Чем отличается православный крест от креста староверов

Старообрядческий крест отличие от православного

Чем отличается православный крест от креста староверов

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского).

Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация.

Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.
 

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.
 

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч.

и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий.

И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.
 

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий.

Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий.

Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.
 

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.

Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.
 

← Старообрядческий храм Устройство храма. Алтарь →

Источник: https://pravoslaviee.ru/imeniny/staroobryadcheskij-krest-otlichie-ot-pravoslavnogo.html

Какой нательный крест является правильным?

Чем отличается православный крест от креста староверов

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов.

Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта STAROVE.RU указали на то, что слово крест, равно как слово икона, не имеет уменьшительно-ласкательной формы.

В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.

Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.

Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” – копие, “Т” – трость, “ГГ” – гора Голгофа, “ГА” – глава Адама. “МЛРБ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт. Как выяснилось в исследовании сайта STAROVE.RU, четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ.

Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов.

А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его”), или только первые слова.

Женский нательный крест

В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).

Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции.

Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными. Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль” STAROVE.RU и ссылки по теме.

Пример каноничных нательных крестов разных времён:

Пример каноничных старообрядческих крестов разных времён

Пример неканоничных крестов разных времён:

Пример неканоничных новообрядческих крестов разных времён, не используемых старообрядцамиНеобычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в РумынииФото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать ЗДЕСЬ

Мужcкой крест современной работы

Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста» – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Форум о медной пластике http://antikclub.ru/forum/34-30-1
Отличная современная коллекция нательных крестов различных типов http://metalchemist.livejournal.com/33180.html, иллюстрация которой приведена выше.

Источник: https://starove.ru/obychai/krestik/

Старообрядческий крест чем отличается от православного

Чем отличается православный крест от креста староверов

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Количество символов, ритуалов и обрядов в православии достаточно велико. Основным символом искупительной жертвы Христа считают крест. Те, кто носит или возлагает его на себя, показывает свою принадлежность христианству. И именно через него на нас сходит Божья благодать.

Духовенство считает его самым важным элементом веры. Независимо от того, это старообрядческий крест или другой его вариант – они благодатны в равной степени. Они имеют лишь внешнее отличие, которое возникло в следствии определенной традиции.

Но все же необходимо знать то, чем отличается старообрядческий крест от православного.

Особенности распятия

В середине 17 века Православная церковь претерпела определенные потрясения. Это были реформы, которые проводил Патриарх Никон. Хоть основной сферой реформирования была внешняя обрядовая сторона богослужения, и религиозная догматика не затрагивалась, но это все-таки привело к расколу церкви.

Староверы решили отделиться от официальной церкви, но недолго оставались единым движением. Вскоре оно также распалось на несколько групп, которые имели каждый свой старообрядческий крест.

К основным особенностям этих крестов относят:

  • Восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного.
  • Следующим отличием есть старообрядческие кресты без распятия. Для создателей такого креста была важна лишь форма, которая несла в себе символ христианства.
  • Наличие двух перекладин: верхней и нижней, которые символизируют собой табличку и подпорку для ног. На верхней табличке писали грех, за который осужден разбойник, а нижняя символизировала своеобразные весы, на которых взвешивались людские грехи.
  • Еще одним отличием старообрядческого креста от православного есть наличие навершия – верхняя часть креста. У одной группы старообрядцев оно может изображаться в виде нерукотворного образа Спасителя или Бога Саваофа. У других же может быть изображение Святого Духа в виде голубя.
  • Еще одной особенностью является так называемая Пилатова надпись. В Евангелии написано, что она была сделана Пилатом, по приказу которого и был казнен Иисус. Именно с надписями на старообрядческих крестах связано много споров. Многие представители данного группы поддают сомнению тот факт, что достойна ли быть эта надпись на кресте. Ведь именно этот человек проклял церковь.

Крест – общий символ для христиан

Так как официальна церковь признала равноправие и законность старообрядческой церкви, то все чаще можно увидеть в православных храмах православные кресты — обереги, те самые, которые раньше были только у «раскольников». И задавать вопрос об отличиях крестов считается некорректным. Так как вера у нас одна и Господь также один.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько книг входит в Библию

А то, что они имеют какие-то незначительные внешние отличия – это лишь малость. Все они достойны поклонения, а также имеют общие исторические корни и благодатную силу. Среди старообрядческих крестов редко можно встретить драгоценные металлы. Зачастую ему характерны некие черты аскетизма.

В основном для их изготовления используют медь или серебро. Это не объяснялось экономией. Они просто уделяли больше внимания внутреннему содержанию над внешним.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/staroobryadcheskij-krest-chem-otlichaetsya-ot-pravoslavnogo/

Отличия от новообрядческого храма

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского).

Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация.

Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий. И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.

Крест на новообрядческом храме Крест на старообрядческом храме

Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Паникадило с электрическими свечами Паникадило для восковых свечей, Рогожское

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Внутреннее убранство старообрядческих храмов

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.

Новообрядческие иконы

Православные (старообрядческие) иконы

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Подручники для земных поклонов. Рогожское

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.

Cтарообрядческий безпоповский храм

Унисонное пение и одежда верующих

Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.

Источник: https://ruvera.ru/otlichiya_hrama

Главные отличия русского православного крестика от католического, армянского и креста староверов

Православный нательный крестик верующие носили не с самого начала христианства – в первые века зарождения веры его заменяли медальоны с изображением распятия. Как христианский символ, крест на шеях людей появился лишь в IV веке. Несмотря на то, что крест – единый знак христианства, различия в значениях смысла в зависимости от течений все же существуют.

Отличия католического крестика

Крест католиков не схож с православным как канонической трактовкой, так и формой. У западных христиан в почете крест-четырехконечник с превосходящей по размерам горизонтальную перемычку вертикальной перекладиной.

У католиков фигура Иисуса Христа на кресте либо отсутствует вообще, либо показана в другой интерпретации, где тело мученика уже провисло, голова поникла и остались следы крови. Православие же, наоборот, показывает Христа как олицетворение торжества Божественного начала над смертью. С фигурой Спасителя связаны и другие отличия, такие как количество гвоздей в теле или положение кистей.

Также легко распознать католический крестик по латинской надписи «INRI» над головой Христа и отсутствию слов «Спаси и сохрани» на оборотной стороне.

Отличия армянского крестика

Оригинальностью религиозной трактовки от христианского знака разнится и армянский крест. Благодаря исключительности использования растительных элементов, его трудно спутать с каким-либо другим. Отказавшись от помещения изможденного тела Христа и христограмм, армяне преобразили инструмент пытки в символ возрождения.

Квадратные или вытянутые по форме кресты обильно украшены резными фигурами. Это и лучи, отходящие от самого центра и образующие «хвост ласточки», и множество декоративных нюансов, и ленты с виноградными лозами. Именно поэтому именовать крест иначе как «Цветущий» нельзя и иногда даже неуместно.

Отличия «староверского» крестика

Староверы исповедуют православие в его исконном и первозданном виде и признают исключительно восьмиконечник, допустимо вписанный в четырехконечник. В отличие от католиков, которые могут «изобразить» тело Христа, староверы никогда не помещают святой облик на свои тельники. Так крест переходит в разряд икон, а икону, по их верованиям, очень нежелательно убирать от глаз. В то время как крестик демонстрировать на людях нельзя.

Более того, воспоминание о распятии в использовании погибшего или еще живого тела Спасителя староверы причисляют к повторному распятию. Точно так же на коротенькой перекладине-титло вместо слов убийц святого «IHHI» чертится «ЦРЪ СЛВЫ», что обозначает «Царь Славы».

Традиционно на старообрядческом кресте помещаются и «ІС», «ХС», а лишь на некоторых, именуемых «Голгофскими крестами», можно увидеть холм с черепом и надписи «ГГ», «ГА» и «МЛР Б». Обратная же сторона не демонстрирует «Спаси и сохрани», зато обязательным элементом на ней считаются молитва и слова тропаря.

На определенном этапе своей истории христианство поделилось на множество разнообразных течений и направлений. Причем отличия можно наблюдать не только во внешнем образе и смысле нательных крестов.

Источник: https://project-splash.com/glavnye-otlichiya-russkogo-pravoslavnogo-krestika-ot-katolicheskogo-armyanskogo-i-kresta-staroverov/

Отличия староверов от православных, обычаи и традиции старообрядцев

Понятие староверы обросло мифами и стереотипами. Люди, исповедующие православие, удивляются, когда слышат про отшельников, живущих в отрыве от благ цивилизации и крестящихся иначе. Так ли это? Давайте узнаем, в чем отличие староверов от православных.

Разница староверов и православных

Не надо путать староверов со старообрядцами, которые исповедуют язычество (народную веру в природные явления).

Затем пришло христианство, в котором правословие стало преобладающей конфессией в славянских странах.

В 17 в. патриарх Никон начал проводить церковные реформы, которые изменяли порядок богослужений, обрядовые традиции и ритуалы. Появились несогласные с этими переменами, они категорически отказывались принимать новые веяния и перестраивать себя, учась по-новому верить, креститься, молиться. Церковь начала их преследовать. Люди предавались анафеме и вынуждены были скрываться или бежать как можно дальше.

Многие оставили за собой право жить так, как они жили до Никоновских реформ и этих адептов старых обычаев стали именовать староверами.

Кроме непринятия современных церковных обрядов староверы имеют такие отличия:

  • Поклоны. Православные кланяются в пояс, а староверы только до земли.
  • Форма креста. У православного креста 4 окончания. Крест староверов имеет восемь концов, к православному кресту они добавили еще две перекладины – прямую вверху и косую внизу.
  • Четки. У православных четки состоят из 33 бусин, староверы перебирают лестовку (или вервицу), веревку с завязанными 109 узелками.
  • Имя Бога. Староверы записывают как Исус, а православные — Иисус.
  • Икона. Староверы почитают только медные или деревянные иконы.
  • Обряд Крещения. В православии ребенка окропляют святой водой, по старой вере — трижды погружают его с головой в чашу с водой.
  • Наложение креста. Никон запретил креститься двумя пальцами и наказал делать это тремя. Староверы пренебрегли новым законом и крестятся по-старому.
  • Нательный крест. У староверов никогда не увидишь на крестике распятого Христа.
  • Поза во время церковной службы. У православных руки находятся внизу, а у староверов по правилам скрещены на груди.

Где жили и где сейчас живут старообрядцы

Некоторые староверы живут в труднодоступных местах, в глухих лесах, на окраинах поселков. Это дало повод думать, что они очень закрыты от мира и социума. На самом деле староверы столько раз подвергались гонениям, что специально уходили подальше от других людей, чтобы избежать проблем и столкновений.

Староверы, жестоко преследуемые церковью, стали забираться в самые глухие уголки земли, где их были трудно найти, часто они организовывали поселения там, где редко ступала нога человека. Они могут жить и в городах, даже таких крупных как Москва, но селятся подальше от густонаселенных районов.

Множество староверов ушли в сибирскую тайгу, в Поволжье, в Приморский край. Староверы стараются найти пристанище там, где есть вода.  Они есть во всех странах мира, особенно много их в Польше, Румынии, Турции, Китае и Австралии.  Их жизненные и церковные уклады немного отличаются в зависимости от страны их пребывания, но в целом концепция жизни всех староверов очень близка.

Когда-то в 70-х годах телевидение показало первый репортаж о староверах. Зрители были удивлены, увидев людей, стиль жизни которых не менялся сотни лет. Они узнали, что староверы не отдают детей в школы, что старшее поколение там находится на особенном положении. Община староверов много трудится, обязанности строго распределяются, продукты не покупаются, а только выращиваются. Обычаи староверов очень интересны и у них даже есть чему поучиться.

Обычаи староверов

Основа общины — вера. Чаще всего жители поселения встречаются на богослужении. Оно проходит без священника, все в общине по очереди читают и поют.

Таинство крещения

Староверы проводят крещение детей в первые 10 дней. В святцах старательно выбирается имя. Все крестильные предметы тщательно очищаются в текущей воде. Родители на крестинах быть не должны.

Баня у староверов считается грязным местом, поэтому после того, как ребенка окрестят, снимают крестик, промывают чистой водой и снова надевают.

Венчание и похороны

  • Церковь староверов возбраняет вступать в брак, если люди являются родней до восьмого колена.
  • Венчание не проводят по вторникам и четвергам.

У староверов нет понятия траура, а похороны не считаются чем-то особенным.

Тело умершего обмывают люди одного с ним пола, которых выбирает община.  В сколоченный из дерева гроб насыпают стружку, на нее укладывается тело и прикрывается простыней. Хоронят в гробу без крышки. Поминки староверы не устраивают.

Вещи покойных раздаются тем, кто нуждается.

Как молятся старообрядцы

Богослужения и ритуалы проходят возле восьмиконечного креста без Распятия.

Если православные крестятся тремя пальцами, прославляя единство святой троицы, то староверы — двумя. Именно это вызвало разногласия между никоновской реформой и верующими по-старому. Староверы отказались креститься «кукишем» и до сих пор они кладут крест средним и указательным пальцами, дважды произнося «Аллилуйя».

Богослужение для староверов – самое святое. Они одевают чистейшую одежду.  На всем протяжении службы все стоят, скрестив на груди руки, что означает высшее смирение.

Староверы не признают современную Библию, только Святое Писание, которое все, от мала до велика, знают наизусть.

Важно! Современная православная церковь признала право на существование староверческих церквей, также как и кресты без Распятия.

Семья – основа жизни

Староверы имеют столько детей, сколько посылает им Бог. Дети воспитываются всем родом. Староверы никогда не живут в тесных квартирах, поэтому дети не отягощают, а, наоборот, помогают во всем.

  • Всем родом выращиваются продукты, все добытое распределяется поровну.
  • Для старовера понятие «родственник» — это может быть несколько деревень. Поэтому чтобы не смешивать кровь, молодым людям родители часто ищут пару совсем в других местах.

У староверов существует практически сухой закон. Они не принимают в свою жизнь алкоголь и табак. На самые великие праздники допускается не больше трех рюмок спиртного, но мало кто этим разрешением пользуется.

Внешний вид

У староверов не встретишь особу женского пола в шапке или кокетливо завязанной косынке. Женщины-староверы ходят только в платке, заколотом булавкой под подбородком.

  • В одежде не допускаются яркие тона. Мужчинам запрещено носить галстуки (Иудину удавку) и сбривать бороды.
  • Мужчины должны носить старорусские рубашки, не заправляя их, но обязательно одевая поверх пояс, символизируя этим разделение верхней (духовной) и нижней (грязной) части.

Женщины шьют одежду сами, это обусловлено тем, что из глухих уголков добираться в магазины сложно, да и одежда может подходящая не продаваться. С другой стороны, на женщину наложена обязанность обшивать всю семью, поэтому преобладает домотканая одежда.

Отличия староверов от православных, обычаи и традиции старообрядцев was last modified: 21 ноября, 2019 by Bogolub

Источник: https://bogolub.info/otlichiya-staroverov-ot-pravoslavnyx/

Отличие старообрядческой церкви от православной

Они молятся Христу, носят нательные кресты, посещают храм. Тем не менее, официальная православная церковь отлична от старообрядцев. Почему? И чем отличается это христианское течение?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает икона Всецарица

Кто такие старообрядцы?

Христианство пришло на Русь в 10 веке из Византии. И уставные церковные тексты, и богослужения полностью переняли у Константинополя, переведя на язык того времени. Кроме обрядов и книг, сюда пришла и константинопольская иконописная школа.

Но за 6 веков на русских землях возникло много обрядовых нововведений, да и некоторые церковные книги стали толковать по-иному. А когда в Российскую империю привезли новые переводы греческих христианских книг, их приняли за основу новых церковных текстов. Также российские церковные соборы унифицировали (а, говоря по-простому, собрали и систематизировали) все существующие в стране книги, обряды и иконы.

Но нововведения приняли не все — часть православных решила проводить богослужения так, как и раньше. Их и назвали старообрядцами.

Откуда они появились?

Они появились в Российской империи в середине 17 века вследствие реформы православной церкви, которую провел патриарх Никон. Точный год проведения этой реформы — 1653.

Староверами оказались православные, не принявшие реформу и решившие проводить религиозные обряды по старым канонам. Таким образом, в церкви произошел раскол, разделивший православных на «консерваторов» (старообрядцев) и новаторов (приверженцев реформы, к числу которых причислялась практически вся знать, большинство батюшек).

Протестное движение возглавил Аввакум, протопоп (глава благочиннического округа, то есть прихода — это то же, что сейчас протоиерей).

Естественно, официальная церковь не приняла консерваторов, и довольно жестко: собор 1666 года признал староверие «хулой на Бога» и проклял всех приверженцев этой религии. Их стали давить налогами, пороть и даже убивать. Староверы стали прятаться в глухих местах Заволжья, Урала и Севера, основывая скиты.

Кстати: сам этот термин («старообрядчество») стал употребляться только с начала 19 века.

Наши дни

В 1929 году РПЦ прекратила проклинать староверов и отменила запрет на это ответвление религии.

Сегодня православное духовенство ставит старообрядцев выше иноверцев. Существует церковная комиссия по диалогу между этими конфессиями. Инициатором создания комиссии выступила РПЦ.

Кстати: старообрядческие церкви существуют не только в России, но и в Украине, Беларуси и Прибалтике.

Общие принципы веры

  • Крестятся. Православные — сложив три перста, староверы — два.
  • Пение «Аллилуйя». Православные поют это слово трижды, староверы — дважды.
  • Поклоны. Православные совершают поясной поклон, староверы — земной.
  • Крестный ход вокруг алтаря. Православные при богослужении обходят алтарь в церкви, двигаясь навстречу солнцу (против солнца), а староверы — посолонь (так, чтобы небесное светило оказывалось сзади).
  • Написание имени Христа. Православные пишут «Иисус», а староверы — «Исус».
  • Церковные книги, надписи на иконах. Православные 17 века исправили их по греческому образцу (а неисправленные уничтожили), староверы же продолжали пользоваться старинными славянскими переводами.
  • Обряд крещения. Православные могут как частично обливать крестящегося водой, так и погружать его в купель полностью. Староверы погружают крестящихся целиком, обязательно три раза.
  • Название веры. Православные называют себя именно этим словом. Интересно, что и старообрядцы считают себя не староверами, а православными (встречаются термины правоверы и древлеправославные), а своих оппонентов — нововерами или никонианами.
  • Церковная служба. Православные практикуют многоголосое пение (еще и учредили собственную систему записи нот). Староверы придерживаются только крюкового, знаменного пения. При этом все верующие складывают руки на груди крестом.

Пример крюкового (монодического) пения показан в видео:

Старообрядцы считают, что новый, греческий образец богослужений — неправильный, чуждый Руси. Верный — только старинный, пришедший еще с Кириллом и Мефодием.

Крест

Староверы признают только восьмиконечный крест. Это относится как к ритуальным изображениям, так и к нательным крестикам. На табличке пишется не «ІНЦІ» (Иисус Христос Царь иудейский), а «Царь Славы». Нательные кресты изготавливают без изображения Христа.

Православные начали признавать четырехконечный и шестиконечный кресты.

Кстати, четки (которые используются в некоторых ритуалах) тоже стали различаться. У православных они из 33 бусин (каждая напоминает о земном годе жизни Иисуса), у староверов это кожаная лента «лестовка» («лестница») из 109 «ступеней».

Храмы

Сегодня старообрядцы строят церкви. Часто они оказываются настолько похожими на обычные православные, что люди не местные их даже путают.

Но есть и особые безпоповские храмы, внутри которых нет алтаря, а часто — и диаконских, царских дверей.

Важно: если в новообрядческих (никонианских) храмах принято целовать иконы, то в староверских святынях этого не делают.

Подытожим

  • В 17 веке российская православная церковь приняла много нововведений, касающихся обрядов, вида креста, икон. Людей, не принявших этих новшеств, стали называть старообрядцами.
  • У староверов и нововеров имеются различия в написании имени Христа (Исус и Иисус соответственно), способе крещения (двумя и тремя перстами), глубине обрядового поклона и так далее.
  • Староверы признают только 8-конечный крест, православные — шестиконечный и восьмиконечный.

А не получается ли, что православные старообрядцы отличаются от современной РПЦ больше, чем католическая церковь? Узнать об основных 12 различиях классической православной веры и католицизма можно из этого видео:

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Источник: https://thebestvideo.ru/fun/poleznosti/otlichie-staroobrjadcheskoj/

Чем отличаются христианские крестики

Кириллица

Нательный крестик является одним из олицетворений христианства, который признается всеми церквями, принадлежащими лону данной религии.

Предназначенный для ношения людьми, принявшими таинство Крещения, этот Символ Веры после казни Христа превратился из орудия убийства в знамение победы добра над злом.

Наделенный общим символическим смыслом, крест в разных течениях христианства обладает своими особенностями, а потому православное распятие довольно легко отличить от католического, армянского и староверского образца.

Католический нательный крестик

Католический нательный крестик не походит на православное распятие не только по форме, но и по канонической трактовке. По свидетельству иеромонаха Адриана (Пашина), западные христиане почитают четырехконечный крест, в котором вертикальная перекладина превосходит по размерам горизонтальную перемычку.

Впервые подобный вытянутый крест был обнаружен на фресках, которыми в III веке украшали стены римских катакомб христиане, укрывавшиеся от преследования языческих властей. Кроме того, на нательном католическом Символе Веры допускается отсутствие фигуры Спасителя, но если она все же присутствует, то не отвечает канонам православной церкви.

Юрий Федоров, занимающийся исследованием истории Креста, замечает, что существенное отличие заключается в том, что католики изображают на кресте измученного страданиями мертвого Христа с провисшим телом, поникшей головой, со следами крови на лбу от тернового венка, в области ребер от копья, на ладонях и ступнях от гвоздей.

С точки зрения православия, правомерным является распятие с образом живого Спасителя, олицетворяющего торжество его Божественного начала, победившего смерть.

Важнейшую роль играет количество гвоздей, которыми тело Иисуса было пригвождено к кресту. В католицизме принято считать, что их было три: два понадобились, чтобы прибить кисти, а один потребовался, чтобы пробить положенные друг на друга ступни.

Свою правоту латиняне объясняют тем, что в Ватикане хранятся все гвозди с креста Христа и их всего три, а также тем, что отпечаток на Туринской плащанице явствует о том, что ноги казненного были скрещены. В православии считается, что каждая нога Спасителя была прибита отдельным гвоздем, а значит, их реальное число четыре, тем более что именно такое их количество было впоследствии обнаружено царицей Еленой на горе Голгофа.

Кроме того, на католическом распятии кисти у Спасителя могут быть сжаты в кулак. Это не допускается в православии, где, по объяснению игумена Луки, они обязательно должны быть раскрыты как символ того, что Сын Божий принимает всех обратившихся к нему в свои объятья.

Узнать католическое распятие можно также по надписи, расположенной над головой Христа. Обычно, когда казнили преступника, на этом месте висела табличка — титло с указанием правонарушения, за которое он приговаривался к смерти.

На дощечке, предназначенной для Спасителя, за отсутствием состава преступления Понтий Пилат приказал сделать надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский», которая впоследствии превратилась в христограмму. На православных крестах эта фраза записывались на церковно-славянском языке, поэтому в сокращении выглядела как «IHHI», а на католических распятиях использовали латинское начертание «INRI».

Священник Константин Слепинин обращает внимание, что на оборотной стороне католического креста надписей нет, в то время как на православном распятии всегда начертаны слова: «Спаси и сохрани».

Армянский нательный крест

Художественной самобытностью и оригинальной религиозной трактовкой от своих христианских собратьев отличается армянский крест. В своей работе «Символика армянской апостольской церкви» Лаура Дунамалян утверждает, что его нельзя спутать ни с одним другим, поскольку в его изображении используются исключительно растительные элементы. Превратив Крест из орудия пытки в Животворящий символ, армяне отказались от помещения на него фигуры страдающего Христа и христограмм.

Обильно украшенный резными элементами, данный крест чаще всего имеет вытянутую форму из-за более длинной вертикальной перекладины, но встречаются и такие, которые в виду равнозначности всех его сторон напоминают собой квадрат. Все лучи армянского креста, отходя от центра, расширяются и расщепляются в так называемый «ласточкин хвост», увенчанный искусными декоративными нюансами.

Обрамленный лентами, виноградными лозами и ветками, крест апостольской церкви иначе именуется «Цветущим».

Нательный крестик староверов

Староверы, исповедующие православие в его исконном дореформенном виде, единственно полноценным признают восьмиконечный крест, который допустимо вписывать внутрь четырехконечного. Отвергая допустимые в официальной русской церкви четырехконечные и шестиконечные кресты, они доказывают свою правоту преданием, согласно которому именно такой Животворящий Символ Веры был обнаружен равноапостольной царицей Еленой, искавшей на горе Голгофа реликвии Страстей Христовых.

Игумен Серапион (Митько) отмечает, что староверы никогда не помещают на нательный крест, именуемый тельником, образ Спасителя, поскольку считают, что его изображение превращает крест в икону, которую, по их убеждениям, нельзя прятать от глаз, в то время как нательный крестик запрещено выставлять напоказ. Кроме того, для них крест сам по себе является символом распятия — прикрепляя на него фигуру Христа, православные распинают его во второй раз.

На староверском кресте присутствует характерная для православного Символа Веры верхняя коротенькая перекладина-титло, только вместо «IHHI» на ней бывает начертано «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), поскольку раскольники считают неприемлемым писать на кресте слова, принадлежавшие убийце Христа.

Кроме того, на характерном для данного религиозного течения кресте имеется косая нижняя перекладина, называемая мерилом праведности.

Поднятая вверх левая сторона планки по преданию указывает на казненного одновременно с Христом и раскаявшегося в своих грехах преступника, попавшего в рай, а направленная вниз правая половинка намекает на разбойника, отказавшегося принимать Божью благодать и оказавшегося за это в аду.

Искусствовед Светлана Гнутова констатирует, что на старообрядческом кресте традиционно помещаются символические надписи: «ІС» и «ХС» располагаются по разные стороны средней перекладины и обозначают имя Иисуса Христа, «Ника» («Победитель») или «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») начерчивается под центральной горизонталью.

На некоторых старообрядческих тельниках, называемых «Голгофский крест», восьмиконечный крест водружен на холмик с черепом, обозначенные буквами «Г Г», «Г А», «М Л Р Б». Эти изображения символизируют гору Голгофу, голову Адама, похороненную на ней, и «место лобное распят бысть» Христос. Данные знаки напоминают о том, что Спаситель своей кровью искупил первородный грех Адама и Евы, подарив людям надежду на вечную жизнь.

И тут же представлены вырастающие из Голгофы и помеченные литерами «К» и «Т» копье и трость с губкой, которыми истязали Спасителя. Интересен тот факт, что у староверов существуют женские и мужские модификации нательных крестов, отличающихся внешними очертаниями.

Мужской тельник может быть как сугубо восьмиконечным, так и восьмиконечным, вписанным в строго очерченный четырехконечный крест, в то время как женский Символ Веры чаще всего представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на пластину в форме лепестка.

Обязательным элементом любого староверского креста является помещаемая на обратной стороне тельника молитва: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его » или слова тропаря «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Слов «Спаси и сохрани», как на православном кресте, на нем нет.

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/42090786-katolicheskiy-armyanskiy-i-staroverskiy-chem-eti-natelnye-krestiki-otlichayutsya-ot-pravoslavnogo/

Староверы отличие от православных что носят. Чем староверы отличаются православных? Мифы и правда о церковном расколе

10.03.2020

Терминология Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами. В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался. Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами. Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки
Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус
В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры
В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу
К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава
В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе
На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные.

Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза). Метания были запрещены Никоном в 1653 году.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличается Евангелие от Нового Завета

Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом
Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки
Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением
Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение
После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

Чем отличаются староверы от православных

Источник: https://magic-rust.su/vse-stati/starovery-otlichie-ot-pravoslavnyh-chto-nosyat-chem-starovery-otlichayutsya-pravoslavnyh-mify-i-pravda-o-tserkovnom-raskole.html

Православные и старообрядцы — в чём различия

Старообрядцы считают, что истинно православной является именно их вера, а всех принявших никонианскую реформу называют нововерцами, никонианами. Долгое время и сам термин «старообрядчество» не использовался, закрепился он только в конце XIX века.

Староверы который век продолжают жить бок о бок с РПЦ, несмотря на непримиримость. Но далеко не все знают, в чём же заключаются их разногласия. Приведём самые важные.

«Никита Пустосвят. Спор о вере». В. Перов

Реформа патриарха Никона в XVII веке, расколовшая верующих на православных и старообрядцев, установила новый порядок крестного знамения. До введения новых правил было принято креститься двумя сложенными пальцами, символизирующими две ипостаси Спасителя — истинного Бога и истинного человека.

Никон и Вселенская Православная Церковь заменили двуперстие на троеперстие — символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Объяснялось это тем, что к тому времени в Риме были обнаружены останки первых мучеников-исповедников христианства, у которых пальцы были сложены для трехперстного крестного знамения.

Никон же своей реформой стремился унифицировать принятые на Руси церковные обряды и книги с греческими того времени. Староверы не приняли нового порядка и тогда и сейчас налагают крестное знамение двумя сложенными пальцами.

Cтарообрядческий нательный крест

Ещё несколько различий существует в вопросе креста. После реформы церкви восьмиконечный крест заменили на четырёх- и шестиконечный, и старообрядцы, конечно, не признали и этого, их крест может быть только восьмиконечным. Кроме того, на табличке распятия у староверов пишется «Царь Славы», а у православных — I.Н.Ц. I. Нательные крестики староверов, получаемые при крещении, не могут изображать Христа, и во время богослужения в своей церкви они складывают руки на груди крестом.

Кроме того, древлеправославие предписывает при таинстве крещения троекратное полное погружение в купель, а современные каноны РПЦ допускают крещение путём обливания и частичного погружения.

Церковная служба

Олонецкий старообрядец

В отличие от православных старообрядцы строго следуют и определенной системе поклонов во время службы. Реформа Никона предписала заменить так называемые земные поклоны («метания» — от греческого слова «метанойя», покаяние) на поясные. Староверы этому указу не последовали и по-прежнему кланяются четырьмя поклонами: обычным — поклоном до груди или до пупа; средним — в пояс; малым земным поклоном и великим земным поклоном (так называемая «проскинеза»).

После раскола русской церкви старообрядцы остались верны давнему обычаю совершать крёстный ход по часовой стрелке (посолонь), а православные, последовавшие за Никоном, совершают ход противосолонь, то есть в обратную сторону.

Вместо двойного произнесения слова «аллилуия» православные стали произносить его трижды — как символ Святой Троицы. В пику «никонианам» староверы утверждают, что дважды произносимое «аллилуия» вместе со «слава Тебе, Боже» и есть прославление Троицы, так как слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский древнееврейского слова «аллилуиа» — «хвалите Бога».

Старообрядцы не приняли и многоголосного стиля пения, сохранив так называемое крюковое пение, по способу записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

Староверы

Старообрядчество отличается от православия и молитвенными чётками. Православные чётки могут состоять из разного количества бусин. Чаще всего используются чётки с 33 бусинами — по числу земных лет жизни Иисуса Христа, либо с количеством, кратным 10 или 12. Старообрядческие чётки представляют из себя ленту со 109 «бобочками», то есть «ступенями», разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу с земли на небеса.

Символ веры, Исус или Иисус

Старообрядческая икона с изображением Христа

Реформа церкви изменила и написание имени Сына Божьего — вместо принятого до этого Исус, буква «и» стала удвоенной. Таким образом длинное «и» более соответствовало греческому особому знаку для протяжённости звука и Вселенской практике для произношения имени Спасителя. Старообрядцы остались верны традиционному «Исус».

Кроме того, в церковные книги было внесено порядка 10 изменений в Символ веры, что старообрядцы не приняли категорически. Например, в словах о Сыне Божьем «рожденна, а не сотворенна» был убран союз «а», и стало «рождённого, не сотворённого». Староверы назвали это произволом и были готовы «за единый аз», то есть всего за одну эту букву «а» идти на страдание и смерть, отстаивая каноны своей веры.

Источник: https://www.factroom.ru/religiya/pravoslavnye-i-staroobryadcy-v-chyom-razlichiya

Значение и особенности символики креста староверов

Крест староверов — это один из символов веры, который используется для проведения богослужений, крещения и других религиозных процедур. Восьмиконечный крест отличается от привычного православного. Современная церковь не использует восьмиконечный крест после реформы Никона, а вот старообрядцы или раскольники, как их называли в старину, продолжают использовать именно такой крест, не обращая внимания на проведенные реформы.

История гонения

Все началось достаточно давно, примечателен тот факт, что раскол церкви стал причиной гибели большого количества людей, поддержавших старую веру. Но, несмотря на это, старообрядцы смогли пережить казни, публичные расправы и катастрофически большие налоги. Староверы существуют и до сих пор, только в России их около двух миллионов.

Тельник старообрядца

В 1650–1660 годах произошел раскол церкви на два лагеря. Причиной его послужила реформа. Одни восприняли неведение как должное, другие стали считать, что реформа пытается навязать им инородную веру, которая не имеет никакого отношения к православию.

Церковная реформа Никона и царя Алексея Михайловича, по сути, разделила людей и стала причиной серьезных разногласий. В результате споры перешли в активные действия, которые привели к массовым репрессиям в отношении тех людей, которые не поддерживали нововведения.

Реформы Никона начались в 1653 году, реакция на деятельность митрополита не заставила себя долго ждать. В 1656 году на Поместном соборе Русской православной церкви состоялось знаменательное событие: всех, кто крестился двумя перстами, объявили еретиками. Крест заменили, а книги, свитки и другие символы должны были быть уничтожены. Все те, кто продолжит креститься двумя перстами и исповедовать старую веру, будут отлучены от церкви и преданы анафеме.

С этим решением были согласны не все, возникшие разногласия привели к тому, что вера оказалась под угрозой. Страна могла погрузиться в религиозную войну. Ситуацию усугубили действия священнослужителей, которые самостоятельно нагнетали обстановку. Желая подчинить староверов своей воле, приняли документ под названием «12 статей».

Массовые казни и расправы над староверами начались уже после Поморского сбора, повлиять на ситуацию царице Софье так и не удалось. Впрочем, страна находилась в зыбком положении, а религиозные казни и подлоги только усугубили обстановку. «12 статей» не разрешили ситуацию, после их выхода появилась череда подлогов, ложь и смута привела к тому, что были казнены тысячи ни в чем не повинных граждан, пострадали и священники.

Несмотря на то что книги, свитки и сами староверы подвергались гонениям, публичным казням, удалось пережить Смутное время. Ситуация разрешилась с приходом к власти Петра Первого. Император отнесся к старообрядцам сравнительно лояльно. Он разрешил им существовать и отменил «12 статей». Но существование это было полулегальное.

По закону:

  1. Браки старообрядцев считались незаконными.
  2. Староверам запрещалось занимать высокие посты.
  3. Крещение считалось незаконным.
  4. Дети, рожденные в браке со староверами, считались незаконнорожденными.

Кроме того, всем тем, кто отклонился от религии, нужно было платить двойной налог. Если же человек уклонялся от уплаты налога, то его могли казнить, подвергнуть пыткам или отправить на каторгу.

Старообрядческий восьмиконечный крест

Несмотря на то что старообрядцы все так же подвергались репрессиям, их ослабление позволило сохранить многим людям жизнь. Чтобы сохранить привычный уклад, избежать порицаний и налогов, многие верующие ушли в леса или иммигрировали. Это позволило им не только продолжить нормально жить, но и узаконить браки. На территориях большого количества стран староверы жили общинами, строили дома и церкви.

По некоторым сведениям, в XIX веке старообрядцами являлась треть всего населения Российской империи.

В 1846 году благодаря стараниям митрополита Амвросия удалось облегчить ситуацию в стране, власти пошли на определенные компромиссы, в результате чего было введено единоверие. На территории Австро-Венгрии староверам удалась восстановить епархию. Но митрополита и его решения приняли не все, некоторые из староверов стали считать его еретиком, который желает воздействовать на них и уничтожить вероисповедание.

В 1883 году удалось добиться некоторых послаблений в отношении староверов, им было разрешено занимать общественные должности. Позже, в 1905 году вышел указ, который частично отменил ограничения в отношении граждан, крестившихся двумя перстами и использовавших восьмиконечный крест.

Власти СССР относились к представителям этого религиозного веяния относительно благосклонно. Несмотря на то что большевики не принимали веру и бога, к старообрядцам у них не было особых претензий. В то время как священнослужители по всей стране опасались за свою жизнь, церкви уничтожали и грабили, иконы сжигали и продавали, староверы жили относительно спокойно.

Во Вторую мировую войну одни староверы, несмотря ни на что, ринулись защищать Родину от врагов, а другие предпочли скрываться в лесах.

Когда каторга, высокие налоги и казни остались в прошлом, многие староверы приняли решение вернуться в Россию. Сегодня есть несколько крупных поселений, которые находятся на территории нашей страны, в которых люди живут хозяйством, занимаются земледелием, сбором урожая, ходят в церковь и по-прежнему крестятся двумя перстами.

Символика и особенности

Одним из символов старообрядцев считается восьмиконечный крест, четырехконечный и шестиконечный символы веры относят к неполноценным. По преданию, именно такой крест обнаружила царица Елена на горе Голгофе.

Итак, о чем свидетельствует этот символ:

  • содержит, кроме большой перекладины, еще две;
  • верхняя перекладина символизирует табличку на кресте с именем Христа, на котором он был распят;
  • нижняя перекладина предназначена для ног Иисуса;
  • на верхней перекладине имеется надпись «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

С нижней перекладиной, которая предназначена для ног все сложнее. По приданию, если левый край нижней перекладины поднят, то это говорит о том, что грешник раскаялся, и его грехи и праведные дела при погружении на весы позволили отправить человека в рай. Если же край перекладины смотрит вниз, значит, грешник при распятии не раскаялся в своих грехах, не попросил прощения у Бога и тем самым усугубил свои грехи и отправился в ад.

Такие кресты с тремя перекладинами используют только староверы, в современной православной церкви используют во время литургий и богослужений четырехконечный крест. На нем нет подпорки для ног и таблички с надписью.

Если верить преданию, то когда Иисуса распяли на кресте, один из преступников стал издеваться над ним. Он сказал: «Если ты Бог, то освободи нас». А другой преступник сказал: «Он невиновен и осужден по ошибке, а мы настоящие преступники». Тот преступник, который сказал правду, был отправлен в рай. Об этом и свидетельствует нижняя подпорка под ноги, край которой поднялся.

Начиная с 1577 года восьмиконечный крест был помещен на гербе государства Российского, ситуация изменилась в 1625 году еще до реформ Никона: крест было решено заменить на третью корону.

А также можно встретить изображения, которые использовались в войны: на знаменах изображался именно восьмиконечный крест красного, зеленого или синего цвета. Но такие знамена также относят к 1630 годам, после реформы знамена с подобными крестами не использовались больше.

Есть еще одна разновидность религиозного символа — это крест Голгофы, монашеский символ. Представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на символическое изображение горы Голгофы, которая чаще всего выглядит в виде нескольких ступеней. То есть крест помещен на ступени, с одной стороны его имеется копье, с другой — находится трость с губкой.

На символе есть надписи:

  1. Над средней перекладиной ІС ХС — имя Иисуса Христа.
  2. Под ней греческая надпись Ника — Победитель.
  3. СНЪ БЖІЙ — надпись на табличке или около нее (может быть заменена аббревиатурой ІНЦІ — Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій).
  4. Надпись над табличкой: ЦРЪ СЛВЫ — Царь Славы.
  5. А также есть две буквы К и Т, которые обозначают трость и копье с губкой.

В XVI веке на Руси появилась традиция, которая заключалась в том, что возле изображения Голгофы помещались дополнительные буквы.

М Л Р Б — место лобное распят бысть; Г Г — гора Голгофа; Г А — глава Адамова. А также было принято изображать под ступенями кости и череп. На Руси и эти изображения немного изменились.

В настоящее время крест с горы Голгофы не имеет широкого распространения, встретить его достаточно сложно.

Увидеть же восьмиконечные кресты можно не только на литургии и богослужениях, но и на кладбищах староверов.

У староверов есть еще несколько особенностей, которые стоит упомянуть, помимо креста: верующие совершают земные поклоны, как и мусульмане, в землю. Совершая поклон, верующий должен коснуться коленями и лбом земли. Таким поклонам отдают предпочтение только старообрядцы. Когда верующие молятся, они касаются коленями и лбом не земли, конечно, а молитвенного коврика.

Еще одной особенностью богослужения староверов является пение. До реформы Никона во всех церквях при богослужениях пели в один голос. Пение остается монотонным, мелодичным. Несмотря на то, сколько именно человек задействовано в пении, голоса должны сливаться в один голос, одну мелодию.

Но из-за большого количества гласных букв понять, о чем поют, во время богослужения бывает сложно.

Есть еще несколько особенностей, которые отличают веру старообрядцев от современной православной веры:

  • написание имени Иисус без дополнительной буквы «И» (то есть имя пишут с одной буквой «И», а не на греческий манер с двумя буквами);
  • верующие используют старинные термины и придерживаются старинного написания слов;
  • крещение детей проходит с полным трехкратным погружением в воду;
  • богослужения проходят по Иерусалимскому уставу;
  • отмечается сохранность действий, которые совершаются во время обряда.

Несомненно, восьмиконечный крест можно считать ярким религиозным символом старообрядцев. Его помещают на купола церквей, носят на теле и ставят в качестве памятника на могилу умершего. Но традиции староверов, их манера жизни и поведения с течением времени претерпели определенные изменения. Несмотря на все события, людям удалось пережить трудные времена и сохранить свою веру.

Источник: https://DedPodaril.com/interesno/krest-staroverov.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Как называется священная книга христиан

Закрыть