Кем была написана икона Троица

Кто написал икону троица — Православный мир

Кем была написана икона Троица

Существуют десятки вариантов, которые запечатлеют красками на досках одно знаменательное событие – встречу трех странников. История святыни расписана в 18 главе Книги Бытия и перенесена на иконы с символическим значением, то изображая сцены с Авраамом и женой, странниками, то вырисовывая сюжет явления трех ангелов пред Авраамом.

Однако наиболее известной среди всех икон является икона Святой Троицы, представляющая Триединство Господа, написанная Андреем Рублёвым.

История иконы

Согласно историческим исследованиям, первое упоминание об иконе Святая Троица, написанной Андреем Рублёвым, датируется 1551 годом, когда она была упомянута в распоряжении в Стоглавом соборе.

Там речь шла о некой святыни Троицы (о ней знали участники земской церкви), которая вполне соответствовала канонам и могла быть взята за пример.

Кроме того, сведения о святыни содержатся и в другом источнике, а именно в «Сказание о святых иконописцах», где говорится о просьбе Никона Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря, написать в похвалу отцу Сергею икону Троицы, однако эта версия вызывает некоторые сомнения, хотя и считается общепринятой.

В целом икона Отца, Сына и Святого Духа имеет всего две возможных даты создания: 1411 и 1425-1427 годы. Первая дата отсылает к постройке после пожара деревянного храма, а вторая – к постройке Троицкой церкви из камня. Оба числа опираются на возведение соборов, поэтому вопрос точного года создания иконы остается открытым на сегодняшний день.

Вот в чем не возникают неточности, так это с автором иконы Святая Троица. Им однозначно является Андрей Рублев. Хотя однажды, после очищения иконы, некоторые исследователи усомнились в авторстве русского иконописца, узрев в святыне итальянские мотивы, но вскоре это предположение было развенчано, а итальянскими мотивами оказалось влияние византийской живописи.

Значение иконы Святой Троицы

Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.

Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.

У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни.

По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.

В чем помогает молитва перед иконой святой троицы

Что касается помощи, то икона Отца и Сына, и Святого Духа сильна в наставлении человека на путь праведный и в очищении от греха. Святыня содействует молящимся в трудный период, вселяет надежду, когда необходимо преодолеть сложные жизненные испытания. Образ трех Святых поддерживает во время сильного волнения, переживаний, а также помогает при принятии важных решений.

Молитва перед иконой

Тождественно празднование иконы Трех ангелов приходится на «Пятидесятницу» (50-й день после Воскресенья Христова), но молитву верующие могут читать каждый день.

Без надобности к Святым никто не обращается, и благословлять, потому что так надо, тоже не стоит. Образ Троицы защитит и поможет каждому истинно просящему, стоит лишь от чистого сердца произнести слова молитвы перед иконой Святой Троицы:

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

(25,00 из 5)

Источник: https://daronosica.ru/svyatyni/kto-napisal-ikonu-troitsa.html

Икона Троица — история создания шедевра Рублёва

Кем была написана икона Троица

1001molitva.ru > Иконы > Икона Троица — история создания шедевра Рублёва

Более шестисот лет живет в нашем мире «Троица»: икона Рублева, способная пробуждать в душе внимательного зрителя мощное чувство прекрасного и возвышенного.

Она написана в годы лихолетья на земле, много лет жестоко угнетаемой иноверцами и раздираемой братоубийственными войнами русских князей.

Так, среди страданий и раздора человеческого мира духовным подвигом вновь утверждалась вера в спасительное совершенство Бога.

«Пресвятая Троица» преподобного Андрея Рублева

Знаменитое творение великого мастера «переводит» на образный язык очень сложное христианское представление – нераздельность и неслиянность трех ипостасей Бога: Отца, Его Сына Христа и Святого Духа.

При этом переосмысляется широко распространенный тогда иконописный канон – «Гостеприимство Авраама» (это, кстати, еще одно, малоизвестное название самой прославленной работы преподобного иконописца).

Подобные изображения воспроизводили библейское сказание о посещении Господом дома прародителя Авраама под видом трех мужей-странников.

Рублевский тринитарный лик в сравнении с ветхозаветным каноном подчеркнуто внеисторична. Нет персонажей гостеприимных хозяев, и лишь малая часть их дома выписана на заднем плане. Образ зацветшего Мамврийского дуба – вестника о чуде позднего рождения у Авраама первенца – трансформирован в условное изображение ветви. Вместо щедрого угощения – одна только чаша.

Идею непрерывности, вечного становления действа, подчеркивает и умышленная неправильность фигур: обе чаши – на столе и образуемая фигурами ангелов – асимметричны по форме.

Фигуры ангелов будто вписаны в круг – древнейший символ божественного совершенства. Центральный контур силуэтов двух крайних персонажей образует чашу, повторяющую абрис чаши на столе: нераздельная неслиянность словно рождает внутреннее пространство.

Центральной точкой и главным смыслообразующим элементом является стоящая перед ангелами Чаша. Сосуд – символ великой Божьей жертвы ради вечной жизни людей. Художник переосмысляет эту фундаментальную тему христианской веры.

Традиционно, главным цветом в обращении к теме искупления был киноварный, кроваво-алый. У Рублева же – главенство «голубца», означающего все небесное и духовное, покой и умиротворение. Голубой уводит к высшим причинам и конечным целям страдания: все ведет к Божьему замыслу о мире и благе. Не ветхозаветное тревожное предчувствие жертвы – а красота духовного подвига.

Три лика Божьих также изображены новаторски. Они равны: нет буквальных указаний на ипостась, никто не смотрит на зрителя. Но каждый наделен своей индивидуальностью – через цвета одежд, символические жесты, направление взгляда. Лаконизм изобразительного языка приковывает внимание к молчаливому диалогу Троицы над Чашей страдания.

Пожалуй, всем полезно знать, в чем помогает икона Николая Чудотворца.

История создания и краткое описание иконы

О личности автора известно очень мало. Предположительно известно, что рождение иконописца пришлось на период с 30-х до 70-х годов XIV века. Семья была скорее всего ремесленная, жили в средней части России.

Андрей в среднем возрасте уходит в монастырь и принимает монашество, исследователи полагают, что это было до 1405 года. В том же году вместе с Феофаном Греком украшал иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Тремя годами позже вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор и иконостас во Владимире.

После до 1422 года работал в Звенигороде. Потом пять лет вместе с Даниилом Черным руководил украшением Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. После расписывал Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где умер в 1430 году.

Андрей Рублев не подписывал свои работы: сохранение авторства «Троицы» – своего рода чудо. А вот единого мнения о времени создания у историков нет. Одни считают, что «Троица» появилась в 1411 году для украшения деревянной Троицкой церкви. Другие датируют ее временем с 1425 по 1427-й год – время работы над иконостасом белокаменного Троицкого собора.

Лик написан на дереве в виде вертикального изображения сидящих за столом трех ангелов. Задний план – прерывистая череда изображений верхней части дома, ветки дуба и горы. Линии фигур персонажей образуют сферу.

В центре картины, посередь престола, располагается чаша с головой тельца. Руки сидящих слева и в центре ангелов благословляют сосуд. В образе нет динамики, активного действия – он исполнен неподвижной созерцательности.

Впоследствии работу спрятали под золотой оклад на срок более пяти веков. Сначала – по приказу царя Ивана Грозного в 1575 году, еще через четверть века – царя Бориса Годунова. Трижды рисунок подновляли иконописцы Палеха. И лишь в 1904 году икона отправилась из Свято-Троицкой Сергиевой лавры на реставрацию в Государственную Третьяковскую галерею.

Окончательно произведение передали ей в 1929 году – здесь оно находится и поныне. Для собора была изготовлена репродукция (копия Баранова и Чирикова). На основе обретенной «Троицы» реставраторы смогли выявить и восстановить и другие работы, написанные Рублевым.

Анализу «Троицы» Андрея Рублева посвящены бессчетные труды ученых и искусствоведов. Но они – всего лишь попытки рассказать неизъяснимое, потому что претендуют на истину в последней инстанции. Иконописец же писал невыразимое в красках – и создал творение, соперничающее с мировыми шедеврами. Потому что знал, что икона – только знак божественного на земле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает крест с кругом

Источник: https://1001molitva.ru/ikony/andrej-rublev-troica.html

Троица икона рублёва: краткое описание истории создания шедевра, анализ, где находится — Точка Веры

Кем была написана икона Троица

ПодробностиКатегория: Искусство Древней Руси 16.01.2018 14:36 1567

Имя Андрея Рублёва стало олицетворением древнерусского искусства.

Андрей Рублёв – пожалуй, самый известный художник средневековой Руси. Его имя и сегодня на слуху, но о его жизни нам известно очень мало.Где и когда он родился – неизвестно. Называют местом его рождения Москву (1360 ?), а местом жительства – Троицкий монастырь.

Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.: в это время он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Икона «Преподобный Андрей Рублёв»Некоторые сведения о нём можно почерпнуть из летописей. Например, летопись указывает, что в 1408 г. он вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире, храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Фрески не сохранились.

По свидетельству Епифания Премудрого, Андрей Рублев расписывал этот храм в 1420-х годах. После смерти Даниила Чёрного Андрей Рублёв работал в московском Андрониковом монастыре, где расписал церковь Спаса (последняя его работа). Но до наших дней сохранились лишь малые фрагменты орнамента.

Большинство документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло, кроме двух икон из деисуса и семи икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора; знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма одноименного монастыря.

Рублеву приписываются также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало XV в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409); Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы: с Христом Спасом, архангелом Михаилом и апостолом Павлом (ок.

1410-1420); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода.Но гораздо больше икон относят к «кругу Рублева», хотя нет возможности подтвердить их авторство.

Андрей Рублёв скончался в Андрониковом монастыре 29 января 1428 г. (?). Здесь с 1959 г. действует Музей имени Андрея Рублева, в котором можно познакомиться с искусством его эпохи.

На Стоглавом соборе в 1551 г. иконопись Рублева была признана образцом. В XX в.

много внимания уделялось этому живописцу, изучались и реставрировались его работы, уточнялись те минимальные сведения о его жизни, которые уже были известны, его имя покрылось дымкой романтизма. А после известного фильма А.

Тарковского «Андрей Рублёв» к образу этого художника было приковано пристальное внимание даже тех людей, кто был далёк и от веры, и от иконописи. В 1988 г. он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. 

Творчество Андрея Рублёва

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

Вторая половина XIV – начало XV вв. были отмечены на Руси интересом к нравственным и духовным проблемам.

Андрей Рублёв воплотил в своей живописи новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культур.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.

Успенский собор во Владимире

Успе́нский собо́р во Влади́мире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158).
В начале XV в. для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора.

Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в.

Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Упоминание о ней – в Троицкой летописи; это также единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Авторство иконы приписывается Андрею Рублёву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова.М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова отвергают его авторство.

Икона «Умиление» – одна из самых древних копий «Богоматери Владимирской».

Богоматерь Владимирская

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.

Андрей Рублёв «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца.

Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.

Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность.

На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

Мамври́йский дуб (дуб Авраама) – дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.

Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря.Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы).

Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв свёл к минимуму детали, предшествующие трапезе. Ангелы беседуют, а не трапезничают, и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.

Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого.

Евангелие Хитрово

Это рукописное Евангелие конца XIV в. Называется так по имени своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.

Евангелие богато декорировано (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику – Андрею Рублёву.

«Ангел Рублёва»

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)

Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.
Это единственный из первых высоких иконостасов раннего XV в., сохранившийся почти полностью (утрачены только некоторые из икон).

Звенигородский чин (ок. 1396-1399)

«Звенигородский чин» – три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке. Долгое время приписывался кисти Андрея Рублёва, но в 2017 г. атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с «Троицей».

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)

Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце XIV в.

Изображения отшельников Павла Фивейского и Антония Великого. Отдельные учёные приписывают авторство фресок Андрею Рублёву.

Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)

Икона происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского. Приписывается Андрею Рублёву.

Икона «Спас в силах» (начало XV в.)

Приписывается Андрею Рублёву или «кругу Рублёва».

Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.)

Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником «круга Рублева». Прямой датировки рукопись не содержит, но его оформление схоже с такими известными рукописями, как Евангелие Хитрово.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния.

Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом.

Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Источник: https://achair-city.ru/obryady/troitsa-ikona-rublyova-kratkoe-opisanie-istorii-sozdaniya-shedevra-analiz-gde-nahoditsya.html

«новозаветная троица»: чем эта икона отличается от «троицы ветхозаветной» — Русь Матушка

Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.

Изображение Святой троицы в иконописи

Святая Троица является традиционным сюжетом православной иконописи. Но так как непосредственное изображение Бога явилось бы нарушением концепции о его вечности и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда», принято использовать его символические изображения, главным из которых является Ветхозаветная Троица.

Для раскрытия этого образа иконописцы традиционно прибегают к изображению сцены, описанной в 18 главе библейской Книги Бытия. Она получила название «Гостеприимство Авраама».

В стихах с 1 по 18 рассказывается о том, как праотец Авраам, во время дневного отдыха, сподобился посещения трёх мужей.

Узрев духовными очами, что в их образе перед ним явился сам Бог, Авраам оказал пришедшим величайшее почтение и гостеприимство.

Именно эта сцена стала основой традиционного иконописного сюжета ― Троица Ветхозаветная.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда и кем был написан Ветхий Завет

Как было сказано выше, лишённые возможности непосредственного изображения Творца мира, мастера прибегали в своих работах к символике, которая стала их основным выразительным приёмом.

Так вошло в традицию, закреплённую благословением церковных иерархов, представлять мужей, посетивших Авраама в виде трёх ангелов.

Появление Святой Троицы в живописных сюжетах

Впервые изображения, в которых представлена Троица Ветхозаветная, появились во II веке на стенах римских катакомб, где первые христиане втайне от языческих властей совершали богослужения.

Эти рисунки ещё не соответствовали канонам, установленным в более поздние века, и представленные на них сцены выглядели достаточно историчными.

Но уже в этот период, неизвестные нам художники пытались подчеркнуть одинаковость всех трёх гостей Авраама.

Позднее в богословии появился термин «изокефальность», которым обозначалась равноправность путников. В настенных изображениях римских катакомб она подчёркнута нарочитой одинаковостью поз и одежд трёх мужей. Постепенно изображение гостей, посетивших ветхозаветного праотца, стало принимать всё более символический характер, и со временем сложилась традиция изображения их в ангельском виде.

Важно отметить, что сюжет «Троица Ветхозаветная» нередко преподносится в двух вариантах ― изокефальный и неизокефальный. В первом случае, как понятно из самого термина, при полной статичности композиции подчёркивается взаимная равноправность трёх ангелов. Во втором же ― один из них бывает выделен с помощью нимба, изображения креста или соответствующей надписи.

Мозаика древней базилики

Кроме Святой Троицы, на стенах катакомб одним из древнейших Её изображений является мозаика V века на Триумфальной арке римской базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция изображения достаточно сложна. Она визуально делится на две части.

В верхней изображён Авраам, выбегающий навстречу странникам, один из которых окружён сияющим ореолом ― символом святости, а в нижней представлен накрытый стол, за которым сидят гости. Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды ― прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре.

Фоном служит вид богатого строения с башней ― очевидно, дома Авраама и Мамврийского дуба, под которым произошла встреча.

Окончательный вариант композиции

В XIV веке композиция икон, изображающих Святую Троицу, сложилась в том виде, в котором написаны наиболее прославленные её образцы.

Об этом свидетельствует икона «Троицы Зырянская», созданная в этот период и приписываемая кисти святого Стефана Пермского.

Принято считать, что именно в ней впервые представлена сцена, центром композиции которой являются ангелы, восседающие за накрытым столом.

Андрей Рублёв: «Троица Ветхозаветная»

Об этом произведении было написано и сказано очень много. И это неслучайно, ведь среди многообразия икон, написанных на сюжет «Гостеприимство Авраама», особое место занимает «Ветхозаветная Троица» Рублева.

По единодушному мнению искусствоведов и всех ценителей древнерусской живописи, в ней художник достиг высшей степени раскрытия духовной сути Триединого Божества.

Это произведение, созданное в XV веке, стало одной из самых прославленных русских икон.

Композиционное решение образа весьма своеобразно. Фигуры ангелов как бы вписаны в невидимый круг, символизирующий единосущность всех трёх ипостасей.

В то же время художник достигает эффекта, при котором взгляд зрителя не задерживается ни на одном из них, а свободно пребывает внутри образованного ими пространства, смысловым центром которого является чаша с головой жертвенного агнца. Именно вокруг неё происходит безмолвный диалог жестов.

Христианская символика в иконе Рублёва

Следует отметить, что «Ветхозаветная Троица» ― икона, полная символической атрибутики, выражающей основные христианские догмы. Неслучайно фоном для изображения фигур ангелов являются дом, дерево и гора.

Их изображения полны конкретного смысла. Так, ангел, находящийся слева, символизирует Бога Отца.

Об этом говорит помещённое над Ним изображение дома ― палат Авраама, что соответствует исходному моменту Божественного домостроительства, совершаемого по его воле.

Дерево ― дуб Мамврийский, изображённый над центральной фигурой, невольно переосмысливается как древо жизни, и ассоциируется с крестными муками Спасителя. Соответственно, у зрителя не остаётся сомнений в том, что центральной фигурой композиции автор изобразил Сына Божьего Иисуса Христа.

Что же касается фигуры левого ангела, то подсказкой её принадлежности служит изображённая над ней гора ― символ духовного восхождения, осуществляемого через действие третьей ипостаси Святого духа. С образом горы в Библии связаны самые значительные события. Это дарование скрижалей Завета на Синае, Преображение Господне на Фаворе и Вознесение на Елионской горе в Иерусалиме.

Следует отметить и ещё одну важную идею, которую выражает «Троица Ветхозаветная». Андрей Рублев в своём поистине гениальном творении сумел создать прообраз истинного единения и любви.

Его фигуры, лишённые активного движения, и как бы погружённые в неподвижное созерцание, полны безмолвного общения.

Перед глазами зрителя предстаёт процесс сообщаемости божественной энергии, заключённой внутри трёх ипостасей Божьих.

Источник: https://eparhia-birsk.ru/narody/novozavetnaya-troitsa-chem-eta-ikona-otlichaetsya-ot-troitsy-vethozavetnoj.html

Троица. Андрей Рублев. XV в

Икона на доске. Прямая печать по левкасу. Высота — 25 см. Ширина — 20 см. Лак.

День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи.

Икона «Троица ветхозаветная» написана великим русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым для Троице-Сергиева монастыря. На ней изображены три ангела, которые, согласно библейской книге Бытия, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. Это было первое откровение верующим о Святой Троице — единстве Бога в трех лицах.

В отличие от более ранних иконописцев, Рублев не стал изображать встречу Авраамом уставших путников возле своего дома, как это описывается в Библии. Его икона — «богословие в красках», раскрывающее смысл православного учения о Троице.

Мы видим лишь трех ангелов за трапезой; на столе — единственная чаша, символизирующая святое Причастие. Основой композиции является круг, в который как бы вписаны фигуры ангелов, это придает изображению характер благодатного покоя, в котором пребывает Бог.

Позы и лики ангелов отражают совершенную любовь, связывающую лица Святой Троицы.

До Октябрьской революции икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, потом поступила в распоряжение Комиссии по раскрытию древней живописи и в 1918-1919 годах была отреставрирована. С 1929 года ­в Государственной Третьяковской галерее.

Интересные факты о иконе Троица Андрея Рублева

— Ангелы на иконе Рублева обозначают лиц Святой Троицы. Дом на заднем плане, расположенный за фигурой левого ангела, указывает на Бога-Отца — создателя неба и земли. Средний ангел одет в вишневый хитон и синий плащ, в которых традиционно изображают Христа. Правый ангел написан на фоне горы, символизирующей духовное восхождение и просветление благодатью Святого Духа.

— Троица Рублева вскоре после ее написания стала считаться образцом для других иконописцев. На Стоглавом соборе было принято указание писать Святую Троицу так, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев», не внося ничего от себя. 

— При царе Иване IV Грозном икону украсили золотым окладом с драгоценными камнями, скрывшим ее почти полностью: открытыми оставались только руки и лица. Мир увидел «Троицу» без ризы только в 1904 году — когда ее вынули из оклада для очередной реставрации и сфотографировали. Но после  снова поместили в оклад — до 1918 года. Под окладом икона быстро темнела, утрачивала чистые и светлые краски оригинала, полностью восстановить которые удалось только при реставрации 1918 года.

— До 1918 года икона подновлялась несколько раз: при Борисе Годунове, в 1635 году, в 1777 году, дважды в XIX веке и в 1904 году. Икону покрывали олифой, а сверху по контурам писали заново, пренебрегая деталями, иногда даже в другой иконописной манере. Для того чтобы восстановить «Троицу» в первозданном виде, мастерам под руководством знаменитого реставратора Игоря Грабаря пришлось снять много слоев олифы и краски.

— Икона «Святая Троица» была написана в память о Сергии Радонежском. В ней Андрей Рублев наглядно выразил идею единства в любви, которую Сергий Радонежский видел в Троице. Изначально эта икона стояла в иконостасе Троицкого собора над местом погребения Сергия Радонежского.

Тропарь на День Святой Троицы, глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак на День Святой Троицы, глас 8

Егда́ снизше́л язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки разделя́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Величание на День Святой Троицы

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́,/ Его́же от Отца́ посла́л еси́// Боже́ственным ученико́м Твои́м.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.

Источник: https://Sobor-rf.ru/ikony/troica.-andrey-rublev.-xv-v.-ru-3/

История одного шедевра: «Святая Троица» Рублева

История создания «Святой Троицы» Андрея Рублева — на грани мистификации. Ни год написания, ни заказчик — ничего не известно о главном произведении православного искусства. Икона скромно провисела 5 веков в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, ничем не привлекая внимание мирян: не мироточила, не исцеляла, не чудотворила. Все изменилось в начале XX века, когда ее «открыли». Что же увидели современники?

Сюжет

Икона написана по ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Согласно оригиналу, праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников, которых в дальнейшем назовут ангелами. Они рассказали Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский. Затем двое ангелов отправились карать жителей Содома, а третий ангел остался с Авраамом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что в чаше на иконе Троицы

Сюжет этот трактовался различно. Идея того, что в образе ангелов Аврааму открылась единая сущность триипостасного бога — Святой Троицы — утвердилась к IX-X векам.

Средневековые иконописцы обязательно изображали всех участников притчи. Рублев представил ее по-своему. Мы не видим ни Авраама, ни его жены Сары, а только Троицу Ангелов расположены так, что линии их фигур образуют замкнутый круг. У каждого есть скипетр (символ власти) и лазурные одежды (знак неземной сущности).

Андрей Рублев со своей иконой

В центре — Бог Отец. Как первый среди равных он носит знаки власти: пурпурные одежды с золотой полосой через плечо. Он обращен в сторону Святого Духа, которому, словно бы, задает вопрос о том, кто пойдет на искупительную жертву. При этом он благословляет чашу, поднося к ней два перста. Святой Дух, отвечая Богу Отцу, указывает на Бога Сына. Последний смиренно принимает участь. Его зеленая накидка (гиматий) говорит о двойственной природе (человеческой и божественной).

Троица сидит за столом, на котором чаша с головой тельца — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества. Эта чаша и есть смысловой центр иконы.

На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (в трактовке Рублева древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме) и гора (прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу).

Контекст

Кто заказал «Троицу» Рублеву? Точного ответа нет. Версия, с которой на сегодня согласно большинство исследователей, гласит, что икона была выполнена в похвалу Сергию Радонежскому по заказу его ученика и преемника игумена Никона.

Он пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас.

Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остается открытым.

Примечательно, что ни в житии Сергия, ни в житии Никона не сказано ни слова о «Святой Троице». Впервые о ней упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551 год), где она признается соответствующей церковным канонам. С 1575 года икона занимала главное место в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Затем ее неоднократно обкладывали золотом.

«Зырянская Троица»

На рубеже XIX-XX веков русская иконопись была «открыта» как искусство. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью, а также расчищать от олифы и лака, поверх которых русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. Такое поновление икон могло привести к тому, что менялись размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали.

К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. Но когда ее «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя.

Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV — первой половины XV века.

Рублев не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником была византийская живопись палеологовской эпохи.

Сразу после раскрытия «Святой Троицы» начались проблемы с ее сохранностью. За последние 100 лет ее неоднократно реставрировали.

Судьба художника

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублева. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии. Вероятно, что Рублев — это прозвище по роду занятий его отца.

Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.

Фрески Успенского собора во Владимире

Первое упоминание о Рублеве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор в Московском кремле.

Это говорит о том, что уже к этому времени Рублев был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу. Уже через 3 года Рублев, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублева есть помощники и ученики.

В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

В целом, из наследия Рублева до нас дошло совсем немного пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублеву: что-то не сохранилось, а чье-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.

автор: Снежана Петрова

источник: diletant.media

Источник: https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/zhivopis/istoriya-odnogo-shedevra-svyataya-troitsa-rubleva.html

Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.

Андрей Рублёв: «Троица Ветхозаветная»

Об этом произведении было написано и сказано очень много. И это неслучайно, ведь среди многообразия икон, написанных на сюжет «Гостеприимство Авраама», особое место занимает «Ветхозаветная Троица» Рублева. По единодушному мнению искусствоведов и всех ценителей древнерусской живописи, в ней художник достиг высшей степени раскрытия духовной сути Триединого Божества. Это произведение, созданное в XV веке, стало одной из самых прославленных русских икон.

Композиционное решение образа весьма своеобразно. Фигуры ангелов как бы вписаны в невидимый круг, символизирующий единосущность всех трёх ипостасей. В то же время художник достигает эффекта, при котором взгляд зрителя не задерживается ни на одном из них, а свободно пребывает внутри образованного ими пространства, смысловым центром которого является чаша с головой жертвенного агнца. Именно вокруг неё происходит безмолвный диалог жестов.

Икона Симона Ушакова

Широко известна также ещё одна икона «Ветхозаветная Троица», автор которой — мастер Серебряной палаты при Оружейном приказе Московского Кремля Симон Ушаков. Написана она была в 1667 году.

По своей композиции ушаковская «Ветхозаветная Троица» следует традиции Андрея Рублева. В ней представлена та же сцена явления странников праотцу Аврааму, и так же фигуры ангелов вписаны в круг, создающий у зрителя впечатление некоего единства.

Однако это произведение имеет свои индивидуальные особенности.

Декоративность, заменившая символизм

Нетрудно заметить, что ангелы Ушакова хотя и близки по своему рисунку фигурам, изображённым на иконе Андрея Рублёва, отличаются от них излишней телесностью и природностью. Их крылья, выписанные с тщательной деталировкой, кажутся тяжёлыми и не способными поднять в воздух даже бесплотных духов.

Разительные отличия заключает в себе и фон, на котором представлена вся сцена. Если у Рублёва он имеет, в первую очередь, символический смысл, то у Ушакова, скорее, декоративный. Это просто красивый пейзаж со старинным палаццо, горой и живописным деревом. Этот автор в иконе «Ветхозаветная Троица» практически лишил все три пейзажных атрибута их символического значения. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы вспомнить подобные детали на картинах Веронезе.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Троица Нового Завета

Сюжет описанных выше икон взят из Ветхого Завета, поэтому они носят название «Троица Ветхозаветная». Но нельзя обойти стороной и часто встречающиеся изображения Новозаветной Троицы ― иного варианта изображения Божественного Триединства.

Он основан на словах Иисуса Христа, приведённых в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец одно».

В этом сюжете три Божественные ипостаси представлены изображениями Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в виде Голубя.

Варианты изображения Новозаветной Троицы

Данный сюжет известен в нескольких иконографических вариантах, отличающихся между собой, главным образов положением, изображённых в нём фигур. Наиболее распространённый из них ― «Сопрестолие», представляет фронтальное изображение Бога Отца и Бога Сына, восседающих на престолах или облаках, и парящего над Ними Голубя — Святого Духа.

Другой также широко известный сюжет носит название «Отечество». В нём Бог Отец представлен восседающим на престоле с младенцем Спасом Эммануилом, сидящем на его коленях и держащем в руках сферу в голубом сиянии. Внутри её помещено символическое изображение Святого Духа в виде Голубя.

Споры о возможности изображение Бога Отца

Существуют и иные иконописные варианты Новозаветной Троицы, такие как «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Отослание Христа на землю» и ряд других. Однако, несмотря на их широкую распространённость, среди богословов на протяжении веков не затихают споры о правомочности изображения такого рода сюжетов.

Скептики апеллируют к тому, что, согласно Евангелию, Бога Отца никто и никогда не видел, а следовательно, его невозможно изображать. В подтверждение своего мнения они упоминают Большой Московский Собор 1666-1667 года, 43-й пункт постановления которого запрещает изображение Бога Отца, что дало в своё время повод для изъятия из пользования многих икон.

Их оппоненты также основывают свои утверждения на Евангелии, приводя слова Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так или иначе, но Новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно входит в сюжеты икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все перечисленные варианты Новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До XVI века они были неизвестны.

Источник: https://FB.ru/article/243985/troitsa-vethozavetnaya-opisanie-ikonyi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Как будет сокращенно имя Ярослав

Закрыть