Какая вера была у казахов до ислама

Кратко о мировых религиях. Ислам

Какая вера была у казахов до ислама

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Православие и ислам: диалог в колонии

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Столпы Ислама:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Православие и Ислам: возможности диалога

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/islam/

Религия в Казахстане: основные конфессии, история и статистика

Какая вера была у казахов до ислама

Республика Казахстан (РК) – большое государство Центральной Азии, которое интересно своей богатой историей, традициями, обрядами и вероисповеданием. Огромную территорию страны заселяет большое количество этносов, именно поэтому в Казахстане исповедуют различные религии. Тем более, что в государстве с 1991 года признана демократия, религии здесь существуют равноправно, если они не запрещены на уровне закона.

Процентный состав вероисповедания в Казахстане на 2019 год выглядит следующим образом: буддисты составляют 0.09% населения, христиане — около 20%, иудаисты — 0.03%, протестанты — 2%, католики — 1.3%, мусульмане — около 70%.

Ислам в Казахстане

Основной религией Казахстана, которую исповедует 70 % населения, является ислам. Процесс становления этой религии затянулся на столетия с VIII по X в. Ислам в Казахстане зародился после Таласской битвы в 751 году.

В этой битве была остановлена экспансия Таньской империи на западе. Победа тюрков Тюргешского каганата и Аббасидского халифата дала возможность утвердиться исламу среди местных жителей Семеречья и Сырдарья.

Сегодня ислам в Казахстане исповедуется тюркским, кавказским и таджикским народом.

Суннизм

Суннизм – это направление ислама, при котором верующие не признают никакую особенную духовную власть над собой любого человека. Власть принадлежит исключительно Великому Пророку, а его заповеди являются главным постулатом жизни верующего человека. Верховная власть передается в руки правителям-халифам, которые не пишут законодательство, а растолковывают религиозные тексты.

Ханафитский мазхаб

Суннизм охватывает четыре школы – мазхаба, самая большая из которых ханафитская. Ее основатель Абу Ханиф изложил методологию богословия. Своим ярким примером иллюстрировал верующим, как легко понять религиозные заповеди в обсуждениях, коллективных спорах и размышлениях. Главной задачей Ханифа было побуждение и вдохновение единомышленников к размышлениям и проведениям разнообразных исследований. Отличительными особенностями школы являются:

  • отрицание какого-либо единого религиозного лидера;
  • полная адаптация для использования в реальной жизни.

Насколько население исповедует ислам публично

Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, поэтому старается соблюдать и чтить традиции и обряды веры. Самым распространённым обрядом, который выполняют практически все казахские мусульмане, является обрезание. Также практически все они исполняют обряд погребения по-мусульмански. Сегодня на территории Казахстана действует около 2,5 тысяч мечетей, в то время как при СССР их было всего 63. Со времен распада Союза количество мусульман значительно выросло.

История казахского народа

Становление казахского народа началось еще в бронзовом веке и продолжалось на протяжении тысячелетия.

Происхождение

Зарождение казахского народа условно делят на 3 этапа:

  1. Заселение Центральной Азии кочевниками, которые активно занимались скотоводством. Большое влияние на кочевников оказывают андроновские и тюркские племена, переселение гуннов. Термин «казах», который означает «свободный», «вольный» и «независимы», появился на свет именно благодаря тюркскому языку.
  2. С VI века благодаря приходу арабов происходит активное распространение ислама. Позже в XI веке происходит объединение племен тюрков и появление Степи кипчаков.
  3. Соединение воедино всех тюркских племен и родов. В середине XV века первые казахские ханы Керей и Жанибек собрали возле себя около ста тысяч местных и увели их в Семиречье, позже их стали называть казахами.

Культура и традиции

Культура казахского народа самобытна, поэтому пестрит разнообразными традициями. Казахи уделяют огромное внимание убранством: одежде и жилищу. Национальная кухня отличается своим разнообразием, особенно мясные блюда. Казахи очень гостеприимные хозяева. Семья для казахов превыше всего, поэтому зачастую в их домах хранят любовь и уважение. С малку казахам прививают уважение к своим предкам, поэтому они досконально знают свое родовое дерево.

Шаманство

Небольшая прослойка казахского народа до сих пор верит в шаманство. К шаманам обращались за советом верховные правители кочевников. Простой народ искал у них спасения от разных болезней и злого рока.

Главной задачей шаманов является предотвращение опасных явлений. Шаманы с помощью транса способны нейтрализовать негативную энергию. Мусульманство практически вытеснило шаманов из общественной жизни казахов, но некоторые люди продолжают верить в их способности.

Особенно в критических ситуациях обращаются к ним за помощью.

Католицизм

В ХХ веке в результате Октябрьской революции в Казахстан переселили большое количество национальностей.

Несмотря на то, что в Советском Союзе не было место для религиозных людей, всячески приветствовался атеизм, изгнанники были преданы предкам и своему вероисповеданию, поэтому исповедовали свою веру – католицизм. В основном это были поляки и немцы.

Вера католиков была настолько сильна, что, несмотря на силу страха, они исправно посещали тайные службы и всяческими способами проповедовали.

 Протестантизм

Протестантизм в Казахстане зародился в момент присоединения его к Российской империи в XVIII веке. Большой поток чиновников, ремесленников и крестьян немцев и прибалтов, хлынувший на эти земли, представлял из себя протестантов: баптистов, лютеранов и меннонитов. Протестанская вера набрала своей силы после того, как казахстанская католическая и реформаторская церкви стали получать поддержку из Польши и Германии. На благотворительную помощь были открыты школы, костелы, храмы.

Иудаизм

Во времена правления императора Николая I большое количество молодых евреев было направлено на обязательную воинскую службу в отдаленные части Российской империи, например Казахстан.

В 1870 году на территории Казахстана начала действовать первая еврейская община, в которую входили солдаты и их предки в количестве чуть меньше 100 человек. Только через время они смогли открыть первую синагогу и официально зарегистрировать еврейское молитвенное общество.

Сейчас действует движение Хабал Любавич, иудаизм исповедуют немного боле 5 тысяч евреев.

Источник: https://pensii-lgoty.ru/strany/religiya-v-kazahstane-osnovnye-konfessii

В кого до принятия ислама верили древние тюрки

Какая вера была у казахов до ислама

Вы здесь: » Загадки » В кого до принятия ислама верили древние тюрки

Подавляющее большинство потомков тюркских народов сейчас исповедуют ислам. Но как было раньше? В кого верили и кого боялись предки турок, татар, киргизов, казахов, азербайджанцев и узбеков?

Между небом и землей

Для того чтобы понять веру древних тюрков, стоит повнимательнее рассмотреть ареал их расселения. Первые археологические находки останков этого этноса были найдены в Средней Азии – крае бесконечных степей и ясного, сверкающего голубого неба. Именно от «настроения» небес зависела жизнь кочевого племени. Солнце согревало, дожди давали влагу, а молнии нередко становились причиной пожаров.

Поэтому главным божеством стало именно небо – Тенгри, отец-покровитель, мужское начало, создатель всего сущего. Считалось, что божество живет на одном из пиков Тянь-Шаня, высшей точке современного Казахстана. Эта пирамидальная вершина так и называется – Хан-Тенгри, Повелитель неба.О сроках возникновения этой религии споры идут до сих пор.

Многие ученые полагают, что мифология древних тюрков была частично позаимствована ими у соседних этносов и существовала уже в III тысячелетии до нашей эры. В качестве главного довода в пользу этой версии приводятся имена богов, фигурирующих в религиях соседних народов: если у тюрков был Тенгри, то, например, у гуннов — Тангрихан, у лидийских греков – Таргиенос (так иногда называли Зевса), у скифов и славян — Таргитай.

Аналог божества Тенгри — Тангра — имелся и у древних булгар, но его имя имело несколько иное значение – не небо, а гром как воплощение божественного наказания за прегрешения.Однако есть и другая точка зрения, что тенгрианство создано тюрками самостоятельно. Такой вывод ученые делают на основании письменных источников (иссыкское письмо), впервые описавших это религиозное течение в IV веке нашей эры.Тенгри у тюркских племен не имел человеческого облика.

Он был всем – небом, воздухом, звездами, представлял собой всеобъемлющий дух, существовавший всегда. К примеру, Тенир – киргизское слово, семантически близкое к имени верховного бога, переводится как «бесконечность».Несмотря на наличие других, низших божеств, тенгриантство считается первой и самой древней монотеистической религией.

В принципе, тюркские боги характеризуются добрым отношением к человеку, они призваны защищать людей, лишь изредка карая их за прегрешения.

Умай — мать-природа

Если Тенгри олицетворял небо, космос, воздух, то Умай была богиней земной. заботившейся о том, чтобы трава росла густой, животные не погибали от болезней, а у людей рождались здоровые и сильные дети.

Именно Умай стала воплощением женского начала, отвечала за плодородие во всех его смыслах.В ее честь в домах (юртах) тюрков подвешивали красивую куколку из синей ткани. Тотем должен был охранять детей от нападения злых духов.

Словом «умай» также называли душу маленького ребенка, который еще не начал ходить.

В отличие от Тенгри Умай имела человеческий образ – она в воображении людей представала в виде женщины с золотыми или серебряными волосами. Некоторые исследователи называют ее женой Тенгри, однако это в корне неверно. Она является лишь одним из его воплощений, частью множества образов, способов сделать человека счастливым и помочь ему найти свое место в жизни.

Загробный мир

По мнению тюрков, загробный мир отличается многогранностью. Он развернут зеркально к реальному, имеет видимые и невидимые части, и одна из его особенностей – иные запахи. Управляет подземным миром Эрлик, дух мертвых.

В его царство попадают после смерти те, кто совершил много дурного, так как владыка мертвых является олицетворением всех негативных человеческих качеств. Иногда он сам кует в своей кузнице злых духов, которые подстрекают человека совершать преступления. Когда же обряд похорон проводится по правилам, т.е.

тело человека сжигается на костре, его душа вместе с дымом костра воспаряет на небо и воссоединяется с Тенгри.

Традиции и ритуал

В тенгрианстве не уделяют так много внимания атрибутике, как в христианстве или мусульманстве. Храмом служит украшенная юрта с алтарем, вокруг которой располагаются 9 выпуклостей (чаще больших камней). Но молиться в этой юрте может только служитель культа. Все остальные возносят хвалу божествам под открытым небом, преимущественно на рассвете и закате.

Тенгрианство так же, как и ислам, разрешает многоженство, но позволяет женщине уйти от супруга, если тот плохо к ней относится, и не возвращать выплаченный ее родителям калым. Жене как хранительнице семейного очага предписано заниматься воспитанием детей. Девушки свободны в выборе мужа, могли отказывать непонравившемуся мужчине.

Значительное место в философии тенгрианства отводится воспитанию уважения к родителям, а также к предкам, которых уже нет среди живых.

Это практически единственная религия, которая даже на заре своего возникновения не противопоставлялась науке. Напротив, божество Тенгри поощряло стремление человека к знаниям, развитию, открытию новых земель.

Источник: https://suharewa.ru/v-kogo-do-prinyatiya-islama-verili-drevnie-tyurki/

Религия в Казахстане: взгляд в прошлое, реалии

Казахстан — страна с очень древней и интересной религиозной историей. Здесь пересекалось множество вероисповеданий, некоторые из них — очень древние. Религия в Казахстане имеет глубокое прошлое, и в него стоит заглянуть.

Доисламский период

Задолго до того, как в Казахстан пришел ислам, здесь было распространено тенгрианство. В этом веровании верховным богом считался Тенгри. Этим именем называли и другие божества, но данные о них почти не сохранились.

Суть этой веры заключалась в разделении мира на три пространства: небесное, земное и подземное. Природные явления, стихии имели свою интерпретацию. Эта религия в Казахстане имела и региональные особенности. Южные жители верили в святость пещер. В одну из них, например, женщины ходили лечить бесплодие. На Востоке страны святых назначали главами родственных групп.

В Казахстане до мусульманства также господствовало шаманство. Верховный шаман проводил ритуалы, связываясь с духами предков. Такие сеансы якобы помогали ему исцелять людей, находить потерявшийся скот и даже управлять природой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему город Вавилон считали символом города

Приход ислама

Мусульманство в течение не одного века проникало в Казахстан. Религия, охватив сначала Юг страны, уже в конце Х века широко распространилась в Семиречье и на побережьях Сырдарьи. Однако часть регионов исповедовала христианство (несторианство), пришедшее сюда в XII-XIII вв с найманами.

На какой-то период развитие ислама в Казахстане было приостановлено из-за завоевания территорий монголами. Тюркские и монгольские племена в то время придерживались традиционных вероисповеданий. Эта тенденция сохранилась при хане Берке в период Золотой Орды, дополнительно усилил ее хан Узбек. Мусульманам-суфитам приходилось уносить свою религию в степи. Но вскоре миссионеры удостоились расположения предводителей кочевников.

С каждым годом мусульманская религия в Казахстане укрепляла свои позиции. Появлялось множество мечетей, нередко строившихся за счет частных вложений. Глубокое внедрение законов шариата в быт казахов произошло в период правления султана Арын-Газы.

XIX столетие было отмечено влиянием степных татар, которые часто становились муллами и выполняли просветительскую функцию, способствовали развитию культуры и грамоты. Позже среди мусульман-казахов появляется модернистское направление — джадидизм, которое пропагандирует обучение светским наукам и образование в целом.

Современная ситуация

Итак, какая религия в Казахстане сегодня? В настоящее время эта Республика является поликонфиссиональной. Здесь существует более 3000 религиозных объединений. 40 конфессий представлены более чем 2500 культовыми сооружениями.

Основная религия в Казахстане — ислам суннитского направления. Насчитывается свыше 1600 мусульманских объединений, построено больше полутора тысяч мечетей. Число жителей страны, исповедующих ислам, достигает почти 9 миллионов, причем эта категория многонациональна.

Второе место по численности верующих занимает здесь православное христианство, его доля составляет почти 30%. Кроме того, в Казахстане проживает более 300 тысяч католиков с солидной инфраструктурой.

Но и это не все религии на территории Казахстана. Среди граждан есть немало протестантов, иудеев, буддистов и т.д. После обретения независимости здесь построен первый буддийский храм, возведено большое количество новых мечетей, церквей, костелов, молитвенных домов, синагог.

Известные религиозные сооружения

Великолепные здания различных религиозных направлений своей архитектурой украшают города республики, повышая ее туристическую привлекательность. Среди самых известных: 1. Дворец мира и согласия 2. Мечеть Нур-Астана 3. Синагога Бейт Рахель — Хаббад Любавич 4. Свято-Вознесенский кафедральный собор 5. Кафедральный собор Матери Божией Неустанной Помощи

Нур-Астана — самая большая мечеть в Центральной Азии, а Синагога Бейт Рахель — Хаббад Любавич, соответственно, — крупнейшая синагога этого региона.

Те, кто хоть раз бывал в этой экзотической стране, знают, насколько многонационален Казахстан. Религия и свобода ее выбора — одно из прав граждан, которое здесь эффективно реализуется. Толерантность и взаимоуважение в отношениях конфессий — лучший путь к гармоничному развитию общества.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43089-religija-v-kazahstane.html

Ислам в Казахстане

Казахстан, Республика Казахстан, государство в Центральной Азии. До 1991 Казахстан входил в состав СССР (с 1936 –Казахская Советская Социалистическая Республикя), с 16 декабря 1991 – независимое государство.

Религиозная жизнь.

В советский период вся религиозная деятельность находилась под жёстким контролем и систематически подавлялась. Однако казахи, чьи предки были обращены в Ислам в 9 в., сохранили свою приверженность этой религии. В январе 1990 года в Казахстане было учреждено Духовное управление мусульман.

Однако конфликты между верующими и опасение, что в стране распространится исламский фундаментализм, заставили государство ограничить сферу деятельности Ислама.

Помимо Ислама суннитского толка и православного Христианства, в республике существуют различные секты и течения (староверы, адвентисты, баптисты, лютеране, кришнаиты и др.).

История

На территорию Средней Азии и Казахстана Ислам начинает проникать во второй половине VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс установления Ислама на территории современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов.

Первоначально Ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье в конце Х века. Например, Ислам был уже в Империи Караханидов в конце X века. В настоящее время основная масса казахского населения считает себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере требования Ислама.

В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе и мусульман.

По мере расширения монгольского ханства распространение Ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но Ислам продолжал распространяться в последующие столетия.

Так Ислам принял хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312—1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства.

Огромный вклад в пропаганду Ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший в 1166 году в городе Туркестан.

Цивилизующее воздействие Ислама в средние века испытали многие регионы мира, в том числе и христианская Европа, Индия, Персия. В этом отношении не были исключением и тюркские земли. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.

Во многом это обусловлено всеохватностью, тотальностью, присущей именно Исламу. В эпоху средневековья «не было границ между Ираном, Афганистаном, Узбекистаном, Казахстаном. Все эти «страны», фетишизация государственных границ возникли позже. Казахстан представлял собой провинцию Ислама.

Связи со странами и народами Центральной Азии, Ближнего Востока были довольно интенсивными. Международная торговля, дипломатия, военные предприятия, практика хаджа, путешествия в поисках знаний служили факторами духовно-культурного единения Казахстана с другими частями исламкого мира.

Обращение в Ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

Однако позиции Ислама из года в год становились всё более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее Ислам в казахских степях.

С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счёл нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на Шариат.

Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г.

Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках.

Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов всё более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама.

Ислам сегодня.

На сегодня количество мусульманских религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5 тысяч мечетей. По данным Духовного управления мусульман, в республике насчитывается около 11 млн. мусульман, представляющих 24 национальности.

Основные направления деятельности мусульманских религиозных организаций страны: духовное воспитание, благотворительность, просветительство.

В республике функционируют около 20 медресе, к наиболее крупным относятся медресе в Алма-Ате, Атырау, Талгаре, Таразе, Джезказгане. В международных казахско-арабском и казахско-кувейтском университетах в Чимкенте есть факультеты «Арабский язык и религиоведение». Кадры специалистов-религиоведов готовит также Казахско-турецкий университет имени Х.Яссауи в Туркестане и Исламский институт в Алма-Ате.

В Казахстане выпускаются исламский журнал «Мир Ислама», газета, а так же духовная литература.

Каждый год увеличивается число казахстанских паломников, совершающих Хадж. В среднем свыше 500 граждан Казахстана выезжают в Саудовскую Аравию с этой целью.

Для казахов характерна терпимость к другим религиям.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, а также татары и башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа (среди них чеченцы, аварцы, ингуши относятся к шафиитскому мазхабу), азербайджанцы (последние у себя на родине в основном придерживаются шиизма), а также есть и русские, принявшие мусульманство, в основном суннитского толка.

Казахам всегда были чужды политизация Ислама, противостояние светской власти и религиозной элиты, нетерпимость к иноверцам, религиозный фанатизм.

За последнее десятилетие эти исторические предпосылки подкрепляются в республике взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая формирует устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму.

Отношения в религиозной сфере в Казахстане регулируются Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» 1992 года, который, по оценкам специалистов, в полной мере соответствует международным стандартам.

Очевидно, что за годы глубоких демократических реформ в Казахстане произошли значительные количественные и качественные изменения и в религиозной структуре страны. Достаточно сказать, что сейчас в Казахстане действуют 2192 религиозных объединений, представляющих 46 конфессий и деноминаций.

По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, в которые входят 95% верующих казахстанцев.

Наряду с традиционными конфессиями свою деятельность в республике осуществляют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и новообразований, 246 иностранных миссионеров.

Практически деятельность религиозных конфессий в стране — важный фактор, уникальный механизм сохранения и укрепления внутриполитической стабильности и гражданского мира.

Если вернуться к истории, то началом возрождения Ислама в Казахстане можно считать 1990 год. С этого времени началось возвращение верующим мечетей, их восстановление и строительство новых, открытие исламских духовных школ. В частности, в Алма-Ате в 1999 году открыта новая Центральная мечеть вместимостью свыше 3 тысяч человек.

Событием, получившим позитивный общественный резонанс и имевшим большое просветительское значение, стала организация общенациональным телеканалом «Казахстан-1» совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана в месяц Рамадан телепередачи, длившейся всю священную ночь.

Участие во всех благотворительных акциях органов власти; организация пожертвований, бесплатных обедов для малоимущих, детей и престарелых; раздача продуктовых и вещевых наборов; тысячи встреч и бесед по вопросам духовности и нравственности — это обычная практика мусульманских религиозных объединений.

Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодёжью и деятельности духовных учебных заведений.

Русские мусульмане Казахстана

Интерес к Исламу у представителей народов, которые веками исповедовали другие религии, появляется не только в России. Одним из центров русских мусульман на постсоветском пространстве сегодня является также Казахстан.

Русские мусульмане Казахстана – это очень открытые, позитивно настроенные к окружающим люди.

Русские мусульмане в Казахстане — это, помимо прочих, представители интеллигенции, бизнесмены, учёные.

Для XXI века вряд ли следует понимать религиозное возрождение как простое повторение и реставрацию традиционного средневекового Ислама (и даже джадидской версии) без духовных приращений и творческих переосмыслений. Вместе с тем именно исламское наследие имеет предпосылки стать интегрирующим фактором духовно-нравственного и социального возрождения Казахстана.

Литература:

Нуртазина Назира. Ислам в истории средневекового Казахстана.

Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы. 1998.

История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х т. T.1 Алматы. 1996. С. 58.

Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. Вып.1 М., 1991. С. 62.

Комаев В. С. Ислам в Казахстане: правда и вымыслы.

Источник: http://IslamDag.ru/vse-ob-islame/25012

История проникновения ислама в Казахстан

https://365info.kz/2017/06/altaj-region-gde-proizoshlo-geneticheskie-smeshenie-evropejtsev-i-aziatov/

Распространение ислама было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Тем не менее, в течение средневековья ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые и новые группы населения.

Период Золотой орды

Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира.

Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан).

Его стихи проповедовали величие бога и необходимость смирения.

Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества

Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

19-й век

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения.

В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин

Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.

Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.

Массовая депортация чеченцев и ингушей: история в фотографиях

С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.

Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу.

При всей примитивности обучения деятельность мулл приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла

Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.

XX-й век

В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма.

Одной из центральных задач модернистов был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка

Повсюду стали появляться новометодные школы — вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.

Между мечетью и подиумом: история алматинки в исламе

О распространении мусульманства в Степи писал выдающийся казахский ученый Шокан Валиханов, будучи сам свидетелем происходящих событий и изменений в духовной сфере в казахском обществе первой половины XIX века. В статье «О мусульманстве в Степи» он пишет:

Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора

«Россия в числе сыновей своих, — отмечал Шокан Валиханов, — имеет немало народностей иноверческих и инородческих, которые ведут образ жизни, диаметрально противоположный образу жизни коренного русского населения, имеют обычаи и нравы, диаметрально противоположные нравам и обычаям русских славянского племени.

Понятно, что преобразования, проектированные для христианского и оседлого русского населения, не принесут никакой пользы и будут бессмысленны, если будут всецело применены к кочевым и бродячим инородцам Европейской и Азиатской России».

Он рекомендует администрации и правительству «быть чрезвычайно внимательным и осторожным» при проведении реформ, затрагивающих судьбы миллионов людей».

Источник: https://365info.kz/2017/07/istoriya-proniknoveniya-islama-v-kazahstane

Какая вера и религия в Казахстане? :

Казахстан — член Евразийского экономического союза и стратегический партнер России является республикой, унитарным государством с президентской формой правления. Политические партии обязаны быть зарегистрированными, религиозные — запрещены.

Поэтому юридически государственной религии Казахстана не существует. Полная свобода вероисповедания, согласно Конституции. И государственные служащие любого ранга не могут публично призывать к любой религии, а оставаться исключительно светскими.

Но культурно и исторически сложилось, что основная религия в Казахстане — ислам, его исповедует 70 % населения.

Что такое ханафитский мазхаб?

Суннитский ислам включает в себя четыре школы — мазхаба. Одна из них, крупнейшая — ханафитская. Ее основал выдающийся мусульманский богослов Абу Ханифа. Один из современников-имамов отозвался о нем, как о самом грамотном халифе-толкователе. Абу Ханифа призывал к совершенному знанию арабского языка, как инструмента для лучшего постижения религиозных текстов. Он предложил методологию богословия, которая стала основой ханафитской школы, ее особенностями являются:

  1. Глубокая практическая значимость в ежедневной жизни.

  2. Она очень созвучна суннизму в целом, выражает главную его ценность — нет особенного и единственного, полновластного религиозного лидера. Абу Ханифа призывал и демонстрировал на своем примере, как можно постигать религиозные заповеди путем совета, обсуждения, обмена откровениями нескольких мужей, а после формировать коллективное мнение. Все это должно было побуждать размышлять, исследовать, стремиться к большему знанию.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем главное отличие православия от католицизма

Носят ли женщины в Казахстане покрывало?

В исламе женщины с подросткового возраста (во сколько лет это обязательно для девушки — определяет глава семьи, формально — время полового созревания) носят особую одежду. Надевают паранджу — женский длинный халат, покрывают голову хиджабом — платком, который оставляет открытым только лицо, некоторые используют никаб — ткань, скрывающая лицо, кроме глаз.

Последнее время в светских государствах вопрос ношения такой одежды стал остро политическим.

Верховный муфтий Казахстана на недавней пресс-конференции призвал решать вопрос ношения особой религиозной одежды на местах, лично договариваться родителям, например, со школой. Но проявлять уважение, в первую очередь, к порядкам и правилам организации, так как религия в Казахстане — явление многоконфессиональное.

Мечеть Хазрет Султан в Астане

В молодой, современной столице Казахстана Астане стоит одна из крупнейших во всей Азии мечетей — Хазрет Султан, открытая в 2012 году. Новый центр для дальнейшего развития мусульманской религии в Казахстане. Прекрасное, ослепительно белое здание с четырьмя минаретами по углам, восемью малыми и одним основным куполами, арочными окнами напоминает чудесным образом оказавшийся посреди современного мегаполиса дворец Шахерезады (интерьер на фото).

Расположена мечеть в самом центре Астаны. Выступая на ее открытии, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что место постройки — центральная площадь, на которой стоит и Дворец мира и согласия, это значимый символ. Он демонстрирует единение всех казахстанцев для строительства общества, в котором главными ценностями являются мир и добро. А также преемственность исторического и культурного наследия.

Источник: https://www.syl.ru/article/358678/kakaya-vera-i-religiya-v-kazahstane

Религия Казахстана

Республика Казахстан – уникальное государство с древней, богатой историей и интересными обычаями и традициями, которые казахстанцы сохраняют с любовью и уважением к своим предкам.

На огромной территории этой страны, привольно раскинувшейся в Центральной Азии, проживает более ста этносов, каждый из которых может исповедовать любую религию. Государство Казахстан о в 1991 году объявило себя независимым, демократическим и светским государством. Здесь бок о бок развиваются практически все религии мира, если они не объявлены вне законы и не наносят вреда здоровью психике людей.

Древняя религия

Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.

По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.

Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.

Например, добрый Зенги – ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.

Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.

Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.

С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.

Появление ислама на территории Казахстана

Впервые ислам появился на территории Центральной Азии в 7-8 веках во времена арабского завоевания. После Атлахской битвы в 751 году арабы остались в южных городах Семиречья и стали активно проповедовать свою религию.

Именно в это время появились первые мечети в Таразе, Суябе, Сайране и других богатых городах, которые являлись также центрами торговли на Великом Шелковом пути.

Но среди кочевого населения ислам не прижился, поскольку требовал точных выполнений своих догм: совершение намаза несколько раз в день, специальные омовения, соблюдения поста и т.д.

В 955 году верховный правитель государства Караханидов принял ислам и приказал то же сделать всем своим советникам, поскольку надеялся при помощи арабов укрепить свою власть и добиться закона о престолонаследии. После падения государства в 1211 году эти территории захватили найманы, исповедующие христианство,буддизм и шаманизм и  ислам вновь остался лишь в южных городах.

После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году предложил своим подданным выбор: или смерть, или ислам, то есть, можно сказать, что исламская религия вводилась силой, встречая всяческое сопротивление местного населения.

Очень долго после этого кочевники на словах проповедовали веру в Аллаха, но на деле все же являлись язычниками и шаманистами.

Хотя в южных и юго-восточных городах ислам оказал огромное влияние и на культуру, и на образование и на духовную жизнь общества.

Появление христианства

Появление христианства на землях Казахстана тесно связано с племенами согдийцев,  которые в 7-8 веках  по ВШП двигались со стороны Ирана и, конечно, несли свет своей культуры тюркским племенам. Во времена эпидемии чумы именно согдийцы убеждали тюрок и каракитаев принять их религию во избежание болезни и научили изображать на лбу черный крест, как символ веры.

С 1007 года после попыток захвата азиатских земель найманами сюда просочилось христианство несторианского толка, но оно было распространено только в Семиречье и Юго-Восточных регионах и практически только у знатных и богатых людей.

Католицизм в Казахстане

В ХХ веке после Октябрьского переворота Казахстан превратился в огромный концлагерь для инакомыслящих, диссидентов и людей, по мнению правительства, способных на измену. Поэтому сюда переселяли немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.

И хотя СССР являлся по Конституции светским и свободным государством, на деле государственной религией можно назвать атеизм, то есть полный отказ от любых религиозных убеждений.

Все же все эти люди, враз потерявшие и свой дом, и имущество, и даже все свои гражданские права, исправно исповедовали религии своих предков и старались всячески сохранить свою национальную культуру.

Так, поляки, насильственно переселенные в Казахстан в 1939 году и немцы, попавшие сюда в 1941 году, стали оплотом католической религии. Хотя, конечно, все службы проходили тайно, поскольку были запрещены,  вера в своего Бога жила и потребность в духовном утешении была сильнее страха наказания.

История протестантской религии

После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.

Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны,  скоро превратились в торговые города.

В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.

Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.

После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.

Проявления буддизма в Казахстане

Буддизм зародился в Индии и уже оттуда по ВШП проник в центральные районы Азии и далее в Европу. Именно поэтому центры буддизма и ламаизма появились в Семиречье и Туркестане.

Современными археологами обнаружены остатки буддистских храмов около городища Ак-Бешим, позже города Суяба, бывшего столицей четырех государств. До сих пор при раскопках по старым трассам ВШП находят индийские статуэтки, символизирующие Будду, медную посуду, предметы культа и т.д.

С 603 года в Западно-Тюрскском государстве буддизм стал государственной религией и оказал заметное влияние на духовную культуру тюрок, карлуков и огузов.

После появление ислама буддизм утратил свое влияние и сохранился лишь в некоторых самых отдаленных городах Туркестана.

Сегодня в Казахстане буддистов насчитывается около 15 000 человек.

Состояние религии в современном Казахстане

Республика Казахстан – светское государство, т.е. здесь нет ни одной государственной религии, и каждый может исповедовать те религиозные убеждения, которые получил от своих предков или к которым испытывает тяготение.

Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и только около 3% объявляют открыто о своем атеизме.

Поскольку за годы независимости ( с 1991 года)в Казахстан на историческую родину вернулось около 3 миллионов лиц коренной национальности, число мусульман заметно возросло. Сейчас основополагающей религией здесь является ислам суннитского  толка, число мусульман достигает 65-70%. Второй по количеству верующих является православное христианство (число верующих варьируется от 26 до 32%).

Государство активно проповедует политику толерантности и веротерпимости, в различных городах Казахстана были построены церкви и мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и на пожертвования частных лиц.

Кроме мировых религий, в Казахстане существует множество духовных организаций, представляющих  малоизвестные, экзотические религии мистического направления.

Казахстан по праву можно считать единственной страной в мире, где не было этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных конфессий и разных наций.

(2 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Источник: https://KazakhstanLife.ru/religiya-kazaxstana/

Какая религия у казахов. Религия в Казахстане: взгляд в прошлое, реалии — Водоснабжение

» Прочее »

Вопрос знатокам: какая религия у казахов?

С уважением, Наталья Титова

Лучшие ответы

Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка.

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в.

ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в.

Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология.

В некоторых районах с исламом успешно конкурировало христианство. Несторианство, например, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

Хан найманов Кучлук даже преследовал мусульман.

Распространение ислама было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Тем не менее, в течение средневековья ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые и новые группы населения.

Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства.

Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан). Его стихи проповедовали величие бога и необходимость смирения.

Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в.

мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.

Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов.

Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г.

Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.

Далее.. . heritagenet. unesco. kz/kz/content/duhov_culture/religia/religia_in_kz. htm (РЕЛИГИЯ В КАЗАХСТАНЕ)

мусульманская конечно!!!!

Ислам, и не слушайте хаммеров, только ислам.

Прежде чем судить о религии другого народа Хаммер стоило сначала изучить вопрос! а не писать ерунду! Казахи мусульмане без фанатизма не забывают веру предков в Тенгри

Как можно связывать национальную и религиозную принадлежность? «этнические мусульмане» — звучит нелепо. среди казахов так же много христиан, буддистов и просто безбожников. так же как и среди русских есть и мусульмане и иудеи.

-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка.

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в.

ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в.

Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология.

В некоторых районах с исламом успешно конкурировало христианство. Несторианство, например, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье. Хан найманов Кучлук даже преследовал мусульман. Подробности здесь magikk /religii/kazahi-musulmane/

здесь РЕЛИГИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Православных (первоначальных) христиан в Казахстане примерно столько же, сколько и мусульман.
Это подтверждает как статистика, так и количество храмов, равное количеству мечетей; так и количество обществ, связанных с опекой верующих.

Согласно опросу, к православным христианам отнесли себя 35,4 процента опрошенных, исламского вероисповедания придерживается 33,4 процента людей. Около 2,4 процента опрошенных отнесли себя к католикам. Около 20 процентов затруднились определить свои религиозные симпатии.

.newsru m/religy/25aug2002/religia

Не преобладает. Наиболее распространенными религиями в Казахстане являются ислам и православие. Также присутствуют иудаизм, католицизм, буддизм. 45% населения Казахстана составляют атеисты и агностики.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской) , 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской Акмолинской) , более 300 священнослужителей.

Казахстан — светское государство, в котором мирно уживаются представители всех конфессий, классическими из которых являются исторически обоснованно — ислам и русская православная церковь. Также имеют место протестантские церкви различного разлива, буддисты, иудеи.
Однако, официальной религией страны является ислам, алхамдулиЛлах

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает татуировка купола

Источник: https://tvoymebelb.ru/kakaya-religiya-u-kazaxov-religiya-v-kazaxstane-vzglyad-v-proshloe-realii.html

Ислам и другие религии в Узбекистане

Узбекистан – многонациональная страна, в которой проживают представители различных религий. Среди жителей встречаются верующие традиционных мусульманских течений, также и приверженцы религиозных меньшинств.

Одно время в стране процветало радикальное исламское движение Узбекистана, запрещенное на данный момент. Вероисповедание узбеков часто обусловлено местом их проживания и исторической обстановкой, повлиявшей на то, какая религия заняла господствующее положение.

Немногие, искренне верующие люди, делают выбор на основании своих убеждений и из желания угодить Богу.

Вероисповедание узбеков

Ислам в Узбекистане является основной религией в стране. При этом здесь распространены несколько течений. Мусульмане – сунниты по некоторым данным составляют более 90% населения. В Бухаре и Самарканде активно действуют общины шиитов. Суфизм также имеет сторонников среди местного населения. Исторические памятники различных направлений суфизма сохранились до наших дней и впечатляют великолепием. Например, мечеть Ходжи Ахрара, мавзолей Рухабад в Самарканде и прочие.

Почему узбеками принят ислам

До VIII века тюркские народы, населявшие территорию современного узбекского государства, придерживались зороастризма. Но с приходом арабских завоевателей в регионе силой насаждалась новая религия. И хотя местные жители поначалу пытались оказывать яростное сопротивление, вплоть до кровопролитных восстаний, правление различных мусульманских династий брало верх над взглядами народа.

Знаменитый узбек Тамерлан сам исповедовал мусульманство и активно выступал за принятие религии на завоеванных территориях. При правлении Тимура в Ташкенте, в Самарканде и других городах были построены одни из самых значительных культовых сооружений мусульман: мечети, мавзолеи, медресе и т.п.

Когда в 1994 году провели опрос, какую религию исповедуют узбеки, многие причислили себя к мусульманам. Так называемый светский ислам стал популярен с того времени. Его приверженцы формально называют себя мусульманами, но мало знакомы с историей, традициями и верованиями.

Исламское движение Узбекистана

На протяжении длительного периода в СССР насаждался атеизм, большинство религиозных течений находились под запретом и вели подпольную деятельность. После распада СССР и обретения политической независимости в Узбекистане, как и во всех республиках началось стремительное развитие религии. Признание обретали те направления, издавна господствовавшие в стране.

В начале 1990-х годов стали появляться многочисленные исламские группировки, становившиеся все более военизированными. В 1996 году было официально создано исламское движение Узбекистана, как оппозиция действующему правительству государства. Лидером стал Тахир Юлдашев, бывший участник войны в Афганистане.

Исламское движение Узбекистана считается движением исламистского характера. Т.е. в нем преобладает крайне радикальная трактовка учений ислама и стремление утвердить власть с помощью силы (джихада).

По сути ИДУ – террористическая организация, представляющая серьезную угрозу безопасности не только в Узбекистане, но и в Средней Азии. Например, организация участвовала в гражданских конфликтах в Таджикистане, Киргизии, Афганистане.

В 2002 году стала организатором теракта в Бишкеке, а в 2003 году – в городе Ош. В 2014 году лидеры ИДУ заявили о присоединении к Исламскому Государству.

Представители большинства мусульманских общин высказывали осуждение действиям ИДУ. Ведь они очерняют религию мусульман в глазах мирового сообщества. В Узбекистане деятельность исламского движения запрещена и преследуется законом.

История христианской религии в Узбекистане

В мусульманской стране Узбекистан религия православных и католиков занимает 7% от общего числа религиозных течений. Православие появилось здесь после 1871 года, когда территория была причислена к Российской империи. В это же время построен первый православный кафедральный собор в Ташкенте. В стране сооружено около 40 православных храмов, женский монастырь, духовная семинария.

Уже сто лет, как существует католический храм Иисуса Христа в столице. Но община католиков не так многочисленна.

Активно действуют различные христианские конфессии: Свидетели Иеговы, баптисты, адвентисты, протестанты и другие.

Прочие религии населения Узбекистана

В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.

Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия  – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников.

Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.

Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф.

Источник: https://centralasia.club/uzbekistan/islam-i-drugie-religii

«Неродная» религия: Почему казах выбрал для себя протестанство

Арман Аубакиров родился в обычной казахской семье, где исконно казахские традиции переплетались с мусульманскими и мало кто мог объяснить, где какая. Арман путешествовал по всему миру, знакомился с разными людьми, учился и в школьные годы мечтал о карьере на политическом поприще. Около 10 лет провел в бизнесе и корпоративной сфере. Сейчас он занимается фрилансом и планирует в скором времени стать пастором протестантской церкви в Алматы.

— Если Всевышнему будет угодно, то через два месяца я стану пастором небольшой баптистской церкви в Алматы, — говорит Арман.

— Если бы вы сказали мне об этом в школе или университете, я не просто бы не поверил — вообще бы не понял, что вы имеете в виду.

Я никогда не планировал быть христианином. Родился в 1987 году в Усть-Каменогорске, еще в тот переходный период при СССР, и вырос в номинально мусульманской семье.

В детстве и юношестве я никогда не придавал большого значения религии, различиям между христианством и исламом. В нашем дворе праздновали все праздники — и мусульманские, и христианские. В силу того, что я родился в казахской семье, по умолчанию считал себя мусульманином, но это мало в чем проявлялось в моей повседневной жизни.

На уроках биологии теорию эволюции нам преподавали как аксиому, но поверить, что я произошел от одноклеточных организмов, для меня было сложнее, чем в то, что существуют какие-то высшие силы. Более всего на интеллектуальном уровне меня удовлетворял агностицизм: возможно, есть некая высшая сила, но ей до меня нет никакого дела. А религия — в моем случае ислам — это часть культурного и исторического наследия, не более того.

Главное в жизни — быть успешным человеком и принести пользу миру, а начать со своего народа.

Я окончил школу с золотой медалью, поступил на факультет международных отношений, хотел связать свою жизнь с политикой. Стремление к успеху и дисциплину в учебе я совмещал с желанием максимально насладиться молодостью. Думаю, что большинство читателей так проводили свои студенческие годы.

На втором курсе я впервые познакомился с настоящим христианином (до этого все мои друзья, называвшие себя христианами, были такими же номинальными верующими, как и я). Мы занимались в одном тренажерном зале и постепенно подружились. До этого я считал, что христианами могут быть русские, украинцы, англичане, американцы, но никак не казахи.

Глядя на своих славянских друзей, я думал, что главное отличие христиан от мусульман — в том, что они носят крестик и едят свинину.

Познакомившись с настоящим христианином, я был поражен, насколько он отличался от всех моих друзей. Он был «адекватным», современным, образованным, и одновременно с этим очень непохожим на других. Он не только жал ногами больше четырехсот килограммов (приходилось собирать «блины» со всего зала) — от него постоянно исходила необъяснимая радость, которая никак не была сопряжена с вечеринками, сексом, алкоголем.

Мой друг был хорошо знаком с Библией и говорил мне, что не всегда был таким и что единственная причина чего-то хорошего в нем — это влияние Бога. Я захотел больше узнать о его вере, но не из его только уст, а из первоисточника, Библии, и попросил найти для меня экземпляр этой древней книги.

Исследование человеческой греховности

— Первым делом я прочитал Новый Завет. Сейчас мне сложно вспомнить, что именно я думал, но мое заключение было примерно следующим: Иисус — хороший учитель нравственности, он совершал благие вещи, но его учение безнадежно устарело и неприменимо в современном мире. «Как вообще можно подставить другую щеку, когда тебя бьют по первой?» — думал я. Только в фильмах, но не в реальной жизни.

Или взять мое представление о грехе

Я соглашался с тем, что грешен, но одновременно с этим говорил, что живут на Земле люди и гораздо хуже меня, поэтому у меня с Богом всё неплохо.

Однако Иисус на страницах Нового Завета говорил о совершенно ином понимании греха. Например, Он учил, что грех — это не только убийство (то, чего я никогда не делал), но и оскорбление ближнего (то, что я делал с завидным постоянством). Еще хуже мои дела обстояли с другими заповедями, связанными с прелюбодеянием, ложью, обманом и особенно — с поклонением одному лишь Богу.

Писание говорило, что я сотворен Богом для Его славы, а я хотел быть сам себе богом и жить для собственной славы. И хотя я готов был найти для себя всевозможные оправдания, но все же вполне осознавал, что у меня и у Бога абсолютно разные стандарты греха и святости.

По сравнению с некоторыми людьми я мог считать себя достаточно хорошим человеком, но в глазах Бога я был грешником, заслуживающим справедливого наказания.

Закончив Новый Завет, я перешел к Ветхому. Когда читал его, мне было сложно признать, что кто-то действительно верил, что рассказанные там истории были истиной.

Сотворение Вселенной, Вавилонская башня, Великий потоп, Давид и Голиаф Эти истории напоминали мне сказки, но, тем не менее, я продолжал читать. Прошло какое-то время, и я познакомился еще с несколькими ребятами-христианами.

По воскресеньям они ходили в небольшую протестантскую церковь, и иногда из интереса я начал ходить туда вместе с ними.

Протестантизм зародился в начале XVI века во время европейской Реформации. Основной постулат: абсолютный авторитет принадлежит Библии как Божьему откровению, а не Папе, Патриарху или человеческим традициям. Есть Священное Писание, согласно которому верующие и понимают, кто такой Бог, кто такой человек и что есть Божья воля.

Человек, согласно учению Библии, может спастись только по благодати (то есть только получив незаслуженный дар спасения) Бога через одну лишь веру в Иисуса Христа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 16), — в этом стихе суммируется суть Евангелия (от греч. εὐαγγέλιον — «благая весть»).

— Больше всего в церкви меня удивляли простота и радость людей, а также их неподдельная любовь друг ко другу. Мне очень хотелось найти какой-то подвох, но я никак не мог его обнаружить и продолжил свое исследование христианства. Следующее, к чему я приступил — изучение истории христианства.

Я читал материалы, написанные как светскими авторами, так и христианскими. Рассуждая логически, я отметил, что даже светские источники, такие как свидетельства римских историков, не отрицают существование Иисуса Христа как конкретной исторической личности, жившей в I веке в Римской империи.

Вопрос сводился к тому, могу ли я доверять написанному об Иисусе Христе на страницах Нового Завета, или же это выдумка, сфабрикованная последователями Христа?

А центральное утверждение, которое я подвергал сомнению — действительно ли Иисус Христос воскрес из мертвых? Именно от факта воскресения Иисуса зависело всё оставшееся учение Нового Завета.

Как историк я постепенно начал склоняться к тому, что, скорее всего, написанное в Новом Завете достойно доверия. На то было несколько причин:

1) Если истории выдуманы, то зачем ученики Христа выставляли себя в таком негативном свете, описывая то, как они предали своего учителя, когда тот был арестован и распят властями?

2) Если Иисус не воскрес из мертвых, то почему Его ученики, которые совсем недавно в страхе разбежались, так смело начали проповедовать о Его воскресении? И более того — поплатились за свою веру собственными жизнями? Постепенно, на уровне разума, я всё более убеждался в том, что Иисус был тем, кем Он себя называл — Божьим Сыном и Спасителем людей, отдавшим Свою жизнь за их грехи.

Вера и недоверие

— Я оказался на распутье: с одной стороны, я понимал, что если Иисус — действительно единственный путь к прощению грехов, то мне нужно раскаяться и поверить в Него. С другой стороны — что вера в Христа перевернет всю мою жизнь: я перестану быть своим собственным богом и начну жить для настоящего Бога. Я решил остановиться на компромиссном варианте: приду к Богу, но ближе к старости, пресытившись жизнью.

Оглядываясь назад, я понимаю, что не искал Бога. Более того, я отвергал Его, даже когда так много знал о Нем. Бывали дни, когда я хотел усилием воли стать «праведником», но меня не хватало даже на пару часов.

Но затем в один из вечеров я встал на колени и в молитве попросил у Бога прощения за все свои грехи.

Я сказал Богу, что верю в то, что сам я достоин наказания, но Иисус Христос на кресте распятия понес наказание за меня, и теперь я оправдан Его жертвой.

Я поверил в то, что Бог всё это сделал только из Своей милости и любви ко мне — а во мне самом не было ничего, чем бы я мог заслужить Божью любовь. Не знаю, сколько времени прошло, но, когда закончил молиться, я знал, что стал новым человеком.

Сомневался ли я когда-нибудь в своей вере? Да. Но это не было сомнением в объективной реальности Бога или в подлинности Священного Писания. Это были сомнения в подлинности моей веры в периоды «духовной засухи». Также, несмотря на то, что Бог сильно изменил мой характер, привычки и мировоззрение, у меня случались духовные падения — я абсолютно точно не стал совершенным человеком и не стану им в этой жизни. В такие моменты у меня возникали сомнения в подлинности моей веры.

О близких и их отношении к религии

— Я бы хотел сказать, что все мои близкие с радостью восприняли новость о том, что я стал христианином, но это не так. Было много непонимания и страхов. Особенно в начале. Самая большая причина негатива — страх перед неизвестным. Люди не осведомлены, потому что в Казахстане очень мало протестантов.

К сожалению, в нашей стране существуют сообщества, которые прикрываются христианством, чтобы манипулировать людьми ради собственных интересов. Такие люди искажают Библию и порочат имя Христа, но, к сожалению, чаще всего именно они попадают в заголовки газет.

Моим родственникам сложно было понять, что я уверовал в Ису Масиха (так я чаще называю Иисуса Христа) как своего Господа и Спасителя. Но с течением времени, по мере того как родные и друзья всё яснее замечали перемены в моей жизни, их беспокойство сменялось доброжелательностью, ведь я становился более любящим сыном, братом, другом и человеком.

По всем меркам мира я вполне успешный человек: за время бизнес-карьеры я исколесил полмира, побывал в сорока странах, поработал за рубежом, помог семье и сам достиг достаточной финансовой независимости, чтобы посвятить остаток своей жизни пасторскому служению — тому, о чем мечтал последние годы. Я очень благодарен Богу, что Он использовал мою жизнь и веру для того, чтобы спасти двух моих самых близких друзей.

И я постоянно прошу Всевышнего спасти моих родственников, друзей и весь наш казахстанский народ.

Источник: https://www.voxpopuli.kz/main/nerodnaya-religiya-pochemu-kazah-vybral-dlya-sebya-protestanstvo-14498.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Где распространен ислам

Закрыть