Какая наука изучает религию

Разница между наукой и религией

Какая наука изучает религию

Научное знание способно оказывать существенное воздействие на мировоззрение человека. Влияет оно и на восприятие Бога, и на отношение к миру в целом. Наука и религия по-разному относятся к различным явлениям нашей действительности. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться.

статьи

Наука – система теоретических и практических знаний о жизни и развитии человеческого общества и природы.

Религия – форма осознания мира, связанная с верой в сверхъестественное.

Сравнение

Принципиальное различие состоит в том, что наука способна подвергнуть сомнению любые аксиомы и факты, лежащие в ее основе. Научное знание иногда может быть опровергнуто. Религия же базируется на бездоказательных, непроверяемых аксиомах (постулатах, догмах), постижение которых, как считается, недоступно человеческому разуму, а потому они не исследуются и не проверяются. Религия претендует на полную, абсолютную истинность.

Наука, в отличие от религии, направлена на максимально объективное исследование окружающего мира. Наука неотъемлема от динамики, движения, развития. Она опирается на рациональное познание. Религия же консервативна, статична по природе своей. Ее опора – иррациональное сознание.

Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт. Наука должна все подвергать сомнению, переосмыслению. В религии сомнения недопустимы, тот, кто ими злоупотребляет, может быть обвинен в грехе маловерия.

Наука старается ответить на вопросы «Как?» и «Почему?» Религия пытается дать ответ на вопрос «Зачем?» Наука хочет понять, как устроен мир. Религия же стремится к познанию смысла существования нашего мира.

Наука доступна не для всех, она требует развитого интеллекта, долгой и упорной учебы. К религии может обратиться каждый.

Выводы TheDifference.ru

  1. Наука подвергает сомнению факты, лежащие в самой ее основе. Религия зиждется на бездоказательных догмах, которые не могут быть изучены и проверены.
  2. Наука старается максимально объективно исследовать окружающий мир. Она опирается на рациональное познание, направлена на движение, развитие, динамику. Религия же консервативна, статична, опирается на иррациональное сознание.
  3. Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт.
  4. Наука все подвергает сомнению, в религии сомнения недопустимы.
  5. Наука выясняет, как и почему, религия – зачем. Наука стремится к познанию устройства мира, религия – к смыслу его существования.
  6. Наука доступна не для всех, к религии может обратиться каждый.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-nauka-ot-religii/

О центре — центр изучения религий

Какая наука изучает религию

Что такое «религиоведение»?

Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Но что это значит?

Стоит начать с того, чем религиоведение не является. Оно не является богословием, это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом.

Или Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите. И религиозные люди, и люди, не принадлежащие ни к какой религии, могут быть прекрасными религиоведами. Главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая методы таких наук как история, социология, политология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область исследований, которая Вам более по душе – от древнеегипетских текстов и ритуалов африканских племен — до проблем современного общества.

Междисциплинарный характер религиоведения означает, что студенты, обучающиеся у нас, получают широкий спектр университетских гуманитарных знаний. Это также значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения влияют на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом.

Роль религии в современном мире трудно переоценить. Вспомним, например, о ее значении в современных событиях и конфликтах на Ближнем Востоке, на Балканах, в Африке, Южной Азии.

Огромное значение имеет религия в России, стране со множеством религиозных традиций, и других постсоветских странах.

Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в цифровую эру? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся к национальной религии Японии — синто, к ритуалам полузабытого африканского племени, к тайнам буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений.

Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев, изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов.

Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, разбираться в причинах происходящих в мире событий. Или, говоря словами Бенедикта Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать».

История Центра

В 1989 году РГГУ (тогда еще Московский государственный историко-архивный институт) одним из первых в России включил в число дисциплин, изучаемых на различных факультетах, курс истории мировых религий. Для чтения этого курса был приглашен историк Николай Витальевич Шабуров.

В 1989-1990 годах отец Александр Мень прочитал в РГГУ цикл лекций, прервавшийся в связи с его трагической гибелью. Таким образом, студентам была предоставлена возможность узнать о существовании двух подходов к изучению религии — сугубо научного и конфессионального, взгляда извне и взгляда изнутри.

Именно в это время были заложены основы будущей учебной концепции Центра: беспристрастность научного подхода и уважительное отношение к религии как части человеческой культуры.

В 1992 году был создан Центр по сравнительному изучению мировых религий, в рамках которого предусматривалось получение второго высшего образования по истории трех религий — иудаизма, христианства, ислама.

К 1996 году была открыта специализация «религиоведение» на кафедре Истории и теории культуры РГГУ.

Наконец, в 1997 году была создана самостоятельная учебная структура — Кафедра религиоведения, которую возглавил Н.В. Шабуров.

Формальное создание в 2000 году Учебно-научного Центра изучения религий (УН ЦИР) стало закономерным продолжением процесса становления институционального оформления религиоведения в РГГУ.

Концепция

Направление «Религиоведение», как и образование в РГГУ в целом, нацелено на личностно ориентированное образование и подготовку высококвалифицированных профессионалов.

Объединение образования и научных исследований является ключевым принципом концепции Центра. Работа Центра основана на сочетании специальных знаний, критического мышления и фундаментального гуманитарного образования.

Базовым принципом концепции является сочетание методов и задач разных дисциплин – истории, филологии (желательно – с изучением священных текстов в оригинале), социологии, психологии и культурной антропологии. В то же время, обучение в значительной степени направлено на современный мир и роль религий в нем и потому предполагает широкие знания актуальных процессов.

Концепция также основана на сочетании двух принципов: (а) беспристрастности в научной деятельности, ориентации на достижение объективного результата, не зависящего от ценностных установок исследователя, и, в то же время – (б) уважительном отношении ко всем религиозным традициям.

Решительное сочетание этих двух принципов отличается как от богословско-апологетического подхода в конфессиональных учебных заведениях, так и от «разоблачительного» подхода в духе прежних и новых форм «научного атеизма».

Эти принципы лежат в основе и обучения, и исследований, проводимых в Центре.

Приглашение руководителя Центра изучения религий Н.В. Шабурова

Документы

Положение о Центре изучения религий

Администрация

Николай Витальевич Шабуров — директор Учебно-научного Центра изучения религий.

Людмила Геннадьевна Жукова — заместитель директора Учебно-научного Центра изучения религий.

Денис Олегович​ Воронов​ — лаборант Учебно-научного Центра изучения религий.

Йахха Геннадьевна Дубовик — документовед Учебно-научного Центра изучения религий.

Источник: http://religion.rsuh.ru/about/

Религиоведение – что это и зачем?

Какая наука изучает религию

Религиоведение — это наука о религиях (название образовано из слов «религия» и «ве́дение»).

Слово «религия» нам понятно интуитивно, но специалисты насчитывают десятки, а некоторые — сотни определений этого слова. Ведь нередко, говоря о религии, человек представляет себе то верование, в котором он родился и вырос. Но не все так просто.

Что такое религия

Само слово «религия» вошло в русский язык в петровскую эпоху из западноевропейских языков, а те, в свою очередь, заимствовали его из латыни — religio. Древнеримский оратор Цицерон использовал это слово в значении почитания богов в любой форме, будь то жертвоприношения, истории о деяниях богов и так далее.

Христианство возникло в Палестине, провинции Римской империи, и сначала власти объявили его недозволенной религией и даже атеизмом из-за того, что христиане не поклонялись тогдашним богам-покровителям.

Однако притягательность нового учения оказалась сильнее правительственных запретов, и через три столетия христианство было уравнено в правах с другими верованиями Римской империи, а еще через несколько десятилетий стало официальным и единственным вероучением.

И теперь словом «религия» стали обозначать только христианскую веру, «истинную религию», а все остальные именовали «ложными», языческими.

Но к XVIII веку верования разнообразных народов, в том числе индейцев в недавно открытой Америке, тоже стали называть религией. И так оформилось современное значение этого слова, которое охватывает самые разные представления о Высших Силах.

Зачем изучать религии

Когда в одном государстве, а то и в одной компании или семье сосуществует несколько разных религий, каждая из которых утверждает свое представление об окружающем мире, о его причинах и последствиях, способах добиваться успеха и преодолевать поражения, может возникать дисгармония.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое день Ангела и день рождения

И она лишь усиливается, когда газеты, телевидение, Интернет в погоне за сенсацией погружают аудиторию в атмосферу скандала с участием тех или иных религиозных фигур, подменяя взвешенный анализ псевдогероическим пафосом.

Поэтому перед религиоведением стоит задача беспристрастно проанализировать разные вероучения, не возвышая и не принижая ни одно из них, не призывая к «охоте на ведьм».

Казалось бы, так просто разделить все по принципу «свои» и «чужие», где «свои» — хорошие, а «чужие» — плохие, подлежащие изгнанию или истреблению.

Тем не менее такая черно-белая палитра в прошлом приводила к войнам и геноциду (вспомните инквизицию, холокост и даже сожжение старообрядцев на Руси, а также теракты последних десятилетий), и даже в художественной литературе часто бывает показано, что «свои» познаются не по формальным признакам, — это те, кто действительно любит и понимает, кто готов помочь в трудную минуту («Аленький цветочек», «Властелин колец», «Звездные войны», «Ночной дозор» и так далее).

Поэтому в последнее столетие были приняты международные соглашения, подписанные и Российской Федерацией: Европейская конвенция по правам человека и ряд других, где понятие религии трактуется очень широко и утверждается терпимость, толерантность ко всем верованиям (за исключением призывов к насилию). Современное религиоведение опирается именно на такое широкое представление.

Какие бывают религии

Представьте себе, что вам дали задание нарисовать животное. Вы можете нарисовать кошку, собаку, кенгуру и так далее, но не животное вообще. Так же и с религиями — каждая самобытна, уникальна, и если вы знаете одну религию, это еще не значит, что вы знаете их все. Есть несколько способов их классификации в зависимости от признаков, которые берутся за основу. По одной из классификаций выделяются следующие категории.

Мировые религии

Они распространены по всему миру, не только среди какой-либо одной культуры или народа. К этой категории относятся христианство, ислам, индуизм, буддизм.

Этнические (народные) религии

Они формируют неотъемлемую часть национальной или этнической группы. Например, культ предков у индейцев, самобытные верования коренных народов Севера, равно как иудаизм у евреев и синтоизм у японцев.

Новые религиозные движения – или секты?

Те религиозные движения, которые возникли относительно недавно (границы «недавно» четко не определены — от нескольких десятилетий до двух столетий), религиоведы определяют термином «новые религиозные движения». В СМИ их часто называют «секты», хотя это далеко не всегда верно: в религиоведении слово «секта» указывает на общину, которая отделилась от устоявшейся конфессии.

Однако, стремясь принизить новообразованную общину, подчеркнуть ее неистинность с точки зрения господствующей, более укоренившейся точки зрения, слову «секта» часто придают негативный оттенок, а заодно распространяют его на любые нетрадиционные проявления религиозности, даже если те ни от чего не отделились. Такой действительный или нагнетаемый конфликт привлекает внимание аудитории, но не всегда способствует толерантности, гармонии в обществе.

Специалисты насчитывают тысячи групп, принадлежащих к категории «новые религиозные движения»; на примере трех из них можно увидеть их разнообразие:

  • Церковь Божией Матери Державной — течение, возникшее в середине 1980-х годов, лидер которого позиционирует себя как пророка, получающего откровения от Божией Матери.
  • Международное общество сознания Кришны — организация, основанная в 1966 году индийским проповедником в США. Кришна издавна почитается в Индии как Верховная Личность Бога, стремящаяся восстановить закон и добродетель. Верующие стремятся следовать строгим нравственным нормам, в частности, отказываясь от незаконного секса, табака, алкоголя, наркотиков, мясных продуктов. Это движение известно также под названием «Харе Кришна», поскольку его последователи считают своей религиозной обязанностью повторять эти слова.
  • Саентология — синкретическая (являющаяся целостным объединением элементов разных конфессий) религия, возникшая в США в начале 1950-х годов. Слово «саентология» (по-английски scientology) было создано из латинского scio — «знание в самом полном смысле этого слова» и греческого logos — «учение», что складывается в «знание о том, как знать». Последователи верят в бессмертие человека как духовного существа и применяют духовные практики, направленные на понимание себя и материального мира (с практической точки зрения это выражается в улучшении общения, успехах в бизнесе и т. п.), что является их путем к познанию Бога.

Религиоведение и теология (богословие)

Религиоведение — относительно молодая светская научная дисциплина. Но с глубокой древности существует и теология — учение о Боге (от греческого theos — «бог»), по-русски также называемое богословием. Теология направлена на рациональную интерпретацию религиозной веры и доказательство истинности своего вероучения; теологи изучают религиозные доктрины, ищут доказательства существования Бога, стараются обосновать религиозные правила и нормы.

По сути, религиоведение претендует на объективное, беспристрастное изучение своего предмета — религии. Это отличает его от теологии и богословия, так как они призваны доказывать превосходство своей веры, и от атеизма, ставящего своей целью опровержение истинности религиозной картины мира.

В заключение

Благодаря религиоведению человек получает возможность самостоятельно разобраться в самых сложных и спорных вопросах, не веря слепо ни ангажированным журналистам, ни красноречивым миссионерам. Религиоведение помогает с уважением отнестись как к собственным религиозным традициям, так и к религиозному опыту других народов, лучше понимать друг друга и конструктивнее вести диалог и сотрудничество последователей разных конфессий.

Сергей Игоревич Иваненко, доктор философских наук, религиовед

Источник: https://FB.ru/article/409947/religiovedenie-chto-eto-i-zachem

О религии, суевериях, магии с научной точки зрения * — sergey — конт

Статья написана в октябре-ноябре 2018 года. Заметки были сделаны по мере прочтения книги примерно в марте-сентябре 2018, то есть до скандала с участием РПЦ, УПЦ и Константинопольской епархии. В связи со скандалом я ожидаю обвинений в нападках на православие. Поэтому, в основной части намеренно опущены упоминания любых религий и верований. Кроме того, отдельно отмечу, что уважаю право людей верить во что им хочется.

Цель статьи – осветить основные тезисы, обозначенные в книге “Объясненная религия” Паскаля Буайе. За более подробными объяснениями и примерами настоятельно рекомендуется почитать оригинал. Благо он есть в свободном доступе (например, http://stomfaq.ru/download/362 ).

Как создать сверхъестественную сущность

По мере роста человека мозг развивает категоризацию событий и объектов. Всё раскладывается по крупным группам, которые называются онтологическими категориями. Жираф попадет в «животные», затем, например, в «млекопитающие» и так далее. Каждая такая категория сопоставляет с объектом набор свойств.

Например, млекопитающие — это живые организмы, которые кормят своих детёнышей молоком. Такой подход помогает быстро обрабатывать информацию об объектах одного типа, даже при условии, что прямого доступа к объекту нет.

Всё тот же жираф будет обладать одними и теми же ключевыми признаками и свойствами как в зоопарке, так и в живой природе.

Для «создания» сверхъестественной сущности достаточно выполнить следующие манипуляции с исходным объектом:

1) нарушение части предположений из онтологических категорий

2) сохранение остальной части предположений.

Например:

* всеведущий бог = [ЧЕЛОВЕК] + особые познавательные способности

* призрак = [ЧЕЛОВЕК] + отсутствие материального тела

* «Черная молния» = [АВТОМОБИЛЬ] + способность летать

* огнедышащий дракон = [РЕПТИЛИЯ] + способность летать + большие размеры + способность извергать огонь

Процесс несложный и чрезвычайно увлекательный.

Для того чтобы выдуманная сущность оказалась популярной и устойчиво фиксировалась в памяти необходимо учесть ещё два дополнительных фактора:

1) мышление склонно к антропоморфизму (то есть к приписыванию человеческих свойств или намерений). Например, драконы охотятся за золотом, хотя, если вдуматься: рептилии равнодушны к драгоценным металлам, а человек — напротив. Таким образом, дракону приписывают элементы поведения человека.

2) мозг легче запоминает одно нарушение онтологической категории, чем несколько. Насколько я понимаю — это уже особенности работы механизма памяти.

Со временем, однако, представления о сверхъестественной сущности могут корректироваться интуитивными установками. Например, бог, который может быть в нескольких местах одновременно, в представлении человека, тем не менее выполняет какие-то дела последовательно: сначала спас кого-то, а потом послушал молитву. Или, скажем, просьба о спасении заключается не починке тонущего корабля, а в том, чтобы направить к месту крушения команду спасателей.

Боги/духи/суеверия в жизни социума

Ещё немного о работе мозга

Прежде чем переходить к тому как сверхъествественные объекты “участвуют” в жизни людей, нужно ещё немного углубиться в работу мозга. Забегая немного вперёд: «появление» сверхъестественных сущностей, их «участие» в жизни человека или группы людей связано с ошибками в работе подсистем мозга. Причем, для некоторых подсистем генерация ошибок — это нормальный процесс (см. главу «Апофения»).

Известно, что большая часть информации обрабатывается подсистемами мозга на бессознательном уровне. К числу таких подсистем относятся (в дальнейшем мы их коснемся):

* понимание физических причинно-следственных связей (установки исходной точки совершившегося действия или его последствий; например, охотник в лесу по следам может установить чьё-либо движение и даже состояние, при котором это движение осуществлялось)

* распознавание живой и неживой материи (это относится не только к животным, но и к растениям; данная система напрямую связана с обеспечением человека пищей)

* распознавание эмоций участников окружающих событий (эмоция — слабо контролируемая реакция окружающих на чьи-то действия или просто изменения окружающей среды; засчёт распознавания этих реакций можно оценить происходящее без непосредственного участия)

* эмпатия: понимание мыслительных процессов, в том числе чужих (по сути — это попытка смоделировать чужое поведение, предсказать действия другого человека, поставив себя на его/её место; данная система очень часто создает ошибки, поскольку, в итоге человек всё равно ставит в умозрительную ситуацию себя, пусть даже и с некоторым изменением своих качеств)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называются купола на мечети

* распознавание лиц (эмоции лучше всего распознаются именно по лицам, поэтому крайне важно уметь понимать, что является лицом, а что лицом не является; пиком выражения этой способности стал метод анализа статистических данных «лица Чернова»)

* каталогизирование участников по лицам (отдельная система, которая связывает конкретное лицо и конкретного человека; причем, данная связка может работать и временно, например, если кого-то загримируют под клоуна и мы знаем кто это, то клоунское лица на какое-то время будет ассоциировано с этим человеком)

* связка между участниками и событиями (достаточно часто те или иные события сопровождаются участием в них людей и данную связь необходимо установить; поведение человека в каждой известной нам ситуации будет нами оцениваться и полученная оценка будет использована для коррекции нашего поведения)

Взаимодействуя, эти подсистемы могут генерировать забавные выводы или побуждать к логически бессмысленным действиям. Таким образом, возникает ощущение участия неких сверхъестественных сущностей в жизни одного человека или группы людей.

Сознательные умозаключения – это лишь следствия неявных, интуитивных процессов. Системы логического вывода производят интуитивные предположения, руководствуясь обилием умозаключений. Однако, посылка (отправная точка для работы систем) может быть домыслом. Например, о сверхъествественных объектах.

(Отвлекаясь немного в сторону, добавлю, что помимо ложной посылки ошибки в выводах вносятся посредством эффектов в работе мозга, приводящих к искажению информации:

* эффект консенсуса (подстраивание восприятия под чужое мнение)

* эффект ложного консенсуса (ошибочное предположение об идентичности чужой и своей эмоциональных реакций)

* эффект создания (созданная собой информация запоминается лучше воспринятой извне)

* склонность к подтверждению своей точки зрения

* эффект снижения когнитивного диссонанса (подгонка убеждений и впечатлений под новые данные, приводящих к другой точке зрения с последующим укоренением её как изначальной)

За конкретными примерами данных эффектов я рекомендую обратиться к книге.)

Апофения

Словарь психологических терминов даёт следующее определение. Апофения (греч. apophene – высказывать суждение, делать явным) – нарастающий симптом, заключающийся в осмыслении не связанных между собой явлений и преувеличении их значимости. Иными словами: установление причинно-следственных в случайных данных. Для наглядной иллюстрации приведём известный эксперимент с голубем:

Подсистема, устанавливающая причинно-следственные связи, даёт сбой довольно часто. И это нормально: та или иная гипотеза нуждается в проверке, но прежде она должна быть создана.

В ходе эволюции у человека развились два важных представления:

1) источник опасности может быть невидим

2) даже короткий контакт (внутренний или наружный) может быть опасен

Здесь нетрудно увидеть непреднамеренную защиту, скажем, от бактериальной или вирусной инфекции. Именно, поэтому среднестатистический человек будет избегать мертвых тел.

Если сложить ошибки подсистемы с невидимостью источника опасности и ещё какими-нибудь следами, то мы получаем, скажем, духа, который “вот тут был” и “что-то испортил”. Отсюда же происходят попытки искать причину несчастий в действиях сверхъественных сущностей или, наоборот, искать у них защиту.

Вмешательство в социальное поведение

Сотрудничество – это один из столпов человеческого общества. Склонность к сотрудничеству возникла в ходе эволюции и закрепилась в виде некоторых эмоциональных реакций-установок:

* чувство вины – это самонаказание за неэтичный поступок

* благодарность – это положительное подкрепление

* гордость – это самопоощрение за этичный поступок

Эти установки дают мощное воздействие засчёт ограниченности контроля за эмоциями.

Для объяснения мотивов социального поведения в книге вводится понятие «стратегической информации». Стратегическая информация — это информация, которая может изменить поведение в обществе или отношение к другому человеку. В качестве примера рассмотрим ситуацию с кражей кошелька: узнав, что кто-то совершил данный поступок, мы изменим (скорее всего) отношение к этому человеку.

Большинство сверхъестественных сущностей считаются обладателями всей стратегической информации: они «знают» о всех поступках всех членов социума и могут «привлечь к ответственности». (Большинство, но не все: есть примеры довольно странных богов, которые не «участвуют» в жизни людей. Пример приводится в книге.) Верующий вынужден «сотрудничать» с этими «знающими всё» богами или духами — вот где вступает в силу механизм сотрудничества.

При просчитывании поведения мозг должен учитывать довольно большое количество участников: кто что знает, как отреагирует на разные поступки и т.д. А это лишние вычисления, то есть лишние затраты. Если же ввести в качестве участника «всезнайку», то расчёты можно уменьшить: предположим, что все участники-люди опираются на единую систему ценностей, которая задается сверхъестественным участником, тогда достаточно делать поправки только на последнего.

Именно поэтому обладатели ВСЕЙ стратегической информации так хорошо держатся в памяти: их «присутствие» позволяет сделать столько же или больше выводов при меньших энергозатратах.

Обряды и ритуалы

Религиозные обряды и ритуалы (а также суеверия) обладают следующими главными свойствами:

1) строгая последовательность действий, нарушение которых, как считается, приведёт к нежелательным последствиям (уверенность в последствиях обеспечивается эмоциональной реакцией, часто бессознательной)

2) создание социальных последствий для участников (хорошим примером здесь послужит заключение брака: после данного обряда, зачастую очень яркого, окружающим становится ясно, что попытка вступления в интимную связь с кем-то из этой пары является нежелательной)

3) убедительность засчёт «включения» в процедуру богов или духов (опять включается в процесс система установления причинно-следственных связей, причём, иногда сами участники обряда/ритуала могут частично осознавать бессмысленность или некий подлог, и всё равно продолжать осуществлять положенные действия).

За дополнительными примерами рекомендую обратиться к книге. А здесь будет рассмотрена только одна, но особенная группа ритуалов.

Ритуализация смерти — довольно распространенная процедура, принимающая порой причудливые формы, но направленная неизменно на совершение каких-то действий с мертвым телом. Здесь возникает конфликт при взаимодействии следующих подсистем мышления:

1) распознавание «живое-неживое»

2) отслеживание эмоций окружающих

3) распознавание лиц

4) каталогизирование по лицам

5) связывание участников и событий

Первая выдает новый результат (неживое), но остальные работают в прежнем режиме. Получается типичная пара: онтологическая категория (участник событий) + особое свойство (мертвый), которая приводит к различным сверхъестественным сущностям. Например, к понятию «души» и к необходимости совершить особые действия помимо захоронения или кремации.

Перестраивание подсистем на новые данные занимает некоторое время и за этот период мышление может выдавать различные ошибочные выводы. Например, посмотрев на какой-то предмет человеку приходит в голову мысль «ему бы это понравилось», имея в виду умершего. Подчеркнём ещё раз: имеется в виду не «ему это нравилось» (то есть прошедшее время), а «ему бы это понравилось» (настоящее время).

Что вообще говоря лишено смысла, поскольку умершему уже всё равно.

Источник: https://cont.ws/post/1139163

Профессия религиовед: обязанности, плюсы и минусы, интересные факты

История мировых религий насчитывает уже несколько тысяч лет. За этот период их апологетами было написано огромное количество трудов, анализирующих религиозные вероучения с тех или иных позиций. Однако сам феномен религии, его место в истории начали изучать не так давно – примерно в начале XIX века. Анализом компонентов религий, их истории и взаимодействия с другими областями культуры занимаются религиоведы.

Обязанности и требования

Религиоведение относится к категории гуманитарных наук. Оно находится на стыке истории, философии, социологии и психологии. Религиовед должен иметь комплексные познания в области гуманитарных наук. Они необходимы ему при анализе современной религиозной ситуации в мире.

Он должен разбираться в религиозных течениях и конфессиях, понимать, какое место религия играет в жизни той или иной социальной группы. Проанализировать данные и сделать выводы недостаточно – необходимо грамотно изложить их, для чего религиовед должен обладать научным мышлением и одновременно владеть литературным слогом.

При этом данная работа является практически полностью «кабинетной», что требует от религиоведа определенной усидчивости и склонности к методичной (и немного однообразной) работе.

Основное место работы религиоведа – научный центр, занимающийся исследованием одной или нескольких мировых конфессий. Религиовед может не только заниматься научными изысканиями, но и передавать свои знания другим – в университетах, институтах и на факультативных занятиях в школах.

Образование

Религиоведение изучается на факультетах истории и социологии, хотя некоторые университеты выделяют под него отдельные кафедры. Получить соответствующее образование можно в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, МГУ им. М.В. Ломоносова и других вузах.

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/spisok-professiy/religioved/

Религия и наука. Характеристика соотношения

   

В статье мы кратко рассмотрим аспекты взаимоотношений религии и науки в истории и в современном мире, определим сходства и различия, общее и особенное, аргументы за и против, а также пути взаимодействия религии и науки.

История и современность

История взаимоотношений религии и науки как таковых берет начало в XVII-XVIII веках в Европе, когда с развитием естественных наук обостряется противостояние христианской религии (или философско-теологического типа мировоззрения, господствовавшего в Средневековье) и науки, которая формировала новый, «объективистский» или научный тип мировоззрения.

Римско-католическая церковь, а также и протестантские церкви и общины подвергали репрессиям ученых как еретиков, которые ставили под сомнение Священное Писание. Так, в 1553 году протестантами-кальвинистами в Женеве был сожжен испанский естествоиспытатель и врач Мигель Сервет (ранее приговорен к смерти и католической инквизицией). В 1600 г.

за пропаганду коперниканского учения был осужден инквизицией и сожжен Джордано Бруно. В 1616 г. Ватикан официально признал опасной ересью гелиоцентрическую систему, с чем связан и инквизиционный процесс против Галилео Галилея в 1632 г.

С 1559 по 1948 год издавался «Индекс запрещенных книг», в который наряду с некатолической (главным образом протестантской) религиозной литературой попадали и произведения выдающихся философов и ученых (в том числе и католиков), запрещенные к чтению верным католической церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое направление христианства в сша

С другой стороны, в светской науке и культуре распространяется понимание религии как слепой веры; формируется рационализм как безграничная, именно «слепая» вера в способности разума; а в XIX в. — позитивизм, который отдает бесспорное преимущество позитивным наукам перед религией и философией.

Результатом стало не только распространение светской культуры, превращение религии в «частное дело», но и призывы к фактическому уничтожению католической церкви — «раздавим гадину!» (Вольтер) и попытки вообще уничтожить религию, как «опиум народа» (К. Маркс ).

Между тем, опыт научного развития, научные революции могут уже доказать, что научное знание, которое якобы должно основываться на бесспорных доказательствах, на самом деле часто оказывается ошибочным и требует пересмотра, во всяком случае, всегда имеет относительный, а не абсолютный характер.

Согласно западной традиции (культурам Востока свойственен синкретизм) наука как точное и эмпирически выверенное знание, существующее во благо человечества, противопоставляется религии, постулаты которой предполагается воспринимать на веру.

При этом научная традиция рассматривается обособлено, исключая взаимосвязь с другими способами познания мира. В обыденном представлении философы и ученые прошлого предстают как борцы с нерациональной религиозной стороной действительности. Однако такого представления, т. е.

рассмотрения прошлого с позиции современности, стоит избегать.

В европейской культуре задание науки определялось как девиз Галилея «все, что измерить можно, измеряй, что невозможно — измеримым делай». Однако человеческая жизнь не ограничивается рациональной стороной. Большинство знаний и убеждений получено человеком нерациональным путем, поэтому философские и психологические школы ХХ в. исследовали проблему потери человеком целостного мировосприятия, отчуждения от своей истинной природы и сущности.

Единство и различия религии и науки

Религия направлена на выявление утерянной человеком целостности мировосприятия, предлагая знания, воспринимаемые на веру, своеобразные аксиомы, которые углубляются и обновляются в процессе личного общения с Богом. Так и наука, представляя знания в виде фактов, способствует возникновению нового видения явлений.

Очевидно, можно предположить, что религия и наука имеют два разных предмета, два разных пути познания, два разных критерия достоверности, поэтому они совершенно независимы и не могут проверяться друг другом.

Еще Ломоносов утверждал: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии».

Нельзя, например, подвергать сомнению библейский рассказ о сотворении человека на основании научного заключения о ее происхождении от обезьяны, и наоборот, — поскольку здесь речь идет о совершенно разных вещах.

Наука познает мир во взаимоотношении его частей и элементов, а не охватывая мир как целое и его соотношение с Абсолютом. Религия же, познавая Бога, открывает именно отношение мира и человека к Богу как к сверхъестественному началу, как к высшей силе.

Научное знание нуждается во внешних доказательствах, вера же определяется своей внутренней силой. Знать возможно лишь о том, что доступно чувствам, а «Вера является залогом того, на что мы надеемся, — доказательство вещей невидимых» (Евр. 11, 1).

Иначе говоря, наука базируется на внешнем, чувственном опыте, вера же — на внутреннем, духовном.

Независимость науки и религии связана с самостоятельностью мира в отношении к Богу. Но эта самостоятельность относительна. С религиозной точки зрения, Бог присутствует в мире через человека, а также в мировой гармонии, которая лишь в определенной степени нарушается стихией природы.

Поэтому между наукой и религией на самом деле существует глубокая связь и точки соприкосновения. Наука как частичное знание опирается на мировоззрение, имеет религиозный (или антирелигиозный) характер, то есть она зависит от духовных интересов, от веры как отдельных людей, так и целых эпох.

Поэтому наука не может уничтожить религию — она может быть безрелигиозной только тогда, когда религия сама в запущенном состоянии.

Напротив, именно глубина религиозного чувства помогает великим ученым в определяющих открытиях, поскольку вызывает «восторг перед всемогущим Строителем вселенной» (Коперник). Неслучайно и основатель современной рационалистической науки Ф.

Бэкон когда-то сказал: «Только поверхностное знание природы может увести нас от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад, к Нему». А вот мнение выдающегося физика XX в.

Макса Планка: «Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга.  Для религии Он представляет фундамент, для науки — венец разработки миросозерцания».

Церковь в последнее время также делает шаги навстречу науке.

Известный католический теолог Ганс Кюнг, идеолог модернизации католицизма, отмечает, например, что соотношение и границы между религией и наукой определяются не на модели конфронтации (или фундаменталистском неприятии науки, или рационалистическом неприятии религии) и не на модели интеграции (которая заключается в фактическом приспособлении или науки под догмы религии, или религии под научные теории), а на модели дополнения, или критически конструктивного взаимодействия, в которой обе стороны сохраняют собственную сферу, отвергают абсолютизацию и взаимно обогащают друг друга, пытаясь лучше понять реальность как целое во всех ее измерениях. Православный священник и философ Василий Зеньковский утверждал в связи с этим, что «соотношение современного знания и коренных идей христианства может и должно быть взаимно свободным». Но при этом христианство не может ограничиваться рецепцией только того в современном знании, что для него приемлемо — «христианская мысль должна заняться пересмотром основ знания, чтобы вернуть христианству его законное место в развитии знания».

Путем сравнения определений религии и науки приходим к выводу, что это два аспекта общественной жизни, которые являются различными областями духовной культуры и могут существовать рядом, не уничтожая друг друга. Утверждение, что религия и наука несовместимы — в корне неверно.

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

2. Релігієзнавство: Навчальний посібник. 2-ге вид. / За ред. Мозгового Л. І., Бучми О. В. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 264 с.

1. Роль религии в жизни общества
2. Религия и мораль
3. Религия и философия

Сохранить

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник: https://www.mudriyfilosof.ru/2015/11/religiya-i-nauka.html

Чем отличается наука от религии

Научное знание способно оказывать существенное воздействие на мировоззрение человека. Влияет оно и на восприятие Бога, и на отношение к миру в целом. Наука и религия по-разному относятся к различным явлениям нашей действительности. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться.

Что такое наука и религия

Наука – система теоретических и практических знаний о жизни и развитии человеческого общества и природы.
Религия – форма осознания мира, связанная с верой в сверхъестественное.

Сравнение науки и религии

В чем же разница между наукой и религией?Принципиальное различие состоит в том, что наука способна подвергнуть сомнению любые аксиомы и факты, лежащие в ее основе. Научное знание иногда может быть опровергнуто.

Религия же базируется на бездоказательных, непроверяемых аксиомах (постулатах, догмах), постижение которых, как считается, недоступно человеческому разуму, а потому они не исследуются и не проверяются. Религия претендует на полную, абсолютную истинность.Наука, в отличие от религии, направлена на максимально объективное исследование окружающего мира.

Наука неотъемлема от динамики, движения, развития. Она опирается на рациональное познание. Религия же консервативна, статична по природе своей. Ее опора – иррациональное сознание.Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт. Наука должна все подвергать сомнению, переосмыслению.

В религии сомнения недопустимы, тот, кто ими злоупотребляет, может быть обвинен в грехе маловерия.Наука старается ответить на вопросы «Как?» и «Почему?» Религия пытается дать ответ на вопрос «Зачем?» Наука хочет понять, как устроен мир. Религия же стремится к познанию смысла существования нашего мира.

Наука доступна не для всех, она требует развитого интеллекта, долгой и упорной учебы. К религии может обратиться каждый.

TheDifference.ru определил, что отличие науки от религии заключается в следующем:

Наука подвергает сомнению факты, лежащие в самой ее основе. Религия зиждется на бездоказательных догмах, которые не могут быть изучены и проверены.Наука старается максимально объективно исследовать окружающий мир. Она опирается на рациональное познание, направлена на движение, развитие, динамику.

Религия же консервативна, статична, опирается на иррациональное сознание.Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт.Наука все подвергает сомнению, в религии сомнения недопустимы.Наука выясняет, как и почему, религия – зачем. Наука стремится к познанию устройства мира, религия – к смыслу его существования.

Наука доступна не для всех, к религии может обратиться каждый.

  • Изучать английский самостоятельно крайне тяжело, необходимо кроме подбора правильной литературы и методики обучения,  найти партнера для
  • Стань Лучшим Продавцом – Консультантом (практическое пособие) То, что следует знать каждому продавцу– консультанту: предлагаемый продукт. 2. особенности
  • Неорганические катализаторы и ферменты (биокатализаторы), не расходуясь сами, ускоряют течение химических реакций и их энергетические возможности.

Источник: http://altaiinter.org/chem-otlichaetsya-nauka-ot-religii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Как правильно принимать крещенскую воду

Закрыть