Чем занимался Святейший Синод

Учреждение святейшего синода при Петра I

Чем занимался Святейший Синод
святейший синод

Изначально в планы Петра Первого не входило изменение веками установленного церковного порядка. Но, чем дальше первый российский император продвигался в проведении своих преобразований, тем меньше у царя оставалось желания делить свою власть с другими лицами, даже с духовенством. Остальные мотивы церковной петровской реформы правителю были безразличны.

В 1700 году после кончины патриарха Адриана, Пётр Первый решает воспользоваться случаем и упразднить патриаршество, мотивируя своё желание отсутствием среди представителей духовенства достойного кандидата на пост Великого Патриарха.

Таким образом, патриарший трон оставался пустым, а всё управление бывшей епархией Патриарха было доверено Местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому. Но ему царь поручил в заведование лишь дела веры.

Двадцать четвёртого января 1701 года состоялось восстановление Монастырского приказа, которому во владение отошли патриаршие хозяйства, территории, а также архиерейские дома и патриарший дом. Во главе данного приказа был поставлен Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Местоблюститель обязан был советоваться во всех важных делах с епископами. Для этого он имел право вызывать последних в Москву.

При этом, результаты каждого такого совещания Местоблюститель Патриаршеского престола обязан был представлять самому государю лично.

Стоит отметить, что само совещание и собрание епископов разных епархий, как и прежде, носило название Освященного Собора. Однако, данный Собор и боярин Местоблюститель всё же ограничивали власть Мусина-Пушкина в управлении русской Церковью.

С 1711 года вместо старой Боярской думы формируется новый государственный орган – Правительствующий Сенат. С этого дня, как мирские, так и духовные управления были обязаны беспрекословно выполнять приказы Сената, приравнивающиеся к царским. В этот период Сенат сам начинает строить Церкви, приказывая архиереям выбирать самим священников. Также сам Сенат определяет в монастыри игумений и игуменов.

Так продолжается до двадцать пятого января 1721 года пока царь Пётр Первый не подписывает манифест об учреждении так называемой Духовной Коллегии, которая вскоре была переименована в Святейший Синод. Спустя месяц, четырнадцатого февраля происходит торжественное открытие этого управляющего церковью органа.

Причины церковный преобразований Петра и создания святейшего синода

Причины церковных преобразований Петра I

Полномочия святейшего синода

В ведение нового органы царь передаёт:

  • типографскую контору;
  • канцелярию раскольнических дел;
  • приказ церковных дел;
  • монастырский приказ;
  • патриаршие приказы (дворцовый, казённый и духовный).

При этом, в Петербурге появляется так называемая Тиунская Изба или же тиунская контора, а в Москве учреждается духовная дикастерия, канцелярия раскольнических дел, приказ инквизиторских дел, а также синодальная контора и канцелярия синодального правления.

Состав высшего церковного органа управления определялся по регламенту в «дюжину правительствующих лиц», три из которых, как минимум, должны были иметь сан архиерея. В Синоде, как и в любой гражданской коллегии того времени, был один президент, пять асессоров, четыре советника и два вице-президента.

Реформа святейшего синода

В 1726 году все вышеперечисленные названия, в силу того, что они совсем не вязались с духовными санами лиц, которые заседали в Священном Синоде, были заменены такими как:

  • присутствующие в Синоде;
  • члены Синода;
  • и первоприсутствующий член Синода.

Первоприсутствующему (ранее президенту) по регламенту принадлежал голос, равный остальным членам этой коллегии. Первым первоприсутствующим стал митрополит Стефан, а вице-президентом царь назначает, входившего в его круг, Феодосия, который являлся на тот момент архиереем Александро-Невского монастыря.

В целом, по своему устройству (делопроизводству и канцелярии) Синод был подобен Сенат с его коллегиями. В нём были все те же обычаи и чины. Пётр Первый позаботился и об осуществлении неустанного надзора за работой нового церковного органа. Так, одиннадцатого мая 1722 года царским указом в Синоде назначается присутствовать новому должностному лицу – обер-прокурору.

Обер-прокурор мог остановить решения Синода, а его действия зависели только от воли государя. При этом, сама должность планировалась скорее наблюдательной, нежели действующей. До 1901 года каждый новый член Святейшего Синода был обязан приносить особую присягу.

Итоги церковных преобразований Петра I и последствия создания святейшего синода

В результате петровских церковных преобразований Церковь лишилась своей независимости и перешла в управление государства и царя. Каждое постановление Синода до 1917 года издавалось под штемпелем «Согласно указу его Императорского Величества». Стоит отметить, что церковная власть в государственных бумагах именовалась, как и другие (финансовые, военные и судебные) – «Ведомством Православного Исповедания».

Схема: место святейшего синода в органах государственной власти при Петре I

Схема: место святейшего синода в системе органов государственной власти

лекция: учреждение синода Петром I

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/uchrezhdenie-svyateyshego-sinoda-pri-petra-i/

Исторический словарь — значение слова Святейший Правительствующий Синод

Чем занимался Святейший Синод

(от греческого synodos — собрание), высший государственный орган церковного управления, создан Петром I в 1721, объединял высших церковных иерархов, во главе — назначавшийся императором гражданский чиновник (обер-прокурор). Ведал делами Русской православной церкви (занимался толкованием религиозных догматов, надзором за соблюдением обрядов, вопросами духовной цензуры и просвещения, боролся с «еретиками» и «раскольниками»). На Поместном соборе 1917-18 создан Священный синод.

Смотреть значение Святейший Правительствующий Синод в других словарях

Синод — м. греч. собор духовенства, высших духовных лиц. | Верховное духовное правленье. | Здание, в котором синод собирается. у придан почет: святейшего. ные соборы. ские чиновники
Толковый словарь Даля

Святейший — святейшая, святейшее (церк. офиц.). Прил., по знач. связанное с титулованием православных патриархов и синода, а также римских пап. правительствующий синод. престол (папский)
Толковый словарь Ушакова

Синод — синода, м. (греч. synodos — собрание). 1. Высшее коллегиальное церковное учреждение в России, заменившее упраздненное Петром I патриаршее управление и существовавшее до 1917..
Толковый словарь Ушакова

Святейший Прил. — 1. Составная часть титулования некоторых патриархов, православного синода и папы римского.
Толковый словарь Ефремовой

Синод М. — 1. Высший коллегиальный орган по делам русской православной церкви (учрежденный Петром I вместо упраздненного им патриаршества); в настоящее время — совещательный орган..
Толковый словарь Ефремовой

Синод — Высший орган управления православной церковью в России; учрежден в 1721 и находился под контролем светской власти; после избрания патриарха в 1917-18 священный С. является..
Политический словарь

Правительствующий — правительствующая, правительствующее (офиц. дореволюц.). Имеющий правительственную или верховную власть, управляющий. Сенат. Синод.
Толковый словарь Ушакова

Правительствующий — -ая, -ее. Ист. В составе названий учреждений, осуществлявших верховную власть. П. сенат (в России до 1917 г.: высшее судебно-административное учреждение). Святейший п. Синод..
Толковый словарь Кузнецова

Святейший — -ая, -ее. Составная часть титулования православных патриархов и синода, а также пап римских. С. патриарх Московский и всея Руси.
Толковый словарь Кузнецова

Святейший Синод — (греч. synodos — собрание) — один из высших государственных органов в России в 1721 -1917 гг. ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов,..
Экономический словарь

Синод — -а; м. [от греч. synodos — собрание]1. В России: высший орган, управлявший православной церковью (заменивший упразднённое Петром I патриаршее управление и существовавший..

Толковый словарь Кузнецова

Правительствующий Сенат — — см. Сенат в России.
Юридический словарь

Синод (святейший Синод) — (от гр. synodos — собрание) — один из высших государственных органов в России в 1721-1917 гг. Ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов,..
Юридический словарь

Синод — (от греч. synodos — собрание) (Святейший синод) — один из высшихгосударственных органов в России в 1721-1917. Ведал делами православнойцеркви (толкование религиозных догматов,..
Большой энциклопедический словарь

Синод — (от греч. sunodos — собрание) — высший гос. орган по делам росс. православной церкви. Создан в 1721 из Духовной коллегии; был приравнен к Сенату и именовался до 1726 Правительствующим,..
Советская историческая энциклопедия

Синод — (от греч. synodos — собрание) — англ. synod; нем. Synode. Собрание духовных лиц для разрешения церковных дел.
Социологический словарь

Синод Епископов Католической Церкви — — совещат. орган при папе римск., созданный Павлом VI по рекомендации II Ватикан, собора. Собирается по инициативе папы раз в 3 года. С. е. к. ц. обсуждает назревшие важные..
Философский словарь

Синод Русской Православной Церкви — (греч. synodos -собрание) — совещат. орган при патриархе, состоящий из высш. иерархов. Учрежден Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 под названием «Святейший Правительствующий..
Философский словарь

СВЯТЕЙШИЙ — СВЯТЕЙШИЙ, -ая, -ее. Составная часть титула нек-рых патриархов, а также Папы Римского. * Святейший Синод — то же, что Синод.
Толковый словарь Ожегова

СИНОД — СИНОД, -а, м. (С прописное). В старой России: высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время — совещательный орган при патриархе Московском и..
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Святейший Правительствующий Синод

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/37075

Синод — это Священный синод Русской православной церкви

Чем занимался Святейший Синод

Священный Синод — это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На Поместном соборе РПЦ 1917 — 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

Церковь раннего периода

РПЦ была основана в 988 году. Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии.

В период с 988 по 1589 год практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл.

Сегодня Синод — это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке.

Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего.

Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями.

После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей).

На 1819 год — 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части — духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена.

Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему.

Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала — закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 — 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа. Синод — это неприкосновенность иерархов.

События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия.

Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как у католиков называется Библия

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию.

Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора.

Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию. Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на Архиерейском соборе был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г.

заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре.

Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси.

Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти.

Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует.

Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43510-sinod-jeto.html

Что такое синод — определение, правила и интересные факты :

Что такое синод? Этим вопросом задаются многие православные люди, желающие больше узнать о конфессии, к которой они принадлежат. В этой статье мы попытались дать на него максимально развернутый ответ, написанный простым и понятным языком. После ее прочтения вы в полной мере узнаете об определении синода. Расскажем и о его истории и основных функциях.

Синод: определение и значение слова

Прежде чем погрузиться в дебри истории, необходимо дать краткое описание данному термину. Синод — это собрание участников христианской церкви, на котором решаются вопросы, связанные с вероучением, религиозной жизнью и нравственностью. Это один из высших органов церковного управления.

Истоки

Жители России и многих других стран СНГ наверняка знают про императора Петра I и его реформы, кардинально изменившие все русское государство 18 столетия.

Именно эпоха правления Петра запустила процессы «европеизации» славянского общества, отразившиеся практически во всех сферах жизни необъятной империи. Петр начал переделывать политическое устройство страны и ее хозяйство, опираясь на западноевропейские государства.

Несмотря на то что Россия уже неоднократно контактировала со странами Европы и до этого, при императоре эти процессы достигли своего пика.

Начало изменений

Для полного и всестороннего понимания того, что такое синод, необходимо окунуться в прошлое. Вы уже наверняка догадались, что реформы Петра I коснулись не только государственного аппарата и культурной жизни Российского государства, но и его церковного органа. Кардинальные преобразования в сфере религии император начал еще при жизни Патриарха Адриана.

В 1697 году он издал указ, согласно которому все хозяйство архиерейских домов и монастырей было взято под контроль государства. В 1698 году в церкви, имевшие приходские дворы и угодья, прекратили поставлять хлеб и денежные средства. Поставки церквям, у которых не было дворов и угодий, были снижены в два раза.

16 октября 1700 года патриарх Адриан скончался, и Петр I стал еще больше подчинять себе церковь.

Продолжение радикальных реформ

После смерти Адриана Петр отменил избрание нового патриарха, а затем назначил своего союзника Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола.

В первое десятилетие нового века государственный бюджет пополнился более чем на 1 миллион рублей, полученных с монастырских вотчин. В этот же период времени государство запрещало монахам переходить из одного монастыря в другой и ставило ограничение на их общее количество.

Церковь стала выполнять функции устройства и содержания начальных школ, а также помощи больным людям и отставным военным.

Создание Священного синода

В 1718 году Петр отдал приказ о формировании Духовной коллегии или Святейшего правительствующего синода. Он должен был прийти на замену уже устоявшемуся патриаршеству. Ранее уже упоминавшегося Стефана Яворского назначили президентом Духовной коллегии, а ее участниками стали два епископа, одним из которых был Феофан Прокопович, архимандриты и протопопы. Главой синода был обер-прокурор, которого также назначал государственный правитель.

Как правило, обер-прокурорами становились светские люди, которые до этого не имели серьезного отношения к религии. Они выполняли функции, связанные напрямую с деятельностью церкви: толкование догм, цензура религиозных изданий, противостояние ереси, заведование школами и другими учебными заведениями и т.д. Кроме функций, перечисленных ранее, синод также был своего рода аналогом Духовного суда.

Присутствие данного органа состояло из 12 иерархов, которых также назначал государственный правитель.

Священный синод был центральным аппаратом церковно-административной власти в Российской империи вплоть до августа 1917 года. В 1918 году синод как орган, подчиняющийся государству, был ликвидирован Советом народных комиссаров, а его место вновь заняло возрожденное патриаршество. Некоторое время он выполнял функции коллегиального управляющего органа, но в 1924 году патриарх Тихон полностью его распустил. Полное восстановление деятельности синода состоялось в 1945 году в Поместном соборе.

Реакция духовенства

Что такое синод и как он формировался, вы уже знаете, теперь пришло время рассказать не менее интересную информацию, посвященную противостоянию церковников и Петра I.

Нет ничего удивительного в том, что такие резкие и кардинальные перемены в церковной жизни страны вызывали недовольство со стороны многих представителей духовенства. Более того, некоторые церковники прямо называли Петра антихристом. Такая ситуация, естественно, не нравилась правителю, а потому он стал прибегать к карательным мерам.

К примеру, в 1700 году, задолго до отмены патриаршества и установления Священного синода, епископа Тамбовского Игнатия лишили кафедры. В 1707 году митрополита Нижегородского Исайю также лишили кафедры и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. В этой ситуации нельзя не упомянуть дело царевича Алексия.

Долгое время он был за границей и на расстоянии общался с другими единомышленниками из церкви. В 1718 году царевич вернулся в Россию, где его лишили права на престолонаследие. Главной причиной этого поступка Петр I назвал «беседы с попами и чернецами». После этих событий были казнены ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный, протопоп Иаков Игнатьев и епископ Досифей.

Митрополита Игнатия лишили кафедры, а митрополит Иоасаф, которого вызвали на допрос, умер по дороге из Киева.

Обязанности синода

Что такое синод? Думаю, вы уже прекрасно поняли смысл и значение этого слова. Теперь же вам стоит более подробно ознакомиться с обязанностями этого органа, о которых мы упоминали ранее:

  1. Попечение о неизмененном хранении и истолковании христианства, а также устоявшихся правил нравственности и благочестия, проповедуемых этой религией.
  2. Служение внутреннему единству РПЦ (Русской православной церкви).
  3. Поддержание союза с Православными Церквами из других государств.
  4. Поддержание необходимых отношений с государственными структурами, которые в полной мере соответствуют действующему уставу и законам.
  5. Планирование внутренней и внешней деятельности церкви, а также решение вопросов, возникающих на данной почве.
  6. Оценка ключевых событий, которые происходят в жизни самой церкви, в отношениях с другими конфессиями и религиями.
  7. Контроль действий всей Полноты РПЦ в ее попытках по достижению всеобщей справедливости и мира.
  8. Установка порядка владения и использования зданий и имущества, которые принадлежат Русской православной церкви.

Теперь вы знаете значение слова синод, историю этого церковного органа, а также его основные функции. Очень надеемся, что предоставленная в статье информация была вам интересна, и вы узнали из нее много нового.

Источник: https://www.syl.ru/article/369253/chto-takoe-sinod---opredelenie-pravila-i-interesnyie-faktyi

Святейший Синод — цели, функции и итоги создания

Святейший Синод представляет собой церковное правительство, то есть высший церковный орган, который обладает самой главной властью в церкви и взаимодействует с церквями других государств. 

Его действия распространились на весь синодальный период с 1721 до 1917 годы. Члены Синода назначались императором Российской империи, а его председателем был обер-прокурор. 

Данное определение подробно разбирается на уроках истории в школах. Ниже приведены основные моменты, которые нужно знать для зачета и хорошей оценки. 

Причины и цели создания Святейшего Синода

Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.

Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.

Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.

Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви. 

Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом. 

Функции Святейшего Синода

Функции правительствующего Синода были достаточно разнообразны. Иными словами, он мог делать все, что дозволял ему император.


Святейший Синод был наделен правом, с позволения верховной власти в Российской империи, выбирать и назначать на пост епископов, устанавливать новые церковные праздники, учреждать кафедры. 

Он также был наделен правами судебной инстанции, мог судить епископов за богохульство, проводить бракоразводные процессы, лишать сана, предавать людей анафеме и совершать многие другие действия.

По своему устройству Синод больше напоминал Сенат и коллегии со своими чинами и обычаями. Он состоял из одиннадцати членов. Его президентом был митрополит Стефан, лицо приближенное к церкви. 

А вот вице-президентом было назначено лицо, приближенное к императору, архимандрит Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Феодосий (Яновский).

Также Петр позаботился и о надзоре за деятельностью Синода. Так в 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора. Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.

Посадив своих людей в Синод, Петр I обеспечил тотальный надзор за его деятельностью и обезопасил себя от угрожающих власти невыгодных решений патриаршества.

Итоги и результаты учреждения Синода

Надо сказать, что действия императора привели к достаточно положительным последствиям.


Благодаря церковной реформе Петра I, церковь полностью утратила свою самостоятельность и независимость. Теперь она стала полностью подконтрольна правительству и безобидна для власти императора. 

В лице церкви император сумел приобрести верного союзника и помощника в государственных делах. С ее помощью он укрепил свою власть и обрел еще большее могущество. Теперь в его руках находилась церковь, а значит и полное доверие народа.

Петр I проделал огромную работу. Взаимодействие с церковью послужило не только укреплению власти, но и способствовало развитию государства в целом.

Святейший Синод действует и по сей день, но теперь только в качестве совещательного органа Русской православной церкви.

Источник: https://nauka.club/istoriya/svyateyshiy-sinod.html

Святейший синод

Русская Православная Церковь управляется сегодня Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.

Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.

Святейший Правительствующий Синод создан по приказу Петра I

Это была не просто реорганизация Церкви, а полное ее подчинение воле монарха, который получал возможность манипулировать и управлять священнослужителями. Святейший Синод существовал на протяжении 1721–1917 годов и стал заключительным событием церковной реформы Петра I.

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.

В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько всего Библий

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

История создания

Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.

Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.

Все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность

Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.

Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.

Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями.

Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III.

Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию.

В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.

Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.

Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв

На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.

Духовный Регламент 1721 года — устав Святейшего Синода

В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.

В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.

Последние годы (1912-1918)

В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.

Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.

Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода, 26 июля 1911 года

Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.

Состав

Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • пять асессоров;
  • четыре советника.

Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

Обер-прокурор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/svyatejshij-sinod.html

Священный синод Русской православной церкви

Здание Патриаршей Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре

Свяще́нный сино́д Ру́сской правосла́вной це́ркви[1][2] — согласно действующему уставу РПЦ[3], «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами».

В синодальный период Святейший правительствующий синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи.

Статус[ | ]

Глава пятая Устава Русской православной церкви (в редакции 2013 года) гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишинёвский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

    — Глава V. Священный Синод, пп. 1—5. Проверено 17 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.

Председатель[ | ]

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 

Постоянные члены[ | ]

по кафедре

(Список представлен в порядке значимости кафедр)

  1. Онуфрий (Березовский), митрополит Киевский и всея Украины (с 2014 г.)
  2. Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1972 г.)
  3. Владимир (Кантарян), митрополит Кишинёвский и всея Молдавии (с 2000 г.)
  4. Александр (Могилёв), митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан (с 2011 г.)
  5. Викентий (Морарь), митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа (с 2011 г.)
  6. Варсонофий (Судаков), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской патриархии и секретарь синода (с 2009 г.)
  7. Павел (Пономарёв), митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси (с 2014 г.)

по должности

Временные члены[ | ]

Участники летней сессии (март — август 2018 года):

Участники зимней сессии (сентябрь 2018 года — февраль 2019 года):

Учреждения и комиссии[ | ]

Основная статья: Список синодальных учреждений Русской православной церкви

Священному синоду подотчётны следующие синодальные учреждения:

При Синоде существуют также синодальные комиссии:

В ведении Синода находится синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

История[ | ]

Святейший синод со времени учреждения в 1721 году располагался в Санкт-Петербурге: первоначально на Городском острове, затем в здании Двенадцати коллегий.С 1835 года помещался в трёхэтажном здании на Сенатской площади. В Москве имелась Синодальная контора, и при особых обстоятельствах (например, на время коронации монарха) синодальные заседания могли быть перенесены в Москву.

В августе 1917 года, перед открытием Поместного собора, Святейший синод переехал в Москву и остался там на постоянное пребывание.

Согласно соборному определению от 7 декабря 1917 года, «Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год»[4].

Епархиальный архиерей мог быть вызван в Синод не ранее, чем через два года после начала управления епархией. Епархии были разделены на пять групп по географическому принципу, внутри групп епархии располагались в алфавитном порядке (в каком и вызывали архиереев), срок полномочий временных членов Синода был с 1 января по 31 декабря календарного года.

С 1918 года Священный синод работал на Троицком подворье на Самотёке — резиденции патриарха Тихона.

1 июня 1921 году прежний состав Синода в связи с истечением 3-летнего межсоборного срока утратил свои полномочия[5]. Был определён новый состав в количестве пяти человек по избранию Патриарха[4]. При этом полномочия членов Синода исходили уже не от Поместного собора, а лично от патриарха Тихона[6].

После ареста Патриарха в 1922 году Русская православная церковь на пять лет оказалась на «нелегальном положении».

Её частичной «легализации» удалось достичь заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию, который организовал «при себе, с разрешения власти» Временный патриарший Священный синод. В мае 1935 года он был официально распущен («самоликвидировался»)[7].

При этом митрополит Сергий, сохранивший личную «легализацию» и право иметь канцелярию, переименовал управляющего делами Временного патриаршего Священного синода в «управляющего делами Московской патриархии».

Постоянный Священный синод был сформирован на Архиерейском соборе 1943 года и стал заседать в здании в Чистом переулке, дом 5, «дарованном» Иосифом Сталиным Московской патриархии, или в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры, после их передачи Патриархии в конце 1940-х годов.

В состав Синода вошли: патриарх Сергий, три постоянных члена (архиереи по избранию Собора) и три временных члена (вызываемых на полугодовую сессию). Епархии были разбиты на три группы по географическому принципу, вызов временных членов осуществлялся в порядке старшинства хиротонии[8].

Согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью», принятому на Поместном соборе 1945 года, Священный синод состоит из Патриарха-председателя, трёх постоянных членов — митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого, и трёх временных, вызываемых «для присутствия на одной сессии, согласно списку Архиереев, по старшинству хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются все епархии»[9]. В отличие от «Определения» Поместного собора 1917—1918 годов, в котором подробно регламентирована компетенция Синода, в «Положении» ничего не говорится о круге подведомственных ему дел. Однако статьёй 1-й предусматривается, что управление Русской церковью осуществляется Патриархом совместно со Священным синодом, согласно 34-му апостольскому правилу и 9-му правилу Антиохийского Собора[10].

16 марта 1961 года Священный синод расширил число своих постоянных членов до пяти архиереев, дополнительно включены управляющий делами Московской патриархии и председатель отдела внешних сношений. Данное решение было утверждено на ближайшем Соборе 1961 года[11][12].

10 апреля 1970 года было проведено не предусмотренное действовавшем тогда «Положением об управлении Русской православной церкви» «расширенное заседание» Синода, на котором была дарована автокефалия Православной церкви в Америке. В брежневский период, видимо, Синод очень зависел от Совета по делам религий при Совете министров СССР.

Заместитель председателя Совета Фурсов, отчитываясь перед ЦК КПСС за период 1974 — начало 1975 годов, утверждал: «Синод находится под контролем Совета.

Вопрос подбора и расстановки его членов был и остаётся всецело в руках Совета Ответственные сотрудники Совета проводят систематическую воспитательно-разъяснительную работу с членами Синода, устанавливают с ними доверительные контакты»[13].

С принятием в 1988 году нового устава об управлении Русской православной церкви число временных членов Синода увеличилось до пяти, вызов в Синод обусловлен не менее чем двухлетним пребыванием архиерея на кафедре[14]. В этом же уставе определялось, что президиум Архиерейского собора составляет Священный синод, а секретарь Собора избирается из числа членов Синода[10].

На Архиерейском соборе 30—31 января 1990 года число членов Синода увеличилось: стало шесть постоянных членов (добавился Экзарх Белоруссии) и шесть временных[15].

6—7 мая 1992 года состоялось второе в истории Синода расширенное заседание, на котором Синод имел суждение о «новой ситуации в Украинской Православной Церкви» (то есть о расколе, устроенном её бывшим предстоятелем Филаретом (Денисенко)).

18 июля 1999 года также прошло расширенное заседание Синода, на котором было решено провести юбилейный Архиерейский собор в 2000 году.

https://www.youtube.com/watch?v=VlTnyXqnm8I

С принятием устава Русской православной церкви в 2000 году число постоянных членов увеличено до семи (включён предстоятель Молдавской православной церкви), число временных членов сокращено до пяти.

30 июля 2003 года состоялось выездное заседание Священного синода[16] в городе Сарове Нижегородской области в связи со столетним юбилеем канонизации Серафима Саровского

С 2009 года Священный синод по инициативе патриарха Кирилла стал периодически проводить «выездные заседания» там, где укажет патриарх.

Так, «в течение 2009 года состоялось шесть заседаний Синода Три заседания мы провели в Даниловской обители; два — в Санкт-Петербурге, в историческом здании Святейшего Синода; одно — первое историческое заседание в „матери городов русских“ — в Киеве, в Киево-Печерской лавре; и завершаем синодальный год заседанием в Чистом переулке, в городской исторической резиденции Патриархов Московских»[17].

С того же года появилась традиция приглашать в число временных членов Синода епископа из Украинской православной церкви[18]. C 2012 года заседания Синода иногда проводятся в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре на Юге России (в Геленджике)[19][20], в 2018 году по одному заседанию проведены в Екатеринбурге[21] и Минске [22]

5 октября 2011 года решением Священного синода (с последующим утверждением Архиерейским собором; состоялся в феврале 2013 года) в число постоянных членов Священного синода включены митрополит Среднеазиатский и митрополит Астанайский и Казахстанский[23].

27 декабря 2011 года состоялось торжественное освящение Синодальной резиденции Патриарха Московского и Всея Руси в Свято-Даниловом монастыре после её капитальной реконструкции[24], где и прошло последнее в 2011 году заседание Священного синода Русской православной церкви[25]. Патриарх по этому случаю сказал: «Это здание и будет основной Синодальной резиденцией, как это и мыслилось её создателями в далеком 1988 году, с чем я всех нас поздравляю»[26].

Заседания Священного синода[ | ]

Основная статья:

Основная статья: Список членов Священного синода Русской православной церкви с 1943 года

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто создал Церковь Святой Софии

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

Синод при Петре 1

В данной статье мы расскажем Вам о том, какие функции выполнял Синод при Петре 1, а также о его историческом значении для России и структуре.

В 1721 году указом Петра Первого была учреждена Духовная коллегия, позже получившая название Святейший правительствующий Синод. Это стало одним из важнейших этапов церковной реформы, проводимой императором в период его правления.

Функции Синода

Синод (от греч. «собрание», «собор») стал высшим государственным органом церковно-административной власти, заменив собой в некоторых отношениях патриарха и соборы епископов поместной церкви.

Под контроль Синода передавались патриаршие приказы (духовный, казенный и дворцовый), приказ церковных дел и канцелярия раскольнических дел, а также типографская контора. Официально Синод был уравнен в правах с Сенатом.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 при его учреждении, была той же, что и при учреждении Коллегий – упорядочивание и разделение управленческих функций. Кроме того, Петр хотел уменьшить, если не устранить совсем, независимость Церкви, ее обособленность в делах государства.

Он решил использовать ее более выгодно на благо страны.

Внутренняя структура Синода

В состав Синода входило 12 человек. Как и в других Коллегиях, здесь главенствовал президент, которого заменяли при необходимости два вице-президента; также присутствовали и советники, ассесоры, канцелярия. Все члены Синода перед вступлением в должность приносили присягу и клятву перед Евангелием. Контроль за деятельностью этого органа, как и в случае с гражданскими Коллегиями, осуществлял прокурор.

Первым президентом Синода стал митрополит Стефан, впоследствии не имевший абсолютно никакого влияния на принимаемые решения, в отличие от преданного царю архиерея Феодосия, которого назначили вице-президентом.

Историческое значение

Церковная реформа Петра 1, в особенности учреждение Синода, коренным образом изменила систему управления Русской православной церкви. Институт патриаршества был полностью уничтожен, а Церковь, потеряв существенную часть своего влияния, отныне контролировалась императором, зависела от него и должна была направлять свою деятельность, как и прочие ведомства, на благо государства, в том числе – приносить доход. Священнослужители, по сути, превратились в государственных чиновников.

Теперь абсолютно вся власть была сосредоточена в руках императора. С реформами Петра в истории России начался абсолютистский период.

В 1918 году полномочия Синода были переданы патриарху и коллегиальным органам, и Святейший Синод был ликвидирован.

Источник: https://www.chto-kak-skolko.ru/index.php/iskusstvo-i-kultura/istoriya/sinod-pri-petre-1

Создание Синода (Духовной коллегии) при Петре I Великом — 1721

> Реформы > Административные > Реформы центрального управления > Создание Синода

Святейший Правительствующий Синод — высший орган церковного управления, созданный по приказу Петра I, с целью заменить упразднённую в 1700 году должность Патриарха.

5 февраля 1721 года — дата издания «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». 25 февраля 1721 года — произошло официальное открытие Духовной коллегии, которая получила название Святейший Правительствующий Синод.

Это событие стало завершающим в церковной реформе Петра I.

Причины и цели создания Святейшего Синода

  • Петр I стремился подчинить церковь государству, встроить её в аппарат управления страной и монополизировать власть (построение абсолютистской формы монархии)
  • В период 1717-1722 годов происходила реформа центральных исполнительных органов, приказы заменялись коллегиями, согласно новым принципам была сформирована и Духовная коллегия.

Итоги и результаты учреждения Синода

  • Создание Святейшего Синода привело к подчинению Церкви — государству, т.к. все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность.
  • Лишённая Патриарха церковь уже не могла конкурировать с Петром I за власть над гражданами.
  • Для дополнительного надзора за деятельностью Синода учреждена должность обер-прокурора.

Функции Святейшего Синода (Духовной коллегии)

  • Административная — открытие новых кафедр, избирание и назначение епископов, определение дат церковных праздников и обрядов, канонизирование святых, осуществление цензуры в отношении богословских и церковно-исторических книг.
  • Судебная —  осуществлял функции суда первой инстанции по отношению к епископам, обвиняемым в ереси, вынесение окончательных решений по разводам (тога они были запрещены), делам о лишении духовных лиц сана, о предании обычных людей анафеме и т.д.
  • Вопросы духовного развития и просвещения прихожан

История создания Правительствующего Синода

Спойлер

27 октября 1700 года умер патриарх Адриан. Не желая допустить выбора нового патриарха царь Пётр I назначил митрополита Рязанского Стефана Яворского блюстителем патриаршего престола. При этом кадровые и административные функции (распределение должностей и направление священников в определенные области, контроль за недвижимостью церкви и сбор с неё налога) были переданы в восстановленный 4 февраля 1701 года Монастырский приказ.

В 1718 году происходило формирование коллежской системы исполнительных органов и Пётр I объявил, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии». Псковскому епископу Феофану Прокоповичу царь приказал разработать устав будущей коллегии, впоследствии названный «Духовный Регламент».

На протяжении 1720 года все архиереи и архимандриты различных монастырей подписывали Регламент.

25 января (5 февраля) 1721 года Петр I объявил об издании «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». Президентом Синода назначался Стефан Яворский. В том же году царь направил официальное обращение к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой о признании восточными патриархами Святейшего Синода.

В сентябре 1723 года Антиохийский и Константинопольский патриархи подписали особую грамоту, согласно которой Святейший Синод признавался равным «во Христе братом», обладающим равнопатриаршими правами.

14 (25) февраля 1721 года Духовная коллегия, названная Святейшим Правительствующим Синодом, была официально открыта.

Необходимость в Монастырском приказе отпала и он был преобразован в Камер-контору  25 января 1725 года.

Состав Святейшего Правительствующего Синода

Согласно Духовному регламенту, Синод насчитывал 11-и членов: президент, 2-х вице-президента, 4 ассессора и 4-х советника; кроме того, различные архиереи, лица белого духовенства и настоятели монастырей  также входили в его состав.

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4/

История Святейшего Синода в Российской империи

На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.

Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.

Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали».

Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде.

Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь.

В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:
«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч.

Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии.

Ответ патриарха был следующим:
«Мерность наша утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Источник: http://www.blagobor.by/article/history/sinod

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Как носить обручальные и венчальные кольца

Закрыть