Сколько православных в Беларуси

Церкви Беларуси. Топ-10 православных храмов

Сколько православных в Беларуси

С ранних веков религия была неотъемлемой частью жизни белорусов. Не удивительно, что на её территории строилось большое количество католических и православных храмов. Многие великие памятники истории и архитектуры были утрачены, и теперь мы можем их видеть только в виде руин либо на старых картинах и фотографиях.

Тем не менее, сколько церквей в Беларуси уцелело и до сих пор хранит следы духовенства былых времен! Цифра немаленькая – более 1200 православных храмов открыто в Беларуси. Среди них есть те, которые выделяются стариной, архитектурой или особой атмосферой. Мы приготовили наш топ-10 белорусских церквей.

Церковь в Сарье

Церковь Успения Пресвятой Богородицы всем своим видом говорит о том, что она возводилась как костёл. В середине 19 века в Сарье Игнатий Лопатинский начал строительство храма в память о своей покойной жене. В разное время храм попеременно принадлежал католической и православной церкви. Но в итоге был передан православной конфессии.

Успенская церковь и прилегающий к ней парк с экзотическими деревьями внесены в список историко-культурных ценностей Беларуси.

Церковь Св.Михаила архангела

Без сомнения, о церкви Святого Михаила в Сынковичах слышал каждый белорус. Уникальный для Беларуси памятник архитектуры был построен в 16 веке неподалеку от Слонима и до сих пор не потерял своего величия. Элементы поздней готики, эклектики и Ренессанса прослеживаются в формах церкви. Церковь увенчана четырьмя башнями, под каждой из которых ранее располагался склеп.

Борисоглебская церковь

Во времена ВКЛ на территории современного Новогрудка был построен один из красивейших храмов Беларуси – Борисоглебский. Впрочем, посетить святыню, которой насчитывается 500 лет, может каждый и в любой день. Готическая церковь святых мучеников князей Бориса и Глеба построена из кирпича в виде корабля и не раз перестраивалась, вбирая в свой образ черты барокко и псевдорусского стиля.

В 2010 году церковь была реконструирована. На башни установили луковичные купола, не свойственные архитектуре храма, что вызвало недовольство среди узких кругов белорусской интеллигенции.

Коложская церковь

Ещё одна церковь в Беларуси имеет название Борисоглебской. Её многие знают как Коложскую. Впечатляющий, дышащий стариной храм был основан в 1180 году. Многократные разрушения и восстановления придали церкви особый вид. Старый кирпич и камни в стенах распределены неравномерно. Коложская церковь охраняется ЮНЕСКО и притягивает к себе немало туристов.

Софийский собор

Один из первых храмов в Беларуси, ознаменовавший приход христианства на наши земли сохранился в Полоцке. Святыня была построена в 11 веке по указу Всеслава Чародея. С тех пор и по сей день Софийский собор является религиозным центром белорусской земли.

Ежегодно в Полоцкой Софии проходят концерты камерной и органной музыки. Поэтому обязательно съездите туда.

Храм Сошествия Святого Духа

Профессиональнее зодчие в 1642 году создали в Минске яркий пример сарматского барокко. Им стал храм Сошествия Святого духа, который возведён в нынешнем центре белорусской столицы, на Немиге.

Как и многие храмы, Свято-Духов кафедральный собор возводился для католического ордена бернардинцев. Однако, в дальнейшем костел был перестроен и отдан православной церкви. Благодаря удачному расположению, этот собор является одной из главных и наиболее посещаемых достопримечательностей города.

Свято-Успенский собор

Молодой кафедральный собор в Витебске, возведенный на месте разрушенного униатского храма 18-го века, находится на возвышенности, откуда открывается чудесный вид на город и реку Западную Двину. Только здесь, со звонницы Свято-Успенского собора можно услышать звон самого большого пятитонного колокола в Беларуси.

Покровская церковь

Гродненская область богата на достопримечательности и религиозные постройки. В небольшой деревне Турец, в Кореличском районе, в 19 веке была возведена Покровская церковь. Её заложили из камня в ретроспективно-русском стиле, который был популярным в Беларуси во время строительства храма. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы богато декорирована и увенчана пятью куполами. Справа от главного входа возвышается двухъярусная колокольня.

Спасо-Преображенская церковь

Массивный, но от этого не менее привлекательный храм в Заславле – интересный объект и одна из святынь белорусского народа. Примечательно то, что Преображенская церковь выступала оборонительным сооружением, чему свидетельствуют бойницы на главной башне. Постройка 16-17 веков изначально принадлежала кальвинистам и только в 18 веке была передана православной церкви.

Петропавловская церковь

Из далекого 18-го века до нас дошла ещё одна церковь – храм Святых Петра и Павла. Находится она в Берёзе, в 110 км от Бреста. Петропавловская церковь представляет собой красивый каменный храм, который после реконструкции приобрёл новый облик. В архитектуре Петропавловской церкви можно отметить черты русско-византийского стиля.

Конечно, мы перечислили не все церкви Беларуси, заслуживающие внимания. Еще больше православных храмов смотрите тут. А если вас интересуют костелы, их можно найти здесь.

Источник: https://poshyk.info/cerkvi-belarusi/

Ликвидация унии

Сколько православных в Беларуси

Сообщать о статьях автора

Всеволод Шимов

Доцент кафедры политологии БГУ

Ликвидация унии: история победы православия в Беларуси

Константин Романов, Сергей Борисович Алексахин, Виталий  Матусевич

В нынешнем году исполнилось 180 лет Полоцкому собору, на котором униатское духовенство во главе с митрополитом Иосифом Семашко воссоединилось с Русской православной церковью.

Решение, принятое в Полоцке 180 лет назад, определило развитие белорусских земель на десятилетия вперед. Эпохальность произошедшего объясняется тем, что на момент воссоединения большинство населения белорусско-литовских губерний принадлежало к униатской церкви.

В современной Беларуси об этом событии практически не вспоминают. 25 марта в центре внимания большинства белорусских СМИ оказались немногочисленные акции оппозиции, посвященные сто первой годовщине провозглашения Белорусской народной республики (БНР).

При этом никто не вспомнил, что именно в этот день 180 лет назад император Николай I одобрил постановления Полоцкого собора. Таким образом, воссоединение униатов стало официальным фактом.

 БНР так и осталась эфемерным декларативным образованием, провозглашенным горсткой авантюристов на волне революционного безвременья. А дело Иосифа Семашко и его соратников живо и поныне: большинство белорусских верующих — православные.Тем удивительнее выглядит эта фигура умолчания вокруг Полоцкого собора и его деяний. Более того, о воссоединении униатов если и вспоминают, то обычно в негативном ключе.С подачи белорусских националистов в обществе формируется негативное восприятие Полоцкого собора как насильственного акта, лишившего белорусов их национальной веры — унии — и способствовавшего русификации.Несмотря на то, что, в отличие от Украины, в Беларуси не удалось осуществить церковный раскол под предлогом создания «национальной» церкви, Белорусская православная церковь также подвергается постоянным информационным атакам со стороны националистов. Это неслучайно. Современное белорусское общество сложно назвать религиозным, что неудивительно после 70 лет политики «воинствующего атеизма». Тем не менее культурные и бытовые привычки, сформировавшиеся под влиянием православной традиции, здесь по-прежнему сильны. А самое главное, с православием так или иначе связан дискурс о «братстве» с Россией: конфессиональная и культурная общность белорусов и русских выступает важным идеологическим основанием интеграции Беларуси и России.Понятно, что для противников союза с Россией важно разрушить эти представления, показав белорусов и русских как не просто разные, но чуждые друг другу народы.Миф об унии как о «национальной вере» белорусов играет в этом деле далеко не последнюю роль. Пик увлечения «возрождением унии» пришелся на рубеж 1980–1990-х годов, когда практически вся белорусская «национально сознательная» интеллигенция, включая вчерашних членов КПСС, принялась пропагандировать «истинную веру». Особого отклика в обществе это не нашло. Похоже, в возрождение унии в Беларуси не особо верят и в Ватикане, отдав Троицкий монастырь в Вильнюсе, который мог бы стать главным центром пропаганды униатства для Беларуси, украинской греко-католической общине. В самой Беларуси униатские приходы слабы и малозаметны и теряются на фоне не только православных и католиков, но даже протестантов.Но миф об унии как о «национальной вере» белорусов продолжает жить, занимая свое почетное место в белорусском националистическом каноне.Уния западнорусской православной церкви с Римом на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой была оформлена на Брестском соборе в 1596 году. Сама по себе идея соединения двух христианских конфессий возникла практически сразу же после Великого Раскола, окончательно разделившего христианский мир. Реализовать ее, однако, оказалось затруднительным как из-за непреодолимых богословских расхождений, так и по сугубо политическим причинам. Впрочем, в Средние века политика и религия представляли собой туго сплетенный клубок. В частности, католики видели унию как безоговорочное подчинение православных церквей власти Римского Папы и признания католической догматики, что было неприемлемо для православных. Однако в позднем Средневековье возникли предпосылки для частичной реализации униатских идей, что было вызвано общим кризисом и ослаблением православного мира, подвергшегося нашествию полчищ завоевателей из Евразии. Первая крупная попытка заключения унии — Ферраро-Флорентийская — была обусловлена стремлением гибнущей Византии заручиться европейской поддержкой против турок. Уния, однако, в итоге не прижилась, лишь стала источником дополнительных смут и расколов и так и не предотвратила окончательной гибели Византии. Предыстория Брестской унии также была связана с долговременными кризисными процессами, но уже на Руси. Древняя Русь представляла собой рыхлую конфедерацию княжеств с центром в Киеве. Помимо политической, эти княжества связывала и религиозная общность — единая Русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату. Монгольское нашествие обрушило хрупкую политическую конструкцию Руси, а русские земли, пройдя период хаоса и раздробленности, оказались объединены в рамках трех разных государств — Московского княжества, Литвы и Польши. Два последних со временем объединились в Речь Посполитую.Центр Русской церкви со временем перекочевал из разоренного татарами Киева в Москву, что не могло понравиться литовским князьям, которые в итоге добились учреждения отдельной митрополии на подконтрольных им территориях. Так единая Русская церковь оказалась разделена.Московская митрополия со временем превратилась в самостоятельный патриархат, а Киевская митрополия на территории ВКЛ и Речи Посполитой продолжала подчиняться Константинополю. Ситуация для православных ВКЛ и Речи Посполитой осложнялась тем, что элиты этих государств были католическими, и давний религиозный антагонизм не замедлил сказаться на политических процессах. Дискриминация православия вела к тому, что западнорусская аристократия, стремившаяся занять место в польско-литовском правящем классе, постепенно переходила в католицизм и полонизировалась. Начал колебаться и православный клир, который также желал получить права и привилегии католического духовенства. На это наложился конфликт западнорусского епископата с братствами — объединениями православных мещан, стремившихся участвовать в управлении церковью и контролировать коррумпированный клир.Таким образом, этот конфликт с братствами на фоне желания стать вровень с католическим духовенством привел часть западнорусской церковной иерархии к Брестской унии.Уния мыслилась как своеобразный компромисс. Западнорусская церковь признавала католическую догматику и верховенство Римского Папы, при этом сохраняя православные обряды. Однако, как и в случае с предыдущими попытками унии, Брестская уния приживалась с трудом, став источником многочисленных конфликтов. Возник масштабный раскол. Он привел к появлению двух церквей, которые называли себя «русскими», апеллировали к духовной традиции Киевской Руси и претендовали на одно и то же имущество. Богословская полемика между униатами и православными, а также многочисленные тяжбы за храмы и земельные угодья стали, пожалуй, основным содержанием общественно-политической жизни восточных земель Речи Посполитой XVII века. В конце концов под административным нажимом властей, вставших на сторону униатов, новая религия постепенно брала верх. Особо несговорчивые православные уходили в казаки, бежали в Москву или были вынуждены жить во внутренней эмиграции. К моменту разделов Речи Посполитой на территории Беларуси осталась единственная православная епархия — Могилевская, влачившая жалкое существование.Но победа униатства оказалась на поверку пирровой. Политические цели унии достигнуты не были. Католический правящий класс Речи Посполитой так и не принял униатов как равных, рассматривая унию лишь как ступень к окончательному переходу в католицизм.Поэтому не было сдержано обещание сохранить православную обрядность, которая все больше трансформировалась в польско-католическом духе, а униатские храмы по внешнему облику практически перестали отличаться от костелов. Все это в совокупности вело к недовольству и брожению в униатской среде. Это брожение породило движение за чистоту обрядов, в рамках которого многие униаты начинали приходить к мысли о разрыве унии и возвращении в православие.После раздела Речи Посполитой сложились благоприятные условия для такого развития событий.Поначалу российские власти не вмешивались в религиозные дела присоединенных территорий. Более того, желая понравиться местной католической знати и духовенству, императоры Павел и Александр I санкционировали фактическое подчинение униатской церкви костелу. Позиция Петербурга в этом вопросе начала меняться только после наполеоновских войн и восстания 1830 года, когда нелояльность польских элит стала очевидна. Но даже в этих условиях основная инициатива по ликвидации унии исходила не из Петербурга, а от самого униатского духовенства в лице Иосифа Семашко и его сподвижников. Именно они составили план действий и взвалили на себя тяжесть организационной работы по воссоединению, преодолевая сопротивление и интриги как польской знати, так и значительной части российского чиновничества, симпатизировавшего полякам.В отличие от насаждения, ликвидация унии прошла практически бесконфликтно, а через четверть века после Полоцкого собора Иосиф Семашко имел возможность убедиться в успешности своего начинания.Восстание 1863 года, распространившееся по Польше и Литве, практически не затронуло территорию Беларуси, ограничившись здесь локальными стычками. Народ не только не поддержал польских повстанцев, но и остался глух к униатской пропаганде, которую вел Кастусь Калиновский, канонизированный современными националистами в качестве белорусского героя. Учитывая, что на тот момент все еще жило много людей, помнивших времена унии, это красноречиво свидетельствует о том, что по-настоящему народной эта религия так и не стала, оставшись лишь верхушечным политическим проектом.Фигура Иосифа Семашко наглядно свидетельствует о том, насколько тесно переплетены исторические судьбы Беларуси и России, связанных глубинной культурно-исторической общностью, пережившей века политического разделения.Однако исторической памяти об Иосифе Семашко и Полоцком соборе не повезло. После Октябрьской революции все, что связано с церковью, было объявлено реакционным и классово чуждым. Но сегодня память о подобных исторических фигурах важна как никогда.
 
Сообщать о статьях автора Подписаться на RSS рассылку В начало дискуссии

Юрий Глушаков

Историк, журналист

Возвращение в строй: в Казани помнят о 96-й Гомельской стрелковой дивизии

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Вечная перестройка в стране полицаев

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Факты о Катыни, которые вам не расскажет TUT.BY

Юрий Глушаков

Историк, журналист

Белорусская народная республика 100 лет назад: переговоры с Речью Посполитой о независимости и разбитые иллюзии

Источник: https://imhoclub.by/ru/material/likvidacija_unii_istorija_pobedi_pravoslavija_v_belarusi

История православия в беларуси

Сколько православных в Беларуси

Христианство пришло на земли Белой руси задолго до крещения 998 года. Дух христианства к нам принес, по выпавшему ему жребию, святой апостол Андрей Первозванный. От него и были первые уверовавшие и крестившиеся Духом Святым.

 Вера во Христа стала приходить в княжество Полоцкое от прямых взаимосвязей со Скандинавией и Византией. После принятия веры христианской князем Владимиром крестилась и полочане — продданные князя Изяслава (сына Владимира), княжившего в Полоцке  с 992 года.

  В это время начала быть и Полоцкая епархия и Православная Церковь в Беларуси.

С принятием христианства вся Русь ожила.

Духовная жизнь Белой Руси XII в. держалась на таких столпах веры Православия, как преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке ( 1173 г. в Иерусалиме), святители полоцкие Мина ( 1116 г.), Дионисий (1182 г.), Симеон ( 1280 г.), святитель Кирилл Туровский( 1182 г.) — образованнейший человек того времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще при жизни именования «Златослов».

В половине XII века Русь постигло первое великое испытание веры: нашествие полчищ Батыя.  Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных всей Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя восприемницей древней Киевской кафедры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто самый главный ангел

  В 1316 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Но уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой желал объединить Русь под одним святительским омофором и единой властью.

   В этот период трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда (Антоний, Евстафий и Иоанн) приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Во многом это событие свидетельствует о непростых взаимоотношениях между православным народом и управителями Великого княжества Литовского.

Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь инструментом в борьбе за власть.

В 1364 году митрополит Московский Алексий установил в Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи и поныне нетленны.После кончины митрополита Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх пошел на это для предотвращения войны между Литовскими и Московскими князьями.

КАТОЛИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ

В 1382 году сын Ольгерда Ягайло, женившись на польской королевне, принял престол Польских королей. Папа Римский, в свою очередь благословил этот брак при условии, что Ягайло вместе с подданными примет католичество.

Ягайло не стал медлить и принял это условие объявив  католическую религию государственной, а Православную Церковь лишил своего покровительства. Этим решением Ягайло положил начало духовного разделения народа, продолжающееся и в наше время.

  Однако милость Божия, по особому промыслу, не оставляла православных жителей Белорусских земель, и предваряя скорби, постигшие Православную Церковь в XVI — XVII веках, две чудовторные иконы  Богоматери явились на нашей земле.

В 1470 году в ветвях дикой груши обрели каменную икону Богородицы, получившую название Жировицкой, а в 1500 году жители Минска  обрели образ Приснодевы Марии на водах Свислочи.  Явившись, эти образы и по сей день благословляют, и укрепляют православных жителей Беларуси и православных паломников из других стран.

Со времени введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось вследствие целенаправленной деятельности светской и духовной властей в угоду папству.  Основные государственные должности занимали только католики. По праву патроната, польские короли раздавали православные митрополичью и епископские кафедры своим ставленникам.

Как правило, это были люди далекие от христианства, но «отрабатывая» свою должность они часто преследовали цель унии любой ценой. Злоупотребления при замещении вакантных православных кафедр привели к постепенному разрушению Православной Церкви, разбазариванию ее имущества и духовному обнищанию пастырей с пасомыми.

Это было как раз то чего добивались польские короли под водительством Ватиканской верхушки.

В 1591 году на тайной сходке четыре епископа решили в тайне готовить присоединение православных епархий к католической церкви. Не доведя до общественности, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии.

  В декабре 1595 года в  папском замке происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого эти двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к церкви католической.

   В 1596 году униаты и православные собрались в разных местах Бреста, но в один и тот же день: униаты — в кафедральном соборе, а православные — в частном доме.

Ведь по указу властей все церкви в Бресте были закрыты! С этого времени начался тяжкий крестный путь Православной Церкви в Беларуси, который нес унижение и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Так продолжалось 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская епархия.

Свирепство униатов в этот период с трудом поддается описанию. По жестокости и фанатизму его можно назвать духовным геноцидом православных: им не разрешали молиться даже в шалашах. В некоторых городах участие жителей в крестных ходах каралось смертью. Церкви грабили, сжигали или перестраивали. Погребать своих умерших православным официально разрешалось лишь «без всякой церемонии церкви,  тайно в ночи»,  как писал Виленский епископ в ответ на жалобу жителей.

Полное поражение православных во всех гражданских правах дополнялось уголовным преследованием, которое инициировалось и поощрялось властями. Непоколебимость православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить приходы в унию под угрозой физической расправы. В это страшное время подвигами веры и защиты Православия прославилась святая праведная София, княгиня Слуцкая ( 1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский ( 1648 г.).

Во время гонений единственной защитой Православия становятся монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью; открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, которыми сохранилось и возродилось Православие. В 1632 году Московия выступила войною против Польши.

  Совместно заявляла о себе и сила украинского казачества, а православные деятели — духовенства, шляхты, братств, цехов — выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Вновь избранный король Владислав четвертый вынужден был признать за православными гражданами  право иметь свой епископат.

  Владислав четвертый представил на утверждение сейму «статьи успокоения религии греческой» и присягнул охранять православную веру. Волна жестокости и репрессий несколько ослабла, но католическая шляхта с духовенством продолжали свирепствовать.  Королю пришлось создать спец.

  Комиссию, которая ограничила произвол католиков, но тогда свободную нишу заняли наиболее яростные униаты.

ПРАВОСЛАВИЕ ТОРЖЕСТВУЕТ

В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский, ректор Киево-Могилянской Академии. Им была открыта в Могилеве Духовная семинария и устроена в Архиерейском доме типография.
Святителем был собран огромный архив, по истории приходов, храмов и монастырей, составлен реестр случаев насилия над православными, так же он отстаивал судебные дела и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и пасомых.

Титанический труд и подвиги этого богослова, дипломата, историка и юриста, ученого архипастыря в защите и возрождении Православия в Беларуси побудили в 1992 году Синод Белорусского Экзархата причислить архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия к лику местно чтимых святых.Одной из особенностей была ненависть к унии тех, кто был вовлечен в нее насилием и так или иначе пострадал.  Преклонив головы перед силой, они не склонились духом.

  После разделов Речи Посполитой (1772 — 1795 годы), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, а также постоянные мольбы православных к русским царям о спасении, начался обратный процесс возвращения униатов в Православную Церковь. В феврале 1839 года, в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о соединении униатов с Православной Церковью.

Торжество Православия для белорусов состоялось 25 марта 1839 года.

Просмотр(162)

Источник: http://hram-laxva.cerkov.ru/istoriya-pravoslaviya/istoriya-pravoslaviya-v-belarusi/

10 самых удивительных костелов и церквей Беларуси

Беларусь – многоконфессиональное государство. В стране насчитывается 25 религиозных конфессий. Наиболее распространённой считается христианство (православие, католицизм, униатство и протестантизм), также исповедуют иудаизм и ислам. Свобода выбора религии охраняется Конституцией.

С каждым годом в Беларуси растет число верующих различных конфессий и число храмов. Помимо новых и современных монастырей в нашей стране сохранились и уникальные древние церкви и монастыри. Мы расскажем про самые интересные и уникальные храмы и монастыри Беларуси:

Борисо-Глебская церковь

Борисо-Глебская, или Каложская церковь в Гродно – уникальный памятник архитектуры XII века со своей историей. Построили ее в честь князей Бориса и Глеба, а название свое она получила из-за урочища Коложань в Гродно. В переводе с древнерусского «коложань» обозначает место, где бьют родники.

Уникальность этой церкви не только в ее почетном возрасте, но и во внешнем виде. Церковь как бы состоит из двух частей: каменной и деревянной. Так получилось из-за большого пожара 1184 года, который разрушил одну часть церкви. При реконструкции решили достроить разрушенную часть из дерева: так было дешевле и меньше шансов на повторное разрушение. С тех пор двойная Каложская церковь и осталась стоять на берегу Немана.

Троицкий костел в Гервятах

Троицкий костел в Гервятах – уникальная достопримечательность не только этого маленького города, но и всей страны. Храм построен в готическом стиле с четкой симметрией, видны величественные шпили и изящные окна – все это делает архитектуру храма несвойственной нашей стране. Храм построен в форме креста. Архитекторам и строителям пришлось изрядно потрудиться, благодаря этому церковь в Гервятах пережила две войны и не изменилась.

Службы в костеле Пресвятой Троицы ведутся до сих пор. Они на трех языках: литовском, белорусском и польском. Это происходит потому, что костел объединяет под своей крышей сразу три католических прихода.

Костел Святой Троицы в Шиловичах

В небольшой деревне Волковысского района есть любимое место многих туристов – величественный костел Святой Троицы. Построили костел более ста лет назад на месте деревянного храма. Времена строительства связывают с появлением деревянной иконы Божьей Матери, которая попирает дьявола; многие верят, что икона обладала чудотворной силой. Во время церковных гонений икона пропала, и нашлась лишь спустя много лет. Сейчас она хранится в Национальном художественном музее.

Уникальность Троицкого храма в Шиловичах в том, что это самый высокий костел в Беларуси. Высота его башни 62 метра.

Софийский собор в Полоцке

Полоцкий Софийский собор – живая история Беларуси, один из самых древних белорусских храмов. Впервые храм упоминается ещё в «Слове о полку Игореве». Софийский собор построен по византийским канонам с сохранением особенностей полоцкого зодчества.

Сегодня Софийский собор в Полоцке – культурный и просветительский центр Беларуси. Храм действующий: тут проходят богослужения, экскурсии, концерты и творческие вечера. Полоцкая София входит состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Жировичский монастырь

Один из самых старых мужских монастырей находится в Жировичах, история его строительства начинается почти 500 лет назад. По легенде пастухи нашли чудотворную икону, позже на том месте построили храм. Слухи о знаменитой иконе быстро распространялись, что совсем скоро начали появляться паломники, а вскоре появился монастырь.

Сегодня на территории монастыря располагаются духовная семинария и 5 церквей. Каждый желающий может приехать отдохнуть душой и помолиться в Жировичском монастыре и, конечно, узнать его удивительную историю.

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь

Спасо-Евфросиниевский монастырь – один из первых женских монастырей на Руси, его основала в XII веке преподобная Евфросиния Полоцкая. При монастыре открывались детские школы, где обучали грамоте, природоведению и медицине.

Уникальность монастыря не только в исторической значимости, но и в духовном и культурном плане. Спасо-Евфросиниевская церковь украшена уникальными фресками, которые сохранились ещё с XII века. Внутри храма хранится точная копия креста Евфросинии Полоцкой (оригинальный крест был утрачен во время войны) и мощи святой. Ежегодно монастырь принимает у себя тысячи паломников.

Красный костел в Минске

Костел Святых Симеона и Елены – один из самых красивых католических храмов Минска и визитная карточка Беларуси. Строительство костела берет начало в конце XIX века и имеет очень трагичную историю. Храм строился на деньги богатого белорусского деятеля Эдварда Адама Войниловича.

Единственным его условием было, чтобы храм осветили в честь Симеона и Елены в память о своих умерших детях (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни в 12 и 18 лет).

Новый костел имел необычную для Минска архитектуру: высокая прямоугольная башня, как символ вечной скорби; небольшие башни рядом получили имена детей.

Сегодня в Красном костеле проходят службы, концерты и экскурсии.

Фарный костел в Гродно

Могущественный и величественный Кафедральный Собор Святого Франциска Ксаверия сразу притягивает взгляд: он является одним из самых красивых памятников архитектуры стиля барокко и визитной карточкой города ещё со времен Речи Посполитой. Строительство храма началось орденом иезуитов в XVII, и за трехсотлетнюю историю костел не изменился.

Многочисленных туристов и прихожан сегодня привлекает не только внешнее, но и внутреннее убранство храма. Визитная карточка собора – удивительной красоты алтарь. В одной из башен находятся самые старые в Европе маятниковые часы, которые намного старше часов в Праге. Вокруг костела ходят легенды. Одна из них гласит, что во время войны в костел попал снаряд, который пролетел мимо иконы и не взорвался. Жители верят, что именно она сберегла Собор.

Церковь Святого Николая в Кожан-Городке

Церковь Святого Николая была построена ещё в XIX веке на деньги местного шляхтича. Строительством занимались несколько мастеров, которые смогли построить удивительную церковь. Уникальность в том, что построена она была без единого гвоздя.

Еще одна отличительная особенность церкви – это ее пышное убранство, что не свойственно Полесским храмам. Внутри церковь украшена множеством деревянных деталей и скульптур, а снаружи храм украшает верхняя часть в стиле барокко.

Церковь Святого Михаила Архангела в Сынковичах

Церковь-крепость Святого Михаила Архангела – одна из древнейших церквей оборонительно характера в Беларуси. Строительство храма началось в XV веке, князем Витовтом. Он бежал от своего двоюродного брата Ягайло, и скрылся в лесах Зельвенского района. Однако, по некоторым историческим сведениям, церковь может быть на три века старше, чем предполагалось.

Сегодня в этой удивительной церкви хранится чудотворная икона Божией Матери «Всецарица». Сотни паломников приходят к ней, чтобы помолиться; говорят, она помогает исцелиться от онкологических заболеваний.

Религиозная жизнь в Беларуси богата, а количество и красота храмов может только восхищать. Каждый из них имеет множество легенд и тайн, богат историческими событиями и духовной силой. Путешествуя по религиозным местам, вы удивитесь, сколько интересного и удивительного в Беларуси.

Читайте про 4 самых красивых замка Беларуси.

Смотрите Карту достопримечательностей Беларуси.

Путешествуйте с удовольствием!

Источник: https://belarus24.by/articles/turizm/10-samykh-udivitelnykh-kostelov-i-tserkvey-belarusi/

Религия в Беларуси

Руководители религиозных конфессий на торжественной церемонии «Молитва за Беларусь» (2015)

Жители Беларуси свободно исповедуют множество религий.

Религии в Беларуси

Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:

  • православие
  • католицизм
  • протестантизм

Среди других религий наиболее распространены:

Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2019 г. составила более 3,3 тыс.

Православие

Православное вероисповедание является самым распространенным в Беларуси.

В стране более тысячи православных храмов и монастырей и ежегодно их количество возрастает.

Многие из самых известных памятников и архитектурных достопримечательностей Беларуси отражают традиции православия.

Свобода религий и веротерпимость

В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование.

В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла.

И хотя институт работает под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви и его ректором является Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел, богословское образование здесь получают студенты, исповедующие православие, католицизм и другие конфессии.

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/religion

Религия в Беларуси: история и особенности

Беларусь — многоконфессиональное государство. Эта страна прошла через сложный период становления как нации. На протяжении всей своей истории она была в составе то одной европейской страны, то другой, и это очень сильно сказалось на местной культуре. Религия в Беларуси также несет отпечаток сложной, но захватывающей истории белорусского народа. Об этом мы и расскажем.

Религия в Беларуси: история

Вплоть до XI века нашей эры территория современной Беларуси была частью древнерусского государства и вместе с другими его регионами была обращена в православие.

После распада Киевской Руси на территории Беларуси возникло несколько отдельных государств-княжеств, самым известным из которых было Полоцкое.

Широко известна православная святая Евфросинья Полоцкая, крест которой до 1995 года был одним из государственных символов Республики Беларусь. Из этого следует, что изначальной, базовой религией в Беларуси было все-таки православное христианство.

Пришествие католичества

Но в XII веке религиозному единству на белорусских землях был положен конец. После того как большая часть современной территории этой страны попала под влияние Великого княжества Литовского, религия в Беларуси попала под влияние католичества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько всего существует архангелов

Конечно же это произошло не сразу: язычники-литовцы и их князья долгое время метались между двумя цивилизационными центрами, поочередно принимая то православие, то католичество. Но итоговый выбор был все-таки сделан в пользу западного христианства. Так предки белорусов почти на 1000 лет оказались во власти католического государства.

Естественно это не могло не сказаться на религии в Беларуси, несмотря на всю толерантность литовцев.

Религиозная политика Великого княжества Литовского действительно была весьма толерантной. Первоначально католичество никак не насаждалось, а представители православной белорусской аристократии имели возможность вливаться в литовскую шляхту и со временем полностью ее славянизировали.

Среди имен магнатов ВКЛ уже в XVI — XVII веках мы не встречаем почти ни одной собственно литовской фамилии. Литовские статуты — главные законодательные акты государства — писались не по-литовски, но по-старорусски.

Предки современных белорусов в то время называли себя не иначе как литвинами, добровольно подчеркивая свою принадлежность к Литовскому государству.

Полонизация и окатоличивание

Когда ВКЛ начала сближаться с Польским королевством, перенимая его обычаи и культурные традиции, для православия в Беларуси началась трудная эпоха.

После объединения двух государств в единую Речь Посполитую в XV веке, польские власти начали процесс полонизации (ополячивания) православного восточнославянского населения Украины и Беларуси. Предков современных белорусов и украинцев — фактически русских людей — буквально заставляли становиться поляками и принимать католицизм.

Этот сложный социально-политический и культурно-религиозный процесс в итоге и привел к образованию отдельных русинской (украинской) и литвинской (белорусской) идентичностей.

После Кревской и Люблинской уний ко всему букету религий в Беларуси добавилось еще и грекокатоличество, или униатство. Униаты являются бывшими православными, сохранившими свой литургический обряд, церковный стиль и характерную храмовую архитектуру, но при этом поклявшиеся в верности римскому Папе.

После того как литовские князья приняли на службу бывших монголо-татарских воевод, выделив им имения на территории Беларуси, западная часть белорусских земель быстро обросла живописными мечетями и минаретами.

Большое скопление евреев в таких городах, как Минск, Орша, Брест и Могилев, придавали всему ансамблю религиозно-культурной жизни в Беларуси особый насыщенный колорит.

Религия в современной Беларуси

Беларусь прошла через симбиоз с Литвой, усиленную полонизацию, русификацию в Российской империи, коренизацию в СССР, и в 1991 году впервые в своей истории стала независимым государством. Все эти испытания и культурные метаморфозы не могли не сказаться на религии Беларуси как государства.

В первые годы независимости в страну тут же хлынули протестантские миссионеры и разного рода сектанты. Баптисты заводили радостные хороводы. Анабаптисты призывали рядовых уличных зевак переходить в свою веру. Мормоны стучались в дома и предлагали поговорить об истинном понимании Библии.

Саентологи предлагали белорусам пройти сеанс одитинга, дабы избавиться от травматических воспоминаний и обрести внутреннюю гармонию.

В итоге мы имеем следующую статистику по религии в Республике Беларусь среди верующих:

  • православных — 80 %;
  • католиков — 10 %;
  • всех остальных (мусульман, протестантов) — 10 %.

При этом около половины белорусов являются атеистами, что является довольно высоким показателем. Очевидной тенденцией является уменьшение числа католиков и рост числа православных.

Источник: https://FB.ru/article/449289/religiya-v-belarusi-istoriya-i-osobennosti

Больше храмов — крепче вера? Как Минск прирастает церквями

Культовые сооружения разных религий и конфессий особенно активно строятся в Минске в последние двадцать лет. Как и почему церквей становится больше? Влияет ли их количество на религиозность белорусов? С помощью карт и религиоведа разбирался TUT.BY.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на улице Притыцкого

В ближайшие годы в минске станет вполовину больше храмов

На карте Минска 1984 года были всего три храма: Свято-Духов кафедральный собор, церковь Александра Невского, Кальварийский костел.

Религиовед, сотрудник Института философии НАН Беларуси Наталия Кутузова объясняет, как вышло, что советская идеология атеизма допускала работу этих храмов.

— «Допускала» — это слишком мягко сказано. Тема репрессий религиозных служителей в советское время сейчас неплохо раскрыта в исторической литературе. Храм Александра Невского расположен на территории Военного кладбища — это фактически национальный некрополь, костел Воздвижения Святого Креста на Кальварии открыли в 1980 году, и до сих пор нет точного ответа почему.

Одним из мотивов называют Олимпиаду-80 и стремление хорошо выглядеть перед многочисленными иностранцами. Что касается Свято-Духова cобора, то богослужения в нем начались с 1942 года и не прекращались, а с 1961 у него был статус кафедрального собора Минской епархии.

Вспомните еще историю костела Вознесения Пресвятой Девы Марии в деревне Красное Молодечненского района, который тоже не закрывался властями, но служители культа и верующие испытывали сильнейшее давление.

С отказом от коммунистической идеологии интерес к религии вернулся, начали возрождаться и церкви. По картам хорошо видно, что больше всего храмов в белорусской столице прибавилось именно в последние 20 лет.

Сейчас, по официальным данным, в Минске 58 культовых сооружений.

Больше всего в Минске православных церквей (32), на втором месте — римско-католические храмы (их 11). Еще есть три молитвенных дома религиозных общин евангельских христиан-баптистов, пять молитвенных домов христиан веры евангельской. Свой молитвенный дом есть у христиан-адвентистов седьмого дня, есть в Минске и одна новоапостольская церковь.

Кроме того, в столице работают две синагоги и мечеть.

В ближайшее время в Минске появятся еще 25 культовых сооружений. Сейчас строящимися обозначены 16 православных церквей и 9 римско-католических костелов.

Чего нет на карте?

Культовые сооружения считать непросто: часто еще до возведения большого храма община собирается в более простом помещении, которое активно используют для молитв. Например, еще до постройки мечети в Минске мусульмане молились в приспособленной под храм строительной бытовке.

Кроме того, TUT.BY нашел немало храмов, у которых официально нет статуса культовых сооружений. На карту их мы не добавляли, а это могло бы прибавить как минимум 30 объектов разных религий и конфессий.

Например, на Руссиянова есть аж две временные церкви, одна из них находится в здании «Белпочты» (Руссиянова, 9). Таких православных церквей, официально находящихся не в культовых зданиях, как минимум еще 11.

Похожая история и с протестантами: их здания не всегда имеют статус культовых.

По закону, богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии проводятся без препятствий не только в культовых зданиях, но и в «иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей».

Исполкомы могут разрешить проводить богослужения, религиозные обряды и ритуалы и в помещениях, специально для этого не предназначенных. Собираются верующие и в актовых залах, и даже на стадионах: в 2015 году евангелисты молились в «Чижовка-Арене».

Больше храмов — крепче вера?

— А что в стране с верой? Сильно ли белорусы верят в Бога? Больше храмов — крепче вера? Работает ли такая зависимость?

Наталия Кутузова ссылается на данные многочисленных исследований (в том числе исследование НИСЭПИ), которые проводились в 2000−2010 годах.

Церковь прихода храма святого Иоанна Кронштадтского расположилась в здании физкультурно-оздоровительного центра на улице Саперов в Минске

— В Беларуси относительно высокая степень декларируемой религиозности населения. 70−90% белорусов считают себя религиозными, но только 11,5% населения активны в религиозном плане. Раз в месяц и чаще церковь посещали 90,9% протестантов, 55% католиков и только 22% православных.

Из того большинства белорусов, которые называют себя религиозными, 60−80% относят себя к православным (а это 50−65% от всего населения), 8−12% к католикам (а это 7−9% населения) и 0,6−1% к протестантам (около 0,5−0,7% населения), 0,1−0,5% — к иудеям (0,2% населения), 0,1−0,5% к мусульманам (0,2% населения), раскладывает цифры по полочкам эксперт.

Религиовед добавляет, что в молодежной среде наблюдается значительный рост приверженцев католицизма и некоторый рост интереса к исламу.

Католический костел Святого Духа на Голодеда

— Важно то, что в Минске уже десять лет назад верующие были практически полностью удовлетворены наличием культовых зданий, в 2006—2007 годах это зафиксировали социологические исследования религиозности.

Любопытно, что число протестантских церквей (в культовых зданиях) в Минске сравнимо с числом римско-католических. Неожиданно, если вспомнить, что протестантами себя называют не больше процента населения.

Протестантская церковь «Свет Евангелия» на улице Яна Райниса в Минске

— Протестантских общин больше, — объясняет Наталия Кутузова. — Особенность в том, что протестанты регистрируют общины при наличии регистрационной нормы — 20 человек, в отличие от православных и католиков, общины которых могут достигать нескольких сотен человек.

Такая точность и методичность вызвана довольно сложными условиями, которые власти создают для протестантов, отказывая им в регистрации, запрашивая дополнительные документы, отказывая в установлении партнерских отношений в области социально значимых проектов, мотивируя отказ отсутствием соглашения о сотрудничестве. Например, с БПЦ такое заключено.

При всей декларируемой религиозности населения Беларусь одна из стран, где религия в наименьшей степени влияет на повседневную жизнь общества. В 2009 году наша страна занимала по этому показателю 11-е место из 114 стран в обзоре Gallup, американского института общественного мнения, добавляет Наталия Кутузова.

Больше денег — больше строек

На то, чтобы построить полноценный храм, нужно немало денег.

«Сколько стоит построить церковь в Беларуси? По-разному. Это примерно как построить дом. Зависит от размеров, начинки, обустройства территории и так далее. Храм может обойтись от нескольких сотен тысяч долларов до нескольких миллионов. Я не хочу раскрывать наш объем пожертвований, но это число с пятью нулями», — рассказывал TUT.BY осенью 2018 года один из меценатов.

Минский храм-памятник во имя Всех святых, самый высокий храм в Беларуси

Религиовед Наталия Кутузова отмечает, что пожертвования — важный источник для строительства церквей, но не всегда это пожертвования именно прихожан.

— У нас сложилась практика оказания помощи православным приходам.

Местные органы власти и организации, причем далеко не всегда добровольно, помогают приходам приобретать предметы культа, например, колокола Практически каждый приход, который возводит храм, обращается в местные органы власти за помощью.

При поддержке государственных органов, организаций и спонсоров в регионах реставрированы, построены и строятся десятки храмов. Предприятия и органы власти помогают православным общинам деньгами, стройматериалами, техникой.

Сооружения на территории Свято-Елисаветинского женского монастыря в Новинках, Минск

Если объект очень значимый, его могут включить в государственную инвестиционную программу. Так нередко происходит с объектами, которым нужна реставрация.

— Я не знаю последних цифр, связанных с бюджетным финансированием строительства и реставрации культовых зданий, но считаю, что эти данные, как и любые другие, должны быть открыты и доступны для налогоплательщиков, среди которых, кстати, есть и верующие других религий, и атеисты, — отмечает Наталия Кутузова.

Добавим, что при активном возведении православных церквей, например, единственная в Минске мечеть успела побыть долгостроем. В 1992 году спонсировать стройку мечети начала Саудовская Аравия, но денег не хватило, достроили церковь благодаря поддержке Турции.

— Активное строительство культовых религиозных объектов — тенденция только для Минска или это характерно для всей Беларуси?

— Для всей Беларуси, однако тут надо смотреть по степени удовлетворенности религиозного населения. Можно, конечно, заимствовать в Москве практику строительства православных храмов «шаговой доступности», но даже там это трактуется как полная недальновидность и некомпетентность властей и игнорирование общественных интересов.

Компромисс можно найти только при публичных дискуссиях при участии органов власти и религиозных организаций. Например, католический храм, который планировали построить в Котовке, будут строить в другом месте (из-за протестов «зеленых» и местных жителей. — Прим. TUT.

BY): сквер и зеленая зона отдыха нужны и для нерелигиозных людей тоже.

Костел святого Иоанна Крестителя на улице Плеханова в Минске

Источник: https://news.tut.by/society/617152.html

Величественные и стойкие: 10 древнейших храмов Беларуси

Ранние культовые сооружения отнюдь не были хрупки. Напротив, массивные стены, высокие башни, окна-бойницы придавали им сходство с крепостями и укрепленными замками. Люди искали в этих святынях защиты и духовной поддержки. Сегодня, исчерпав оборонительную роль, древние соборы часто служат источником вдохновения, за которым люди и отправляются в путешествия.

Мы составили список самых старых храмов Беларуси, которые, несомненно, стоит увидеть.

Благовещенская церковь в Витебске

Благовещенскую церковь на берегу Западной Двины возводили одновременно с Витебском. По одной из версий, храм был заложен княгиней Ольгой в 974 году, который считается датой основания города. Согласно другой, его строительство связывают с именем князя Ольгерда. Впрочем, к единому мнению о времени возведения святыни историки так и не пришли. Чаще всего экскурсоводы называют Благовещенскую церковь памятником древнеполоцкой архитектуры первой половины XII века.

На протяжении столетий она принадлежала то православным, то униатам; церковь не раз перестраивали, после военных разрушений — восстанавливали. Роковой для храма взрыв тем не менее прозвучал в 1961 году: на этом месте должен был появиться трамвайный разворотный круг. Но крепкие фундаменты и частично стены уцелели.

В конце 1990-х благодаря реставраторам церковь Благовещения Пресвятой Богородицы предстала в облике ХII века. Сохранившиеся фрагменты старой кладки стен оставили открытыми.

Во время посещения церкви туристы узнают об уникальной технологии кладки, в которой доломитовые тесаные блоки чередуются с двумя-тремя рядами плинфы.

Софийский собор в Полоцке

Приблизительную дату постройки полоцкого Софийского собора историки определяют между 1044 и 1060 годами. Это был первый каменный храм на территории Беларуси. Построенный как символ могущества княжеской власти, собор на правом берегу Западной Двины выглядел величественно и торжественно.

Сегодня от храма XI века остался древний фундамент, части апсиды, столбов и стен. Увидеть все это, а также фрагменты кладки и фресковые росписи XI века, услышать многочисленные истории о Софии можно в действующем при храме музее.

Ну, а если слушать орган, то в концертном зале Софийского собора — неспроста же он носит статус одного из лучших в Европе. С тех пор как в 1985 году в храме появился орган, сооруженный по индивидуальному заказу чешской фирмой Rieger Kloss, в концертном зале ежегодно дают порядка 300 концертов. А весной ценители звучания клавишно-духового инструмента съезжаются в Софийский собор для участия в фестивале старинной и современной камерной музыки.

Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно

Эту церковь построили во второй половине XII века гродненские князья Борис и Глеб, освятив ее в честь своих небесных покровителей. Местом для святилища был избран высокий берег Немана, называемый Коложанью и долгое время почитаемый язычниками.

Гродненские мастера возвели храм из плинфы и кирпича, украсив его полированными камнями и разноцветными керамическими плитками. Отсутствие штукатурки сохранило многоцветие храма: на стенах различимы оттенки красного, коричневого, серого, зеленого и белого.

Для улучшения акустики в стены были вмурованы кувшины-голосники.

В лучшие времена церковь была главным храмом Гродно, в дни запустения и обветшания служила стойлом для скота. Сегодня Коложская церковь живет в ожидании глобальной реставрации и достройки южной стены, рухнувшей в Неман еще в середине ХIХ века.

Борисо-Глебская церковь в Новогрудке

Новогрудская церковь Святых Бориса и Глеба скорее всего строилась одновременно с гродненским храмом — найденные при раскопках старые фундаменты археологи датируют XII веком. Не исключено, что возводили его гродненские мастера. В первой половине XIV века храм получил статус собора, при котором находился мужской монастырь. Два столетия спустя князь Константин Острожский начинает строительство нового храма, сохранив, однако, фундаменты старого.

Возведенная из кирпича и оштукатуренная, церковь многократно перестраивалась по желанию тех, в чьи владения переходила. Так памятник готической архитектуры со временем приобретал черты других стилей. В годы церковных гонений храм служил помещением для городского архива. В конце 1990-х он был возвращен верующим.

Церковь Святого Архангела Михаила в Сынковичах

Самый старый храм оборонного типа стоит в деревне Сынковичи в окрестностях Слонима. Предположительное время его постройки — вторая половина XV века, хотя найденные в процессе реконструкции настенные росписи как бы намекают на более ранний период возведения храма-крепости.

Будучи образцом готической архитектуры, Михайловская церковь необычайно красива и издалека напоминает миниатюрный замок. По углам церкви возвышаются четыре башни, на вершины которых ведут винтовые лестницы. Неприступный вид церкви подчеркивают массивные, в полтора метра шириной, стены с рядом бойниц. Согласно легенде, храм для местных жителей возвел еще в ХIV веке великий князь Витовт, скрывавшийся в здешних краях от преследований своего двоюродного брата Ягайло.

Церковь Святого Михаила действующая. Паломники приезжают в Сынковичи поклониться иконе Божьей Матери «Всецарица» — эта копия, написанная с хранящегося на Святой горе Афон оригинала, признана чудотворной.

Костел Преображения Господня в Новогрудке

Фарный костел появился в Новогрудке в конце XIV века. Возводил этот храм все тот же князь Витовт, выбрав для его строительства старое, устроенное кузнецами Миндовга языческое капище. Изначально костел был деревянным, но с течением времени приобрел облик внушительного и величественного каменного храма.

В новогрудском фарном костеле прошло венчание короля Ягайло и Софьи Гольшанской. Здесь отмаливали новогрудских рыцарей, павших в Хотинской битве. Здесь же крестили младенца Адама Мицкевича, и в этом же храме разыгралась трагедия одиннадцати сестер-назаретянок, казненных гестапо в августе 1943-го.

Фара Витовта — еще одно название, присвоенное костелу, — открыта для посещения. После Замковой горы с древними руинами фарный костел занимает второе место по популярности у туристов.

Костел Святого Казимира во Вселюбе

Этот костел, вероятнее всего, появился в местечке Вселюб, что под Новогрудком, в первой половине XV века. Построенный в готическом стиле и окрещенный в честь Иоанна Крестителя, костел считается одним из самых ранних католических храмов на территории Беларуси. Заложил его либо Ян Немира, либо его сын — князь Андрей Вселюбский. В архитектуре костела отразились все последующие эпохи и наслоения: минимализм и практичность Реформации, пышность и размах барокко, величие готики.

В настоящее время костел действует — освященный в честь Святого Казимира.

Троицкий костел в Ишкольди

Троицкий костел в местечке Ишкольдь недалеко от Барановичей внешне сохранил облик, который ему придали архитекторы XV века. Массивный храм с укрепленными стенами был заложен владельцем здешних мест Николаем Немировичем. Есть вероятность, что на месте костела некогда существовало языческое капище, а предположительно в XII столетии здесь построили первый христианский храм. Его фундаменты затем послужили основанием для возведения новой святыни.

Построенный как католический костел, храм в Ишкольди служил и кальвинистским сбором, и православной церковью. Частые смены конфессий, однако, не отразились на его архитектуре. Сегодня Троицкий костел в Ишкольди, будучи католической святыней, соответствует своему первоначальному статусу и как памятник архитектуры, включенный во многие экскурсионные маршруты, открыт для туристов различного вероисповедания.

Церковь Рождества Богородицы в Мурованке

Каменная церковь-крепость в Мурованке появилась в первой половине XVI века. Следуя канонам оборонительного зодчества и готическим принципам, храм возводили надежно и основательно. Двухметровые крепкие стены из красного кирпича, бойницы для дальнего и ближнего боя, круглые башни придавали святыне одновременно воинственный и величественный вид. Изнутри церковь выглядит довольно миниатюрной. За счет вмурованных в стены голосников архитекторам удалось добиться совершенной акустики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал апостол

В первую очередь храм использовался для богослужений, однако нередко выполнял и свою оборонительную функцию. Церковь значительно пострадала во время войны с Московией 1654–1667 годов и Северной войны в начале XVIII века. В XIX столетии храм ремонтировали и реконструировали, незначительно изменив фасад. Сегодня в старую, но хорошо сохранившуюся, церковь в Мурованке часто приезжают туристы, нередко совмещая ее посещение с поездкой в Лиду и Гродно.

Троицкий костел в Чернавчицах

Костел Святой Троицы в окрестностях Бреста возводился на деньги Николая Христофора Радзивилла в XVI веке. Столетием ранее здесь стоял храм, на месте которого и начали строить новый костел-крепость.

Над святыней трудились швейцарские инженеры, следуя проекту выписанного из Италии архитектора. Получился однонефный бескупольный храм с прочными, в толщину превышающими один метр стенами, круглой башней на южном боковом фасаде и бойницами на фронтоне.

Слева от храма построена трехъярусная колокольня, откуда открывается чудесный вид на окрестности.

Претерпев смену властей, конфессий, разрушения, ремонты и реставрации, сегодня храм действует как католическая святыня.

Источник: https://planetabelarus.by/publications/velichestvennye-i-stoykie-10-drevneyshikh-khramov-belarusi/

Паломничество в Беларусь – Азбука паломника

Белору́ссия (белор. Беларусь), официальное название — Респу́блика Белару́сь (белор. Рэспубліка Беларусь), официальное сокращённое название Белару́сь — государство в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе. Население, по оценке на 1 октября 2014 года, составляет 9, 481 млн человек. Площадь страны — 207 599 км². Государственные языки — белорусский и русский. Столица — Минск.

Святые места по областям

№ОбластьАдминистративный центрГлавные святыни
1 Брестская область Брест Брестский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Афанасьевский мужской монастырь (Брест), Кобринский Спасский женский монастырь, Пинский Свято-Варваринский женский монастырь, Хмелёвский Спасо-Преображенский мужской монастырь, Александро-Невский собор (Пружаны), Брестский Свято-Симеоновский собор, Александро-Невский собор (Кобрин)
2 Витебская область Витебск Витебский Свято-Духов женский монастырь, Витебский Марков-Троицкий мужской монастырь, Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, Оршанский Свято-Успенский женский монастырь, Полоцкий Богоявленский собор, Полоцкий Спасо-Ефросиниевский женский монастырь, Свято-Покровский женский монастырь (Толочин), Свято-Покровский собор (Витебск), «Оршанская» икона Божией Матери, Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Глубокое)
3 Гомельская область Гомель Гомельский Никольский мужской монастырь, Гомельский Свято-Тихвинский женский монастырь, Казимировский Свято-Успенский женский монастырь, Иоанно-Кормянский женский монастырь, Свято-Покровский женский монастырь (Хойники), Юровичский мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Петропавловский кафедральный собор (Гомель), Собор Архистратига Михаила (Мозырь), Свято-Троицкий собор (Жлобин)
4 Гродненская область Гродно Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь, Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь, Гродненский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, Слонимский Благовещенский женский монастырь, Свято-Покровский кафедральный собор (Гродно), Свято-Никольский кафедральный собор (Новогрудок), Спасо-Преображенский собор (Слоним), Свято-Михайловский собор (Лида), Свято-Петропавловский собор (Волковыск)
5 Минская область Минск Свято-Ксениевский женский монастырь (Барань), Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь (Домошаны), Ляданский Свято-Благовещенский мужской монастырь, Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь, Слуцкий женский монастырь святой праведной Софии Слуцкой, Свято-Духов кафедральный собор (Минск), Спасо-Преображенская церковь (Заславль), Свято-Воскресенский собор (Борисов), Свято-Успенский собор (Молодечно), Слуцкий Свято-Михайловский собор, Минская икона Божией Матери
6 Могилёвская область Могилёв Бобруйский женский монастырь жен-мироносиц, Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово), Могилёвский Свято-Никольский женский монастырь, Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь, Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв), Александро-Невский собор (Мстиславль), Свято-Никольский кафедральный собор (Бобруйск)

Православие в Беларуси

Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь.

Общее число православных в стране составляет около 4,5 млн человек (примерно половина населения страны), согласно данным на июль 2010 года, предоставленным аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, 58,9% населения Белоруссии считают себя верующими.

Из них 82,5% принадлежат к Русской православной церкви (Белорусский экзархат). Существуют оценки, согласно которым доля верующих, относящихся к Русской православной церкви, составляла 73%(или около 37% от общей численности населения).

Религия в Белоруссии была отделена от государства в годы советской власти. Православия традиционно придерживается большая часть белорусского, русского и украинского населения республики.

История

Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси с небольшим запаздыванием на севере страны, хотя отдельные языческие традиции сохранялись в полесском регионе очень долго и в видоизменённом виде дошли до наших дней.

В 992 году была основана Полоцкая епархия, в 1005 году — Туровская. После монгольского нашествия на Русь и окончательно к середине XIV века все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, значительная часть населения и элиты которого была языческой.

В XIV—XV веках с перерывами существовала Литовская митрополия, включавшая в себя епархии современной Белоруссии.

В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий заключения которой было крещение язычников Великого княжества Литовского по латинскому обряду. Из-за созданных католикам привилегий некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм.

С 1458 года епархии современной Белоруссии относились к Киевской митрополии (в унии до 1470 года).

После Люблинской унии 1569 года одновременно с начавшейся активной полонизацией влияние католицизма стало усиливаться, причём активную роль в распространении католицизма играли приглашённые иезуиты, среди наиболее ярких проявлений деятельности которых были развитие образования и строительство храмов в передовом на тот момент стиле барокко.

В 1596 по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой и Рима была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся римскому папе.

Значительная часть православного населения и духовенства сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известным примером сопротивления является самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Многие православные горожане объединялись в братства для защиты своих интересов.

В момент расцвета Речи Посполитой, католицизм исповедовали, по некоторым оценкам, до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе страны и в крупных городах.

В то же время, в 1791 году на территории всего Великого княжества Литовского 39 % населения являлись униатами, 38 % — католиками-латинянами, 6,5 % — православными и 4 % — старообрядцами.

Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи. После воссоединения униатов с православными, начался постепенный упадок католицизма в стране и укрепление позиций православия.

Святые

  • Святитель Мина, епископ Полоцкий
  • Преподобный Мартин Туровский
  • Святой благоверный Ростислав, Великий князь Киевский и Смоленский
  • Преподобная Ефросиния, игумения Полоцкая
  • Святитель Дионисий, епископ Полоцкий
  • Святитель Кирилл, епископ Туровский
  • Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский
  • Преподобный Елисей Лавришевский
  • Святитель Симеон, епископ Полоцкий
  • Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская
  • Праведная София, княгиня Слуцкая
  • Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский
  • Преподобномученик Макарий, игумен Пинский
  • Мученик дитя Гавриил Белостокский
  • Святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский и Белорусский
  • Праведный Иоанн Кормянский
  • Мученики Виленские — Антоний, Иоанн и Евстафий

Фото

  • Александро-Невский собор (Кобрин)
  • Собор святителя Николая, Поставы
  • Воскресенский храм, Витебск
  • Вид на Успенский собор и Свято-Духов монастырь
  • Гомельский Никольский мужской монастырь
  • Петропавловский кафедральный собор (Гомель)
  • Свято-Покровский женский монастырь (Хойники)
  • Кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
  • Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь
  • Церковь Рождества Богородицы (Мурованка)
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Раковичи)
  • Александро-Невский храм, Минск
  • Борисовский Воскресенский собор
  • Ляденский Благовещенский монастырь
  • Минский Елисаветинский монастырь
  • Минский Свято-Духов собор
  • Свято-Ксениевский женский монастырь (Барань)

Белый храм-герой Брестской крепости

Зорка Афанасія (на белорусском языке)

Брест. Свято-Симеоновский собор отмечает 150-ю годовщину.

Спасский женский монастырь г. Кобрин

Свято-Успенский Тадулинский монастырь в д. Слобода

Возрождение Православия на витебских землях

Фильм о жизни Свято-Никольского мужского монастыря

Свято-Никольский монастырь города Гомеля

Свято-Успенский Жировичский монастырь.

Валаам Белой Руси

Свято-Елисаветинский монастырь

Ляденский Благовещенский монастырь

Пустынки, Беларусь

Могилев. Кафедральному собору Трех Святителей 100 лет

Могилев. Сергей Сомов о Свято-Никольском женском монастыре

Обезглавленное время (Пустынский Успенский монастырь)

Ссылки

Православие.by

Официальный портал белорусской православной церкви

Собор Белорусских святых

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%3A%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C

Дорогами православия: изучаем церковную культуру Беларуси

Совсем недавно мы собирали в один список уникальные католические костелы Беларуси и написали по этому поводу интересную статью. Для восстановления религиозного баланса сил в Блоге, VETLIVA составил свой личный ТОП-10 самых красивых православных церквей из разных уголков Беларуси. Вперед на обзорную экскурсию по сакральным достопримечательностям!

Свято-Духов собор в Минске

Адрес: ул. Кирилла и Мефодия, 3, Минск

Начать обзорную статью по православным объектам мы также решили с самого известного столичного храма — собора Святого Духа, или, как его еще называют, Кафедрального собора. Раньше он относился к католической вере и являлся монастырем бернардинок, но после пожара и реконструкции в 1860 храм был переосвящен в православную веру.

его реликвия — икона Божьей Матери, которая хранится в Минске с 1500 года. По легенде князь Владимир привез ее в Киев еще в X веке в качестве трофея после походов на Византию. Во время татарского нашествия икону выбросили в реку Днепр, а уже в самом начале XVI века минчане выловили ее в устье реки Свислочь.

VETLIVA советует: посетить старинный собора Святого Духа во время обзорных экскурсий по Минску. Храм расположен в Верхнем городе и входит в ТОП-50 самых известных достопримечательностей столицы. Многие из них также можно увидеть во время обзорного путешествия!

Церковь Святого Михаила архангела

Адрес: деревня Сынковичи, Гродненская область

А как насчет церкви, которая имеет 1,5-метровые стены толщиной и окружена 4-мя боевыми башнями? Именно так сурово встречает прихожан с XIV века собор Святого Михаила архангела в деревне Сынковичи. История его строительства очень интересная. Храм построил и освятил князь Витовт в благодарность местным жителям. Они помогали ему скрываться от преследований князя Ягайло.

Сейчас в церкви хранится копия исцеляющей иконы Божьей Матери, которую сделали в Греции. Местные говорят, что даже копия обладает божественной силой исцеления.

Успенский собор в Витебске

Адрес: ул. Комиссара Крылова, 9, Витебск

Успенский собор в Витебске был построен в самом начале XV века на склоне Лысой горы. Считается, что ранее эта возвышенность была местом проведения языческих обрядов и ведьминских шабашей.

Интересное от VETLIVA: Успенский собор был закрыт для прихожан во времена революции в 1917 году, а в 1936 его и вовсе взорвали. Это не единственная достопримечательность в Беларуси, которая со временем исчезла — таких примеров намного больше.

Вот еще несколько интересных фактов про Успенский собор:

  • он стоит прямо на берегу Западной Двины;
  • храм может похвастаться самым большим колоколом в Беларуси — его вес составляет 5,2 тонны, а высота — 2 метра;
  • существует легенда о том, что под стенами собора есть подземный тоннель высотой с человеческий рост!

Церковь Святых Бориса и Глеба в Гродно

Адрес: ул. Рыбацкая, 6/1, Гродно

Один из самых старинных храмов в Гродно — это Коложская (Борисоглебская) церковь. Начнем сразу с интересных фактов про нее:

  • она была построена и освящена в православие в XII веке и на данный момент является действующим храмом;
  • в XV веке церковь полностью разрушили во время нашествий крестоносцев, а в следующем столетии ее уже отстроили заново;
  • старинная постройка включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

VETLIVA рассказывает: большое количество религиозных святынь приходится на королевский город Гродно. Во время обзорных туров или экскурсий там можно посетить как православные, так и католические храмы. Хотите составить свой собственный маршрут? Тогда наш подробный гайд по Гродно расскажет все, что нужно знать!

Свято-Воскресенский кафедральный собор

Адрес: ул. Лопатина, 34, город Борисов, Минская область

Свято-Воскресенский собор был построен в конце XIX века. Как и другие религиозные святыни, он был не единожды сожжен, восстановлен, разрушен и снова восстановлен. Своей яркостью и необычностью Свято-Воскресенский собор значительно отличается от всех других храмов. Он сделан из красного кирпича с белыми декоративными элементами и напоминает настоящий сказочный замок. Здание построено в псевдорусском стиле, а среди элементов экстерьера есть даже кокошники.

Борисов также является одним из самых старинных городов Беларуси. В его 900-ю годовщину возле Кафедрального собора был установлен памятник основателю города — князю Борису.

Успенская церковь

Адрес: агрогородок Сарья, Витебская область

Церковь Успения изначально строилась как католический костел. Местный хозяин Игнатий Лопатинский воздвиг уникальное готическое строение в честь своей рано ушедшей из жизни жены. Архитектура грандиозного храма воплотила в себе всю его любовь и скорбь, и теперь мы можем насладиться таким изящным монументом со стремящимися ввысь шпилями.

В православную веру Успенскую церковь обратили в середине XIX века. С того периода ее неоднократно закрывали, размещали в стенах храма увеселительное заведение, снова передавали католикам. В наше время собор является потрясающей православной церковью, которую любят посещать многие туристы. Кстати, она является одним из самых красивых и необычных мест для фото!

Богоявленская церковь в деревне Жировичи

Адрес: ул. Советская, 57, деревня Жировичи, Гродненская область

Жемчужиной известного комплекса Свято-Успенского монастыря считается Богоявленская церковь. Это самый старинный объект на территории православного ансамбля, с которым связана одна интересная легенда. В конце XV века на месте церкви возле дерева груши была найдена икона Божией Матери. Она была размером с детскую ладонь и излучала божественный свет.

Ее отдали на хранение владельцу земель, а через некоторое время икона исчезла из его хранилища и снова была найдена на том же дереве. Тогда по приказу князя там и была построена церковь. Меньше, чем через 100 лет, икона пропала, а церковь сгорела до тла. Но чудеса продолжались, и изображение Божьей матери снова нашли, лежащее на камне рядом с местом, где стоял храм.

Сейчас в Богоявленскую церковь приезжают паломники со всего мира. Прихожане верят, что это маленькое чудо способно исцелить от многих болезней и помочь в самых трудных жизненных ситуациях!

Совет от VETLIVA: на икону надейся, а сам не плошай! О том, где поправить свое здоровье и какие есть секреты долголетия, мы писали в нашем Блоге.

Церковь Рождества Богородицы

Адрес: ул. Церковная, 7А, деревня Мурованка, Гродненская область

Еще один необычный храм-крепость был возведен в деревне Мурованка в XVI веке. Церковь Рождества Богородицы отлично сохранилась до нашего времени и включена во многие маршруты туров или экскурсий. Вот несколько интересных фактов о ней:

  • в стенах вокруг всего храма был потайной ход до 1817;
  • в подвале под церковью устроены два склепа;
  • главный вход в храм в старину защищался тяжелыми входными воротами и железной решеткой.

За 500 лет существования церковь была и убежищем для людей во время войны, и складом оружия, и зернохранилищем, и католическим храмом. Но усилиями местных прихожан храм снова был открыт в 1989 году и является действующей святыней до сих пор.

Свято-Покровская церковь

Адрес: деревня Турец, Гродненская область

Священное место с богатой историей и старинными реликвиями есть и в деревне Турец. Свято-Покровская церковь была построена из дерева в конце XVIII века, а через 100 лет ее перестроили из натурального бутового камня. С того времени церковь не смогли разрушить ни войны, ни революции, ни погодные условия. Уже более 250 лет она принимает прихожан и хранит уникальные иконы с момента своей постройки.

Интересное от VETLIVA: известно, что в Свято-Покровской церкви венчался известный белорусский писатель, работающий под псевдонимом Янки Мавра. «Полесские робинзоны», «Путь из тьмы», «Сын воды» — одни из самых известных его произведений. А вы знаете, какие места самые популярные у белорусов для проведения свадебных церемоний? Читайте в нашей статье-обзоре!

Православное путешествие: подводим итоги

Составить этот ТОП-10 было довольно трудно, ведь уникальных храмов в стране намного больше! Изящные и величественные, они разбросаны по всей Беларуси. В каждом ее уголке можно найти удивительное место силы и веры, при этом их немалое количество было уничтожено жестокими войнами, советскими реформами или просто с течением времени. Хотите изучать новые и интересные места Беларуси? Тогда оставайтесь с нами и ждите новых увлекательных историй от VETLIVA!

ПУТЕШЕСТВОВАТЬ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ!

на рассылку!Интересные путешествия по Беларуси, гайды по городам, советы по санаториям, гастротуры,

новости и акции с лучшими ценами на отдых.

Источник: https://vetliva.ru/blog/tserkvi-belarusi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Что такое буддизм Что такое

Закрыть