ГЛАВНАЯ          НОВОСТИ          ПУБЛИКАЦИИ          ФОТОГАЛЕРЕЯ          ВИДЕО          КОНТАКТЫ

Издательский отдел
Новости
Публикации
Фотогалерея
Документы
Тульские Епархиальные Ведомости
День Православной книги
Общество православных писателей
Анонс православных книг
Контакты



Публикации

27.11.2017

Алексей Хомяков – человек на все времена

На его древнем дворянском шляхетском гербе, увенчанном рыцарским шлемом – серебряная подкова в окружении двух крестов. Вера в Бога и благородное рыцарство во всем, разносторонние таланты и неизменная удача, – этими и другими дарами был щедро одарен поэт и мыслитель, рачительный хозяин и настоящий романтический герой Алексей Степанович ХОМЯКОВ. Какие плоды его духовного поиска важны для нас, почему его творчество и идеи звучат современно? На эти и другие вопросы отвечает Марина Михалева – председатель культурно-просветительского центра "Фавор" Тульской епархии, неравнодушный член возрожденного Хомяковского общества.

– Марина Александровна, идеи и деятельность Алексея Степановича Хомякова до сих пор интересны, полезны, это признают во всем мире. Но и в России, и на его малой родине в Туле они по-прежнему известны узкому кругу людей. Почему?

– Наверное, сказываются веяния советского периода, когда оказалось, что личность Хомякова невозможно вогнать в узкие идеологические рамки, скажем, представить его как " классового врага самодержавия, доброго защитника крестьян", поскольку Алексей Степанович был отпрыском древнего дворянского рода, крепким помещиком. Главным же "негативным моментом"для идеологов была его православная вера, которая пронизывает все его творчество. И все же его не вычеркнули из списка "благонадежных". Наверное, на это повлиял тот факт, что умер философ, самоотверженно леча и спасая своих крестьян от холеры. И все-таки, в советские годы Хомяков не был известен и популярен, и даже в рамках регионального компонента образования в школах и в вузах его наследие не изучалось. На переломе ХХ века все переменилось, появился интерес к имени и творчеству мыслителя. Этому поспособствовал и визит Святейшего Патриарха Алексия IIв тульское имение Богучарово, и возрождение храма в усадьбе, и труд музейщиков, а также краеведческие и популярные статьи, появившиеся о Хомякове в СМИ. В нашей епархии некоторое время проводились Хомяковские чтения, собиралось общество его имени. Потом волна интереса постепенно пошла на спад.

– Как Вы считаете, почему?

– Трудно сказать, но эти причины не так важны, как следствия. Всего год назад ситуация с продвижением имени и сохранением наследия Хомякова оставалась сложной. Шел разговор о закрытии филиала Тульского историко-архитектурного музея – музея-усадьбы Хомякова. В усадьбе экспозицию предлагали упразднить, а оставшиеся от нее посвященные знаменитому мыслителю стенды разместить в поселке Ленинский в местном краеведческом музее. Небольшой группе заинтересованных людей, тульской интеллигенции, все это показалось неправильным и несправедливым. Почитатели Хомякова выразили протест, не зная, будет ли он услышан. Они понимали – если усадьба закроется, то имя ее владельца уйдет на второй план, а затем может и вовсе стереться из памяти, и, конечно, не могли этого допустить.


– В чем выразился протест любителей творчества Хомякова?

– В том, что мы собрались, сели в автобус и приехали в усадьбу. У туляков и гостей города есть давняя привычка отправляться на выходные в Ясную Поляну, расстояние от города их не пугает, почему бы не показать пример, не положить традицию ездить в Богучарово? И вот в мае 2016 года на день рождения Алексея Степановича в его старинный дом съехалось человек десять тех, кому это имя дорого. На тот момент положение усадьбы было незавидным – здание ветшало, в музее не было элементарных бытовых условий – электричества, отопления, водопровода – все отключено. Несмотря на это, сотрудницы филиала продолжали работу в музее полный день, хотя надежды на лучшее у них оставалось все меньше. Помню, как они обрадовались нашему приезду. Директор филиала Ольга Сторожко встретила нас радушно, несмотря на бытовые трудности организовала нам чаепитие. Тогда же мы, члены нового Хомяковского общества, определили первую задачу: повсюду, где нам открыты двери, рассказывать о Хомякове, делиться нашей любовью и благодарностью к нему. В наших первых шагах нам помог Юрий Алешин, председатель Конгресса интеллигенции Тульской области, и его дружеские связи, партнерство с общественными организациями. Но какие мы тогда имели полномочия? С юридической точки зрения – никаких. Зарегистрировать собственную общественную организацию со своим уставом не так просто. Решение нашлось неожиданно – Тульское Дворянское Собрание под предводительством Евграфа Комаровского взяло под крыло новое Хомяковское общество, тем самым сняв некоторые организационные вопросы. Председателем обновленной структуры единодушно выбран один из старожилов прежней организации – профессор ТулГУ Владимир Куликов.

– Интересно, голос нового общества был услышан?

– Очевидно, да. Мнение неравнодушных туляков – среди них были и члены Хомяковского общества – было услышано, и решение о закрытии филиала не вступило в силу. Нам придавала уверенности поддержка общественных организаций, учебных заведений: Конгресса интеллигенции Тульской области, Межрегионального общественного движения «Ассоциация музейных работников», Тульской духовной семинарии. Воодушевленные первыми успехами, вскоре мы обратились в министерство с предложением включить музей в проект "Усадьбы России" и тем самым поддержать его, но, как оказалось, все не так просто. Проект безусловно полезный, но в нем присутствует коммерческий подход – музеям самим предложено зарабатывать средства.

Усадьбе в ее сегодняшнем положении это не по силам, поэтому было решено привлекать общественное внимание более привычным способом, продолжать просветительскую деятельность – приглашать людей к диспутам и дискуссиям, идти в гости в различные организации, учебные учреждения.

Узнав о нашей работе, ее одобрил и благословил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Особенно радует, что Владыка стал участником наших первых мероприятий.

Так, в октябре 2016 года дом-музей посетили Тульский архипастырь, а также министр культуры Татьяна Рыбкина, заместитель генерального директора ТОКХМ Марина Кузина и другие высокие гости. Прошло полгода с первого заседания, электричества по-прежнему не было, оставались и прочие проблемы... Но надежда на перемены уже появилась. Этому способствовал не только приезд официальных лиц, но и доброжелательная, душевная атмосфера встречи, проходившей в стиле старинных салонов. Казалось, мы побывали в гостях у Алексея Степановича в каминном зале усадьбы и в непринужденной обстановке побеседовали с хозяевами. Владыка стал первым собеседником Хомякова, рассуждал на близкие ему темы, полемизировал с философом. Помогали в создании особого духа собрания музыканты из училища Даргомыжского.

В дальнейшем, поскольку не все откликаются на приглашение приехать в усадьбу, решено (а это вполне в традиции ХIХ века) встречаться по нашей тематике в гостях у других приятных людей, организовать выездные гостиные.


– Похоже, интересных идей у нового общества много. А каковы основные направления его деятельности?

– У нас сложилось три основных направления. Первое – это дискуссионные площадки. Хомяковским обществом с февраля организовывались мероприятия, посвященные Октябрьскому перевороту. Осмысливая события 1917 года, мы старались найти новые повороты темы, понять отношение к ним славянофилов. Состоялись четыре дискуссионные встречи, в том числе в Тульской духовной семинарии, в модельной библиотеке №6, также состоялась встреча Хомяковского общества с уполномоченным по правам человека Галиной Фоминой.

Второе направление – упоминавшиеся гостиные. Предлагая ту или иную тему, мы стараемся пригласить тульских литераторов, музыкантов, интересных людей. Гостиные прошли в филиале Российского экономического Плехановского университета, в школе полиции УМВД. Особенно запомнилось общение с будущими защитниками правопорядка. Там мы представили подготовленный членом Союза писателей России Валерием Ходулиным 15-минутный фильм о философе.

– Вы упомянули, что поводом к мероприятиям стал октябрь 1917-го. Известно, что тема русской смуты занимала место в творчестве мыслителя, ей посвящена драма "Лжедмитрий", стихотворения, философские размышления. Выбор декабристов Хомяков однозначно не принял. Как Вы считаете, как бы он отнесся к революции?

– Думаю, также однозначно. Тема нашей встречи при УМВД сформулирована самим Хомяковым – "О самобытности пути России". Раскрывая ее, участники общения могли почувствовать, что, когда мы на благо России живем, живем Церковью и в Церкви, не может появиться вредоносной идеи о возможности раскола. Именно этими принципами жил сам Хомяков. Поэт Валерий Савостьянов читал свои стихи о семье, и у присутствующих возникло теплое и согревающее понимание семьи как всей России. Странно и неправильно, когда брат восстает на другого – считал Хомяков. Об этом же говорили и мы. Словом, у нас с философом получилось полное совпадение мнений и тональности.

– Все, что Вы рассказываете о мероприятиях общества, созвучно с тем, что известно о славянофилах. Правда ли, что многие из них были друзьями и родственниками, и их философские идеи рождались в такой вот непринужденной беседе у камелька?

– Да, действительно. А салоны ХIХ века в Москве – особое культурное явление. Это то живое общение, в котором рождались общественные движения и философские направления, обсуждались новинки литературы. Салоны были сосредоточением интеллектуальной жизни. В связи с этим хотелось бы упомянуть факт: в мае член общества священник Георгий Белькинд участвовал в Международной конференции в Кракове по проблемам русской философии. На этот раз она была посвящена Алексею Степановичу Хомякову. Именитые участники представляли все страны мира. Отец Георгий показал фильм о Хомякове, видеозапись гостиной и подготовил увлекательный доклад. А затем он привез участников конференции в Тулу. Представители МГУ вкратце повторили свои доклады и рассказали, как происходило мероприятие в Кракове. Радостно слышать от гостей из столицы, какая это радость – наследие славянофилов, какое пиршество мысли, богатство, интеллектуальная роскошь! По предложению отца Георгия интеллектуальные встречи продолжатся – и это третье направление работы общества. Так, в феврале в Тулу приедет один из профессоров МГУ, расскажет об архитектуре усадьбы и деятельности ее хозяина.


– Какие еще ожидаются события в жизни и деятельности общества?

– Планируем, что кульминацией Хомяковского года будут посвященные ему чтения, которые пройдут в мае 2018 года по благословению Владыки при сотрудничестве Тульской епархии и регионального министерства культуры. Будут приглашены яркие лекторы, интересные люди из научной среды, так что надеемся на хороший отклик.

А на Святках в каминном зале усадьбы состоится благотворительная елка. Вместе с воскресной школой Сретенского храма мы сделаем рождественские украшения и игрушки и устроим ярмарку, а на выручку приобретем что-то полезное для музея. Кстати, сам музей подготовил передвижную выставку в виде баннеров, которую от лица директора филиала Ольги Сторожко мы предлагаем другим общественным организациям, библиотекам, учреждениям образования. Протоиерей Максим Троеглазов, председатель издательского епархиального отдела, откликнулся на инициативу и теперь разместит экспозицию на выставке-ярмарке "Тула Православная" в Неделю православной книги.


– Наверное, и создание общества, и вся его деятельность основаны не только на стремлении к просвещению, но также на любви и симпатии к мыслителю Хомякову. Чем он дорог членам общества и лично Вам?

– Алексей Степанович ярок, универсален и разносторонен: он проявил себя в философии и земледелии, в поэзии и охоте, в драматургии и врачевании, в виноделии и многом другом. История его жизни увлекательна: в юности убежавший в армию спасать единоверцев от турок, а затем служивший и награжденный высшими наградами, на пике карьеры он оставил воинскую службу и стал прекрасным хозяином и семьянином, при этом находя время для философии и искусств. Рассказывая о нем разным людям, мы убедились, что он ко всем находит подход. Он по-своему интересен и молодежи, и работникам силовых структур, и творческим людям. Все, с кем нам доводилось общаться, отмечают, что он на удивление современен – это человек на все времена. Но знаний о нем по-прежнему не хватает. Люди словно нашли клад и теперь не знают, что делать с этой жемчужиной. Например, то, что философ жил и мыслил неотрывно от веры, от Русской Православной Церкви, даже для некоторых членов его общества стало откровением – советское мировосприятие многих отучило видеть и понимать эту сторону бытия. Но тем и хорош Хомяков, что его труды и философские идеи воспринимают люди с атеистическими взглядами, а значит, и для них его наследие может послужить своего рода мостиком к пониманию православия. Словом, Алексей Степанович в своих творениях жив и продолжает свою миссию – просвещать, воодушевлять и укреплять в вере.

Беседовала Валентина КИДЕНКО

Фото Сергея ЗИМИНА


Возврат к списку