Что такое частица мощей

Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают — православные молитвы

Что такое частица мощей

Святые мощи способны творить чудеса. Многие православные знают, что после смерти люди, которые были названы святыми, не растворяются в земле привычным образом, а остаются в сохранности и источают благодать. Как правильно прикладываться к мощам согласно церковным правилам? Какие для этого существуют традиции?

Святые мощи и церковный этикет

Когда мощи какого-нибудь святого привозятся в город, где до этого подобных событий не происходило, то к ним в церкви выстраивается целая очередь. Много страждущих желают прикоснуться к останкам святых, чтобы исцелиться или получить благословение.

Согласно церковным правилам, к мощам можно приложиться следующим образом:

  • подходя к усыпальнице святого, необходимо сделать два поклона до земли;
  • обычно прикладываются к голове, ноге или руке святого;
  • после однократного приложения отходят и делают еще один земной поклон.

Когда у православного возникает потребность приложиться к мощам неоднократно, он должен повторить весь вышеприведенный ритуал снова.

Недопустимо целовать мощи накрашенными губами или иметь на лице какую-нибудь косметику. Также требуется четко соблюдать очередь. Еще нельзя ругаться и толкать других прихожан.

Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам. Осталось осознать смысл данного действия.

Смысл приложения к святым мощам

Прикладываясь к останкам святого, человек выказывает уважение его жизненному подвигу. Он также просит выбранного святого о чуде, об излечении недуга, о сохранении семьи и подобных вещах.

Мощи являются проводником энергии и воли святого. Сами по себе они не являются идолами или культовыми предметами поклонения. Они просто проводят благодать в наш мир и транслируют просьбы верующих туда, куда они обращены.

Кроме того, существует версия, что мощи сохраняют в себе часть святости человека, совершившего духовный подвиг при жизни. И все те, кто выстраиваются в очередь к мощам, хотят прикоснуться к этой особой субстанции и напитаться ею для изменения своей жизни к лучшему.

У святых просят сил преодолеть трудности, молятся о здоровье близких, родителей и супругов. Обращаются к ним по поводу отсутствия детей в семье. Молят их о житейской мудрости и духовной прочности.

Стоит ли читать молитвы перед мощами?

При стоянии в очереди к святым мощам можно читать молитвы тому святому, которому мощи принадлежат. Не возбраняется просить святого о помощи и своими словами.

Но вот читать молитвы, стоя прямо перед мощами, не стоит. Необходимо помнить, что за вашей спиной находятся такие же страждущие, как и вы. И задерживать очередь не нужно.

Перед походом в церковь можно также заранее прочитать молитвы перед домашним иконостасом. И придя домой из церкви, будет полезным завершить день чтением святых текстов и священных книг, особенно если они посвящены жизнеописанию того святого, к которому вы обращались за помощью.

Как относятся к мощам в православной церкви?

Мощами христиане называют любые останки святых людей. Будь то пепел или целые кости, все они именуются святыми мощами. Нетленность мощей объясняется Божьей волей. Останки святого как бы изымаются из естественного круговорота вещей и явлений физического мира самим Богом. Их тление приостанавливается самым чудесным образом.

В православии нетленность останков святых воспринимается как живой урок о воскрешении тел после Страшного Суда. Но отсутствие тлена тела святого не является обязательным условием для его канонизации.

Подробное учение о важности почитания святых мощей было задокументировано в 787 году на заседании Второго Никейского Собора. В этом послании от Второго Собора содержится информация о том, что мощи сами чудес не совершают. Все чудеса вершатся по воле силы Христа, и только при помощи мощей, но не при непосредственном их участии.

Изначально в христианской вере всех усопших предавали земле. Но император Констанций в 337 году распорядился поставить гроб своего отца в апостольском храме. Данная традиция стала повсеместной во второй половине 4-го века.

Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам и что необходимо делать после этого. Святые мощи почитаются православными христианами не меньше, чем иконы и распятия, среди которых также есть чудотворные.

Источник: https://molitvennikk.ru/pesennik/chto-takoe-moshhi-svyatyh-kak-ih-delayut-i-pochemu-pochitayut-pravoslavnye-molitvy-2.html

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»? — Православный журнал

Что такое частица мощей

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?  

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им.  Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати.

Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21).

Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.   

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма.

Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия.

Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют.

Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии.

Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные  источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок.

347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.

) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей.

Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос.

Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию.

Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя.

Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции.

Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада.

Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен.

Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.)  анализ, который также применялся во время этих исследований.

Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого.

Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно.

Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания.

Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор.

Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Фото Романа Яровицына

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось.

Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского.

Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.

Источник: https://foma.ru/kto-i-zachem-razdelyaet-moshhi-svyatyih-na-chastitsyi.html

Что такое мощи святых: что они значат и в чем хранятся

Что такое частица мощей

В православной традиции принято поклоняться мощам святых, то есть останкам различных подвижников, которые чудесным образом сохраняются и не разлагаются на протяжении многих лет. Рассмотрим далее, что такое мощи святых, в чем состоит их назначение, как они почитаются и различные интересные факты об этом.

Телесное и духовное

Святые являются лучшим примером веры и победы духа над плотью.

Этому есть и фактические подтверждения, в частности нетленные мощи, которые остаются сохранными на протяжении многих лет.

Этот факт объясняется именно святостью и ничем иным, никакого другого объяснения практически и не существует.

К примеру, какие объяснения могут давать Википедия, ученые и другие источники:

  • сохранность мощей объясняется параметрами почвы, условиями захоронения, приводятся доводы относительно особой почвы, которая пропитывает и сохраняет останки.Тем не менее есть множество примеров, когда в такой «чудесной» почве рядом хоронят простого человека и святого, останки первого стремительно разлагаются, а второго – остаются полностью невредимыми;
  • количество влаги – другим объяснением служит многолетнее постничество и иссушение (в буквальном смысле) плоти, которое может способствовать меньшему разложению, но все же это не объясняет, почему некоторые тела не тлеют на протяжении многих веков;
  • использование воскомастики или мира – нередко мощи разделяются на небольшие кусочки, которые хранят и перевозят в мощевиках, при этом периодически смазывают специальной смесью под названием воскомастика, а при освещении храма мажут миром.Некоторые считают это обманом, но они забывают про останки, пролежавшие более века нетленными и только потом обнаруженные.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько в мире Библий

Обратите внимание! Воскомастика – смесь из сочетания воска и мастики.

Если не брать во внимание доводы и аргументы, которые легко опровергаются, то единственным объяснением является чудо. Феномен, который выходит за рамки привычного понимания действительности и закономерностей этого мира. Существует вполне логичное объяснение, что такое мощи, исходя из православной концепции.

Обратите внимание! Нетленность не является требованием для канонизации православных святых, то есть она может быть признаком святости, но также святой вполне может быть канонизирован и без наличия его нетленных останков.

Схема выглядит примерно следующим образом:

  • человек на протяжении земного пути взращивает в себе праведность, изнуряет плоть и возвышает дух;
  • и тело и дух меняют собственные характеристики, обретается так называемая святость;
  • плоть перестает быть просто тварным созданием, которое подчиняется законам природы и действует в соответствии с ними, а становится храмом Святого духа;
  • благодать к такому человеку нисходит от самого Господа;
  • по отходе такого человека в мир иной, тело продолжает оставаться божественным сосудом и остается в мире в назидание о дальнейшем воскресении, чтобы показать пример божественной благодати, которая даже временные вещи может возвысить до вечности.

Эта схема является краткой и даже в какой-то степени поверхностной, существуют целые книги, которые объясняют, почему мощи святых не тлеют и каков механизм этого процесса.

Интересно!Александро Невская Лавра: время осмотра мощей Николая Чудотворца

На самом деле речь зачастую идет именно о механизме, хотя он и относится к религиозной практике. По сути, достигнуть нетленности своих мощей может и простой православный.

Для этого нужно следовать наставлениям, которые оставили святые:

  • иметь строгий распорядок и укрощать плоть;
  • стяжать дары святого духа;
  • очищать душу и стремиться к Господу всем своим существом.

Проще говоря, если следовать известным методам, то появятся и желаемые результаты — этот факт подтверждается наличием многочисленных нетленных мощей святых.

Познавательно!Сильная молитва на удачную продажу квартиры

Причины нетления

Следует сделать весьма значимую ремарку, которая относится к сохранности тела после отхода души. Не только тела праведников могут сохраняться, но людей, отлученных от церкви.

Различие заключается в том, как выглядят останки:

  • святые источают благоухание, смотреть на них приятно;
  • грешные – источают тлетворный неприятный запах и отвратительны на вид.

Плоть святых является храмом духа и в какой-то степени даже божественным даром, чудом, которое остается в этом мире, чтобы укрепить веру и возвысить, помочь. Трупы грешников не принимаются даже землей, и остаются как символ греха. Считается, что эти души не могут обрести покоя.

Важно!Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин

К слову, в некоторых других религиозных традициях разложение тела связывают с освобождением души от него и возможностью дальнейшего пути.

В индуизме, например, останки покойных по большей части кремируют, чтобы душа человека более не имела привязанности к прежнему бренному телу и могла двигаться дальше.

Таким образом, тут есть нечто общее.

Если исходить из этой концепции, то православные грешники, которые остались с нетленными телами, испытывают весьма тяжелые мытарства по окончании земного пути и таким душам трудно отыскать покой, только по молитве других и благодати.

Существует пример самомумификации из буддийской практики. Монахи одного ордена за много лет до ухода в мир иной начинают готовить свою плоть: придерживаются определенной диеты, выполняют специальные практики, в том числе и сугубо физические.

В итоге тело становится сухим, как бы лакированным (благодаря диете), и после ухода души уподобляется мумии. Тем не менее в православии отсутствуют такие практики и специально никто не готовится к упокоению подобным образом.

Интересно!Почему акафист Ангелу Хранителю нужно читать по понедельникам

Почитание в православии

Что значит мощи. В отличие от икон, их почитают немного по-другому.

Если святые образы являются неотъемлемым инструментом духовной практики, как бы окном в другой мир, который позволяет возвышать дух, то нетленные останки становятся только подтверждением веры.

Мощи возможно использовать для молитвенного обращения или почитания, но они не могут быть элементом ежедневной религиозной практики.

Познавательно!Где находится икона святых Петра и Февронии и в чем она помогает

Тем не менее, они занимают центральное положение в различных элементах бытия церкви, хранятся мощи святых бережно, с почтением.

Храмы закладывают с кусочками мощей у основания и посвящают выбранному святителю. Нетленные останки блаженных старцев регулярно возят по разным городам, дабы верующие могли поклониться и получить исцеление.

С седьмого века существует уклад о возведении храма только после закладки в его основание частицы мощей. Служба ведется как бы не только в присутствии живых людей, но и представителей мира иного, тем самым устанавливается связь времен, укрепляется традиция.

Обратите внимание! Изначально сами мощи не считаются чудотворными, хотя являются чудом.

Почему мощи святых не хоронят, вполне понятно. Они источают благодать, излечивают от недугов.

Когда зафиксированы факты исцеления или каких-то других чудес по молитве или после прикосновения к частице, то она получает статус чудотворной и начинает использоваться верующими не просто для почитания, но и для получения помощи.

В качестве примера можно привести мощи святой Матронушки, которые сейчас имеются в храмах многих России.

Совсем недавно эта святая обитала в столице, несмотря на собственные недуги, исцеляла и являла дар прорицания. Блаженная матушка Матрона является одной из наиболее известных православных святых современности, пользуется огромным почетом и уважением среди православных христиан.

Чтобы увидеть мощи святой Матроны и прикоснуться к ним, верующие регулярно выстраиваются в огромную очередь, и поток этот не иссякает. По окончании своего земного пути святая продолжает нести благодать Божию верующим.

Внешний вид

На фото можно наблюдать самые различные варианты:

  • небольшой кусочек, иногда даже не понять, что это какие-то останки, реликвия хранится в специальной шкатулке и может быть видна частично или вообще не видна, люди просто знают о наличии кусочка тела святого;
  • кости – нередко сохраняется только скелет, часто речь идет об останках мучеников, которых сжигали или истязали их плоть другими способами, после этого ничего помимо костей не могло остаться;
  • тело – нередко оно остается практически полностью нетленным и выглядит застывшим, характерным примером являются останки Сергия Радонежского, которые сохранились практически полностью. Часто остаются нетленными тела иноков, которые совершали аскетические монашеские подвиги.

Этимологически понятие «мощей» приближено по значению к слову «кости», изначально этим термином указывалось именно на останки костей, которые всегда в любом варианте остаются нетленными и в дальнейшем могут использоваться для почитания.

Чудеса, творимые этими предметами, хотя и относятся к нашему материальному миру, но несут благодать из мира иного. В этом и есть удивительное свойство мощей, которое делает различие между ними и простыми останками.

Почему мощи не хоронят, а размещают открыто в специальных емкостях и предлагают пастве для поклонения в праздники. Ответ простой: причиной являются чудесные исцеления и помощь верующим.

Православные находят в них утешение и надежду, могут положиться на молитвы святых и заступничество Господа. Поэтому у православных не отнимают такую возможность, а наоборот способствуют распространению поклонения мощам.

Нередко даже обычные не воцерковленные люди способны ощутить благодать, находясь поблизости от нетленных останков.

Источник: https://religiya.guru/svyatye/v-chem-hranyatsya-i-chto-eto-takoe-moshhi-svyatyh.html

Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают

О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Поклонение мощам

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Как выглядят святые останки

По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.

Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.

Святые мощи

К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:

  • Сергия Радонежского;
  • Св. Амвросия;
  • Св. Луки и многие другие святые.

Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Нетленные тела — миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.

Мощи преподобного Александра Свирского.

Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков

При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:

  • стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
  • даровать исцеление;
  • устроить бизнес;
  • освободить от проклятия бесплодия.

Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.

Молитвы святой Матроне Московской:

  • Молитва об удаче и везении
  • Молитва о приобретении жилья
  • Молитва о замужестве

Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.

Святая Матрона

Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.

Молитва Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.

Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.

Истории похищения мощей

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Могила Николая Чудотворца

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

Протоиерей Владимир Головин — В чем сила святых мощей?

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-svyatyh.html

Святые мощи. Что такое моща? :

Во многих храмах и соборах есть места с нетленными мощами святых. Верующие уверены в их чудотворности.

Понятие мощи

Со словами «святые», «нетленные» еще можно разобраться, а что такое «мощи»? Это уже сложнее. Мощи – это слово, пришедшее к нам с латинского и древнегреческого, означающее останки умершего человека.

Большинство считают, что нетленные мощи – это полная первозданная сохранность тела. На самом же деле подразумеваются останки, которые не исчезли, а сохранились.

Преимущественно под полотнами, покрывающими нетленные святые мощи, хранятся иссохшие кости благочестивых христиан, служивших верой и правдой церкви, или имеющие чудотворные способности.

Мощи чудотворные

К останкам христиан и мучеников в особенности издавна относились с уважением, почитали места их захоронений. На их могилах постепенно возводились церкви. Византия стала источником развития культа почитания мощей. Их оберегали, защищали и восхваляли, чтобы отдать должное за муки, перенесенные во имя веры.

Постепенно укоренилось мнение, что устами великомучеников говорил глас Божий, наполнявший их души, а значит, сохранившийся в мощах. Целители способны исцелять и в состоянии мощей, что такое чудо возможно, подтверждают многие верующие. Такие мощи причисляют к чудотворным. Множество страждущих ежегодно посещают церкви, чтобы обратиться с просьбой к чудотворным мощам.

Кто просит исцеление, кто детей, кто семейного счастья. Часто те, кто чист душой, получают желаемое.

Святая Матрона

В России очень почитаются мощи Матроны. Это слепая провидица, которая родилась в Тульской области 1885 года. Долгожданная девочка появилась на свет с ужасной патологией – у нее не было глаз. В детстве она страдала от оскорблений других детей, но сердце её не почерствело.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто находится в последнем круге ада

Оно было открыто для каждого просящего. С рождения она не могла видеть глазами, но душа её видела намного больше любого человека. Дар провидения у нее открылся с детства.

В юношестве Матрона успела побывать во многих святых местах, но в 17 лет у неё внезапно отнялись ноги, и до конца дней она не смогла ходить.

Она предвидела и события революций и Второй мировой войны. С 1925 года семья переехала в Москву, туда, где обитали тысячи опустошённых после запрета церквей и гонений на церковников. Матрона стала лучом надежды, для верующих. Она принимала всех страждущих, ищущих исцеления физического и духовного. Призывала их верить в истинность Бога. В 1952 году, за три дня до своей кончины, она дала распоряжение о проведении своих похорон и отпевания.

С 2004 года причислена к лику святых. В настоящее время мощи святой Матроны находятся в Свято-Троицком Измайловском соборе.

Источник: https://www.syl.ru/article/363169/svyatyie-moschi-chto-takoe-moscha

Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают — Духовная Аптека

Святые мощи способны творить чудеса. Многие православные знают, что после смерти люди, которые были названы святыми, не растворяются в земле привычным образом, а остаются в сохранности и источают благодать. Как правильно прикладываться к мощам согласно церковным правилам? Какие для этого существуют традиции?

Что такое мощи святых — Благочестие

Многих православных и верующих людей интересует вопрос, что же такое мощи святых? Услышав первый раз это слово, на ум приходит, наверное, много разных интерпретаций, но давайте все же разберёмся подробнее, что же такое мощи, в чём их особенность, и, вообще для чего они так нужны нам, людям, которые уже отчаялись в своих жизненных проблемах получить от кого-либо действенную помощь.

Мощи — это останки когда-либо живших на Земле Святых людей

Благодаря мощам любой человек может изменить свою жизнь в лучшую сторону, если он искренне обратиться к ним и попросит поддержки и помощи в любом деле и при любой проблеме. Но, естественно, эта просьба должна быть чистосердечной и в ней не должно быть никакого цинизма.

Если то, чего желает человек не принесёт никому вреда, то Святой обязательно поможет.
Если вникнуть в смысл слова мощи можно задуматься об одной интересной мысли. Так как мощи помогают людям, то, естественно, они получают помощь.

Быть может слова помощь и мощи очень даже взаимосвязаны, помощь оканчивается на мощь, это и есть настоящая Помощь Святых!

Чудотворные мощи Святых есть во многих храмах России и за рубежом

Многие люди, которые уже знают насколько святые мощи могут изменить жизнь человека, очень часто посещают святые места и прикладываются к мощам. Существует много Святых, которые помогают во всех вопросах, проблемах и болезнях.

Например, Матушка Матрона исцеляет от различных заболеваний, помогает устроить личную жизнь, родить детей. Когда она была живой, она сказала людям что даже после смерти они могут посещать её и просить о различных просьбах, которые действительно необходимы человеку для их блага.

Среди Святых также очень часто обращаются к Николаю Чудотворцу, который также помогает при болезнях и проблемах различного рода.

  • Святые Серафим Саровский,
  • Пантелеймон Целитель,
  • Ксения Преображенская и другие

— это люди от Бога, которые действительно очень любили помогать и продолжают помогать по сей день.

Мощи Святых можно найти во многих церквях как было уже выше сказано, но мало того чтобы просто прийти в церковь и попросить о помощи, в первую очередь нужно искреннее желание помощи.

Нужно обращаться к Святому как будто он живой и общаться к нему на уровне духовности, любви и понимания. Святые всегда слышат людей и чувствуют все их искренние желания и надежды на лучшее.

Когда и как нужно прикладываться к мощам святых?

Прикладываться к мощам нужно после того как вы попросили о том что вас сейчас волнует. Например, если вы желаете себе излечение от какого-то заболевания, вы должны об этом подумать и искренне попросить помощи в исцелении. После этого нужно два раза перекреститься и сделать два поясных поклона, а затем уже приложиться к мощам.

Прикладываться нужно лбом и губами. После этого нужно опять перекреститься и сделать два поясных поклона два раза. Так вы показываете своё почтение, уважение и любовь к Святому, к которому вы обратились за помощью. Если что-то вы сделали не так, не стоит переживать, если вы вдруг сделали это от незнания.

В следующий раз вы обязательно всё сделаете как нужно!

Бывают случаи, что люди постоянно посещают храмы и прикладываются к мощам, но в их жизни, к сожалению, никаких изменений не происходит. Почему такое бывает? Когда человек постоянно молится и ходит в храм к мощам, но всё стоит на своих местах и нет никакого продвижения, поверьте, это не просто так!

Молитва, вера в бога — это очень хорошо, но вы должны понимать что не нужно сидеть, сложа руки и ждать что кто-то за вас решит все ваши проблемы. Вы должны, в первую очередь, действовать, активно принимать меры, лечиться если вы больны, не нужно отказываться от лечения и возлагать всю ответственность за вашу жизнь на Высшие силы, ведь каждый человек это частица бога и все мы имеем полное право добиваться всего чего мы хотим.

Бог лишь помогает нам через Святых и он, конечно же, нас слышит

Но мы должны сами показать наше искреннее желание изменения своей жизни к лучшему. Только так и никак по-другому человек обязательно получит тот результат, о котором он мечтает и желает искренним сердцем! И, конечно же, какая бы ни была сложная ситуация, никогда не нужно падать духом и нужно верить до последнего, ведь как было сказано в библии Иисусом: По вере вашей вам и дано будет!

Нужно верить, действовать и конечно же, просить помощи у Святых, которые очень всех нас любят. Надеемся, эта статья была для вас очень полезной, и вы станете больше верить в себя и в любовь Бога к вам.

Источник: https://opv-ak.ru/monastyri/chto-takoe-moshhi-svyatyh.html

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении? На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати.

Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21).

Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма.

Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия.

Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют.

Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии.

Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок.

347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.

) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей.

Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос.

Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию.

Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя.

Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции.

Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада.

Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен.

Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований.

Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого.

Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно.

Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания.

Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор.

Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится гора Моисея в Египте

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось.

Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского.

Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

Сысоев Тихон
Журнал Фома

Просмотрено (346) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2016/08/03/kto-i-zachem-razdelyaet-moshhi-svyatyx-na-chasticy/

Почитание святых или поклонение костям?

Общество 14 июня 2016, 14:34 2666

Поклониться святыне приходят семьями.

В Иваново на днях привезли ковчег с частью мощей целителя Пантелеимона. Сотни православных идут в Успенский собор, чтобы помолиться святому, попросить у него духовного и телесного здоровья. Невоцерковленные люди крутят пальцем у виска и называют этот обычай невежеством. Мы попытались разобраться, откуда пошла традиция почитания мощей и почему сейчас так много людей стремится хоть на секунду приложиться к святыне.

Обычай отделения частиц мощей известен еще с апостольских времен. Во II веке в азиатском городе Смирна были жестокие гонения на христиан. Епископ Поликарп в то время был приговорен к сожжению.

По легенде, пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит человеку, толпа стала требовать, чтобы он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли смертельную рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя.

Тело священномученика в итоге сожгли, а христиане собрали останки и свято чтили его память.

Справка
Слово «мощи» в переводе с греческого означает «останки». Кроме того, «мощь» ассоциируется с мощью святых людей, которые могут оказывать влияние на нашу жизнь. Мощами называют не только кости, но и сохранившуюся часть плоти святого и даже его прах. Православные также почитают частицы облачения и предметы, которыми святой пользовался при жизни.

«Почитание святых мощей действительно может показаться светскому человеку невежественным. Но ведь воскресение души, которое является догматом христианской веры, никак не связан с целостностью тела после смерти, – рассказывает руководитель отдела Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий.

– В Древнем Египте мумифицировали тела, сохраняя целостность останков, – таковой была символическая реализация будущей жизни человека. Христианству это не присуще, потому что воскресение связано с инобытием. И если тело святого разделяют на части, то это не может повлиять на его жизнь после смерти».

Обретение мощей (во том числе извлечение из земли) строго регламентируется и контролируется церковью, чтобы не было сомнений, что останки принадлежат тому или иному святому. Этот процесс, как и отделение частиц мощей, непростой и, можно сказать, интимный, поэтому священнослужители не придают его огласке.

Еще в советское время людям в голову вложили мысль о том, что мощи святых нетленны, то есть должны сохраниться полностью. На самом деле это заблуждение. Как правило, нетленными остаются лишь некоторые части тела и облачения святого. На Святой горе Афон (Греция) и вовсе считают, что если тело погребенного монаха не разложилось, то, скорее всего, у него есть нераскаянные грехи. Обнаружив сохранившееся тело, братия начинает усиленно молиться за усопшего.

То, что человека причисляют к лику святых по сохранности останков, цвету костей и благоуханию, – тоже не более чем миф. Прежде всего, изучают события, которые происходили при жизни святого: чудеса, исцеления, особое почитание людьми.

Мощи привезли с горы Афон

Верующих нередко упрекают в «поклонении костям», не понимая, зачем нужен этот «дикий» обычай. «Мы не поклоняемся мощам, не поклоняемся людям. Мы поклоняемся Богу, который спустился на землю в лице Иисуса Христа и создал человека по своему образу и подобию. Господь создал из людей церковь. Из этого сообщества выделяются святые люди, которых мы любим, помним, чтим. Их останки – это мостик, который соединяет нас со святыми людьми, а значит, с церковью и Богом», – поясняет отец Макарий.

Кстати
Нет особых требований к тому, как следует прикладываться к иконе и мощам. Это очень индивидуально: один – целует, другой – осеняет себя крестом, третий – прикладывает маленькую иконочку. Кто-то читает молитву святому, а ктото обращается к нему своими словами. Главное, чтобы молитва шла от чистого сердца.

У многих православных людей есть желание, но нет денег, чтобы ездить по святым местам, иногда не позволяет здоровье.

Благотворительный фонд Андрея Первозванного дал возможность миллионам россиян приложиться к поясу Богородицы, мощам апостолов Андрея Первозванного и Луки, привезенных в Россию со Святой горы Афон. А благодаря просветительским проектам святыни свободно перемещаются внутри страны.

Несколько раз в нашу область привозили икону и часть мощей Матроны Московской. Люди выстаивали многочасовые очереди, чтобы на секунду прикоснуться к святыне и попросить Матронушку о самом сокровенном.

По словам священнослужителей, подобные проекты позволяют людям подробнее узнать о святых, поучаствовать в церковной жизни, укрепить веру.

При этом церковь неоднозначно относится к людям, которые часто совершают паломнические поездки или стремятся во что бы то ни стало приложиться ко всем мощам, которые прибывают в нашу область. «С одной стороны, присутствуют элементы фанатизма и невежества, с другой – это доброе намерение, усилие и даже небольшой подвиг. Ведь люди готовы ехать за сотни километров, несколько часов стоять на холоде в огромной очереди» – считает иеромонах Макарий.

Усердные молитвы помогли сохранить семью

Известно немало примеров, когда благодаря паломническим поездкам и усиленной молитве святым жизнь людей менялась к лучшему. Несколько лет назад семья ивановки Натальи Голубевой была на грани распада. У них с мужем не было своего угла – жили у родителей. Не обходилось без конфликтов: муж Натальи, пытаясь избавиться от бытовых проблем, пристрастился к спиртному, стал поднимать на жену руку. В какие-то моменты супруги жили отдельно.

Штрих
В начале 1920-х годов большевики начали кампанию по вскрытию мощей. Для борьбы с религиозными чувствами людей их дезинформировали, что мощи святых должны быть нетленны. Батюшки-обновленцы, сотрудничавшие с властями, заворачивали останки святых в ватные облачения, придавая форму человеческого тела. Потом собирали комиссию и публично, чуть ли не в театрализованной манере снимали эти ткани и демонстрировали скелет со словами: «Церковники вас обманывают!» В более поздние советские времена проходила конфискация святых мощей. И только в 1990-х годах их начали разыскивать и возвращать церкви.

Но Наталья всегда верила, что с Божьей помощью сможет преодолеть эти испытания. В один из отпусков женщина отправилась на две недели в Высоцкий монастырь, в подмосковный Серпухов. Там она трудилась – бралась за любую предложенную работу, исповедовалась и молилась перед чудотворной иконой Богородицы «Неупиваемая чаша», избавляющей от недуга пьянства. Но по возвращении домой чуда не произошло

Через год Наталья вновь была трудницей в том же монастыре. А еще ездила в часовню с мощами святой Ксении Петербургской, которая ради спасения души своего супруга стала юродивой и сотворила немало чудес. «Прошло несколько лет и по молитвам святых мир всё-таки пришел в нашу семью. Супруг перестал неуемно пить, мы купили и обустроили свою квартиру. Это ли не чудо?» – говорит Наталья.

Всё бы хорошо, но у супругов много лет не было детей. Для матери это нестерпимая боль. Однажды Наталья уговорила неверующего супруга съездить в Ярославскую область, чтобы помолиться перед Толгской иконой Божией Матери о даровании детей. «Не прошло и нескольких месяцев, как я узнала, что беременна. Супруг, который всегда называл себя атеистом, сам предложил вновь съездить в монастырь и оставить на иконе в знак благодарности золотые кольца», – рассказала теперь уже счастливая мамочка.

Паломнические поездки превращают в развлечения

Святой Феофан Затворник еще 150 лет назад предупреждал паломников, чтобы путешествие по святым местам не затмило главную цель поездки. «Такая опасность есть и сейчас. Особенно у состоятельных людей, которые из заграничной паломнической поездки устраивают приятное времяпрепровождение, а потом рассказывают, что были в таком-то месте, приложились к таким-то иконам. Внутренних изменений человека при таком подходе не происходит», – говорит отец Макарий.

Однако бывают случаи, когда путешествие даже с беглым посещением святых мест заставляет человека задуматься о вечном. «Лет пять назад я отдыхал в Египте. Среди прочих экскурсий предлагали побывать в Иерусалиме. Цены были не заоблачные, и я решил съездить – больше ради развлечения.

Побывал в знаменитом храме Гроба Господня, возле Стены Плача, приложился ко многим святыням. Все проблемы будто улетучились. Я словно в другом мире побывал. Это сложно передать словами. Считаю, что это был мой первый шаг к вере», – делится впечатлениями ивановец Николай Малышев.

По словам иеромонаха Макария, почитание святых мощей – важный элемент христианской жизни, но не доминирующий. Это действительно один из шагов, который человек делает навстречу церкви и Богу.

Имена собеседников (кроме священнослужителя) по их просьбе были изменены.

Источник: https://ivgazeta.ru/read/21739

Что такое мощи — как правильно прикладываться к мощам святых?

Мощи святых — мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти.

Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых.

Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии — церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ — в широком смысле — это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака».

Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями.

По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых.

Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник.

Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит — мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры — что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным.

Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро — органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых.

Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет.

Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи — это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает.

Ответ на вопрос — зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами.

В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов.

Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-moshchi-kak-pravilno-prikladyvatsya-k-moshcham-svyatyh

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Кто перевел Библию на греческий

Закрыть