Кто первым из русских князей был венчан на царство

Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси? :

Кто первым из русских князей был венчан на царство

Хоть историю России каждый из нас изучал в школе, далеко не все знают о том, кто был первым царём на Руси. Этим громким титулом в 1547 г. стали именовать Ивана IV Васильевича, прозванного за свой нелёгкий характер, жестокость и крутой нрав Грозным. До него все правители на русских землях были великими князьями. После того как Иван Грозный стал царём, наше государство вместо Московского княжества начали называть Русским царством.

Великий князь и царь: в чём разница?

Разобравшись с тем, кого первым нарекли царём всей Руси, следует выяснить, для чего стал необходим новый титул. К середине XVI столетия земли Московского княжества занимали 2,8 тысячи квадратных километров.

Это было огромное государство, раскинувшееся от Смоленской области на западе до Рязанского и Нижегородского уездов на востоке, от калужских земель на юге до Северного Ледовитого океана и Финского залива на севере. На столь огромной территории проживало около 9 млн человек.

Московская Русь (так иначе называли княжество) являлась централизованным государством, в котором все регионы подчинялись великому князю, то есть Ивану IV.

К XVI веку перестала существовать Византийская империя. Грозный вынашивал идею стать покровителем всего православного мира, а для этого ему необходимо было укрепить авторитет своего государства на международном уровне. Изменение титула в данном вопросе играло не последнюю роль. В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже.

Детство государя

Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Его родителями были Великий московский князь Василий III и княжна Елена Глинская. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец.

Так как Иван был единственным наследником престола (его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество), правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её (по слухам, она была отравлена).

Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха.

Принятие нового титула и женитьба

В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. 16 января этого же года ему был присвоен титул царя всей Руси. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля.

Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева.

Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов.

Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой.

Московское восстание

Летом 1547 г. в столице случился сильный пожар, который не могли потушить 2 дня. Его жертвами стало около 4 тысяч человек. По городу распространились слухи, что столицу подпалили родственники царя Глинские. Разгневанная толпа людей отправилась к Кремлю. Дома князей Глинских подверглись разграблению.

Результатом народных волнений стало убийство одного из членов сего знатного рода — Юрия. После этого восставшие явились в село Воробьёво, где от них прятался юный царь, и потребовали выдать им всех Глинских. Бунтовщиков с трудом удалось утихомирить и отправить обратно в Москву.

После того как восстание пошло на убыль, Грозный приказал казнить его организаторов.

Начало реформирования государства

Московское восстание перебросилось на другие русские города. Перед Иваном IV возникла необходимость проведения реформ, направленных на наведение порядка в стране и укрепление его самодержавия. Для этих целей в 1549 году царём была создана Избранная Рада — новая правительственная группировка, в состав которой входили верные ему люди (митрополит Макарий, священник Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский и другие).

К этому периоду относится начало активной реформаторской деятельности Ивана Грозного, направленной на централизацию его власти. Для управления различными отраслями государственной жизни первый царь на Руси создал многочисленные приказы и избы.

Так, внешней политикой Российского государства руководил Посольский приказ, во главе которого на протяжении двух десятилетий стоял И. Висковитый. Принимать заявления, прошения и жалобы от простых людей, а также проводить по ним расследования обязана была Челобитная изба, находящаяся под контролем А. Адашева.

Борьбу с преступностью возложили на Разбойный приказ. Он выполнял функции современной полиции. Столичную жизнь регулировал Земский приказ.

В 1550 г. Иван IV издал новый «Судебник», в котором были систематизированы и отредактированы все существующие в Российском царстве законодательные акты. При его составлении были учтены изменения, произошедшие в жизни государства за последние полвека. В документе впервые вводилось наказание за взяточничество. До этого Московская Русь жила по «Судебнику» 1497 года, законы которого к середине XVI века заметно устарели.

Церковная и военная политика

При Иване Грозном значительно усилилось влияние православной церкви, улучшилась жизнь духовенства. Этому способствовал созванный в 1551 г. Стоглавый Собор. Положения, принятые на нём, способствовали централизации церковной власти.

В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. В соответствии с данным документом каждый феодал обязан был выставлять со своих земель определённое количество солдат с конями и вооружением.

Если помещик поставлял царю воинов сверх нормы, его поощряли денежным вознаграждением. В том случае, когда феодал не мог предоставить необходимое количество солдат, он платил штраф.

«Уложение о службе» способствовало улучшению боеспособности армии, что было немаловажно в условиях проведения Иваном Грозным активной внешней политики.

Увеличение территории

В царствование Ивана Грозного активно проводилось завоевание соседних земель. В 1552 г. к составу Русского государства было присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское. Помимо этого владения царя расширились за счёт завоевания Поволжья и западной части Приуралья. Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители. При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири.

На протяжении 1558-1583 годов Иван IV вёл Ливонскую войну за выход России к берегам Балтийского моря. Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. русским войскам удалось полностью разгромить Ливонский орден. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням.

Разрыв с Избранной Радой, опричнина

Адашев, Сильвестр и прочие деятели Избранной Рады не поддерживали завоевательную политику Ивана Грозного. В 1560 г. они выступили против ведения Россией Ливонской войны, за что вызвали гнев правителя. Первый царь на Руси разогнал Раду. Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г.

он начал проводить политику опричнины. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя.

Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея.

Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений. К концу своего правления Иван Грозный отказался от казни как способа наказания виновных. В своём завещании от 1579 года он раскаивался в своей жестокости по отношению к подданным.

Жёны и дети царя

Иван Грозный вступал в брак 7 раз. Всего у него родилось 8 детей, 6 из которых умерли в детстве. Первая супруга Анастасия Захарьина-Юрьева подарила царю 6 наследников, из них до взрослого возраста дожили только двое — Иван и Фёдор. Сына Василия государю родила вторая жена Мария Темрюковна. Он умер в 2 месяца. Последнего ребёнка (Дмитрия) Ивану Грозному родила его седьмая жена Мария Нагая. Мальчику суждено было прожить всего 8 лет.

Взрослого сына Ивана Ивановича первый русский царь на Руси убил в 1582 году в порыве гнева, поэтому единственным наследником трона оказался Фёдор. Именно он возглавил престол после кончины своего отца.

Смерть

Иван Грозный правил Русским государством до 1584 года. В последние годы своей жизни из-за остеофитов ему было сложно ходить самостоятельно. Отсутствие движения, нервозность, нездоровый образ жизни привели к тому, что в 50 лет правитель выглядел стариком. В начале 1584 года его тело начало распухать и издавать неприятный запах.

Доктора называли болезнь государя «разложением крови» и предрекали ему быструю кончину. Грозный умер 18 марта 1584 г., во время игры в шахматы с Борисом Годуновым. Так закончилась жизнь того, кто был первым царём на Руси. По Москве упорно ходили слухи, что Иван IV был отравлен Годуновым и его подельниками. После смерти царя престол достался его сыну Фёдору.

Фактически же правителем страны стал Борис Годунов.

Источник: https://www.syl.ru/article/193063/new_pervyiy-tsar-na-rusi-kogo-pervyim-narekli-tsarem-vsey-rusi

Иван Грозный

Кто первым из русских князей был венчан на царство

Иван Грозный – первый царь всея Руси, известный своими варварскими и невероятно жесткими методами правления.

Несмотря на это, его царствование считают знаменательным для государства, которое благодаря внешней и внутренней политике Грозного стало в два раза больше по своей территории.

Первый русский правитель был властным и очень злым монархом, но сумел многого достичь на международной политической арене, поддерживая в своем государстве тотальную единоличную диктатуру, насыщенную казнями, опалой и террором за любое неповиновение власти.

Детство и юность

Родился Иван Грозный (Иван IV Васильевич) 25 августа 1530 года в подмосковном селе Коломенское в семье великого князя Василия III Рюриковича и литовской княгини Елены Глинской.

Он был старшим сыном у родителей, поэтому стал первым престолонаследником отца, которого должен был сменить по достижению совершеннолетия. Но номинальным царем всея Руси ему пришлось стать в 3-летнем возрасте, так как Василий III серьезно заболел и скоропостижно скончался.

Через 5 лет у будущего царя умерла и мать, в результате чего в 8 лет он остался полным сиротой.

Василий III, отец Ивана Грозного / Википедия

Детство юного монарха прошло в обстановке дворцовых переворотов, серьезной борьбы за власть, интриг и насилия, что сформировало у Ивана Грозного жесткий характер.

Тогда, считая престолонаследника ничего непонимающим ребенком, попечители не обращали на него никакого внимания, беспощадно убивали его друзей и держали будущего царя в бедности, вплоть до лишения еды и одежды.

Это воспитало в нем агрессию и жестокость, которая уже в юные годы проявлялась в желании мучить животных, а в будущем и весь русский народ.

В тот период страной управляли князья Бельские и Шуйские, дворянин Михаил Воронцов и родственники будущего правителя по материнской линии Глинские. Их правление ознаменовалось для всея Руси безалаберным распоряжением госимуществом, что очень отчетливо понимал Иван Грозный.

Василий III благословляет сына своего Ивана / Руниверс

В 1543 году он впервые показал опекунам свой норов, приказав убить Андрея Шуйского. Тогда бояре начали бояться царя, власть над страной полностью сконцентрировалась в руках Глинских, которые стали всеми силами ублажать престолонаследника, воспитывая в нем звериные инстинкты.

При этом будущий царь много времени посвящал самообразованию, читал много книг, что сделало его самым начитанным правителем тех времен. Тогда же, будучи бессильным заложником временных правителей, он возненавидел весь мир, а его главной идеей стало получение полной и ничем неограниченной власти над людьми, которую он ставил превыше любых законов морали.

Правление и реформы

В 1545 году, когда Иван Грозный достиг совершеннолетия, он стал полноправным царем. Его первым политическим решением стало желание венчаться на царство, что дало ему право единовластия и наследия традиций православной веры. При этом этот царский титул стал полезным и для внешней политики страны, так как позволил занять другую позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой и претендовать России на первое место среди европейских государств.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда родилась Мария Магдалина

Царь Иван Васильевич Грозный. Художник Виктор Васнецов / Государственная Третьяковская галерея

С первых дней правления Ивана Грозного в государстве прошли ряд ключевых изменений и реформ, которые он разработал с Избранной радой, а в России начался период самодержавия, в течение которого вся власть попала в руки к одному монарху.

Следующие 10 лет царь всея Руси посвятил глобальному реформированию – Иван Грозный провел земскую реформу, которая сформировала сословно-представительную монархию в стране, принял новый судебник, ужесточивший права всех крестьян и холопов, ввел губную реформу, перераспределившую полномочия волостелей и наместников в пользу дворянства.

В 1550 году правитель раздал «избранной» тысяче московских дворян поместья в пределах 70 км от российской столицы и образовал стрелецкое войско, которое вооружил огнестрельным оружием. Тот же период ознаменовался закрепощением крестьян и запретом на въезд в Россию еврейских купцов.

Бюст Ивана Грозного / Википедия

Внешняя политика Ивана Грозного на первом этапе правления была насыщенна многочисленными войнами, которые были весьма успешными.

Он лично участвовал в походах и уже в 1552 году взял под контроль Казань и Астрахань, а после присоединил к России часть сибирских земель.

В 1553 году монарх начал организовывать торговые отношения с Англией, а через 5 лет вступил в войну с Великим княжеством Литовским, в которой потерпел громкое поражение и потерял часть русских земель.

После проигрыша в войне Иван Грозный начал искать виновных в поражении, разорвал законотворческие отношения и Избранной радой и встал на путь самовластия, наполненного репрессиями, опалами и казнями всех, кто не поддерживал его политику.

Опричнина

Правление Ивана Грозного на втором этапе стало еще более жестким и кровавым. В 1565 году он ввел особую форму правления, в результате которой Россия была разделена на две части – опричнину и земщину. Опричники, принесшие клятву на верность царю, попадали под его полное самовластие и не могли общаться с земскими, которые платили львиную долю своих доходов монарху.

Иван Грозный и Малюта Скуратов / Википедия

В поместьях опричнины таким образом собралось многочисленное войско, которое Иван Грозный освободил от ответственности. Им было позволено устраивать грабежи и погромы бояр насильственным образом, а в случае оказания сопротивления им разрешалось беспощадно казнить и убивать всех несогласных с государем.

В 1571 году, когда на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей, опричнина Ивана Грозного продемонстрировала полную недееспособность защищать государство – разбалованные правителем опричники попросту не пошли на войну, и из всей многочисленной армии царю удалось собрать только один полк, который не смог противостоять армии крымского хана. В результате Иван Грозный отменил опричнину, перестал убивать людей и даже приказал составить поминальные списки казненных людей, чтобы в монастырях отпевали их души.

Московский застенок. Конец XVI века. Художник Аполлинарий Васнецов / Музей Москвы

Итогами царствования Ивана Грозного стали развал экономики страны и громкое поражение в Ливонской войне, которая, по мнению историков, была делом всей его жизни. Монарх понял, что, управляя страной, он совершил множество ошибок не только во внутренней, но и во внешней политике, что к концу правления заставило раскаяться Ивана Грозного.

В этот период он совершил еще одно кровавое преступление и в моменты ярости случайно убил собственного сына и единственного возможного престолонаследника Ивана Ивановича. После этого царь полностью отчаялся и даже хотел уйти в монастырь.

Личная жизнь

Личная жизнь Ивана Грозного также насыщенна, как и его правление. По версии историков, первый царь всея Руси был женат семь раз. Первой супругой монарха была Анастасия Захарьина-Юрьева, с которой он обвенчался в 1547 году. Более чем за 10 лет брака царица родила шестерых детей, из которых выжили только Иван и Федор.

Царица Марфа Собакина / Sergey Nikitin, Википедия

После того, как Анастасия умерла в 1560 году, Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Марии Черкасской. В первый год супружеской жизни с монархом вторая жена родила ему сына, который скончался в месячном возрасте. После этого интерес Ивана Грозного к жене пропал, а через 8 лет умерла и сама Мария.

Третья жена Ивана Грозного Мария Собакина была дочерью коломенского дворянина. Их венчание состоялось в 1571 году. Третий брак царя продлился всего 15 дней – Мария умерла по неизвестным причинам. Через 6 месяцев царь вновь женился на Анне Колтовской. Этот брак также был бездетным, а через год семейной жизни свою четвертую жену царь заключил супругу в монастырь, где она и умерла в 1626 году.

Мария Нагая обличает Лжедмитрия / Государственный исторический музей

Пятой женой правителя стала Мария Долгорукая, которую он утопил в пруду после первой брачной ночи, так как узнал, что его новая жена не была девственницей. В 1975 году вновь женился на Анне Васильчиковой, которая недолго пробыла царицей – ее также как и предшественниц постигла участь быть насильно сосланной в монастырь, якобы за измену царю.

Последней, седьмой женой Ивана Грозного была Мария Нагая, которая вышла за него замуж в 1580 году. Через два года царица родила царевича Дмитрия, который погиб в 9-летнем возрасте. Мария после смерти мужа новым царем была сослана в Углич, а после насильно пострижена в монахини. Она стала весомой фигурой в русской истории как мать Лжедмитрия, недолгое правление которого пришлось на Смутное время.

Коронация Ивана IV

Кто первым из русских князей был венчан на царство

Согласно завещанию Василия III преемником и наследником княжеского трона стал его сын Иван. Новопровозглашенному великому князю было всего три года. Взять на себя труд по управлению государством должны были особо приближенные бояре – опекунский совет во главе с матерью Ивана Еленой Глинской. А в день совершеннолетия, то есть когда великому князю исполнится 15 лет, опекуны, по замыслу Василия III, передают ему всю полноту власти и остаются его вернейшими соратниками и помощниками.

Перед коронацией

Как показала история, благим замыслам Василия III так и не суждено было сбыться. Нескончаемая борьба за власть между боярами. Интриги, наветы, отравления и прочие гнусные методы устранения неугодных были самым обычным делом.

Худшего правления, чем осуществляемое в период с 1533 по 1547 года, страна не знала. К семнадцатилетию Иван IV подошел слабым политиком, фактически не руководящим страной.

Чтобы исправить эту ситуацию, им был задуман ряд мер, первой в котором была коронация или венчание на царство.

Венчание на царство

В 1556 году на тот момент еще князь Иван заявил своим приближенным боярам о своем намерении жениться. Однако перед свадьбой, по словам историков, князь собрался «венчаться на царство», то есть принять титул царя.

Не зря предстоящая коронация была названа именно венчанием. Свершаемое действие должно было соединить царя с его народом, показать единство всего государства российского, создать союз аналогичный брачным узам, где обе стороны – и царь, и его народ – должны были заботиться и почитать друг друга.

Подготовку к этому великому торжеству Иван поручил митрополиту Макарию и родственникам по материнской линии Анне и Михаилу Глинским. Церемония, несмотря на отсылки к византийским традициям, была фактически придумана митрополитом с нуля. Первая в истории России коронация проводилась в Успенском соборе в Москве, а символом царской власти стала шапка Мономаха.

После торжественного богослужения митрополит Макарий возложил на Ивана крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Завершилась церемония миропомазанием. Именно из-за добавления в церемонию этого действа – окропления чела миром – венчание и помазанье на царство в русской культуре стали синонимами.

Древний обряд «посажения на стол», означающий избрание нового «стольного князя», на этом окончательно ушел в прошлое.

Концепция Третьего Рима

В конце XV – начале XVI веков в русской духовной литература появилась теория о становлении Москвы как нового – Третьего – Рима. Суть ее заключалась в том, что раз пали первый Рим (центр Римской империи), затем Византия – преемник традиций великой империи, то Москве суждено стать наследницей этих великих государств.

Духовное наследование и хранение христианских традиций, зародившихся в Риме и получивших развитие в Византийской империи, по праву должно принадлежать России, как последовательнице в вере христианской.

Данная концепция объявляла царя главным защитником православия и, соответственно, давала духовное основание для почитания царского титула и преклонения перед ним.

Идея о богоизбранности России, ее исключительной духовной и исторической миссии и особом пути получила широкое развитие и в дальнейшем. Церковники и политические деятели XVI-XIX веков находили все новое и новое подтверждение концепции Третьего Рима, используя эту теорию в самых разных целях.

Причины и следствия принятия царского титула

Многие историки, как современные, так и XIX века, считают, что идея коронования не принадлежит Ивану IV. Все идеи о возвеличивании его как первого русского царя были поданы Анной Глинской, бабкой царя и его дядей, Михаилом Глинским. После коронации Глинским отошло множество земель на правах удельного княжества, а Михаил и брат его Юрий получили весомые титулы.

Однако коронация не стало причиной немедленной концентрации власти в руках у новоявленного царя. Страной по-прежнему управляли бояре, только теперь не Шуйские, а Глинские. Однако стоит заметить, господство Глинских продолжалось совсем недолго.

В глазах же подданных авторитет власти неимоверно вырос. Миропомазание символизировало божественность царской власти – царь сиречь помазанник божий на земле. Да и сам царский титул стал символом преемственности традиций римских и византийских кесарей.

Но одним из самых положительных изменений после принятия царского титула стало возросшее влияние России на мировой политической арене. Царь и самодержец Всея Руси неожиданно стал не просто ровней европейским королям, но во многом превосходил их – наследование традиций столь великих держав, как Рим и Византия, чьим преемником объявил себя Иван IV, многого стоило в глазах европейцев.

Однако была и еще одна причина введения царского чина, не столь явная. После помазания на царство Иван Грозный получил длинный титул, звучавший как «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермской, Вятцкой, Болгарской и иных».

Громко позвучавшее в чинонаименовании «царь всея Руси» означало, что все государства, объединенные под властью Ивана, становятся единым целом, частью единой большой Руси. Все земли – Владимирские, Московские, Новгородские и прочие – официально стали неотъемлемой частью государства.

Отныне царь не признавал над собой никакой иной власти, не признавал притязаний Золотой Орды, а становился как минимум равным всем остальным властителям.

Таким образом, венчание на царство стало финальным аккордом, завершившим централизацию Русских земель. Царская власть стала основой, жестким стержнем, на который отныне опиралась власть государственная.

Признание Руси и Москвы в частности преемником духовных традиций великих империй древности – Римской и Византийской, возвеличение Москвы как Третьего Рима сделало Россию защитницей и хранительницей православного христианства.

А признание нового титула российских правителей на мировом уровне в значительной степени укрепило авторитет страны.

Источник: https://histerl.ru/kurs/ivan-iv/pervyj-russkij-car.htm

Кто на Руси был единственным королем

Испокон веков так повелось: у нас цари, у них — короли. Но почему русских правителей называли царями? Кто был первым и последним царем-батюшкой? И правда ли, что русскими все-таки правили короли?

Приятно познакомиться! Царь!

В этимологическом словаре Макса Фасмера указано, что «царь» восходит к древнерусскому «цѣсарь» (от латинского cаеsаr). Нетрудно догадаться, что слово является аналогией имени первого римского монарха — Гая Юлия Цезаря.

А вот семантика титула «короля» связана с именем другого правителя — короля франков Карла Великого. Такую версию происхождения приводит и Г. Крылов, и Н. Шанский в своих этимологических словарях. Макс Фасмер не исключает, но считает менее вероятными другие варианты происхождения «короля» — от славянского «карати» (наказывать) или прагерманского «karlja, karlaz» (свободный человек).

Хотя «царь» имеет западные корни, употребляется слово исключительно в качестве титула славянских монархов. Интересно, что к латинскому «cаеsаr» этимологически близко и «кайзер» (титул немецких правителей), и русский «князь» (от германоязычного konungr — вождь, которое, в свою очередь, восходит к «королю»).

Получается, что русские князья должны были именоваться королями. Но как же получилось, что правители Руси стали называть себя царями?

От Грозного до Петра

Те, кто внимательно слушал на школьных уроках истории, знают, что первым русским царем стал Иван Грозный. Такие авторитетные историки, как Н. Костомаров, Р. Скрынников и В. Кобрин полагают, что инициатива называться царем не могла исходить от 16-летнего Ивана. Вероятнее всего, идею подсказал ему могущественный митрополит Макарий. В. Ключевский не согласен: Иван Васильевич вполне мог самостоятельно «додуматься до царства», что стало полной неожиданностью для боярства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько стран исповедуют православие

Но почему Грозный выбрал титул царя, а не короля или кайзера, которые по семантике были ближе к княжескому титулу русского правителя? Дело в том, что для православных образцом всегда была Византия с ее «боговенчанными правителями-царями».

Грозный лишь желал подкрепить авторитет Москвы как наследницы царь-града Константинополя — колыбели православия.

Как наследник Восточной Римской империи, Грозный взял традиционный византийский титул «царь», да и само венчание на царство было максимально приближено к византийской традиции.

Справедливости ради скажем, что обряд венчания на царство появился еще в 1498 году, когда Иван III венчал своего внука и наследника Дмитрия Ивановича. Но вплоть до Ивана Грозного использовался титул «государь и великий князь всея Руси», а не царь.

Последним русским царем стал Петр Первый. Чтобы дополнительно подкрепить свой авторитет в Европе, он решил в 1721 году именоваться Императором Всероссийским. Императорами изначально называли себя начальники римских легионов, и только со времен правления Августа (27—14 гг. до н. э.

) титул императора, исторически связанный с Римом, стал употребляться в монархическом значении.

Но петровская смена монархического титула не помешала народу и в дальнейшем называть всех правителей царями, тем более что до 1917 года и «царь», и «князь» входили в большой титул Всероссийских императоров.

Первый из царей — не русский

Первым славянским царем стал не русский правитель, а болгарский. Таким титулом наградил себя Симеон Великий. Его правление называли Золотым веком болгарского государства. Именно Симеон превратил Болгарию в самую могущественную державу на Балканах и во всей Восточной Европе. В августе 913 года Симеон заменил титул «князь» на «царь», а затем вынудил Византию признать «новоиспеченный» царский титул.

Единственный русский король

По традиции европейских королей, начиная с Карла Великого, короновали Папы Римские, но за всю многовековую историю Руси лишь один правитель получил титул короля из рук верховного правителя Католической Церкви.

В 1253 году Папа Римский Иннокентий IV в обмен на католизацию наделил титулом «король Руси» правителя Галицко-Волынского княжества Даниила Романовича Галицкого. Внук Даниила Романовича Юрий Львович также оставил «короля» в своем титуле, что подтверждает его печать с оттиском на аверсе «Rex Russiae» (праиндоевропейское — король Руси).

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/134450-kto-na-rusi-byl-edinstvennym-korolem.html

Правители смутного времени — хролоногия

> Россия > Смутное время > Правители смутного времени (1598-1613) в хронологическом порядке

Все правители Смутного времени царствовали довольно короткое время, что не помешало им прочно закрепиться в народной памяти. Их личности окутаны противоречивыми фактами, гипотезами и догадками, что привлекает как профессиональных исследователей, так и обычных любителей истории. Рассмотрим в хронологическом порядке монархов, занимавших престол в период Смутного времени.

Сергей Иванов. Смутное время (картина, 1908г)

Борис Федорович Годунов (1598–1605)

Происхождение. Родился в дворянской семье, издавна служившей при московском дворе. Основателем династии Годуновых считается мурза Чет, родом из Золотой Орды. В целом генеалогическая таблица названого семейства весьма интересна. Так, укрепить положение при дворе Борису Годунову помог брак с дочерью Малюты Скуратова. В итоге уже к 30 годам он являлся влиятельным боярином.

Приход к власти. Прийти к власти Годунову помогла блестящая карьера при Федоре Ивановиче. В период правления этого царя Борис Годунов был фактическим хозяином страны. Мало того, его сестра Ирина была женой царя. Поскольку после смерти Федора Ивановича династия Рюриковичей пресеклась, Земский собор избрал шурина покойного царя Бориса Годунова на царство.

Правление. Если говорить кратко, то став единоличным правителем Годунов продолжил политику Ивана Грозного, правда, он использовал менее жестокие методы. В период его правления двор окончательно приобрел чиновничий характер. Годунову удалось продлить перемирие с Речью Посполитой, а в результате войны со Швецией возвратить часть территорий, потерянных в период Ливонской войны.

При этом царе шло строительство Самары, Уфы, Саратова, продолжалось освоение Сибири. Царь также занимался благоустройством столицы. Годунов стремился к развитию экономических, культурных и торговых отношений с Западной Европой.

Царствование Годунова началось успешно, но неурожай 1601-1602 гг. и последующий голод сильно пошатнули авторитет правившего царя. Страну охватили волнения, а главное, появился слух о чудом спасшемся царевиче Дмитрии, сыне Ивана Грозного.

В октябре 1604 г. войска Лжедмитрия I двинулись на Москву. В битве при Добрыничах самозванец был разбит. Неожиданно, в апреле 1605 г., Борис Годунов умирает. И хотя наиболее вероятна естественная версия его смерти, ходили слухи, что основатель новой династии отравился в припадке отчаяния.

Федор Годунов (апрель—июнь 1605)

Происхождение. Отцом Федора был Борис Годунов, а матерью – Мария Григорьевна, дочь боярина Малюты Скуратова. Стоит отметить, что Малюта Скуратов в свое время был одним из фаворитов Ивана Грозного.

Приход к власти. Ещё при жизни Борис Годунов именовал сына «великим государем». Москва присягнула Федору 14 апреля 1605 г., на второй день после кончины отца. На тот момент молодому царю исполнилось 16 лет.

Правление. Здесь стоит обратить внимание на хронологию. Ни один представитель мужского пола не пребывал на российском престоле столь же мало как Федор Борисович. Сын Бориса Годунова царствовал с 13 апреля по 1 июня 1605 г. Он был единственным московским царем, не прошедшим обряд венчания на царство. Незадолго до вступления Лжедмитрия I в Москву Федора низложили, а затем задушили в его кремлевском доме.

Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606)

Происхождение. Споры о личности Лжедмитрий I не утихают уже несколько веков подряд. В настоящий момент историки предлагают 4 версии происхождения одного из самых загадочных русских царей:

  • подлинный Дмитрий;
  • беглый монах Григорий Отрепьев, сын галичского боярина;
  • незаконнорожденный сын Стефана Батория;
  • итальянский или валашский монах, ставленник поляков;
  • незаконнорожденный сын Ивана Грозного.

Приход к власти. Захват власти удался Лжедмитрию І во многом благодаря поддержке поляков. Первые сведения о нем появились в Речи Посполитой уже в 1601 г. В 1604 г. Лжедмитрий I начал активные действия в России. Сначала он укрепился в южной части страны. Вскоре после того как армия покойного Бориса Годунова перешла на сторону Лжедмитрия I, он вступил в Москву.

В июле 1605 г. самозванец был венчан на царство. Одни искренне верили, что он сын Ивана Грозного, другие заняли его сторону из ненависти к семейству Годуновых.

Правление. Несмотря на то, что Лжедмитрия многие считали польским ставленником, никаких уступок для Речи Посполитой в годы правления этого царя сделано не было. Он проводил самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

Правительство Лжедмитрия I увеличило денежные и земельные оклады феодалов. Южные области России освобождались от налогов на 10 лет. Зато другие территории страдали от усиления налогов. Был составлен Сводный судебник, где упоминалось о крестьянском выходе. Что касается внешней политики, то из-за нежелания новоявленного царя делать территориальные уступки, ухудшились отношения с Речью Посполитой.

Кризис политики Лжедмитрия I привел к заговору знати во главе с Василием Шуйским. Заговорщики убили царя, а народу объявили, что он самозванец.

Василий Шуйский (1606–1610)

Происхождение. Василий Шуйский происходил из рода суздальско-нижегородских князей, которые являлись потомками Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Соответственно этого царя можно считать последним Рюриковичем на русском престоле.

Приход к власти. Шуйский пробовал совершить переворот сразу же после смерти Бориса Годунова. Вскоре после возвращения в Москву, инициированного Лжедмитрием I, он организовал народный бунт, в ходе которого самозванец был убит. В мае 1606 прошел Земский собор, на котором Шуйский был избран царем.

Правление. Приход к власти Шуйского не принес стабильности, а лишь ухудшил ситуацию. В стране один за другим вспыхивали восстания. Сначала Шуйскому пришлось бороться с Иваном Болотниковым, а затем возник Лжедмитрий II. Еще более крупной проблемой стала иностранная интервенция со стороны Речи Посполитой.

Недовольство внешней и внутренней политикой Шуйского завершилось отстранением его от престола в результате боярского заговора. Этот заговор впоследствии привел к организации такого органа управления, как Семибоярщина. Последнего Рюриковича насильно постригли в монахи и выдали полякам. Спустя 2 года Василий Шуйский скончался в тюрьме.

Со смертью Василия Шуйского в России начался период междуцарствия, длившийся с 1610 по 1613 год. До начала правления Романовых в стране не было общепризнанного монарха.

19 января 2018

Источник: https://ArcheoNews.ru/praviteli-smutnogo-vremeni/

Венчание на царство Ивана Грозного — Исторический дискуссионный клуб — медиаплатформа МирТесен

Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля  состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула.

По случаю восшествия на престол Ивана IV был составлен Чин венчания на царство – официальный акт, определявший порядок наделения властью правителя страны. Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной».

Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции.

Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича – первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III.

Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г.

русский правитель титуловался великим князем, что, согласно западной иерархической структуре, было равнозначно принцу или великому герцогу.

Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля.

Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия,  но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот крест, также как и Шапка Мономаха по легенде, был отнесен к дарам Константина Мономаха.

В Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, составленной уже после венчания на царство,  по сравнению с Краткой, появляются существенные нововведения. В число царских регалий вошли скипетр, вручавшийся царю после возложения на него Шапки Мономаха, и цепь «злата аравийского золота», возлагавшаяся на царя у Царских врат во время литургии. Исключительными по своей важности нововведениями, включенными в Пространную редакцию, стали таинства миропомазания и причащения.

Миропомазание царя в России происходило во время литургии, которая завершалась таинством причащения. Впервые описание  таинства причащения приведено в Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, из которой следует, что царь принимал причастие у Царских врат сразу же после того, как причащался ведущий службу архиерей.

Зафиксированный в этом документе порядок приобщения царя Святым Тайнам символически сближал его, что чрезвычайно важно, со священнослужителями.

Впервые все новшества, отмеченные в Пространной редакции Чина венчания царя Ивана IV, в том числе миропомазание, получили реальное воплощение в 1584 году при венчании на царство его сына, царя Федора Иоанновича.

Скульптурный портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного

Реконструкция М.М.Герасимова.
1964 г.
Гипс; тонирование под бронзу.

В 1963 году гробница Ивана Грозного, находящаяся в дьяконнике и приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта для археологических и антропологических исследований. Известный антрополог М.М.Герасимов по сохранившимся в саркофагах останкам восстановил внешний облик царя Ивана Грозного.

Крест Животворящего Древа в иконе-ковчеге

Москва, мастерские Кремля 1603–1605; крест – Москва, середина XVI в.; икона-ковчег – Москва, последняя четверть XVI в.; панагия – Иерусалим (?), рубеж XVI–XVII вв., резные изображения на панагии – Москва, около 1621 г.
Дерево, золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, турмалины, жемчуг; чеканка, эмаль, чернь, золочение. Золотая чеканная икона-ковчег включает ценнейшие реликвии российского царствующего дома.

Прежде всего, это шестиконечный деревянный наперсный крест в золотой оправе, на оборотной стороне которой выполнена черневая надпись о том, что он сделан из «Древа Честнаго и Животворящаго Креста», на котором был распят Спаситель. Под каждой строкой помещен греческий текст того же содержания.

В XVII в. для иконы был создан серебряный ковчег.

Согласно надписи на нем, крест был выполнен из древа креста, привезенного на Русь митрополитом Эфесским в составе даров византийского императора Константина Мономаха. Есть все основания считать, что именно этот крест использовался при возведении на престол русских царей, начиная с венчания на царство Ивана IV в 1547 году.

Предположительно крест, который в официальных документах упоминался как дар византийского императора, был создан для церемонии венчания Ивана Грозного, о чем свидетельствует его золотая оправа, декорированная сканым узором, расцвеченным эмалью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько заповедей дал Бог Моисею

Царское моленное место (Мономахов трон)

Москва, 1551 г.
Дерево, левкас, золотный атлас; резьба, темпера, позолота, серебрение.

Царское моленное место, называемое также Мономаховым троном в Успенском соборе Московского Кремля было создано в 1551 году, вскоре после принятия Иваном Грозным царского титула. Оно представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей.

Название «Мономахов трон»происходит оттого, что на трех боковых  стенках  Царского места помещены двенадцать барельефных композиций на текст «Сказания о князьях Владимирских», которые повествуют о принесении из Византии от императора Константина Мономаха царских регалий – шапки и барм киевскому великому князю Владимиру Мономаху. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул.

Искусная резьба и стиль рельефов позволяют предположить, что трон исполнили новгородские мастера, работавшие в Москве по приглашению митрополита Макария.

Барельефы Царского моленного места

Москва, 1551 г.
Дерево; резьба, позолота, серебрение.

Четыре барельефа южной стенки Царского места иллюстрируют заключительные эпизоды Сказания о князьях владимирских: «Царь Константин передает послам царские регалии»; «Проводы послов и их путешествие через море», «Царьградские послы приносят дары великому князю Владимиру и просят у него мира», «Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом».

Наиболее важной является последняя сцена цикла — венчание великого князя Владимира Шапкой Мономаха. Именно с тех пор, как говорится в Сказании о князьях владимирских, «и доныне тем венцом царским венчаются великие князья владимирские». Интересно, что в сцене венчания князя Владимира Всеволодовича запечатлен ритуал венчания на царство первого русского царя Ивана IV.

Формы пятиглавого храма, за которыми угадывается Успенский собор Московского Кремля, «чертожное» со ступенями место в центре храма со стоящим на нем троном, царские регалии, разложенные на аналоях, наконец, сам порядок их возложения, облачения митрополита и великого князя, – все изображено в полном соответствии с Чином венчания на царство Ивана IV.

Это приводит к определенному и, по-видимому, программному «совмещению» двух исторических фигур, в результате чего и весь цикл мог восприниматься как прославление царского достоинства молодого монарха.

Шапка Казанская

Москва, мастерские Кремля (?), 1553 (?)
Золото, серебро, сапфир, рубины, турмалины, бирюза, жемчуг, соболиный мех; чеканка, литье, резьба, чернь. 

Своим происхождением и названием Шапка Казанская обязана одному из важнейших событий в истории Московского царства – присоединению к нему Казанского ханства в 1552 г.

Скорее всего, венец был сделан по заказу Ивана Грозного в память о походе на Казань, прошедшем под предводительством самого царя. Вслед за включением новых земель происходили соответствующие изменения в титуле Ивана IV, в котором появилось дополнение – «царь Казанский».

Таким образом, Шапка Казанская относится к важнейшим государственным символам, история которых неразрывно связана с развитием и становлением Российского государства, являясь одновременно и самым древним из сохранившихся церемониальных венцов, созданных после принятия его правителями царского титула.

Панагия

Москва, мастерские Кремля, 1547 (?).
Сардоникс, золото, бриллианты, рубины, турмалины, агат, жемчуг; резьба, чеканка, скань, эмаль, чернь.

В центре золотой панагии помещен овальный трехслойный сардоникс с резным изображением святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя Ивана Грозного.

В панагию вложен овальный золотой ковчег, который в настоящее время можно видеть через прямоугольное отверстие на ее оборотной стороне. Однако изначально оно было закрыто золотой дверцей с черневым изображением  апостола Тита, в день памяти которого родился царь Иван Грозный.

Исследователи высказывают предположение, что скорее всего панагия была сделана для Ивана Грозного в связи с его венчанием на царство в 1547 году.

Иоанн Предтеча

Икона в окладе.
Москва, середина XVI в.; греческий мастер; оклад – Москва, мастерские Кремля, вторая воловина XVI в.
Дерево, левкас, золото, серебро, рубин, жемчуг; темпера, чеканка, чернь, золочение.

Самая древняя сохранившаяся до наших дней царская патрональная икона с изображением святого покровителя первого русского царя Ивана Грозного написана, вероятно, вскоре после его венчания на царство в 1547 г.

Саккос митрополита Макаря

Москва, мастерские Кремля; бархат, камка – Италия, первая половина XVII в.; объярь – Италия, XVII в.
Золотный бархат, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение.

Саккос – парадное архиерейское облачение, изготавливавшееся, как правило, из самых дорогих привозных тканей.

Саккос принадлежал митрополиту Макарию – видному политическому и церковному деятелю, духовному наставнику Ивана IV Васильевича Грозного, содействовавшему утверждению его власти и участвовавшему в решении важнейших государственных вопросов. Именно митрополитом Макарием был составлен первый в России Чин венчания на царство.

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43329323468/prev

Начало правления Ивана IV Грозного

1547 год для России был насыщен значительными событиями, которые в каком-то смысле повернули ход истории. В январе впервые за всю историю состоялось венчание на царствование молодого князя Ивана IV.

Спустя две недели состоялось бракосочетание между юным царем и Анастасией Захарьиной. Жена царя вошла в историю как мудрая и необычайно добрая женщина, которая имела огромное политическое влияние.

Венчание на царствование

Процедура венчания на царство широко практиковалась среди византийских императоров. В глазах Ивана IV он сам, и вся страна были приемниками могущества Византии. Поэтому желание царя носить собой божественный для народа характер оправдывается целью создания сильного государства.

Венчание царя на царствование было весьма выгодным для представителей церкви, это открывало им прямой путь к государственной власти. Во время ритуала венчания на царствование, митрополит торжественно возложил на Ивана IV все атрибуты царской власти: шапку Мономаха, крест из животворящего дерева, а также бармы.

В заключении царь был помазан миром, что значило признание избранности его богом. Неорганичная самодержавная власть, о которой Иван так страстно мечтал в юности, теперь была в его руках.

В странах Европы слово «царь» переводили как «император», что позволило Ивану IV иметь такой же статус, как и у правителя Священной Римской Империи. Это превозносило его в глазах иностранной дипломатии.

Католическая церковь отреагировала на коронацию Ивана Васильевича весьма резко: она считала его недостойным быть носителем божественной власти и воспринимала его в первую очередь как самозванца, а процедуру венчания на царство – как неслыханную дерзость. 

Первые трудности

Не прошло еще и полгода после того, как Иван IV взошел на трон, как Россию охватили крупнейшие пожары, что стало для молодого царя настоящим испытанием. 21 июня 1547 года огонь фактически полностью уничтожил Москву: сгорело 26 тыс. домов, погибло около 2 тыс. человек.

Как ни парадоксально, но ответственность за поджог народ возложил на царскую чету и приближенных к ним князьям Глинским. Иван IV вместе с супругой были вынуждены уехать в Подмосковье, семья Глинских нашла убежище в монастыре.

Населения города устроило вечевой собор, на котором было принято решение помститься организаторам поджога. Горожане разгромили поместье Глинских и убили одного из представителей рода.

Царю все-таки удалось пойти на перемирье с жителями Москвы, но впереди его ожидало новое испытание – восстания в других городах. Неурожай и повышение налогов стало причиной бунта среди крестьян, которые стояли на пороге голода.

Царем был принят ряд реформ, которые по большому счету не повлияли положительно на социально – экономическое состояние в стране, а только поспособствовали ее централизации. В первые месяцы правления царя, фактическая власть в стране принадлежала Глинским, которые как ближайшие родственники его матери имели огромное влияние на решения Ивана Васильевича.

Но после событий лета 1547 года, род Глинских пал. Царь впервые осознал все сложности единоличного правления и выработал собственную систему политики усиления власти Ивана Грозного, которой оставался верным до последних дней своего царствования.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Население и хозяйство России в XVI веке
Следующая тема:   Внешнеполитические успехи России в 50-е годы XVI веке: восток и юг

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/nachalo-pravleniya-ivana-iv

Этот день в истории: 1547 год. 16 января Иван IV стал первым русским царём

16 января 2010, 15:24 — REGNUM

Венчание на царство Ивана IV. Миниатюра из Лицевого свода XVI века.

1547 год. 16 января состоялось венчание на царство Ивана IV. Иван первым решил взять титул не только великого князя, но и царя Русского государства

Так проводил Иоанн шестнадцатый год своего возраста; на семнадцатом, 13 декабря 1546 года, он позвал к себе митрополита и объявил, что хочет жениться; на другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже и опальных, и со всеми отправился к великому князю, который сказал Макарию: «Милостию божиею и пречистой его матери, молитвами и милостию великих чудотворцев, Петра, Алексея, Ионы, Сергия и всех русских чудотворцев, положил я на них упование, а у тебя, отца своего, благословяся, помыслил жениться. Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; но потом я эту мысль отложил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если я приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого бог благословит, по твоему благословению». Митрополит и бояре, говорит летописец, заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется. Но молодой Иоанн тут же удивил их еще другою речью: «По твоему, отца своего митрополита, благословению и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, и сродник наш великий князь Владимир Всеволодович Мономах на царство, на великое княжение садились; и я также этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, что государь в таком еще младенчестве, а прародительских чинов поискал. Но конечно, всего более удивились они (а некоторые, как увидим из писем Курбского, не очень обрадовались) тому, что шестнадцатилетний великий князь с этих пор внутри и вне государства принял титул, которого не решались принять ни отец, ни дед его, — титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Димитрия-внука при Иоанне III. Между тем еще в декабре разосланы были по областям, к князьям и детям боярским грамоты: «Когда к вам эта наша грамота придет и у которых будут из вас дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили б. Кто же из вас дочь девку утаит и к наместникам нашим не повезет, тому от меня быть в великой опале и казни. Грамоту пересылайте между собою сами, не задерживая ни часу». Выбор пал на девушку из одного из самых знатных и древних московских боярских родов, который при наплыве родов княжеских успел удержать за собою близкое к престолу место, — выбор пал на Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина, племянницу боярина Михаила Юрьевича, близкого, как мы видели, человека к великому князю Василию; быть может, и эти отношения не были без влияния на выбор; надобно заметить, что представитель рода по смерти боярина Михаила, другой дядя Анастасии, Григорий Юрьевич Захарьин, не принадлежал к стороне Шуйских, не упоминается ни в каких боярских смутах детства Иоаннова».

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 6, глава 2. М.: Мысль, 1989

История в лицах

Соловецкий летописец второй половины 16 века:

«Царство государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси.

Пресвятыя и неразделимыя троица волею и хотением, по заступлению и по милости пречистые богородицы, и по благословению святого великого чюдотворца Петра митрополита всея Русии и всех святых молитвами, князь великий Иван Васильевич венчан бысть святыми бармами и царьским венцем, и помазан бысть святым миром по древнему царьскому чину, и поставлен бысть на великое княжение Владимерское и Новгородское и Московское и всеа Русии, и наречен бысть боговенчанный царь и князь великий Иван Васильевич и самодержец всеа Русии. А после своего поставления месяца февраля в 3 на всеедной недели царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии самодержец женился, избра себе царицу и великую княгиню Анастасию, дщерь Романа Юрьевича, а венчал их Макарей митрополит в соборной церкви Успения пречистей богородицы»

Цитируется по: Малоизвестные летописные памятники // Исторический архив. Т. VII. М-Л. 1951

Мир в это время

В 1547 году Тридентский церковный собор под предлогом вспышки чумы был переведен в Болонью.

Тридентский собор. Неизвестный художник. Конец 17 века

Источник: https://regnum.ru/news/1243153.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Кто был первым русским патриархом

Закрыть