Где находится гробница святого Николая

Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде

Где находится гробница святого Николая

Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии

Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских Часть 3. Построение русского храма во имя святителя Николая и при нем странноприимницы для паломников в Бар-граде

Часть 4. Сооружение нового Николо-Александровского храма в Петрограде

Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии Великий угодник Христов, святитель и чудотворец

Святитель Николай Мирликийский.

Фреска Дионисия

Николай, архиепископ Мирликийский (в Малой Азии), святостью своей высоко аскетической жизни, глубоким христианским смирением, исключительной щедростью и любовью к тайному милостынедательству бедным и в тяжелых обстоятельствах жизни обретающимся, стяжал себе великую любовь и почитание еще при жизни среди своей паствы. Его горячая ревность о чистоте веры православной и неусыпное рачение о спасении чад Христовой Церкви, наипаче же вверенных его отеческой благопопечительности, засвидетельствованы были открыто и безбоязненно на Первом Вселенском Соборе среди 318 отцов, где находился и святитель Мирликийский Николай, когда из уст злочестивого Ария, пресвитера Александрийского, он услыхал хуления о Сыне Божием. С этого времени слава о мужественном поборнике Православной Церкви пронеслась по всей вселенной и сопутствовала ему до самой его блаженной кончины, которую искренними горячими слезами оплакала любящая его паства, лишившаяся в нем попечительного отца-руководителя, скорого помощника в бедах и нуждах и защитника вдов и сирот и всех в жизни обездоленных. Древняя базилика в Мирах Ликийских. Реконструкция
Разбитая гробница свт.Николая в Мирах Ликийских. Фотография из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города»

Мощи Святителя Христова, прославленные истечением многоцелебного и благоуханного мира, были честно и торжественно погребены в мраморной раке в величественной соборной Сионской базилике, созданной трудами и заботами родного дяди святителя Христова Николая, в ее нижней полутемной части.

Здесь это великое драгоценное сокровище православного христианского мира оставалось сокрытым даже от взоров усердных почитателей и непрестанных молитвенников, обращавшихся за помощью и предстательством у Престола Отца Небесного к святителю Николаю, особенно во все то время, когда город Миры Ликийские и вся Малая Азия попали под владычество нечестивых агарян (около 1036 г.

), разрушивших и сам величественный христианский храм — место вечного покоя великого угодника Христова.

И только по особому Промыслу Божию не без соизволения святителя Христова Николая его многоцелебные и мироточивые мощи благочестивыми обитателями итальянского града Бари — греками, — были извлечены из-под спуда, явлены всему христианскому миру, торжественно ими перевезены на корабль и положены сначала в храм св. Предтечи, а отсюда перенесены в нынешнюю базилику, созданную папой Урбаном II в честь святителя Николая.

 Базилика Сан Никола, в которой покоятся мощи Св. Николая (г. Бари, Италия).
Город Бари в течение трех столетий принадлежал Византии. Гробница святителя Николая находится в том месте, где была резиденция византийского императора и православный храм
 

Настоящее событие, совершившееся в 1087 году, по словам церковной песни, было «светлым торжеством» не только для одного маленького итальянского города Бари и проживавших в нем благочестивых греков, выходцев из Византии, но и с ними «ликовствовала и вся вселенная», ясно понимая, что чтимому угоднику Божию был найден подобающий и честный покой. Сюда-то непрерывной волной и потекли с того времени благочестивые паломники от запада и севера, чтобы достойно и праведно величать святителя и у гроба его черпать силу и утешение в несении креста, какой посылается Провидением каждому из них.

В почитании сего святителя соревнуют между собой церкви западная и восточная в одинаковой почти мере, но особенно близок и дорог этот милостивый заступник и благомощный покровитель обитателям града Бари, где обретаются его мироточивые мощи, и русскому боголюбивому православному народу, который с самого принятия христианства воспылал особенной горячей любовью к святителю Христову Николаю Чудотворцу.

Торжественная служба на день перенесения мощей святителя, по мнению некоторых наших ученых, была составлена якобы русским иноком Печерской обители Григорием или даже русским митрополитом Ефремом в 1097 году.

Но кто бы ни был вдохновенным творцом этой службы, одно несомненно: что он легко мирится с тем, что «мирская страна молчит» (стихира на литии), лишившись своего «хранителя», и, забыв о печальных трениях между восточной и западной церквами, спокойно взирает на то, что мироточивые мощи святителя находятся в «латинском языке» (3-й тропарь 1-й песни Канона) или «в латынех» (1-й тропарь 9-й песни).

Таким образом, у мироточивой гробницы с мощами святителя Христова Николая в Бари на самых же первых порах их пребывания здесь объединились в чувствах первых глубокого благоговейного почитания и молитвенного горячего чествования сего святителя сосредоточенно-вдумчивая Святая Русь и жизнерадостная Италия.

Град Барский, населенный не одними греческими выходцами, но в большей части природными итальянцами, «радовался», видя у себя драгоценные мощи св. Николая, а Русская Церковь, составляющая часть «всей вселенной», «ликовствовала» с ним, имея в виду, что святые мощи изъяты из рук нечестивых агарян и находятся среди христиан — горячих почитателей великого угодника Христова.

Как же и чем можно объяснить это исключительное благоговейное почитание святителя Христова у нас, русских, и у итальянцев?

Причина этого кроется в присущей обеим народностям глубокой религиозности, проникающей во все стороны их жизни и деятельности, и любви к пышной церковной обрядности.

Личные качества святителя, восхваляемые составителями его жития и описывателями многоразличных чудес, явленных им по молитвам к нему обращающихся, пришлись по душе впечатлительным и горячо отзывчивым на все доброе и прекрасное народам — русскому и итальянскому.

В чудном старческом лике святителя Христова Николая наш художник сумел отпечатлеть все отличительные черты облика зрелого русского человека с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородой, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденным легкими складками, — признак глубокой думы.

Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе святителя Христова — грека, уроженца города Патары, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, св. Никола зимний должен быть в «шапке»-митре, а летний Никола — с открытой головой.

Наоборот, итальянский художник, придав лику святителя Николая мягкие черты благодушного старца итальянца, в одеянии епископского сана католической церкви, окружил его маленькими детьми, простирающими к ему свои нежные ручки, желая выразить в этом присущую итальянцам любовь к семейной жизни и детям.

Пышные  празднества перенесения мощей святителя Николая венецианцами изображены

на картине итальянского художника Гвидо Рени (1575-1642), хранящейся в Лувре

Нисколько не удивительно, что чествование сего святителя у того и другого народа выражается далеко неодинаково. Итальянцы празднуют день свт. Николы шумными народными крестными ходами с парадами войск, с хорами музыкантов и с роскошным освещением городских улиц и площадей электрическими фонарями и разноцветными лампочками, ибо этого требует живой, веселый характер итальянского народа.

Величаво, но спокойно и благоговейно в своих благолепных храмах, посвященных его имени и во множестве рассеянных по необъятному лицу Русской земли, празднует тот же день русский богоносный народ длительными всенощными богомолениями, торжественными архиерейскими богослужениями, величественными крестными ходами и распеванием детьми коляд (в Малороссии) в честь св.

Николая с припевом: «Святый Николай, всему миру помогай».

Нередко во имя той же любви и глубокого почтения к свт. Николаю русский набожный человек с котомкой за плечами и с посохом в руке на праздник в честь свт.

Николая идет за сотни верст к обители, где чествуют чудотворные древние иконы сего милостивца святителя, или даже презирая все трудности пути и полное незнание нравов и обычаев итальянского народа и неумение с ним вступить в живой обмен мыслями, шествует спокойно к мироточивому гробу святителя Христова и перед ним под непонятный для него язык латинских молитв и песнопений изливает там свои наболевшие скорби и сердечные туги.

Этот страдный крестоносный подвиг паломничества к мощам святителя Николая, как знак высокого молитвенного почитания сего угодника Божия, присущ православному русскому человеку настолько, что в этом подвиге объединяются и Великий Государь богохранимой Российской державы, и юный князь императорской крови, только что покинувший школьную скамью и всецело готовый по единому слову Державного Вождя восприять мученический венец на поле ратном за славу и благоденствие дорогой родины, и русский ученый, и богобоязненный купец, и трудолюбивый земледелец. Для всех идущих к этому святому гробу готово высокое нравственное удовлетворение и трогательное до слез душевное утешение, омрачаемое лишь одним печальным сознанием, что у гроба дорогого святителя нет места дивным песненным хвалениям на родном языке с русским священником.

Но и русский, и итальянец, объединенные любовью к святителю Христову Николаю, несмотря на далекое пространство, их разделяющее, на разность их верований, несходство их природного характера, невозможность за незнанием языка, войти в живое непосредственное общение, были проникнуты издавна чувствами сердечности и взаимного тяготения друг к другу.

Ужасное мессинское землетрясение и человеколюбивая самоотверженная отзывчивость наших моряков в это время вызвали в итальянском народе чувства живой благодарности и усугубили существовавшие доселе дружеские чувства к России.

Эти чувства, как увидим ниже, с особой выразительностью высказались, когда высочайше учрежденный Барградский комитет на приобретенном им месте заложил первый камень русского в Бар-граде храма во имя свт. Николая и странноприимницы при нем.

С самого начала нынешней беспримерно тяжелой войны итальянский народ проявил к России весьма благожелательные чувства, объявив строгое невмешательство и приняв на себя защиту русских подданных в пределах Оттоманской империи. Русские, захваченные войной в пределах Германии, Австрии и других стран и возвращавшиеся в свое отечество через Италию, встречали повсюду в ней гостеприимство и полное сочувствие.

Все это, по молитвам великого предстателя и покровителя России и Италии святителя Христова Николая, завершилось ныне самым дорогим для нас и навсегда незабвенным событием: в ночь накануне 9 мая, день памяти перенесения мощей свт. Николая, Италия открыто объявила себя союзницей России и стала на защиту права и справедливости с державами Тройственного соглашения против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов.

Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских

Глубокое благоговейное почитание святителя Христова Николая русским народом и непрекращающееся тяготение сего последнего к его мироточивым нетленным мощам послужили причиной для зарождения в России так называемого мирликийского вопроса, перешедшего затем в барградский, ныне, благодарение Богу, близящийся к своему благополучному разрешению.
 

В начале 1850 года известный русский паломник-писатель А. Н. Муравьев на обратном пути из Иерусалима в Россию случайно посетил место подвигов и блаженной кончины святителя Николая Чудотворца, запустелый город Миры Ликийские и в нем печальные развалины древнего Сионского храма, где первоначально почивали мощи свт.

Николая Чудотворца до перенесения их в 1087 году в Бар-град. Пораженный убожеством этих драгоценных и близких русскому сердцу развалин, А. Н.

Муравьев воспылал горячей ревностью во что бы то ни стало приобрести их в собственность России с целью восстановить древний храм на этом месте высоких архипастырских подвигов и вечного упокоения в течение нескольких веков свт. Николая, Мирликийского Чудотврца.

Источник: https://www.ippo.ru/history/bari/1/1/

Турция. Демре. Древний город Мира и Церковь Святого Николая Чудотворца

Где находится гробница святого Николая

Сегодня я расскажу о небольшом городе в Турции Демре (Demre), в который мы заехали во время одного из наших самостоятельных путешествий по Турции. Чем знаменит этот город?

  • во-первых тем, что здесь находится древний город Мира (Myra) или Мира Ликийская, а точнее его руины, который интересен своими скальными гробницами и амфитеатром.
  • во-вторых, город считается родиной Святого Николая. Да-да, нашего зимнего Святого Николая, который приносит нам подарки 19 декабря (может находили у себя под подушкой в этот день конфетки?  Источник: http://Olgatravel.com/2014/06/demre-myra-i-cerkov-svyatogo-nikolaya/

    Древний город Мира в Турции. Демре и церковь святого Николая

    Где находится гробница святого Николая
    Древний город Демре Мира поистине можно назвать жемчужиной Турции. Это уникальная местность, сохранившая великие сооружения античности и отражающая богатую историю страны, пользуется несомненной популярностью у путешественников. Кроме того, здесь располагается и ценнейший христианский памятник – церковь Святого Николая. Поэтому, если вы отправляетесь на отдых в Турцию, обязательно занесите Демре Миру в свой список обязательных к посещению достопримечательностей. Ну а что это за город и как до него добраться, вам подскажет информация из нашей статьи.

    Общие сведения

    Небольшой город Демре площадью 471 кв. км раскинулся на юго-западе Турции. Он располагается в 150 км от Анталии и в 157 км от Фетхие. Население Демре не превышает 26 тысяч человек. Его удаленность от средиземноморского побережья составляет 5 км. До 2005 года этот город носил название Кале, а сегодня его часто именуют Мирой, что не совсем верно. Ведь Мира – это античный город (а точнее руины), который располагается неподалеку от Демре.Сегодня Демре в Турции – современный туристический курорт, куда приезжают в первую очередь за историей и знаниями, а не за пляжным отдыхом, хотя путешественникам вполне удается сочетать эти два мероприятия. Как и для всего средиземноморского побережья, для данной местности характерен теплый климат, при котором летняя температура варьируется в пределах 30-40 °C.Район Демре – это уникальное сочетание следов древней цивилизации, захватывающих горных ландшафтов и лазурных морских вод.Его жемчужиной стала античная Мира, куда в высокий сезон ежедневно прибывают многочисленные экскурсионные автобусы, собирающие туристов со всех уголков курортной Турции.

    Древний город Мира

    Чем же так уникальна и притягательна древняя Мира в Турции? Чтобы ответить на этот вопрос, важно ознакомиться с историей города и изучить его достопримечательности.На данный момент существует несколько версий происхождения названия «Мира». Первый вариант предполагает, что имя города произошло от слова «мирра», означающего смолу, из которой производились церковные благовония. Вторая версия гласит, что наименование связано с древним ликийским языком, с которого «мира» переводится как город солнца.Точный период образования города назвать невозможно, но известно, что первые упоминания о Мире датируются 4 веком до н.э. Тогда она являлась частью процветающего Ликийского государства и даже одно время выступала его столицей. В этот самый период в городе были возведены уникальные строения, посещение которых сегодня так популярно среди туристов. И хотя многие сооружения были повреждены в результате землетрясения, произошедшего во 2 веке н.э., ликийцам удалось их полностью восстановить.Статуя Николая ЧудотворцаВо времена расцвета Римской империи Ликийский союз подвергался атакам римской армии, и в итоге его территории перешли под владычество римлян. С их приходом здесь начало распространяться христианство. Именно в Мире начал свой путь Николай Чудотворец, занимавший в 4 веке должность городского епископа более четырех десятков лет. В его честь была построена церковь Святого Николая в Демре, которую сегодня может посетить любой желающий.Вплоть до 9 века древняя Мира оставалась процветающим римским городом и религиозным центром, но вскоре нагрянули арабы и подчинили эти земли своей власти. А в 12 веке сюда наведались сельджуки (тюркская народность, которая впоследствии смешалась с турецкими османами) и захватила ликийские территории, включая Миру.

    Достопримечательности древней Миры

    Город Демре в Турции посещают ради того, чтобы увидеть знаменитые ликийские гробницы и огромный амфитеатр, что располагаются в Мире. Давайте рассмотрим каждую достопримечательность более подробно. Северо-западный склон горы, обрамляющей Демре, стал обителью для знаменитых развалин ликийских гробниц. Объект представляет собой стену высотой более 200 метров, возведенную из циклопических каменных глыб, где размещаются многочисленные древние гробницы. Некоторые из них выстроены в форме домов, другие уходят вглубь скалы и имеют дверные и оконные проемы. Многим гробницам насчитывается более 2000 лет.Ликийцы верили, что после смерти человек улетает далеко на небеса. И поэтому они полагали, что чем выше от земли произведено захоронение, тем быстрее душе удастся попасть в рай. Как правило, на самой вершине погребали знатных и богатых людей, а внизу обустраивали гробницы для менее зажиточных жителей Ликии. До сегодняшних дней этот памятник хранит замысловатые ликийские надписи, смысл многих из которых так и остается загадкой. Неподалеку от гробниц раскинулось еще одно древнее сооружение – греко-римский амфитеатр, который был построен в 4 веке н.э. До прихода в Ликию римлян на ее территории заправляли греки и именно они возвели эту классическую театральную постройку. В течение своей истории сооружение не раз разрушалось природными стихиями, будто то землетрясением или наводнением, но всегда отстраивалось вновь. Когда государство завоевали римляне, они внесли свои изменения в здание амфитеатра, и именно поэтому сегодня он считается греко-римским.Театр рассчитан на 10 тысяч зрителей. В античные времена здесь устраивались грандиозные театральные представления и гладиаторские бои. В здании сохранилась настолько отличная акустика, что даже возможно услышать шепот со сцены. Сегодня амфитеатр стал излюбленной достопримечательностью древней Миры.

    Полезная информация

    1. Посетить античные развалины в Мире можно ежедневно с 9:00 до 19:00.
    2. Входной билет на территорию исторического комплекса стоит 6,5 $ на человека.
    3. Стоимость стоянки на парковке у достопримечательности составляет 1,5 $.
    4. Древний город располагается в 1,4 км к северо-востоку от Демре.
    5. Добраться сюда можно либо на общественном транспорте – рейсовом долмуше, следующем по направлению Демре-Мира, либо на такси.
    6. Рядом с достопримечательностью располагается несколько сувенирных лавок, кафе и закусочных.
    7. Минимальная цена на аренду двухместного номера в центре города за сутки варьируется в пределах 40-45 $.

    Цены на странице указаны на март 2018.

    Церковь Святого Николая Чудотворца

    В период с 300 по 343 гг. главным епископом Миры служил Святой Николай, которого также называют Чудотворцем или Угодником. Прежде всего, он известен как примиритель врагов, покровитель невинно осужденных, защитник моряков и детей. Согласно древним писаниям, когда-то живший на территории современного Демре Николай Чудотворец, тайно приносил подарки детям на Рождество. Именно поэтому он стал прототипом всем известного нам Санта Клауса.После смерти останки епископа были захоронены в римском саркофаге, который поместили в специально отстроенную церковь для лучшей сохранности. В 11 веке часть мощей была похищена итальянскими купцами и увезена в Италию, однако им не удалось забрать все останки. С течением веков храм ушел под землю на глубину более 4 метров и был выкопан археологами лишь спустя столетия.Сегодня любой путешественник может почтить память Святого, посетив храм Николая Чудотворца в Демре в Турции. Важнейшей достопримечательностью церкви является саркофаг Святого Николая, где ранее хранилась часть его мощей, которая впоследствии была передана музею Анталии. Также в храме можно полюбоваться древними фресками. Побывавшие здесь туристы отмечают, что церковь находится в запущенном состоянии и нуждается в скорейшей реконструкции. Но пока вопрос о реставрации так и остается открытым.

    • Посетить церковь Святого Николая в Демре в Турции можно ежедневно с 9:00 до 19:00 в высокий сезон. В период с ноября по март объект открыт с 8:00 до 17:00.
    • Стоимость входного билета в церковь составляет 5 $. Дети до 12 лет проходят бесплатно.

    Неподалеку от церкви располагается несколько лавок, где можно приобрести иконы, крестики и прочие товары.

    Как добраться до Демре из Анталии

    Автовокзала Otogar

    Если вы решили посетить Миру в Турции, самостоятельно выехав из Анталии, то у вас есть всего два варианта добраться до города:

    • На междугороднем автобусе. Для этого необходимо приехать на главный автовокзал Анталии (Otogar) и купить билет до Демре. Время в пути составит около двух с половиной часов. Автобус прибудет на автовокзал в Демре, располагающийся рядом с церковью Святого Николая.
    • На арендованном автомобиле. Следуйте из Анталии по трассе D 400, которая и приведет вас до пункта назначения.

    Если самостоятельный тур до Миры не ваш вариант, то вы всегда можете отправиться в город вместе с групповой экскурсией. Практически все туристические агентства предлагают тур «Демре – Мира — Кекова», в ходе которого вы посещаете древний город, церковь и затонувшие руины Кекова. Стоимость экскурсии обойдется не меньше, чем в 50 $ у отельного гида, и на 15-20% дешевле этой цены в местных турецких офисах.
    Booking.com

    Вывод

    Древний город Демре Мира, безусловно, является одним из ценнейших исторических памятников Турции. Он будет любопытен даже тем, кто никогда не интересовался античными постройками. Поэтому, будучи в стране, не пожалейте своего времени и посетите этот уникальный комплекс.

    с экскурсии в древний город Мира.

    Источник: https://kuku.travel/country/turciya/dostoprimechatelnosti-turciya/drevnij-gorod-mira-v-turcii-demre-i-cerkov-svyatogo-nikolaya/

    Турция. Церковь святого Николая в Демре

    К 9 утра мы приехали к входу в туристическую зону у церкви святого Николая в Демре. Церковь Святого Николая Чудотворца находится в Демре, в древности известном как Мира Ликийская. Церковь была построена в IV веке, сразу после смерти святого.

    Была уничтожена землетрясением, и на её месте возвели базилику, разрушенную в VII веке арабами. Современное здание церкви возвели около VIII века. В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос. Откопана в середине XIX века русскими паломниками.

    Предпринимались попытки строительства монастыря, но ввиду сложных отношений между Османской и Российской империями полное восстановление осуществлено не было.

    Церковь святого Николая

    После иконного центра следует посещение самой церкви. Церковь находится под защитным куполом который стоит на металлических опорах.

    Верхний уровень церкви святого Николая в Демре.

    Нижний уровень церкви.

    Церковь святого Николая в Демре представляет собой базилику в форме креста, с одним большим помещением посередине покрытым куполом. По бокам Церкви есть 2 зала, на севере с маленькой четырехугольной комнатой и ещё двумя комнатками.

    Сам святой Николай Угодник известен как святой способный силой молитвы воскрешать мёртвых и успокаивать штормы. От родителей унаследовал не малое состояние, но к мирским благам был не требователен. Раздавая наследство нуждающимся, мог оставить подарок у порога, а мог сбросить в дымоход.

    Внутри церкви Святого Николая сохранились фрески XI-XII веков.

    Умер святой Николай Угодник в 345 году н.э. Его похоронили в Турции, в церкви в Демре, где и служил архиепископом. Весной 1087 года купцы итальянского города Бари выкрали мощи святого и увезли в Италию где они и находятся по сей день.

    Существует легенда, что монахи даже под пытками не выдавали место захоронения святого Николая, но в итоге, что бы не допустить невинных жертв святой Николай сначала сам указал на место захоронения саркофага (на фото ниже), а после того как пытки возобновились в связи с тем что Барийцы никак не могли открыть саркофаг, крышка открылась сама.

    Итальянцы выкрали мощи не только корысти ради. В это время турки-сарацины особенно усердно грабили и разоряли Византию. Так что, возможно, даже мощи и спасли.

    Храм в Демре не является действующей церковью, сейчас это музей.

    Святой Николай Угодник Божий — один из наиболее почитаемых в России святых, и надо сказать не зря почитаемых, у католиков кажется даже не канонизирован. Однако в западной культуре он широко известен как Святой Клаус, Санта-Клаус. Николай на Вселенском соборе в 325 году н.э.

    активно отстаивал святость Христа и единство Святой Троицы. Арий — один из главных оппонентов даже получил от Николая по лицу. Потом, со слов экскурсовода, многим приснился сон, в котором Господь Иисус Христос подал Николаю Евангелие, а Богородица возложила на него омофор.

    Где находится и как добраться до церкви святого Николая

    Церковь святого Николая в Турции является очень популярным местом среди паломников и просто туристов. Сюда можно приехать на экскурсию практически из любого курорта на побережье Турции. Экскурсия называется Демре-Мира-Кекова. Забронировать экскурсию недорого можно на этом сайте. Так же большой выбор экскурсий можно найти здесь.

    Что бы попасть в церковь святого Николая самостоятельно, в первую очередь нужно добраться до Демре. Добираться в Демре ближе всего из Кемера. От автовокзала Анталии ехать около 2,5 часов.

    Церковь находится в самом центре Демре, в нескольких минутах ходьбы от автовокзала. Местоположение вы можете посмотреть на карте.

    Так же как вариант в Турции можно недорого арендовать автомобиль и посетить не только церковь святого Николая, но и другие достопримечательности. Взять авто в аренду на курортах Турции можно на этом сайте.

    Перед входом в прицерковную зону, на автобусной стоянке на щитах висят интересные баннеры. На одном из них изображение туристической карты Турции.

    Иконная лавка

    Перед выходом из территории церкви святого Николая есть иконная лавка. Фотографировать внутри нельзя. Не могу сказать, что мне это всегда мешало, но здесь сделать фото весьма проблемно. Вещи внутри бесспорно красивые и дорогие. Хотя не так. Очень красивые и очень дорогие — будет вернее.

    Большей частью это иконы из золота и серебра инкрустированные драгоценными камнями. Если бы у меня было совершенно лишние 500у.е., а лучше совершенно лишние 2000 у.е., я бы себе чего-нибудь приобрёл, но т.к. сии суммы у меня не водятся отделался магнитом за 3$))) На фото ниже пример иконы из драгоценных металлов с изображением святого Николая.

    Такие иконы можно купить в иконной лавке у церкви.

    Источник: https://itonga.ru/turkey/tserkov-svyatogo-nikolaya-v-demre/

    Мира (Демре) и Церковь Святого Николая Чудотворца

    Ликийские скальные гробницы – Мира (Демре)

    Древний город Мира находится совсем рядом с современным городом Демре. Небольшой по размерам Демре, расположенный в провинции Анталии. Расстояние от Анталии до Демре 140 км, а от Кемера 100 км. Демре – это святыня для христиан, приезжающих в Турцию. Это место паломничества и святой веры, город, где проповедовал Св. Николай Чудотворец. Ежегодно его посещают тысячи туристов из разных стран.

    История города Мира

    Древний город Мира (Демре) на карте

    Когда был основан город Мира, точно не известно, но руины и скальные гробницы, находящиеся вокруг Демре и датируемые пятым веком до нашей эры ликийские надписи, проливают свет на древнюю историю города. Город был расположен всего в пяти километрах от Средиземного моря и имел свою гавань – Андриаке.

    По историческим данным Мира входила в Ликийский союз и являлась одним из крупных городов Ликии. Город имел стратегическое значение, и в III-II веках до н.э., получил право чеканить свои монеты. В римский период Мира стала столицей римской провинции. Св. Павел при направлении в Рим в 60 году нашей эры остановился в этом городе и заменил судно.

    В четвертом и пятом веках Мира становится важным религиозным и административным центром под контролем Византии, но после вторжения арабов в седьмом веке нашей эры, город потерял свою значимость, а позже сильно пострадал от наводнений реки Мирос.

    Большая часть древнего города Мира до сих пор не раскопана, но театр и скальные гробницы с надписями на ликийском языке всегда привлекают множество туристов.

    Мира сегодня – Демре

    Театр древнего города Мира

    В наши дни в Миру можно достичь пройдя через домики, теплицы и апельсиновые поля вдоль Демре. Дойдя до местности в глаза бросается в первую очередь самый большой и наиболее сохраненный до наших дней театр Ликии, расположенный на южном склоне акрополя. Расположенный на склоне холма греко-римский театр состоит из двух концентрических полукругов.

    Имелись 29 рядов для зрителей и еще 6 рядов наверху. Театр был вместимостью от девяти до десяти тысяч человек. Сцена сохранилась вплоть до второго этажа. Каменные блоки в месте оркестра, находящиеся в виде груды свидетельствует о существовании в свое время показного фасада, украшенного статуями и уникальной архитектурой.

    Сводчатые галерии служат в качестве входа-выхода и прохладным местом для посетителей в летние дни.

    • Греко-римский театр древнего города
    • Выразительные рельефы театральных масок
    • Театр построен из каменных блоков из местного камня
    • Ликийские гробницы в скалах

    Святой Николай Чудотворец

    Исторические данные гласят, что Святой Николай – в православии Николай Чудотворец, а в католической религии Санта Клаус – происходил из зажиточной знатной семьи. Он был рожден, приблизительно, в 270 году в городе Патара, недалеко от Миры. Мать с отцом были очень набожными людьми и с детства приучали Николая к духовной культуре, к изучению религиозных книг. Он посещал церковь.

    Когда родители умерли, начал помогать людям от имени Бога, и целиком посвятил себя духовной жизни. Примерно в 300 году, Николай был избран епископом Миры, и прославился справедливостью, святостью и непогрешимостью, проводя все время в молитвах и отдавая все силы и знания на благо людей. Святой Николай умер, примерно, в 345 году.

    Его мощи положили в мраморный саркофаг и похоронили в церкви города Мира, где он прослужил всю свою жизнь, и они долго хранились нетленными, а прихожане получали от них исцеление. Во времена арабских набегов на Византию (VII-VIII вв), церковь неоднократно разрушалась. В одиннадцатом веке итальянские купцы перевезли мощи святого в Италию, где они хранятся в церкви Святого Евстафия, в городе Бари.

    К счастью, часть реликвии осталась не разграбленной, и некоторые фрагменты черепа, сейчас хранятся в Анталии, в Музее археологии. В христианстве Святой Николай почитается как чудотворец, является покровителем мореплавателей, путешествующих, заключённых и сирот.

    Церковь Святого Николая Чудотворца

    Храм Николая Чудотворца – общий вид

    Во втором веке произошло сильнейшее землетрясение. Святилище греческой богини – Артемиды в городе Мира было разрушено. Церковь Святого Николая Чудотворца была построена в четвертом веке византийскими зодчими на месте древнего храма богини Артемиды. После арабских набегов церковь была разрушена и пришла в запустение.

    В VIII – X веках, когда правили византийский император Константин, а затем императрица Зоя, храм заново восстановили, а также, возвели высокие стены. Не только войны несли разрушения. Церковь Николая Угодника была полностью затоплена водами близ протекающей реки Мирос. (Поэтому и пол церкви ныне находится на семь метров ниже уровня земли).

    Немало времени прошло, прежде чем случайно повторно обнаружили церковь. В 1850 году развалины посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на восстановление храма. На собранные средства, была выкуплена территория храма у Османского правительства и восстановлена часовня.

     Окончательные раскопки и реставрация церкви начались только ближе к девяностым годам.

    • Памятник на площади перед церковью
    • Внутренний вид церкви
    • Алтарь и колонны вокруг алтаря
    • Мозаика пола церкви святителя Николая

    Архитектура церкви Святого Николая

    План церкви Святого Николая в Демре

    Храм имеет вид православной базилики, в форме креста. Постройка содержит: внутренний двор; два вестибюля; большое, куполообразное помещение; два небольших зала по бокам; две круглые и одну квадратную маленькие комнаты. Изначально, крышу церкви венчал купол, но после реставрации, он был заменен сводом. В полукруглой части, сопряженной с большим залом, вдоль стен, к алтарю спускаются высеченные из камня скамьи.

    Центральный зал, отделяется от двух малых залов, проемами в виде арок. В главном зале есть коридор с колоннами. Коридор устроен так, что даже шепот хорошо слышен со всех сторон. Поэтому древние священнослужители во время молитвы без труда общались между собой. Через сводчатые ворота можно пройти в другие помещения, построенные в византийский период для разных целей. Пол церкви выложен орнаментом из различных видов камня.

    По словам историков, некоторые из этих мозаик, остались от храма Артемиды, где впоследствии была построена церковь. Ниши церкви украшены ликами святых. В одной из ниш находится саркофаг из белого мрамора, где, предположительно и находились мощи святого. За комнатами церкви есть сад, который окружен высокими стенами. В углу сада – четырехугольный каменный резервуар для воды.

    Древние каменные саркофаги, украшенные красивыми рельефами с узором из растений, расположены вокруг.

    Ежегодно, 6 декабря, в день смерти Святого Николая, христиане со всех уголков мира собираются в храме для поминальных служб и чтобы поклониться святым мощам. Святому Николаю по сей день молятся о счастье, хорошей жизни, о близких людях, которые находятся в отъезде, о здоровье детей.

    ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

    Источник: https://CappadociaVisit.com/mira-cerkov-sv-nikolaya/

    Где находятся мощи Николая Чудотворца: список и адреса храмов России + история перенесения святыни в Италию

    Подробное житие Мирликийского Чудотворца составил свт. Димитрий Ростовский. Святой родился предположительно в 270 г. в городе Патары (современная Турция). Его родители были благочестивыми людьми, имели знатное происхождение и благосостояние.

    Но достаток и высокое положение не повредили им – они были милостивыми к нуждающимся, верующими, молящимися. Не один год они молились о даровании сына, обещая посвятить родившееся дитя Господу. Милостивый Господь внял молитвам и даровал семье ребенка.

    Святителя Николая особенно почитает русский православный народ

    Сына крестили Николаем. Он был непохож на остальных детей: имея прекрасные успехи в учебе, он не тратил времени на пустые беседы, избегал всего греховного, подолгу читал Писание и молился. Со временем его посвятили в чтецы, а позже он стал пресвитером.

    Святитель участвовал во Вселенском соборе, обличал Ария и лично ударил нечестивца по щеке, защищая православие. За время своей земной жизни он много послужил людям и церкви.

    «Житие и чудеса Святителя Николая»

    В этом видео представлено жизнеописание чудотворца.

    История мощей чудотворца

    Святитель был удостоен долгой жизни, и уже в преклонных летах с миром отошел ко Господу. Это произошло примерно в 342 году, по новому стилю 19 декабря. Тело усопшего захоронили в храме, оно осталось нетленным. От него исходило необыкновенное благоухание, источалось неземное миро.

    Верующие, поклоняющиеся святому, исцелялись от болезней. Об этом стало широко известно, и к гробнице начали стекаться христиане из других городов и стран, чтобы получить врачевание болезней не только тела, но и души.

    Место захоронения святого

    Тело святителя, положенное в городском храме в Мирах Ликийских, находилось на месте до XI ст. Неизвестно, когда его официально канонизировали, но люди стали прославлять его как святого почти сразу после его преставления.

    В настоящее время о храме в Мирах, где покоился святитель, напоминают только руины. Город был переименован. Сейчас он зовется Демре и располагается на территории нынешней Турции.

    Расколотая гробница св. Николая в Мирах Ликийских

    Перенесение мощей в Италию

    В XI ст. Миры, равно как и многие византийские города, оказались под властью турок. В то же время итальянцы из города Бари особенно желали заполучить святые мощи, чтобы святитель стал покровителем их города. События разворачивались в 1087 г., после Великой Схизмы, результатом которой стало образование католической организации, дерзко именующей себя церковью.

    Католики начали собирать и проводить Крестовые походы. Под их мечами гибло много людей. Они похитили мощи Мирликийского Чудотворца и привезли их в г. Бари.

    Несмотря на сохранившиеся исторические факты нехристианского поведения католиков, итальянцы любят рассказывать иную историю перенесения святыни в их город.

    По версии местных жителей, святой явился во сне священнику и велел забрать мощи, лежащие в захваченном турками городе, в Европу.

    Эта легенда вызывает массу вопросов, и прежде всего, напоминает об отношении самого святого к ереси и его ударе по щеке нечестивого Ария. Итальянцы же ежегодно вспоминают перенесение святыни костюмированным карнавалом.

    Мощи св. Николая Чудотворца в базилике г. Бари, Италия

    Где хранятся мощи св. Николая сейчас

    В настоящее время святыня находится во многих городах и странах в виде частиц. В итальянских городах Бари и Венеции со времен Крестовых походов остались раки с мощами, но это лишь их части. Там они покоятся постоянно, лишь иногда их могут перевозить в другие места для поклонения. Кроме Италии, много частиц мощей находится в России.

    В 2017 году мощи привозили из г. Бари в Москву. Это событие стало следствием подписания декларации п. Кирилла и папы Римского Франциска в 2016 г.

    Документ стал отправной точкой приучения православных к совместным молитвам с еретиками и, как следствие, нарушения им Апостольских и Соборных правил. На деле в этой акции не было необходимости, так как в России частички мощей Николая Угодника тоже есть.

    Специально мощи были привезены в большой раке, словно в ней покоится все тело. Но и в Италии покоится лишь их часть.

    День памяти святителя отмечается дважды в году – 22 мая и 19 декабря.

    Города и храмы России, в которых есть частицы мощей св. Николая

    Во многих обителях России покоятся мощи Чудотворца. Нет необходимости ехать в другие страны или вступать в молитвенное общение с еретиками, чтобы иметь возможность к ним приложиться. В российской столице святыню можно найти в следующих обителях:

    • Данилов Свято-Троицкий монастырь, расположенный по адресу: Даниловский вал, 22 (метро «Тульская»);
    • Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, который находится на ул. Большая Лубянка, д. 19;
    • Иоанно-Предтеченский женский монастырь, расположенный по адресу: Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1;
    • Новодевичий женский монастырь, адрес которого: Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

    Кроме Москвы, святыни хранятся в церквях других русских городов:

    • Санкт-Петербург. Николо-Богоявленский морской собор, распложенный по адресу: Никольская площадь, 1, корп. 3;
    • Саратов. Свято-Никольский монастырь, адрес которого: ул. Дегтярная, 26;
    • Ростов-на-Дону. Свято-Казанский храм, который находится на просп. Космонавтов, 16А, (микрорайон Северный);
    • Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, расположенный на ул. Зеленая Роща, 1.

    Данилов Свято-Троицкий монастырьНоводевичий женский монастырьИоанно-Предтеченский женский монастырьАлександро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь

    О чем молятся у мощей святителя

    Святителя Николая особенно почитает русский православный народ, несмотря на то, что при своей земной жизни он не имел отношения к Руси. Существует множество свидетельств его чудесной помощи людям в разных нуждах: исцеление болезней, разрешение проблем бытовых или связанных с работой, спасение в опасностях и т. д. Не стоит приписывать святителю возможность помогать только в конкретных случаях. С молитвой можно прибегать к святому в любых нуждах, надеясь на милость Господа.

    Как прикладываться к святым мощам

    Православие не диктует верующим жестких правил почитания святынь, ведь как приложиться к мощам, каждая душа понимает самостоятельно. Поклоняясь святому, люди по велению сердца делают поясные или земные поклоны, осеняют себя крестными знамениями, молятся. Главное – чистота сердечная, искренность, вера в помощь. Обычно при поклонении соблюдаются такие особенности:

    • верующие не толпятся, не толкаются у раки;
    • женщины не приходят к святыням с макияжем;
    • сумки оставляют в другом месте, чтобы руки были свободными;
    • прикладываться к лику мощей или икон – дерзость.

    Нужно понимать, что рака или мощевик – это не просто «шкатулка». Приходя к мощам, человек приближается к самому святому, общается с ним.

    Мощи Николая Чудотворца

    Православие дает верующим для спасения абсолютно все. Во многих городах и церквях России в настоящее время находятся мощи Николая Чудотворца. Православные могут прибегать за помощью к любимому святому и поклоняться его мощам в любое время.

    Источник: https://MoiMolitvy.ru/mesta-i-moschi/nikolaya-chudotvortsa-gde-nahodyatsya-4416/

    Мощи Николая Чудотворца где находятся сейчас

    Николай Чудотворец самый почитаемый среди православных людей. Он при жизни помогал людям, а после смерти они молятся и просят о помощи. Умер Святой Николай в городе Мира, где его похоронили. Итальянские купцы решили тайно вывезти мощи в Италию. Где хранятся сейчас мощи Николая Чудотворца?

    Как останки попали в Италию

    В 11 веке Ликия стала подвергаться нападениям сельджуков. Тогда жители ушли в горы и забрали мощи святого. Итальянцы, почитавшие Николая Чудотворца, украли их ночью из храма и вывезли в Италию в город Бари. Отметили событие праздником, сейчас это 9 мая. И по настоящее время находятся мощи Николая Чудотворца в Бари Италия.

    Где хранятся мощи Николая Чудотворца

    Сначала отвели место нахождения останков Кафедральному собору, но затем выстроили храм названый именем Святого. Останки расположили в подземную часть часовни Базилика.

    Ежегодно священные служители в один из дней собирают миро, которое истощают мощи. Миро разбавляют водой и дают паломникам из других мест.

    В городе Мира находилась вторая часть останков, но их тоже украли и доставили в Венецию. Когда вывозили эту часть, епископ положил к ним ветвь пальмы из Иерусалима. Спустя время на ней появились молодые побеги. Где хранятся мощи Николая чудотворца? В гробнице на острове Лидо, который относится к Венеции.

    Как молиться останкам

    Верующие приезжают в Лидо и Бари поклониться святой реликвии с разных городов и стран, просят о поддержке. Чаще всего молят чтобы:

    • дочка удачно заключила брак;
    • избавить детей от беды
    • незаконно наказанные оказались на воле;
    • был достаток в доме;
    • избавить от болезней.

    Как помогает Святой

    Церковным маслом делают крест в больных местах и молятся. Многие верующие знают 7 молитв Святому Угоднику. После прочтения акафиста происходят истинные чудеса, люди излечиваются от страшных болезней. Женщины благодаря молитвам Угоднику дождались рождения своих первенцев.

    Так же читайте:  Молитва на исполнение желания Николаю Чудотворцу

    Николай Угодник благодетель моряков и путешественников и помощник в примирении конфликтных сторон. Помогает тем, кто хочет стать на правильный путь. Одинокие женщины просят помочь найти супруга. Помогает детям добиться цели в жизни. Излечиться от болезней.

    Как правильно поклониться святой реликвии

    Иногда останки доставляют в другие города и размещают в церквях. Чтобы поклониться святым мощам следует соблюдать некоторые правила:

    • К останкам необходимо следовать с верой и без спешки.
    • Прочитать молитву в мыслях, обращенную к Святому.
    • У реликвии дважды склониться по пояс и перекреститься. После этого подойти к святой реликвии.
    • Затем отойти склониться и перекреститься.
    • Если удалось коснуться священных останков, то необходимо просить о сокровенном, об излечении болезни, рождении малыша, замужестве, поиске новой работы.
    • При посещении церкви следует читать специальную молитву.

    Итак, хранятся мощи Николая Чудотворца в Бари и на острове Лидо Италия. Любой человек может посетить храмы и притронуться к святой реликвии.

    Мощи Николая Чудотворца где находятся сейчас

    Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух
    Читать «Далее» Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена
    Читать «Далее» Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила,
    Читать «Далее» А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят
    Читать «Далее» У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не
    Читать «Далее» В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные
    Читать «Далее» Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье
    Читать «Далее» В тот день мы опять поссорились с мужем из-за этих дурацких обоев. Как сейчас помню, было двадцать первое сентября, Рождество
    Читать «Далее» Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они
    Читать «Далее» Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей
    Читать «Далее»

    Источник: https://tolkovanie.info/moshhi-nikolaya-chudotvortsa-gde-nahodyatsya-sejchas/

    Гробница Николая Чудотворца: шокирующая правда или грандиозная пиар-акция

    Турецкие археологи выступили с сенсационным заявлением: они полагают, что мощи Николая Чудотворца — самого известного христианского святого — никогда не покидали место его захоронения в городе Мира (ныне — Демре), хотя принято считать, что в 1087 году они были перенесены в итальянский город Бари. Новость прозвучала через несколько месяцев после исторического события — принесения мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию, где с 22 мая по 28 июля им поклонились более двух миллионов человек.

    Впрочем, заявление археологов было неоднозначно воспринято даже коллегами, не говоря уж о верующих. О том, чем обернется это открытие и в чем ученые могут заблуждаться, разбиралось РИА Новости.

    Оплошность тысячелетия

    «В рамках реставрационных работ, начатых в церкви Святого Николая, было произведено сканирование при помощи георадара и томографа, которое продолжается до сих пор.

    В той части, которую мы называем апсидой, в параллельной северной и восточной частям зоне была обнаружено нетронутое  помещение, предположительно, относящееся к IV веку. Стены  этой конструкции кажутся  весьма прочными. Мы продолжаем вести работы.

    Я полагаю, что, если удастся проникнуть внутрь этого помещения, мы сможем получить больше сведений о святом Николае», — рассказал в интервью Sputnik-Турция глава Департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.

    Вероятность того, что найденная гробница принадлежит именно святителю Николаю, подчеркивает он, весьма велика. Святой был захоронен в церкви, которую затем заново отстроили в VI веке при императоре Юстиниане.

    «Весьма вероятно, что при этом строительстве были сохранены нижние части  здания. Если это так, то при землетрясении 529 года нижняя часть могла почти не пострадать. Если бы она пострадала, то на снимках мы не увидели бы настолько целых стен», — допускает археолог.

    Но подлинность гробницы, по его словам, может быть установлена «только в том случае, если в найденном помещении окажутся  плита с надписями и какие-либо артефакты, относящиеся к тому периоду».

    Согласно принятой в христианстве версии, около 85% мощей Николая Чудотворца хранится в Бари и около 10% — в Венеции. В XX веке было проведено два исследования, в ходе которых подтверждено, что мощи в Венеции и Бари принадлежат одному человеку.

    В 2017 году перед отправлением части мощей из Бари в Россию ученые провели очередное исследование святыни, подтвердив, что кость принадлежит малоазийскому греку, жившему в IV веке нашей эры.

    «Косточка минерализированная. Несмотря на то что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, ее прочность в целом сохранена», — рассказывает профессор Франко Интроне, который руководил исследованием.

    Однако турецкие ученые сомневаются в правоте своих коллег. «Они (итальянские ученые. — Прим. ред.) провели ДНК-тест, но не обнародовали его результаты. Здесь требовалось проведение более точного сверления и более точных работ. В данном случае важен тот факт, что было  обнаружено помещение, относящееся к IV веку. Если там не было произведено никакого вмешательства, это указывает на то, что принадлежность останков, найденных в XI веке, не доказана», — парирует Джемиль Карабайрам.

    Вместе с тем турецкие археологи не сомневаются, что хранящиеся в Италии останки относятся к IV веку. Вот только не принадлежат ли они Николаю Чудотворцу? По словам турецких ученых, барийские купцы в XI веке похитили не те кости — поистине великая оплошность. Возможно, жители Миры просто ввели их в заблуждение.

    В пользу этой версии говорит сама история о прибывших за мощами венецианцах. Они, войдя в храм, обыскали гробницу святителя, но ничего там не обнаружили. Тогда они начали пытать стражей храма и выяснили, что в там находятся мощи еще двух человек — дяди Николая Чудотворца и мученика Федора.

    Именно их останки венецианцы сперва и взяли, но затем, согласно хронике, вернулись и нашли мощи святителя Николая под храмовым алтарем.

    «Один из десятка Николаев»

    21 мая 2017, 02:05

    Николай ЧудотворецИменно из-за наличия в храме еще двух гробниц доводы турецких ученых сразу подверглись критике: возможно, они обнаружили как раз могилу дяди святителя либо мученика Федора.

    А вот историк Александр Бугаевский и вовсе утверждает, что никакого дяди у святителя не было. Дело в том, что у Николая Чудотворца есть тезка, живший в том же регионе примерно в ту же эпоху. Речь идет о святителе Николае Пинарском, которого тоже называли Чудотворцем.

    «В описании его жития вообще упоминаются 17 разных Николаев в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане). То есть это было очень распространенное имя — как у нас Иван, например. Конечно, там в разное время были разные святители. Могли среди них быть и Николаи. Это все бесконечная путаница», — отмечает он.

    Проблема еще и в том, поясняет историк, что до VIII века житие Николая Чудотворца существовало в небольших отрывках. Лишь около 810 года греческий архимандрит Михаил собрал фрагменты в единый текст.  Однако даже представители Церкви обращали внимание на то, что он изобилует несоответствиями, в том числе и хронологическими. Исследователи объясняют это тем, что в жизнеописание Николая Чудотворца добавили куски из жития Николая Пинарского.

    «Поэтому и возник такой винегрет», — поясняет Бугаевский.

    Вместе с тем историк сомневается в правоте турецких ученых. Во-первых, мощи святителя не были изначально погребены в храме, поскольку его построили на месте захоронения спустя двести лет после смерти святого.

    Во-вторых, история почитания гробницы Николая Чудотворца, как полагает ученый, не прерывается вплоть до XII века.

    «Нахождение мощей именно на том месте в храме (которому сейчас поклоняются верующие. — Прим. ред.) несомненно.

    В хрониках описывается, какая трагедия была для мирян, когда мощи увезли», — заявляет Бугаевский.

    «А может, это один из десятка других Николаев», — добавляет он о найденной теперь под храмом гробнице.

    Историк Александр Бугаевский отметил, что после похищения мощей итальянцами Греческая церковь так на них обиделась, что в ней до сих пор нет праздника перенесения мощей святителя, который отмечается 22 мая (Никола Вешний в русской православной традиции. — Прим. ред.). Кроме того, сенсационное заявление властей Антальи может быть просто попыткой привлечь туристов.

    Кстати, они уже хлынули в город, что подтвердили в администрации Антальи. А если окажется, что турецкие археологи правы, то он может стать одним из мировых центров паломничества.

    «К счастью, мы располагаем всеми необходимыми для этого ресурсами. Ранее число туристов, приезжающих в Демре, доходило до 700 тысяч. Теперь мы вновь можем достичь подобных показателей. Инфраструктура города позволит принять всех туристов», — отмечает мэр города Демре Сулейман Топчу.

    Возможно, это станет ощутимым ударом по экономике итальянского Бари: только из России в этот город приезжают более 70 тысяч паломников в год.

    Впрочем, в Русской православной церкви уверены, что подлинность мощей в Бари подтверждается многочисленными случаями исцелений.

    «Очень часто люди, которые получили помощь от святителя, свидетельствуют об этом. Я регулярно совершаю здесь богослужения в течение шести лет и даже за этот относительно недолгий период ко мне обращалось много людей, которые засвидетельствовали факты исцеления от таких недугов, как, например, онкология на последних стадиях, — заверяет настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов.

    В России зря стояли?

    Уже в первый день пребывания в России, 22 мая, к мощам Николая Чудотворца выстроилась очередь на полтора километра. И тут же многие, в том числе и церковные люди, стали задавать вопросы о целесообразности многочасового ожидания в очереди. Казалось бы, зачем это нужно, если только в Москве и Московской области частицы мощей святителя есть в 26 храмах.

    А если окажется, что мощи Николая Чудотворца никогда не покидали Турции? Выходит, зря стояли?

    В Церкви уверяют, что не зря. Главным является то, подчеркивают представители православного духовенства, что люди совершили полезное для души дело — небольшое паломничество. «Здесь может быть что хорошо: люди, которые никогда бы в храм не пришли или нескоро это сделали бы, в данном случае переступили его порог. Пусть даже мы потом будем обсуждать, сколько там искренней веры было и так далее. Но они пришли, и, я думаю, это важно само по себе.

    А что касается почитания святых, то им можно помолиться в любом месте, в том числе около мощей», — полагает протоиерей Павел Хондзинский.

    Конечно, для христианства, объясняет он, «важно историческое измерение». Но в случае со святынями Церковь опирается не на данные археологии, а «на проявлении благодати Божьей» в виде многочисленных чудес.

    В православии мощи являются не просто историческим артефактом, а «живым соприкосновением» верующего с таким же живым святым.

    «Где находятся его мощи, наверное, не самое главное. Главное, что они есть и мы можем около них помолиться», — заключает богослов.

    Источник: https://ria.ru/20171007/1506349036.html

    Мощи святителя Николая Чудотворца | Святой Николай Чудотворец

    Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря (н.ст.) около 345 года. Тело Угодника Божия с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии.

    Мощи Николая Чудотворца хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. По этой причине к его гробу притекали люди со всех концов земли. Ибо тем святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные. Согласно житию святого, мощи находились в Мирах (Мире) Ликийских несколько сотен лет, пока не были перенесены в Италию.

    Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари

    Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

    В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

    Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

    Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха.

    Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

    Расколотая гробница св. Николая в Мирах Ликийских

    Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

    Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая (по новому стилю 22 мая) они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

    Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

    22 мая — день перенесения мощей Николая Чудотворца

    Перенесением мощей Николая Чудотворца из Мир Ликикйских в Бари, вызвало особенное почитание святого и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. Греческая Церковь, например, не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для неё событием печальным.

    Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей Николая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого почитания великого угодника Божия. Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна. Его образ всесильного Чудотворца-благотворителя стал особенно дорог сердцу православного человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь.

    Где находятся мощи святого Николая сейчас?

    Мощи св. Николая Чудотворца в базилике г. Бари, Италия

    В настоящее время мощи Николая Чудотворца находятся в базилике города Бари в Италии. Надо сказать, что Угодник Божий стал одним из самых почитаемых святых на православной Руси. До революции верующие из Российской империи составляли основную массу паломников, приезжавших в Бари. Поэтому здесь также в 1913—1917 годах был построен храм в честь святителя Николая Русской православной церковью. Причем деньги на строительство собирали по всей России.

    По сей день честные мощи Николая Чудотворца источают благодатное миро, дающее исцеление телесное и духовное тысячам христиан со всего света. Раз в год, в день перенесения мощей в Бари, священники собирают миро, источаемое мощами. Разбавленное святой водой оно после развозится паломниками по разным странам, чтобы православные верующие в разных концах света смогли получить от освященного маслица духовное и телесное исцеление.

    Мощи Святителя Николая в Венеции

    Мощи св. Николая Чудотворца на о. Лидо, Венеция

    Оставшаяся в Мирах небольшая часть останков Николая Чудотворца примерно в 1097 году была похищена и перевезена в Венецию. Было принято решение хранить их в церкви на острове Лидо, которая была освящена в честь святого Николая.

    На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей святого Николая. Одни утверждали, что настоящие мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна пятая.

    Ежегодно храмы посещает огромнейшее количество паломников со всего мира, стремящихся приложиться к высокочтимой святыне и вознести молитвы Николаю Угоднику.

    Источник: http://svyatNikolaj.ru/moshhi-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca/

    Мифы и реальная история церкви Святителя Николая в Демре | Тайны Истории

    Интернет, как всегда, предоставил витиеватую смесь фактов и домыслов об истории храма на тему «как оно могло быть».

    Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.

    Мало того, как говаривал Мюллер Штирлицу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие» со всеми вытекающими последствиями.

    Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть,  агиография называется.

    Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.

    А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.

    Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический  статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.

    С 300 по где-то так до 345 год н.э.,  до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).

    Очень долго существовало мнение, что именно в этой церкви служил Святитель Николай, где и был захоронен

    Однако источники говорят, что Святитель Николай был захоронен вне городских стен в старинном ликийском саркофаге на месте разрушенного языческого святилища, храма Артемитды.

    Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.

    Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.

    Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.

    Немало слухов ходит о преемственности церкви Николая Угодника в Демре и предшествующего ей храма Артемиды

    Например, некоторые утверждают, что именно Святитель Николай и разрушил стоявший здесь языческий храм. Житие Николая Чудотворца действительно упоминает факт осквернения им храма Артемиды: «Николай пришел в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен, представляя собою приятное для бесов жилище.

    Святой Николай разорил этот храм скверны, сравнял высокое его здание с землею и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху, ополчившись более на бесов, нежели на самый храм». Однако археологические исследования утверждают, что храм Артемиды в Мире был разрушен во время землетрясения во 2 веке н.э.

    Еще один спорный момент – использование в оформлении православной церкви некоторых элементов декора и культовых атрибутов языческого храма.

    И если применение обломков в качестве строительного материала не вызывает сомнения (в кладке стен церкви и ограды церковного двора есть каменные блоки с древнеэллинскими письменами), то предположение, что мозаичные полы церкви Николая Угодника тоже когда-то украшали храм Артемиды – явный вымысел. В противном случае, как минимум, следовало бы признать, что языческий храм имел ту же планировку, что и церковь.

    Кроме того, специалисты характеризуют эту мозаику как прекрасный образец средневизантийского мозаичного искусства, а некоторые узоры (гид сказал) представляют собой христианскую символику.

    Возможно, этот мозаичный узор рядом с алтарем в церкви Николая Угодника в Демре символизирует «Апо́столов от семи́десяти » — ученики Христа и его учеников.

    А вот то, что алтарь и колонны около алтаря перекочевали в церковь Николая Чудотворца из храма Артемиды, вполне можно поверить: они заметно отличаются по стилистике исполнения от церкви и кажутся здесь несколько чужеродными.

    Нельзя обойти вниманием тему места погребения Святителя  Николая и перенесения его мощей

    Принято считать, что мощи святого покоились в одном из саркофагов, находящихся сейчас  в церкви. И не просто «в одном из», а в конкретном, заключенном в стеклянной витрине.

    Именно к нему стоят паломники и просто туристы, чтобы приложить иконки (к стеклянной витрине), приобретенные в многочисленных лавках вокруг церкви.

    Даже царь наш Николай 1, который финансировал реставрацию церкви в Мире в 1862 году, заказал высечь на мраморной крышке этого саркофага тропарь Святителю  Николаю «Правило Веры». И латиняте, купцы из города Бари, так же думали, когда прибыли изымать мощи. Однако, про них лучше рассказать всё по порядку.

    Легенда гласит, что в те далекие времена у жителей древней Миры был обычай прятаться в горах, если городу что-то угрожало: стихийное ли бедствие или вражеское нападение. Так было и в тот раз, когда над городом нависла угроза нападения сельджуков: народ побежал в горы. А про мощи Святителя и забыли. «Как же так?! Почему меня оставили?», возмутились мощи  Святителя, являясь то одному горожанину, то другому. Но те только отмахивались: мол, извините, уважаемый, не до вас.

    И так мощам обидно стало, что дух Николая явился епископу далекого города Бари (территория современной Италии) с просьбой перевезти его останки в сей славный портовый город, ибо сам святитель происходил из купеческого рода, а посему очень благоволил к морякам.

    История умалчивает о подробностях, но, видимо, чтобы подстраховаться, Святитель явился и кому-то в Венеции. И вот, весной 1087 года, корабли двух городов, Бари и Венеции, устроили чуть ли не гонки морские, призом в которых должны были стать мощи Святителя Николая.

    Победили барийцы. В церковных писаниях говорят, что жители Миры с плачем прощались с мощами Святителя Николая, но с пониманием отнеслись к воле Святого.

    Досталось кое-что из мощей и венецианцам: барийцы изымали мощи наощупь, так как «гробница была наполнена благоухающим миром», вот и пропустили что-то. Но и венецианцы были не очень внимательны, потому что небольшая часть мощей сейчас хранится в Анталийском археологическом музее.  Кстати, уже в конце 20 века было доказано, что останки в Бари, Венеции (частично, так как прихватили часть чужих останков) и Анталии действительно принадлежат одному человеку.

    Однако, агиографические исследования последних лет показывают, что перенесение мощей Святителя Николая было не столь благочестивым, как описывают древние хроники, но не менее захватывающим.

    Дело было так.

    В тот исторический период в христианском мире развернулась настоящая охота за священными реликвиями: считалось, что не важно, как они достались, всё равно помогут.

    Вот и решили барийские моряки, отправляясь в Сирию (Антиохию) с грузом зерна, заодно завладеть каким-либо образом святыми мощами Николая Угодника из Мир Ликийских. По другой версии, продажа зерна была прикрытием, а главной целью экспедиции как раз мощи и были.

    По прибытии в Миры, разведка барийцев выяснила, что город занят сельджуками, поэтому сначала решили продать зерно (избавиться от груза), а на обратном пути повторить попытку.

    Прибыв вторично в город, сельджуков там не обнаружили, но и горожан было мало: они, как это у них водится, прятались в горах. Беспрепятственно добравшись до церкви, барийцы численностью 11 человек нейтрализовали четырех монахов, заперев их в одной из келий. С саркофагом, в котором вроде бы должны были храниться мощи, не церемонились: просто его разбили.

    Но он оказался пуст.  Тогда привели одного из монахов и, применив к нему меры физического воздействия, а попросту избив, выяснили местоположение мощей: в гробнице под мозаичным полом одного из приделов храма. Так как операция была тайной, свет не зажигали: быстренько взломали пол, сгребли, что под руку попалось (как оказалось, не всё), и поспешили на корабль.

    Избитый монах освободил остальных, и они организовали преследование. К ним присоединились немногочисленные горожане, узнавшие о происшествии. Но у диверсантов была фора, поэтому они почти без потерь добрались до корабля, хотя пришлось  бросить кое-что из похищенного в храме.  Но мощи таки увезли.

    Уходили в море барийцы под несущиеся с берега проклятья, перемежающиеся матюгами.

    А венецианцы свою часть мощей Святителя Николая  Угодника получили только 10 лет спустя, в ходе Первого Крестового Похода. Причем история повторилась в точности, как и с барийцами: нападение на церковь, разрушение, избиение, похищение.

    И еще о послевизантийской истории церкви Святителя Николая здесь

    Источник: https://maxpark.com/community/506/content/3678121

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Святой Дух в Троице
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Какая религия первая по численности

Закрыть