Что значит слово Ветхий Завет

Что означает слово завет

Что значит слово Ветхий Завет

Завет – обучающий совет-завещание. Этимология слова восходит к старославянскому слову «ветъ» – уговор, договор, совет. Трактовка слова в основном имеет библейские истоки, чаще употребляется как составная часть Ветхого или Нового заветов.

Согласно словарю В.И.Даля завет – это все, что «завещано, свято наказано, заповедано», в том числе то, что имеет задушевный, сокровенный, личностный характер. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона слово означает союз или договор Бога с человеком. В толковом словаре С.И.Ожегова завет также истолковывается в религиозно-христианском  и воспитательном значениях: «Жить по заветам отцов. Великие заветы. Ветхий заветНовый завет»

В толковом словаре Д.Н.Ушакова спектр употребления наряду с христианскими мотивами расширен до политических примеров: «Заветы Ильича. Он следовал заветам своего учителя». Таким образом, слово завет имеет многочисленные оттенки значений.

Библейские истоки

Ветхий завет – первая часть христианской Библии, повествующая о создании мира и человека до прихода евреев в землю обетованную. В контексте Ветхого завета это древнегреческое слово означает завещание, соглашение сторон или оно приобретает славянское обличье в виде обета, т.е. обещания. Таким односторонним обещанием стал завет, заключенный между Богом и людьми. Поминание завета в первой части Библии имеет значение договора, клятвы, соглашения.

Новый завет – вторая часть Библии, открывающая Господа и его волю через жизнеописание Иисуса Христа. В контексте этого текста завет предстает неким союзом верующих и Бога.

Завет в Библии используется в значении нового формата отношений между Богом и человеком:

  • Книга пророка Иезекииля: «заключу с ними завет мира»;
  • Книга пророка Иеремии: «тот завет Мой они нарушили..»;
  • Книга Иисуса Навина: «И заключил Иисус с народом завет»;
  • Книга Царств: «и заключил пред лицем Господним завет» и др.

Новый завет в богословии – помимо названия второй части Библии, означает следующую веху во взаимоотношениях между Богом и человеком: осознанно выбранный путь взаимоотношений. Завет обрезания – это совет высшей силы, обязательный к исполнению, по обрезанию крайней плоти младенцев мужского пола на 8-й день после рождения.

Ноев завет – другое название Семи законов, или заповедей потомков Ноя. В знак скрепления этого договора о поведении человека и жизни в соответствии с законами Божьими, в небе явилась радуга.

Упоминания в иных видах источников

Завет в бахаизме – это обновленный Бахауллой вариант обещания Бога людям о руководстве ими. Соответственно это вновь формат договора между Богом и человеком, т.е. аналог библейского значения.

Третий завет – интерпретация или продолжение Ветхого и Нового заветов разными авторами в разные времена. Это своеобразная индивидуальная рефлексия на познание существующего мира.

«Аврамов завет» – произведение, посвященное библейскому Аврааму. Однако этот завет не включен в перечень канонической литературы. Также Авраамов завет имеет определенное значение в мормонизме, т.к. легализует целестиальный (храмовый) брак, как союз освященный Богом.

Культурно-литературное наследие

Так сложилось, что завет – слово, имеющее нотационный и обучающий характер. Имеющий глаза, да увидит, имеющий уши, да услышит слово Божье или слово уважаемой и значительной личности. Поэтому заветы созвучные с советами, не просто делятся опытом, но и завещают ценности.

Мирское толкование слова «завет» раскрывает подробный разбор и случаи употребления словарь В.И.Даля. Разнообразие однокоренных слов сводится к тому, что завет – это некое слово или мнение авторитетной личности, дающее услышавшему совет о возможности выбора своего пути.

«Завет» – стихотворение Тараса Шевченко 1845 года.

«Завет» – художественный фильм Э.Кустурицы 2007 года о наказе, завещании, умирающего деда своему внуку, который привел к созданию новой счастливой семьи.

«Заветы» – литературно-политический журнал начала XX века в России (1912-1914 гг.).

В истории культуры есть упоминания о заветных праздниках. В этот день жители определенного населенного пункта или района устраивали празднества в честь какого-либо святого, который помог им в трудные времена.

Стихийное бедствие или чрезвычайное происшествие (засуха, эпидемия, пожар и т.д.) объединяли жителей и зачастую сопровождались обращением к святым с просьбой о помощи и защите.

В знак избавления от проблемы жители считали обязанностью отблагодарить святого за внимание и помощь.

Территориально-административные единицы

  • Завет – район (болг. – община) в Разградской области Болгарии. Общая численность населения общины составляет свыше 15000 человек.
  • Завет – административный центр, населенный пункт в Разградской области Болгарии. Численность жителей около 4000 человек.
  • Завет – маленький населенный пункт в Бургасской области Болгарии. Численность населения свыше 100 человек.
  • Заветы – поселок в Калининградской области. Ныне не существует.

Источник: https://infonotes.ru/chto-oznachaet-slovo-zavet/

Ветхий завет

Что значит слово Ветхий Завет

Многие люди задаются вопросом: Кто или что такое Бог? Ответить на него можно с помощью Библии, которая начинается с Ветхого завета.

Эта книга является сакральным достоянием многих народов. В течение не одного столетия, была написана разными авторами.

  • Что такое Ветхий завет?
  • Краткое содержание
  • Сколько книг в Ветхом завете? Структура и авторы
  • Разница между Новым и Ветхим заветом
  • Пророческие книги Ветхого завета

Что такое Ветхий завет?

Ветхий завет является началом христианской Библии. В ней собраны различные рассказы, описаны мифы и догмы. Однако в неё вложено немало и настоящих историй, с помощью которых удалось рассмотреть жизнь прошлого.

Эта книга является сборником религиозных правил для христианского народа и иудеев.

Бытие

Начинается Ветхий завет с Бытия, в сюжете которого рассказано о создании человеческого мира. Так Бог создал нынешний мир всего за шесть дней, начиная с земли и небес и закончив людьми и прочими гадами. После усердной работы, он решил отдохнуть. Это правило легло в основу выходных в настоящее время. Господь был доволен своим творением.

Также в Бытии встречаются Адам и Ева, которые встретили в Эдемском саду змея. Первые люди были готовы нарушить Закон Божий, ради сладкой роскоши. Этим действием они вызывают гнев у их Создателя.

Пустынный мир начинает заполняться. Нравы новых обитателей портятся. У Господа кончается терпение.

Случается Великий Потоп. Он был вызван для того, чтобы стереть все грехи. В это время, Ной возводит корабль, собирая туда каждой чистой твари по 7 пар, а не чистой — 2.

Всё начинается заново. Создатель обещает больше не проводить подобных очистительных мероприятий. Новое население также обладает подлостью, их разум легкомыслен.

Многие наслышаны, но не все знают подробности предательства Иуды.

Авраам и Сара

Следом идёт рассказ о новых любимцах Господа – Аврааме и его супруге Саре. Спустя долгое время появляется ребёнок Исаак. Дитя было смыслом жизни для родителей.

Однако Бог пытается проверить веру Авраама и просит убить своего сына. Отец соглашается. В последний момент перед убийством, Господь разрешает заменить младенца бараном.

мысль, которую несёт данная часть, содержится в том, что только истинный верующий способен принести в жертву самое сокровенное. Проходит время, Исаак женится на девушке Ревекке. У них рождаются два сына. Одному из них, Бог дает имя Израиль. От его двенадцати детей начинается происхождение еврейского народа.

Попутно с этим временем рассказывается о ликвидации Содома и Гоморры.

Конец Бытия

Заканчивается Бытие тем, что евреи пришли в Египет. Там сыновья Иакова продают своего брата в рабство. После смерти правителя, приходит другой фараон.

Жизнь евреев становится тяжкой. В этот период приходит Моисей и начинает творить беспорядки. Евреи испортили воду, убили домашний скот, забрали богатства и ушли с земли.

Пустыня

Затем начинаются скитания по пустыне продолжительностью в сорок лет. Главной задачей Моисея было привести свой народ в Израиль. Не дойдя до него, Моисей умирает.

Приходит Иисус. После достижения новой земли, Господь сжалился, решив, что евреи сильно страдали. Начинается война за наилучшие условия.

Каждый оппонент Иисуса был поражен. Противников в плен он не брал. Затем 400 лет Создатель то наказывает Израиль, то отпускает его от муки. Евреи живут под властвованием Бога и временных правителей. Одним из них был Соломон.

Царство Израильское

Евреи решаются назначить правителя. Выбор падает на монаха Саула. Затем на престол приходит его сын Давид. В юности он успешно побеждает в битве с Голиафом. Он являлся хорошим царем.

Проводил большое количество реформ, сделал столицей евреев Иерусалим.  Доверие Господа пропало, после того, как Давид согрешил с девушкой, которая была замужем. Эта персона остается важной в Ветхом завете.

Деление Израиля

После того, как закончилось Соломоновское правление, пришёл царь Вавилона Навуходоносор.

Он взял весь еврейский народ в рабство. После чего, они начали молиться Господу. Спустя семь лет он сжалился и послал персов разбить вавилонского царя. Появляется Ездра, основатель иудаизма.

Пророки двух царств

В Библии рассказывается о великих людях, которые давали предсказания на будущее. Их называли пророками. Иудейский народ считал, что главными были Даниил и Исайя, Израиль, Елисей. На их истории и заканчивается Ветхий завет.

Сколько книг в Ветхом завете? Структура и авторы

В Ветхий завет входит 39 первых книг Библии. Написаны они были разными авторами в течение многих столетий.

Структуру данного сборника можно представить следующим образом:

  1. Пятикнижие Моисея. В этой части описаны происхождение мира, походы евреев до Земли Обетованной. Также формируются основные религиозные правила.
  2. Книги Иисуса, Судей и Царств рассказывают о смерти Моисея и жизни после него до прихода царя Вавилона.
  3. Пророки и их книги. Часть о предсказаниях.
  4. По Ветхому завету без определенного положения разбросаны проповеди. Они не объединены в один раздел. К ним можно отнести Псалтирь и книгу Иовы.

Разница между Новым и Ветхим заветом

Главным различием двух данных частей является то, что в Ветхом завете, Создатель зол и груб по отношению к евреям. Он требует жертвоприношения. Главной мыслью являлась фраза «око за око».

В Новом завете Бог говорит своим людям о том, что нужно любить своих врагов и благословлять проклинающих.

Пророческие книги Ветхого завета

К ним относятся 5 больших книг, в которые включены: Плачи Иеремии, Иезекиился и Даниила. Также книги Исаии и Иеремеи.

К пророческим относятся и малые книги Осии, Амоса, Авдии, Иоиля, Михея. К ним присоединились Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захарий и Малахия.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/vethij-zavet.html

Философский словарь — значение слова Ветхий Завет

Что значит слово Ветхий Завет

— часть Библии, рассматриваемая как св. писание и иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги В. з. можно разделить на несколько групп: Пятикнижие Моисеева, книги историч., пророч. и Писания. К историч. можно отнести книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди Пророков книг выделяются Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил как «великие», или «старшие»; кроме того, В. з.

содержит еще 12 книг малых пророков — Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел «писаний» чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повествования типа новелл (Руфь), и фи-лос. моралистич. трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротич. поэму «Песнь Песней», сборник молитв. песнопений — псалмов Псалтирь и т. д. В правосл. и католич. издания Библии включаются также 11 книг В. з., не являющиеся каноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи.

Католич. церковь рассматривает их как канонические второго порядка; правосл. церковь не считает каноническими, но признает «душеполезными»; протест, церкви приравнивают их к апокрифам. Авторами подавляющего большинства книг В. з. являются отнюдь не те лица, к-рых называет церковь, даты появления книг В. з. также в большинстве случаев указываются неправильно. В часта., первые 5 книг не принадлежат, разумеется, мифич. Моисею. История создания В. з.

в целом охватывает период с 9 в. до н. э. по 60-е гг. 2 в. до н. э. Оригинальный язык в.-з. книг — др.-евр-, за исключением отд. фрагментов (Дан. 2:4; 7:28; 1 Езд. 4:8; 18:7, 12-26; Иер. 10: 11), написанных на арамейск. языке. В последние два столетия до н. э. был осуществлен перевод В. з. на греч. язык (Септуагинта). Этот текст наряду с др.-евр. оригиналом рассматривается христ. церквами как богооткровенный. В кон. 4- нач. 5 в. н. э. блаженный Иероним перевел В.

з. на лат. язык; этот перевод под названием Вульгаты (народный, общедоступный) признан богооткровенным на Три-дентском соборе католич. церкви (1545-1563). Кодификация и канонизация книг В. з. началась в 5 в. до н. э. и была завершена к кон. 1 в. н. э. Ямнийским раввинистич. собором. Христианством канон В. з. был воспринят в том виде, какой был придан ему иудаизмом. В течение ряда столетий текст В. з. редактировался масоретами. Помимо канонич. и неканонич. книг В.

з. существуют также в.-з. апокрифы.

Смотреть значение Ветхий Завет в других словарях

Ветхий — обветшалыйобветшавшийдряхлый

Словарь синонимов

Ветхий — исконный, доконный, древний, давний, давнишний, старый, стародавний. Завет, все библейские книги, писанные до Рождества Христова, одинаково признаваемые евреями и христианами
Толковый словарь Даля

Ветхий — ветхая, ветхое; ветх, ветха, ветхо. Дряхлый, разрушающийся от старости (книжн.). старик. Ветхое платье. Ветхая изба. завет — см. завет.
Толковый словарь Ушакова

Ветхий Прил. — 1. Старый, близкий к разрушению, обветшалый. // Крайне изношенный, пришедший в негодность от времени, от употребления, истлевший (об одежде, бумаге и т.п.). // Очень старый,..
Толковый словарь Ефремовой

Завет М. — 1. Наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям. // Обычай, унаследованный от прошлого. 2. устар. Обет, обещание.
Толковый словарь Ефремовой

Ветхий — -ая, -ое; ветх, -а́, -о.1. Разрушающийся; пришедший в негодность от времени; обветшалый. В. дом. В-ая одежда, кровля. Обложка совсем в-ая.2. Очень старый; дряхлый. В. старик.3

Толковый словарь Кузнецова

Завет — -а; м. Высок. Наказ, наставление, завещание, данные последователям или потомкам. Выполнять заветы отцов. // То, что вошло в традицию, установилось с давнего времени. Морской..
Толковый словарь Кузнецова

Ветхий — Общеславянское слово индоевропейской природы, имевшее начальное значение «годовой» – древнеиндийское vatsas (к которому и восходит прилагательное ветхий) переводится..
Этимологический словарь Крылова

Завет — Общеславянское образование от глагола завыпити – «завещать», в свою очередь образованного от глагола вътити – «знать», восходящего к существительному вътъ – «совет,..
Этимологический словарь Крылова

Ветхий Завет — см. в ст. Библия.
Большой энциклопедический словарь

Новый Завет — вторая, христианская часть Библии. Датируется, скорее всего,2-й пол. 1 — нач. 2 вв.
Большой энциклопедический словарь

Ветхий Завет — — часть Библии, рассматриваемая как священное писание иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими.
Исторический словарь

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал Библию император

Ветхий Завет. Его Состав И — В своем окончательном виде Ветхий завет состоит из трех частей— «Пятикнижие Моисея», «Пророки» и «Писания»,— включающих разновременные и различные по содержанию..
Исторический словарь

Завет — -договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Ц 20.16), между отдельным человеком и народом (2Ц 5.3), между Господом, царем..
Исторический словарь

Завет Соли — (Чис 18.19; 2Пар 13.5)-твердое обещание, прочный союз. Точное значение выражения не известно. Полагают, что оно связано с обычаем в древности есть соль при заключении союзов,..
Исторический словарь

Новый Завет — — вторая, христианская часть Библии. Датируется, скорее всего, второй половиной 1-го— началом II веков.
Исторический словарь

Ветхий Завет — назв., к-рое христианские богословы дали большей, дохристианской части Библии, признавая этим ее «священный» характер, но подчеркивая в то же время, что законы В. з. утратили..
Советская историческая энциклопедия

Новый Завет — название, данное христ. богословами христ. части Библии (составленной якобы учениками Христа и их последователями и признаваемой только христ. церковью) для отличия..
Советская историческая энциклопедия

ВЕТХИЙ — ВЕТХИЙ, -ая, -ое; ветх, -а, -о. Разрушающийся от старости; дряхлый. В. домик. В. старик. * Ветхий Завет — дохристианская часть Библии. || сущ. ветхость, -и, ж. Строение пришло в в. (изветшало).
Толковый словарь Ожегова

ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, -а, м. (высок.). Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по заветам отцов. Великие заветы. * Ветхий Завет — дохристианская часть Библии. Новый Завет — христианская часть Библии.
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Ветхий Завет

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/2161

Толкование библии (священного писания)

Слово «Библия» в переводе с греческого означает «книги» (в малоазийском городе Библос производились папирусы для древних книг).

Множественное число в этом названии первоначально подчеркивало структуру Священного Писания иудеев, состоящего из многих книг, но со временем приобрело другой, величественный смысл: что-то вроде «Книга книг», или «всем книгам – Книга».

После многих лет атеистической идеологии и в годы пришедшего ей на смену духовного плюрализма правильное понимание Библии становится для православного христианина не столько признаком образованности, сколько одним из условий спасения. В духовной литературе часто употребляется термин «откровение».

Лекции по Ветхому Завету протоиерей Н. Соколов

Сегодня мы начинаем цикл лекций, посвященных одной из самых великих книг, существующих в мире, — Библии, а точнее первой ее части, которая называется Ветхий Завет.

Темой наших лекций на протяжении двух лет будет опыт богословского осмысления и раскрытия значения Священного Писания Ветхого Завета как непреходящей ценности в царстве духовных ценностей, как ценности, которая получает свое истолкование в свете Священного Писания Нового Завета и в общем контексте церковного понимания путей спасительного Божественного Промысла.

Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета Д.Г. Добыкин

Данный курс лекций не претендует на оригинальность и является компиляцией из целого ряда дореволюционных и современных исследований и публикаций по Священному Писанию Ветхого Завета. Целью составителя является такой курс, который был бы интересен всем тем, кто ещё не знает, но хочет знать, что такое Ветхий Завет.

Библия и наука о сотворении мира прот. Стефан Ляшевский

Настоящий опыт богословского анализа Библейского сказания представляет собой первую часть научного исследования (повествования) о сотворении мира и человека. Вторая часть исследования посвящена исключительно первым людям на земле, жизнь которых рассмотрена в свете современных археологических данных о доисторическом человеке.

В области геологических, археологических знаний есть положения известные, являющиеся абсолютной истиной, и есть положения спорные, по которым существует несколько суждений и теорий.

Обращаясь исключительно к научным данным геологии и палеонтологии, а во второй части книги и к археологическим исследованиям, я мог, конечно, свободно делать выбор между различными гипотезами, а в некоторых случаях высказывать и свои личные суждения. О степени убедительности этого исследования могут судить все, кто хочет взглянуть на мир и человека с точки зрения богооткровенных знаний, о которых повествуют первые страницы книги Бытия.

Зуб за зуб Андрей Десницкий

Казни, штрафы, соблюдение суровых законов – разве может этого требовать от человека Бог Любви? А ведь именно таким представляется многим нашим современникам Ветхий Завет, который требует «око за око, и зуб за зуб».

Жесток ли Ветхий Завет? диакон Андрей Кураев

Сегодня легче понять тайну Израиля, нежели сто лет назад, потому что для ее понимания надо представить себе мир, в котором живут только язычники. Надо вообразить мир, в котором Евангелие еще не проповедано, а вокруг кишмя кишат маги, колдуны, шаманы, духи и «боги». Сегодня это сделать проще. Снова обыватели пугают друг друга порчами и сглазами, снова бродячие шаманы предлагают свои услуги по «привороту» и «отвороту».

Снова вокруг ярмарочное изобилие имен и масок различных духов и божеств, оккультных словечек, обозначающих всевозможные «планы», «эоны» и «энергии».

Люди забыли, что можно просто встать перед Богом и без всяких сложных ритуалов, заклинаний и велеречивых именований сказать: «Господи!»
И сколь редко сегодня на книжных развалах можно встретить книгу о Православии, столь же редко три тысячи лет назад можно было на земле услышать слово о Едином Боге.

Приподнявший завесу времени Екатерина Прогнимак

“И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников”. Нет, это не цитата из доселе неизвестного евангельского текста, описывающая предательство Иуды. Все это было предсказано пророком Захарией еще за 500 лет до Рождества Христова. И слова о тридцати сребрениках, и другие столь же точные предсказания Захарии без труда можно найти в любом издании Ветхого Завета.

Но откуда мог знать пророк Захария о готовящемся предательстве, если жил задолго до описываемых в Евангелии событий?

Беседы на Книгу Бытия протоиерей Олег Стеняев

Книга составлена из бесед известного московского священника Олега Стеняева – клирика храма Преображения Господня и Всех скорбящих Радость на Ордынке в Москве, руководителя Программы реабилитации жертв нетрадиционных религий Миссионерского Отдела Московского Патриархата, постоянного участника программ радиостанции «Радонеж».
В своих беседах отец Олег показывает, что Библейское Откровение является ключом для понимания и решения многих наших политических, социальных, семейных и личных проблем.

Зачем читать Ветхий Завет? диакон Роман Штаудингер

Книга составлена из бесед известного московского священника Олега Стеняева – клирика храма Преображения Господня и Всех скорбящих Радость на Ордынке в Москве, руководителя Программы реабилитации жертв нетрадиционных религий Миссионерского Отдела Московского Патриархата, постоянного участника программ радиостанции «Радонеж».
В своих беседах отец Олег показывает, что Библейское Откровение является ключом для понимания и решения многих наших политических, социальных, семейных и личных проблем.

Ветхий Завет в Новозаветной Церкви прот. Михаил Помазанский

МНОГО ВЕКОВ отделяет нас от времени написания книг Ветхого Завета, особенно первых его книг. И уже нелегко нам переноситься в тот строй души и в ту обстановку, в каких создавались эти боговдохновенные книги и какие представлены в самих этих книгах. Отсюда рождаются недоумения, смущающие мысль современного человека.

Особенно часто возникают эти недоумения при желании согласовать научные взгляды современности с простотой библейских представлений о мире. Встают и общие вопросы о том, насколько соответствуют ветхозаветные взгляды новозаветному мировоззрению.

И спрашивают: зачем Ветхий Завет? Не достаточно ли учения Нового Завета и Писаний Нового Завета?Что касается врагов христианства, то издавна выступления против христианства начинаются с нападений на Ветхий Завет. И нынешнее воинствующее безбожие считает сказания Ветхого Завета наиболее легким материалом для этой цели.

Те, кто прошли через полосу религиозных сомнений и, может быть, религиозного отрицания, особенно те, кто прошел советскую антирелигиозную учебу, указывают, что первый камень преткновения для их веры был им подброшен из этой области.

Данный краткий обзор ветхозаветных Писаний не может ответить на все возникающие вопросы, но, думается, он указывает руководящие начала, при которых можно избежать ряда недоразумений.

Зачем приносят жертвы? Андрей Десницкий

Зачем в Библии описывают всякие жертвы? В примитивном древнем язычестве, конечно, люди думали, что к божеству или духу, как к начальнику, без подарка-взятки обращаться неудобно. Но почему жертв требовал и Единый Бог, Которому и так принадлежит вся вселенная? И почему, наконец, смерть Христа на кресте описывается как жертва особого рода — кто, кому и зачем ее принес?..

Отчего так мелочен Ветхий Завет? Андрей Десницкий

Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии?

Историко-культурный контекст Ветхого Завета В. Сорокин 

Вопрос о происхождении Торы является в современной библеистике одним из наиболее сложных и запутанных. При этом приходится иметь в виду два аспекта проблемы: вопрос об источниках Торы, то есть о тех текстах, которые предшествовали появлению её окончательного варианта, и вопрос о кодификации, то есть о признании известного текста или группы текста Торой

«Неинтересный» Ветхий Завет Юрий Максимов

К сожалению, сегодня в храмы приходит много людей, которые либо вовсе никогда не открывали Евангелие, либо читали его поверхностно. Но если чтение Нового Завета все-таки осознается большинством христиан как необходимость – странно, если было бы по-другому, то знакомство со Священным Писанием Ветхого Завета ограничивается «Законом Божиим» протоиерея Серафима Слободского

Как читать Библию? протоиерей Александр Мень

Книга представляет собой антологию библейских текстов, составленную известным богословом, православным священником Александром Менем. Последовательность текстов соответствует хронологии истории Спасения. Книга состоит из трех частей. Предлагаемая первая часть начинается с Пятикнижия и заканчивается Книгой Песни Песней, традиционно приписываемой Соломону.

Все библейские тексты снабжены кратким научным комментарием. В вводном разделе рассказывается об истории создания Библии и о ее влиянии на мировую культуру.
К книге приложены краткая библиография, схема библейских источников, хронологические таблицы истории Древнего Востока и карты.

Предназначена для самого широкого круга читателей, интересующихся миром Библии

Как читать Ветхий Завет? протопресвитер Иоанн Брек

Источник: https://crost.ca/ru/interpretation-of-the-bible-scripture/

Ветхий Завет

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием.

В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

Первоначальный вид и язык Священного Писания

Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь.

Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны.

Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно.

Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.

Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.

История возникновения ветхозаветных книг

Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).

Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу.

Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.

) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон.

Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн).

Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.

Время от вавилонского пленения до времени Великой синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Х.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка священных книг (канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому святому учителю закона Бога Небесного (см. 1 Езд. 1,12).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда надо набирать святую воду

При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. 2, 13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него боговдохновенные писания и включил в этот состав как Книгу Неемии, так и Книгу со своим собственным именем.

Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время вошли в список книг, собранных Ездрой.

Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.

Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности.

Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия.

Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.

Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:

1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.

3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.

4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги.

Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников.

В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими.

Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн.

пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)

Ветхий Завет: ответы священников

  • Почему были истреблены ханаанские народы?
  • Почему Лот предлагает содомлянам своих дочерей?
  • Почему пророк Исаия назвал сатану «сыном зари» и «человеком, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею»?
  • В Библии сказано о 7 днях творения, а в школе учат об эволюции, которая шла миллионы лет. Кто прав?
  • Почему мы должны страдать из-за греха Адама и Евы?
  • От кого произошли люди, если Каин после убийства Авеля остался один?
  • Почему Бог дал закон только израильскому народу?
  • Разъясните, почему есть явное несоответствие в последовательности событий, описанных в 10 и 11 главах книги Бытия?
  • Как нужно относиться к книгам Ветхого Завета?
  • Есть ли в Библии прямой текст указывающий, что Бог Отец является Творцом? Ведь слово Бог еще не означает, что имеется в виду Бог Отец?

Ветхий Завет. Книга Бытия. Слушать

Источник: https://www.pravmir.ru/vetxij-zavet/

Завет — это что значит? История Ветхого Завета

Тот, кто считает себя христианином, должен постоянно просвещаться в религиозном плане, совершать паломнические поездки, читать духовные книги и изучать Библию. Данная книга состоит из 2 частей – это Ветхий и Новый Завет (Евангелие). Они объединили в себе целую историю событий, начинающихся от сотворения мира Господом и заканчивающихся распространением христианской веры по всей земле апостолами Сына Божия после Его Вознесения на небеса.

Два значения Ветхого Завета

Ветхий Завет – это часть Библии, описывающая жизнь еврейского народа. Именно поэтому данная книга считается общей для представителей христианства и иудаизма. Собранный буквально по частицам и из разных источников, Ветхий Завет является уникальным в своем роде произведением, созданным в период с XIII по I век до н.э.

Впервые слово «завет» прозвучало из уст пророка Моисея, посредством которого Господь даровал людям 10 нагорных заповедей, начертанных на скрижалях. Таким образом, Бог заключил со своим народом завет (договор), по которому они, соблюдая его наказ, получают от Него милость и любовь.

Обобщая вышесказанное, отметим, что выражение «Ветхий Завет» – это термин, который может интерпретироваться и как часть Библии, и как соглашение Господа и его народа.

В чем отличие заветов

У тех, кто только начинает интересоваться христианством и приступает к изучению Библии, нередко возникает вопрос о том, по какому принципу ее разделили на две части. Прежде всего, необходимо знать, что Ветхий Завет – это жизнеописание еврейского народа и пути его спасения через многочисленных пророков до пришествия на землю Сына Божия.

События первой части Библии кажутся довольно жестокими, а поступки некоторых ее героев – недостойными, противоречащими современным устоям христианства. Многочисленные жертвоприношения, братоубийство, страшнейшие грехопадения Содома и Гоморры – вот неполный список того, что мы можем встретить на страницах Ветхого Завета.

Люди, некогда отказавшись от райской жизни непослушанием, сами заработали свое наказание в виде смертей, болезней и жестокосердия. Но, несмотря на грехи человечества, Бог-Отец очень милостив и искренне любит своих чад. Именно поэтому Он отправляет на Землю своего Сына – Иисуса Христа, который впоследствии искупит человеческие грехи и откроет врата Эдема.

Пришествие Господа на Землю есть заключение Нового Завета между Ним и людьми, по которому те, кто ведет благочестивый образ жизни, соответствующий христианской морали, попадают в рай после своей кончины. Существенно смягчаются законы жизни христианина, главным принципом становится любовь к ближнему.

Как гласит Библия, Иисус Христос открыл для людей врата рая. В ветхозаветные времена даже праведные и благочестивые люди после своей смерти оказывались в аду из-за греха прародителей — Адама и Евы. Поэтому можно говорить о том, что Новый Завет – это ключ к вечному спасению.

Структура Ветхого Завета

Первая часть под названием Тора состоит из нескольких книг, написанных пророком Моисеем. В их число входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Кроме Торы в состав Ветхого Завета входит Книга Пророков, в которую заключены сюжеты исторического и пророческого характера.

В Писании насчитывается 13 книг, среди которых есть как философские размышления (например, Книга Иова), так и поэмы о любви и другие.

Все вышеперечисленные составляющие Ветхого Завета названы каноническими. Остальные книги первой части Библии православие считает душеполезными, но не признанными каноном.

Тора. Значение

Как уже было сказано, Тора – это Ветхий Завет, а точнее, Пятикнижие от пророка Моисея, которое представляет собой рукописные свитки. Кроме того, в Библии Торой называют отдельные Божьи законы. Сведения, данные самим Господом пророку, были не только написаны на свитках, но и передавались в устной форме. Таким образом, существует не только письменная, но и устная Тора, оказавшая влияние на моральные устои человечества.

Первые страницы Ветхого Завета

«Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог» Именно так открывается история Ветхого Завета. С первых страниц мы можем узнать о сотворении Господом окружающего нас мира — неба и земли, луны, солнца и звезд, океанов и морей, животных, птиц и человека за шесть дней.

Сотворив Адама по образу и подобию своему, Бог также создает женщину и нарекает ее Евой. «Плодитесь и размножайтесь», – заповедает Господь своим чадам. Предоставив людям все, что им необходимо для вечного блаженства, Бог запрещает им приближаться к Древу Познания и есть его плоды. Соблазнение запретным яблоком стоило Адаму и Еве райской жизни. Первые люди стали доступны греху и смерти. Об этом рассказывается в первых трех главах Бытия.

Жизнь на Земле: Каин и Авель

Когда Адам и Ева оказались на земле, у них начали рождаться дети, первыми среди которых были Каин и Авель. Первый брат занимался землей, в то время как второй пас стада. Авель был более кротким и верующим, часто пребывающим в молитве и надеющимся на милость Божию.

У Каина было черствое и жестокое сердце, не имеющего страха Божьего. Жертву Авеля Господь принял, а ягненка второго брата отверг. Каин, озлобясь, затаил обиду. Он позвал Авеля в поле и там убил его.

Господь, видя не только поступки, но зная и помыслы человеческие, предупреждал Каина о возможном несчастье, убеждал его побороть недобрые замыслы, которые были зачатком несмываемого кровного греха.

Но старший брат, ослепнув от зависти и ненависти, совершил грех братоубийства. За это Господь проклял Каина.

Новое основание

После убийства Авеля и изгнания Каина история Ветхого Завета продолжается. Бог даровал Адаму и Еве другого сына – Сифа, от которого произошли добрые и благочестивые потомки. Его имя в переводе означает «основание», что можно интерпретировать как фундамент нового человечества. Ведь именно от этого рода произошли сыны Божии, как говорит писание, а от рода «окаянного» – сыны человеческие.

После того как потомки Каина и Авеля стали вступать в брак между собой, люди на земле становились все более развращенными. Это продолжалось до тех пор, пока не остался лишь один праведный Ной со своим семейством. Господь, не в силах терпеть тяжких людских грехов, решает очистить землю и посылает потоп.

Бог предупреждает Ноя о своем намерении и заповедует ему построить ковчег, в который праведный должен взять по паре животных, не способных существовать в воде.

Потоп длился целых сто пятьдесят дней, после чего вода начала постепенно входить в свое русло. На новообретенном месте Ной приносит Богу жертву за свое спасение. В ответ Господь дает ему обещание никогда больше не устраивать Всемирный Потоп и указывает на радугу, которая по сей день символизирует обет, данный самим Богом.

Семья Ноя. Вавилонское столпотворение

У Ноя было три сына, которые после потопа вместе с женами остались жить с ним. Вместе с отцом они начали возделывать землю и занялись возведением виноградников. Однажды Ной попробовал вина и уснул обнаженным, впервые познав всю опьяняющую силу хмельного напитка.

В таком виде его застал сын Хам, который рассказал об увиденном своим братьям, тем самым показав неуважительное отношение к своему отцу. Сим и Иафет, напротив, поспешили накрыть тело нагого родителя.

Когда Ной проснулся и узнал, что произошло, он проклял Хама и весь его род, обрекая их на вечное подчинение потомкам братьев.

Так появились три племени – симиты, иафиты и хамиты. Последние решили во чтобы то ни стало разрешить себя от бремени подчинения и задумали построить башню высотой до самых небес, дабы самим возвыситься. Господь, узнав об этом замысле, разделил хамитов, наделив их разными языками. Таким образом, люди не смогли между собой договориться и воплотить свой замысел. Место недостроенной башни назвали Вавилоном.

Прообраз Христа

Среди множества сюжетов ветхого Завета особого выделяется история о жертвоприношении Авраама. Он был благочестивым потомком Сима, верующим в Бога. В то время по все земле распространилось идолопоклонничество, и люди забыли страх Божий. За праведную жизнь Авраама и его жены Сарры, уже давно отчаявшихся иметь детей, Святая Троица посетила их шатер.

На тот момент праведные были в совсем преклонном возрасте. Но так как Господу угодно все, через год в семье Авраама родился сын Исаак. Любили свое чадо они безмерно. И Бог, видя отношение родителей к своему сыну, решил убедиться в истинной вере и любви праведного. Господь попросил Авраама принести Исаака ему в жертву.

Праведный знал, что Бог всегда желает только благого, поэтому он отправился на гору, взяв поленья для разведения костра и своего малолетнего сына. Господь, увидев преданность Авраама, попросил его заколоть запутавшегося в кустах барана вместо единственного любимого чада.

Так праведный показал свой страх перед Господом, за что был награжден многочисленным потомством, из которого впоследствии вышел сам Спаситель.

Данный библейский сюжет предваряет историю принесения великой жертвы Сына Божия за грехи человеческие. Подобно Аврааму, Господь не пожалел своего сына во искупление людского рода. Данный сюжет также описывает Библия (Новый Завет). Это пришествие Христа существенно меняет жизнь и сознание людей, их отношение друг к другу.

Моисей. Заповеди Божьи

Известный библейский пророк Моисей, спасший еврейский народ от египетского угнетения, стал посредником между людьми всего мира и Господом, давшим 10 заповедей. Начертанные на двух скрижалях, они выражали отношение человека к Богу и ближним. Эти заповеди должны соблюдать те, кто хочет быть ближе к Господу.

Прежде чем взять эти священные скрижали, Моисей постился 40 дней и ночей, находясь на Синайской горе. Получив заповеди, народ израильский заключил с Богом завет, по которому люди должны жить в соответствии с Божьим Законом.

Ковчег Откровения

Для хранения каменных скрижалей Бог повелел Моисею создать Ковчег Завета. Что это такое и как он выглядит, вызывает интерес у многих. Прежде всего, это символ союза Господа с евреями. Ларец изготовили из древесины акации и обложили золотом. В ветхозаветные времена он хранился в скинии (переносном храме), который Бог заповедовал построить своему народу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе не был построен храм Святой Софии

В настоящее время местонахождение ковчега неизвестно. По одной из версий, ларец пропал во время правления неблагочестивого царя Манассии. Священники, желая уберечь великую святыню от осквернения государем, забрали ее из скинии и отправили в один из египетских храмов. С этого момента Ковчег Завета еще не раз странствовал, становясь даже предметом иудейских культов.

Считается, что последним пристанищем ларца был один из храмов Эфиопии.

Новый Завет. Перемены

С рождением Иисуса Христа открываются новые страницы Библии. Евангелие – это Новый Завет Божий. Господь, придя на землю простым бедняком, совершает небывалые чудеса – исцеляет прокаженных, воскрешает мертвых. За все те блага, которые Христос дарит людям, они жестоко распинают Его на Кресте, смешливо называя Царем Иудейским. Но Господь пришел на землю, чтобы воскреснуть и искупить грехи человеческие, дать людям новый закон, главные принципы которого – милосердие и сострадание.

Таким образом, Ветхий и Новый Завет объединяются одной главной мыслью: несмотря на все проступки, Господь способен простить человека, если тот принесет искреннее покаяние, как это сделал разбойник, повешенный на кресте рядом с Сыном Божиим.

Источник: https://FB.ru/article/157212/zavet---eto-chto-znachit-istoriya-vethogo-zaveta

Ветхий Завет: история Священного Писания, толкование :

По предположениям ученых, Ветхий Завет (первая книга Библии) был написан в XV-IV вв. до нашей эры. Представляет он собой перевод древних священных иудейских текстов, который сами евреи называют Танах. Включает в себя этот сборник целых 39 книг.

Еврейский сборник Танах

Танах представляет собой объединенные записи Торы (Закона), Невиима (Пророков) и Кетубима (Писания). Согласно мнению многих исследователей, соединять воедино эти священные тексты начали еще во времена царя Соломона, а закончили за пару столетий до рождения Иисуса Христа. Считается, что эту работу выполнил Ездра с помощниками. Однако доподлинно об этом ничего не известно.

Разделы Ветхого Завета

Ветхий Завет, хотя и достаточно условно, можно поделить на пять основных частей:

  1. Закон Пятикнижия, или Тора (Бытие – Второзаконие);
  2. Признанные исторически достоверными книги (И. Навина – Есфирь);
  3. Поучающие книги (Иов – Песня Песней);
  4. Пророчества (Исая – Малахия).

Септуагинта

Текст древнего Танаха впервые был переведен на другой язык через некоторое время после изгнания евреев из Вавилона (III-II вв. до нашей эры).

Некоторые представители этого народа не вернулись в Иерусалим, а осели в Александрии и других городах Египта и Греции. Через некоторое время они, переняв социальные традиции местных жителей, практически перестали говорить на родном языке.

Вера же в своего бога у них сохранилась. Поэтому они попросили еврейских ученых сделать перевод Танаха на греческий.

Взялись за эту работу семьдесят старцев. Через некоторое время переведенный Танах увидел свет. Назвали получившуюся книгу «Септуагинта» (что означает «Семьдесят»). Считается, что именно этим переводом Ветхого Завета пользовались апостолы Христа и другие писатели Нового Завета.

С него же Кирилл и Мефодий перевели истории Ветхого Завета на церковнославянский язык. Дело в том, что именно Септуагинту всегда использовали греческие и восточные православные христианские церкви.

Другие направления христианства пользовались более поздними переводами уже с версии на греческом или с еврейского оригинала.

Канонизированная в Европе версия

Источник: https://www.syl.ru/article/154261/new_vethiy-zavet-istoriya-svyaschennogo-pisaniya-tolkovanie

Пасха в Ветхом Завете

Мы все любим светлый праздник Пасхи, радуемся, как дети, возгласам священника, отвечаем на них дружно. Любим крашеные яйца и куличи. Но то что этот праздник пришел к нам еще до Нашей эры мало кто знает.

Что означает слово «Пасха»

На самом деле этот праздник существовал еще во времена Ветхого Завета. Слово «Пасха» в переводе с иврита означает – «исход». Это – еврейский праздник, установленный еще пророком Моисеем задолго до пришествия в мир Христа. Это – один из древних ветхозаветных пророков, выполнивший великую миссию спасения евреев.

Моисей пришел тогда, когда еврейский народ находился в бедственном положении в Египте. Они переехали туда во времена голода, Иосиф – сын Авраама помог им в этом.

Его братья продали в рабство по причине зависти – отец любил его больше других одиннадцати сыновей. Но это печальное событие послужило на пользу евреям – Иосиф стал в Египте уважаемым человеком.

При дворе фараона любили его и уважали благодаря его уникальным способностям и уму. Поэтому его семью приняли в Египте с почестями.

При каких обстоятельствах был установлен этот праздник

Однако по прошествии многих лет евреев стало слишком много. Египтянам это не нравилось, они стали их притеснять. Заставляли их работать на тяжелых работах по строительству пирамид. Евреи надрывались и гибли, кроме того их также избивали надсмотрщики.

Потом фараон издал приказ уничтожать всех родившихся младенцев мужского пола. Но Моисея от казни всё-таки спасла мама, пустив в корзине по реке. На счастье, как раз в это время дочь фараона пошла купаться в ту реку и заметила младенца. Она взяла его во дворец и воспитала.

Моисей вырос, и настало время исполнения возложенной на него Богом миссии. Ему явился Сам Господь в горящем кусте (прообраз Божьей Матери) и велел вывести еврейский народ из Египта.

Он пошел к фараону и изложил свою просьбу. Тот не сразу выполнил ее, много раз обещал и отказывал. За это Египет был поражаем различными бедствиями.

На страну одна за другой были наведены страшные казни:

  1. Реки превращались в кровь.
  2. На поля находили тучи жаб.
  3. Людей поедали мошки, комары и другие кровососущие в огромном количестве.
  4. Появление новых насекомых – песьих мух.
  5. Скот стал умирать поголовно.
  6. Людей поражали различные язвы.
  7. Гром и огненный град.
  8. Саранча в огромном количестве поедала плоды.
  9. Темнота в течение нескольких суток.
  10. Умирали в семьях старшие дети.

Последняя казнь оказалась самой страшной. У фараона умер сын, и он издал повеление отпустить евреев.

Как празднуют Пасху евреи

Господь предупредил Моисея, что так будет, велел заранее собраться, испечь опресноки (хлебы на бездрожжевом тесте) и взять их с собой. Также Господь велел выходить ночью, идти очень быстро. Потому что фараон передумает, когда они отправятся в дорогу, и пошлет воинов с целью их догнать.

Накануне Бог велел еврейским семьям заколоть агнца (ягненка), а его кровью сделать пометку на дверях своего дома. Это был знак для Ангела смерти, чтобы он обошел их дом и не забрал первенца. Агнец этот должен быть без скверны, однолетний. Убивать его надо было, не сломав его костей.

Евреи ели этого агнца и радовались, что избавились от смерти и что вскоре им придется покинуть Египет. Этот агнец и стал прообразом Христа – на кресте воины не стали перебивать Его ноги, а проткнули в ребро копьем. Об этом свидетельствует евангелист Иоанн Богослов.

До сих пор евреи на праздник Пасхи вспоминают исход своих предков из Египта, радуются, едят опресноки и заколают пасхального агнца. О такой трапезе упоминается в Евангелии, когда ученики готовились совершить Пасхальный ужин, который превратился в Тайную вечерю.

Евреи после исхода сорока лет бродили по пустыне в поисках обетованной земли. Моисей дал им Божии заповеди, по его молитве евреям была дана пища (манна небесная) и вода из камня.

Пасха и исход евреев из Египта

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/paskha-vetkhiy-zavet/

Что такое Ветхий Завет Заповеди Ветхого Завета

Многие люди нашего времени, будучи постоянно погруженными в работу и ежедневные заботы, не имеют времени досконально узнать о том, что такое Ветхий Завет. Конечно же, известно каждому что это Священное Писание, которое является начальным в Библии. Однако о его происхождении, структуре и особенностях осведомлены единицы. Сейчас мы попробуем приоткрыть завесу сакральных тайн и рассмотрим детально, что такое Ветхий Завет, как его трактуют и из чего он складывается.

Общее описание

Ветхим Заветом именуется древнейшая часть христианской Библии. Также это самое старинное еврейское Священное писание (Танах), которое имеет для данного народа очень большое сакральное значение. Ветхий Завет — это можно сказать общие религиозные правила для всех христиан и иудеев. Они в себя включают поучительные рассказы, мифы, неоспоримые догмы и немалую часть реальных событий, то бишь историю, по которой многие исследователи восстанавливали картины прошлого.

Языковой вопрос

Досконально понять, что такое Ветхий Завет можно исходя из того языка, на котором он был изначально составлен. Основная часть книг, которые входят в его состав, были написаны на древнееврейском языке, в период с 13 по 1 век до нашей эры. Некоторые же части книг Даниила и Ездры составлялись во временном промежутке с первого века до новой эры по третий век новой эры.

Эти писания составлены на арамейском языке. Эти данные дают возможность понять, что Святое Писание с самого начала своего существования предназначалось одному этносу — семитскому. Однако позже, когда новая христианская религия нуждалась в определенном фундаменте, именно книги и мифы Ветхого Завета были переведены на древнегреческий язык.

Так появились истоки христианской Библии, которыми мы довольствуемся сегодня.

Каноны Святого Писания

Пожалуй, сегодня каждому известно, что все заповеди Ветхого Завета, его истории, мифы, сказания и прочие разделы в каждой отдельной отрасли христианства имеют совсем различную трактовку. Некоторые части Библии, которые присутствуют, скажем, в католических изданиях, совсем неприемлемы для протестантов, или же отсутствуют в православии.

Вовсе иным миром представляется Ветхий Завет, который исповедуют иудеи. Танах расшифровывается ими в особо свете, так как религия их и традиции принципиально отличаются от наших. В данном вопросе можно выделить три основных трактата — иудейский, православный и католический.

В некоторых источниках можно также найти четвертый — протестантский, однако он полностью идентичен с иудейским.

Иудейский канон

Самая древняя и по совместительству иудейская версия Святого Письма именуется Танахом. Она состоит из трех частей, которые до сих пор исповедуются евреями на старинном языке. Первая часть — Закон или Тора. Она включает в себя Пятикнижие Моисеево. За ней следуют Пророки или Невиим. Тут свои изложения расписали пророки Ветхого Завета.

Именно исходя из их статуса данный раздел был поделен еще на три части — Ранние пророки, Поздние и Малые. Отметить стоит, что в Невииме также имеется множество исторических хроник, которые правдивы. Третья часть Ветхого Завета — это Писание, или, говоря на родном языке, Ктувим.

Тут находятся рассказы израильских мудрецов, а также сакральная поэзия самых давних лет.

Александрийский канон

После того как в Александрии Танах был переведен на древнегреческий язык, появилась новая версия будущей Библии — Септуагинта. По своей структуре, порядку расположения книг и прочим моментам она принципиально отличалась от исходной версии, потому иудеи и не приняли ее, создав в то время целый фронт религиозного противостояния.

Итак, первая часть — Пятикнижие, или Второзаконие, чаще всего именуется как Бытие. Часть вторая — исторические книги. Преимущественно тут собраны рассказы Иисуса Навина. Третья часть Септуагинты — это поэтические книги. Это своеобразные сказания Ветхого Завета, которые весьма поучительные и несут в себе множество морали.

Они включают в себя писания Иова, книги Соломоновых притчей и Кингу Екклесиастов. Последний раздел четвертый, включает в себя пророчества — Малахии и Исайи. Тут также необходимо выделить, что именно в православном Ветхом Завете насчитывается 39 канонических книг и 11 неканонических.

Глядя же на Завет через католическую призму, можно увидеть только 46 канонических книг.

Пересмотрим еще раз иудейских пророков

На самом деле имена тех персонажей, которые составляли Святые Писания, ставшие основой одновременно двух религий, давно на слуху у каждого человека. Но для того, чтобы быть более конкретными, мы составим список самых «главных» из них — или ранних, а после рассмотрим остальных — поздних и малых.

Основные пророки Ветхого Завета — это бесспорно Исаия, Иеремия, Изекииль и Даниил. Поздними являются Иона, Иоиль, Осия, Амос, Аввакум, Софония, Наум, Михей, Аггей, Малахия, Захария, Авдий. В целом пророки в своих книгах утверждали, что любые морально-этнические ценности всегда должны быть выше культурных.

Что самое главное — их учения были и остаются основой иудаизма, а также они стали фундаментом христианства во всех его формах.

Библия — это сказка?

С детства нам всем известно, что даже в простейшей сказке имеется своя мораль, учение, то, что необходимо почерпнуть что пригодится в жизни. Именно из таких рассказов, которые в огромной степени учат нас жить в соответствии с Законами Бога, состоит почти половина Библии.

Мифы Ветхого Завета — это поучительные истории, которые передавались в письменном виде из поколения в поколение. Они полезны и детям и взрослым, потому читать их рекомендуют как можно чаще. Среди самых знаменитых из таковых можно выделить рассказ «Юдифь и Олоферн». Также полезным является повесть о Сусанне и лживых старцах.

У каждого явно на слуху знаменитый «Суд Соломона», а также небольшой рассказик «Давид и Голиаф».

Интересная история Скрижалей

По преданию, заповеди Ветхого Завета были даны Моисею самим Господом на горе Синай. Они были выточены на скрижалях — каменных табличках, которые, как многие утверждают, и стали первой версией Библии. Молния ударила в камень, расколов его на две части. На каждой из них были высечены десять слов, которые и стали основой библейских законов. Кратко перечислим их ниже:

  • Я — Господь твой.
  • Не делай себе кумира.
  • Не упоминай имя Господа всуе.
  • Шесть дней работай, а на седьмой — ничего не делай.
  • Почитай отца и мать своих.
  • Не убей.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не укради.
  • Не солги.
  • Не желай дома ближнего своего.

Заключение

Кратко мы разобрались с тем, что такое Ветхий Завет. Мы узнали, кем и когда он был составлен, из каких страниц складывается и чему может научить каждого из нас. Заметить стоит, что данное Святое Писание неспроста является одним из величайших во всем мире. В нем заключено практически все, что может помочь человеку стать лучше даже в наше время, что поможет выйти из затруднительной ситуации.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43349-chto-takoe-vethij-zavet.html

Завет — это что означает? История Ветхого Завета

Тот, кто считает себя христианином, должен постоянно просвещаться в религиозном плане, совершать паломнические поездки, читать духовные книги и изучать Библию. Данная книга состоит из 2 частей – это Ветхий и Новый Завет (Евангелие). Они объединили в себе целую историю событий, начинающихся от сотворения мира Господом и заканчивающихся распространением христианской веры по всей земле апостолами Сына Божия после Его Вознесения на небеса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
В каком году был построен Софийский собор в Полоцке

Закрыть