Где находятся мощи Алексия 2

Алексий патриарх московский — биография

Где находятся мощи Алексия 2

В декабре 2008 г. трагическая новость облетела всю страну. Русская Православная Церковь лишилась своего предстоятеля — в тот день ушел из жизни Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это был всеми любимый, светлый и принципиальный человек.

Детство и юные годы

Происходил Алеша Ридигер из немецкого дворянского рода, представители которого давно поселились в России и приняли православную веру. Ее по праву он считал родной, ведь отец мальчика был священнослужителем. Благочестивые родители часто привозили сына в Валаамский монастырь, где он начал помогать в алтаре. Уже тогда Алексей захотел отдать жизнь на служение Богу.

Окончив семинарию, талантливый юноша стал студентом Ленинградской духовной академии. В это же время начал служение священником в небольшом городке. Уже через несколько лет стал благочинным в Таллинской епархии. В 1959 г. принимает монашеский сан с тем же именем. Уже через 2 года будущий Патриарх Московский Алексий возводится в сан епископа.

Общественное служение и церковная карьера

С этого времени начинается его работа в составе многочисленных комитетов и делегаций. Епископ был сторонником того, что все христианские церкви мира должны действовать сообща, а не разделяться под разными предлогами.

Вскоре сменилось руководство в Патриархии и биография Патрирха Алексия сделала новый виток. Его заметили, стали поручать все более ответственные дела. В 1964 г. Ридигер становится архиепископом и заместителем председателя ОВЦС, затем — Управляющим делами Патриархии. Через 4 года получает сан митрополита. Не оставляет и научной деятельности, защищает докторскую диссертацию по богословию.

Талантливый митрополит возводится сначала на Таллинскую, затем на Ленинградскую кафедру. Благодаря его усилиям церкви монахи вернулись на Валаам, открылся женский монастырь в Санкт-Петербурге. В 1989 г. становится народным депутатом СССР и начинает политическую деятельность. В следующем году умирает патриарх, и Алексий Ридигер становится Патриархом Московским и всея Руси.

Во главе церкви

Не все одинаково оценивают период РПЦ, когда ей руководил Алексий II (длился он 18 лет).

  • Стал редко созываться Поместный собор.
  • Церковь стала претендовать на «каноническую территорию».
  • Возросло количество храмов, монастырей, поставлялось много духовенства, но количество прихожан росло не так быстро.
  • Выросло влияние экуменизма, что резко критиковалось частью духовенства.
  • В то же время обострились отношения с Римом и Константинополем.

Неоднозначную реакцию вызывали в мире речи Патриарха Алексия, хотя они и были направлены на сохранение традиционных нравственных ценностей нашей страны. Например, на Совете Европы предстоятель РПЦ заявил, что гомосексуализм является болезнью, которую необходимо лечить, а падение морали может вызвать гибель цивилизации.

Смерть Патриарха

Земной путь Патриарх Алексий окончил в своей резиденции в Переделкино. Злопыхатели сразу стали распространять слухи, что он якобы был убит, но доказательств этому нет. Официальная причина — сердечная недостаточность. До этого случалось уже несколько инфарктов, инсульт.

Прощание с Пастырем было организовано в Храме Христа Спасителя, люди шли с утра до ночи нескончаемым потоком. Тело затем перевезли в Елоховский собор, где и находится могила Патриарха Алексия. В своем интервью незадолго до смерти, сам Ритигер сказал, что ему пришлось строить совершенно новые отношения между Церковью и государственными структурами.

Вопрос о канонизации святейшего пока не стоит, поскольку для этого должно пройти несколько десятков лет со дня смерти кандидата. Его жизнь подвергается изучению, собираются материалы и свидетельства.

Алексий патриарх московский — биография was last modified: 7 июня, 2017 by Bogolub Читайте далее:

Источник: https://bogolub.info/aleksij-patriarx-moskovskij-biografiya/

Патриарх Алексий

Где находятся мощи Алексия 2

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Имя Алексия II Патриарха Московского занимает прочное место в церковной науке. Еще до Первосвятительского престола он опубликовал более 150 работа на церковно-исторические и богословские темы. Он стал пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви и получил почетное звание Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Детские годы патриарха

В миру он — Алексей Михайлович Ридигер. Был рожден 23 февраля 1929 года в эстонском городе Таллинне. Семья будущего Патриарха была глубоко верующей. Отец Алексея, Ридигер Михаил Александрович, был уроженцем Санкт-Петербурга и происходил от старинного петербургского семейства. Мать Святого, Писарева Елена Иосифовна, была эстонкой.

В довоенной Европе жизнь русских семей. которые эмигрировали с родины, была не очень обеспеченной. Но хотя материальная жизнь была скудной, это не помешало Святейшему развиваться культурно.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Икона Марии Магдалины в чем помогает

Мальчик с юных лет стремился к богослужению. В семье Первосвятителя всегда царил дух православной церковности. Всегда считалось, что храм и семья — это неотделимая часть. Именно поэтому для молодого Алексея не было вопроса о выборе пути по жизни.

В возрасте шести лет мальчик совершил свои первые сознательные шаги в православном храме. Он выступил помощником священника, разливая священную воду. Тогда он точно решил, что когда вырастет, станет священнослужителем.

Юность Алексея II Патриарха Московского

Святейший с юных лет стал прислуживать в церкви. В 15 лет он стал иподиаконом в епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллиннского. В 1945 году Алексей стал ризничим и алтарником в местном соборе. Через несколько лет он поступил в духовную семинарию Санкт-Петербурга. А через пять лет стал настоятелем Богоявленского монастыря в Йыхви. В 1957 году его также назначили настоятелем Успенского собора. В течение года он служил в двух монастырях.

Епископское и патриархальное служение Святейшего Патриарха Алексия II

В возрасте 32 лет Святейший принял монашеский постриг. В этом же году было принято постановление о присуждении звания Эстонского и Таллиннского епископа Алексию Ридигеру. Так он стал управляющим Рижской епархией.

Время это было не легким. В коммунистической стране все больше разгорались революционные действия, которые были направлены на гонения религиозности. Это время хрущевских гонений. Правда, это не были довоенные времена, когда служителей церкви истребляли. В то время все просто обходилось клеветой на церковь в сообщениях массовой информации: газеты, радио, телевидение. Власти хотели затравить христиан, закрывая религиозные учебные заведения и храмы.

Сам Патриарх Алексий Второй об этом времени говорит так: «Только Господу известно, сколько каждому священнослужителю, который остался в Советской России, пришлось пережить в это время. Мы отстояли интересы Православной Церкви».

10 июня 1990 года был выбран пятнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

За время своего служения Святейший образовал большое количество новых епархий. Создавал новые центры церковного и духовного руководства. Все это способствовало оживлению религийно-церковной жизни. Также он постоянно выступал с миротворческими инициативами в противостоянческих и боевых действиях на Балканах, в Молдавии, на Северном Кавказе, в Южной Осетии и Ираке.

Где похоронен Патриарх Алексий II

XV патриарх Русской православной церкви умер в светлый Рождественский пост — 5 декабря 2008 года. До своего юбилея Алексий не дожил всего два месяца. Смерть Патриарха Алексия была шоком для всего православного народа.

Сегодня верующие люди очень часто обращаются к мощам Святейшего:

  • за помощью;
  • за советом;
  • за исцелением;
  • с благодарностью.

Даже после смерти Патриарха его паломнический маршрут складывается сам собой. Многие приезжают к его месту захоронения. Он похоронен в Богоявленском соборе, который  в народе еще называют Елоховским.

Люди приходят к нему, говорят с ним, советуются, просят о чем-то или поклоняются великому Святому Человеку. Причем приходят к нему, как обычные простые люди, так и руководители, знаменитые деятели, и даже президенты.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Святейшем патриархе Московском Алексие II:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/patriarx-aleksij/

Алексий II — служение длиною в жизнь

Где находятся мощи Алексия 2

Добрый, пронзительный взор, скромная улыбка — такой патриарх Алексий II на фото.

Алексий II, патриарх Русской православной церкви

У патриарха алексия ii дворянское происхождение

Патриарх Алексий II имеет дворянские корни немецкого рода фон Ридигеров. Ридигер Алексей Михайлович – так звали будущего патриарха. Семья была верующей, отец — протоиерей. Алекий II родился в 1929 году 23 февраля в Таллине.

Биография патриарха Алексия 2 имеет один странный эпизод. Есть версия, что в свидетельстве о рождении Алексия II указано имя Абрам Моисеевич Ридигер. Якобы фотография этого свидетельства о рождении была в какой-то эстонской газете.

Но эта версия официально не подтверждена.

С раннего детства мальчик хотел стать священником, с удовольствием служил алтарником. В пятнадцать лет, после окончания богословских курсов, был рукоположен как иподиакон. Служил архиепископу Нарвскому Павлу. Затем служил в Александро-Невском соборе алтарником и ризничим, был псаломщиком в Таллиннской Казанской церкви.

Таллинский собор Александра Невского. Именно здесь патриарх Алексий II начал свое служение как алтарник

В 1947 году Алексей поступил на третий курс Ленинградской духовной семинарии. А после закончил Ленинградскую духовную академию. С этих пор начинается путь к сану святейшего патриарха.

Алеша Ридигер, патриарх в детстве

Семейная жизнь патриарха не продлилась и года

Алексей II был женат на своей однокласснице, Вере Алексеевой. Отцом ее был настоятель Александро-Невского собора. Бракосочетание произошло в апреле 1950 года. Но вскоре между молодоженами произошел разлад, и брак расторгли.

Правящий в то время митрополит Григорий дал согласие на разрыв. Этот не сложившийся союз позволил Алексею быть рукоположенным во диакона, а затем во пресвитера и стать настоятелем в Богоявленском храме, расположенном в эстонском городе Йыхве в апреле 1950 года.

До епископства Алексий II был приходским клириком, настоятелем, протоиереем

В течение трёх лет с 1950 по 1953 будущий патриарх Алексий 2 совмещал службу приходского клирика и учебу. По окончании академии за курсовую работу о Московском митрополите Филарете, Ридигер становится обладателем степени кандидата богословия.

В 1957 году Алексей служит настоятелем собора в городе Тарту.

В 1958 году он дослуживается до сана протоиерея.

В августе 1959 года протоиерей потерял мать, после чего постригся в монахи, получив имя Алексий.

Алексей Ридигер. 50-е годы

Алексий становится епископом

После Священного Синода, в августе 1961 года святейший патриарх становится епископом Таллинским и Эстонским. В то время церковь была не в лучшем положении из-за начавшихся хрущевских гонений. Молодой епископ в первые же дни столкнулся с проблемами.

Власти собирались закрыть Пюхтицкий монастырь и более тридцати приходов. Тогда Алексей идет на хитрость – он организовывает посещение монастыря представителями немецкой евангелистской церкви.

Статьи о Пюхтицком монастыре появляются в немецких газетах, советское правительство не решается закрыть обитель. Затем епископ отстоял таллинский кафедральный собор.

И продолжал бороться с атеистически настроенной властью, сохраняя церковные приходы в целостности. В это же время Алексий  занимает должность заместителя председателя в Отделе внешних церковных отношений.

24 июня 1964 года происходит возведение в сан архиепископа, а в декабре того же года назначение управляющим делами Московской епархии.

Алексий становится митрополитом

Сан митрополита епископ таллинский получил в феврале 1968 года. За время работы митрополит Алексий Московский успел многое:

  • 1971 год – проводит Поместный Собор РПЦ;
  • 1958 и 1968 годы – РПЦ празднует 50 и 60 лет возрождения патриаршества;
  • 1980 год – празднуется 1000 лет с момента Крещения Руси;
  • 1983 год – решение о восстановлении Данилова монастыря;
  • 1986 год – митрополитство в Ленинграде и Новгороде;
  • широкая международная деятельность.

Алексий II в начале пути

Алексий II становится патриархом после Пимена

До Алексия II патриарший сан занимал его святейшество Пимен. После его ухода, случившегося в 1990 году, собрали заседание Поместного собора. 10 июня прошло настолование Алексия в Богоявленском соборе. Настолование — общественное богослужение, на котором приветствуют нового епископа, и он вступает в свои права.

С этого события началась новая эпоха в жизни русской церкви. Прошло 6 Архиерейских соборов, которые помогли решить многие проблемы Русской Православной Церкви. Будучи патриархом Алексий II объездил более ста двадцати епархий для пасторского попечительства отдаленных общин. Он работал чтобы укрепить церковь.

С его благословения открылось множество духовных учебных заведений. Он ратовал за возрождение нравственности и духовности. Патриарху удалось внести миротворческие инициативы в конфликтные ситуации на Балканах,  Кавказе, в Молдавии. Именно ему удалось устроить переговоры о примирении между конфликтовавшими сторонами во время кризиса 1993 года в Российской Федерации.

Почетное место снискал патриарх Московский и всея Руси Алексий II в церковной науке. Его перу принадлежит не менее 500 работ на церковные и духовные темы. Патриарху стал доктором богословия церковных академий Дебрецена, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Праги, Сербии.

Он был профессором крупных университетов, почетным гражданином Новгорода, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Республик Мордовии и Калмыкии. Награжден орденами РПЦ и государственными наградами.

В том числе орденом Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира, Сергия Радонежского, Даниила Московского, Трудового Красного Знамени, За заслуги перед Отечеством, Дружбы народов.

Алексий Второй. Хранитель православных душ

Уход из жизни и погребение

5 декабря 2008 года — день, когда умер патриарх Алексий. Этот день он проводил в своем доме в подмосковном Переделкино.

Причина смерти патриарха Алексия II сердечная недостаточность, от которой он страдал последние годы, перенеся несколько инфарктов и инсульт.

Прощание с телом патриарха прошло в Храме Христа Спасителя с 6 по 9 декабря 2008 года. Елоховский Собор – место, где похоронен Алексий II. Дата смерти патриарха Алексия стала трагической датой в жизни многих православных россиян.

Источник: https://hranitel.club/67-aleksij-ii

Патриарх Алексий Второй

Русская православная церковь получила настоящее благословение в лице Алексия Второго, возглавившего православие земли русской в трудные переходные годы.

Патриарх Алексий Второй — Патриарх Московский и всея Руси, Богом выбранный Архипастырь для восстановления русской православной веры, епископ, академик, лауреат Государственной премии, доктор богословия.

Детские годы

23 февраля 1929 года в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой в столице Эстонии Таллине появился на свет мальчик Алеша. Его потомками были обрусевшие немецкие дворяне и эстонцы. Семья Ридигеров в свое время эмигрировала из Санкт-Петербурга в Эстонию. Михаил Александрович был священнослужителем. Семья славилась глубокой верой и благочестием, которое пустило глубокие корни в душу Алеши.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько книг входит в Библию

Патриарх Алексий II

Семейная жизнь четы Ридигеров была неотделима от церковного служения. В возрасте 6 лет маленький Алеша впервые участвовал в богослужении в качестве помощника, он разливал для прихожан святую воду во время празднования Крещения Господнего.

Стремление мальчика служить в храме, выучившего к 9-ти годам Литургию, вызывало смущение у родителей, которые успокоились после посещение Валаамских монахов. Старцы посоветовали не сдерживать мальчика в стремлении служить, если он относится к церковному служению серьезно, со всем пониманием.

Во время семейных паломнических поездок в монастыри, Псково-Печерский, Свято-Успенский, Свято-Преображенский на Валааме, Алеше Богом была дарована встреча с благословенными монахами. Особое влияние на дальнейшую жизнь отрока оказали старцы:

  • схиигумен Иоанн (Алексеев);
  • иеросхимонах Ефрем (Хробостов);
  • монах Иувиан (Красноперов).

Святые отшельника сразу почувствовали в отроке родную душу, они с радостью беседовали с ним во время паломнических поездок семьи. Через родник русской святости Валаам юный Ридигер узнал о преподобном Иоанне Кронштадтском, который был причислен к лику святых во время патриаршего служения Алексия ІІ. Допущенный прислуживать в алтаре Валаамских святынь, юноша принимает решение посвятить себя Богу и служению людям.

Церковное служение в молодости

Служение в храме стало основной частью жизни подростка. 15-летний иподиакон прислуживает во время богослужений архидиакону. Епископ Исидор и архиепископ Павел Эстонский и Таллиннский доверяют сопроводительную миссию Алексею Ридигеру.

По достижении 16 лет он назначается алтарником, ризничим в Кафедральном Таллинском храме, где служит до 1946 года

По достижении 18-летия Ленинградская православная духовная семинария, Духовная Академия в Ленинграде стали ступенями для принятия сана иерея. Священник — целибат не принял еще монашеский постриг, но дал обет безбрачия.

Алексей Ридигер, фото 1954 года

Городок Йыхвы в 1950 году стал первым местом служения рукоположенного иерея, хотя он еще заочно учился в Духовной академии, которую оканчивает в 1953 году в степени кандидата богословия.

Начало священнического пути

В 1957 году отец Алексей — настоятель Богоявленской обители собора Успения Богородицы. В 1958 году руководившего двумя монастырями протоиерея Ридигера назначают благочинным над несколькими приходами.

После смерти матери, отошедшей к Господу в светлый праздник Преображения Господнего, в 1959 году Алексей Ридигер принимает монашеский постриг с именем Алексий.

В то же год будущий Патриарх принимает постриг в мантию, принимая малую схиму, отказ от мирской жизни при полном послушании епископу и нестяжании, которое подразумевает отсутствие собственного имущества.

Интересно! В 1961 году 32-летний отец Алексий стал самым молодым архипастырем Русской Церкви, приняв рукоположение в сан епископа.

Епископ Эстонский и Таллиннский назначается в Рижскую епархию.

Трудная дорога епископства

60-е годы стали новой волной мракобесия, когда людей преследовали за посещение церковных богослужений, совершение Таинства крещения и Исповеди. Пионерия, комсомол, партия были обязательными дорогами к успешной жизни, за посещения церкви могли уволить с работы, унижать в прессе. Массово закрывались духовные образовательные заведения.

Благодаря ревностному служению верных пастырей Церковь продолжала жить, международное и межконфессионное служение Преосвященнейшего Алексия принесло свои плоды.

В 1964 году архипастырь принимает сан архиепископа, занимая вскоре пост первого заместителя Патриарха Московского. Рукоположенный в сан митрополита Ленинградского и Новгородского, владыка переводится в Ленинград, где, как и сейчас, сосредоточена церковная наука и молитвенная жизнь.

Святейший Патриарх Алексий ІІ

Митрополит Алексий приложил немало трудов для возрождения православной веры, по его настойчивым просьбам:

  • в Валаам возвращаются монахи;
  • возрождается Иоанновский женский монастырь;
  • обретаются святые мощи святого Иоанна Кронштадтского;
  • восстанавливается часовня святой Ксении Петербургской;
  • возвращаются обители, храмы и святые мощи.

Правление нового митрополита в корне изменило церковную жизнь Ленинградской кафедры. Городские власти, прежде игнорировавшие всякое общение со священнослужителями, открыли для нового владыки все двери. Правящий архиерей сломал все советские стереотипы, государственные деятели неоднократно записывались к Митрополиту Ленинградскому.

1989 год стал годом признания владыки активным государственным деятелем, народ выбрал его в народные депутаты Советского Союза.

Наряду с активной государственной деятельностью, Преосвященнейший Митрополит находит время для научной богословской деятельности, пишет и защищает докторскую диссертацию «Исследование православия в Эстонии», за что получил 12 апреля 1984 года докторский крест.

Архиерейское служение митрополита Алексия наполнено международной деятельностью, посещением конференций, он участвует, как член делегации, в Ассамблее Всемирного совета церквей. За время своего архиерейства посещает Америку, Швейцарию, Германию, Финляндию и другие страны.

Труды митрополита Алексия, посвященные работе КЕЦ, несут историческую ценность для последующих поколений.

Архиерей избирается председателем нескольких семинаров Церквей СССР, которые проходили в Пюхтицкой женской обители, он член многих миротворческих фондов, возглавляет Общество советско-индийской дружбы, член Фонда славянских культур.

В 1990 году после смерти Святейшего Патриарха Пимена Русская православная церковь встречает нового Пастыря — Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

Служение Патриарха Алексия Второго

Цель Патриаршего служения новый Предстоятель РПЦ видит в объединении всех славянских церквей и широком общественном служении.

Его святейшее служение началось с обретения мощей и перенос их на новое место святых:

  • Серафима Саровского;
  • святителя Иоасафа Белгородского;
  • Патриарха Тихона:
  • святителя Филарета Московского;
  • преподобного Максима Грека;
  • святителя Александра Свирского.

С благословением на Патриарший престол Алексия Второго Православная Церковь вступила в новый период своего развития. Деятельность Святейшего Патриарха затрагивает все сферы жизни в России и постсоветском пространстве. Он участвует в подготовке встречи нового тысячелетия и 2000-летия христианства, проводит конференции и миротворческие форумы.

Служение Алексия ІІ в храме Христа Спасителя, Москва

Помимо посещения церкви и монастыри в русской епархии и за границей, Святейший Алексий ІІ возглавляет выпуск «Православной энциклопедии», благотворительный фонд примирения и согласия, участвует в попечительном совете военного фонда.

Многие страны мира публикуют его работы на самые разнообразные темы, как богословские, так исторические и миротворческие.

Пять раз он был председателем заседания Священного синода. В открытии духовных семинарий, академий, церковноприходских школ Патриарх видел необходимость формирования нового поколения священнослужителей для укрепления православной веры на Руси.

Важно! Придерживаясь принципа невмешательства власти и Церкви, патриарх выступал за новые взаимоотношения между ними на основах душеспасительства.

Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты. Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь.

Патриарх Алексий на государственном уровне доказывал, что невозможно возрождение нравственности вне Церкви, и духовная культура может возрастать в тесном сотрудничестве со светской. Как миротворец, святой отец едет на Балканы и Северный Кавказ, его видят на Ближнем Востоке и Южной Осетии. Возникают новые епархии и центры духовного руководства, в отдаленные районы приходит оживленная церковная жизнь.

Трудно найти сферу человеческой и церковной деятельности, в которой не оставил бы своего наследия Светлейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, сохранивший до конца своих дней простоту, терпение, смирение и доступность для всех людей.

Светлая кончина и место захоронения

Весть о смерти Патриарха 3 декабря 2008 года для людей всего мира была подобна грому среди ясного неба. Еще недавно бодрый владыка ездил по отдаленным епархиям, готовился к празднованию Рождества, как вдруг ужасная новость с трудом укладывалась в сознании.

Могила Патриарха Алексия II в Богоявленском кафедральном соборе, Елохов

Поползли слухи об убийстве, но они так и остались слухами, ибо приближенные священнослужители знали, что Алексий Второй перенес несколько инфарктов, смерть наступила в результате инсульта.

Похороны пятнадцатого Патриарха Русской православной церкви превратились в многодневное прощание, которое завершилось похоронной процессией в Богоявленском Елоховском соборе.

Алексий Второй пока не причислен к лику святых, но паломники отмечают чудеса, происходящие после молитвы на могиле святителя.

Человек, занимавший высокий церковный сан в Церкви, в памяти потомков остается примером Иисусовой чистоты и любви к людям, он, как заботливый отец, всегда старался помочь нуждающимся, отвечая на тысячи писем ежегодно.

Паломники постоянным потом идут и поныне к могиле святого отца, чтобы в простоте молитв попросить совета и поддержку у того, кто навеки остался Архипастырем, святейшим Алексием.

Документальный фильм о Патриархе Московском и всея Руси Алексие II

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/patriarh-aleksij-vtoroj.html

Церковь ждет канонизации Алексия II полвека

В Богоявленском соборе сегодня похоронили Алексия II. Православные, пришедшие проститься с ним, говорят о святости патриарха. В РПЦ события не торопят: вопрос о канонизации христианина в православии принято рассматривать не ранее чем через 50 лет после его смерти.

Во вторник в Богоявленском соборе похоронили 15-го патриарха Русской православной церкви Алексия II. Многие пришедшие попрощаться с ним уверены: церковь лишилась святого человека.

Православные вспоминают, как патриарх чудесным образом исцелял, возвращал людям веру и восстанавливал авторитет церкви.

«Общение с ним приносило облегчение: душевный подъем и улучшение здоровья, решение насущных проблем», — говорят прихожане, которым довелось лично общаться с патриархом. Пресса находит подтверждение святости Алексия в замироточившей накануне смерти патриарха иконе.

Однако в РПЦ предупреждают: гражданские и церковные деяния еще не факт святости и о возможности канонизации Алексия II говорить рано. Изучать чудеса, совершенные предстоятелем при жизни и после смерти, церковь вряд ли возьмется раньше чем через 50 лет. «У нас канонизация не происходит скоропалительно, для этого должно пройти время», — пояснил глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.

Католический пример

В православии процедура причисления к лику святых регламентирована менее жестко, чем у католиков. Согласно католическим канонам, процесс канонизации может быть запущен не ранее чем спустя пять лет со дня смерти праведника.

Однако после смерти в 2005 году папы Иоанна Павла II католики отступили от регламента: процесс причисления к лику святых Кароля Войтылы начался уже спустя два месяца после его кончины. «Святой — немедленно!» — скандировали собравшиеся на похоронах понтифика.

И избранный папа римский Бенедикт XVI к ним прислушался.

У католиков собственно канонизации предшествует беатификация — причисление к лику блаженных (их считают спасенными и пребывающими на небесах).

Для нее необходимы свидетельства о двух чудесах, связанных с жизнью кандидата, а также подробное досье, подтверждающее его благочестивую жизнь.

(Сейчас Иоанну Павлу II приписывают два чуда — женщину, вставшую с инвалидного кресла, несмотря на тяжелую болезнь костного мозга, после неоднократных молитв, обращенных к папе, и мальчика из Мексики, который вылечился от лейкемии после визита понтифика в эту страну).

Все эти документы изучает специальная комиссия.

Вслед за этим в Ватикане проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников канонизации, так и их оппонента (адвоката дьявола), роль которого в том, чтобы сомневаться в предъявленных чудесах.

Затем досье рассматривает Конгрегация по делам святых, а вслед за ней понтифик подписывает документ о провозглашении нового блаженного. И только после этого начнется процесс канонизации, для которого потребуются еще два подтвержденных чуда.

Православные условия

В православии нет ни беатификации, ни такого персонажа, как адвокат дьявола, а для канонизации необходимы три условия. Как пояснил Infox.ru член синодальной комиссии РПЦ по канонизации протоиерей Георгий Митрофанов, это почитание христианина после его смерти; чудотворения, происходящие во время его поминовения (исцеления и помощь, сверхъестественные явления, которые сопровождают почитание), и последнее условие — праведная жизнь христианина.

При наличии всех этих факторов на уровне епархиальных архиереев может ставиться вопрос о прославлении умершего как святого, материалы к канонизации подвижника тщательно готовят и рассматривают, после чего их передают в синодальную комиссию. И только после этого патриарх, Священный синод и Архиерейский собор принимают решение.

«Сейчас очень сложно говорить, будет ли прославлен Алексий II. Станет ли он святым, покажет время», — предупреждает Митрофанов. С годами станет понятно, останется ли почитание, появится ли чудотворение, связанное с его именем. «Рассматривать материал о возможности канонизации того или иного христианина принято не раньше чем через 50 лет после его смерти. Вряд ли ранее», — пояснил член синодальной комиссии.

Святой патриарх

Из последних предстоятелей РПЦ был канонизован Тихон (Белавин) — первый Патриарх Московский и всея России (1917—1925) после восстановления патриаршества в России. Его причислили к лику святых в 1989 году.

«Обстоятельства его смерти в полной мере не прояснены (по официальным данным, патриарх умер от сердечной недостаточности, но есть также версия о его отравлении), — напомнил собеседник Infox.ru. — Прославляли его в период коммунистического режима, поэтому исследование мощей не было проведено, чтобы понять, был ли он отравлен».

Однако скорее всего, патриарх умер естественной смертью, претерпев гонения, и был канонизован как святитель (святой епископского чина), а не как мученик (принявший мучительную смерть за веру).

Источник: https://www.infox.ru/news/38/4222-cerkov-zdet-kanonizacii-aleksia-ii-polveka

Где похоронен патриарх алексий 2 — Благочестие

Добрый, пронзительный взор, скромная улыбка — такой патриарх Алексий II на фото.

Алексий II, патриарх Русской православной церкви

Алексий II

Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович)(р.23.02.1929), патриархМосковский и всея Руси. Сынюриста, ставшего священником и эмигрировавшего вЭстонию. Родился в Таллине, в “независимой”Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949).Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953).Священник в Тарту (1957). Протоиерей (1958). Монах (1961).Архиепископ (1964). Председатель Комиссиихристианского единства и межцерковных отношений(1963-79).

Митрополит Таллинский и Эстонский (1968).Член ЦК Всемирного совета церквей (1961-68). Тесносвязан с Валаамским монастырем, главнымцентром иноческой жизни на Севере России.Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986).Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении вПетербурге и возвращении мощей св. АлександраНевского из музея на прежнее место в Александро-Невскойлавре. После смерти патр.

Пимена избранпатриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990).Совершил богослужения во многих известныхрусских соборах, которые были закрыты послебольшевистского переворота (храм ВасилияБлаженного на Красной площади, Успенскийсобор в Кремле, церковь коронации русскихцарей, Исаакиевский собор в Петербурге).

Сделал заявление, что Декларация Сергия(Страгородского) не может считаться выражениемсвободной воли Церкви.

Алексий II (в миру АлексейМихайлович Ридигер) (1929-2008) — патриарх. Родился в Таллине в семье эмигранта из России, священника,Михаила Александровича Ридигера. С 1944 по 1947 годбыл иподиаконом у архиепископа Таллиннского иЭстонского Павла (Дмитровского). С 1946 г. служилпсаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. — в Казанскойцеркви города Таллинна. В 1947 г.

поступил вЛенинградскую Духовную семинарию. На первомкурсе Лениградской Духовной академии в 1950 г. былрукоположен в сан диакона, а затем священника иназначен настоятелем Богоявленской церквигорода Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. окончилДуховную академию. В 1957 году был назначеннастоятелем Успенского собора города Тарту. В 1958г. возведен в сан протоиерея. В 1961 г.

в Троицкомсоборе Троице-Сергиевской лавры пострижен вмонашество. В 1961 г. возведен в сан архимандрита, сэтого же года епископ Таллинский и Эстонский. С1964 г. — архиепископ, с 1968 г. — митрополит. В 1986 г.назначен митрополитом Ленинградским иНовгородским с поручением управлять Таллинскойепархией. 7 июня 1990 г.

на Поместном соборе Русскойправославной церкви избран на МосковскийПатриарший престол.

Использован материал с сайта»Русское зарубежье» — http://russians.rin.ru

Другие биографические материалы:

Герасимов Г.И. Святейший Патриарх (Г.И.Герасимов. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. М., 2008).

Шубин А.В. В миру Алексей Михайлович Ридигер (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015).

Геннадиев Э.Ф. А также почетный член многих зарубежных академий (Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999).

Анофриев К. Активно поддерживал процесс демократических реформ (Секретные материалы России).

Церковный и общественный деятель (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте:

Патриархи Русской православной церкви.

Разрушение СССР: Действующие лица и исполнители. (Биографический справочник).

Христианские деятели:  | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА | 

Архиерейский собор РПЦ, 1994 г.

Архиерейский собор РПЦ, 1997 г.

Сочинения:

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи // Дворянское собрание: Ист.-публицист. И лит. Альманах. М., 1995, С. 70—72; Россия нужна не только самой себе, но и всему миру // Лит. Учеба. 1995. № 2/3. С.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет нашей земле по Библии

3—14; Вернуть людям межнациональный, политический и социальный мир: Из ответов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы обозревателя газеты «Культура» // Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 85—86; Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества» // ЖМП. 1997. № 7. С.

17—19; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения императора Николая и его семьи // Там же. 1998. № 7. С. 11; Роль Москвы в защите Отечества // Роль Москвы в защите Отечества. М., 1998. Сб. 2. С.

6—17; Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [О кризисе российской школы] // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. С. 3—13; Слово к участникам Соборных слушаний [Всемирного Русского Народного Собора 18—20 марта 1998 г.] // Церковь и время / ОВЦС МП. 1998. № 2 (5). С. 6—9; Церковь и духовное возрождение России: Слова. Речи, послания, обращения, 1990—1998. М.

, 1999; Россия: духовное возрождение. М., 1999; Воззвание в связи с вооруженной акцией против Югославии // ЖМП. 1999. № 4. С. 24—25; Печальник земли Русской: Слово и образ Первоосвятителя. М., 1999; Слово на первом богослужении в Храме Христа Спасителя // ЖМП 2000. № 1. С. 44—45.

Литература:

Патриарх. М., 1993;

Первоосвятитель. М., 2000.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998 гг. М., 1999;

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М., 1999;

Предстоятель Русской Православной церкви в 2007 г. М., 2008;

Цыпин В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700–2005. М., 2006.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/alexiy2.php

Как умер патриарх Алексий 2: обстоятельства смерти Его Святейшества

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй умер 5 декабря 2008 года от инфаркта. До этого он уже перенес два инфаркта и наблюдался у кардиолога. Попрощаться со старцем пришло почти 100 тысяч человек. Протодиакон Андрей Кураев высказывал мысль, что патриарха можно было спасти, если бы своевременно вызвали врачей, но его слова были отвергнуты.

На исходе 2008 года смерть патриарха Алексия 2 стала тяжёлой утратой для Русской православной церкви. Его Святейшество готовился отпраздновать свой 80-летний юбилей в феврале следующего года и не думал умирать. Священный сан Алексей Михайлович Ридигер (так звали в миру главу РПЦ) принял в середине прошлого века. Всю оставшуюся жизнь патриарх посвятил священнослужению, а в 2000 году взошёл на престол РПЦ.

За несколько дней до кончины Алексий II вернулся из Германии, где проходил курс лечения. Что же стало причиной смерти? Ведь до самой последней минуты жизни патриарх был в удовлетворительном состоянии и даже не отказывал корреспондентам в интервью.

Сообщение о кончине

За час до полудня, 5 декабря 2008 года, глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский объявил о скоропостижной кончине патриарха. Местом исхода Владыки стала собственная резиденция, неподалёку от посёлка Переделкино. По заявлению обслуживающего персонала, Алексий II проследовал в ванную комнату для умывания около 7 утра. Ближе к 8:00 патриарх не вышел к заказному завтраку.

Обеспокоенные служащие направились с проверкой в покои Его Святейшества, но застали двери в спальне закрытыми. В ходе осмотра покоев через уличные окна обнаружилось, что старец, вероятнее всего, находится в ванной комнате. На предложения о помощи Алексий не отвечает.

Незамедлительно была вызвана охрана, сотрудникам которой удалось выломать дверь. Владыку обнаружили лежащим на полу ванной комнаты. Тело уже остывало. Прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть патриарха от инфаркта.

Болезнь сердца патриарха Алексия II

Официальная версия смерти Алексия Второго – сердечный приступ. Действительно, Его Святейшество, епископ Русской православной церкви, имел серьёзные осложнения с давлением и сердечной мышцей. Он перенёс два инфаркта и регулярно наблюдался у кардиологов. А буквально за два месяца до смерти Алексей Михайлович перенёс клиническую смерть и остановку сердца. Но немецкие врачи поставили священнослужителя на ноги.

Актёр Станислав Садальский публично высказывал свою версию об убийстве патриарха. Но его заявления сочли крамольными и беспочвенными. Однако разгорелся нешуточный скандал.

Церемония прощания

6 декабря, ближе к концу дня, гроб с телом покойного патриарха доставили в Храм Христа спасителя. Началась церемония прощания. Богослужение и заупокойные молитвы читались на протяжении 3-х дней. Все эти дни Храм был открыт для православных, желающих проститься с Алексием II. Порядок обеспечивало ГУВД по Москве.

По подсчётам полиции, церемонию посетило свыше 100 тыс. человек. Помимо простых граждан, присутствовали первые лица государства и высокопоставленные чиновники.

Алексий II любили и уважали, он был непреклонным защитником христианской веры и традиционных нравственных норм. Это был образованный человек, говоривший на русском, эстонском и немецком языках. Он происходил из российского дворянского рода фон Ридигеров, имевшего курляндские корни. Его предки приняли православие еще в XVIII веке и не отступали от веры.

Алексей в детстве посещал Валаамский монастырь, был алтарником в храме Таллина, где служил диаконом его отец Михаил. Окончил Ленинградскую духовную семинарию, а затем Духовную академию. Вся его жизнь была связана с церковью.

Отпевание и похороны

В понедельник 8 декабря пришло время заупокойной литургии. В ней приняли участие 200 священников и архиереев. Затем патриарх Константинопольский Варфоломей провёл церемонию отпевания.

9 декабря гроб с Владыкой вынесли на улицу и совершили Крестный ход вокруг собора, как это завещал сам покойный. По окончании шествия, траурная процессия проследовала за катафалком в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Там в Благовещенском приделе состоялось погребение Святейшего патриарха Алексия.

Рассказ Кураева

Садальский был не единственной персоной, которую православное сообщество желало предать анафеме. Вместе с актёром о загадочной смерти старца высказывался близкий к патриаршим кругам протодиакон, блоггер и публицист Андрей Кураев. Он открыто рассуждал об обстоятельствах смерти Алексия II.

По мнению Кураева, после кончины не было опубликовано официальное медицинское заключение о причинах смерти священнослужителя. Что и подтолкнуло Станислава Садальского к радикальным выводам. Также протодиакон сообщил, что причины ухода из жизни Алексея Михайловича сознательно умалчивались, дабы скрыть факт «неблаговидности» случившегося.

По предположению Кураева, старец не мог скончаться от инфаркта. Просто он оказался в максимально неудачных обстоятельствах для призыва о помощи. Сам приступ также был поставлен под сомнение. По мнению протодиакона, пожилой человек мог потерять координацию движения и упасть.

Версия о потери равновесия не лишена смысла, ведь у патриарха был обнаружен сильный удар на затылке, повлёкший обильное кровотечение. Но об этом факте старательно умалчивают все работники и служащие резиденции Его святейшества. А ведь после удара старец пытался вставать, о чём свидетельствуют многочисленные кровавые следы от рук на стенах уборной.

В 1970 году, при схожих обстоятельствах скончался тёска Его святейшества, патриарх Алексий I (Симанский). По официальной версии от сердечной недостаточности.

На самом деле произошло следующее. Оставшись один, без слуг, 91-летний старец направлялся в ванную комнату, неся в руках тазик с водой. По пути он поскользнулся и упал. Но умер Алексий I не сразу, а лишь спустя несколько месяцев. Остаток жизни он провёл в постели, не вставая после падения.

При такой травме, пострадавшего можно было спасти, если бы рядом была охрана или служащие. Но патриарх предпочитал уединение. Для этого он запирался в покоях изнутри. Тело удалось разглядеть в уличное окно ванной снаружи и только после этого была взломана мощная дверь. То есть, была потеряна масса драгоценного времени.

Заставляет задуматься и тот факт, что при больном патриархе всегда дежурила бригада кардиологов. Где они были и почему оставили пациента без присмотра?

Со стороны прокуратуры обрушилась масса подобных вопросов. Но видимо, служащие посчитали смерть в таком заведении непристойной для Владыки и держали обет молчания. Такая весть была бы радостной для причитающий о «смерти Ария» и ожидающих внутрицерковных расколов. Учитывая эти обстоятельства, изначально планировалось оповестить население об автоаварии. Это могло сойти за правду, если брать во внимание разбитую голову.

Такими версиями оперировал в своих постах протодиакон Кураев. Посты блоггера подогревались комментариями читателей. Многие обращали внимание на странную самоизоляцию больного старца. Выдвигались версии о личном опасении за свою жизнь и недоверии к ближайшему окружению.

Дабы не тревожить честь усопшего, православные придерживаются официальной версии.

Последнее интервью Святейшего Патриарха Алексия II. Посмотрите, в каком хорошем состоянии был священнослужитель. А его здравомыслящая речь кому-то окажется полезной.

Источник: https://aeternamemoria.ru/obschestvennyy-deyatel/aleksiy-vtoroy/

Памяти Святейшего Патриарха Алексия


5 декабря 2008 г   Патриарх     Алексий    покинул   нас..

Он был Этнархом, душой народа

Слово духовника журнала «Нескучный сад» прот.Аркадия Шатова(сейчас Епископ Пантелеимон) в Елоховском Соборе на заупокойной Литургии по Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в день интронизации. 
10 июня 1990 г.
                                                 

                                                   Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодня, дорогие братья и сестры, в отдание праздника Рождества Христова мы собрались в этом Патриаршем соборе не только, что бы проводить праздник Рождества, но и для того, чтобы нашими общими соборными молитвами проводить усопшего Патриарха Алексия на суд Божий, в то место упокоения, которое уготовал ему Господь. Святейший Патриарх был человеком необыкновенным, он был великим Патриархом.

Когда 40 дней назад весть о его кончине достигла нас всех, мы не могли в это поверить и я думаю, что многие из нас еще не осознали до конца, что мы осиротели. Нет у нас больше того Патриарха , который нас любил, вразумлял, наставлял, показывал нам пример самоотверженного служения Богу, совершал титанический труд по возрождению Русской Православной Церкви.

18 лет тому назад Святейший Патриарх промыслом Божиим был призван к управлению Церкви, только что вышедшей из плена безбожного государства. Если вы когда-нибудь, дорогие братья и сестры, видели кинохроники людей, вышедших из плена, вы можете себе хорошо представить, что представляла собой Русская Православная Церковь.

Хотя сохранялось внешнее благолепие храмов, были духовные школы, но все это в таком малом количестве по сравнению с былым величием русской Церкви.

Добрый и верный раб

И вот Святейший Патриарх был как добрый и верный раб, который приумножил вверенные ему таланты. Приумножил не только свои способности, которые были заложены Богом и воспитаны его родителями, но и церковное достояние. Количество епархий возросло при нем почти в три раза. Количество монастырей умножилось в сорок раз. Число священнослужителей умножилось в три с половиной раза и достигло небывалой величины.

И конечно, это все совершалось при непосредственном участии молитвами, заботами, стараниями, трудами, самоотверженным служением почившего Святейшего Патриарха. Святейший Патриарх был призван на Патриарший престол в совершенно особое время. Это время было подобно взрыву! Мы говорим о духовном росте за эти 18 лет, но это не рост — это взрыв! Взрыв всей той духовной энергии, которая таилась в русском народе.

И сам Патриарх действовал подобно сжатой пружине.

Свое служение он не ограничивал только храмовым. Он был Патриархом не только для тех людей, которые ходят в храм по воскресеньям. Он был этнархом, душой всей России, был ее духом, ее совестью.

И призывал ее к возрождению той духовности, которая была в дореволюционной России, которая была поругана в революционные годы, и которая уничтожалась в течение 70-ти лет советской власти.

Хиротония архим. Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского 

и Эстонского в Александро-Невском соборе Таллина. 3 сент. 1961 г.


Обстоятельства его жизни, предшествовавшей его служению, не давали ему раскрыть все таланты во всей полноте.Хотя и в то страшное, тяжелое, трудное время он сделал очень много: сохранил храмы в порученной ему Эстонской епархии, сохранил монастыри, благодаря свой мудрости, благодаря своим молитвам и благодаря ходатайствам пречистой Богородицы, которую он очень почитал всю свою жизнь. Когда же настало время свободы для русской Церкви, он стал первым Патриархом, выбранным свободно. 
Он был для всех всем. Политики его воспринимали как политика, общественные деятели воспринимали его общественным деятелем. Он неоднократно получал первое место в номинации «человек года». Но для нас он был любящим отцом, он был первосвященником нашей Церкви. И в своей жизни он искал не славы или богатства, он не стремился к земным целям, он, по Евангельскому слову, прежде всего, искал Царствия Небесного и правды его. Об этой правде он свидетельствовал всей своей жизнью перед всеми: перед детьми — своей нежной, любящей лаской; перед общественными деятелями — своей непреклонностью в принципиальных вопросах, своей самостоятельностью и верностью Церковному преданию. Он был миссионером.

Литургия

Прежде всего, Царствие Небесное открывалось нам в его служении Божественной Литургии. Мы до конца жизни будем вспоминать, как служил Святейший Патриарх. Его служение было исполнено величественной простоты, было исполнено удивительного благородства, его служение было удивительно красиво в самом возвышенном смысле этого слова. Я не видел ни одного из архиереев, которые служили бы так, как служил он.

Я помню, как однажды сослужил Святейшему Патриарху в Благовещенском соборе Московского Кремля. Я служу священником уже не один десяток лет, но так, как читал Святейший Патриарх молитвы на вечерне, я не слышал никогда. Каждое слово молитвы было проникнуто особым смыслом, было видно, что каждое слово было ему дорого, он с любовью и удивительной красотой произносил каждое слово. Мы все слышали, как он читал анафору — главную молитву Божественной Литургии.

При его служении сослужащим не нужно было пользоваться служебниками — слова тайных молитв Святейший читал вслух, они были слышны всем. Когда читает какой-нибудь другой священник (мне доводилось служить с разными священниками), то повторяешь слова анафоры про себя, желая вложить в них свои чувства.

Но когда Святейший Патриарх произносил слова анафоры, не нужно было произносить ничего про себя, потому что он вкладывал в них всю полноту своей веры, всю полноту любви, дерзновение молитвенного обращения к Богу. Это служение он начал еще в детстве.

И когда в детстве, в сарае он надевал игрушечные облачения, он не думал о том, что он станет первым, кому после советского времени надлежит возглавить служение в соборах Московского Кремля, что ему будет предначертано возглавить служение в 70 епархиях Русской Православной Церкви, возглавлять архиерейские хиротонии, сотни священнических и дьяконских хиротоний.Он тогда этого не знал, но он желал служить Богу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает крест с кругом

И Бог исполнил его желание, Он поставил его совершить служение в главных соборах нашей Родины. Святейший Патриарх служил в сердце нашей Родины, служил во всех монастырях. И его служение заставляло всех присутствующих молиться с ним одним сердцем, одними устами. Он соединял русскую Церковь, он часто говорил, что сейчас время собирать камни. И не только камни, но и неподъемные глыбы поднимались по его слову.

В его служении совершилось знаменательное соединение с зарубежной частью Русской Православной Церкви. И многие люди с окаменевшими в безбожии сердцами, заставшими в параличе душами, становились живыми камнями в Церкви. Можно много говорить, дорогие друзья, о той любви, которую имел Святейший Патриарх к нам с вами. В 20 годах шла закрытая дискуссия о том, что такое Церковь.

И часть церковнослужителей считало, что Церковь это административный аппарат и заботились о легализации Церкви, о том, как устроить Церковную жизнь. А другие священнослужители верили, что Церковь это тело Христово, богочеловеческий организм. И вот Церковь под управлением Святейшего Патриарха, хотя и выросла в неизмеримое число раз, но осталось единой духовной семьей, где Святейшим Патриархом были установлены со всеми членами Церкви, начиная с митрополита заканчивая простым человеком, добрые, человеческие, любовные, нежные отношения, отношения отеческой любви и ласки. И, наверное, это главное, что привлекает наши сердца к Святейшему Патриарху, главное, что не дает забыть о нем.

Церковная весна

Святейший Патриарх был уготован к своему служению промыслом Божиим. Хотя он родился в Эстонии, в нерусской стране, но в то время в Эстонии сохранился как бы островок Русской Православной Церкви. Церковь у себя на родине была гонима. Закрывались монастыри, священники во время богослужений были влачимы из храмов, убивались христиане — монахи и монахини, миряне. Всякий человек, который жил верой, преследовался властью. А в Эстонии Церковь обладала свободой. И более того, как говорит один религиозный писатель, в то время была религиозная весна русской эмиграции. Родители Святейшего Патриарха принадлежали к молодежному христианскому движению. Это движение сделало Церковь не каким-то атрибутом, это было не обрядоверие, они приходили в храмы причащаться не раз в год. Для них, лишенных родины, Церковь стала смыслом и центром бытия. И вот эту атмосферу церковной жизни Святейший Патриарх впитывал с младенчества.Его отец, еще до свадьбы мечтал быть священником. Святейший Патриарх родился не в сословной священнической среде. Его отец избрал свое служение не по принуждению, не по обычаю, а добровольно, желая послужить Христу. И ревность отца и молитвы матери воспитали Святейшего Патриарха.Святейший Патриарх видел подвижников, великих старцев в Валаамском монастыре. И один из них служил Литургию каждый день и поминал за Литургией почивших воинов. Не у него ли учился Святейший Патриарх своему служению? Когда он служил Литургию чуть ли не ежедневно, чуть ли не чаще, чем приходские священники! Эти монахи, эти старцы, может быть, провидев будущее служение, благословили его совершать детские службы в сарае, одевая игрушечные облачения, потому что он относился к этому очень серьезно. Он в детстве предопределил свою судьбу.Затем Святейший Патриарх со своим отцом был в концлагерях, куда свозили военнопленных перед отправкой в Германию. И там он прислуживал ему на Литургии и видел людское страдание, людское горе. И это помогло ему понять других людей, с детства учиться состраданию, которое так глубоко было в его сердце.В семинарии, куда Алеша поступил, его называли Алешей Карамазовым, как это рассказывал мне владыка Симеон из Чехии, который лечился в Больнице святителя Алексия. Этот чистый юноша привлекал к себе любовь всех. Поэтому он вскоре стал священником, потом епископом, помощником Патриарха Алексия. И не случайно именно он был выбран, что бы спасти готовящиеся к закрытию монастыри (в т.ч., Пюхтицкий монастырь), храмы.Затем стал управляющим делами московской Патриархии, потому что он мог своей мудростью, терпением, смирением помочь многим гонимым священникам. Он вспоминал, как тогда в Патриархию приходили толпы священников, лишившихся своего места, за помощью. Он получал множество писем, где рассказывалось о том, что происходит на местах, как Церковь гонят чиновники. Например, в одной епархии чиновники требовали, чтобы при крещении дети приносили справки из школы, о том, что им разрешено крестится. Святейший Патриарх сказал: «Как же так, у нас ведь Церковь отделена от школы?» И эта практика была прекращена. В другом месте церковь была закрыта, но общине было оставлено место для молитвенных собраний. И гроб для отпевания в место этих собраний приходилось вносить в окно. И в эти тяжелые годы Святейший Патриарх не унывал, он продолжал работать и претерпел много скорбей. В это время он пережил первый инфаркт.

Его местом обитания был поезд Москва — Таллин. Потому что у него не было постоянного места в Москве, ему приходилось каждый месяц менять гостиницу, когда он приезжал из своей епархии в Москву, у него не было «места, где главу преклонить» по слову Спасителя. И другие скорби касались его во время его митрополичьего служения и особенно во время его Патриаршего служения.

Крест  Патриаршества

Источник: https://orthodoxpantry.blogspot.com/2010/12/blog-post.html

Тайна смерти патриарха

Накануне кончины Святейший причастился в Успенском соборе Московского Кремля

Почему в Интернете требуют предать анафеме Станислава Садальского и Андрея Кураева

В мировой паутине вторую неделю полыхает скандал. Народный артист России Станислав САДАЛЬСКИЙ на своем сайте заявил, что главу Русской православной церкви Алексия II убили, и напал на ее ярого апологета протодиакона Андрея КУРАЕВА, требуя правды. Миссионер ответил. В итоге Интернет кишит проклятиями в адрес каждого из них.

В ту скорбную пятницу 5 декабря 2008 года с 10 утра, то есть за два часа до официального сообщения о кончине Первоиерарха Алексия II, сайт патриархии подвергся хакерской атаке. Между тем слухи о гибели патриарха уже поползли по Москве.

В 12-часовых новостях все радиостанции и телеканалы сообщили, что Святейший умер в своей резиденции в Переделкино час-полтора назад. Скупое сообщение побудило миллионы людей — верующих и атеистов — ринуться в Интернет, чтобы высказать свои соболезнования или узнать подробности. Уместнее всего это было бы сделать на сайте патриархии.

Но сайт не работал! А в Интернете уже гуляла версия, что высокочтимый патриарх погиб в ДТП.

Алексий любил Кирилла за искреннее слово, разумную прямоту

Слово не воробей

— Этого не может быть! — уверяли одни. — Патриарх ездит в бронированном «мерседесе», изготовленном по спецзаказу с приподнятой крышей, так как патриарху не положено снимать головной убор. Вспомните, броня такого же «мерседеса» спасла при покушении жизнь Шеварднадзе. А когда лимузин патриарха мчится по Смоленскому проспекту в сопровождении джипов охраны, сотрудники ГИБДД перекрывают улицы.

— Однажды «мерседес» патриарха попал в ДТП, — спорили другие. — Это было обычное столкновение двух машин, но телезрителям показали кадры эвакуации святейшего. Охранники вынесли на руках ничуть не пострадавшего патриарха и посадили его в другую машину, которая тут же умчалась. А сейчас все молчат, видимо, потому, что спасти не удалось?

Естественно, журналисты в такой ситуации атаковали Андрея Кураева. И в какой-то момент он написал в своем блоге роковые слова о том, что нелепые слухи множатся, так как патриархия «постеснялась сказать неблаговидную правду об обстоятельствах кончины Алексия Второго». И тут началось немыслимое домысливание!

Прекрасного полемиста Андрея Кураева подвело отличное знание русского языка. Слово «неблаговидную» он употребил в первом значении — как неприятную на первый взгляд, а люди восприняли ее в расхожем, втором, значении — как постыдную. Зато патриархия тут же отреагировала. Но в ее версию «сердечный приступ» уже мало верили даже те, кто помнил, что патриарх страдал мерцательной аритмией. И Стас Садальский тоже.

Усопший патриарх лежал в гробу с закрытым лицом. Так же, как и его предшественники

Масла в огонь страстной натуры любимого народом артиста подлили и слова нынешнего патриарха Кирилла, якобы сказанные им в программе «Слово пастыря» и вырезанные из эфира. Соль их такова: своим уходом Алексий «оградил нашу церковь от трудного испытания, когда во главе ее стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению».

Стас Садальский счел их возмутительными.

Но не учел того, что знали многие в церковной среде. Алексий II любил Кирилла за его искреннее слово и ценил разумную прямоту своего будущего преемника. Садальский стал искать правду, где только мог. И в конечном счете выдал в своем блоге немыслимое для православного человека: «Вот Климент мне нравится, он мой сосед, он удивительный. Я хотел бы его Я наблюдал за ним — он молитвенник, человек без двойной морали.

Настоящий священник. А Кирилл мне омерзителен».

И сообщил миру результаты своего расследования, основанные на том, что патриарха хоронили с покрывалом на лице: «Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь. Бью во все колокола — никто меня будто не слышит. Многие попы, люди подневольные, стали бояться публично со мной общаться — служба безопасности нынешнего патриарха отслеживает их контакты».

Похороны Алексия Первого (1970 год)

Осень патриарха

Андрею Кураеву опять выпала честь отвечать. Но вместо фактов он тоже привел предположение: «Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах. Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений — и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену.

Патриарх пришел в сознание. Пробовал встать — на стенах кровавые следы от его рук (это важно с религиозной точки зрения: значит, кончина патриарха не была мгновенной и у него было время не только для последней борьбы за жизнь, но и для осознания неизбежности предстоящего последнего Перехода и подготовки к нему). Даже и при такой травме его можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь.

Но дело было во внутренних покоях патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны. Патриарх накануне вечером заказал завтрак на 8 утра. Когда и в половине девятого он не вышел, начали тревожиться. Стуки, звонки не давали ответа. Стали заглядывать в окна.

И через окошко ванной комнаты увидели его лежащим. Дверь взломали. Но тело уже остывало».

Понятно, что у прокураторы возникло множество вопросов.

САДАЛЬСКИМ

Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый человек был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом с ним быть немягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране?

Людям православным и без разъяснений понятно, что патриарху, знающему, что без воли Божьей ни один волосок ни с чьей с головы не упадет, все эти кнопки и комфортные навороты просто не нужны. И ключи он никому не давал, чтобы встретить свой смертный час без суеты, один на один с небесными силами.

Но, стремясь честно ответить на эти вопросы людям светским, Кураев, наконец, сообщает: «Понятно, что и патриархии было трудно сказать о том, что со смертью предстоятель встретился в уборной. То, что было бы вполне обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к патриарху. Да и около- и внутрицерковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария».

Простым смертным последние слова мало что говорят.

и КУРАЕВЫМ двигала одна цель — сказать людям правду

Зато у теософски подкованных тут началась истерика. Дело в том, что еретик Арий еще в 318 году был отлучен от церкви за то, что не принимал Святую Троицу и считал Христа человеком. Но, желая вернуться в лоно Церкви, Арий согласился подписать Символ веры, который знает наизусть каждый православный и повторяет утром на каждой литургии.

Однако при подписании он схитрил: созвучный своим убеждениям текст Арий держал под мышкой и мысленно произносил его. За что был наказан Богом. За день до вступления в Церковь Арий вышел из царского дворца, и страх совести овладел им так, что через несколько минут он умер от крайнего расслабления желудка, при котором с кровью у него выпали селезенка и печень.

Почитатели Алексия II саму мысль Кураева о возможности такого сопоставления с Арием сочли кощунством. Как и крамольное высказывание Садальского об убийстве патриарха и его мнимой причине. И тут уже все кому не лень стали на интернет-форумах требовать предать анафеме кто одного, кто другого достойного человека.

Первому важна философская истина, второму — интеллигентская правда, но оба, и «Экспресс газете» это очевидно, преследуют одну цель — сделать все от них зависящее для укрепления православия на Руси.

Об этом же радел и любимый народом патриарх, накануне своей кончины утром причастившийся, а вечером отслуживший молебен в Донском монастыре святому патриарху Тихону, который не пошел на сговор с большевиками и в заключении стоически переносил клевету и травлю до самой кончины в 1925 году. И эти два факта — единственное, что имеет значение с точки зрения людей верящих в то, что у Бога все живы. И искренне печалящихся о том, какая неблаговидная осень выдалась усопшему патриарху, которого в дань традиции хоронили с покрытым лицом, как и его предшественников — патриархов Пимена и Алексия I.

Источник: https://www.eg.ru/society/14619/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Кто такой батюшка в церкви

Закрыть