Как называется армянский крест

Армянские кресты. Религиозные символы

Как называется армянский крест

Армянский народ, как и славяне, исповедует христианство. Но, что касается главного религиозного знака, то существуют определенные отличия. Узоры, украшающие армянские кресты, символизируют животворящую силу, а не средство наказания. В переводе с армянского языка их называют цветущими, проросшими. Символ веры у этого народа имеет необычный вид, отличающийся расширением окончаний, прорастающими разветвлениями, ленточным оформлением.

Впервые крест стал широко использоваться ещё древними египтянами. Анкх (Анх) традиционно считался олицетворением жизни, власти богов. Его форма — это обычный крест с петлёй вверху. Археологические раскопки постоянно доказывают, что данный символ существовал ещё задолго до возникновения христианства. Разнообразные типы крестов использовались язычниками в качестве поклонения силам природы. Подтверждения тому обнаруживают фактически по всей планете.

Православный символ России

Русский православный крест, именуемый не иначе, как Крест Лазаря или Восточный, состоит из восьми окончаний. Верхняя перекладина называется «титулус», там указывалось имя казнённого. Перекошенная перекладина, расположенная снизу, представляет подставку для ног.

Впрочем, в России довольно часто они встречаются и на верхушках куполов, и на главах церквей, и при этом имеют значительные отличия от вышеописанного. В основание креста заключена фигура, по форме напоминающая ладью или полумесяц.

Существует множество версий, трактующих значение символа, но все они крайне далеки от правды.

Якорный крест

Подлинная история происхождения была раскрыта в журнале «Душеполезное чтение», изданного ещё в 1861 году. Рассматриваемый нами предмет — это рудимент Якорного креста. Эта форма к нам дошла ещё с раннехристианских времён. Христиане изображали подобные кресты и в катакомбных церквях на стенах. К примеру, в языческих обрядах якорь служил символом безопасной пристани, а применительно к государственной жизни обозначал стабильность и процветание.

Для христиан якорь символизирует защищённость, несокрушимость, надежду. В частности, святой Павел в его «Послании к евреям» отметил, что надежда является для души своеобразным якорем. Иногда подобный крест изображали с двумя рыбами, свисающими с поперечной перекладины или одиноким дельфином.

Итак, по своей конфигурации якорь, сопоставим с рыбой, и является символом древнего христианства. Его форма определённо напоминает армянский, увитый растительностью крест. Фото, изображающее традиционный символ христианства, отчётливо это показывает.

Если учесть, что предшественником якоря был увесистый камень, тогда происхождение армянского хачкара открывает свою суть ещё глубже. Дело в том, что по-армянски слово «хачкар» дословно звучит, как «крест-камень», что передаёт внешнюю форму твердых изваяний.

Это некое подобие Якорного креста, стоящего на несокрушимой скале или воплощённого в нём, и представляющего веру в Спасителя.

Отличие армянского религиозного знака от русского

Традиционно армянские кресты выглядят слегка вытянутыми благодаря удлинённой ножке. Его расширяющиеся крылья исходят из самого центра, заканчиваясь лучами в «ласточкин хвост». Все предметы обильно украшены растительными, цветущими элементами. Распятого Иисуса Христа крайне редко можно встретить, если этот символ армянский.

Православный крест отличен от указанного не только наличием восьми окончаний: он имеет две поперечные перекладины, расположенные в горизонтальном положении, а не одну. Нижняя перекладина, перекошенная влево, символизирует, что раскаявшийся преступник, находящийся справа, попал в рай, а оскорблявший Иисуса — в ад.

На православных крестах иногда изображены либо череп и кости, либо голова Адама, расположенная снизу. По преданию под местом казни Христа (Голгофа) захоронены останки Евы и Адама. Соответственно кровь Христова, символически омыв кости, смыла первородный грех и с них, и с потомков.

К тому же на кресте довольно часто можно встретить изображение распятого Иисуса.

Особенности нательного крестика

Любой нательный крест не является украшением. Изначально – это различимый символ веры. Освящение его осуществляется лишь один раз. Повторное освящение возможно только тогда, когда он сильно изувечен либо попал к вам, но вы не уверены, освящён он или нет. Когда человек принимает таинство Крещения, ему вручается для ежедневного ношения нательный крест.

Армянский крестик также является христианским символом, правда, он всё же несколько отличается от православного по своей форме. Поэтому при его выборе в первую очередь нужно сосредотачивать своё внимание не на материале, из которого выполнено изделие, а на его конфигурации. В связи с тем, что нательный крестик носят вблизи сердца на груди, желательно под одеждой, он имеет ещё одно название – наперсный.

Вдобавок он является орудием защиты против зла, исцеляет и дарует жизнь. Поэтому крест, фото которого представлено ниже, нередко называют живительным, животворящим. К тому же нательный христианский символ способен защитить человека даже когда нет возможности перекреститься. К примеру, в период сна верующий пребывает под незримой защитой Бога, поэтому этот предмет не желательно снимать даже во время купания, а в бане можно надеть крестик, изготовленный из дерева.

Безмолвный свидетель веры

Вдобавок нательный крестик — это безмолвный свидетель. Он говорит о том, что носящий его является прямым последователем Иисуса. Именно поэтому грех лежит на тех, кто носит крестик в качестве украшения, не являясь при этом приверженцем Церкви. Осмысленное ношение нательного знака — это бессловесная молитва Всевышнему.

Крест Христов способен защитить, даже если обладатель не просил о помощи. Однако Сила Господа действует не безоговорочно! Человек обязан жить праведной, духовной жизнью, подчиняясь заповедям. Исключительно в этом случае человек может рассчитывать на поддержку Бога, избавляя себя от соблазнов, грехов.

Хачкар — это доказательство преданности Богу

Исторические события, произошедшие в 301 году, подтверждают, что армянский народ первым принял христианство. С той поры, невзирая на угнетения и гонения, он не изменил своей вере. Даже невзирая на резню, случившуюся на религиозной почве в 1915 году, получившую название армянский геноцид. Позднее вопрос веры и преданности возник повторно в Нагорном Карабахе.

Народ Армении отчётливо показал своё нежелание быть завоеванным, и уж тем более кому-либо прислуживать. Поэтому с уверенностью можно сказать, что армяне много выстрадали, доказав этим своё расположение к Богу. В подтверждение серьёзности намерений и устойчивости в своих позициях, армяне устанавливали по всей территории страны характерные архитектурные строения, названные Хачкар.

Армянский крест (хачкар) — это каменная стела, с вырезанным крестом в центре. Все работы, связанные с оформлением плиты и самого символа выполнялись без каких-либо установленных правил. Подобный навык для армян — это своеобразный способ выявления своей набожности, некая отдушина и что-то исключительно своё. Кстати, хачкары никогда, нигде и никем не устанавливались, кроме них. По всей Армении насчитывают десятки тысяч образцов и каждый украшен индивидуальным орнаментом.

Каменная надёжность креста

Обращённые в христианство армяне придумали совершенно уникальный способ воздвижения религиозных знаков. Ранее армянские кресты устанавливались в виде деревянных сооружений, которые за считаные секунды могли уничтожить лютые ненавистники христианства. Тогда было решено использовать вместо дерева камень. Камень сжечь невозможно – чтобы разрушить плиту понадобится и фанатизм, и гигантские усилия.

Хачкар может быть воздвигнут не только на могиле – также он может быть установлен в честь какого-то значительного события. К примеру, рождение желанного чада, победа над врагом, исцеление больного или просто как символ веры, вблизи придорожного, горного родника. Искусных камнерезов называют варпеты. В изготовлении камня-креста используется базальт, окаменевшая вулканическая лава или туф.

Изготовление хачкара

Естественно, первые хачкары никак особо не украшались, они не были похожи на произведение искусства. В каменной стеле просто вырезали крест. Впрочем, позднее армянские умельцы стали подходить к работе творчески, в связи с чем принято разделять ранние и поздние хачкары. Самые древние из сохранившихся изделий датируются XIX–X столетиями. Фактически все известные хачкары выполнены из лёгкого, пористого туфа.

Вблизи селения Норадуз имеется самое обширное кладбище, вмещающее множество крестов позднего периода, на которых изображено целое тысячелетие. Перед изготовлением плиты мастер долго подбирает породу, предназначавшуюся также и для её основания. Затем он длительное время работает над масштабами камня. Самая сложная работа заключается в художественном оформлении будущего хачкара.

Что такое хачкар?

Резные армянские кресты – это не распятие, а практически дерево мира. Он весь усыпан изящнейшими узорами, орнаментами. Изображение креста похоже на цветущее дерево как образ новой жизни. Практически всегда под крестом находится круг, олицетворяющий солнце, жизненный круговорот, гармонию. В древние времена изображали пару птиц в основном голубей. Это символ Святого Духа, бессмертия.

Вся площадь между главными образами насыщена геометрическими фигурами. В них вплетены растительные орнаменты, преимущественно гранат, виноградная лоза. Порой узоры были настолько миниатюрными, что умельцы нередко вместо резца пользовались иглой. В этом случае мастер уже не вырезал, а писал по камню. Песня, отображённая в камне, передаётся от одного поколения к другому по сей день. Мастерство создания хачкаров было внесено ЮНЕСКО в список культурного наследия в 2010 году.

Величественный Цасум

Множество туристов, да и сами армяне, приезжают к хачкарам, как к подлинному памятнику, исцеляющей или направляющей силе. К таким принадлежит и Цасум. В переводе с армянского языка это название дословно обозначает «ярость». Считается, что Цасум усмиряет всечеловеческие бедствия, от которых страдают люди.

У каждого хачкара существует своя легенда, история. В Армении крайне популярны кресты, установленные в честь погибших за Родину героев или влюблённых, вынужденных расстаться из-за классового неравенства.

Источник: https://autogear.ru/article/253174/armyanskie-krestyi-religioznyie-simvolyi/

Главные отличия русского православного крестика от католического, армянского и креста староверов

Как называется армянский крест

Православный нательный крестик верующие носили не с самого начала христианства – в первые века зарождения веры его заменяли медальоны с изображением распятия. Как христианский символ, крест на шеях людей появился лишь в IV веке. Несмотря на то, что крест – единый знак христианства, различия в значениях смысла в зависимости от течений все же существуют.

Отличия католического крестика

Крест католиков не схож с православным как канонической трактовкой, так и формой. У западных христиан в почете крест-четырехконечник с превосходящей по размерам горизонтальную перемычку вертикальной перекладиной.

У католиков фигура Иисуса Христа на кресте либо отсутствует вообще, либо показана в другой интерпретации, где тело мученика уже провисло, голова поникла и остались следы крови. Православие же, наоборот, показывает Христа как олицетворение торжества Божественного начала над смертью. С фигурой Спасителя связаны и другие отличия, такие как количество гвоздей в теле или положение кистей.

Также легко распознать католический крестик по латинской надписи «INRI» над головой Христа и отсутствию слов «Спаси и сохрани» на оборотной стороне.

Отличия армянского крестика

Оригинальностью религиозной трактовки от христианского знака разнится и армянский крест. Благодаря исключительности использования растительных элементов, его трудно спутать с каким-либо другим. Отказавшись от помещения изможденного тела Христа и христограмм, армяне преобразили инструмент пытки в символ возрождения.

Квадратные или вытянутые по форме кресты обильно украшены резными фигурами. Это и лучи, отходящие от самого центра и образующие «хвост ласточки», и множество декоративных нюансов, и ленты с виноградными лозами. Именно поэтому именовать крест иначе как «Цветущий» нельзя и иногда даже неуместно.

Отличия «староверского» крестика

Староверы исповедуют православие в его исконном и первозданном виде и признают исключительно восьмиконечник, допустимо вписанный в четырехконечник. В отличие от католиков, которые могут «изобразить» тело Христа, староверы никогда не помещают святой облик на свои тельники. Так крест переходит в разряд икон, а икону, по их верованиям, очень нежелательно убирать от глаз. В то время как крестик демонстрировать на людях нельзя.

Более того, воспоминание о распятии в использовании погибшего или еще живого тела Спасителя староверы причисляют к повторному распятию. Точно так же на коротенькой перекладине-титло вместо слов убийц святого «IHHI» чертится «ЦРЪ СЛВЫ», что обозначает «Царь Славы».

Традиционно на старообрядческом кресте помещаются и «ІС», «ХС», а лишь на некоторых, именуемых «Голгофскими крестами», можно увидеть холм с черепом и надписи «ГГ», «ГА» и «МЛР Б». Обратная же сторона не демонстрирует «Спаси и сохрани», зато обязательным элементом на ней считаются молитва и слова тропаря.

На определенном этапе своей истории христианство поделилось на множество разнообразных течений и направлений. Причем отличия можно наблюдать не только во внешнем образе и смысле нательных крестов.

Источник: https://project-splash.com/glavnye-otlichiya-russkogo-pravoslavnogo-krestika-ot-katolicheskogo-armyanskogo-i-kresta-staroverov/

Символы земли Араратской, или Как безошибочно узнать Армению

Как называется армянский крест

Каждая страна по-своему уникальна и обладает целым набором символов, которые подчеркивают ее неповторимость. И Армения в этом смысле – не исключение. О десяти наиболее ярких символах «страны камней» читайте в материале Sputnik Армения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется главная книга в буддизме

У одних Армения ассоциируется со старинными храмами, у других – с самобытной культурой, у третьих – с блюдами национальной кухни. Но есть символы, которые и для местных жителей, и для иностранных гостей связаны исключительно с землей Араратской.

Хачкар

Это уникальный вид архитектурных памятников. Хачкар (в переводе с армянского «хач» означает «крест», а «кар» – «камень») представляет собой каменную стелу с резным изображением креста.

«Вот Армения – это кино»: о чем Андрей Битов предупреждал желающих приехать в Ереван>>

Эти памятники отличаются изысканностью кружевных орнаментов. Крест-камни можно встретить только в тех местах, где проживали или проживают армяне. Как правило, ими украшают культовые сооружения, а также устанавливают на могилах.

Sputnik / Nelli Danielyan

Хачкары

Аревахач

Аревахач (в переводе с армянского языка «арев» – «солнце», а «хач» – «крест») называют еще армянским Колесом вечности. Это один из самых древних и важных армянских символов. Зачастую его изображали внутри шестиконечной звезды (несмотря на то, что сегодня гексаграмму ассоциируют с еврейским символом – звездой Давида, армяне на протяжении всей своей истории использовали ее в искусстве, архитектуре, при изготовлении украшений). Аревахач можно часто увидеть на фасадах церквей.

Photo : public domain / Aschroet

Аревахач

Арарат

Арарат – это, пожалуй, один из самых известных символов Армении. Несмотря на то, что сейчас гора находится в Турции, территорию вокруг Арарата испокон веков населяли армяне. Двойную вершину горы, где, согласно библейской легенде, остановился Ноев Ковчег, изображали на своих полотнах многие известные художники. Сегодня образ Арарата можно встретить повсюду, начиная от герба страны и закачивая сувенирами и футболками.

Sputnik / Asatur Yesayants

Гора Арарат

Абрикос

Абрикос еще называют «армянским яблоком», а его научное название – Prúnus armeníaca. Именно Армения считается родиной этого вкуснейшего фрукта. Абрикосовые сады издревле возделывались на Армянском нагорье. Сегодня в стране выращивают около 50 сортов абрикоса, а вкус и высокое качество этих плодов ценятся жителями многих стран мира.

Sputnik / Аram Nersesyan

Абрикосы

Дудук

Музыкальный инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева, в Армении также известен как циранапох, то есть «абрикосовая дудочка» или «душа абрикосового дерева». Под таким названием этот музыкальный инструмент упоминал еще армянский историк V века Мовсес Хоренаци. Изображения дудука можно увидеть во многих армянских средневековых рукописях.

«Внук Мандельштама», или Почему в Армении все первое, в крайнем случае — второе>>

Игра на дудуке – неотъемлемая часть культурной жизни армянского народа. На протяжении веков музыканты играли на дудуке во время важных событий, народных торжеств, а также на свадьбах и похоронах. В 2005 году музыка дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Sputnik / Armen Hakobyan

Павильон дудука на ярмарке Вернисаж в Ереване

Коньяк

Еще один национальный бренд – это коньяк. Армянские коньяки в советские времена занимали призовые места и получили известность во многих странах мира. Немалую роль в популяризации армянского коньяка сыграла также знаменитая история о том, что его высоко ценил британский премьер сэр Уинстон Черчилль.

Sputnik / Asatur Yesayants

Бочки с армянским коньяком

Тутовка

Если армянский коньяк известен почти на весь мир, то о тутовке (или тутовой водке), которую перегоняют из плодов шелковицы, знают немногие иностранцы – то есть в основном те, кому довелось хотя бы однажды ее попробовать. Но это не мешает тутовке крепостью 45-80 градусов занимать почетное место среди других армянских напитков. Лидером по производству тутовой водки традиционно считается Карабах.

Sputnik / Aram Nersesyan ,

Тутовая водка

Гранат

Это один из наиболее узнаваемых символов Армении. Он олицетворяет плодородие и удачу. Гранат – очень распространенный орнамент, его часто использовали резчики по камню. На средневековых миниатюрах также нередко можно увидеть этот плод. В Армении в любой сувенирной лавке есть целый ассортимент изделий в форме граната, выполненных из самых разных материалов – от стекла до серебра.

Кстати, одним из шедевров армянского кинематографа считается фильм Сергея Параджанова «Цвет граната».

Sputnik / Andranik Ghazaryan

Гранаты

Ковер

Армянское ковроткачество имеет столь же древнее происхождение, что и резьба по камню или гончарное дело. По мнению доктора искусствоведения Волькмара Ганцхорна, восточный ковер – наследие древних цивилизаций Армянского нагорья, лежащего на перекрестках древнейших торговых путей между западом, севером и югом.

Армения – страна чудес, или Одними шашлыками туристов не заманишь>>

Традиционно в Армении коврами устилают полы, покрывают внутренние стены домов, диваны, сундуки, а также алтари в церквях. Банкир и купец Франческо Бальдуччи Пеголотти, живший в начале XIV века, отмечал, что с 1274 по 1330 год ковры завозились во Флоренцию из армянских городов Айас и Сис.

Sputnik / Aram Nersesyan

Армянские ковры

Виноград

Согласно легенде, сойдя с Ковчега, Ной посадил у подножья Арарата виноградную лозу. Считается, что именно с тех пор на армянской земле выращивают виноград.

О древности этого занятия свидетельствует еще и то, что в пещерах Арени в ходе археологических раскопок была найдена винодельня, которой более 6 тысяч лет.

В частности, археологи нашли косточки винограда, виноградные лозы, а также приспособления для производства и хранения вина. Кстати, известное блюдо армянской национальной кухни – толма, готовится с использованием виноградных листьев.

Sputnik / Aram Nersesyan

Виноград

Источник: https://ru.armeniasputnik.am/society/20191122/21177418/Simvoly-zemli-Araratskoy-ili-Kak-bezoshibochno-uznat-Armeniyu.html

Православный символ России

Русский православный крест, именуемый не иначе, как Крест Лазаря или Восточный, состоит из восьми окончаний. Верхняя перекладина называется «титулус», там указывалось имя казнённого. Перекошенная перекладина, расположенная снизу, представляет подставку для ног.

Впрочем, в России довольно часто они встречаются и на верхушках куполов, и на главах церквей, и при этом имеют значительные отличия от вышеописанного. В основание креста заключена фигура, по форме напоминающая ладью или полумесяц.

Существует множество версий, трактующих значение символа, но все они крайне далеки от правды.

Армянская Церковь — история, обычаи, отличия от Православия | Православиум

Рубрика: Основы веры

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь.

Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам.

Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую.

Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы.

А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной.

В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями.

Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Армянская Церковь и Православие

Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших  одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная. 

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также  характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

Святой Никита Стифат писал:

“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси  всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

Источник: https://pravoslavium.ru/armyanskaya-cerkov-istoriya-obychai-otlichiya-ot-pravoslaviya/

Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом.

Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением.

С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

  1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
  2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
  3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
  4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
  5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
  6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
  7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
  8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
  9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
  10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Каким образом загорается Благодатный огонь

Взаимоотношения церквей

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1178349968256928285/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-otlichie-ot-pravoslavnoj-osnovnye-aspekty/

Католический, армянский и «староверский»: чем эти нательные крестики отличаются от православного

Нательный крестик является одним из олицетворений христианства, который признается всеми церквями, принадлежащими лону данной религии.

Предназначенный для ношения людьми, принявшими таинство Крещения, этот Символ Веры после казни Христа превратился из орудия убийства в знамение победы добра над злом.

Наделенный общим символическим смыслом, крест в разных течениях христианства обладает своими особенностями, а потому православное распятие довольно легко отличить от католического, армянского и староверского образца.

Католический нательный крестик

Католический нательный крестик не походит на православное распятие не только по форме, но и по канонической трактовке. По свидетельству иеромонаха Адриана (Пашина), западные христиане почитают четырехконечный крест, в котором вертикальная перекладина превосходит по размерам горизонтальную перемычку.

Впервые подобный вытянутый крест был обнаружен на фресках, которыми в III веке украшали стены римских катакомб христиане, укрывавшиеся от преследования языческих властей.

Кроме того, на нательном католическом Символе Веры допускается отсутствие фигуры Спасителя, но если она все же присутствует, то не отвечает канонам православной церкви.

Юрий Федоров, занимающийся исследованием истории Креста, замечает, что существенное отличие заключается в том, что католики изображают на кресте измученного страданиями мертвого Христа с провисшим телом, поникшей головой, со следами крови на лбу от тернового венка, в области ребер от копья, на ладонях и ступнях от гвоздей. С точки зрения православия, правомерным является распятие с образом живого Спасителя, олицетворяющего торжество его Божественного начала, победившего смерть.

Важнейшую роль играет количество гвоздей, которыми тело Иисуса было пригвождено к кресту. В католицизме принято считать, что их было три: два понадобились, чтобы прибить кисти, а один потребовался, чтобы пробить положенные друг на друга ступни.

Свою правоту латиняне объясняют тем, что в Ватикане хранятся все гвозди с креста Христа и их всего три, а также тем, что отпечаток на Туринской плащанице явствует о том, что ноги казненного были скрещены.

В православии считается, что каждая нога Спасителя была прибита отдельным гвоздем, а значит, их реальное число четыре, тем более что именно такое их количество было впоследствии обнаружено царицей Еленой на горе Голгофа.

Кроме того, на католическом распятии кисти у Спасителя могут быть сжаты в кулак. Это не допускается в православии, где, по объяснению игумена Луки, они обязательно должны быть раскрыты как символ того, что Сын Божий принимает всех обратившихся к нему в свои объятья.

Узнать католическое распятие можно также по надписи, расположенной над головой Христа. Обычно, когда казнили преступника, на этом месте висела табличка — титло с указанием правонарушения, за которое он приговаривался к смерти.

На дощечке, предназначенной для Спасителя, за отсутствием состава преступления Понтий Пилат приказал сделать надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский», которая впоследствии превратилась в христограмму. На православных крестах эта фраза записывались на церковно-славянском языке, поэтому в сокращении выглядела как «IHHI», а на католических распятиях использовали латинское начертание «INRI».

Священник Константин Слепинин обращает внимание, что на оборотной стороне католического креста надписей нет, в то время как на православном распятии всегда начертаны слова: «Спаси и сохрани».

Армянский нательный крест

Художественной самобытностью и оригинальной религиозной трактовкой от своих христианских собратьев отличается армянский крест. В своей работе «Символика армянской апостольской церкви» Лаура Дунамалян утверждает, что его нельзя спутать ни с одним другим, поскольку в его изображении используются исключительно растительные элементы. Превратив Крест из орудия пытки в Животворящий символ, армяне отказались от помещения на него фигуры страдающего Христа и христограмм.

Обильно украшенный резными элементами, данный крест чаще всего имеет вытянутую форму из-за более длинной вертикальной перекладины, но встречаются и такие, которые в виду равнозначности всех его сторон напоминают собой квадрат. Все лучи армянского креста, отходя от центра, расширяются и расщепляются в так называемый «ласточкин хвост», увенчанный искусными декоративными нюансами.

Обрамленный лентами, виноградными лозами и ветками, крест апостольской церкви иначе именуется «Цветущим».

Нательный крестик староверов

Староверы, исповедующие православие в его исконном дореформенном виде, единственно полноценным признают восьмиконечный крест, который допустимо вписывать внутрь четырехконечного.

Отвергая допустимые в официальной русской церкви четырехконечные и шестиконечные кресты, они доказывают свою правоту преданием, согласно которому именно такой Животворящий Символ Веры был обнаружен равноапостольной царицей Еленой, искавшей на горе Голгофа реликвии Страстей Христовых.

Игумен Серапион (Митько) отмечает, что староверы никогда не помещают на нательный крест, именуемый тельником, образ Спасителя, поскольку считают, что его изображение превращает крест в икону, которую, по их убеждениям, нельзя прятать от глаз, в то время как нательный крестик запрещено выставлять напоказ.

Кроме того, для них крест сам по себе является символом распятия — прикрепляя на него фигуру Христа, православные распинают его во второй раз. На староверском кресте присутствует характерная для православного Символа Веры верхняя коротенькая перекладина-титло, только вместо «IHHI» на ней бывает начертано «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), поскольку раскольники считают неприемлемым писать на кресте слова, принадлежавшие убийце Христа.

Кроме того, на характерном для данного религиозного течения кресте имеется косая нижняя перекладина, называемая мерилом праведности.

Поднятая вверх левая сторона планки по преданию указывает на казненного одновременно с Христом и раскаявшегося в своих грехах преступника, попавшего в рай, а направленная вниз правая половинка намекает на разбойника, отказавшегося принимать Божью благодать и оказавшегося за это в аду.

Искусствовед Светлана Гнутова констатирует, что на старообрядческом кресте традиционно помещаются символические надписи: «ІС» и «ХС» располагаются по разные стороны средней перекладины и обозначают имя Иисуса Христа, «Ника» («Победитель») или «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») начерчивается под центральной горизонталью.

На некоторых старообрядческих тельниках, называемых «Голгофский крест», восьмиконечный крест водружен на холмик с черепом, обозначенные буквами «Г Г», «Г А», «М Л Р Б». Эти изображения символизируют гору Голгофу, голову Адама, похороненную на ней, и «место лобное распят бысть» Христос. Данные знаки напоминают о том, что Спаситель своей кровью искупил первородный грех Адама и Евы, подарив людям надежду на вечную жизнь.

И тут же представлены вырастающие из Голгофы и помеченные литерами «К» и «Т» копье и трость с губкой, которыми истязали Спасителя. Интересен тот факт, что у староверов существуют женские и мужские модификации нательных крестов, отличающихся внешними очертаниями.

Мужской тельник может быть как сугубо восьмиконечным, так и восьмиконечным, вписанным в строго очерченный четырехконечный крест, в то время как женский Символ Веры чаще всего представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на пластину в форме лепестка.

Обязательным элементом любого староверского креста является помещаемая на обратной стороне тельника молитва: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его » или слова тропаря «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Слов «Спаси и сохрани», как на православном кресте, на нем нет.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/87577-katolicheskiy-armyanskiy-i-starovers.html

Якорный крест

Подлинная история происхождения была раскрыта в журнале «Душеполезное чтение», изданного ещё в 1861 году. Рассматриваемый нами предмет — это рудимент Якорного креста. Эта форма к нам дошла ещё с раннехристианских времён. Христиане изображали подобные кресты и в катакомбных церквях на стенах. К примеру, в языческих обрядах якорь служил символом безопасной пристани, а применительно к государственной жизни обозначал стабильность и процветание.

Для христиан якорь символизирует защищённость, несокрушимость, надежду. В частности, святой Павел в его «Послании к евреям» отметил, что надежда является для души своеобразным якорем. Иногда подобный крест изображали с двумя рыбами, свисающими с поперечной перекладины или одиноким дельфином.

Итак, по своей конфигурации якорь, сопоставим с рыбой, и является символом древнего христианства. Его форма определённо напоминает армянский, увитый растительностью крест. Фото, изображающее традиционный символ христианства, отчётливо это показывает.

Если учесть, что предшественником якоря был увесистый камень, тогда происхождение армянского хачкара открывает свою суть ещё глубже. Дело в том, что по-армянски слово «хачкар» дословно звучит, как «крест-камень», что передаёт внешнюю форму твердых изваяний.

Это некое подобие Якорного креста, стоящего на несокрушимой скале или воплощённого в нём, и представляющего веру в Спасителя.

Особенности нательного крестика

Любой нательный крест не является украшением. Изначально – это различимый символ веры. Освящение его осуществляется лишь один раз. Повторное освящение возможно только тогда, когда он сильно изувечен либо попал к вам, но вы не уверены, освящён он или нет. Когда человек принимает таинство Крещения, ему вручается для ежедневного ношения нательный крест.

Армянский крестик также является христианским символом, правда, он всё же несколько отличается от православного по своей форме. Поэтому при его выборе в первую очередь нужно сосредотачивать своё внимание не на материале, из которого выполнено изделие, а на его конфигурации. В связи с тем, что нательный крестик носят вблизи сердца на груди, желательно под одеждой, он имеет ещё одно название – наперсный.

Вдобавок он является орудием защиты против зла, исцеляет и дарует жизнь. Поэтому крест, фото которого представлено ниже, нередко называют живительным, животворящим. К тому же нательный христианский символ способен защитить человека даже когда нет возможности перекреститься. К примеру, в период сна верующий пребывает под незримой защитой Бога, поэтому этот предмет не желательно снимать даже во время купания, а в бане можно надеть крестик, изготовленный из дерева.

Хачкар — это доказательство преданности Богу

Исторические события, произошедшие в 301 году, подтверждают, что армянский народ первым принял христианство. С той поры, невзирая на угнетения и гонения, он не изменил своей вере. Даже невзирая на резню, случившуюся на религиозной почве в 1915 году, получившую название армянский геноцид. Позднее вопрос веры и преданности возник повторно в Нагорном Карабахе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли хранить святую воду в холодильнике

Народ Армении отчётливо показал своё нежелание быть завоеванным, и уж тем более кому-либо прислуживать. Поэтому с уверенностью можно сказать, что армяне много выстрадали, доказав этим своё расположение к Богу. В подтверждение серьёзности намерений и устойчивости в своих позициях, армяне устанавливали по всей территории страны характерные архитектурные строения, названные Хачкар.

Армянский крест (хачкар) — это каменная стела, с вырезанным крестом в центре. Все работы, связанные с оформлением плиты и самого символа выполнялись без каких-либо установленных правил. Подобный навык для армян — это своеобразный способ выявления своей набожности, некая отдушина и что-то исключительно своё. Кстати, хачкары никогда, нигде и никем не устанавливались, кроме них. По всей Армении насчитывают десятки тысяч образцов и каждый украшен индивидуальным орнаментом.

Изготовление хачкара

Естественно, первые хачкары никак особо не украшались, они не были похожи на произведение искусства. В каменной стеле просто вырезали крест. Впрочем, позднее армянские умельцы стали подходить к работе творчески, в связи с чем принято разделять ранние и поздние хачкары. Самые древние из сохранившихся изделий датируются XIX–X столетиями. Фактически все известные хачкары выполнены из лёгкого, пористого туфа.

Вблизи селения Норадуз имеется самое обширное кладбище, вмещающее множество крестов позднего периода, на которых изображено целое тысячелетие. Перед изготовлением плиты мастер долго подбирает породу, предназначавшуюся также и для её основания. Затем он длительное время работает над масштабами камня. Самая сложная работа заключается в художественном оформлении будущего хачкара.

Величественный Цасум

Множество туристов, да и сами армяне, приезжают к хачкарам, как к подлинному памятнику, исцеляющей или направляющей силе. К таким принадлежит и Цасум. В переводе с армянского языка это название дословно обозначает «ярость». Считается, что Цасум усмиряет всечеловеческие бедствия, от которых страдают люди.

У каждого хачкара существует своя легенда, история. В Армении крайне популярны кресты, установленные в честь погибших за Родину героев или влюблённых, вынужденных расстаться из-за классового неравенства.

Источник: https://monateka.com/article/47964/

10 символов, по которым можно узнать Армению

10 символов, по которым можно узнать Армению

с разрешения проекта 100 LIVES.

Как выглядит армянский хачкар, что означают цвета армянского флага, почему армяне любят гранаты и кто может читать хазы – рассказываем о 10 визуальных образах, которые наиболее часто ассоциируются с Арменией.

Встречающийся повсеместно – от резьбы на древних церквях до современных эмблем и логотипов компаний – армянский знак вечности – один из значимых символов в культуре Армении. Считается, что он также обозначает солнце.

Вероятно, самый яркий из всех существующих армянских символов, сыгравший главную роль в формировании идентичности армянского народа. Согласно преданию, 36 букв армянского алфавита были дарованы Месропу Маштоцу самим Богом. Эти буквы используются с V века нашей эры практически без изменений. 

Когда большинство людей думают о знаках, отображающих музыку на письме, они представляют нотную бумагу с прочерченными линиями и музыкальными ключами. Однако у армян была собственная система нотной записи под названием «хазы», которая со временем стала настолько сложной, что люди забыли, как правильно ее читать. Позднее систему хаз упростили и вернули к жизни и до сих пор преподают в Армении в качестве одного из типов нотной записи.

Армянские каменные кресты, вырезанные из туфа, отличаются изысканностью кружевных орнаментов. Исторически эти хачкары – а именно так они называются по-армянски – украшали могилы на кладбищах, но также использовались (и используются) для декорирования религиозных и культурных объектов.  

Хотя шестиконечная звезда обычно ассоциируется с иудаизмом, она часто встречается в старинной армянской резьбе на хачкарах и церковных барельефах. В центре такой звезды находится колесо вечности. 

За время своего существования армянский флаг претерпел множество изменений. Существует теория, что флаг Республики Армения был разработан священником Гевондом Алишаном, который создал его прототип в XIX веке. Современный флаг – прямой преемник флага Первой Республики 1918–1921 годов. Три цвета – красный, синий и оранжевый – согласно Конституции Армении, означают следующее: 

«Красный цвет символизирует Армянское нагорье, постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость Армении. Синий цвет – стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый – созидательный талант и трудолюбие армянского народа».

Как же красив его яркий цвет, геометрический узор и загадочные символы! Этот традиционный вид искусства распространился по всему Армянскому нагорью, и хотя у всех армянских ковров есть стилистическое сходство, жители сел в разных районах страны создавали рисунки, характерные для каждого отдельного региона. Особенно славятся армянские ковры из Арцаха. 

Гора Арарат, изображения которой встречаются повсюду – от герба Армении до маек сборной страны по футболу, – один из самых узнаваемых символов армянской культуры. Это фундамент, на котором выросла армянская нация, место, куда, согласно Библии, причалил Ноев ковчег. Двойная вершина горы Арарат – неотъемлемая часть всего армянского. 

9. ГРАНАТ

Символ плодородия, процветания и удачи, обладающий неповторимым вкусом гранат используется в качестве знака армянской культуры повсеместно – от поделок до произведений искусства. Известный режиссер Сергей Параджанов даже назвал свой фильм об армянском поэте Саят-Нове «Цвет граната».

10. ГЕРБ

Орел и лев фигурировали на стандартах армянских династий на протяжении нескольких тысячелетий. В центре изображения – щит с гербами четырех армянских династий и горой Арарат посередине, внизу находятся еще пять элементов: меч, разорванная цепь, пшеничные колосья, лента и перья. Они обозначают силу, независимость, трудолюбие, интеллект и культурное наследие армянского народа.

 

Источник: https://justdilijanit.org/bannerclick/2

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Когда начинается следующий пост

Закрыть