Какая религия была в Римской империи

Какая религия в Италии?

Какая религия была в Римской империи

Знойная страна, расположенная на Апеннинском полуострове, манит к себе множество туристов своей экзотической природой, увлекательной историей и богатейшими памятниками искусства. История религии в Италии и сама по себе может быть магнитом для посещения этой страны и мест, связанных с появлением и становлением христианства.

История христианства

Наверняка, многие помнят из курса истории, что христианская религия зародилась в Древнем Риме чуть более двух тысячелетий назад и была религией рабов и нищих. Скорее всего именно в ней они искали для себя утешения.

Римляне были язычниками, и их прекрасные лицом и фигурой боги были жестоки, коварны  и лицемерны. О милосердии никто и никогда не говорил, Юпитер и Юнона, Арес и Венера  поступали как простые смертные, причем худшие из них: лгали, убивали, мстили и прелюбодействовали.

Жестокие боги требовали себе жертв и полного подчинения. Именно в это время и появился Мессия – тот, который учил добру и милосердию, любви и покорности. Первые христиане собирались в катакомбах и тайно проповедовали учение Христа.

В истории христианской религии много описаний мучений, которые принимали на себя христиане от язычников – римлян. Их распинали на кресте, подобно Иисусу, отдавали на растерзание диким зверям, морили голодом и забивали насмерть камнями, но первые христиане были тверды и непоколебимы в своей вере.

Через какое-то время правительство поняло всю выгоду новой религии, ведь она учила рабов подчиняться господам, не противиться злу, а быть покорными своему господину, и ждать воздаяния в Царствии Небесном. Так, религия из катакомб вышла в широкий мир, и очень быстро стала распространяться по Европе.

История католического христианства

В 1054 году произошел раскол христианской церкви, она разделилась на две ветви: православную (правильной веры) с центром в Константинополе, и католическую (всемирную) с центром в городе Риме.

Кроме этого, незадолго до раздела было образовано теологической государство Ватикан, эти земли были дарованы Пипином Коротким, королем Франкской империи, главе христианской церкви.

Ватикан и сегодня является центром католицизма, в нем расположена резиденция Папы Римского — главы католической церкви, наместника Бога на земле.

Сегодня почти все итальянцы считаются верующими людьми, исповедующими католическую веру. По данным статистики – 96%.

Хотя далеко не все они постоянно посещают храмы и соблюдают все канонические требования. Только 15% верующих являются воцерковленными людьми, причем жители сельской местности гораздо более религиозны, нежели жители городов.

Хотя по Конституции религия отделена от государства и страна является светской, но тем не менее именно католицизм оказывает огромное влияние на все стороны и политической, и социальной, и духовной жизни страны.

При этом, Ватикан является мощной силой и обладает огромными материальными богатствами и влияет на умы не только жителей Италии, но и всего мира.

Что такое «католическое действие»?

В Италии действует сильная организация под названием «Католическое действие». Ее главной задачей является просветительская деятельность: как воспитывать детей в свете католической религии, какую литературу читать, какие фильмы смотреть, как строить отношения в семье, пропагандировать видео- и медиа- материалы, одобренные церковью.

Кроме того, организация следит за деятельностью некатолических профсоюзов и регулирует забастовочную деятельность своих рабочих.

В Италии даже в государственных школах преподается Закон Божий, и преподают его, конечно же, священники, которые имеют огромное влияние на своих учеников, особенно в сельской местности.

Говоря о влиянии религии на светскую жизнь страны, нельзя не отметить ее влияния на политику. Так, Папа Иоанн ХХ111, например, провозгласил на весь мир, что главнейшей задачей католической церкви считает борьбу за мир во всем мире.

Главным католическим собором в Италии является римский Собор Святого Петра, поражающий своей мощью и красотой. В светлые пасхальные и рождественские дни все соборы и храмы Италии полны и верующих, и туристов изо всех стран мира.

Религия в Италии на современном этапе

Католическая религия наряду с образом Иисуса Христа поклоняется его Матери – Мадонне, Пречистой Деве Марии. Ее скульптуры вы обнаружите в любом храме, они украшены драгоценными украшениями и богато вышитыми покрывалами, подарками верующих, а также к подножию ее несут часто изготовленные своими руками поделки, изображающие совершенные ею чудеса или только желаемые деяния.

Южная часть Италии и по сей день является аграрной страной, где преобладает сельское население, и здесь люди более подвержены влиянию религии. В каждом небольшом селении есть свой святой покровитель, в дни которого проходят народные гуляния и праздники с пением гимнов, танцами, шествиями и крестным ходом со статуей святого покровителя на носилках.

Святой Павел лечит от змеиных укусов и ядов, а Святая Лучия  дает хорошее зрение и лучит глазные заболевания, Святая Варвара защищает от грозы и града, а архангел Гавриил с недавнего времени считается покровителем радиоволн.

Крестьяне издавна старались с помощью религии защитить свой дом и семю, поэтому на детских кроватках и глиняной посуде, а также и на орудиях труда можно заметить христианскую атрибутику.

Появление ислама в Италии

Ислам в Италии – звучит, наверное, парадоксально, но тем не менее попавшая сюда во времена арабских завоеваний самая молодая религия – ислам, пустила здесь свои корни.

По статистическим данным до полутора миллионов мусульман проживают здесь на сегодняшний день, только в Риме и Римской области живут более ста тысяч мусульман. В настоящее время в стране восстанавливаются старые и строятся новые мечети, а традиционная пятничная молитва собирает от 40 до 50% всех исповедующих ислам.

Традиционно в Италии всех верующих делят на исповедующих католическую религию и не католиков, к ним относятся православные христиане, мусульмане, протестанты и иудеи. Но по Конституции все они имеют равные права и могут совершать свои религиозные обряды по традициям и канонам своей религии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда отмечают День ангела Александра

(1 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Источник: https://MirItaly.ru/religiya-v-italii/

Древние боги Рима: особенности язычества. Кому поклонялись римляне?

Какая религия была в Римской империи

Религиозные верования древних римлян эволюционировали. Изначально существовала политеистическая религия – язычество. Римляне верили во многих богов.

Структура и главные понятия древнеримской религии

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Древние боги Рима отвечали за различные стороны человеческой жизни и природные стихии. В каждой семье почитали обряды – их проводил глава семьи. У богов просили помощи в домашних и личных делах.

Были обряды, которые проводились на уровне государства – их в разные времена проводили жрецы, консулы, диктаторы, преторы. У богов просили помощи в битвах, заступничества и способствования в бою с противником. Гаданиям и ритуалам отводилась большая роль в решении государственных вопросов.

Во времена правления Нумы Помпилия появилось понятие «жрец». Это был представитель замкнутой касты. Жрецы имели огромное влияние на правителя, они обладали тайнами ритуалов и общения с богами. Во времена империи функцию понтифика стал выполнять император. Характерно, что боги древней Греции и Рима были аналогичными по выполняемым функциям – они только носили разные названия.

Главные черты религии Рима

Важными характеристиками римских верований были:

  • большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;
  • религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;
  • характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;
  • тесная связь мифа и верований – определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;
  • огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни;
  • римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.

Древнеримский пантеон

Богов римляне, как и греки, представляли человекоподобными. Верили в силы природы и духов. Главным божеством был Юпитер. Его стихией было небо, он был повелителем грома и молнии. В честь Юпитера проводили Великие игры, ему был посвящен храм на Капитолийском холме. Древние боги Рима опекались различными сторонами жизни человека: Венера – любовью, Юнона – брачными отношениями, Диана – охотой, Миневра – ремеслом, Веста – домашним очагом.

В римском пантеоне были боги-отцы – наиболее почитаемые из всех, и низшие божества. Верили также в духов, которые присутствовали во всем, что окружает человека. Исследователи считают, что поклонение духам присутствовало только на раннем этапе развития религии Рима.

Изначально, главными богами считались Марс, Квирин и Юпитер. Во времена появления института жречества зародились родовые культы. Считалось, что каждому сословию и знатной семье покровительствует определенный бог.

Появились культы у рода Клавдиев, Корнелиев и других представителей верхушки общества.

На государственном уровне отмечали Сатурналии – в честь Сатурна, бога земледелия. Устраивали грандиозные празднества, благодарили покровителя за урожай.

Социальная борьба в обществе привела к оформлению триады богов или «плебейской триады» — Церера, Либер и Либера. Римляне выделяли также небесных, хтонических и земных божеств. Существовала вера в демонов. Они делились на добрых и злых. К первой группе относились пенаты, лары и гении. Они хранили традиции дома, очаг и оберегали главу семьи. Злые демоны – лемуры и лавры мешали добрым и вредили человеку. Такие существа появлялись, если умершего захоронили, не соблюдая ритуалы.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века – менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Во времена империи популяризируется богиня Рома – покровительница всего государства.

Каких богов позаимствовали римляне?

В результате частых контактов с другими народами, римляне начали включать в свою культуру чужие верования и обряды. Исследователи склоны думать, вся религия представляет собой комплекс заимствований. причина этого – римляне с уважением относились к верованиям народа, который завоевывали. Существовал ритуал, который официально вводил чужестранное божество в пантеон Рима. Этот обряд именовался эвокатией.

Древние боги Рима появились в пантеоне в результате тесных культурных связей с покоренными народами и активного развития собственной культуры. Наиболее яркими заимствованиями являются Митра и Кибела.

Таблица «Боги Древнего Рима и греческие соответствия»:

Римские имена Греческие имена Стихия
Юпитер Зевс Верховный бог грома и молнии
Юнона Гера Брак, материнство, верховная богиня
Венера Афродита Любовь
Нептун Посейдон Морская стихия
Плутон Аид Подземное царство
Минерва Афина Справедливость, мудрость
Марс Арес Война
Сол Гелиос Солнце

Мифология Древнего Рима

Во всех языческих культурах мифы и религиозные верования тесно связаны между собой. Тематика римских мифов традиционна – основание города и государства, сотворение мира и рождение богов. Это один из наиболее интересных для изучения аспект культуры. Исследователи по мифологической системе могут отследить всю эволюцию верований римлян.

Традиционно легенды содержат множество описаний чудесных, сверхъестественных событий, в которые верили древние люди. Из таких повествований можно выделить особенности политических взглядов народа, которые скрыты в фантастическом тексте.

В мифологии практически всех народов на первом месте стоит тема сотворения мира, космогония. Но не в этом случае. Здесь преимущественно описаны героические события, древние боги Рима, ритуалы и обряды, которые необходимо проводить.

Герои имели полубожественное происхождение. легендарные основатели Рима – Ромул и Рем – были детьми воинственного Марса и жрицы-весталки, а их великий предок Эней – сын прекрасной Афродиты и царя.

Боги Древнего Рима, список которых включает и заимствованных и местных божеств, насчитывает более 50 имен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли поминать усопшего в день его рождения

Источник: https://FB.ru/article/159370/drevnie-bogi-rima-osobennosti-yazyichestva-komu-poklonyalis-rimlyane

Особенности римской религии

Какая религия была в Римской империи

Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.

Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии. Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия. Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности.

Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли. Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру – богиню плодородия, Либору – богиню вина и веселья, Прозерпину – богиню преисподней.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии.

Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения.

Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством.

Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью.

Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э.

были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.

Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов.

Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом.

Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире.

Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э.

стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица.

Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры.

Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, — цереалии в честь — Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалии — праздник жатвы, сатурналии — праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов.

Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III — начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие христиане объясните

Игры длились от 14 — 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 — 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

  1. торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой
  2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.
  3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов

Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр — 600 тыс.

, Аполлоновых — З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии. Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II — I вв. до н. э.

Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция.

Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади, и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э.

стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом — амфитеатром.

Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет.

На арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания — амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей.

Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности.

В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности.

Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

Религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам.

Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами.

Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.

Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.

Тотемизм

Источник: https://laservirta.ru/%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B0/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Почему у церквей разное количество куполов

Закрыть