Что такое Синод при Петре 1

Синод — это Священный синод Русской православной церкви

Что такое Синод при Петре 1

Священный Синод — это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На Поместном соборе РПЦ 1917 — 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

Церковь раннего периода

РПЦ была основана в 988 году. Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии.

В период с 988 по 1589 год практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл.

Сегодня Синод — это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке.

Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего.

Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями.

После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей).

На 1819 год — 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части — духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена.

Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему.

Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала — закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 — 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа. Синод — это неприкосновенность иерархов.

События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия.

Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию.

Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора.

Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию. Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на Архиерейском соборе был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г.

заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре.

Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси.

Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти.

Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует.

Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43510-sinod-jeto.html

Святейший Синод — цели, функции и итоги создания

Что такое Синод при Петре 1

Святейший Синод представляет собой церковное правительство, то есть высший церковный орган, который обладает самой главной властью в церкви и взаимодействует с церквями других государств. 

Его действия распространились на весь синодальный период с 1721 до 1917 годы. Члены Синода назначались императором Российской империи, а его председателем был обер-прокурор. 

Данное определение подробно разбирается на уроках истории в школах. Ниже приведены основные моменты, которые нужно знать для зачета и хорошей оценки. 

Причины и цели создания Святейшего Синода

Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.

Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.

Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.

Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви. 

Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом. 

Функции Святейшего Синода

Функции правительствующего Синода были достаточно разнообразны. Иными словами, он мог делать все, что дозволял ему император.


Святейший Синод был наделен правом, с позволения верховной власти в Российской империи, выбирать и назначать на пост епископов, устанавливать новые церковные праздники, учреждать кафедры. 

Он также был наделен правами судебной инстанции, мог судить епископов за богохульство, проводить бракоразводные процессы, лишать сана, предавать людей анафеме и совершать многие другие действия.

По своему устройству Синод больше напоминал Сенат и коллегии со своими чинами и обычаями. Он состоял из одиннадцати членов. Его президентом был митрополит Стефан, лицо приближенное к церкви. 

А вот вице-президентом было назначено лицо, приближенное к императору, архимандрит Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Феодосий (Яновский).

Также Петр позаботился и о надзоре за деятельностью Синода. Так в 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора. Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.

Посадив своих людей в Синод, Петр I обеспечил тотальный надзор за его деятельностью и обезопасил себя от угрожающих власти невыгодных решений патриаршества.

Итоги и результаты учреждения Синода

Надо сказать, что действия императора привели к достаточно положительным последствиям.


Благодаря церковной реформе Петра I, церковь полностью утратила свою самостоятельность и независимость. Теперь она стала полностью подконтрольна правительству и безобидна для власти императора. 

В лице церкви император сумел приобрести верного союзника и помощника в государственных делах. С ее помощью он укрепил свою власть и обрел еще большее могущество. Теперь в его руках находилась церковь, а значит и полное доверие народа.

Петр I проделал огромную работу. Взаимодействие с церковью послужило не только укреплению власти, но и способствовало развитию государства в целом.

Святейший Синод действует и по сей день, но теперь только в качестве совещательного органа Русской православной церкви.

Источник: https://nauka.club/istoriya/svyateyshiy-sinod.html

Создание Синода (Духовной коллегии) при Петре I Великом — 1721

Что такое Синод при Петре 1

> Реформы > Административные > Реформы центрального управления > Создание Синода

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто был основателем Киевской Руси

Святейший Правительствующий Синод — высший орган церковного управления, созданный по приказу Петра I, с целью заменить упразднённую в 1700 году должность Патриарха.

5 февраля 1721 года — дата издания «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». 25 февраля 1721 года — произошло официальное открытие Духовной коллегии, которая получила название Святейший Правительствующий Синод.

Это событие стало завершающим в церковной реформе Петра I.

Причины и цели создания Святейшего Синода

  • Петр I стремился подчинить церковь государству, встроить её в аппарат управления страной и монополизировать власть (построение абсолютистской формы монархии)
  • В период 1717-1722 годов происходила реформа центральных исполнительных органов, приказы заменялись коллегиями, согласно новым принципам была сформирована и Духовная коллегия.

Итоги и результаты учреждения Синода

  • Создание Святейшего Синода привело к подчинению Церкви — государству, т.к. все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность.
  • Лишённая Патриарха церковь уже не могла конкурировать с Петром I за власть над гражданами.
  • Для дополнительного надзора за деятельностью Синода учреждена должность обер-прокурора.

Функции Святейшего Синода (Духовной коллегии)

  • Административная — открытие новых кафедр, избирание и назначение епископов, определение дат церковных праздников и обрядов, канонизирование святых, осуществление цензуры в отношении богословских и церковно-исторических книг.
  • Судебная —  осуществлял функции суда первой инстанции по отношению к епископам, обвиняемым в ереси, вынесение окончательных решений по разводам (тога они были запрещены), делам о лишении духовных лиц сана, о предании обычных людей анафеме и т.д.
  • Вопросы духовного развития и просвещения прихожан

История создания Правительствующего Синода

Спойлер

27 октября 1700 года умер патриарх Адриан. Не желая допустить выбора нового патриарха царь Пётр I назначил митрополита Рязанского Стефана Яворского блюстителем патриаршего престола. При этом кадровые и административные функции (распределение должностей и направление священников в определенные области, контроль за недвижимостью церкви и сбор с неё налога) были переданы в восстановленный 4 февраля 1701 года Монастырский приказ.

В 1718 году происходило формирование коллежской системы исполнительных органов и Пётр I объявил, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии». Псковскому епископу Феофану Прокоповичу царь приказал разработать устав будущей коллегии, впоследствии названный «Духовный Регламент».

На протяжении 1720 года все архиереи и архимандриты различных монастырей подписывали Регламент.

25 января (5 февраля) 1721 года Петр I объявил об издании «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». Президентом Синода назначался Стефан Яворский. В том же году царь направил официальное обращение к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой о признании восточными патриархами Святейшего Синода.

В сентябре 1723 года Антиохийский и Константинопольский патриархи подписали особую грамоту, согласно которой Святейший Синод признавался равным «во Христе братом», обладающим равнопатриаршими правами.

14 (25) февраля 1721 года Духовная коллегия, названная Святейшим Правительствующим Синодом, была официально открыта.

Необходимость в Монастырском приказе отпала и он был преобразован в Камер-контору  25 января 1725 года.

Состав Святейшего Правительствующего Синода

Согласно Духовному регламенту, Синод насчитывал 11-и членов: президент, 2-х вице-президента, 4 ассессора и 4-х советника; кроме того, различные архиереи, лица белого духовенства и настоятели монастырей  также входили в его состав.

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4/

Учреждение святейшего синода при Петра I

святейший синод

Изначально в планы Петра Первого не входило изменение веками установленного церковного порядка. Но, чем дальше первый российский император продвигался в проведении своих преобразований, тем меньше у царя оставалось желания делить свою власть с другими лицами, даже с духовенством. Остальные мотивы церковной петровской реформы правителю были безразличны.

В 1700 году после кончины патриарха Адриана, Пётр Первый решает воспользоваться случаем и упразднить патриаршество, мотивируя своё желание отсутствием среди представителей духовенства достойного кандидата на пост Великого Патриарха.

Таким образом, патриарший трон оставался пустым, а всё управление бывшей епархией Патриарха было доверено Местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому. Но ему царь поручил в заведование лишь дела веры.

Двадцать четвёртого января 1701 года состоялось восстановление Монастырского приказа, которому во владение отошли патриаршие хозяйства, территории, а также архиерейские дома и патриарший дом. Во главе данного приказа был поставлен Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Местоблюститель обязан был советоваться во всех важных делах с епископами. Для этого он имел право вызывать последних в Москву.

При этом, результаты каждого такого совещания Местоблюститель Патриаршеского престола обязан был представлять самому государю лично.

Стоит отметить, что само совещание и собрание епископов разных епархий, как и прежде, носило название Освященного Собора. Однако, данный Собор и боярин Местоблюститель всё же ограничивали власть Мусина-Пушкина в управлении русской Церковью.

С 1711 года вместо старой Боярской думы формируется новый государственный орган – Правительствующий Сенат. С этого дня, как мирские, так и духовные управления были обязаны беспрекословно выполнять приказы Сената, приравнивающиеся к царским. В этот период Сенат сам начинает строить Церкви, приказывая архиереям выбирать самим священников. Также сам Сенат определяет в монастыри игумений и игуменов.

Так продолжается до двадцать пятого января 1721 года пока царь Пётр Первый не подписывает манифест об учреждении так называемой Духовной Коллегии, которая вскоре была переименована в Святейший Синод. Спустя месяц, четырнадцатого февраля происходит торжественное открытие этого управляющего церковью органа.

Причины церковный преобразований Петра и создания святейшего синода

Причины церковных преобразований Петра I

Полномочия святейшего синода

В ведение нового органы царь передаёт:

  • типографскую контору;
  • канцелярию раскольнических дел;
  • приказ церковных дел;
  • монастырский приказ;
  • патриаршие приказы (дворцовый, казённый и духовный).

При этом, в Петербурге появляется так называемая Тиунская Изба или же тиунская контора, а в Москве учреждается духовная дикастерия, канцелярия раскольнических дел, приказ инквизиторских дел, а также синодальная контора и канцелярия синодального правления.

Состав высшего церковного органа управления определялся по регламенту в «дюжину правительствующих лиц», три из которых, как минимум, должны были иметь сан архиерея. В Синоде, как и в любой гражданской коллегии того времени, был один президент, пять асессоров, четыре советника и два вице-президента.

Реформа святейшего синода

В 1726 году все вышеперечисленные названия, в силу того, что они совсем не вязались с духовными санами лиц, которые заседали в Священном Синоде, были заменены такими как:

  • присутствующие в Синоде;
  • члены Синода;
  • и первоприсутствующий член Синода.

Первоприсутствующему (ранее президенту) по регламенту принадлежал голос, равный остальным членам этой коллегии. Первым первоприсутствующим стал митрополит Стефан, а вице-президентом царь назначает, входившего в его круг, Феодосия, который являлся на тот момент архиереем Александро-Невского монастыря.

В целом, по своему устройству (делопроизводству и канцелярии) Синод был подобен Сенат с его коллегиями. В нём были все те же обычаи и чины. Пётр Первый позаботился и об осуществлении неустанного надзора за работой нового церковного органа. Так, одиннадцатого мая 1722 года царским указом в Синоде назначается присутствовать новому должностному лицу – обер-прокурору.

Обер-прокурор мог остановить решения Синода, а его действия зависели только от воли государя. При этом, сама должность планировалась скорее наблюдательной, нежели действующей. До 1901 года каждый новый член Святейшего Синода был обязан приносить особую присягу.

Итоги церковных преобразований Петра I и последствия создания святейшего синода

В результате петровских церковных преобразований Церковь лишилась своей независимости и перешла в управление государства и царя. Каждое постановление Синода до 1917 года издавалось под штемпелем «Согласно указу его Императорского Величества». Стоит отметить, что церковная власть в государственных бумагах именовалась, как и другие (финансовые, военные и судебные) – «Ведомством Православного Исповедания».

Схема: место святейшего синода в органах государственной власти при Петре I

Схема: место святейшего синода в системе органов государственной власти

лекция: учреждение синода Петром I

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/uchrezhdenie-svyateyshego-sinoda-pri-petra-i/

Синод при Петре 1

В данной статье мы расскажем Вам о том, какие функции выполнял Синод при Петре 1, а также о его историческом значении для России и структуре.

В 1721 году указом Петра Первого была учреждена Духовная коллегия, позже получившая название Святейший правительствующий Синод. Это стало одним из важнейших этапов церковной реформы, проводимой императором в период его правления.

Функции Синода

Синод (от греч. «собрание», «собор») стал высшим государственным органом церковно-административной власти, заменив собой в некоторых отношениях патриарха и соборы епископов поместной церкви.

Под контроль Синода передавались патриаршие приказы (духовный, казенный и дворцовый), приказ церковных дел и канцелярия раскольнических дел, а также типографская контора. Официально Синод был уравнен в правах с Сенатом.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 при его учреждении, была той же, что и при учреждении Коллегий – упорядочивание и разделение управленческих функций. Кроме того, Петр хотел уменьшить, если не устранить совсем, независимость Церкви, ее обособленность в делах государства.

Он решил использовать ее более выгодно на благо страны.

Внутренняя структура Синода

В состав Синода входило 12 человек. Как и в других Коллегиях, здесь главенствовал президент, которого заменяли при необходимости два вице-президента; также присутствовали и советники, ассесоры, канцелярия. Все члены Синода перед вступлением в должность приносили присягу и клятву перед Евангелием. Контроль за деятельностью этого органа, как и в случае с гражданскими Коллегиями, осуществлял прокурор.

Первым президентом Синода стал митрополит Стефан, впоследствии не имевший абсолютно никакого влияния на принимаемые решения, в отличие от преданного царю архиерея Феодосия, которого назначили вице-президентом.

Историческое значение

Церковная реформа Петра 1, в особенности учреждение Синода, коренным образом изменила систему управления Русской православной церкви. Институт патриаршества был полностью уничтожен, а Церковь, потеряв существенную часть своего влияния, отныне контролировалась императором, зависела от него и должна была направлять свою деятельность, как и прочие ведомства, на благо государства, в том числе – приносить доход. Священнослужители, по сути, превратились в государственных чиновников.

Теперь абсолютно вся власть была сосредоточена в руках императора. С реформами Петра в истории России начался абсолютистский период.

В 1918 году полномочия Синода были переданы патриарху и коллегиальным органам, и Святейший Синод был ликвидирован.

Источник: https://www.chto-kak-skolko.ru/index.php/iskusstvo-i-kultura/istoriya/sinod-pri-petre-1

Церковная реформа Петра I

Петр Великий стремился к абсолютной власти во всех сферах жизни, в том числе и в духовной. Это выразилось в церковной реформе.

Причины реформы

Начиная с 17 века в церкви назревал кризис из-за внутренних и внешних противоречий, которые были вызваны положением церкви в государстве.

В это время не было налаженной система образования в духовной сфере. А реформа Никона вовсе привела к расколу внутри церкви. Из-за нововведений Никона появились никоняне и старообрядцы. На последних длительное время было гонение со стороны государства.

Патриарх был любимцем царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Недовольство церковным своеволием началось именно тогда.

Причины:

Никон хотел полного превосходства духовной власти над светской, чем вызвал гнев царя и был выслан. Алексей Михайлович понимал, что необходимо ограничить власть Патриарха и в 1649 году было создано Соборное Уложение, которое фактически подчиняло церковь государству..
Монастыри всегда имели огромные земельные владения. Этим были недовольны боярство и купечество. Последние из-за того, что церковь являлась им сильным конкурентом в торговле. Продукция последних была гораздо ниже из-за отсутствия налогов со стороны государства.Требовались серьезные преобразования, чем и занялся Петр I. Царь был известным приверженцем западных традиций, чем вызывал множество недовольства. Особенно не нравились преобразования Петра духовенству. Из-за разных взглядов на развитие России между царем и церковью нарастало обоюдное недовольство.

Церковнослужители пытались воздействовать на правителя через его сбежавшего сына Алексея, но попытка не увенчалась успехом. Царевич был замучен и казнен за измену, а представители духовенства, писавшие ему, лишены сана и жизни.

Основные события

В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр воспротивился избранию нового главы духовенства. Такой запрет действовал 21 год. В 1701 году был создан Монастырский приказ, к которому отходили архиерейские дома, Патриарший двор и монастырские земли. Во главе приказа встал светский человек Мусин-Пушкин.

Таким образом, царь возложил на государство контроль за имущественными владениями церкви и судебные функции для расследования дел над духовенством. Все эти действия Петра носили лишь материальный интерес, а не духовный. Основное что интересовало императора — богатство церкви. В январе 1701 года была проведена секуляризация церковных земель.

Кроме этого, издавались новые указы, ограничивающие права церкви:

в монастырях прошли чистки, всех “непостриженных” выгнали, так как Петр считал, что за стенами обители могут скрываться лишь государственные преступники;

 женщинам разрешалось постригатсья в монахини только после 40 лет.

Монахи не имели право владеть земельными угодьями.Людям разных сословий запрещалось подавать милостыню, благотворительность принималась только напрямую в богодельни.

Вплоть до окончания Северной войны царь не вносил ясности в дальнейшую судьбу духовенства. Не было понятно будет ли созван новый Собор и назначен глава церкви. Изначально контроль над делами церкви вменялись. С 1711 года ведать всеми духовными и светскими делами стал Главенствующий Сенат, главный управленческий орган.

Священный Синод

После успешного окончания войны со Швецией Петр I вернулся к реформированию церкви. Для внесения изменений царю нужен был советник из числа духовенства, чтобы помочь разобраться в нюансах. Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопьевич. В его функции входила разработка нового Духовного регламента с предложениями дальнейшего развития отношений между государством и церквью.

Согласно разработанному Регламенту Петр I подписал указ об упразднении патриаршества и создании Святейшего Правительствующего Синода. Он представлял собой коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем. Синод фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра изначально состав нового церковного органа был смешанным. В него входили: епископы, монашествующее духовенство и белые монахи.

Но с течением времени в Синод стали входить лишь епископы.

В связи с новшествами патриаршество и Церковные Соборы прекратили свое существование на практически на 200 лет.

В 1722 году Петр I вводит должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Священного Синода. По факту это было грубым вмешательством в церковную жизнь. Все действия Синод должен был согласовывать с государем. Нарушались запреты на таинство исповеди. Священнослужители были обязаны докладывать о всех крамольных тайнах прихожан. Обер-прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом.

Петр хотел, чтобы с помощью Священного Синода были истреблены все пороки церковной службы:

существовал строгий надзор за жизнью духовенства, их неблагочестивыми деяниями;проверять все тексты в писаниях в поисках крамольных проповедей;вести борьбу с суевериями;запрет на лжеучения;патриарший суд должно было вершить государство.

Изменения в сфере духовного образования

Изначально для того, чтобы стать священнослужителем не требовалось специального образования. Духовным лицом мог стать практически каждый. В небольших поселениях складывались целые поповские династии, когда после смерти отца духовным наставником становился его сын. Многие вступали в сан исключительно из корыстных побуждений. Каждый священник мог действовать в любой местности. На Руси существовало “бродячее поповство”.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто ввел григорианский календарь

Такие представители толпились на крестцах, куда приходили прихожане, которым понадобился священник на один раз.

Такое положение дел абсолютно не устраивало Петра I, и по его указу был ограничено вступление в духовенство, а выход из сана, наоборот, упрощен. Это значительно сократило количество священников. Вводятся своеобразные ограничения по количеству прихожан на церковь.

Шло упорядочивание церковных приходов, где служил лишь один постоянный священник.

Для специального образования священнослужителей были созданы Духовные школы. Каждому епископу было приказано иметь дом, а при доме школу для обучения детей. Таким образом, произошла своеобразная чистка среди духовных служителей. Допускались к службе люди только хотя бы с минимальным духовным образованием.

Преобразования в монастырях

Отношения к монастырям у Петра I еще с детства сложилось крайне негативное. он считал их оплотом заговоров и крамолы. Количество монастырей по стране было значительно уменьшено монастырей. Усложнялись условия для вступления в монашество. Монастрыское хозяйство Петр I старался использовать под полезные светские учреждения: приюты для нищих и солдат-инвалидов.Монахам и монахиням разрешалось покидать монастырь только на два-три часа. Длительное отстуствие запрещалось.

Заключение

Церковная реформа Петра I внесла колоссальные изменения в духовную жизнь России. 18 век стал временем радикальных перемен. С подчинением церкви светской власти все стороны жизни людей были под контролем государства. : Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16353-cerkovnaja-reforma-petra-i.html

Высший церковный орган при Петре 1. Реформы Петра 1 кратко

Петр I остался в истории нашей страны в роли кардинального реформатора, круто повернувшего ход жизни России. В этом амплуа с ним может сравниться только Владимир Ленин или Александр II. За 36 лет самостоятельного правления самодержца государство не только поменяло свой статус с царства на Империю. Изменились все сферы жизни страны. Реформы затронули каждого – от бездомного до дворянина из строящегося Петербурга.

Не осталась в стороне и Церковь. Обладая бесконечным авторитетом среди населения, эта организация отличалась своей консервативностью и неспособностью к переменам и мешала нарастающей власти Петра. Косность и приверженность к традициям священников не помешала императору провести изменения в религиозных кругах. В первую очередь это, конечно, православный синод. Однако было бы ошибочно утверждать, что на этом перемены закончились.

Состояние Церкви накануне реформ

Реформы Петра 1, кратко говоря, были вызваны множеством проблем в обществе. Относилось это и к Церкви. XVII век прошел под знаком постоянных бунтов, в том числе и на религиозной почве.

Отец Петра – царь Алексей Михайлович — столкнулся с патриархом Никоном, который провел множество реформ, затрагивающих некоторые христианские обряды. Это вызвало возмущение народа. Многие не желали бросать веру своих отцов и в итоге были обвинены в ереси.

Раскольничество существует и поныне, но в XVIII веке эта проблема чувствовалась особенно остро.

Ключевым вопросом стало распределение власти между царем и патриархом. Это касалось, например, монастырских земель и одноименного приказа (то есть министерства), которое пыталось регулировать вопросы управления духовенством. Такое вмешательство светской власти возмущало патриарха, и этот конфликт также оставался открытым на момент восшествия сына Алексея на престол.

Отношение Петра к Церкви

В сущности, во времена Петра 1 в религиозных вопросах продолжалась политика его отца. Точка зрения нового самодержца во многом формировалась под влиянием светского образования, а также священников киевской митрополии, которая была присоединена к московскому патриархату в 1688.

К тому же он вел далекую от христианских идеалов жизнь и, кроме того, успел попутешествовать по протестантской Европе, где взаимоотношения с духовенством были организованы по новому лекалу, созданному после Реформации.

Так, например, нельзя не отметить, что молодой царь с интересом смотрел на опыт английской короны, где монарх и вовсе считался главой местной Англиканской Церкви.

Высший церковный орган при Петре 1 в начале его правления – патриархат, который все еще обладал большой властью и самостоятельностью.

Венценосцу это, безусловно, не нравилось, и он хотел с одной стороны подчинить все высшее духовенство непосредственно себе, а с другой — относился с отвращением к перспективе появления в Москве собственного Папы Римского.

Блюститель престола святого Павла вообще не признавал над собой чьей-либо власти. К тому же стремился, например, Никон при Алексее Михайловиче.

Первым шагом молодого царя в отношениях с православным духовенством стал запрет на строительство новых монастырей в Сибири. Указ датирован 1699 годом. Сразу после этого началась Северная война со Швецией, которая постоянно отвлекала Петра от выяснения отношения с Православием.

Создание титула местоблюстителя

Когда в 1700 году умер патриарх Адриан, царь назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал митрополит рязанский Стефан Яворский. Преемнику Адриана было разрешено заниматься лишь «делами веры». То есть заниматься ересью и богослужением. Все же остальные полномочия патриарха были разделены между приказами.

Это касалось в первую очередь хозяйственной деятельности на землях Церкви. Война со Швецией обещала быть долгой, государству требовались ресурсы, и царь не собирался оставлять «попам» лишние средства. Как оказалось позже, это был расчетливый шаг. Скоро приходские колокола начали отправлять на переплавку для новых пушек.

Высший церковный орган при Петре 1 не сопротивлялся.

Местоблюститель не имел самостоятельной власти. По всем важным вопросам он должен был советоваться с остальными епископами, а все отчеты посылать непосредственно государю. На время реформы были заморожены.

В то же время усилилось значение монастырского приказа. В частности, ему было поручено взять под контроль древнюю русскую традицию – нищенство. Юродивые и побирающиеся отлавливались и отвозились в приказ. Наказывались и те, кто подавал милостыню, вне зависимости от чина и положения в обществе. Как правило, такой человек получал штраф.

Создание Синода

Наконец, в 1721 году был создан Святейший Правительствующий Синод. По своей сути он стал аналогом Сената Российской Империи, который отвечал за исполнительную власть, будучи высшим органом государства, непосредственно подчиненным императору.

Синод в России подразумевал такие должности, как президент и вице-президент.

Хоть они и были вскоре отменены, но подобный шаг как нельзя лучше показывает привычку Петра I использовать практику Табеля о рангах, то есть создавать новые чины, ничего не имеющие общего с прошлыми. Первым президентом стал Стефан Яровский.

Ни авторитетом, ни властью он не пользовался. Должность вице-президента выполняла надзорную функцию. Иначе говоря, это был ревизор, который сообщал царю обо всем, что происходило в ведомстве.

Другие должности

Появилась и должность обер-прокурора, который регулировал взаимоотношение новой структуры с обществом, а также имел право голоса и лоббировал интересы короны.

Как и в светских министерствах, в Синоде появились свои духовные фискалы. В их сфере влияния была вся духовная деятельность на территории страны. Они следили за выполнением религиозных норм и т. д.

Как уже отмечалось выше, Синод был создан как аналог Сената, а значит, постоянно с ним контактировал. Звеном между двумя организациями стал специальный агент, который доставлял донесения и отвечал за взаимосвязь.

За что отвечал Синод

Ответственность Синода включала в себя как дела духовенства, так и вопросы, связанные с мирянами. В частности, высший церковный орган при Петре 1 должен был следить за исполнением христианских обрядов, искоренять суеверия. Здесь стоит сказать и об образовании. Синод при Петре 1 был последней инстанцией, отвечающей за учебники во всевозможных образовательных учреждениях.

Белое духовенство

По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.

Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.

Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.

Церковное образование

Были проведены многочисленные ревизии, проверявшие образование духовенства. Их итогом стало массовое лишение сана и сокращение сословия. Высший церковный орган при Петре 1 ввел и систематизировал новые нормы получения сана священника. Кроме того, теперь каждый приход мог иметь только определенное количество дьяконов и ни одного человека больше. Параллельно с этим была упрощена процедура выхода из своего сана.

Говоря о церковном образовании в первой четверти XVIII века, следует отметить активное открытие семинарий в 20-е годы. Новые образовательные учреждения появились в Нижнем Новгороде, Харькове, Твери, Казани, Коломне, Пскове и других городах новой империи. Программа включала 8 классов. Туда принимались мальчики с начальным образованием.

Черное духовенство

Черное духовенство также стало объектом, на который были направлены реформы Петра 1. Кратко говоря, изменения жизни монастырей сводились к трем целям. Во-первых, их число неуклонно уменьшалось. Во-вторых, затруднялся доступ к получению сана. В-третьих, оставшиеся монастыри должны были получить практическое назначение.

Причиной такого отношения стала личная неприязнь монарха к монахам. Это во многом было связано с детскими впечатлениями, в которых те остались бунтарями. Кроме того, императору был далек образ жизни схимника. Посту и молитве он предпочитал практическую деятельность. Поэтому неудивительно, что он строил корабли, работал плотником, а монастыри не любил.

Желая, чтобы эти учреждения приносили какую-то пользу государству, Петр приказывал переделывать их в лазареты, заводы, фабрики, училища и т. д. А вот быт монахов сильно усложнялся. В частности, им было запрещено покидать стены родной обители. Отлучки жестоко наказывались.

Итоги церковной реформы и ее дальнейшая судьба

Петр I был убежденным государственником и согласно этому убеждению сделал духовенство винтиком в общей системе. Считая себя единственным носителем власти в стране, он лишил патриархат какой-либо власти, а со временем и вовсе уничтожил эту структуру.

Уже после смерти монарха многие перегибы реформ были отменены, однако в общих контурах система продолжила свое существование вплоть до революции 1917 года и прихода к власти большевиков. Те, к слову говоря, в своей антицерковной пропаганде активно использовали образ Петра I, хваля его желание подчинить православие государству.

Источник: https://FB.ru/article/158939/vyisshiy-tserkovnyiy-organ-pri-petre-reformyi-petra-kratko

Святейший синод

Русская Православная Церковь управляется сегодня Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.

Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.

Святейший Правительствующий Синод создан по приказу Петра I

Это была не просто реорганизация Церкви, а полное ее подчинение воле монарха, который получал возможность манипулировать и управлять священнослужителями. Святейший Синод существовал на протяжении 1721–1917 годов и стал заключительным событием церковной реформы Петра I.

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.

В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

История создания

Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.

Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.

Все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность

Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.

Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.

Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями.

Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III.

Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию.

В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году было взятие Вавилона персами

Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.

Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв

На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.

Духовный Регламент 1721 года — устав Святейшего Синода

В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.

В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.

Последние годы (1912-1918)

В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.

Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.

Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода, 26 июля 1911 года

Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.

Состав

Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • пять асессоров;
  • четыре советника.

Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

Обер-прокурор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/svyatejshij-sinod.html

Что такое синод при петре 1 — Молитослов

На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.

Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.

Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали».

Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде.

Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь.

В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:
«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч.

Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии.

Ответ патриарха был следующим:
«Мерность наша утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Источник: https://strastnoi-monastir.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-sinod-pri-petre-1.html

История Святейшего Синода в Российской империи

На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.

Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.

Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали».

Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде.

Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь.

В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:
«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч.

Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии.

Ответ патриарха был следующим:
«Мерность наша утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Источник: http://www.blagobor.by/article/history/sinod

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Колокольный звон
Сколько дней празднуется День Святой Троицы

Закрыть