Как называется одежда у священника

Одежда священника — облачение духовенства на праздники (таблица)

Как называется одежда у священника

1001molitva.ru > О православии > Одежда священника — облачение духовенства на праздники (таблица)

Одежда священника резко отличается от одеяний обычных людей. Она свидетельствует о звании и сане богослужителя. Еще в древние времена одеяние священников играло большую роль. Каждый атрибут имеет собственный тайный смысл. Любая незначительная деталь может поменять образ.

Люди часто видят священников церкви: в храмах, по телевидению и т.д. Каждый раз у них могут меняться элементы в одеянии, оттенки и пр.

У богослужителей существуют строгие правила в манере одежды, которые запрещено менять, им нужно лишь следовать. Некоторые устои известны еще с древних времен, а другие появилось относительно недавно. Тем не менее, каждый элемент одежды что-то значит.

  • Облачение священника православной церкви
  • Головные уборы духовенства
  • Цвет облачения священников на празднования

Облачение священника православной церкви

Главными деталями одежды являются ряса и подрясник.

Облачение православного священника (для увеличения нажмите)

Подрясник — нижняя часть одежды. Выглядит оно, как полотно длиной до пяток. У монахов подрясник лишь черного оттенка. Представители низшего духовенства надевают черные, серые, коричневые и темно-синие одеяния, а в летнее время года — белые. В качестве материала могут послужить шерсть и хлопчатобумажные ткани. Шелк при изготовлении элемента одежды используется редко.

Под рясой подразумевается верхняя часть одеяния с удлиненными ниже пальцев рукавами. Чаще всего носят рясу темного цвета, однако встречается подобная цветовая гамма, как у подрясника. При изготовлении используется тот же материал. Иногда на этих элементах гардероба есть подкладка.

Мантия — удлиненное полотно с застежками. В древности ее носили люди, которые недавно отреклись от языческой веры и приняли православие. В Древней Руси появление перед народом без мантии жестоко пресекалось. Ее считали святой вещью, так как в те времена не было другой верхней одежды. Цвет мантии — преимущественно черный.

Важным атрибутом в образе священника были украшения, например, наперсный крест. Эта вещица появилась у русских богослужителей относительно недавно.

Крест — это признак того, что человек является последователем Иисуса Христа, который прошел страшные муки за грехи народа.

Священник обязан иметь в сердце образ Спасителя и подражать Ему. Наперсный крест вешается на двухконечную цепь, которая является символом обязанностей служителя. Он, как пастырь для овец, несет ответственность за прихожан, помогает им найти ответы на вопросы. Все детали изготавливают серебряно-вызолочеными.

Панагия — символ священника о принадлежности к церкви. Как церковный знак, возник он в католичестве. У патриархов на Руси было принято носить 1 крест и 2 панагии. В современное время она выглядит так: образ Божией Матери в округлой или вытянутой форме.

Головные уборы духовенства

Приближенные к Богу могут носить на голове особый  убор. Например, в низшем духовенстве надевают скуфью. Скуфья — маленькая круглая шапочка. По форме она напоминает чашку без подставки.

На древней Руси скуфьей закрывали побритую часть головы. Раньше снимать ее было запрещено, поэтому богослужители даже дома носили ее.

Еще одним повседневным головным убором священников является клобук. Он также начинает свою историю в древности. Раньше клобуки носили лишь князья. В церковном деле эти головные уборы появились давно.

Представляет собой колпак из мягкой материи с меховой отделкой. Клобук покрывают черной длинной материей.

Сейчас этот головной убор претерпел внешние изменения. Клобук — шапка цилиндрической формы с расширением кверху, обтянута крепом темного цвета, который заходит за спину и заканчивается тремя удлиненными хвостами.

Цвет облачения священников на празднования

Оттенки одеяния богослужители могут сменять. Цветовое сочетание меняется в зависимости от православного мероприятия, его значимости или события, которое отмечают по церковному календарю. У служителей существуют строгие рамки в одежде, которые им запрещено нарушать.

Вот некоторые правила расцветки для служителей Богу:

Расцветка Празднование Символика
Золотой/желтый Все даты, посвященные Христосу; памятный день церковных служителей (пророк, святитель, апостол и др.). Связь с небесными силами.
Синий и голубой Праздники, посвященные Пресвятой Богородице; Принесение во храм. Внутреннее спокойствие.
Белый День памяти Небесных бесплодных сил. Пустота, чистота.
Бордовый/фиолетовый Памятный день Воздвижения Креста Господня. Духовная умиротворение; крестный поход.
Зеленый Праздники юродивых и святых; Пятидесятница; Вербное воскресение; Духов День. Вечность, рождение, преобразования в окружающем мире.
Белый Погребение; Рождество Христово; Вознесение Господне; Преображение Господне; Богоявление. Путь в небесный мир. Священный свет, озаряющий Божьи создания.
Белый, красный с золотистыми вставками Воскресение Христова  Свет, появившийся из захоронения Иисуса Христа.

В православии следует надевать такие расцветки, которые соответствуют гамме праздника. Особое внимание этому уделяют женщины: они меняют головные платки. Также на красный угол в доме кладут полотно соответствующего оттенка. Однако это необязательное условие. Менять цвета в одежде можно по желанию.

Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/oblachenie-svyashchennika.html

Цвета облачений у священников: какие бывают и что обозначают?

Как называется одежда у священника

Что обозначает цвет облачения у священника? Почему цвет облачений меняется в зависимости ото дня? Какой цвет полагается священнику на службу в Рождество? На Пасху? В другие праздники? Цвета облачений: рассказываем главное, что нужно знать.

Богослужебное облачение

Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также — от тех или иных моментов служб.

Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него — надетым частично или полностью — священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.

В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.

Цвет облачений священников — что обозначает?

Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно — за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные — в цвет этого Праздника).

фото: patriarchia.ru

Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни — в красном.

С другой стороны, цвет облачений — это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:

Голубое облачение священника

Здесь и далее фото облачений: pravmagazin.ru

Полагается для Богородичных праздников. Например: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)  или Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Или в день празднования особо чтимых Богородичных икон.

(Кстати, если у храма купол голубого цвета, то он тоже, скорее всего, освящен в честь Богородичного праздника. Хотя в целом, для куполов в отношения цвета каких бы-то ни было правил нет вообще См. текст: сколько куполов бывает у храмов и какие они бывают?)

Белое облачение священника

Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).

В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.

Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных — потому что смерть в христианстве — это не трагическое событие, а наоборот — светлое, ибо душа уходит в Вечность.

Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.

Фиолетовое облачение священника

Предназначается для праздников Креста Господня. Например — Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во врем Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. Например — в День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Поста.

Красное облачение священника

В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. Кроме того — это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения принято, что священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом.

В Великий Четверг — последний четверг перед Пасхой — священник тоже облачаются в красный (память о Крови, данной Христом своим ученикам на Тайной Вечери) — но в красной темного оттенка, чтобы он не был Пасхальным.

Зеленый цвет облачений

Зеленые облачения предназначаются для праздников Святого Духа (51-й день после Пасхи), Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и кроме того — в дни памяти юродивых, подвижников и преподобных.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где работал Андрей Павленко

Черный цвет облачений

Черный цвет облачений полагается для постов. Причем, в некоторые дни это может быть не только черный, но темно-синий или темно-зеленый. Однако в Великий пост — особенно в Страстную Седмицу — облачение исключительно черное.

Исключением для «постных» облачений являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники тоже облачаются в фиолетовое облачение или в черное, но с золотой или цветной отделкой.

Желтое или золотистое облачение священника

Желтый цвет — апостолов, пророков, святителей и иных служителей Церкви.

Кроме того в этот цвет священник может облачаться в небогатых или сельских приходах в те дни, для которых у него нет облачений соответствующего цвета.

***

Про облачение священника можно сказать еще то, что шьется оно, как правило, из шелка или парчи.

При этом, облачение на узоре может быть самым разнообразным. Например, «минималистичным», как это:

Или наоборот — с изысканным узором, как вот это:

Однако выбор узора, в отличие от цвета облачения, совершенно не несет в себе правил и целиком и полностью зависит от вкусов тех, кто шьет и того, кто это облачение приобретает.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/tsveta-oblacheniy-svyashhennikov-kakie-byivayut-i-chto-oboznachayut/

Пресвитер – это католический священник :

Как называется одежда у священника

Пресвитер, или католический священник, относится ко второй степени священства, а всего их три — диакон, священник, епископ. Возведение в чин, или рукоположение, во все три степени осуществлять имеет право только епископ.

Этот обряд относится к таинствам церкви, но свершается только путем возложения рук епископа на голову посвящаемого и молитвы о сошествии на него Святого Духа. В этом обряде отсутствует тайносовершительная формула, присущая другим таинствам.

Перед самим обрядом рукоположения посвящаемый распростирается ниц перед алтарем, изображая фигурой крест в знак смирения, почтения и посвящения всей своей жизни Христу.

Безбрачие как непременное условие

Католический священник, за редким исключением, не имеет права жениться, потому что безбрачие, или целибат, узаконено в канонической практике римско-католической церкви. В православии женитьба священников не только разрешена, но и поощряется с единственным обязательным условием, чтобы таинство брака было осуществлено только до посвящения в степени. В протестантизме же священник может вступать в брак и после посвящения в сан.

Знания – лучшее оружие

Перед рукоположением католический священник много учится. В римско-католической церкви образованию всегда придавали очень большое значение – первые духовные университеты возникли в Средневековье. В Европе обязательным условием для посвящения в первый сан является наличие четырёхлетнего обучения.

А при вступлении в сан священника кандидат обязан отучиться в Высшей духовной семинарии не менее 4-х лет. В России в Санкт-Петербурге находится единственная в стране Высшая духовная семинария, носящая название «Мария — мать апостолов» и готовящая католических священников. Срок обучения в ней — 6 лет.

В Новосибирске же действует предсеминария, готовящая кандидатов для поступления в Высшую академию.

Особенности сана католического священника

Католический священник обладает правом свершать из семи пять таинств. Исключением являются таинства священства и помазания. А таинство исповеди может свершать даже отстраненный от богослужения пресвитер. Важен тот факт, что православного священника можно отлучить от церкви, и он превращается в попа-расстригу.

А законно рукоположенный священник католической церкви не может быть извергнут из сана никем и никогда — при рукоположении он получает «неизгладимую печать священства». Как и в православии, католические служители культа делятся на чёрное (монашествующее) и белое (епархиальное) духовенство. Обращаться к пресвитеру принято «отец Имярек». Существует такое понятие, как католический приходской священник.

Понятно, что у такого пресвитера должен быть приход или он должен быть настоятелем аббатства. Во Франции таких священников называют «кюре».

Особенности одежды пресвитера

Внешне католического священника делает всегда узнаваемым одеяние, состоящее из сутаны (верхняя длинная с длинными рукавами одежда), носят ее вне богослужений.

Она имеет стоячий воротник, в который вставляется самая главная отличительная черта западного духовенства – колоратка, или римский воротник.

Это жесткая белая вставка, которая раньше была цельной и обвивалась вокруг шеи, являя собой ошейник и обозначая таким образом преданного раба Божия. Одежда католического священника бывает разного цвета, который указывает на степень клирика.

Литургическое одеяние

Совсем по-другому выглядит одеяние для литургии – главного христианского богослужения. Важнейшей его деталью является альба – белая длинная одежда из тонких тканей: льна, хлопка или шерсти, перепоясанная веревкой. Ее прообразом была носимая под тунику древнеримская рубаха.

На альбу надевается казула (плащ) или орнат. Это расшитая риза, похожая на плащ дьяконов — далматику, но без рукавов. Следующим элементом одежды пресвитера является стола, представляющая собой двухметровую ленту шириной от 5 до 10 см, украшенную по краям и в середине крестами.

Она надевается на шею поверх орната.

Вообще в римско-католической церкви существуют три вида церковного облачения – литургическое, для присутствия на богослужении и церемониальное. В литургической одежде священника есть еще очень много деталей, таких как манипул, который надевается на левую руку (очевидно, от него произошло слово «манипулировать»).

Источник: https://www.syl.ru/article/199940/new_presviter-eto-katolicheskiy-svyaschennik

Головной убор епископа — история и значения облачения | Православиум

Рубрика: Православный храм, Церковный этикет

Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.

В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как  через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.

Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.

Митра — богослужебный головной убор епископа

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами.

Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен.

Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового). 

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Повседневное облачение архиерея

В Русской Православной Церкви архиереи в зависимости от своего звания имеют особенные элементы в одежде и головных уборах..

На черной мантии епископов нашиты белые и красные ленты и «скрижали» (четырехугольные платы, пришитые спереди). Эти ленты являются символом евангельского учения, благодать которого исходит во время проповеди архиерея (преемника апостолов). «Скрижали» — это символ Нового и Ветхого Завета. Головным убором служит черный простой клобук с наметкой.

У архиепископов (наиболее заслуженных епископов) мантия фиолетового цвета, с нашитыми лентами и «скрижалями». На черном клобуке с наметкой имеется маленький крест.

Для митрополита (епископа, руководящего митрополией) предназначена голубая мантия с лентами и «скрижалями». Головной убор — белый клобук с наметкой и крестом.

У Патриарха (главного епископа Поместной Церкви) зелёная мантия и белый клобук особой формы с образами серафимов, который называется куколь (в переводе с латинского — «капюшон»). Этот головной убор своим цветом символизирует чистоту помыслов.

Богослужебные облачения архиереев

Архиереи во время совершения богослужений облачаются в подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу и саккос (длинную верхнюю одежду без рукавов). Саккос символически напоминает о царском достоинстве Иисуса Христа. Облачение епископа имеет особую деталь — омофор (с греческого — «носимый на плечах»), очень широкую ленту, которая особо укладывается на плечах архиерея. Это знак высшего архиерейского служения.

Символически омофор указывает на заблудшую овцу, то есть людей, которых Иисус, как добрый пастырь, «взял» на свои плечи, чтобы вернуть их Богу (Евангелие от Иоанна, 10:11). Епископы также имеют знак церковной власти — жезл. Он напоминает верующим, что все люди являются странниками на земле. Жезл также является атрибутом пастыря: по примеру Христа епископ это пастырь, а верующие — агнцы Божьи, которыми он руководит.

Богослужебный головной убор архиерея — митра.

Головной убор епископа: повседневный вариант

К повседневным головным уборам православного духовенства относится скуфья. В переводе с греческого это слово означает «чаша». Она представляет собой небольшую мягкую остроконечную шапочку, складки которой формируют изображение креста. Для епископов на  скуфью черного цвета нашивается дополнительно крест.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает помазание лба

Клобук в переводе с тюркского языка означает «колпак». Этот черный головной убор является атрибутом монашеского облачения. Клобук — цилиндрическая шапка с обрезанными краями (она же называется камилавкой) с прикрепленным к нему покрывалом, которое имеет три  длинных конца («наметки»).

Это «шлем спасения» и «покрывало послушания», как сказано в чинопоследовании монашеского пострига. Свою современную форму клобук приобрел в 17 веке сначала в Греческой Православной Церкви. Затем получил распространение и в Русской Церкви. До этого времени он имел сферическую форму.

Также клобук является головным убором для епископов и носится вне богослужений. У митрополитов клобук белый с нашитым крестом. Для епископов и архиепископов он черного цвета.

Клобук, сохранивший полусферическую форму, с нашитыми крестом и изображениями серафимов является внебогослужебным головным убором патриарха.

Богослужебный головной убор епископа

Епископы, архимандриты, награждённые священники во время богослужений одевают митру (с греческого — «головная повязка»). Она является одновременно символом царского и тернового венца Спасителя, образ Которого представляет архиерей во время богослужения. у митры священника имеется изображение Пресвятой Троицы или Серафима, у архиерея — крест. По всей окружности этого головного убора расположены иконографические образы. 

Первоначально этот головной убор использовал в своем облачении Александрийский патриарх.

Так, Симеон Солунский (14-15 век) писал: «С непокровенной главой все восточные иерархи и священники, за исключением Александрийского Патриарха, совершают священнодействие не по уничижению какому-либо, но по слову возвышеннейшему и особенно священному, которое богоглаголивый Павел предлагает в научение, называя главою нашею Христа, нас же членами Его, и что должно чтущим нашего Главу Христа во время молитвы иметь головы открытыми».

В 15 веке митру стал носить Константинопольский патриарх. В 17 веке традиция ношения митры перешла и в Русскую Православную Церковь. Изначально митра имела полусферическую форму (в России — с меховой опушкой). После Никоновской церковной реформа она приобрела современный вид. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 1988 года ношение митры с крестом разрешено всему епископату.

Источник: https://pravoslavium.ru/golovnoj-ubor-episkopa-istoriya-i-znacheniya-oblacheniya/

Как называется одежда священника — Православный мир

Облачение дьякона (иеродиакона) состоит из подрясника, поручей, стихаря и ораря.

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (диакона, иеродиакона) с вышивкой.

Фотогалерея поможет вам выбрать облачение диакона (дьякона, диаконское, дьяконское) на свой вкус.

При наведении курсора на одно из приведенных ниже изображений, вы попадете на страницу с описанием выбранного вами облачения диакона (дьякона, диаконское, дьяконское).

СТИХАРЬ

Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы. Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей. По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием.

Для диаконов и низших клириков — это верхнее богослужебное облачение, для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником, поверх которого надеваются прочие ризы. Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов. Иногда на боках и рукавах стихаря нашиваются ленты, знаменующие собою узы, которыми был связан Иисус Христос, и кровь, истёкшую из его ребра.

Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют прободённое ребро Иисуса Христа, а оплечья из материй других цветов символизируют язвы от его бичевания.

История стихаря

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

ОРАРЬ

Орарь (устар. — орарий) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона. В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов, а также соответствующих им в черном духовенстве — иеродиаконов и архидиаконов.

Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения.

В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников.

История и символическое значение ораря

Считается, что прообразом ораря новозаветной Церкви является убрус (полотенце), которым в ветхозаветных синагогах подавали знак, по которому провозглашали «Аминь» при чтении Священного Писания. Орарь является символом крыльев ангела, при этом сам диакон олицетворяет ангела, исполняющего волю Божию. Помимо этого, орарь слывет символическим изображением благодати, ниспосланной диакону как священнослужителю.

Облачение в орарь

В процессе посвящения (хиротессии) в иподиакона происходит первое облачение в орарь. После облачения новопосвященного в стихарь, другие иподиаконы подносят орарь архиерею, который осеняет орарь крестным знамением, после этого посвящаемый целует орарь и руку архиерея, и иподиаконы крестообразно опоясывают посвящаемого орарем.

При рукоположении (хиротонии) иподиакона в диакона с него смимают орарь, которым он был перепоясан, и архиерей возлагает орарь на его левое плечо, произнося, при этом: «Аксиос» (от греч. — «Достоин»). В православии диакон и иподиакон надевают орарь поверх стихаря только после благословения, получаемого от священника перед богослужением.

В процедуру благословения входит троекратное крестное знамение и поклоны кресту Господню, после чего стихарь и орарь складываются особым образом (при этом в состав богослужебного облачения дьакона входят и поручи) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем».

После получения благословения от священника в форме крестного знамения происходит облачение диакона и иподиакона.

Двойной орарь

В православии после пяти лет служения диакон получает первую награду — право ношения двойного ораря. Один из двух орарей надет, как обычно у диакона, а второй орарь идет от левого плеча, спускается к правому бедру, и соединяется здесь концами.

Богослужебным облачением архидиакона и протодиакона является протодиаконский орарь, который отличается от двойного ораря тем, что на него навешивается девять, а не семь, как на простом и двойном орарях, крестов и наличием слов «Свят, свят, свят», а также богатой вышивкой.

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (облачения дьякона, диакона, иеродиакона, иподиакона, протодиакона, архидиакона) с вышивкой, включая стихарь, орарь, поручи.

 

Источник: https://daronosica.ru/eto-interesno/kak-nazyvaetsya-odezhda-svyashhennika.html

Одежда священнослужителей. Одеяния повседневные. Богослужебные облачения

Священнослужителя легко узнать даже в самой многолюдной толпе – по особой одежде. Одежда священнослужителей сильно отличается от вещей, которые носим мы. Она выделяет их из среды мирских людей и как бы «говорит» нам – перед вами не обычный человек. Для священнослужителей их одежда – это постоянное напоминание о том, что они всегда, в любой ситуации должны быть достойны принятого ими от Бога высочайшего служения.

Одежда дьяконов, священников и епископов не подвластна моде – она шьется по строгим канонам и не меняется на протяжении сотен лет. Все церковные одежды имеют свою историю и глубоко символичны, поэтому в основе своей неизменны.

Одежда священнослужителей бывают повседневными и богослужебными. В Церкви одежды принято называть облачениями, от слова «облачать» – одевать. Но облачения – это, собственно, богослужебные одежды. Кроме них есть обычная, повседневная одежда.

Одеяния повседневные

Подрясник, ряса и скуфья (или скуфейка) заменяют духовенству повседневную одежду.

Подрясник – это длинная, до пят, нижняя одежда с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.

Ряса – верхняя одежда с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Слово «ряса» в переводе с греческого – «вытертая, лишенная ворса, поношенная». Именно такую, почти нищенскую одежду, полагалось носить монахам в Древней Церкви. Позднее из монашеской среды ряса вошла в гардероб всего духовенства.

В повседневной жизни священнослужители носят особые головные уборы, которые называются скуфья (греч. «головное покрывало»). Это мягкая остроконечная складывающаяся шапочка, покрывающая голову до бровей. Она шьется так, что ее складки образуют символический крест.

Священник в подризнике благословляет диакона к облачению.

Подрясник и ряса напоминают одежду Спасителя, которую он носил в земной жизни. Эти одежды означают, что духовенство и монашество подражают Его жизни.

Кроме того, священники Православной Церкви обязательно носят поверх одежды большой СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ КРЕСТ. Священнический крест – восьмиконечный крест с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»); в концах широкой перекладины – «IС, ХС» («Иисус Христос»); под нижней косой перекладиной – «Ника», что в переводе с греческого означает «победитель».

Крест свидетельствует о том, что священник является служителем Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, и должен иметь Его в своем сердце и подражать Ему.

Кроме обычных серебряных существуют позолоченные кресты (их носят протоиереи) и кресты с украшениями – правом ношения их священники награждаются за особые заслуги.

Во что одеты монахи

У монахов обязательный гардероб несколько больше, чем у «белых» священнослужителей. Помимо подрясника и рясы им положено носить МАНТИЮ (или па́лий) – длинную, без рукавов, накидку черного цвета с застежкой на вороте. Мантия покрывает собой подрясник и рясу и обозначает особую отрешенность монахов от мира.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое совесть определение для сочинения

Повседневным головным убором епископов и монахов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, является КЛО́БУК. Монашеский клобук – это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху. О́н обтянута черным крепом, который спускается на спину и заканчивается тремя длинными концами.

Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом. А клобуки патриархов – белого или черного цвета с крестом на навершии и вышитыми изображениями Серафимов и крестов. Форма патриаршего клобука, напоминающего купол храма с крестом наверху и соответствует положению патриарха – главы поместной Церкви. Белый цвет митрополичьих и патриарших клобуков означает особенную чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом.

Во внебогослужебное время епископы носят ПОСОХИ – длинные деревянные трости с оправой и утолщением в верхней части. Посохи даются также архимандритам и игуменам – начальникам монастырей.

Монашествующие всех степеней носят ЧЕТКИ — замкнутую нить из ста «зерен», разделенных на десятки «зернами» более крупных размеров. Четки нужны, чтобы монах не отвлекался на подсчет положенных ему правилом молитв, а сосредотачивался на их сути.

Богослужебные облачения

Богослужения совершаются священнослужителями в особых одеждах, называемых облачениями. Священнослужители возлагают на себя особые одеяния для того, чтобы на время службы отделиться не только от других, но и от самих себя – обычных людей, занимающихся ежедневными делами. Так одеваясь, они уподобляются и по внешнему виду святым апостолам и их ближайшим преемникам.

Перед богослужением при облачении священнослужители читают особые, положенные уставом молитвы, в которых и раскрывается символическое значение священных одежд.

Богослужебные облачения духовенства имеют общее название – ризы и разделяются на диаконские, иерейские и архиерейские.

Священник имеет все диаконские одеяния плюс присущие его сану. Епископ – все священнические одеяния плюс присущие его архиерейскому сану.

По окончании богослужения облачения снимают и оставляют в храме.

Источник: https://chudo-udo.info/zakon-bozhij/6365-odezhda-svyashchennosluzhitelej-bogosluzhebnye-oblacheniya

Откуда у православных священников пошла традиция носить платье

Для людей, далеких от церкви, одежды православного священника могут показаться странными: с одной стороны Церковь всеми силами борется за то, чтобы одеть женщин в платья, с другой стороны – сами священники-мужчины облачаются в платья, чтобы служить Богу.

Потому что раньше мужчины носили платья – хитоны

Противоречия тут нет, так как облачения православных священников имеют длинную историю, которая начинается во времена, когда мужчины так же, как и женщины, одевались в длинные рубахи – хитоны. У богатых были хитоны из дорогих тканей с вышивкой, у бедных – из грубой холстины или шерсти. Женщины носили женские хитоны из более тонких тканей с длинным покроем, мужчины носили мужские хитоны отличающиеся более простым покроем.

Потому что иудейские священники имели подобную одежду

Особую одежду имели ветхозаветные священники. Согласно Священному Писанию, сам Бог повелел пророку Моисею сшить для них специальные одежды – «для величия и красоты». Для этого нужно было взять голубую, пурпурную и багряную ткань – шерсть или лён, и расшить их золотом.

Одежда иудейских священников состояла из хитона – нижней рубахи, которая доходила до пола, верхней ризы, эфода, покрывающего спину и грудь, пояса и кидара – тюрбана. Сверху на эфод первосвященник надевал нагрудник, украшенный драгоценными камнями.

Через пророка Иезекииля Бог велел священникам использовать облачения только для священнодействия и снимать их перед тем, как выйти из храма во внешний двор, переодеваясь в будничные одежды (Иез.44:19).

Эта одежда в какой-то мере стала прообразом современного облачения православных священников. В наше время они точно так же переодеваются, оставляя одежды в храме.

Потому что Иисус носил хитон и ризу

Однако не стоит забывать и о том, что сам Господь носил хитон, будучи человеком. Согласно Евангелию, хитон этот был соткан бесшовным и после распятия Спасителя римские воины не решились его разрезать и решили бросить жребий, чтобы узнать, кому он достанется.

Воин, завладевшей бесценной святыней, по преданиям, увез хитон в Грузию, где он и находился, пока им не завладел шах Аббас, который подарил хитон царю Михаилу Феодоровичу.

Другие версии говорят в пользу того, что царю была привезена часть ризы Христа – то есть его верхней одежды, а хитон до сих пор остается в Грузии, в основании Мцхетского Патриаршего собора.

Из событий становится ясно, что Христос носил мужское платье – длинный, тонкий, белый хитон, поверх которого была надета более короткая и более плотная риза.

Одежды появились не сразу

Богослужебные одежды у христиан появились не сразу, ведь Спаситель носил обычную одежду, а апостолы совершали Евхаристию в будничных одеяниях. Тем не менее, понимание того, что служить Богу надо в особой одежде, уже существовало: апостол Иаков носил одежду иудейского священника, а апостол Иоанн одевал на голову золотую повязку – знак первосвященника.

Со временем будничная одежда Христа стала священной, хитон и ризы остались частью облачения священников, и до VII века сложился основной канон облачений служителей православной церкви.

Каждой вещи – свой символ

В одеянии священника каждой вещи придаётся отдельный смысл. Например, хитон-власяница, в который облачаются монахи-схимники, символизирует нестяжание и во время пострига называется «хитоном вольной нищеты».

Подобие хитона – стихарь носят алтарники, чтецы и пономари; стихарь является символом ангельской чистоты и радости.

Дьякон облачается в стихарь и надевает орарь, означающую крылья ангела – длинную полосу материи с крестами и вышивкой «Свят, Свят, Свят». Считается, что орарь появился из полотенца-убруса, которым иудеи подавали знак говорить «Аминь».

Одежда священника – это мужское длинное платье до пят – подрясник бывает разных покроев – с запахом или на пуговицах. Это единственное облачение, которое священник может надевать вне храма. Сверху на подрясник надевают рясу – просторное черное облачение с длинными рукавами – ниже ладоней. Крест, который священники носят поверх одежды, должен напоминать им о том, что каждый христианин должен исповедовать Христа перед всеми.

Во время Литургии священник надевает подризник, который имеет тот же смысл, что и стихарь.

На подризник снадевается фелонь или риза – длинная, широкая одежда без рукавов, с твердыми и высокими оплечьями, которая означает верность Богу и багряницу, которую одели на Спасителя во время Его страданий. Известно, что фелонь носил уже апостол Павел.

Остальные облачения священник надевает поверх фелони. Это поручи – нарукавники, которые стягиваются шнурками, символизирующими узы Христа; епитрахиль – длинная полоса материи с шестью крестами вокруг шеи, символизирует служение Христу; пояс, символизирующий готовность служения; набедренник, являющийся знаком духовного меча – вооружения священника, который представляет собой прямоугольный плат с крестом. Он указывает на Евангелие, и его носят там же, где ранее воины носили меч.

В Русской Православной Церкви священнослужители имеют право носить одежды золотого, белого, красного, голубого, пурпурного, черного и зеленого цвета – в зависимости от совершаемого богослужения и церковного календаря. Символика цвета считается не устоявшейся и различается в Русской православной церкви в России и за рубежом.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/78993-otkuda-u-pravoslavnykh-svyashhennikov-po.html

7 церковных головных уборов

(греч. – чаша)

Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.

(гр. – из верблюжьей шерсти)

Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.

Ми́тра

(греч. – головная повязка)

Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. у митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.

Клобу́к

(тюрк. – колпак)

Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.

Апо́стольник

Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.

Ку́коль русского патриарха

Клобук русского патриарха по традиции также называется куколем. Куколь патриарха – твердая круглая шапка белого цвета с изображениями крылатых серафимов – «сионами» – на лбу и двух концах шлейфа, с небольшим крестом на маковке. Это повседневный головной убор.

Ку́коль схимника

Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.

Источник: https://labuda.blog/470873

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Когда начинается Рождественский пост

Закрыть