и прочих дурных мыслей. К слову, со временем девушка переборола и болезнь тоже.

Почему икона так известна в нашей стране

Именно этой иконе поклонился в свое время Дмитрий Донской — и выиграл Куликовское сражение, начав изгнание монгольского ига с русских земель.

Но кроме того, эта старинная икона считается чудодейственной. Даже многие ее списки помогают сотням людей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Примечательно то, что икона двойная: с одной стороны написана Богоматерь с Младенцем в технике «Умиления», с другой — икона Успения Пресвятой Богородицы. Можно сказать, такая себе квинтэссенция радости и грусти на одном образе.

История создания этого святого лика

  • Точное место и год написания иконы неизвестны, зато историки религии уверены в ее авторстве. Донская Богоматерь написана Феофаном Греком, предположительно в Москве. Хотя никакой подписи на ней нет, иконописцы того времени предпочитали оставаться неизвестными.
  • Славу икона обрела в 1380 году. Дмитрий Донской взял ее на Куликовскую битву. Причем не просто в багаже — икону несли прямо по полю брани, прикрепив к длинному древку. Многие до сих пор верят, что именно благословение свыше помогло князю победить монгольское иго. Еще бы, ведь монголы собирались не просто облагать народ данью, а начать разрушать церкви, силой переводя людей в свою веру!
  • Икону-победительницу привезли в Коломну, где она обрела дом в новеньком Успенском храме, возведенном в честь великой победы. Там она встречала паломников почти 200 лет.
  • Свое теперешнее имя икона получила во времена Ивана Грозного. Именно перед ней князь молился, собираясь в поход на Казань — и взял этот город. После этого икону перенесли в Кремль, в Благовещенский собор. А чтобы жители Коломны не жалели о покидающем их образе, им было подарено сразу два списка иконы.
  • Последующие правители тоже брали икону в свои походы. В частности, Донской Богоматери князь Голицын молился, собираясь с походом на Азов. Икона с каждым годом становилась все известнее. Ей создали поистине царский драгоценный оклад. А в день Куликовской победы ее проносили по городу в торжественном крестном ходу.
  • Борис Годунов был благословлен на царствие именно Донской Богоматерью.
  • Когда Москву взял Наполеон, икону не украли и не сожгли, только разграбили драгоценную ризу.
  • В революционном горниле 1917 года она тоже выжила: образ взяли под «крылышко» работники Государственного музея как памятник истории. А в 1930 году ее перенесли в Третьяковскую галерею, где она висит и в наши дни.
  • С 1994 года бережно отреставрированную икону снова начали выносить на крестные ходы к Донскому монастырю. Правда, делают это уже не так, как во время «юности» иконы — вместо длинного древка используют влагозащищенную капсулу. Также много внимания ученые уделяют охране святого образа и его транспортировке. Но все равно он выходит к людям, как и должно быть.

Феофан Грек — кто он

Это иконописец и мастер фресковой живописи. Жил он с 1340 по 1410 годы (приблизительно). Его одновременно называют византийским и русским мастером, так как родился и начал свою деятельность он именно в Византии, после чего прибыл в русские земли (где из-за происхождения и получил свое прозвище).

Сначала Феофан поселился в Новгороде, где расписывал церкви, обучая местных мастеров византийской технике. Некоторая часть таких фресок сохранилась до наших дней.

После этого он, скорее всего, работал в Серпухове и Коломне.

Позже иконописец переехал в Москву. Здесь он не только трудился над украшением храмов, но и расписывал частные дома, а также писал иконы.

Местом смерти иконописца считается Русь.

Больше о творчестве этого художника вы можете узнать из этого познавательного фильма об искусстве:

В какой день почитают этот образ

В нашей стране есть один день, в который эту икону величают во всех церквях: 1 сентября (19 августа по старому стилю).

Для сравнения: Куликовская победа была одержана 8 сентября.

О чем молятся донской божьей матери

  • К ней часто припадают солдаты, идущие в бой, а также их родственники, умоляющие Богоматерь сохранить жизнь и здоровье их сыновьям, внукам, племянникам, мужьям и братьям. В молитвах вспоминают и о победе, хотя, конечно, больше всего просят о мире.
  • Но и в мирное время число просящих не оскудевают, так как Божью Матерь просят о защите от врагов.
  • Также многие верят, что она может придать внутренних сил, стойкости в минуты скорби, когда кажется, что помощи ждать неоткуда (ведь на самом деле у всех нас есть защита, небесная, о которой просто нужно вспомнить).
  • Также эта икона считается защитницей израненных и больных. И неважно, какой степени и тяжести рана или заболевание.
  • Также не все знают, но у этой иконы хорошо просить благословения людям, жизнь которых начинает новый виток: абитуриентам, сотрудникам, впервые устроившимся на работу, молодоженам, и так далее. Также помощи можно попросить, если вы столкнулись со сложным выбором и не знаете, каким путем пойти.

Как правильно нужно молиться

Читать специальную молитву не обязательно — тем более, что только единицы знают ее текст. Попав в церковь к святыне, обратитесь к ней простыми душевными словами, полными искренней веры, и Богоматерь обязательно услышит и поможет.

Впрочем, если вы молитесь дома, можете прочесть особую молитву, созданную для обращения к Донской Богоматери:

А под конец традиционно предлагаем посмотреть на эту реликвию глазами детей. Этот ролик — мультфильм. Его особенность в том, что он не только создан для детей, но режиссеры и мультипликаторы этого видео — тоже дети. Но как вдохновенно и понятно все нарисовано и рассказано!

Источник: https://TayniyMir.com/oberegi-i-amuletyi/donskaya-ikona.html

Донская икона Пресвятой Богородицы

Кто написал икону Донской Богоматери

1 сентября (19 августа ст. ст.) Церковь почитает Донскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Донской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.

:

Донская икона Пресвятой Богородицы. История

По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви.

Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан.

В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.

) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией.

Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей.

Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г.

Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На каком языке был написан Евангелие

В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни.

Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.

Донской монастырь в Москве

Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея.

Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского.

Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.

Донской монастырь в 1883 году

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды.

Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили.

В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.

Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве

Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря.

С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году.

В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.

Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения.

Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора.

В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.

Большой Донской собор

В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей.

В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР.

С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов.

Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время.

В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.

Иконы Донской Богородицы

Богоматерь Донская, 1390-е годы. Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского КремляДонская икона Богоматери, первая половина XVII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваБогоматерь Донская (так называемая «голубая»), конец XV — начало XVI вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!

Источник: https://ruvera.ru/donskaya

Донская икона Богородицы: история, легенды, списки, неизвестные факты

1 сентября (19 августа старого стиля) Церковь празднует память Донской иконы Божией Матери. Какие легенды существуют в истории этого образа и какие списки его сейчас доступны, разбирался корреспондент «Правмира».

По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.

Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.

Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно.

Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона.

А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.

Донская икона из Большого собора Донского монастыря

Были ли казаки?

Наиболее часто упоминаемая в связи с Донской иконой легенда гласит, что её принесли Димитрию Донскому пришедшие на помощь во время Куликовской битвы донские казаки. Этот сюжет содержится во вкладной книге Донского монастыря. Однако при ближайшем рассмотрении с ним всё совсем непросто.

Во-первых, в XIV веке никаких донских казаков ещё просто не существовало – войско Донское стало постепенно складываться лишь в XVI столетии. Так что, сюжет с поднесением иконы, очевидно, имеет более позднее происхождение. Любопытно, что иногда его вообще связывают с другим образом Богоматери – Гребневским.

Украшение Успенской коломенской церкви, построенной в 1379-1382 годах, также относится ко временам, более поздним, нежели Куликовская битва — росписи для неё Феофан Грек выполнял уже в 1390-е годы. Так что, весьма вероятно: Донской иконы вместе с Димитрием Донским на Куликовом поле не было. По крайней мере, той иконы, которую мы знаем сейчас, там не было совершенно точно.

Сам же сюжет о принесении иконы появился во вступлении к вкладной книге монастыря лишь в XVII столетии и представляет собой отдельную повесть. Возможно, автор хотел задокументировать сложившуюся к тому времени легенду.

Образ воинской славы

Всё сказанное выше, однако, не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли», которая, по былям ли, или по легендам, уже сложилась в XVI столетии. В 1563 году царь Иван Грозный берёт её с собой в Полоцкий поход, а в 1591 году по указанию царя Фёдора Иоанновича Донская находится в его походной церкви, когда на Москву приходят войска крымского хана Казы-Гирея. В память об отражении той атаки на месте походной церкви позже был основан Донской монастырь.

Почитание иконы ещё более усилилось в XVIIстолетии – во времена набегов крымских татар, Чигиринских походов и взятия Азова. Именно тогда была записана и стала тиражироваться связанная с иконой «казачья легенда».

Донская в левом приделе Малого собора

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

Источник: https://www.pravmir.ru/donskaya-ikona-bogoroditsyi-istoriya-legendyi-spiski/

Чудотворная Икона Божией Матери «Донская».Донской ставропигиальный монастырь / Монастырский вестник

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Отверзи слух мой, Богоизбранная Дево, воеже разумети словеса откровения и познати путь спасения, да веру иму твердую Избавителю Богу и воспою предивное Его о нас промышление.

Отверзи, душе моя, очи веры, и узриши многая благодеяния Божия Матере, во дни тяжких обстояний отечеству нашему издревле являемая, и воспой, радующися, милостивое Тоя заступление.

Немощных здравие, разслабленных исцеление, обидимых защищение, от насилия и злобы спасение, скорбных в нуждах Помощнице, не престай молитися о чтущих Тя.

Познай, душе моя, силу Честнаго и Животворящаго Креста Господня, сим бо присно побеждаем полки враг видимых и невидимых, молитвами Богородицы и всех святых, в земли Российстей просиявших.

Грозное Божественное прещение врази разумеша пришествием чудотворнаго образа Твоего, Небесная Царице, страхом бо одержимии, в бегство внезапное обратишася, силою свыше гонимии.

Глас хвалы и благодарения приносим Ти, Владычице, и покланяемся пречистому образу Твоему, имже многажды на агаряны победу даровала еси и рог наш вознесла еси, Защитнице скорая рода христианскаго.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе, венцев славы сподоби.

Житейскими попечении и сластьми искушаемии, Тебе, источнику тишины и богомыслия, песни приносим: утоли жажду духовную, ум наш к Небу возведи, превышшая Горних Сил.

Ума моего просвещение, воли слабыя укрепление, сердца унылаго радование Ты еси, Преблагословенная, молю Тя усердно: вся силы души моея обнови.

Слава Тебе, Всенепорочная, любящим Тя девам неотъемлемое сокровище, целомудрия источниче, Небесныя сладости откровение, уныния и печали истребление, смиренных и боголюбцев венчание и постников удобрение.

Изглади грехопадения юности, приими покаяние старости моея, Царице Небесная, се бо от чрева матере моея даже доныне враг не отступает, не попусти мя творити похоти его, но узы греховныя разреши и помилуй мя.

Како умолю Тя, Богоневесто, усты, злословия исполненными, или кую песнь вознесу, совестию обличаемь? Возмогу ли познати истину, лжи сослужитель, сосуд гнева Божия сый? Но, Жизнедательнице, страстьми умерщвленную душу мою оживи.

Врагу лютому подступающу, многое множество старцев и жен простирают Ти немощнеи руце с воплем крепким: прииди, Мати Милосердия, прииди, от лютыя смерти избавляющая, ускори спасти град и люди Твоя.

Седален

Блажим Тя, вси роди, Богородице Дево, в Тя бо Невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще, день бо и нощь молишися о нас, и роди христианстии Твоими молитвами утверждаются. Тем, воспевающе, вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, Нетленною Дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

О, великая сила слез! О, незлобие Владыки! За мене, падшаго, Сам страждет! Ты же, Богомати, у Креста Сына Своего стоявшая, неизследную глубину Божия снизхождения нам покажи и неосужденно причаститися святых и страшных Таин сподоби.

Мати чада злонравнаго побеждается сердоболием и не может его презрети, темже паче Ты, Благоутробная, преукрашенное жилище Божия снизхождения, мене, последнейшаго, не оставляеши и друг друга тяготы носити нас научаеши.

Облистай мя светом Божественнаго лика Твоего, Отрадо моя Пречистая, да ночная вознесу Ти моления, услыши воздыхания немолчная и памятию смертною от прелести греха спаси.

Плачет старость моя, лишися бо сынов и дщерей, несть опоры в жизни одиноцей, но буди мне столп и крепость, свобождение печалей, Благая Утешительнице, и до конца дний моих сохрани мя от зла.

Неизреченною силою благодати возбрани скверным помыслом, обуревающим мя, Дево Чистая, запрети им, и далече отгони, и Божественных песнопений делателя мя сотвори, да неленостно послужу Богу моему.

Воинств благопоспешение, борцев мужество, храбрых споборнице, Воеводо Возбранная, молим Тя крепость оружию нашему даровати, да низложены будут востающии на ны, Тобою бо победы воздвижутся.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей, Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя, мир подавающая.

Прамати Ева, в раю согрешивши, мук рождения содела мя причастну, но Ты, Благодатная, неболезненно Христа рождшая, чадородия ради душу мою спаси.

Яко цвет сельный, явися чадо мое в мир скорбей и дыханием смерти уже опалися, но по слову Господню воспою: блаженно детство, ибо Царство Небесное наследит, Ты же, Владычице, прекращение воздыханий, Сама, якоже веси, скорбь мою облегчи.

Очи Твои светлеи с любовию на нищих призирают, и рука всегда сиротам и вдовицам простерта, славим неусыпное о них ходатайство и, образ Твой честный лобызающе, просим: не отврати лица Твоего от нас, в нужде ожесточенных.

Тайны грех моих обличение ужасает мя, Пречистая, но ничтоже возможно утаити от Всевидящаго Ока, се прибегаю к Твоему милосердию, даждь ми силу к покаянию и Твоими молитвами покрый мою наготу.

Гнев, ревнование и злоба в души моей гордей и тщеславней гнездятся, сам падаю и падших осуждати дерзаю, к Тебе прибегох, обуреваемых Спасительнице, страстей моих смрадное море изсуши.

Ужасает мя день Суда Божия, Господу бо ведома вся помышления, не надеюся на добрая дела моя, несть бо тех у мене, но прошу молитв Твоих, грешных Споручнице.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Окаянную мою душу, влекомую лукавыми страстьми, свободи из плена, падших востание, радуется бо Владыка Твоему о грешных предстательству, прошения Твоя, яко Сын, исполняяй.

Воздыхания тяжкая слышиши, Преблагословенная, скорбь сердца моего ведущи, миро утешения и вино веселия возлей на раны душевныя, мрак уныния прогоняющи.

Помышляю труды подвижников: пост непрестанный, слезы сокрушения, молитвы всенощныя, послушание нелицемерное, терпение поношений, ужасаюся, Мати Судии Праведнаго, моему нерадению о спасении, от сна безчувствия мя пробуди.

Сущии во аде не могут Господа молити, Ты же, Всемощная Предстательнице, яко Мати, дерзновение к Сыну имаши, молим Тя о сродницех наших и всех преставльшихся, испроси им грехов разрешение.

В смертный час слышу глас Господа, пророком вещающ: предостави Ми чад твоих, Аз поддержу и препитаю сирых твоих. И Ты, Мати Божия, буди чадом моим прибежище в день скорби.

На поли брани смерть царствует, Ты же, Владычице, верным воином молитвою матере жизнь сохраняеши, убиенных же души в Царство света незаходимаго вселяеши и тако от вечныя смерти избавляеши.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа День Святой Ксении

Икос

Ангел Предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся! И, со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся, и стояше, зовый к Ней таковая: радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Аще вся веси, Бога же не веси, ничтоже веси, ищущим мудрости вития возвещает. О Мати Божия! Неизследимая глубина Божиих откровений Тобою явися, просвети мой ум, воеже Господа Искупителя познати, Бога отец наших.

Чего ради оскверняются путие грешника? Отвещает пророк Давид: того ради, яко несть Бога пред ним. Открой очи мои омраченнеи, Чистая, да познаю вездесущие Творца всяческих, Бога отец наших.

Вижду покаяние Давидово: во вретище облекается, душу постом смиряет, питие плачем покаяния растворяет, полунощи встает на молитву, моя же молитва Богом отвергается, понеже не являю трудов, ни подвигов, имже мя, Благодатная, научи.

Небесных Сил Царице, разсей облаки печали, смятения и бурю помыслов укроти, даруй ми дух сокрушения и смирения, да из глубины сердца моего принесу чистую молитву Богу отец наших.

Сердце услаждается, егда благодать Твоя является, мир, умиление и слезы раждаются, о Дево, радосте моя неизреченная, не презри мя, ожесточеннаго, но Сама посети, да мук томления избавит мя Бог отец наших.

Никтоже избавит мя от смерти, ни родителие, ни чада, не спасет дар, ниже приношение, знаемии проводят токмо до гроба, греси же мои останутся, услыши, Милосердая, вопль мой, да спасет мя огня вечнаго Бог отец наших.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Возраст юности и жажда наслаждения пленяют мою душу, Благодатная, но к вечному блаженству и славе святых обрати моя помышления, да славословлю Господа моего и превознесу Его во вся веки.

Волны неверия и скорбей лютых покрывают мою душу, но слышу глас Господа, глаголюща: маловерный, почто усумнился еси? К Тебе прибегох, Мати Божия, спаси мя и чада моя, в Тебе бо утверждение веры имамы, да превозносим Господа Творца во веки.

Чревоугодию, нечистоте служу прилежно, за обиды местию воздаю, обличаемь, гневаюся напрасно, злословлю не оказавших ми помощи, сам же немощных презираю, о Споручнице грешных, яви долготерпение и от греха свободи мя во веки.

Невозможно есть малою слезою великия скверны омыти и огнь геенский угасити, о Всемилостивая Мати, вижду ожесточение мое и молюся Ти: даждь ми слезы покаяния, да убелю одеяние души моея.

С мольбою неотступною, надеждою крепкою припадаю Ти, Державная Владычице: зриши врага лютаго приближение, услыши в слезах притекших, востани скоро и, яко Благая, защити, да славлю Тя, Мати Бога моего, во веки.

Плач мой в радость обрати и сетование в веселие, Мати Милосердия, и гордыя замыслы враг моих сокруши, да благословит Тя всяк язык и всяка плоть отныне и до века.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Призри на нищету душевную и всякую горечь услади, непостыдная надеждо наша, скорбящих ободрение, плачущих скорое утешение, неистощима бо сокровища Твоя и, радующися, даеши я всем, помощи требующим.

Вкусите и видите, яко благ Господь, за любовию бо следует Господа познание. О, Трапезо таинственных дарований! Сподоби мя неосужденно Животворящих Таин причащатися, во очищение грехов моих.

Пред иконою Твоею, зри, Владычице, житейское море волнуется, спаси погибающих в волнах неверия и злобою истощенных, волною Твоего милосердия изнеси на брег спасения, да зовут Ти: радуйся, от вечныя смерти избавление.

Самомнением ослеплен, навыкох укоряти брата моего. Како сообщу свет ближнему, тьмою лжи покрыт сый? Даруй ми, о, Мати света, зрети моя прегрешения и брата моего согрешения терпети и с любовию исправляти.

Ангел смерти нападе на мя, презирает моления, плачу не внемлет, разлучает мя безжалостно со чады, влечет мя насильно. О, Богомати, с Сыном Твоим крестныя муки разделившая, матернюю скорбь о ближних утоли.

Землю Российскую в достояние Себе избравшая и утвердившая нас во благочестии, под покровом Твоим соблюди, Всепетая, образом Твоим честным от всех напастей сохрани, да зовем Ти: радуйся, Всемилостивая, в напастех скорая Заступнице.

Светилен

Торжествуем днесь, правовернии, во храме Твоем, Владычице, и Ты, Пречистая, приими любовию приносимыя Тебе песни благодарственныя.

Источник: https://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/chudotvornaya-donskaya-ikona-bozhiey-materi/?from_monastery=5230

Донская икона Божией Матери — значение, в чем помогает

Говорят, что на поле боя неверующих людей нет. Когда жизнь висит на волоске, они часто вспоминают о Боге, хотят видеть рядом образ Царицы Небесной. Донская икона одна из тех, что сопровождали русский народ во время Куликовской битвы. Это чуть ли не единственная из легендарных икон, которая сохранилась до наших дней — ее можно увидеть в Третьяковской галерее.

История и сказания

Икона получила свое название, потому что была подарена солдатами Дмитрию Донскому. Ученые называют дату написания 1380 г. — 1395 гг., так что это вполне может быть правдой. Однако, большинство историков к такой версии относятся скептически. Они выдвигают собственные предположения:

  • Донская икона была создана для Успенского монастыря на окраине Москвы — сегодня от него практически ничего не осталось.
  • В середине 16 в. икону перенесли в Благовещенский собор, где она пострадала при пожаре.

Иван Грозный взял с собой этот образ в поход на Казань. Существует также легенда, что нашествие хана Гирея в конце 16 в. было отражено именно по молитвам возле иконы. В память об этой чудесной победе и основан Донской монастырь. С тех пор Донской иконе молятся, прося защиты от иноверцев. По древней традиции, каждый год проводится крестный ход в память о заступничестве Божией Матери.

Делались с иконы многочисленные списки, некоторые из них сегодня хранятся в одноименном монастыре. Образ очень тесно связан с историей России: Борис Годунов, весьма благоволивший Церкви, был благословлен на царство иконой Донской Богоматери.

Почитание образа в народе было велико, для нее изготовили золотой киот с камнями. Драгоценности были украдены наполеоновскими солдатами. После революции святыня сохранилась. Ее отреставрировали, отдали на хранение в музей — многие же другие чудотворные иконы бесследно исчезли именно в этот период.

Отличия композиции

На обороте Донская икона Матери Божией имеет еще одно изображение. Это картина успения (кончины) Пресвятой Девы. Считается, что образы принадлежат кисти разных авторов.

Мнения специалистов о том, кто написал икону Донской Богоматери, практически единодушны. Образ выполнен в манере Феофана Грека — учителя Андрея Рублева. В то время он работал над росписью храма в Коломне. Заказ на образ был получен от некой княгини — на память о павших русских воинах.

Образ принадлежит к древнему типу — «Умиление», его характерной чертой является то, что Богоматерь и Младенец нежно касаются друг друга.

  • Правая рука Царицы Небесной поддерживает Христа.
  • На Иисусе одета длинная туника охряного цвета — знак того, что Бог принял человеческую смертную природу. В то же время Он остался Господом.
  • Ноги Христа видны до колен.
  • Левая рука Матери указывает на Спасителя.

В жестах заключено основное значение Донской иконы. Движения рук символизируют движения духа. Богородица стремится ко Христу, как каждый человек — к Богу. Он же выказывает свою любовь, в лице Матери принимая весь мир.

Божия Матерь в традиционном одеянии — длинном покрывале, которое скрывает волосы, плечи и руки. Такие одежды носили замужние женщины. Также это знак священства Божией Матери. Женщины-мученицы иногда изображаются на иконах в облачении священников, хотя в земной Православной Церкви такого не бывает. Это показывает высокую степень духовности, верности Христу, самосовершенствования.

Храмы во имя иконы

Во имя образа возведено немало храмов. Известностью пользуется Храм Донской иконы в Перловке. Это небольшой поселок в Подмосковье (Мытищи). Церковь была построена дворянином Н. С. Перловым на собственные средства. Сам поселок раньше именовался Донской слободой. Строительство было завершено за пару лет, в 1897 г. состоялось освящение.

Храм очень интересный — квадратной формы, над ним возвышается купол в виде шатра, который украшают треугольные кокошники. Эта деталь делает церковь нарядной и узнаваемой. Аналогичные элементы использованы и в других элементах строения, перекликаясь друг с другом.

Советская власть несколько раз закрывала церковь, но она постоянно вновь оказывалась действующей, благодаря усилиям служителей. Правда, перед войной здание было передано под школу, потом заселено жильцами. Первый храм был полностью разрушен со временем, его возрождение началось в 90-е года прошлого века. Ожила церковная община, ведется сбор средств на восстановление исторического здания.

  • На юго-западе Москвы действует известный монастырь, где целых два соборных храма Донской иконы. Монастырь является частью культурного наследия страны, имеет богатую историю. Здесь раньше находилось духовное училище, иконописная мастерская, велась хозяйственная деятельность. После революции Донской монастырь закрыли, на его территории была антирелигиозная выставка.

Монастырская жизнь возродилась в 1991 г. Сейчас обитель действует, принимает верующих. Оригинальную Донскую икону Божией Матери приносят сюда для совершения традиционных крестных ходов. Всероссийская святыня бережно хранится в сердце каждого православного, как любимый образ Царицы Небесной.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются.

Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи.

Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий.

Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши.

Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Донская икона Божией Матери — значение, в чем помогает was last modified: 8 июля, 2017 by Bogolub Читайте далее:

Источник: https://bogolub.info/donskaya-ikona-bozhiej-materi-znachenie-v-chem-pomogaet/

Донская икона: надпись на одежде Богоматери поставила ученых в тупик

2018-02-26T08:00

2020-03-03T09:25

https://ria.ru/20180226/1515171656.html

Донская икона: надпись на одежде Богоматери поставила ученых в тупик

https://cdn25.img.ria.ru/images/96468/31/964683145_0:0:3642:2048_1036x0_80_0_0_2583a60e31af117f8c91c8c23fd89115.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 26 фев  РИА Новости, Сергей Стефанов. Более десяти лет специалисты Третьяковской галереи исследовали одну из самых древних и знаменитых на Руси икон Богородицы — Донскую, выясняя обстоятельства ее создания и возможную причастность к Куликовской битве. Выводы экспертов, мнение Русской православной церкви и тайны чудотворного образа — в материале РИА Новости.

«Непобедимая Воевода»

Заступница православных воинов и всего Отечества Донская икона Божией Матери почитается в России 1 сентября. В 2010 году этот день по благословению патриарха Кирилла был объявлен главным праздником православного казачества.

Написана икона предположительно в XIV веке. С 1919 года святыня хранится в Третьяковской галерее, однако последние 20 лет накануне 1 сентября ее регулярно доставляют для поклонения в Донской монастырь. Эта традиция возникла еще в середине XVII века, когда царь Алексей Михайлович велел совершать ежегодный крестный ход с Донской иконой из Благовещенского собора Московского кремля в названный в честь нее монастырь.

В XVI веке участились набеги крымских татар на южные окраины Руси, и именно Донской Богородице — «Непобедимой воеводе» и «Заступнице всех христиан» — чаще всего молились русские люди.

В 1591 году в память об избавлении Москвы от разорения ханом Казы-Гиреем 1 сентября объявлено днем Празднования Донской иконы Пресвятой Богородицы, а на том месте, где содержалась святыня в воинском стане, основан одноименный монастырь.

Православное предание утверждает, что образ находился в стане Дмитрия Донского на Куликовом поле и помогал ему в сражении, которое состоялось в 1380 году в день празднования Рождества Богородицы (21 сентября). Собственно, в память о победе русского воинства на берегах Дона икона и получила наименование «Донской».

Однако сотрудники Третьяковки, изучив особенности ее написания и архивные материалы, пришли к выводу, что икона была написана уже после Куликовской битвы. Итоги исследований представлены в книге искусствоведа Левона Нерсесяна и реставратора Дмитрия Суховеркова «Богоматерь Донская», вышедшей в серии «История одного шедевра».

«Благочестивое предание» времен Грозного

Авторы монографии отмечают, что в летописях и других исторических источниках нет ни одного упоминания о том, что «Донская Богоматерь» находилась среди русских дружинников в знаменитом сражении 1380 года. Об этом ни слова не говорится и в главных литературных произведениях, посвященных Куликовской битве, — «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище».

Самые ранние сведения об иконе, перед которой Дмитрий Донской якобы молился накануне битвы, появляются только через сто лет в Московском летописном своде 1479 года. Там говорится, что образ находился в Успенском соборе Коломны и великий князь «иде к церкви пречистеи Богородици и пад пред образом ея и на мнозе помолився воста». Но и здесь нет никаких указаний, что это была именно Донская икона и что русские воины взяли образ Богоматери с собой на Куликово поле.

Лишь десятки лет спустя, в 1552 году, впервые появляется «привязка» Донской иконы к этому событию. Летописец начала царствования Ивана Грозного сообщает, что накануне Казанского похода царь пришел в Успенский собор Коломны и там молился перед иконой Богородицы, «иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». После победы Дмитрий Донской якобы передал святыню коломенскому собору.

Это и есть первое упоминание о «Донской Божией Матери» в летописях, после чего сообщения о святыне и ее роли в исходе исторического сражения с монголо-татарами стали встречаться и в других источниках.

По предположению авторов книги, в эпоху становления Московского царства сложились благоприятные условия для появления «нового благочестивого предания, свидетельствовавшего о мощи и доблести московских государей и об особом покровительстве небесных сил им самим и их державе».

Подобные «вставки» в историческую канву в XV-XVI веках приобрели особую актуальность.

При этом распространенное мнение, что икона была поднесена князю Дмитрию перед Куликовской битвой донскими казаками, — «очевидный анахронизм». «В XIV-XV веках никакого Войска Донского не существовало, а казаками назывались нерегулярные татарские отряды, поступавшие на службу к великому князю», — отмечает Левон Нерсесян.

«В память о муже и его подвигах»

Размышляя о времени написания Донской иконы, эксперты Третьяковской галереи обращают внимание на то, что Успенский собор Коломны, о котором не раз упоминают русские летописи, рухнул летом 1380 года и перед Куликовской битвой его восстанавливали. Так что Дмитрий Донской вряд ли заходил туда помолиться перед сражением, маловероятно и то, что в это время там могла находиться Донская икона.

Скорее всего, образ создан и помещен в Успенский собор уже после его воссоздания, возможно в 1392 году, когда храм был расписан. При этом исследователи полагают, что икону могла заказать для собора после кончины в 1389 году Донского его вдова Евдокия — в память о муже и его подвигах на Куликовом поле.

С Коломной у княжеской четы были связаны особые воспоминания: здесь произошло их венчание и именно Димитрием был основан каменный Успенский храм.

«То, что образ заказала княгиня Евдокия, очень вероятно. Она известна как заказчица многих художественных работ. Летопись сообщает, что вся кремлевская церковь Рождества Богородицы была расписана Феофаном Греком по ее указанию Создание иконы имело мемориальное значение и прославляло князя Дмитрия Донского и одержанную им историческую победу», — поясняет Нерсесян.

Примечательно, что связь Донской иконы с памятью о кровопролитной битве 1380 года никто не отрицает. Более того, авторы книги подчеркивают, что икона была окружена почитанием сразу же с момента создания.

Уже позднее, во время царствования Ивана Грозного, чтимый образ был перенесен из Коломны в Москву, где и находился в последующие столетия. А один из первых списков иконы наши предки поместили в Донской монастырь.

Неразрешенные загадки

«Вслед за преданием об участии иконы в Куликовской битве появилась еще одна легенда — мол, святыня принадлежит кисти прославленного византийского мастера, возглавлявшего московскую великокняжескую художественную мастерскую. Но эту легенду выдумали не древние летописцы, а историки искусства», — замечает автор книги.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит Иерусалим для мусульман

Речь идет о знаменитом константинопольском художнике Феофане Греке, работавшем на Руси в конце XIV — начале XV веков. Впервые версию о его авторстве высказал в 1918 году известный искусствовед-реставратор Игорь Грабарь. Убедительных доказательств он не привел, но с того времени эта гипотеза стала достаточно популярной.

По словам Нерсесяна, в то время греческие мастера работали бок о бок с русскими иконописцами, поэтому византийский и русский стили переплелись. Специалисты приписывали Феофану Греку многие иконы того времени, поскольку сведения о других греческих мастерах, работавших в Москве, просто не сохранились.

В художественной манере создателя (или создателей) «Донской Божией Матери» видно не только влияние греческой традиции, но и следование отечественной. Более того, рентгенографические и другие новейшие исследования показали, что состав пигментов и способ наложения красок при создании этого образа уникальны.

Однако ученым пока не удалось определить имя автора.

Также не установлен мастер, написавший на оборотной стороне иконы образ Успения (которому и посвящен коломенский собор). Это изображение тоже искусное, хотя и не может сравниться с главным шедевром.

Эксперты полагают, что его создателем был представитель новгородской иконописной школы.

В числе других загадок Донской иконы — судьба святых мощей, находившихся в нижнем краю доски под воском и пропавших во время революционных событий. Та же судьба постигла и богатый оклад, украшенный множеством драгоценных камней и наперсными образами.

Но безусловно, главная тайна Донской иконы — надпись на мафории (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят Богоматери. — Прим. ред.): 24 греческие буквы, еле заметные обычному глазу. Ее так и не смогли расшифровать. «Эта греческая надпись представляет собой, скорее всего, акростих строки из псалма или из какой-то молитвы, прославляющей Божию Матерь», — предполагает Левон Нерсесян.

Бесспорные факты

Игумен Донского монастыря епископ Бронницкий Парамон (Голубка) сказал РИА Новости, что знает о проведенных Третьяковской галереей исследованиях, однако детально с ними еще не знаком. Как замечает наместник, существуют различные предположения по поводу создания Донской иконы и в данном случае речь идет «лишь об одной из версий ученых».

«Я могу утверждать однозначно, лишь что это очень древний, намоленный образ, который издавна приносится в Донскую обитель и пользуется особым почитанием. Люди, которые молятся пред ним, знают, как Божия Матерь помогает через эту икону. А то, что она находилась в стане Дмитрия Донского на Куликовом поле, — это церковное предание, которое передается через столетия», — сказал игумен Парамон.

А известный церковный публицист, экс-глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский отметил, что проведенные исследования еще должно оценить научное сообщество, пока же не следует торопиться с выводами.

«Это не значит, что мы не доверяем науке, но известно немало случаев, когда одна экспертиза опровергала предыдущую. Помните историю с плащаницей Христа: после нескольких исследований сначала утверждали, что это фальшивка, а потом оказалось, что правда. Поэтому окончательно пока ни о чем говорить нельзя. Подождем», — сказал Вигилянский.

Как бы там ни было, подчеркивают все представители Церкви, версия о том, что Донская икона написана уже после Куликовской битвы, на почитании образа никак не скажется.

«Неоспоримый факт заключается в том, — заявили в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством, — что Богоматерь на протяжении всей истории нашей Церкви покровительствовала народу, который молился у ее икон: Владимирской, Казанской, Смоленской, Донской Любая икона Богородицы помогала русской земле, выступала защитницей ее рубежей. И этого никто опровергнуть не сможет». Такого же мнения придерживаются и авторы книги «Богоматерь Донская». 

Источник: https://ria.ru/20180226/1515171656.html

Донская икона Божией Матери: в чем помогает и о чем ей молятся

Какая она удивительная — Донская икона Божией Матери! Феофан Грек или Игнатий Грек — неизвестный сербский или знаменитый новгородский иконописец — кто автор, кто написал икону Донской Богоматери? В каком году написан Образ?

Возраст этой святыни около семи столетий, а учёные-историки так и не пришли к единому мнению по этим двум важнейшим для любого творения вопросам.

Традиционно, автором иконы считается Феофан Грек. Краткая биография этого талантливого художника рассказывает про годы его жизни, о его творчестве, там перечисляются его самые знаменитые работы. Среди его произведений такие шедевры как «Преображение Господне», «Спас Вседержитель», «Троица».

Его неповторимая живопись, фрески, которыми расписаны некоторые храмы Новгорода, Серпухова, Москвы, Коломны и других русских городов до сих пор вызывают восхищение. Жаль, что сохранилось совсем немногое.

В чём же секрет оригинальности мастера?

Иконописец родился в Византии в 1337 году. Точная дата смерти неизвестна: по разным источникам — около 1405 года. Именно по месту своего происхождения он и получил прозвище (или фамилию) — Грек.

До приезда на Русь художник работал в Константинополе и его пригородах. А в 1370 году Феофан поселился в Новгороде. Он оказал огромное влияние на развитие новгородского искусства.

Позже он перебрался в Москву, где продолжал проявлять себя в росписи частных домов и храмов, в написании икон, художественном оформлении христианской литературы.

Характерными особенностями творческой манеры талантливого иконописца Феофана Грека являются выразительность и невероятное сочетание красок. При этом гармонично сочетаются воспевание земной красоты и величие духовной жизни, которая прискорбно мало обращает внимания на внешнее проявление.

Особое восхищение вызывала у современников такая отличительная черта Мастера как «скоропись». При написании очередной картины Феофан не старался особо передать черты образца. Каждая его работа имеет собственные неповторимые черты. Каждый лик наделён своим характером и каждый мазок являл миру гениальное произведение, такие как «Богоматерь Донская» Феофан Грека и его же «Успение Богородицы».

Биография Феофана до сих пор имеет свои белые пятна, вызывая множество вопросов. Точно неизвестна ни дата его рождения, ни смерти. Рождённый в Византии, как он попал на русскую землю?

История связывает его имя с именем митрополита Киприана, но всё это, в основном, лишь догадки о талантливом иконописце, художнике, прославившем своё имя в написании миниатюр и фресок на религиозные темы при росписи храмов.

Двусторонняя икона. Рассмотрим поподробнее

На Донской иконе изображена Богородица, прижимающаяся щекой к своему сыну, Христу младенческого возраста. Такое положение матери и сына, Богородицы и Иисуса обозначает здесь наивысшую духовную близость, понимание, доверие между человеком и Господом.

Отличительной чертой этого изображения является то, что ножки младенца до колен открыты и стоят на руке Матери Марии. Икона является двусторонней: на её оборотной стороне представлен сюжет Успения Богородицы.

По древнему преданию, в этот скорбный день все апостолы, даже те, кто находился в других странах, чудесным образом явились в Иерусалим, чтобы проститься и совершить достойное погребение Пречистой Девы Марии.

Икона — миролюбивая воительница

История иконы тесно связана с именем Дмитрия Донского, победившего золотоордынского хана в сражении на Куликовом поле. В кратком изложении описание легендарной битвы и появления Образа Пресвятой Девы выглядит так: прямо накануне сражения на помощь княжескому войску пришли донские казаки. Они-то и принесли чудотворную икону в дар Дмитрию Донскому.

Много молитв о заступничестве и просьб о помощи услышала Богородица Донская, чей Образ смотрел с иконы, в ту ночь перед жестокой битвой. И во время сражения она тоже находилась в центре войска, вселяя в воинов храбрость и не позволяя усомниться в своей победе.

Множество людей погибло тогда на поле боя, но битва была выиграна, и Мамай с позором бежал. Противостояние войск произошло рядом с великим Доном, и икона получила название Донской. Под этим названием она известна нам и поныне.

Сама Куликовская битва стала поворотным событием в жизни всего русского народа. Великий князь Московский сумел объединить русские княжества и хоть и с большими потерями, но, разбить врага и развеять миф о непобедимости татарских войск.

Икону как драгоценную реликвию он забрал с собой домой. Через некоторое время, по его приказу, её перенесли в Коломенский Успенский собор. Этот храм Дмитрий Иванович основал в 1379 году, после первой победы русичей над золотоордынскими врагами в сражении на реке Воже. Примечательно, что со стороны наших, русских войск тогда были понесены минимальные потери.

Донская икона Божией Матери стала заступницей и покровительницей земли русской. Многие царские особы просили у неё помощи в последующие годы. Так, Иван Грозный перед походом в Казань против вражеских войск долго молился перед Ликом Богородицы, а потом взял Образ с собой как напутствие и благословение.

После победоносного возвращения домой Иван Грозный заказал иконописцам два списка с иконы-помощницы и покровительницы, а затем передал их Успенскому собору. Оригинал, не желая отпускать далеко от себя, он поставил в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1591 году произошло ещё одно событие, при котором Богородица оказала помощь через свою икону, не позволив иноземцам войти в Москву. Войска татарского хана, планируя захватить столицу, уже находились недалеко от города. В это время чудотворный Образ Божьей Матери, сопровождаемый крестным ходом, обнесли вокруг каменных стен столицы.

После этого, молясь и прося Богородицу о защите, икону поставили в полковую церковь, носящую имя святого Сергия Радонежского. Наутро русские воины одержали блистательную победу над врагом.

Символом огромной признательности за эту победу стал мужской Донской монастырь. По приказу царя его возвели на том месте, где находилась полковая походная церковь. В обитель, как её главная святыня, был помещён ещё один список с Донского образа.

В 1598 году произошло ещё одно событие, связывающее Донскую икону Пресвятой Богородицы с историей православной Руси. С её помощью был благословлён на царство Борис Годунов — правитель русского государства.

Дары чудотворному Образу

В 16 веке специально для этой иконы был выполнен уникальный оклад с жемчугом, золотом, сапфирами, изумрудами и другими самоцветами. По числу размещавшихся там мощевиков, оклад не имел себе равных. Все они были посвящены памяти царской семьи.

Обратная сторона святыни, где описано Успение Богородицы, была закрыта роскошным серебряным окладом с золотыми восхитительными венцами. Икона была помещена в деревянный киот, который был обложен золотом, серебром и украшен Образами Деисуса, пророков и других почитаемых святых.

В конце 17 века икона находилась в личных покоях сестры Петра 1. Оклад с неё сняли, мощевики отдали в Благовещенский собор. А драгоценности использовали для создания нового изысканного оклада, по своей роскоши не уступавшему старому. Он состоял из 600 изумрудов, крупного жемчуга, изящного рубина и других изумительных ценных камней-самоцветов.

Вскоре Донской Образ Богоматери возвратился в Благовещенский собор. Во время войны с войсками Наполеона французские солдаты вынули из оклада большинство украшений. А после революции пропала и сама риза.

Современная история Донской Богоматери

В настоящее время первоначальный образ Донской Богородицы находится в знаменитой Третьяковской галерее Москвы.

Каждый год, 1 сентября, крестным ходом её переносят в Донскую обитель, храм Донской иконы Божьей Матери, для поклонения и молитв перед ней верующих.

Нескончаемым потоком идут к ней люди. Они молятся Заступнице о мире и благополучии, как в стране, так и в своей семье. Читая молитвы одной из самых почитаемых православных святынь: Донской иконе Божией Матери, люди просят о примирении враждующих, о защите от бед, болезней и несчастий. Икона помогает в излечении от разных заболеваний, в скорейшем заживлении ран.

Предлагаю послушать замечательный акафист Донской иконе Божией Матери.

Вопросы, которые ждут ответа

Много вопросов вызывает Донская икона. Большинство исследователей утверждают, что написана она была, всё-таки, после Куликовской битвы. Одни говорят, что, вполне возможно, её заказал Киприан, когда от Москвы отходили войска Тамерлана, и жители столицы смогли вздохнуть спокойно.

Но чаще всего звучит версия о том, что Образ написан по заказу княгини Евдокии в память о своём любимом муже Дмитрии Донском и обо всех храбрых воинах, победивших грозного врага в Куликовском сражении.

Немало вопросов и несоответствий, но одно несомненно: Донская Божья Матерь — любящая и любимая мать, Заступница, Помощница и Покровительница России. И сейчас нам опять очень нужна её помощь!

Празднование Донской иконы Божией Матери в православной церкви совершается 19 августа по старому стилю или 1 сентября по новому стилю. Помолиться перед Чудотворным образом в любой день возможно сегодня в Донском монастыре, куда я вас и приглашаю.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от станции метро Тульская. Это была гостиница «Даниловская», расположенная на территории одноименного монастыря, и более бюджетный вариант отеля «Серпуховской Двор», очень комфортное проживание с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

Моя поездка в это удивительное место состоялась 10 января 2018 года. А на карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Поделитесь в комментариях внизу, что знаете вы о Донской иконе Божьей Матери и какие чудеса происходили в жизни по молитвам Богородицы.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/donskaya-ikona-bozhiej-materi-feofan-grek/

Донская икона Божией Матери: значение, в чем помогает

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана, по мнению искусствоведов, Феофаном Греком.

Находясь в самом эпицентре военных действий, Донская икона Божией Матери защищала и придавала силы защитникам Руси от монгольского ига в день Куликовского сражения, произошедшего 08 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

По преданию святыня была привезена донскими казаками из Сиротина городка в канун сражения. В честь этой великой победы икона получила название Донской. После принятия образа в дар донскими казаками Дмитрий Донской перевез эту икону в Москву. Первоначально она была размещена в Успенском соборе Кремля.

История иконы

Во время битвы между князем Дмитрием Донским и монгольским ханом Мамаем, икона Донской Богоматери находилась среди русских воинов. Она была получена полководцем в дар от донских казаков. Молитвы Пречистой Девы, их чудодейственная сила помогли русскому войску одержать победу в битве за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Победоносно возвращаясь в Москву, Дмитрий Донской привез с собой икону, и назвал ее Донской, в честь великой для Руси победы над татарами.

По церковным преданиям, есть еще одна победа, связанная с Донской иконой Божией Матери, завоеванная с помощью заступничества Пресвятой Богородицы. Спустя 200 лет битвы на Куликовом поле, во времена правления Феодора Иоанновича, царя и великого князя, крымские татары, возглавляемые ханом Казы-Гиреем, попытались захватить Москву.

Они уже подошли к стенам города, и вышел Феодор Иоаннович со своим войском против орды, взяв с собой икону, привезенную с Дона. Было совершено богослужение и крестный ход, после чего икону Пресвятой Богородицы поместили в полковую церковь. А на следующий день татары, будучи побежденными с помощью чудотворной иконы, были изгнаны из Москвы.

Больше никогда крымские татары не нападали на город.

Чтобы отдать дань благодарности Матери Божьей за победу, великий князь отдал приказ в месте расположения русского войска в ожидании битвы с татарскими захватчиками построить каменный храм, а после поместить туда Донскую икону Божией Матери Феофана Грека и после этих событий стали называть обитель Донской. В наши дни это действующий мужской монастырь. Каждый год здесь совершается торжественное богослужение.

В чем помогает донская икона

К этому лику приезжают с молитвой Донской иконе Божией Матери не только о защите от врагов, но и помощи в лечении тяжелых ран и болезней.

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа.

Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему.

Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться. Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Часто к иконе обращаются для того, чтобы вылечить тяжелые раны и разнообразные недуги

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Молитва иконе

День празднования иконы приходится на 1 сентября.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Кто и когда крестил Христа

Закрыть