Что означает слово грех

Что означает грех тщеславия в православии: определение, причины и проявления + избавление и предупреждение греховности

Что означает слово грех

Если прибегнуть к морфемному разбору этого слова, мы увидим две его основные составляющие: «тщетность» и «слава». Толковый словарь Даля дает следующую дефиницию: человеческая склонность к незаслуженным восхвалениям, почестям, присвоению себе несуществующих личностных качеств. Тщеславный человек стремится всегда быть на первом плане, завладеть фокусом внимания, любыми средствами добиться всеобщего уважения.

Семь смертных грехов и их проявление

Альфред Адлер, австрийский психиатр, называл таких людей «заполненными собой до отказа», когда для окружающих просто не остается места. Однако не стоит путать гордыню с эгоизмом. Первое – тяжкий грех, а вот второе является почвой, на которой взращивается эта пагубная страсть. Эгоцентрик еще может осознавать свое поведение, а вот тщеславная личность пренебрегает чужими чувствами и отношением вслепую, не отдавая себе отчет.

Честолюбие тоже отличается от тщеславия, но между ними проходит более тонкая грань. Первое качество помогает добиться успехов, заслуженного признания и уважения. Однако нередко оно незаметно переходит в гордыню, когда человек начинает заниматься самолюбованием с оглядкой на свои прошлые достижения.

Православие называет гордость смертным грехом. Хвастун зацикливается на себе, перестает быть полезным обществу, забывает о духовном развитии. Часто грешник сравнивает себя с Богом, возвышая свою личность, мнит себя всесильным. Не замечая никого вокруг, у него портятся отношения с близкими, рушится семья, начинаются проблемы на работе.

Однако, если посмотреть на самолюбие с точки зрения психологии, у этого качества можно отыскать пару плюсов. Во-первых, оно часто является импульсом для новых начинаний. Во-вторых, у амбициозного человека больше шансов добиться успехов и получить заслуженное признание.

«Как распознать тщеславие?»

В этом видеосюжете рассказывается о проявлении греха.

Возможные причины

Как правило, корни проблемы под названием «тщеславие» уходят глубоко в детство. С ранних лет жизни родителями формируется самооценка ребенка, которая впоследствии определит его характер. Нередко малыша переоценивают, балуют вниманием или чрезмерной похвалой. Все это становится крепким фундаментом для развития гордыни. Однако не всегда причиной чрезмерного хвастовства является воспитание. Психологи называют еще несколько факторов:

  • внутренний конфликт, приводящий к тому, что человек перестает адекватно воспринимать реальность;
  • невозможность принять какой-то свой недостаток, что приводит к отождествлению себя с выдуманным персонажем;
  • незаслуженное признание в прошлом или преувеличенная похвала;
  • комплекс неполноценности, когда все сказанные слова принимаются на свой счет;
  • защитная реакция на недооцененность в прошлом;
  • плохое отношение одноклассников, однокурсников или коллег, которое понизило самооценку.

Гордыня входит в число семи смертных страстей

Характерные проявления

Тщеславие, в отличие от других грехов, не заметить сложно. Психологический портрет такого человека получается довольно ярким:

  • бурная реакция, иногда даже агрессивная или неадекватная, на объективную критику;
  • неприкрытое самолюбование, получение удовольствия от лести;
  • громкие, красивые слова, неподтвержденные действиями;
  • абсолютная бесполезность для общества, доходящая до паразитизма;
  • постоянное выпячивание напоказ своих эмоций и чувств;
  • неуместное высказывание личного мнения, рьяные попытки доказать свою правоту;
  • унижение более слабого оппонента для повышения самооценки и демонстрации превосходства;
  • совершение добрых дел ради похвалы;
  • неприкрытая зависть к более успешным людям;
  • нежелание выслушивать чужое мнение.

Стоит отметить, что окружающие сразу вычисляют хвастуна, переставая испытывать к нему искренние чувства, кроме жалости. Некоторые пользуются слабостью своего начальника, чтобы через лесть добиться повышения по службе или надбавки к зарплате.

Неприкрытая завистьСтранная реакция на объективную критикуНежелание выслушивать чужое мнение

Добившись благодаря гордыне высокого положения, тщеславные люди нередко больно падают вниз, не сумев рассчитать свои возможности.

У них часто рушатся семьи, портятся отношения с родственниками и друзьями. Высокомерные женщины редко привлекают мужчин, им сложно выстроить нормальные отношения со своими детьми.

Самолюбивым мужчинам тоже сложно сохранить крепкую семью, ведь их внимание сконцентрировано только на себе.

Избавляемся от страсти

Чтобы победить тщеславие, необходимо признать этот грех, искренне захотеть от него избавиться. Надо быть готовым к долгой и тяжелой работе, однако это не значит, что нужно опускать руки. Можно заручиться помощью духовного наставника или обратиться к психологу. Усмирить страсть помогут молитвы, посещение храма, а также усердная работа над собой:

  • присмотритесь к более успешным личностям, постарайтесь оценить их достижения объективно;
  • почитайте биографии известных людей, которые добились славы и остались при этом целостными;
  • будьте благодарны тем, кто помог вам добиться успехов;
  • обсудите свою слабость с психотерапевтом, если чувствуете, что не справляетесь в одиночку;
  • постарайтесь замечать настроение и эмоции окружающих;
  • научитесь помогать нуждающимся бескорыстно;
  • будьте прагматиком.

Бескорыстная помощь как способ избавления от греха

Как уберечься от греха

Разница между лечением и профилактикой заключается в том, что последнее сделать проще. Чтобы не впустить в свое сердце тщеславие, нужно постоянно контролировать себя:

  • помните, что слава – это результат тяжелой работы;
  • прислушивайтесь к критике, относитесь уважительно к советам знающих людей;
  • здраво оценивайте свои возможности, ведь с достигнутых высот всегда можно упасть;
  • меньше говорите, больше делайте;
  • ставьте перед собой четкие цели, ограничивая их временными рамками;
  • каждая новая цель должна быть сложнее предыдущей;
  • придумайте себе хорошую мотивацию.

Взгляд на себя со стороны помогает вовремя увидеть недостатки и устранить их.

Гордыня, как и все остальные грехи, не красит человека. Церковь очень строго относится к тщеславным людям, ведь они ставят себя на одну ступень с Господом Богом. Однако не стоит забывать, что страсти отдаляют от Всевышнего, а потому их нужно нещадно искоренять.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-greh-tscheslaviya-3305/

Что такое чревоугодие и почему оно — смертный грех?

Что означает слово грех

Чревоугодие – это обжорство, неумеренность, жадность в еде, объедение, употребление чрезмерно большого количества пищи, пресыщение. Было даже такое определение обжоры как – чревонеистовый, т.е. почти безумный, одержимый. А грузный, жирный, ожиревший, «толстое брюхо» – обычные определения последствий жизни чревоугодника. 

В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к еде, сколько размышление о её истинном месте в жизни[

Чревоугодие — один из тяжелейших смертных грехов. Под чревоугодием понимают не только объедение, но и пьянство, употребление наркотиков, курение, излишняя любовь к удовольствиям и изысканности пищи. 

Эта страсть превращается в вожделенную цель души для получения удовольствий, в непреодолимом желании принимать пищи больше или изысканней, чем требуется для поддержания здорового тела. Чревоугодие означает жадность и неумеренность в еде, доводящая человека до скотского состояния.

Одержимый высшей степенью чревоугодия доходит до того, что осознавая физиологическую невозможность переварить потреблённое количество пищи, принимает таблетки для переваривания пищи, либо, вызывая рвотный рефлекс, освобождаются от проглоченной пищи для дальнейшего приёма очередных блюд.

Святые отцы говорят, что если человек подчинился страсти чревоугодия, то им легко овладевают и все другие страсти, блуд, гнев, печаль, отчаяние, сребролюбие. Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти. 

Чревоугодие — дверь и начало многих греховных склонностей, и кто по силе побеждает чревоугодие, господствует и над остальными грехами.

Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле.

«Начало всему худому служит упование чрева и расслабление себя сном»,«насыщение есть мать блуда, впадшие в ров беззаконий, и «в какой мере кто работает чреву, в такой мере лишает себя вкушения духовных благ».

Виды чревоугодия

1. Побуждение принимать пищу раньше времени;

2. Пресыщение какой бы то ни было пищей: человека больше интересует количество пищи. Предел объедения – когда человек принуждает себя принимать пищу, когда не хочется. Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.

3. Желание изысканной пищи, то есть особая привязанность к качеству пищи. Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств.

4. Прочие виды: Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк.

Отличия удовлетворения голода от чревоугодия

«У человека есть естественная потребность в пище, как в источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. В рассудительном, здравом, умеренном удовлетворении её нет греха. Страсть чревоугодия вырастает из злоупотребления удовлетворением этой потребности. Страсть извращает, преувеличивает естественную потребность, покоряет волю человека похоти плоти.

Признак развивающейся страсти — постоянное стремление к сытости»

«Есть по прихоти — значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива, и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать.

Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение. 

А любить какую-нибудь пищу особенно и похотливо желать ее — это есть прихоть, служительница чревообъедения. Но вот из чего познавай, что ты одержим страстью чревообъедения, — когда она обладает и помыслом твоим. Если же противишься сему и благочинно принимаешь пищу по телесной потребности, то это не есть чревообъедение.

История чревоугодия (Gula). 

Gula — это латинское слово, значащее «обжорство, чревоугодие», органически вошло в старофранцузский язык и просуществовало почти до начала Нового Времени.

Жаждущий богатых блюд и тонких вин чревоугодник выходит за рамки положенного Богом, разрушая тем самым установленный Им на Земле порядок, создавая угрозу государству Ситуация зашла так далеко, что само слово «обжора» (gloz, glot или glou — на языке той эпохи) стало обозначать дебошира, человека опасного и непредсказуемого нрава. Форма женского рода — gloute — кроме всего прочего получила значение «нимфоманки», «проститутки», женщины, не отличающейся пристойным поведением.

Негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить как в книгах Ветхого, так и Нового Завета. Например, царь Соломон писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».

В католическом богословии обжорство также является одним из семи главных грехов (грех против второй заповеди). Вместе с распутством классифицируется как «плотский грех» (лат. vitia carnalia).

В классификации семи смертных грехов немецкого инквизитора Питера Бинсфельда обжорство олицетворялось Вельзевулом. Вельзеву́л или Веельзевул (от ивр.

‏בעל זבוב‏‎‎‎ — Бааль-Зевув, «повелитель мух», буквально — «повелитель летающих вещей») в христианской религии — один из злых духов, подручный дьявола (довольно часто отождествляется с ним наряду с Люцифером

Миниатюры и стенные росписи церквей являют нам огромное множество пугающих и отталкивающих изображений чревоугодников. Вот обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость, вот худой и жилистый пьяница жадно припал к стакану.

Вот еще один скачет во весь опор на свинье (символе угождения чреву) , сжимая в одной руке кусок мяса, в другой бутыль с вином.

Подобный способ изображения был простейшим способом, чтобы донести до паствы необходимую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна, как для тела, так и для души!.

Почему чревоугодие – это смертный грех?

В 2003 году ведущие ассоциации ресторанов и кафе Франции направили письмо Папе Римскому Иоанну Павлу Второму письмо с просьбой исключить чревоугодие из перечини грехов. Они не видят нечего плохого в хорошем столе с изысканными блюдами. Какой же в этом грех?

И действительно, почему желание поесть зачисляется в грехи? Вокруг же полно вещей, которые, казалось бы, больше заслуживают быть в «почетной семерке», нежели простое обжорство, к которому мы чаще всего весьма снисходительно относимся. Ведь голод, по убеждению ученых, это просто своеобразный маячок, который начинает указывать нам, что у организма не хватает энергии. Но это только на первый и очень невнимательный взгляд

Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине»

Наши предки не знали о дофамине, но они верно подмечали, что «алчность не имеет границ». И если вы удовлетворяете едой эмоциональный голод, или «шлифуетесь» едой, то такое поведение приводит к серьезным нарушениям системы дофамина. Напомню, что в норме дофаминовая система работает как кнут, а не пряник.

За небольшими исключениями, данная система контролирует не столько награды, сколько наказания, путем перекрывания дофамина. В таких случаях уровень дофамина падает (например, в случае голода), заставляя нас предпринимать активные действия.

В итоге система поощрений ненадолго возвращает дофамин, и нам становится хорошо. Этот же механизм работает, например, при победе на спортивном соревновании, похвале или осуждению других людей, и т.д.

Падение дофамина подгоняет нас к достижению цели, что может быть достигнуто ценой перенапряжения и стресса. 

Источник: https://www.beloveshkin.com/2015/12/chto-takoe-chrevougodie-i-pochemu-ono-smertnyj-grekh-chto-takoe-chrevougodie-i-pochemu-ono-smertnyj-grekh.html

Ропот на Бога в православии: что говорят святые отцы о грехе недовольства, как с ним бороться, почему он считается грехом

Что означает слово грех

Скорбями и болезнями спасается современный христианин. Нет гонений на церковь — нет и опытных духовников. Ведет Бог верующих путем страданий в Царство Небесное. Спасение тому человеку, из уст и сердца которого не слышен ропот на крестном пути.

С терпением и благодарностью идет верующая душа в обители горние. «Верую, Господи, что Ты посылаешь скорби во спасение мне!» — с радостью и надеждой встречают истинные христиане трудности на своем жизненном пути. 

Что такое ропот

Одним из главных препятствий на пути в Царство Небесное становится непонимание промысла Божьего. Люди все время чем-то недовольны, хотят большего и лучшего. Они не понимают, почему те или иные неприятности случаются именно с ними, а не с кем-либо другим, за что посылаются скорби, болезни. Такое состояние души, выражаемое недовольством, упреками Богу и людям, в православной аскетике называется ропотом и считается одним из опаснейших грехов.

Происхождение слова

Слово возникло в праславянском языке (ropot-).

Его корни можно встретить у других народов:

  1. Укр. — роптати, ропотіти.
  2. Болг. — ропот.
  3. Словен. — ropot, ropotati.
  4. Чешск. — reptat.
  5. Словацк. — reptat.
  6. Польск. — reptac.

В русскую речь оно пришло из старославянского языка. В святоотеческих преданиях и церковном обиходе это слово сохранилось и встречается особенно часто.

Значение понятия

Ропот на Бога в православии — это одно из проявлений гордости, уныния, которое свойственно людям материальным или маловерным. Его источником служит внутреннее противление воле Божьей. Внешне это проявляется в виде недовольства, выражаемого не прямо или открыто, а в косвенной форме — негромкой приглушенной речью. Общее значение слова — неясный (негромкий) шум или звуки.

Сейчас недовольство стало чуть ли не статусом современного человека. Со всех сторон его учат, что он должен быть недовольным своей страной, экологией, финансовым положением, фигурой и так далее. На улицах и в общественном транспорте только и слышно, как кого-то ругают (больше всех, как правило, достается политикам). Но злость еще никого и никогда не сделала лучше.

Ропот и печаль

Печаль — это чувство, которое возникает в результате появления каких-либо неблагоприятных жизненных обстоятельств, препятствий, болезней — одним словом, скорбей. Каждый привык по-своему реагировать на трудности. Хороший христианин со своей печалью пойдет к Богу, и Тот поможет ему справиться с жизненными невзгодами. Он не будет жаловаться другим на неудачи, возникшие сложности. Тем более не станет никого обвинять в том, что с ним произошло — ни Бога, ни людей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто есть кто на Тайной вечере

Маловерный потратит все душевные и телесные силы, переживая из-за существующих и несуществующих скорбей. Словесное негодование — это внешнее проявление уныния, печали, его следствие. Его можно услышать из уст слабых духом людей, не имеющих в себе внутреннего нравственного стержня. Жалобы, нытье, проклятия и упреки — вот признаки неверующей души. Это несогласие с тем, что происходит, неприятие чего-либо.

Сначала человек недоволен погодой, природой, ближними, правительством, временем, какой-либо ситуацией. А потом доходит до того, что Отцу Небесному шлет упреки: «Как же Ты допустил, чтобы это случилось со мной?». Или другими словами, но так же ропотно.

Причины появления

Немалую роль в распространении уныния и недовольства играет насаждение идеологии первенства материальных благ. Сознанию людей прививается чрезмерное стремление к высокому уровню жизни, без которого якобы нельзя считать себя счастливым или состоявшимся. Стало принято оценивать людей по социальному статусу, материальному преуспеванию.

Но ведь никогда раньше на Руси такого не было, по крайней мере, в широком применении. Со страниц русской литературы приветливо улыбается множество неунывающих и находчивых «неудачников», которые живут и горя не знают. Понятия счастья и радости всегда связывались с духовным преуспеянием, с умением переносить трудности стойко и благодушно, а не с достижением богатства.

Становится очевидно, что корни этого кроются в православной вере. Не важно, богатый человек или нищий. В любых обстоятельствах нужно оставаться христианином и возносить благодарение Богу за то, что есть. В первом случае — не становиться самодовольным и надменным, во втором — не унывать.

Самой частой причиной недовольства выступают совсем не внешние неблагоприятные обстоятельства. Человек с пустотой в душе, который не чувствует смысла жизни, не может понять, ради чего нужно терпеть все трудности, преодолевать их. И внутри у него поселяется уныние, выливаемое в недовольство всем вокруг.

Почему это грех

Православная вера говорит о том, что все находится в промысле Божьем. Небесный Отец заботится о своем творении. Без Его воли вообще ничего не происходит. Но гордая душа противится своему Творцу. Она имеет собственное представление о том, как лучше жить в этом мире. Отсюда проистекает неблагодарность Богу за Его благодеяния, попечение.

Материальный мир загружает жизнь все новыми благами и удовольствиями, за которыми поспеть очень трудно. Это вселяет в душу неудовлетворенность собой и своей жизнью. «Почему у меня нет всего того, что имеют другие, чем я хуже?» — задает себе вопрос человек недуховный, погрязший целиком в телесных попечениях, забывая о Боге и своем истинном предназначении.

Недовольство разрушает христианина как личность, делает его жалким, вечно ноющим существом, не способным ни на какое доброе дело. Да, у каждого есть моменты, когда на глаза наворачиваются слезы, в душе селится печаль, и все видится в черных красках. И если не идти со своей скорбью к Богу, то можно начать направо и налево расточать жалобы. Постоянно выплескивая из сердца небольшие порции яда, со временем человек растрачивает свои душевные и телесные силы, разрушает самого себя.

Как с ним бороться

Чтобы встать на путь исправления, необходимо осознать, что высшая мудрость жизни заключается в единстве духа, души и тела. Невозможно жить успешной полноценной жизнью, имея в избытке только материальные блага.

Основная причина любого недовольства — это отсутствие духовной жизни, внутренняя пустота.

Первое, что нужно сделать — это от всей души обратиться к Богу и раскаяться в том, что стремился прожить сам и по-своему, чем и предопределил для себя путь нахождения в духовной тьме, безвыходности, жестоком отчаянии, унынии и негодовании.

Благодатные перемены могут произойти с душой не сразу. Любой страсти в качестве лекарства следует противопоставить определенные добродетели.

Необходимо поучиться таким важным христианским качествам:

  • терпение;
  • смирение;
  • самоукорение;
  • послушание;
  • доверие Промыслу Божьему.

Причиной уныния становятся часто не трудные обстоятельства жизни, а то, как человек к ним относится. Если христианин внутренне расслаблен, ждет от жизни одних «подарков», а также испытывает вечное недовольство от нехватки комфорта и достатка, это парализует его волю, истощает, делает склонным к унынию.

Святые отцы говорят, что самое главное средство от уныния — это благодарность Богу. Даже если она приносится с некоторым усилием и принуждением, но сознательно. Это будет выражением веры, и без нее никакая духовная жизнь невозможна. В связи с этим священники еще упоминают о решимости твердо переносить все находящиеся на жизненном пути искушения, делая это с терпением и всецело уповая на Господа. И помня, что милость Божья даже самые жестокие испытания превращает в неизреченные блага.

В видео с проповедью протоиерея Андрея Ткачева можно более подробно узнать о природе этого греха и его влиянии на душу.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/ropot-na-boga.html

Значение слова ГРЕХ. Что такое ГРЕХ?

  • ГРЕХ, -а́, м.

    1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. Замолить грех. Впасть в грех.Я никогда не врал — у нас это считалось грехом. Гладков, Вольница.

    2. Предосудительный поступок, ошибка, недостаток. Грехи молодости.Прихвастнуть любил — этот грех за ним водился, — может, и тут что приплел для красного словца. Фурманов, Чапаев. [Мирон] согласен, что в его руководстве много изъянов, но нельзя же все грехи сваливать только на него. Гладков, Энергия.

    3. в знач. сказ., с неопр. Разг. Предосудительно, нехорошо, грешно. [Отец:] Грех тебе Так горько упрекать отца родного. Пушкин, Русалка. — Не грех ли тебе, Борис Павлович, — писала она [бабушка] между прочим, — забывать меня, старуху? И. Гончаров, Обрыв. || (с отрицанием: не грех). Позволительно, можно, следует. — Верю в человека. В его рабочую совесть. Это не бюрократ какой-нибудь. За такого не грех заступиться. Сартаков, Не отдавай королеву.

    Долго ли до грехасм. долго. Дурен (или страшен) как смертный грех — об очень некрасивом человеке. (И) смех и грехсм. смех. Как на грех — как нарочно, к несчастью. В окне он увидел полосатый бок тигра. — Как на грех, он испортил замок своего ружья и потому оставил его в селении. Арсеньев, Охота на соболя. От греха (подальше) — во избежание беды, неприятности. Жена плакала: — Уйдем, Степан, от греха подальше. Что тебе далось это место? Е. Мальцев, От всего сердца. С грехом пополам — кое-как, еле-еле. Посидев в уездном училище пять лет, Фома, с грехом пополам, окончил четыре класса. М. Горький, Фома Гордеев. Что (или нечего) греха таить — нужно, следует признаться. — Идти будет нелегко, нечего греха таить, но что на войне дается легко? Бубеннов, Белая береза. Хватить греха на́ душусм. хватить.

  • Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85

    Что такое грех?

    Под грехом в Церкви подразумеваются два понятия.

    • Грех, как падшее состояние природы человека — если сравнивать ее с той, что была когда-то, до грехопадения.
    • Грех, как проступок: то есть, нарушение какой-либо Божией заповеди.

    Что такое грех? Проступок

    Пьянство, воровство, убийство, блуд, лукавство — и еще множество других грехов. Это проступки, которыми человек увеличивает расстояние между собой и Богом. При этом, многие из них создают вред не только самому человеку-совершающему, но и окружающим.

    Человек, обманывая, убивая, пьянствуя, привносит в мир рознь и страдание. Он бы мог дарить окружающим любовь и созидать вокруг себя гармонию, но вместо этого совершает плохие поступки — грехи. А сколько еще их остается на уровне помышлений — то есть несовершенными поступками, но уже созданными, мыслью

    Поэтому-то православный кается в своих грехах, говоря: «Прости меня Господи, что очередной день, вместо того, чтобы жить по заповедям Твоим, я удаляюсь от Тебя, а может быть и других отторгаю».

    Он кается, иногда плачет — потому что искренне хочет жить по-новому, а иногда недоумевает — ну почему же, всё прекрасно зная и понимая, всё равно грешит: ругается со всеми, обманывает, осуждает

    Итак, грех как проступок: такое понимание правильное, но не окончательное.

    Грех, как болезнь души

    За время нескольких десятилетий моего духовнического служения я с печалью убедился, что редки люди, уразумевшие чувством сердца подлинную природу греха. Обычно они стоят на уровне человеческой морали, и если когда и поднимаются над ним, то все же недостаточно.

    архимандрит Софроний Сахаров

    Все поступки человека имеют свою причину и совершаются не просто так. В том смысле, что любому действию сначала предшествует решение — мысль.

    Но почему человеку вообще приходят плохие помыслы? Почему в нем не рождаются только хорошие мысли, которые бы привели к миру во всем мире и в каждом доме? Отчего так недоумевает тот человек, которые вроде бы всё давно знает и понимает, но все равно продолжает грешить?

    Так происходит, потому что сама природа человеческая «повреждена». Она имеет в себе «грех», который тянет человека от пути равноангельского в сторону, где человек думает и совершает поступки, которые не приносят пользы ни ему, ни окружающим. Такое положение вещей сложилось после грехопадения.

    Что такое грехопадение?

    Церковь основывается на Священном Писании (третьей главе книги Бытия). Одни богословы и священники толкуют эту историю буквально, другие — считают ее изложение символичным, поскольку грехопадение (зарождение в человеке греха) — это событие, которое словами не передаваемо.

    В этом месте Библии рассказывается о том, что когда-то человек жил вместе с Богом и только с ним. Человек дал каждому животному и птице характер — «Имя», — и по сути, создал их.

    Человек — Адам и Ева, — находясь на Земле, одновременно пребывал в Вечности. Но затем Адам и Ева, ослушавшись Бога, съели запретный плод. Это породило в их (а теперь и нашем) существе тот самый грех — человек стал смертным, в его жизни появилось время, его душа оказалась повреждена и в ней воцарилась смерть.

    Всё существование человека вместо каждосекундного сопребывания с Богом, стало полно грехов, которые стали рождаться в его поврежденной (некогда Вечной!) природе. Человек по сути своей стал тем, кем он является сейчас: совершающим поступки, которые отдаляют его от Божиего Замысла о нем.

    Человек стал страдающим и одиноким

    Почему Бог наказывает за грехи?

    То, что «Бог наказывает за грехи» — это устоявшийся фразеологизм. Потому что не Бог, но человек сам наказывает себя за поступки — его поступки приводят к закономерному следствию. Что имеется ввиду?
    Жизнь человека делится на мир видимый и невидимый. В видимом мире действуют законы физические, в невидимом — законы духовные. Если вы выпускаете чашку из рук, то по физическим законам видимого мира она упадет и разобьется.

    В духовном мире с человеком происходят те же закономерности: греховными мыслями (а тем более — совершенными поступками) человек удаляется от Божиего Промысла о нем и невидимо глазу разрушает себя. В его жизни происходит цепочка действий, в которой грех оборачивается в итоге против самого человека — его жизни и здоровья. Иногда в форме болезней, иногда — в форме несчастий (и тогда это выглядит, как наказание).

    Бог не наказывает, а наоборот — бесконечное число возрождает и спасает человека от последствий его поступков. Иначе бы человек умирал моментально! Именно поэтому человек искренне кается и говорит: «Прости меня, Господи, что несмотря на все это, я очередной день я прожил, родив столько плохих мыслей и совершив столько действий, хотя мог быть сделать столько же добра и дать людям не меньше любви».

    Иисус Христос, Адам и Ева

    Кто несет наказание за грех? Почему умирают молодые, невинные?

    Итак, если любой грех оставляет за собой последствие, — «наказание», — то, кто конкретно несет ответственность за него? Может ли грех человек отразиться, допустим, на его детях? Потому что, когда апостолы увидели в Иерусалиме слепого юношу, они спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что человек родился слепым?» (Евангелие от Иоанна 9:1, 2).

    С одной стороны, последствия греха могут распространяться не только на самого человека, но и на его детей. Например, у человека, страдающего пьянством или наркоманией, могут родиться нездоровые дети.

    С другой стороны, последствия именно для души за грех ложатся только на самого совершающего проступок.

    Об этом недвусмысленно говорит, например, ветхозаветный пророк Иезекиль: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез 18:20).

    Христос в том случае тоже ответил ученикам: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:3).

    Из этого ответа также ясно, что не всегда страдания или болезни человека можно рассматривать как следствие греха. Иногда они могут быть особым действием Промысла.

    Икона: исцеление слепого Иисусом Христом

    Грех — это несвобода

    Грехопадение, которое случилось когда-то, это был выбор человека. Как выбором человека так или иначе обусловлены все поступки в его жизни. (Хотя, из-за того, что сознание человека сковано и ограничено неверием, нам и кажется иногда, что прежде, чем совершить тот или иной грех, у нас не было выбора).

    Делая выбор в сторону того или иного греховного поступка, человек одновременно попадает под его власть — становится зависимым от греха. Это не грозное учение Церкви, а сложившееся положение вещей.

    Человек становится рабом привычек. Рабом денег. Рабом своей лжи. Рабом страстей (особо укоренившихся привычек) — хотя, на первый взгляд казалось, что совершая все эти грехи, человек наоборот — в чем-то обретает свободу.

    Грех помещает человека в клеть. Он пускает в нем корни: в виде логических доводов, которые оправдывают грех, делают его в глазах самого человека допустимым или даже вынужденным.

    Человек опутывает себя грехом, забывает о том, кто он и сводит себя к одному только телу, его нуждам и к одному себе. «Он теряет знание о собственной причине», — так описал суть греха в VII веке преподобный Максим Исповедник.

    Как перестать грешить?

    Итак, как человеку вернуть себе потерянную при грехопадении богоподобную природу и перестать грешить не только в поступках, но в мыслях и даже помыслах, с которых мысль берет начало? Ведь смысл христианского подвига — это духовная борьба не только с плотью, но и с духами злобы поднебесной — бесами и страстями.

    Избавление от греха — это и есть пусть к святости и это, по сути, главное призвание любого человека. Некоторые, обретают святость уже здесь — на земле.

    Избавление от греха возможно через Церковные Таинства, приобщение к Церковной жизни и в стяжании Благодати Духа Святого через веру и жизнь в Иисусе Христе.

    «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

    Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.

    Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание апостола Павла к Римлянам 6:19–23)

    Вот, из чего складывается путь человека к избавлению от греха в себе:

    • Таинство Крещения помогает на тот момент обрести человеку святость души — стать Новым человеком.
    • Таинство исповеди помогает человеку очистить душу и не отягощать ее грехами, которые подспудно давят на человека — разрушая его изнутри. Поэтому священники рекомендуют исповедоваться как можно чаще — и не только перед причастием.
    • Личное покаяние — это не только сокрушение о сделанном, но и решимость жить по-новому, по Заповедям.
    • Таинство Причастия — соединяет человека с Господом.
    • Таинство Брака — освящает объединение мужчины и женщины, помогая создать в виде семьи маленькую Церковь на земле.
    • Молитва — это общение человека и его души с Богом. Искренняя глубокая молитва помогает человеку лучше чувствовать Божий Промысл в своей жизни и поступать согласно своему истинному предназначению — и тем самым заниматься Божиим домостроительством на Земле. Молитва — это одна из основ духовной жизни и верный спутник в борьбе с грехом.
    • Пост — напоминает человеку об истинных сторонах земной жизни, удаляя его от суеты временной.
    • Терпение помогает без ропота переносить страдания — чем бы они ни были вызваны.
    • Хорошие поступки помогают человеку делать мир лучше. Любовь и послушание близким. Помощь окружающим. Доброта и незлобие.
    • Богослужения помогают человеку держаться общины Церковной и полнее становиться частью Церкви, как тела Христова. Придерживаясь церковной жизни, легче держать духовную борьбу.
    • Чтение Священного Писания — в особенности Нового Завета — еще одна возможность приобщиться в любую часть дня приобщиться к Жизни Церковной, услышать Слово Божие и укрепиться тем самым.
    • Чтение жизнеописаний святых или духовных книг помогают человеку вдохновиться или иметь перед глазами живой пример или доброе мудрое слово. Это особенно важно в наше суетливое время, когда мысль человеческая имеет столько поводов отвлечься.
    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем был бог Дионис

    Три цитаты о грехе из Нового Завета

    В Послании к Римлянам апостол Павел очень точно определил состояние падшей человеческой природы:
    «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:18, 19).

    В другом месте Посланий к Римлянам апостол Павел называет жизнь во грехе «жизнью по плоти», а жизнь по заповедям — «жизнью по духу»:
    «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим 8:5).

    Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии приводит слова Иисуса, который жизнь человека, который грешит, сравниваем с хождением во тьме и призывает всех к хождению во свете:
    «Я свет миру! Кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12).

    Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

    И еще в Фейсбуке!

    Присоединяйтесь! 

    Источник: http://uznavay.pro/chto-takoe-greh-pochemu-bog-nakazyivaet-za-grehi/

    Грех: что это такое? Список грехов

    Такое понятие зародилось в верах каждого верующего человека. Оно обозначает то событие, которое может совершить или уже совершил определенный человек. Понятие греха у всех почти одинаково, но отношение к нему у всех разное.

    Это зависит от многих факторов: воспитания, религии, верования, нравственности. Также у всех разное отношение к добру и злу. За многие годы, прожитые человечеством формируются устоявшиеся стереотипы и понятия о том или ином событии.

    Рассмотрим сейчас – что такое грех? А также, в конце статьи вы найдете список грехов, являющиеся самыми тяжелыми.

    Верующие люди страшатся греха, и соблюдают заповеди и каноны своей веры. Атеисты напротив не верят ни в Добро, ни во Зло.

    Есть такая категория людей, которые боятся грешить, но не понимают причин, почему тот или иной грех был вписан в священный список правил Бога. Их прозвали религиозными фанатиками, они страшатся, боятся Бога и его свода правил, но вера их не сильна. Они не понимают и не различают в правилах Добро и Зло. Фанатики думают, что все люди уже при рождении грешники, и они должны искупить их через страдания и препятствия, которые будут стоять у него на пути.

    Атеисты – неверующие в Бога люди. Они не верят в заповеди, и соответственно не думают, что когда-то придется расплачиваться за грехи. К их числу относятся материалисты и постмодернисты. Но для Бога нет верующего или ни верующего, если человек согрешил, он все равно будет нести за это ответственность.

    Верующим можно считать человека, который стремится познавать Бога, Веру и Духовные законы. Который подходит осознанно ко всем законам Вселенной, такой человек является истинно верующим, и он понимает, что такое Добро и Зло.

    Что такое Грех?

    Определение

    Грех – это Зло, совершенное человеком умышленно или без умысла. И за него, по Духовным законам, расплачиваться придется в любом случае. Говоря простым языком, грех придется исправлять в любом случае.

    Определение описывается в Библии и в Священном Писании других религий. Означает оно практически одно и то же. Несмотря на это, люди относятся к этому по-разному.

    Что такое Добро и Зло? 

    Добро — это все деяния, совершенные под влиянием таких чувств, как любовь, уважение, сострадание, справедливость и т. д.

    Зло — это все поступки человека, которые продиктованы завистью, ненавистью, тщеславием, жадностью и т. д.

    Заблуждения, связанные с «грехом»

    Во всех определениях и загадках человечества есть как заблуждения, так и их опровержения. Рассмотрим их в отношении к слову «грех»:

    1. Грех – это не существующее, придуманное людьми ограничение для управления другими людьми. Так относятся к греху только атеисты, они не читали и не изучали Священные Писания, это выгодная только им позиция, чтобы оправдаться перед верующими людьми. Такое отношение выглядит примитивно и показывает несостоятельность людей в вопросах веры. Такие люди верят, что их грехи останутся без наказания, теряя при этом инстинкт самосохранения. Людям, сотворившим Зло, придется ответить перед Богом.
    2. Существуют люди, которые уверенны, что если в жизни они будут много страдать, то в загробной жизни их будет «встречать» рай. Это заблуждение показывает людское самобичевание, при котором, как им кажется, они станут ближе к Богу. Такое утверждение ложно. Богу не угодно, чтобы люди страдали. От страданий людей мир заполняется только негативом, плохой энергией. Люди должны нести в себе свет и давать его окружающим, а не излучать плохую энергию в массы.

    Ему нужны люди волевые, сильные духом, которые не будут сломлены завистью, корыстью и другими проявлениями Зла. Люди должны помогать Творцу, сеять семя добра в этом мире, чтобы каждый стал хотя бы на шаг ближе к Богу.

    Понятие страданий, их смысл

    Суть и смысл понятия о страдании кроется в слове «грех». Так для чего они нужны? Грехи нужны для понимания человека – что такое хорошо и что такое плохо. Когда человек совершает какое-либо действие, он анализирует, сделал он хорошо или плохо? Сделать выводы и исправить свою ошибку. В этом и есть смысл понятия греха.

    Источник: https://avisi.ru/greh-chto-eto-takoe-spisok-grehov.html

    Исторический словарь — значение слова Грех

    -это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Слова в Быт 1.

    28, переведенные в русской Библии как «плодитесь, размножайтесь», в оригинале обозначают: «растите, совершенствуйтесь и умножайтесь числом» (при этом без знания добра и зла-Быт 2.16-17, и обладая бессмертием-Быт 2.9,16, которое, согрешив, человек потерял-Быт 3.24).

    Ясно, Бог хотел, чтобы человек выбрал путь совершенствования через послушание, но Он не отнял у него возможности и ослушаться, то есть сделать собственный и добровольный выбор.

    Некоторые говорят, почему Бог не закрыл этот путь? Но тогда разве была бы свобода человека истинной? Имея возможность убить, разве обязательно нужно убивать? Не более ли заслуги в том, чтобы сдержаться? Если бы человек был во всем автоматически послушен воле Божией, он был бы робот, но Бог хочет иметь дело со свободной личностью, способной сделать правильный выбор, имея все возможности.

    И у Бога был Свой, возможно, длительный, но благодатный план приведения человека к полному совершенству, но человек избрал свой, быстрый путь сравняться с Богом (Быт 3.5) через чувственное познание, поддавшись искушению. Так грех через Адама вошел в мир, а им и смерть (Рим 5.12). И человек продолжает грешить, уклоняясь постоянно на свою дорогу (Ис 59.2; 1Ин 3.4).

    ом поэтому называется также и каждое отдельное преступление заповедей Божиих. Но даже если человек это сознает, он не может искупить себя из рабства греха (в котором он остается по наследству) собственными силами, ибо ничего, как раб, своего не имеет, но только веруя в искупление, совершенное ради нашего спасения ценою невинной Крови Спасителя нашего Иисуса Христа, человек может спастись. В еврейском тексте «грех» и «жертва за грех» обозначается одним термином (2Кор 5.21) и в этом смысле нужно понимать Быт 4.7. (См. искупление, спасение)

    Смотреть значение Грех в других словарях

    Грех — м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. и любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность;..
    Толковый словарь Даля

    Грех — греха, м. 1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (религ.). Самоубийство — грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. не беда, молва нехороша
    Толковый словарь Ушакова

    Грех М. — 1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил. 2. Предосудительный поступок, ошибка; недостаток. 3. перен. устар. Беда, несчастье.
    Толковый словарь Ефремовой

    Не Грех Предикатив Разг. — 1. Следует, нужно, можно.
    Толковый словарь Ефремовой

    Грех — -а́; м.1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение..

    Толковый словарь Кузнецова

    Грех — Вы, наверное, удивитесь, узнав, что грех одного корня с глаголом греть (слово образовано с помощью суффикса «х» по той же модели, что и смех). Первоначально грех означало «то, что жжет, мучает».
    Этимологический словарь Крылова

    Грех — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием,словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнегои внеморального понятия..
    Большой энциклопедический словарь

    Грех —         в общеупотребительном смысле — предосудительный поступок, в религиозном понимании — нарушение религиозно-нравственных предписаний, специфическая религиозная..
    Сексологическая энциклопедия

    Свальный Грех — , то же, что промискуитет; в широком смысле то же, что блуд, распутство.
    Сексологическая энциклопедия

    Грех — (sin) Г. — это одно из группы понятий, к-рые относятся к нарушению законов. Действия, нарушающие законы, установленные людьми, наз. преступлениями, правонарушениями или..
    Психологическая энциклопедия

    Грех — — по релит, представлениям, нарушение божеств, предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее..
    Философский словарь

    Грехопадение, Или Первородный Грех — — по верованиям иудеев и христиан, нарушение первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди бога об абсолют. повиновении, повлекшее за собой суровое наказание не только их самих,..
    Философский словарь

    Первородный Грех — — см. Грехопадение.
    Философский словарь

    ГРЕХ — ГРЕХ, -а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести,..
    Толковый словарь Ожегова

    Посмотреть в Wikipedia статью для Грех

    Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/11536

    Может ли человек почувствовать, что совершил грех?

    Думаю, может: Господь каждому дал совесть — голос Божий в человеке, и в каждом он звучит по-разному. Человек может не знать, что согрешил, но Господь ему откроет это через обстоятельства или других людей.

    Сколько случаев, когда человек приходит в храм и рассказывает, что его мучает та или иная ситуация, описывая при этом ситуацию греховную! Он не знает, что это грех, но чувствует это.

    Или, например, маленький ребёнок не знает о грехе ничего, но понимает, что делает что-то не так. Поломал какую-то вещь — и прячет её, солгал — и молчит.

    Как относиться к людям, которые выискивают у себя грехи и чуть ли не с радостью идут со своими списками на исповедь?

    Думаю, они не понимают главного: что Бог есть любовь. Он чадолюбивый отец, а не обвинитель. Он не собирает прегрешения каждого в коробочку, чтобы открыть её после смерти человека и показать ему всё, что он не так сказал или съел. Если бы люди поняли, что Бог любит нас и ищет, чем нас оправдать, то они не выискивали бы в себе грехов.

    Зачем искать грех? Грех — это что-то грязное, это ошибка. Зачем жить ошибками? Проанализировал их — и всё. Как учил преподобный Амвросий Оптинский: когда убираете мусор, вы ведь не рассматриваете грязь, но сметаете её и выбрасываете подальше, чтобы она не мешала вам жить. Так надо поступать и с грехом.

    Если же человек считает, что Бог — это обвинитель, то он будет бояться Его и, чтобы не получить по шапке, будет выискивать грехи во всём.

    Порой люди, читая утреннее и вечернее молитвенное правило, проникаются осознанием собственной греховности и в итоге всё время ходят угнетёнными, подавленными, нерадостными. Правильно ли это?

    Это крайность. Утренние и вечерние молитвы — это пример того, как мы должны молиться.

    Известно, что святые Феофан Затворник, Амвросий Оптинский, Игнатий (Брянчанинов) благословляли духовным чадам своё молитвенное правило, отличное от традиционных утренних и вечерних молитв. Второе: покаянное чувство — это не уныние.

    Оно должно быть поводом для радости: несмотря на то, что я такой грешный человек, Бог меня любит и принимает, даёт мне блага. Это толчок, чтобы пасть в объятия нашего Отца, воскликнуть: «Какой же Ты хороший, Боже, что любишь меня!»

    Читал у одного святого, что мы даже в покаянии проявляем гордость, потому что говорим «я самый грешный», «я великий грешник». Нет, ты не великий, а самый обычный грешник, такой же, как и все. Успокойся и не хвались. Это неправильно понимаемое покаяние. Вспоминается случай из Отечника: два брата согрешили, и старцы дали им время на покаяние.

    Они закрылись в кельях и молились там. По истечении некоторого срока братья вышли оттуда, причём один был весёлым, а второй — с потупленным взором. Святые рассудили, что у каждого из них покаяние было правильным: у одного оно произошло через слёзы, он стал спокойнее, а другой был ободрён прощением.

    У каждого свой характер, свой путь, и Церковь не настаивает на том, чтобы мы были одинаковыми.

    Что делать человеку, который вспоминает неисповеданные грехи уже после исповеди? Можно ли причащаться? Обычно люди очень переживают

    Опытные духовники, когда мы в семинарии подходили с такими вопросами, учили нас так: ты не успеешь от исповедального аналоя к Чаше подойти, как уже нагрешишь. Невозможно постоянно держать рядом с собой духовника. Такие вещи не должны нас смущать. Вообще, смущение это бесовское: мы смущаемся, потому что боимся сделать что-то не так, а почему боимся? — потому что думаем, что немилосердный Бог может нас наказать. Он всё считает, у Него всё записано, ангелы ведут учёт.

    Я считаю, что грехи, в которых вы забыли покаяться, всё-таки надо будет потом исповедовать — для очищения и самоконтроля. Не копаться в них, но если вспомнили, если он вас гложут — исповедуйте. Но, опять же, не должно быть крайностей.

    Одна крайность — это «согрешил словом, делом, помышлением»: ведь бывают разные слова, дела и помышления. Другая — когда начинается оцеживание комара: «я вчера в одиннадцать тридцать пять посмотрел на светофор и осудил человека, который переходил дорогу на красный свет».

    Духовники советуют не разбирать грехи, не входить в тонкости.

    Доводилось слышать о существовании иерархии грехов: смертные, тяжкие, не очень тяжкие, средние, малые. Как к ней относиться?

    Смертный грех — это из католичества, под ним подразумевается, что грех не исповедан либо утаивается. Так называется и хула против Духа Святого. У нас нет иерархии грехов как таковой. Обратимся к такой книге, как «Лествица».

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличаются ангелы и архангелы

    Её автор, святой преподобный Иоанн Лествичник, описывает иерархию не грехов, а добродетелей. Само слово «иерархия» означает «священноначалие». У бесов нет священноначалия, потому что они не могут быть святыми. Значит, и у греха не может быть иерархии, она может быть только в добродетелях.

    Это ещё один пункт, из-за которого не надо особенно в грехах копаться.

    Нужно разбираться в добродетелях, размышлять, как в них расти — тогда грехи сами собой будут отсеиваться и отпадать. А если будем изучать, какой грех больше, какой меньше — ничего хорошего не будет. Любой грех ведёт к смерти: «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Любой грех ведёт к нарушению Божьего закона, так что градаций и степеней у него нет.

    Можно ли самому себе определять наказание за грехи?

    Нет, это — дело духовника. Самочинства в Церкви быть не должно. Человек не может быть сам себе судьёй. Мы можем заблуждаться, жалеть себя или относиться чересчур строго. Чтобы избежать таких перекосов, нужен мудрый наблюдатель — духовник.

    Может ли человек попросить назначить ему епитимью?

    В принципе, может, но епитимья — это не наказание, а врачевание. Лекарством надо уметь распоряжаться, а это умеет только доктор. У нас же люди любят лечиться самостоятельно. Часто вместо того, чтобы вылечить одно, человек калечит ещё и что-то другое.

    То же происходит и в духовной жизни. Так нельзя, это самочиние и гордость. Кто ты такой, чтобы назначать себе что-то? Откуда знаешь, что не заблуждаешься в этот момент? Почему считаешь, что имеешь достаточно знаний? В таких вопросах нужно быть очень осторожными.

    Как относиться ко всё ещё популярному понятию «народного греха» — в частности, призывам каяться в убийстве царя Николая II и его семьи?

    Об этом заблуждении подробно писал в одном из своих посланий ещё Святейший Патриарх Алексий II. Такого понятия, как «народный грех», нет.

    Во-первых, в Библии написано, что дети не ответственны за грехи отцов: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). Во-вторых, это был чисто политический вопрос, а никак не церковный.

    Третье: весь народ не был участником случившегося тогда. Мы каемся в своих грехах, а не в грехах другого человека, не принимаем крещение и не причащаемся за «того парня».

    Есть люди, которые испытывают чувство вины за преступления своих предков в те годы, но могут ли они со стопроцентной уверенностью утверждать, что их прадед или прабабушка были предателями? Знают ли они это достоверно? Ведь известны случаи, когда люди оговаривали себя, подписывали документы под пытками, находились в состоянии шока или аффекта. Мы не можем утверждать, что какие-то известные нам факты истинны, да и воспоминания со временем стираются. Так что, даже допустив возможность покаяния за другого человека, мы окажемся перед проблемой: а в чём именно каяться, ведь мы не знаем его жизни?

    Нужно ли после того, как состоялось таинство исповеди, снова исповедовать тяжёлые грехи, если человека гложет вина? Например, женщина сделала аборт, исповедалась, но чувство вины её не оставляет. Как быть?

    Люди разные. Есть мнительные, и они могут себя таким образом довести до истерии и неврозов. Если священник не назначил епитимью, то не надо накручивать себя. Слушайте своего духовного наставника. Преподобный Иларион Оптинский считал, что лучше быть учеником ученика, чем полагаться на свой разум и свою волю.

    Нам порой кажется, что батюшка некомпетентен, неопытен, слишком молод, но, как сказал преподобный Иоанн Кронштадтский: «Я ничто, но по благодати священства, чрез преподание Божественного Тела и Крови, делаюсь вторичным или третичным виновником исцелений болезней; чрез меня благодать Духа возрождает к пакибытию младенцев возрастных, совершает в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяет верных с Божеством; чрез меня решит и вяжет грехи человеческие, затворяет и отворяет небо, подает душеспасительные советы, правила, и прочее. О, как досточтим сан священства!» Священнику может быть тридцать лет, а Дух Святой, Который на нём пребывает, не имеет возраста. Так что я сторонник послушания духовному наставнику и считаю, что на свою волю полагаться не очень хорошо.

    Записала Екатерина Щербакова

    Источник: https://pravlife.org/ru/content/chto-takoe-greh

    Что такое рукоблудие — грех, пустяк, норма? | Православиум

    Рубрика: Добродетели и грехи

    Есть в наше непростое время немало непростых тем. О них нередко предпочитают не говорить из соображений приличия. Но и совсем обойти их вниманием нельзя ввиду широкой распространенности и духовной опасности их последствий. Например, весьма актуален вопрос, что такое рукоблудие.

    Среди множества форм нарушения седьмой заповеди Божьей (“Не прелюбодействуй”) одно вызывает весьма неоднозначное отношение. Это грех рукоблудия, мастурбация или онанизм – по имени библейского Онана, сына патриарха Иуды.

    Грех

    Что такое рукоблудие? Это процесс самостоятельного достижения полового удовлетворения при помощи рук или иных предметов. Причем происходит это вне нормальных супружеских отношений.

    С одной стороны, в современных реалиях светского общества даже сама постановка вопроса зачастую вызывает недоумение. Даже в современных медицинских источниках данное действие рассматривается зачастую как благотворное для психического и физического состояния человека.

    Указывается на полезность указанной манипуляции для различных категорий лиц. Для подростков, находящихся в стадии гормональных бурь. Также для лиц не имеющих возможности жить супружеской жизнью и просто для одиноких людей.

    Любимая рекомендация многих современных урологов – прибегать к регулярным занятиям онанизмом для профилактики простатита.

    На первый взгляд, по сравнению с прелюбодеянием (супружеской изменой) или блудом степень греховности в рукоблудии будто бы меньше. Да и знатоки Священного писания подтвердят, что библейский Онан был наказан вовсе не за мастурбацию. Кара постигла его за нарушение левирата. Он отказался зачать потомство супруге умершего брата, Фамари. Той самой, которая в итоге хитростью зачала от свекра и вошла в родословную Иисуса Христа.

    В Новом Завете есть знаменитое высказывание апостола Павла:

    “Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют”  (1Кор. 6:9).

    Однако при желании можно указать на множество значений греческого слова «малакии». В первых веках нашей эры оно скорее означало «изнеженные».

    Почему рукоблудие это грех

    Но неслучайно с древних времен в иудейской, а затем и в христианской среде, данная форма половой жизни порицалась. Хотя, действительно, и наказывалась менее строго, чем прелюбодеяние или половые извращения. Почему же грех рукоблудия в Православии считается весьма серьезным?

    Во-первых, этот грех очень удобен для совершения 

    Для его осуществления не требуется другой человек. Достаточно лишь уединения, чтобы вволю предаваться страсти. Это лежит на поверхности и об этом писали многие Святые Отцы, в частности Феофан Затворник:

    «Кто частым удовлетворением этой похоти образует в себе склонность к услаждениям её, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански.

    В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает проводить жизнь свою только среди таких порядков, которые могут питать и услаждать её. Ради сласти, доставляемой удовлетворением этой страсти, она называется сладострастием.

    По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть эта у Апостола именуется „похотию злою“ (Кол. 3:5), а по унижению ею разумного существа — „страстию бесчестия“ (Рим. 1:26)».

    Во-вторых, грех рукоблудия не имеет механического характера 

    Как правило, ему сопутствует бурная работа фантазии человека. Для совершения этого действия человек может рисовать в своем сознании такие картины и ситуации, в которых и реальные блудники порой оказываются редко. Ведь полет фантазии не ограничен абсолютно ничем. А вот здесь и нужно вспомнить слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди:

    «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5:27).

    То есть Христос прямо повелевает нам контролировать свои мысли в отношении противоположного пола. А в грехе рукоблудия происходит совершенно противоположный процесс – человек намеренно распаляет себя.

    В-третьих, легкодоступность порно-контента

    Если проанализировать статистику, то более 60 процентов всех материалов в сети интернет, связано с порнографией. Практика показывает, что потребитель порно-контента зачастую эволюционирует от легких форм порнографии к запредельным видам извращений. И врачи уже бьют тревогу, говоря о новом явлении современного общества – порнозависимости. Ей подвержены не только прыщавые подростки, но зачастую и зрелые мужчины, имеющие семьи.

    Опаснейшим последствием порнозависимости является неспособность мужчин поддерживать полноценную супружескую жизнь. Ведь на экране могут реализоваться абсолютно любые фантазии. А в реальной семейной жизни все будет казаться уныло и неинтересно. Сколько женщин бьют тревогу о том, что мужья перестают ими интересоваться, а проводят долгие часы перед экраном гаджетов.

    Никогда порнография не была так доступна, как в наше время. Степень зависимости от нее приравнивается специалистами к наркотической по силе воздействия.

    Протоиерей Андрей Ткачев говорит: “Раньше переход на тяжелые наркотики происходил от легких наркотиков, а сегодня обрелась новая зависимость, оказывается на тяжёлый наркотик можно попасть от одной только порнографии, минуя лёгкие наркотики” (рубрика “Святая правда”, “Царьград ТВ”). 

    Борьба с грехом

    Грехом в христианстве называется все то, что вредит человеку как образу и подобию Божьему. А рукоблудие несомненно наносит вред психике человека и подрывает основы семьи, как Богом установленного института. Именно в этом заключается греховность рукоблудия, а не в самой механике процесса. Греховность всего связанного с самоудовлетворением состоит именно в разжжении помыслов и сознательном распалении себя.

    К слову, исторически предусмотрено и церковное наказание – епитимья за рукоблудие, состоящая в сорокадневном посте со множеством поклонов. Причем православная аскетика предлагает и метод борьбы со страстью рукоблудия. Он заключается в посте, ограничении сна и излишнего нахождения в постели, особенно по утрам. А самое главное — в немедленном отсечении греховных помыслов и призывании помощи Божьей в молитве.

    Будем помнить слова апостола Павла, сказанные им коринфянам:

    “Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:18-20).

    Источник: https://pravoslavium.ru/chto-takoe-rukobludie-grex-pustyak-norma/

    Что такое Грех

    Грех — 1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.
    2. Предосудительный поступок, ошибка. недостаток.
    3. перен. устар. Беда, несчастье.

    Значение слова Грех по Ожегову:

    Грех — Грешно, нехорошо

    Грех Нарушение религиозных предписаний, правилГрех Предосудительный поступок

    Грех в Энциклопедическом словаре:

    Грех — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием,словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнегои внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты,происходящей от нарушения сакральных запретов — табу). теология выделяет»первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются ихпотомками.

    Значение слова Грех по Религиозному словарю:

    Грех — Религиозное представление о нарушении в мыслях или действиях воли бога, вопрощенной в нравственных предписаниях, религиозных нормах и образе жизни.

    Значение слова Грех по словарю Ушакова:

    ГРЕХ, греха, м. 1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (религ.). Самоубийство — грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. Грех не беда, молва нехороша. Грибоедов. В наши горячие дни замедление темпов — тяжелый грех пред делом социализма. Известия, 1931 г., № 97. 3. в знач. сказуемого с инф.

    То же, что грешно (разг.). Над старостью смеяться грех. Грибоедов. Не грех, с инф., кому (разг.) — позволительно, следовало бы. Старику не грех и отдохнуть. принять на себя грех (разг.) — принять на себя ответственность, вину. С грехом пополам (разг.) — плоховато, едва-едва. Работать с грехом пополам.

    Он объясняется по-русски с грехом пополам.

    Значение слова Грех по словарю Даля:

    Грех
    м. поступок, противный закону Божию. вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок. ошибка, погрешность. более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех.

    Значение слова Грех по словарю Брокгауза и Ефрона:

    Грех — Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола, Г. есть беззаконие (1 Иоан. 3, 4). Г. произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотребления разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены святой Его воли своею, от самоволия.

    Так первоначально согрешил сатана, а потом прародители. — В Г. первородном — так как он был Г. природным, т. е. заразившим натуру прародителей и потому наследственным, — явилось условие для личных Г. каждого человека. Таким образом, личные Г. каждого человека происходят от поврежденной природы человеческой при содействии внешнего мира, который, по апостолу, во зле лежит, и диавола. — Основа Г. в эгоизме, себялюбии.

    По двоякому составу человека — духовному и телесному, — себялюбие может проявляться или преимущественно в стороне чувственной, или преимущественно в стороне духовной. Поэтому и все Г. при всем их разнообразии могут быть разделены на две эти категории: одни имеют характер чувственный, как стремление к чувственным удовольствиям и жизненным наслаждениям всякого рода. другие имеют характер духовный, как гордость, высокомерие и проч.

    Такое разделение подтверждается словами апостола, в которых к основным Г. причисляются: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (I Иоан. 2, 15). — В нравственном богословии указываются различные деления Г., причем в основание деления принимается или свойство греховных действий, или степень участия в Г. сознания и воли человека, или тяжесть самого преступления. Главнейшие из этих делений: Г. опущения, когда не исполняется то, что повелевается, — и Г.

    действия, или нарушения, когда делается то, что прямо воспрещается. Г. вольные, когда человек с полным сознанием совершает противозаконное, не употребляя даже усилия сопротивляться такому влечению. Г. невольные — совершаемые по незнанию, неосторожности, неосмотрительности и по духовной или физической слабости. Г. простительные, совершаемые по слабости и немощи с сознательным осуждением действия и с нежеланием. Г.

    тяжкие и по свойству поступка, и по упорству в греховном действии злой воли. К этому разряду принадлежат Г. смертные, т. е. такие, которые, по упорству человека в Г. и преданности злу, истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия божественной благодати. По тяжести величайший Г. — против Духа св., который может состоять в хуле на Бога, в отчаянии в милости Божией или в дерзком уповании на бож. благодать. Этот Г.

    , по словам самого Спасителя (Мф. 12, 31 32. Марк. 3, 28—30. Лук. 12, 10), не простится человеку ни в сей век, ни в будущий. Это зависит от нераскаянности грешника, а не от недостатка благодатных средств для спасения. Вопросами о сравнительной тяжести Г. и вменяемости их особенно много занимались средневековые католические богословы и преимущественно иезуиты, в своих трактатах по нравственному богословию создавших уродливую и возмутительную казуистику.

    Восточные отцы и особенно подвижники в своих сочинениях уяснили на основании опыта и самонаблюдения процесс развития Г. в человеке от первого момента до пленения и рабства греховного, имея при этом цели назидательные и педагогические. П. Васильев.

    Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/greh.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Колокольный звон
    Что означает имя Сабрина с арабского

    Закрыть