ГЛАВНАЯ          НОВОСТИ          ПУБЛИКАЦИИ          ФОТОГАЛЕРЕЯ          ВИДЕО          КОНТАКТЫ

Издательский отдел
Новости
Публикации
Фотогалерея
Документы
Тульские Епархиальные Ведомости
День Православной книги
Общество православных писателей
Анонс православных книг
Контакты



Публикации

03.07.2017

Возвращение былого благолепия

Тульский храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, впервые упоминаемый в XVII веке, в XIX столетии был любимым храмом губернской интеллигенции – и в ее числе, семейства писателя Вересаева. Расположенный в старинном центре города, долгое время храм был центром духовной жизни и эталоном высокого художественного стиля. Особый, присущий Петропавловскому храму и прежде дух петербургских соборов – Казанского и Исаакиевского – вернулся к нему в наши дни после капитальной реконструкции и реставрации. О прошлом и настоящем церковного здания и прихода рассказал настоятель Петропавловского храма протоиерей Сергий КРЮЧКОВ.

– Отец Сергий, храм, возвращенный верующим в 2011-м в плачевном состоянии, в последние годы преобразился. Те, кто был здесь несколько лет назад, вряд ли узнают и фасад, и внутреннее убранство. Исчезли тесное помещение с перегородками советского времени, выкрашенные масляной краской стены, низкие своды и ветхие деревянные полы. Появилось пространство, воздух, свет, благолепие, заиграли оттенки цвета и элементы архитектурного стиля. Как это удалось за такой короткий период времени?

– С Божией помощью нашлись талантливые, профессиональные и заинтересованные люди. За дело взялась известная московская художница Наталья Чикризова – ее работы выставлялись в Париже, Лондоне, есть они во многих российских храмах и монастырях. Наталья – безусловно, талантливый человек, причем не только прекрасный иконописец, но и дизайнер, и эксперт в области искусства. Именно она смогла увидеть проект во всей полноте и реализовать его, объединив под своим началом других одаренных людей. Благодаря ее вкусу, опыту и – что немаловажно – замечательным организаторским качествам мастерам дружно и спокойно работалось на протяжении всего времени. Потрудилось много специалистов: это и инженеры-проектировщики, и мастера по камню, и краснодеревщики, и конечно, иконописцы.

Авторство образов центрального иконостаса и икон правого и левого приделов (всего более двух десятков изображений) принадлежит столичному мастеру иконописи Валерию Прохорову. Прохоров – уникальный человек, работает в поздней живописной манере 19 века, писал для Храма Христа Спасителя, для монастырей и храмов Московской Патриархии и по праву считается одним из лучших мастеров нашего времени. В храме его кисти принадлежат иконы Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, апостола Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, святых мучениц Фотины и Галины и многие другие. Мастеру заказано еще несколько икон.

Над восстановлением церковного здания и его интерьеров работали не только столичные, но и местные специалисты. Мы благодарны всем, кто помогал, в частности, работникам Туламашзавода – за прекрасные двери и оконные решетки из металла.

– У каждого культурного человека восстановленный храм рождает много ассоциаций – и с храмами Оптиной Пустыни и Троице-Сергиевой Лавры, и со святынями Санкт–Петербурга. Собирательный образ выбран сознательно?

– Особенно старались подчеркнуть питерский акцент стиля, ведь Санкт–Петербург – город апостола Петра, одного из святых покровителей храма. Кроме того, известно, что в проектировании старинного здания участвовал известный петербургский архитектор XIX столетия В. Федосеев. Поэтому по архитектуре и декору наш храм – это типичная петербургская эклектика – синтез классицизма, барокко и ампира. Во многом он напоминает церковь в Санкт-Петербурге во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Подчеркнутый аристократизм здания оправдан – из воспоминаний писателя Викентия Вересаева известно, что тульская губернская интеллигенция сердечно любила молиться в Петропавловском храме. Сохранилось много описаний этой, можно сказать, семейной церкви Вересаевых, где они крестили детей, венчались, приступали к другим таинствам.

Вообще при реконструкции мы стремились оставаться верными первоначальному замыслу – сделать точную копию храма – как на дореволюционных снимках. Близки к оригиналу иконостас в стиле барокко, мозаичный пол из мрамора и цветного камня, потолочная лепнина, золоченая резьба по дереву. Мелкие детали нам неизвестны, но мастера стилизовали их под основной декор, поэтому гармонично вписались в пространство и ажурная винтовая лестница, и паникадила, и настенные светильники.

Тот, кто впервые заходит в храм, воспринимает внутреннее пространство бело-золотым. На самом деле, чисто белого цвета мало. Сами стены окрашены в три колера с тональными переходами, а вот арки абсолютно белые. С цветами художники работали долго, делали до десятка цветовых проб, чтобы стены стали именно тем гармоничным фоном, на котором будет читаться главное – образы Спасителя, Богородицы, святых.

– Получается, современный Петропавловский храм максимально приближен к своему первообразу. А как нашлось решение, близкое к историческому облику здания? Изначально ведь документов не было.

– Господь не один год наталкивал меня на мысль о возрождении храма и направлял мои шаги. Постепенно, по крупицам собирался материал, открывались новые факты, происходили удивительные встречи с людьми, которые что-то могли рассказать.

Так, еще будучи настоятелем соседнего храма в честь Николы-на-Ржавце, много размышлял над печальной судьбой Петропавловской церкви, в помещении которой тогда размещался склад. Ежегодно на день памяти Петра и Павла вместе с прихожанами мы совершали крестный ход до паперти церковного здания. А некоторое время спустя я получил благословение Владыки и разрешение властей – и после крестного хода заходил внутрь, окроплял пространство храма святой водой.

В те годы была жива пожилая прихожанка, которая застала времена, когда храм действовал. В двадцатые годы она была совсем ребенком, но ее рассказ можно считать достоверным – Петропавловский храм оставил в ее сердце неизгладимое впечатление. До своего закрытия в 30-х годах 20 века он был красивым и благолепным, в хорошем смысле слова помпезным. Девяностолетняя женщина вспоминала величественные своды, много каменных (малахитовых – как говорила она) деталей в интерьере, роскошный иконостас в золоте. По ее словам, главными святынями были старинные Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери.

Из последних удивительных находок, касающихся истории храма – материалы по его многострадальной колокольне. Как-то просматривал исторические документы совсем по другому поводу и наткнулся на фото звонницы 1912 года. Как оказалось, еще раньше, в 19 веке при перестройке церкви шпиль здания сочли неудачным – навершие колокольни не вписалось в ансамбль ампирного храма с ротондой. В 1912 года году его демонтировали, подстроив венец звонницы на пол-яруса. Благодаря фотографии известно, что на колокольне располагались круглые часы на четыре стороны света.

А еще время спустя время в архиве мы нашли чертежи шпиля звонницы, сейчас они переданы архитекторам, которые уже готовят проект.

Кстати, колокольня испытала на себе не только перестройки, но и разрушения – в первый год Великой Отечественной во время обстрела Тулы с воздуха ее верхняя часть рухнула на храм, от чего сильно пострадали стены.

Узнавать новые секреты старинного здания храма, где служишь, всегда радостно и удивительно. При реставрации обнаружилось, что в куполе с 12 окнами, очевидно, символизирующими апостолов, находилась небольшая орнаментальная роспись, а также четыре иконы евангелистов в парусах ротонды. Жаль, что изображения были выполнены на железе и из-за коррозии рассыпались – реставраторам не удалось их сохранить.

Что-то утрачивается, но и привнесено многое – появляются новые святыни. Так, три года назад из Симферополя в наш храм привезли частицу мощей новомученика – святителя Луки Войно-Ясенецкого. Написана икона святого врача-хирурга, теперь она находится рядом с мощевиком.

– Интересно, а сейчас исторические находки продолжаются?

– В один из моментов реставрационных работ, снимая пол и разгребая строительный мусор, рабочие обнаружили два склепа. Один датируется 1859 годом. Это захоронение протоиерея Иоанна Смирнова, преставившегося в возрасте 54 лет – одного из первых настоятелей в те годы, когда храм был уже каменным. Справка в архиве от 1913 года помогла раскрыть тайну другой могилы, расположенной за клиросом возле панихидного стола. В ней покоится протоиерей Василий Боголюбов, который прослужил в Петропавловском храме целую жизнь – 63 года, и даже гроб его остался нетленным. Вскоре мы нашли его потомков, они приходили на панихиду – молились об упокоении своего предка. В данный момент оба захоронения находятся там же – готовится памятная плита, которая будет пребывать в храме и обозначать место надгробий.

– Для храма, безусловно, важно здание, но Церковь – это люди. Кто составляет приход Петропавловского храма и как течет его жизнь?

– Наш приход пока немногочисленный, еще формируется, но прихожане очень дружные, внимательные друг к другу, участвуют абсолютно во всем. В основном, это молодые семьи с детьми, есть и пожилые люди. После окончания службы большинство прихожан не уходят из храма, и это говорит о том, что всех их связывает нечто общее и для них значимое. Именно они оказали неоценимую помощь во время капитального ремонта, и во многом благодаря их трудам храм с момента передачи его епархии ни разу не закрывался – ежедневно совершались службы, только менялись пределы. Наши добровольные помощники сами ломали стены из шлакоблока – после литургии собирались крепкие мужчины, сносили перегородки, выносили мусор. После за дело брались женщины, которые выметали оставшийся сор, мыли пол. Трудились с особым воодушевлением. Было нелегко, но это еще больше сдружило людей. А в результате таких усилий храм менялся на глазах, и уже на следующий день на расчищенном месте снова можно было совершать литургию. Причем наша встреча на молитве всегда имела продолжение – за духовными беседами, за чаепитием с теплым, душевным общением. Доброй традицией с тех пор стало хождение в гости друг к другу.

Меня очень радует и утешает, что члены нашей общины не относятся формально к тому, что делают. Все они радеют о храме – и о благоустройстве, и о духовной жизни. Сегодня их объединяют не только праздники, но и горести. Если кто-то из общины умирает, все участвуют в отпевании, а после распределяют Псалтирь – и читают его ежедневно, каждый по кафизме. Зная друг друга, молитвенно поддерживают болящих и их близких.

– Прихожане – в основном, местные жители?

– В наш храм приходят не только окрест живущие, сюда едут отовсюду, с дальних уголков Тулы и со всех районов города – причем это не случайные гости, а постоянные прихожане. Такой интерес к храму, наверное, можно объяснить одним нашим начинанием.

Когда Владыка Алексий два года назад благословил начать реставрацию храма, возникла идея создать курсы хорового пения. Была потребность в хорошем хоре, да и не случайно, наверное, в церкви есть придел во имя преподобного Романа Сладкопевца. 15 прихожан разного возраста выразили желание научиться этому богохвалимому делу, и уже на Пасху у нас пел собственный хор, который вскоре начал расти и увеличился до 20 человек. Хор получился уникальный: все без исключения певчие – верующие люди, они живут церковной жизнью, часто исповедуются и причащаются, и это благодатно отражается на качестве исполнения песнопений. Занятия проводятся трижды в неделю по всем предметам, включая сольфеджио. Кое-что преподаю сам, но основную практическую часть ведет регент Василий Черников, который строго следит за чистотой пения. Некоторые участники хора перешли в другие храмы, но хор продолжает пополняться – недавно к нам присоединились еще двое учеников. Немаловажная особенность хора – в том, что он полностью мужской. В этом мы следуем древней традиции Русской Православной Церкви, согласно которой церковные песнопения исполнялись мужчинами.

Еще одно начинание – воскресная школа для детей. Понятно, что, пока шли большие строительные работы, занятия не проводились, но маленькие прихожане не оставляли церковной жизни, кроме того, участвовали в индивидуальных беседах, вместе с родителями ездили в паломнические поездки. Сейчас, когда многие работы позади, занятия в воскресной школе возобновятся. Сотрудничаем мы и с расположенной неподалеку школой №16: ученики приходят всем классом вместе с учителем, и мы уделяем им время, рассказывая о вере.

– О чем думаете и молитесь в продолжение созидания?

– Чтобы Господь продолжал вести и помогать на этом пути. Основные строительные работы – самые тяжелые – завершены, реставрация близится к концу. Ждем новые образы для иконостаса. Будем продолжать благоустройство территории. Освятили малую звонницу – восемь ее колоколов были специально отлиты в Тутаеве, привезены, установлены и теперь радуют нас малым звоном. Надеемся, вскоре все колокола для основной колокольни будут готовы, а значит, на голос храма придет больше людей.

Беседовала Валентина Киденко.


Возврат к списку