Что означает православный крест

Как правильно должен выглядеть нательный крестик — Русь Матушка

Что означает православный крест

Крест — самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Разновидности креста

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке.

А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные».

Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».

История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.

Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова.

— У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста».

В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»

Почему мы не носим знак рыбы?

До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба.

По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи.

«Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание.

Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».

Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков.

Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину ( IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».

«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».

Католическое или православное Распятие?

В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Православный крест — Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука.

— Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.

Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь православный крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры.

Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян).

Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».

Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

  • Нескучный сад №3 2009
  • Нескучный сад — Архив по номерам
  • Православный календарь на 2016 год
  • Церковный православный календарь постов и трапез на 2016 год

Источник: https://eparhia-birsk.ru/prochee/kak-pravilno-dolzhen-vyglyadet-natelnyj-krestik.html

Православный крест: виды, значение перекладин

Что означает православный крест

Бесчинство появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался опять до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает грекокафолический крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, с тем чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находятся останки Николая Чудотворца

Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 парение назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега. В древнем мире наш брат встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и максима жизни. Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста поголовно к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.

Ранние изображения креста позволено встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, дьявол символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Там крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и планы на будущее крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.

Мистическое разум креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.

В средние века тяжесть стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское спица в колеснице. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился кантованный крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.

Страдание святого Лазаря

В православной традиции крест может изображаться по-разному: через перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. По сей день виды православных крестов несут единый смысл и значение — мукти.

Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Таковой восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря.

Постоянно на данном символе изображают распятого Христа.

Восьмиконечный православный судьба изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Буква перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Крен подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой.

Сие имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая за пределами левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут брать под защиту по правую руку от него, а грешники — по левую.

Так есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — способ в адскую обитель.

Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. Нате ней было записано на трех языках: Иисус Назорей, авторитет иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной устои.

Крест Голгофа

Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской устои — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, нате которой осуществилось распятие. Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится бубен с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и иные атрибуты распятия — , трость, копье и губка. Все эти атрибуты имеют солидный мистический смысл.

Например, череп с костями символизируют наших прародителей, получай которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется сношение поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Равно как это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.

Копье, трость и клионе — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский гвардеец Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла ихор и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы изо ребра Адама.

Крест седмиконечный

Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и постамент. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает внешне оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец Дава в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест господень можно увидеть на куполах православных церквей.

Седмиконечный православный терновый венец — изображение:

Крест шестиконечный

Что означает распятие шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: подъятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — неисправимый грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.

Тяготы с полумесяцем

На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Зачем обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Звездный пастух являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная Веруня. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.

  • Месяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
  • Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало конус Спасителя.
  • Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в монархия Божье.

Какая из версий правильная, не известно. Наша сестра знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после всего его падения стал символом Османской империи.

Отличие православного креста ото католического

С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста ото православного. Обозначим их:

  • На православном кресте завсегда больше одной перекладины.
  • В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны корефан другу, а в православном нижняя — косая.
  • Лицо Спасителя на православном кресте малограмотный выражает мучений.
  • Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, получай католическом изображены одна над другой.

Привлекает особое (налегать изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном автор видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен падаль человек, претерпевший страшные мучения.

Если вы будете знать сии отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к праздник или иной церкви.

Несмотря на разнообразие форм и символики креста его лесной заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в защита. Любой крест несет в себе животворящую силу.

Волшебный мир магии и эзотерики то есть (т. е.) ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Каждый человек хочет прикоснуться к чему-в таком случае особенному и ранее неизведанному, открыть для себя новые границы понимания, сконтактироваться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Потому, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто такой желает заглянуть «за занавес», со временем все же получает ответы.

Обращаясь к глубинам мироздания, долженствует сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, словно находится за гранью понимания. Со временем люди сумели связать все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания. И сегодняшнее это называется одним словом — эзотерика.

Однако, стоит сразу изменить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Вопреки на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых да и только отрицательных последствий. Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света возможно ли Силам Тьмы.

Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует напоминание к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «вводиться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, пропахать ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более до тютельки познакомиться с ней и понять, как она работает. В первую цепь стоит сказать о том, что при помощи эзотерики можно соблазнить удачу.

Для этого достаточно направить свои мысли в данную сторону и предопределить себя на то, что феноменальная удача обязательно произойдет в ближайшее пора. Ввиду того, что мысли материальны, можно ни на постой не сомневаться в том, что все задуманное осуществится в ближайшие сроки.

Ввиду этого, можно с уверенностью сказать о том, что главное правило эзотерики — сие вера в себя, в свои силы и в то, что при помощи положительного мышления и внутреннего настроя нате прием светлых волн, можно добиться феноменального успеха.

Денежная благополучие также не заставит себя долго ждать, если регулярно довольствоваться свой разум правильными мыслями.

Так, стоит взять одну с купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить бери нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта банкнот притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как профит приходит с различных сторон Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего дозволено быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и достаточно именно таким, каким родилось в воображении.

Ввиду того, что эзотерика учит испытывать на себе мир через самопознание и самосовершенствование, будет намного проще понять тех неужели иных представителей современного общества в определенной ситуации. Находясь в абсолютно гармоничном состоянии, суще наполненным внутренней силой, можно не сомневаться в том, что везение в бизнесе придет внезапно и неожиданно, или же проблематичная ситуация решится самочки собой, словно по мановению волшебной палочки. Эзотерика учит впиться (взором на мир светлыми и чистыми глазами, возрастать духовно, взращивая в своем центр любовь и гармонию и можно не задумываться о приходе успеха, ведь спирт будет все время находиться рядом, сопровождая одухотворенную личность получай каждом шагу, приумножая его доход, наполняя его необъятной силком, радостью и безграничным умиротворением.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда привезут мощи Николая Чудотворца

Православный крест: виды, значение перекладин — весь век тайны неизведанного мира магии и эзотерики на ZdavNews.ru

Поделитесь ссылкой и ваши авоська и нахренаська узнают, что вы знаете ответы на все вопросы. Благодарствуйте ツ

Источник: https://zdavnews.ru/pravoslavnyi-krest-vidy-znachenie-perekladin/

Виды православных крестов, значение и чем отличаются от католических

Что означает православный крест

Православный русский крест является символом веры. Христиане не расстаются с крестиком ни днем, ни ночью. Изделие защищает человека от различных неприятностей, болезней. Кроме того, верующие считают за грех не носить символ на теле всегда. Сегодня существуют десятки разновидностей изделия, что вызывает вопросы о возможности ношения такого символа.

История, символика и значение

Православный крест впервые встречается в рукописях с IV века. В те времена церковь не делилась на католическую и православную. На церковных фресках изображались кресты различных видов. А на куполах символ начал воздвигаться с 1551 г.

по инициативе Ивана Грозного. Позже его стали изображать на военной и российской символике. Крест характеризует факт исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападок.

Даже для простого совершения молитвы требуется одеть его.

История берет свое начало именно с момента распятия Иисуса. Ранее о кресте было слышно только в рамках смертной казни, когда римляне использовали такое орудие для распятия преступников.

При этом раньше ветхозаветной церкви такой вид казни не применялся, он пришёл из греко-римских традиций.

Крестная казнь считалась языческой традицией, а еврейским народом она стала применяться только за несколько десятилетий до Рождества. Крест в те времена являлся местом позорной казни, которая избиралась сатаной. Люди тех лет свято чтили символ веры, он вызывал у них непреодолимый страх.

Однако после того как распяли Иисуса, и он воскрес, крест стал желанным атрибутом, вызывающим радостные чувства. С тех пор привычка носить его при себе стала обыденной. Крестики носили как вельможи, так и простой народ.

Символ определяет единение человека невидимой связью между Иисусом и всеми людьми земли.

Позже в Палестине возникла новозаветная церковь, состоящая из бывших иудеев. Вхождение креста, было затруднено, поскольку церковь запрещала любые языческие знаки. Но со временем произошло увеличение числа христиан из разных народов, у которых крест являлся традиционным изображением веры, поэтому влияние иудейских начал постепенно затихло.

Во времена Иисуса христиане подвергались гонениям, верующие вынуждены были проводить свои обряды и молитвы тайно. И сегодня в церквях сохраняются меры предосторожности для охраны от противников христианства. Христианский крест означает преклонение людей перед страданиями искупителя.

Считается, что символ должен всегда находиться с человеком, что он защищает его от недоброжелателей, от болезней и прочих неприятностей.

Разновидности по форме

Настоящий русский крест является восьмиконечным. Он может быть как скругленным, так и с острыми углами. Также применяются семиконечный, шестиконечный и четырехконечный варианты. При этом восьмиконечный носит название православного креста, шестиконечный – русского православного. Именно такие названия применяются в других странах, например, в США.

Прямолинейные

Как выглядит прямолинейный вариант можно узнать, попросив в церкви стандартный православный крестик. Его балки пересекаются под прямым углом. Именно этот тип наиболее распространен, так как он полностью повторяет очертания креста, на котором казнили Иисуса.

С расширенными балками

Расширенные балки сегодня трудно встретить, однако и такая форма есть. В основном это старинные византийские домонгольские изделия. Идея символа такова, что балки – лучи, исходящие от центра – Света жизни, который был обещан Христом.

С квадратом или ромбом посередине

Ромбические крестики – более лояльный вариант. В таком виде делают украшения. В церкви это четырехконечное изделие, с ромбом посередине, где указаны две буквы ХВ или сделана надпись «Спаси и сохрани».

С криновидными окончаниями балок

Этот вариант наиболее красив. Он выполнен в виде лепестков лилий, которые могут быть украшены фианитами. «Крин» переводится как «лилия», чем и обусловлено название изделия.

С треугольными концами

Символы с треугольными концами особо почитаются верующими, поскольку символизируют Святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Однако они недостаточно распространены.

С окружностями на концах балок

Окружности означают капли крови Спасителя. Обычно оформляются в виде бусин или росинок. Часто могут объединяться в три капли, как особое почитание тройной сущности Бога.

С процветшим оформлением

Форма символизирует Древо Жизни и обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Виды

Помимо формы, символы веры различаются и по виду. Типы возникали в различные исторические эпохи, приурочены к различным значимым событиям.

Георгиевский

Наградной вариант, предназначенный для поддержания веры служителей церкви и офицеров. Он имеет 4 конца, и его форма признается максимально верной. В свое время эта награда была утверждена Екатериной Великой.

Виноградная лоза

На восьмиконечном кресте изображена виноградная лоза, а в центре часто размещают портрет Спасителя или буквы ХВ. Идея креста такова, что Иисус – лоза, а все люди – ветви. Основное таинство, которое связано с этой идеей – Таинство причащения.

Семиконечный

Бывают и семиконечные крестики. Сегодня в качестве нательного не производятся, однако таким типом украшены иконы 15 века, а также купола старейших храмов.

Терновый венец

На иконах 12 века можно встретить изображение колючего венца на крестах. Так авторы старались изобразить страдания Христа.

Виселицеобразный

Современный вариант украшения храмов. Широко распространен при украшении предметов церковной службы, церковных облачений, а также на множестве икон, которыми украшены стены церквей.

Мальтийский

Вид Мальтийского креста «пришел» с острова Мальта, где шла долгая битва против масонства. Форма символа – равносторонняя, с лучами, расширяющимися на концах. Его нельзя купить – он вручается только за особую доблесть в боях. В частности, в свое время он был утвержден орденом Иоанна Иерусалимского. Крест украшал гербы многих городов и регионов.

Просфорный

Просфора – уникальная печать с изображением греческой фразы «Иисус-победитель». По форме просфорный крест похож на георгиевскую разновидность, но имеет дополнительную надпись. Изначально существовал в ограниченном количестве церквей, а сегодня его изображение печатаются на просфорах.

IC.XP.NIKA – Иисус Христос Победитель. Печатается на просфорах и означает, что Искупитель выкупил грешников из греховного плена.

Каплевидный четырехконечный

Именно этот округленный крест расположен в греческой версии Евангелия, выпущенного во II веке. Капли на концах изделия символизируют кровь Иисуса, а также борьбу за свою веру до конца.

Восьмиконечный

Самый популярный, почитаемый вид крестика. Он символизирует момент распятия Христа. Свои кресты те, кто шел на казнь тащили на себе. По форме это были четырех конечные сооружения. Потом, после казни Иисуса на кресте сделали подножку, чтобы закрепить ноги сына Бога. На верхней планке Понтий Пилат распорядился поместить табличку.

Во времена Елизаветы Петровны восьмиконечная форма была закреплена законом, а кресты использовались в качестве наградных. Такую форму считают наиболее близкой к вере, поскольку на верхней планке была надпись «Иисус – царь Иудейский». Именно с того смертельного часа Христос получил признание.

Равносторонний

Это тип изделия с двумя перпендикулярными балками. Придуман для разнообразия, не несет какой-либо особой идеи. По форме напоминает квадрат.

Какой из крестов считается нательным в православии

Нательным считается крестик, который не снимают. Верующий не должен расставаться с изделием даже во время купания. Ношение креста – символ искупления перед Господом. Нет каких-либо требований по выбору символа веры, но есть ряд советов:

  1. Господь более располагает к деревянным и металлическим изделиям, однако не всем людям подходят материалы. Наиболее долговечным и безопасным считаются золото и серебро. Церковь не видит ничего предосудительного в украшении изделия.
  2. Неважно, носится крест на шнурке или цепочке. Главное – удобство верующего, а также безопасность. Детям больше подойдут серебряные цепочки.
  3. Не нужно выбирать огромные изделия, они часто теряются, их неудобно носить.

Надписи, изображения не имеют значения. Церковь допускает различные варианты. Если изделие продается в церковной лавке, значит, оно освящено.

Зачем нужно носить крещеным людям

Крест верующий должен носить обязательно. При этом неважно, на шее или на теле. Чаще всего священник надевает крест через голову, но при наличии аллергии на металл, при чувствительной коже, есть возможность сделать изображение креста на кольце.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто был полным кавалером ордена Святого Георгия

Как правильно выбрать и носить

Ношение креста допустимо и некрещенным человеком, но церковь советует пройти таинство Крещения. Если изделие планируется носить на цепочке, то получить его из рук батюшки можно на шнурке, а потом самостоятельно переодеть на цепь. Носить изделие обязательно и в Христов день, и в прочие дни календаря. Крест одевают так, чтобы он лицевой стороной был направлен от человека.

Как правило, на лицевой располагается изображение распятого Иисуса.

Ответы на популярные вопросы

Несмотря на древность традиции, вопросы о ношении символа веры возникают даже у верующих.

Необходимость освящения в храме

Как было отмечено, силу креста определяет вера человека. Но все-таки изделие лучше освятить.

Что делать в случае потери

При утере необходимо приобрести новый крест. Христиане вкладывают в такой инцидент негативный смысл. Но молитва и приобретение нового изделия помогут исправить ситуацию.

Что делать с найденным крестиком

Находку лучше не поднимать. Но если все-таки она оказалась в руках, то необходимо отнести ее в храм. Там его освятят и отдадут нуждающимся.

Можно ли дарить

Дарить изделие можно, но только родным и близким людям, с искренним желанием помочь. Верующие говорят, что подарив крест, даришь и часть своего благополучия.

Как освятить

Освятить изделие может только батюшка в церкви. Если нет такой возможности, то над крестом читают молитву «Отче наш», а затем одевают на шею.

Два креста

Церковь не воспрещает иметь два символа веры. Но обычно в качестве второго выбирают иконку. Одно изделие можно разместить над изголовьем кровати, либо у икон, а второе носить в качестве нательного.

Чем православный крест отличается от католического

Разница между крестами в следующем:

  1. Католики почитают четырехконечный крест с более длинной вертикальной балкой, Православный вариант может быть любой формы, но чаще всего почитаются восьмиконечные варианты.
  2. У православных Иисус изображается воскресшим, практически каждое изделие имеет такое изображение. У католиков Спаситель изображен умершим, в потоках крови.
  3. На католических изделиях ноги Христа прибиты одним гвоздем, а на православных – двумя.
  4. Буквы у католиков изображены на латинском языке INRI, а у христиан на древнегреческом– IHHI.

Крест имеет сильное церковное значение. Его влияние на жизнь христиан велико – по канонам церкви верующие должны обязательно носить символ веры на теле.

Большое разнообразие типов и форм позволяет выбрать подходящий вариант и носить его с истинной верой в душе.

Источник: https://religns.ru/liturgiya/pravoslavnyj-krest

Крест как главный образ нашего спасения — Православный журнал

В третье воскресенье Великого поста Церковь поклоняется Кресту Господню, на Котором Он был распят ради спасения всех людей. Святыня выносится на середину храма в субботу вечером и пребывает там до пятницы 4-ой седмицы. О важности поклонения Кресту Господню, о понятии духовного креста и о том, всегда ли наши страдания от Бога, «Фоме» рассказал настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский.  

Два образа креста

Крест с древних времен соотносился со смертной казнью, причем с одним из самых жестоких ее видов. Распятие на кресте являлось не просто смертным приговором для преступника, эта казнь была позорной, и ей подлежали только рабы. Свободных граждан Рима никогда не распинали на кресте. Это была не просто казнь, но страшнейшее поругание, унижение и наиболее мучительный способ лишения человека жизни. Мы должны помнить об этом и сегодня.

Но мы, люди верующие, понимаем, что Господь Иисус Христос Своей личной волей избрал крестную смерть ради нашего спасения. Особым образом Церковь напоминает нам об этом на Страстной неделе, когда священник после богослужения произносит отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения», то есть Он идет на вольные страдания.

И в этом вольном принятии на Себя крестной муки и смерти, крестного поношения и унижения, заключается спасительная жертва Иисуса Христа по отношению к человеческому роду, Его искупительный подвиг. Это та любовь, которой Бог так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы мир был Им спасен.

Поэтому когда мы носим на себе крест, когда крестами мы украшаем храмы, когда ставим крест на могилу христианина, когда мы осеняем себя крестом, все это и есть свидетельство непостижимой Божественной любви.

Своим крестом Господь явил, что Его любовь всегда доходит до конца, и что в Своей любви к человеку Спаситель способен принять то, что совершенно несвойственно Богу – смерть. Ведь Бог – это жизнь и Он чужд смерти. Для Бога смерть также чужда, как чужда тьма для света.

Так вот Господь принимает человеческую смерть на Себя для того, чтобы дать человеку Свою жизнь. В этом смысле образ креста является для нас уже не образом казни, не образом орудия смерти, а образом дара жизни, который мы получаем благодаря любви Бога к каждому из нас.

Принять на себя крест

Для христиан понятие креста нераздельно с самой жизнью. Крест не является для Церкви каким-то отдельным элементом ее, символом или воспоминанием Божественной жертвы. Крест – это единое явление, единый смысл. Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов чем-то ответить на это Богу.

Бог приносит в дар человеку Самого Себя и совершается это через распятие. В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом. Это то, о чем говорит Сам Господь в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).

Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную. И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста.

Бог и наши страдания

Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога.

Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог.

Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания – несением креста.

Но не всякое страдание может быть несением креста. В испытаниях человек может отвергать Бога, хулить Его, бунтовать против Бога, ненавидеть и себя, и других, впадать в отчаяние и терять веру. В данном случае, нельзя назвать это несением креста, потому что крест спасает человека, а не губит.

Праздник или трагедия?

Все события, переживаемые нами в Церкви, насыщены самыми разными чувствами и переживаниями, здесь могут быть рядом радостью и скорбь, страх и надежда на воскресение. Как и каждая встреча с Богом для нас – это и суд, и радость встречи, и воскресение, и страшное Второе пришествие.

Вообще, всякое евангельское событие, отраженное в православном богослужении, это встреча с реальностью. Но реальность не может быть однозначной, так как мы в ней пока еще живем, мы ее еще осуществляем. И, с одной стороны, встреча с реальностью для человека – это всегда большое счастье, потому что он встречается с правдой. В тоже время, эта правда не всегда бывает сладкой.

Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит.

Источник: https://foma.ru/krest-kak-glavnyiy-obraz-nashego-spaseniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Сколько существует Будд в буддизме

Закрыть