Какой бог у армян

Армяне

Какой бог у армян

Армяне являются наследниками ветви индоевропейцев. Они появились в мировой истории в конце 7 века до нашей эры и имеют древнюю и богатую историю. Она перешла от поколения к поколению и процветает день за днем. По всему миру проживает 11 миллионов армян и только 3 миллиона из них живут в Армении, которые продолжают модернизировать и развивать свою прекрасную страну.

У армянского народа есть уникальные черты, которые отличаются от других национальностей. Это выражается в их внешности, образе мышления, характере, традициях, традиционных взглядах и так далее.

Религия армян

Армянский народ первым в истории объявил христианство государственной религией. Именно поэтому преобладающее большинство населения Армении христиане. С 301 г. н.э. национальной церковью христиан является Армянская Апостольская церковь и это соединяет 95 процентов сообщества и считается членом Всемирного Совета Церквей. Первыми проповедниками христианства в Армении были Варфоломей и Фаддей. Два апостола распространяли религию на каждом углу Армении.

Принятие христианства сыграло важную и существенную роль в культурной жизни армян. Это сохранило их выживание и сформировало национальную идентичность. Христианская вера настолько развила армянскую культуру, что она демонстрирует ее в любом уголке страны. Символом христианства являются «хачкары» (резьба по кресту), которые можно увидеть в любой части страны.

Меньшинство населения составляют лидеры езидизма и ислама, которые составляют 5 процентов армянского народа. Конституция Армении предназначена для свободы религии, и армянскому народу разрешено руководить религией, которой они поклоняются.

Язык армян

Одной из отличительных характеристик армянской идентичности является язык. Армянский язык относится к семейству индоевропейских языков. Он имеет некоторое сходство со славянским и индо-иранским языками. Сама Армения считается одной из древнейших стран мира. И ее язык также имеет древнюю историю, принадлежащую к восточной группе индоевропейского ранга.

Армянский алфавит создан благодаря великому армянскому учителю Месропу Маштоцу. Он создал армянское сокровище с 36 буквами. Позже были добавлены еще три буквы. Создавая армянский алфавит, Месроп Маштоц сохранил выживание армян и сохранил их национальную самобытность. Есть несколько особых причин, по которым армянский язык создан.

Одной из основных целей было перевести Библию на армянский язык, чтобы местные жители могли прочитать священную книгу. Самым первым армянским предложением, написанным святым Месропом Маштоцем-«Ճանաչել զիմաստութիւն եւ զխրատ, իմանալ զբանս հանճարո». Переводится как «Знать мудрость и наставление, воспринимать слова понимания». И произносится как «Чаначел зимастутюн и зхрат, иманал збанс ханчарой».

Армянский язык приятен на слух, но имеет очень сложную грамматику. Хотя некоторые слова имеют сходство с другими языками кавказского региона, сам армянский язык считается одним из уникальных и неповторимых языков во всем мире.

Великий английский писатель Джордж Байрон сказал: “Я научился армянскому языку, чтобы понять язык ангелов”.

Внешний вид армян

Знаете ли Вы, что армянки считаются одними из самых красивых в мире. Когда мы говорим о внешнем виде армян, первой типичной чертой, которую мы замечаем, их поразительные и красивые глаза. Иностранцы замечают, что в глазах армянского народа есть таинственная красота. Не заметить неописуемую грусть в армянских глазах, невозможно. Может быть, причина этой странной грусти — их длительная борьба за свою страну и за выживание? Кто не знает, что у армянского народа была тяжелая судьба?

Доминирующий цвет армянских глаз — темно-коричневый, что подчеркивает их национальную уникальность. Но говорят, что у коренных армян были глаза голубого цвета.

Не зря многие армянские песни посвящены уникальным и красивым глазам армянских девушек. Самый известный из них — «Հայի աչքեր, սիրու՛ն աչքեր» — глаза армян, прекрасные глаза.

Широкий лоб — еще одна красивая особенность армянской внешности и признак интеллекта и упорного сопротивления на протяжении многих веков за судьбу.

Еще одна немного забавная, но значимая особенность — нос. Есть много известных пословиц и шуток о типичном армянском большом носе. Армянский народ, особенно мужчины, имеют заметный и выдающийся нос. Иногда их сравнивают с огромными армянскими горами. Цвет кожи армян скорее смуглый. 

А что касается роста: средний рост армянских мужчин составляет 175 см, а у женщин 155 см. 

Женщины имеют поразительные черты, которые подчеркивают их уникальную армянскую красоту. Их красивое и роскошное тело — самая яркая черта внешности. Губы армянских женщин похожи на лепестки роз. Есть много типичных примеров в армянской поэзии о тонких губах и глазах армянских женщин.

Характер армян

Если вы планируете поездку в Армению, вас ждет дружеская и теплая атмосфера. Вообще, кавказцы славятся своим гостеприимством. Но армяне — самые яркие и выдающиеся люди, когда речь идет о этом.

Мы любим принимать гостей, особенно иностранных. Если вы гость в армянской семье, то вам действительно повезло. Мы сделаем все возможное, чтобы вы почувствовали себя как дома. Если армянин поймал иностранного гостя, он рассказывает забавные истории, показывает семейные альбомы. Невозможно покинуть армянский дом без дегустации знаменитого армянского черного кофе и традиционных десертов.

Армянский народ отличается от других национальностей своим мышлением. Старое поколение имеет очень традиционный, а иногда раздражающий для молодежи способ мышления. Например, если девушка не выходит замуж до 25 лет, ее родственники начинают спрашивать «почему вы еще не замужем»? Образ мышления нового поколения достаточно современный. В последнее время многие армянские девушки предпочитают строить свою карьеру, а затем начинают думать о браке.

Армяне всегда характеризуются как добрые люди, которые уважают друг друга, мягко относятся к детям и имеют сильные национальные ценности. Люди из регионов — самые милые и самые гостеприимные, которые всегда готовы к теплым приемам.

Интересные обычаи

Армения относится к числу стран, имеющий богатые традиционные обычаи. Некоторые из них региональные; другие смешные. Но есть некоторые общеизвестные национальные обычаи, которые интересны каждому путешественнику.

Это широко распространенный обычай, когда другим родственникам не разрешается видеть новорожденных в течение первых 40 дней. Это историческая традиция, пришедшая из очень древних времен, хотя почти все армянские семьи следуют ему. Есть разные объяснения этому.

Говорят, что таким образом защищают ребенка от глаз, ибо его не сглазили. По другой версии, мама должна остаться дома и очищаться после родов. Так объясняет церковь.

Есть родители, которые так поступают, чтобы ребенок не прицепил болезни, поскольку у него слабый иммунитет.  

Как уже упоминалось выше, национальная церковь армян-христиан является армянская апостольская церковь. И церковь приняла некоторые местные и традиционные праздники и обычаи.

Одна из очень интересных и немного захватывающих традиций — когда молодожены прыгают через огонь. Традиция называется Трндез. Говорят, во время праздника пара освобождается от зла ​​и страданий. Как мы видим, армянский народ известен своими суевериями. У нас также есть романтический обычай, который приходит с очень древних времен.

Праздник называется День Святого Саркиса. Можно сказать, что это аналог праздника святого Валентина, но у нас интереснее. В этот день по-старому обычаю мама или бабушка семьи готовят очень соленые печенья. Незамужняя девушка ест печенье перед сном. Говорят, что ночью она видит сон, где молодой парень дает ей попить воду. Именно он и будущий муж девушки. Это может быть незнакомец или кто-то, кого она знает, но если он приносит воду, то это судьба.

Кстати, есть девушки, которые подтвердили правдивость обычаи. Совпадение это или нет, только Бог знает.

Вот так вот, такие интересные люди мы-армяне.

Источник: https://armeniadiscovery.com/ru/articles/armenian-people

Армянская Церковь — история, обычаи, отличия от Православия | Православиум

Какой бог у армян

Рубрика: Основы веры

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь.

Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам.

Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую.

Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы.

А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной.

В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями.

Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Армянская Церковь и Православие

Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших  одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная. 

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также  характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

Святой Никита Стифат писал:

“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Лии

При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси  всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

Источник: https://pravoslavium.ru/armyanskaya-cerkov-istoriya-obychai-otlichiya-ot-pravoslaviya/

Армянские мужские имена

Какой бог у армян
09 Mar 2017 — 16:27

Армянские имена обычно делят на 5 категорий:

титулованные,по родителям,по географии,по роду занятий или

по отличительному признаку человека.

Армянские имена и фамилии, в силу влияния армянских диаспор разных стран, необычайно разнообразны. У армян можно встретить не только исконно армянские, но также персидские, арабские, тюркские, славянские, ветхозаветные, восточно-христианские, западно-христианские имена и др. 

Ա — А

Абгар (Աբգար) — по некоторым данным, «Абгар» является названием титула целого ряда властителей Эдесского царства. Распространение имени в армянском народе связано с Абгаром V Уккамой, получившим известность благодаря апокрифической переписке с Иисусом Христом. Согласно Моисею Хоренскому, Абгар Уккама происходил из армянского рода и положил начало христианизации Армении.

Аваг, Авак (Ավագ) — старший

Аветис, Авет, Аветик (Ավետիս,Ավետ,Ավետիք) — благая весть

Авик (Ավիկ) —  сокр. от Аветис, Авет, Аветик

Агаджан (Աղաջան) — восходит к персидскому мужскому имени Агаджан. Оно, в свою очередь, образовалось от двух слов: Ага и Джан. Первое из них переводится на русский язык как «господин», а второе — «душа».

Агаси (Աղասի) — непоколебимая гора

Агван (Աղվան) — происходит от армянского слова ахавни (աղավնի), что в переводе означает голубь

Азат (Ազատ) — свободный

Азнавур (Ազնավուր) — от армянского слова»азн», означает «видный человек», «большой олень»

Айваз (Այվազ) — от армянского названия травы Symphytum orientale — окопник հայվազ (Քարխոտ)

Аксель (Ակսել) — «отец мира»

Амасия (Ամասիա) — в честь цветка Амаспюр

Анания (Անանիա) — милость Господня

Анастас (Անաստաս)  — Анастасий, от греческого «воскресение»

Андраник (Անդրանիկ) — от армянского «большой, старший»

Апавен Ապավեն — опора

Аперик (Ապերիկ) —  братик

Апрес (Ապրես) — молодец

Ара, Араик (Արա, Արայիկ) — имя древнего армянского бога

Араван (Արավան) — город бога Ара

Араз (Արազ) — одно из названий реки Аракс

Аракел (Առաքել) — апостол

Арам (Արամ) — благородный

Арамаис (Արամայիս) — имя внука Айка Наапета (Патриарх)

Арарат (Արարատ) — от имени армянского верховного бога Ара, гора на Армянском нагорье

Аратун (Արատուն) —  от имени армянского верховного бога Ара и տուն — дом

Аргам (Արգամ) — достойный, имя одного из старцев рода Мурацан

Аргишти (Արգիշտի) — имя армянского царя Аргишти Великого (778-750 гг.до н. э.) Араратского царства

Арег (Արեգ) — имя самого древнего армянского бога

Арен (Արեն) — Божественный (Ар — главный протоармянский бог)

Арес (Արես) — имя бога войны у греков

Аревшат (Արևշատ) — солнечный

Арзуман (Արզուման) — от пехлевийского arzumand — «непобедимый»

Арик (Արիկ) —  маленький Ара

Арис (Արիս) — от греческого Arostakes — двойной подарок

Арман (Արման) ‎— мечта

Армен (Արմեն) — связано с именем армянского верховного бога Ար — Ар

Арменак (Արմենակ) — армянский мужчина

Арнак (Առնակ) — от арм. կորովի, мужественный

Арсен (Արսեն) — от др.-греч. ἀρσενικός — мужской

Артавазд (Արտավազդ) —  от армянского Արտավազ» (луговая лоза) или от пехлевийского Artavazd — местная справедливость. Используется с 4-ого века

Артаван (Արտավան) — от армянского «посёлок в поле»

Артак, Артаксий (Արտակ) — от пехлевийского artak «быстроходный»

Арташес, Арташ (Արտաշես,Արտաշ) — от армянского «сделанный богом Ар» или от др.-перс. Artasas — «светлый»

Артём (Արտեմ, Արտյոմ) — от греч. Ἀρτεμής — невредимый

Артин (Արթին) — от арм.ՀԱՐՈՒԹՅՈՒՆ-воскресенье

Артур (Արթուր) — имя кельтское и переводится как «медведь» или божественный меч

Арушан (Առուշան) — от перс. Rusan — светлый

Арцрун (Արծրուն) — Орлиная кровь

Аршавир (Արշավիր) — «военный поход»

Аршак (Արշակ) — медвежонок по пехлевийски

Аршалуйс (Արշալույս) — свет справедливости

Аршам (Արշամ) —  сосны бога Ар

Арпиар (Արփիար) — солнце армянского верховного бога Ар

Асатур (Ասատուր) — богом данный

Асканаз, Аскеназ (Ասքանազ) — от армянского «Сказание, речь рода»

Аспурак (Ասպուրակ) — дворянин

Аствацатур, Асцатур, Асватур (Ասվածատուր, Ասծատուր, Ասվատուր) — богом данный

Атанас, Атанес (Աթանաս, Աթանես) — от др. греч. Афанасиос / Ἀθανάσιος -бессмертный

Атом, Атовм (Ատոմ, Ատովմ) —  от др. армянского «божественный дух, род»

Ашот (Աշոտ) — надежда мира

Ашхарабек (Աշխարաբեկ) — от арм.Աշխարհ и բեկել (перевернуть мир)

Բ — Б

Бабкен (Բաբկեն) — от армянского Բաբ-фенхель и կեն-жизнь — фенхель жизни

Багдасар (Բաղդասար) — от Baltasar- блаженство чистоты

Баграт (Բագրատ) — по пехлев. «щедрость Бога»

 Бак, Бако (Բակ, Բակո) — от Баграт, по пехлев. «щедрость Бога»

Барекам (Բարեկամ) — родственник

 Барсег (Բարսեղ) — от греческого Василий

 Барунак (Բարունակ) — от арм.«պտղատու ճյուղ» — плодоносящая ветка

 Бюзанд (Բուզանդ)  — византиец

 Գ — Г

Гагик (Գագիկ) — небесный

Галуст (Գալուստ) — пришествие, явление

Гарегин (Գարեգին) —  драгоценность

Гарник (Գառնիկ) — Ягнёнок

Гарун (Գարուն) — весна

Геворг (Գևորգ) — от греч.земледелец

Гегам (Գեղամ) — от армянского Գեղմ- «руно»

Гегард (Գեղարդ) — копье

Гнел (Գնել) — от древнеармянского «виночерпий»

Гор (Գոռ) — гордый, высокий

Григор, Григорис (Գրիգոր) —  др.-греч. γρηγορέω («грегорео») — «бодрствую»

Гурген (Գուրգեն) — от пехл.Gurgen-волчонок

Դ — Д 

Давид (Դավիթ) — «любимый», «любимец»

Даниел (Դանիէլ) — с иврита «Бог — мой судья»

Дереник (Դերենիկ) — церковный ученик

Ե — Е

Еган (Եգան) — высокорожденный, потомок благородного рода

Езник (Եզնիկ) —  бычок, имена больших людей

Егвард (Եղվարդ) — обитель, здание, дом

Ерванд (Երվանդ) — великий, могучий, герой

Զ — З

Завен (Զավեն) —  перс. помогающий

Зарзанд (Զարզանդ) — страх, ужас

Затик (Զատիկ) —  пасха, божья коровка

Закар (Զաքար)— помнящий Господа

Зоравар (Զորավար) — полководец

Зорайр (Զորայր) — могучий мужчина

Է — Э

Эдвард, Эдуард (Էդվարդ, Էդուարդ) — с англосаксонского «страж богатства, достатка, счастья»

Эмиль (Էմիլ)  — nрудолюбивый, усердный, работящий, труженик. 

Источник: http://all-armenia.com/stati/raznoe/armyanskie-muzhskie-imena.html

Армяне и их привычки, которые делают нацию неповторимой

Во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего — в России, Франции и США. В частности, во многие страны армяне перебрались после Геноцида армян в Османской империи.

Армянский язык

Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении. 

Вторая разновидность армянского языка распространена среди армянской диаспоры, которая появилась после Геноцида. Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте.

Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Сюникской области и Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают.

Армянский юмор

Если вы общаетесь с армянами, то, несомненно, успели заметить, что этим людям присуще яркое чувство юмора. Они могут поднять вам настроение за несколько минут, рассказать огромное количество забавных историй, анекдотов, и сделать так, чтобы вы ходили с приподнятым настроением ближайшие несколько дней.

Невозможно не отметить тот факт, что в мире очень много известных армян-юмористов. В частности, известные всем Евгений Петросян, Гарик Мартиросян и Михаил Галустян. На самом деле, несмотря на свой веселый нрав и задор, армяне являются очень серьезными людьми, особенно если речь идет о людях старшего поколения, на долю которых выпало немало трудностей.

Sputnik / Рамиль Ситдиков

Шоумен Михаил Галустян

Бывают и вечно недовольные армяне. Обычно, это те люди, которые никак не найдут свое место в жизни. Больше всех, на мой взгляд, недовольны армянские таксисты и водители общественного транспорта. Оно и ясно — стиль вождения в Ереване и в других городах Армении отличается особым темпераментом.

Армянское гостеприимство

Если вы близкий армянину человек, то, скорее всего, он ради вас готов на многое, а может быть и на все. Наверно, только армяне умеют отдавать близкому человеку все без остатка, окружить его заботой, вниманием и лаской. 

Источник: https://sputnik.by/columnists/20151025/1018042195.html

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько религий в Казахстане

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Какая религия в Армении? Официальная религия: Армения

Христианский мир секуляризирован настолько, что европейские народы, некогда бывшие оплотом евангельских ценностей, называют постхристианской цивилизацией. Светскость общества позволяет воплощать самые фантасмагорические стремления.

Новые нравственные ценности европейцев вступают в противоречие с тем, что проповедует религия. Армения является одним из немногих примеров верности тысячелетним этнокультурным традициям.

В этом государстве на самом высоком законодательном уровне свидетельствуется о том, что многовековой духовный опыт народа является национальным достоянием.

Какая религия в Армении официальная

Более 95% трехмиллионного населения страны являются членами Армянской апостольской церкви. Эта христианская община — одна из древнейших в мире. Ортодоксальные теологи относят закавказское сообщество верующих к пяти другим, так называемым антихалкидонитским общинам. Устоявшееся богословское определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, какая религия в Армении.

Православные называют армян монофизитами – признающими во Христе одну физическую сущность, армянские богословы православных обвиняют в обратном. Эти догматические тонкости понятны только теологам. При ближайшем рассмотрении оказывается, что взаимные обвинения ошибочны. Официальное название сообщества верующих в Армении — «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь».

Первое христианское государство в мире

За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.

Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве римских легионов, возвращается на родину и вступает на престол. Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять религиозные обряды, повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.

Великий просветитель армянского народа

Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений. По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен. Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.

В Кесарии – главном городе Каппадокии — в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.

Столетия борьбы

Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.

Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры.

Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены.

После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.

Административное устройство Армянской апостольской церкви

До 451 года Армянская апостольская церковь представляла одну из поместных общин единой христианской Церкви. Однако вследствие неверной оценки постановлений четвертого Вселенского Собора возникло недоразумение. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Основная религия Армении исповедуется на пяти континентах более 9 миллионами верующих. Духовным главой является патриарх-каталикос, в титуле которого значится, что он является духовным вождем Нации как в самой Армении, так и армян в рассеянии по всему миру.

Резиденция армянского патриарха с 1441 года находится в монастыре Эчмиадзин. В юрисдикции Католикоса находятся епархии на территории всех стран СНГ, а также в Европе, Иране, Египте, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании, викариатства в Индии и на Дальнем Востоке. Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в каноническом плане армянские патриархи в Стамбуле (Константинополе), Иерусалиме и Великий Дом Киликии (современный г. Козан в Турции).

Особенности Армянской церкви

Армянская церковь является практически моноэтническим религиозным сообществом: подавляющее большинство верующих армяне. К этой конфессии принадлежит малочисленная община удин на севере Азербайджана и несколько тысяч азербайджанских татов. Для ассимилированных армянами цыган боша, кочующих в Закавказье и Сирии, это тоже родная религия. Армения сохраняет григорианское летоисчисление церковного календаря.

Литургические особенности следующие:

  • Хлеб для причащения используется, как в католической традиции, опресночный, а вино не растворяется водой.
  • Литургия служится исключительно по воскресным дням и по особым обстоятельствам.
  • Таинство соборования совершается только над священнослужителями, причём тотчас после смерти.

Богослужения в армянских храмах совершаются на древнем языке грабар, проповедь священник произносит на современном армянском языке. Крестятся армяне слева направо. Священнослужителем может стать только сын священника.

Церковь и государство

В соответствии с Конституцией, Армения является светским государством. Конкретного законодательного акта, определяющего, что христианство — это государственная религия Армении, нет.

Однако духовно-нравственная жизнь общества не мыслится без участия Церкви. Так, президент Армении Серж Саргсян считает жизненно важными взаимодействие государства и церкви.

В своих выступлениях он заявляет о необходимости сохранения отношений между светской и духовной властью как на современном историческом этапе, так и в будущем.

Армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу деятельности других религиозных конфессий, тем самым показывая, какая религия в Армении является доминирующей. Принятый еще в 1991 году Закон Республики Армения «О свободе совести» регламентирует положение Апостольской церкви как общенационального религиозного объединения.

Другие религии

Духовный облик общества формирует не только ортодоксальная религия. Армения является родным домом для 36 приходов общины Армянской католической церкви, которых именуют «франками». Франки появились в XII веке вместе с крестоносцами. Под воздействием проповеди иезуитов небольшая община армян признала юрисдикцию Ватикана. Со временем, поддерживаемые миссионерами Ордена, они объединились в Армянскую католическую церковь. Резиденция патриарха находится в Бейруте.

Проживающие в Армении немногочисленные общины курдов, азербайджанцев и персов исповедуют ислам. В самом Ереване в 1766 была построена знаменитая Голубая мечеть.

Источник: https://FB.ru/article/170027/kakaya-religiya-v-armenii-ofitsialnaya-religiya-armeniya

10 символов, по которым можно узнать Армению

10 символов, по которым можно узнать Армению

с разрешения проекта 100 LIVES.

Как выглядит армянский хачкар, что означают цвета армянского флага, почему армяне любят гранаты и кто может читать хазы – рассказываем о 10 визуальных образах, которые наиболее часто ассоциируются с Арменией.

Встречающийся повсеместно – от резьбы на древних церквях до современных эмблем и логотипов компаний – армянский знак вечности – один из значимых символов в культуре Армении. Считается, что он также обозначает солнце.

Вероятно, самый яркий из всех существующих армянских символов, сыгравший главную роль в формировании идентичности армянского народа. Согласно преданию, 36 букв армянского алфавита были дарованы Месропу Маштоцу самим Богом. Эти буквы используются с V века нашей эры практически без изменений. 

Когда большинство людей думают о знаках, отображающих музыку на письме, они представляют нотную бумагу с прочерченными линиями и музыкальными ключами. Однако у армян была собственная система нотной записи под названием «хазы», которая со временем стала настолько сложной, что люди забыли, как правильно ее читать. Позднее систему хаз упростили и вернули к жизни и до сих пор преподают в Армении в качестве одного из типов нотной записи.

Армянские каменные кресты, вырезанные из туфа, отличаются изысканностью кружевных орнаментов. Исторически эти хачкары – а именно так они называются по-армянски – украшали могилы на кладбищах, но также использовались (и используются) для декорирования религиозных и культурных объектов.  

Хотя шестиконечная звезда обычно ассоциируется с иудаизмом, она часто встречается в старинной армянской резьбе на хачкарах и церковных барельефах. В центре такой звезды находится колесо вечности. 

За время своего существования армянский флаг претерпел множество изменений. Существует теория, что флаг Республики Армения был разработан священником Гевондом Алишаном, который создал его прототип в XIX веке. Современный флаг – прямой преемник флага Первой Республики 1918–1921 годов. Три цвета – красный, синий и оранжевый – согласно Конституции Армении, означают следующее: 

«Красный цвет символизирует Армянское нагорье, постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость Армении. Синий цвет – стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый – созидательный талант и трудолюбие армянского народа».

Как же красив его яркий цвет, геометрический узор и загадочные символы! Этот традиционный вид искусства распространился по всему Армянскому нагорью, и хотя у всех армянских ковров есть стилистическое сходство, жители сел в разных районах страны создавали рисунки, характерные для каждого отдельного региона. Особенно славятся армянские ковры из Арцаха. 

Гора Арарат, изображения которой встречаются повсюду – от герба Армении до маек сборной страны по футболу, – один из самых узнаваемых символов армянской культуры. Это фундамент, на котором выросла армянская нация, место, куда, согласно Библии, причалил Ноев ковчег. Двойная вершина горы Арарат – неотъемлемая часть всего армянского. 

9. ГРАНАТ

Символ плодородия, процветания и удачи, обладающий неповторимым вкусом гранат используется в качестве знака армянской культуры повсеместно – от поделок до произведений искусства. Известный режиссер Сергей Параджанов даже назвал свой фильм об армянском поэте Саят-Нове «Цвет граната».

10. ГЕРБ

Орел и лев фигурировали на стандартах армянских династий на протяжении нескольких тысячелетий. В центре изображения – щит с гербами четырех армянских династий и горой Арарат посередине, внизу находятся еще пять элементов: меч, разорванная цепь, пшеничные колосья, лента и перья. Они обозначают силу, независимость, трудолюбие, интеллект и культурное наследие армянского народа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Бог войны

 

Источник: https://justdilijanit.org/bannerclick/2

Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом.

Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением.

С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

  1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
  2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
  3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
  4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
  5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
  6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
  7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
  8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
  9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
  10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.

Взаимоотношения церквей

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1178349968256928285/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-otlichie-ot-pravoslavnoj-osnovnye-aspekty/

Какую религию в основном исповедуют армяне

Армения – небольшая страна, с численностью населения около трех миллионов. Расположена в Закавказье. Республика Армения основана в IV-II веках до нашей эры, она богата своими традициями, историей, культурой и религиозными воззрениями.
Религия Армении очень разнообразна. Она включает в себя христианство, ислам, езидизм и френги. Большинство жителей Армении верующие люди. Считается, что самой распространенной религией является христианство.

Христианство в Армении

Около 94% всего населения проповедуют христианство и относятся к Армянской Апостольской Церкви. Эта церковь является одной из древнейших в мире. Мало кто знает, что Армения – это первое христианское государство в мире: в 301 году вера в Царя Небесного и сына его Христа стала государственной религией страны. Первыми проповедниками здесь считаются Варфоломей и Фаддей.

В 404 году был создан армянский алфавит, и в этом же году Библия была переведена на армянский язык, а в 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на дальнейшую историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Католицизм в Армении

Но христианство не единственная религия, приверженцы которой проживают в Армении. Существуют общины Армянской католической церкви (всего насчитывается около 36 приходов), которые называются «франками». Франки (или френги) проживают в Северной Армении. Первоначально они появилось вместе с крестоносцами, но позднее, в 16-19 веках, франками стали называть армян-католиков. Армяне-франки делятся на три группы:

— гбо-франки, — хас-франки, — мшеци-франки. Разделение католиков связано не с особенностями религиозных воззрений, оно связано с местом жительства приверженцев данной веры.

Ислам в Армении

Есть и последователи ислама, проживающие в Армении, хотя нужно отметить, что в основном эту религию исповедуют курды, азербайджанцы и персы. В столице – Ереване – расположена знаменитая Голубая мечеть. Она была построена в 1766 году и в начале 20 века была одной из семи действующих мечетей столицы. Это красивейшее сооружение носит не только религиозный характер. Это еще и символ межконфессиональной дружбы.

Иные религии

Есть также армяне-евангелисты, которые вышли из Апостольской церкви, так как считали, что ее учения и традиции не соответствовали Библии. Среди армян также распространено псевдопротестантское сектантство, хемшилами и суннизм ханафитского толка. Некоторые армяне отрицают Бога и входят в общество атеистов.

Несмотря на все разнообразие религии, стоит учесть тот факт, что Бог во всех верах и учениях один, хоть и имеет различные названия и имена.

Христианство охватило большую часть жителей Земли, не оставив в стороне Армению. Именно христианство сыграло важную роль в судьбе республики, когда она потеряла независимость. Фактически христианской церкви пришлось взять на себя часть государственной власти, что позволило ей сохранить этнос и уникальную культуру государства.

Войти на сайт

или

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-840263-kakuyu-religiyu-v-osnovnom-ispoveduyut-armyane

Религия армян

История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.

Принятие христианства Арменией в 301 году

Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.

Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви

Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.

Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны.  Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Католикос — епископ в ААЦ

Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.

В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.

Традиции и обряды ААЦ.

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

Передовой пост

Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу.  Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.

Причащение

Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.

Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.

Крестное знамение

Совершается тремя пальцами слева направо.

Чем Григорианская церковь отличается от православной

Монофизитство — признание единой природы Бога

Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.

Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри

  1. Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
  3. Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

Источник: https://hranitel.club/116-armyane-religiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
В каком году была написана Божественная комедия

Закрыть