ГЛАВНАЯ          НОВОСТИ          ПУБЛИКАЦИИ          ФОТОГАЛЕРЕЯ          КОНТАКТЫ

Издательский отдел
Новости
Публикации
Документы
Тульские Епархиальные Ведомости
День Православной книги
Общество православных писателей
Анонс православных книг
Фотогалерея
Контакты



Публикации

22.05.2017

Борис Споров: Всякая революция несет развал

Интервью с лауреатом Патриаршей литературной премии писателем Борисом Споровым опубликовано в журнале «Православное книжное обозрение».

— Борис Федорович, в этом году отмечается столетие революции. С вашей точки зрения, что самое главное в осмыслении этих трагических событий?

— Самое главное понимать, что всякая революция несет развал, разорение, угнетение. Каждая новая власть оказывается хуже, чем была старая. Недавние цветные революции эту истину вполне подтвердили.

Сейчас очень много говорят о «радостях» развитого социализма: было, дескать, бесплатное образование и медицина, — и люди клюют. Но никто не вспоминает, что из Ярославля и Владимира ездили в Москву, чтобы купить батон колбасы или 3 десятка яиц. Не вспоминают и о многом другом. Мне пришлось, например, с 12-13 лет работать, и из моей зарплаты, самого еще ребенка, вычитали бездетный налог. Об этом никто не знает и никто не вспомнит. Никто не вспомнит, что была подписка на займ. Такая, что силком заставляли, а потом эти облигации улетучились. Надо помнить, что, в конце концов, коммунизм, социализм, построенный на лжи, должен был рано или поздно развалиться.

Нельзя оглядываться назад и говорить, что раньше всё было хорошо. Даже при Николае II были плохие стороны жизни. В конце концов, люди же предали императора. История едина, надо ее оценивать в целом, пытаться понять, на чем она держится.

При советской власти верующих преследовали и убивали. Коммунисты — атеисты, сейчас они говорят о религиозной и других свободах, но если дорвутся до власти, опять начнут закрывать церкви, гробить людей, потому что у них такая идеология. Об этом надо помнить.

— Вы встречались с людьми, отбывавшими срок за веру?

— Да, конечно, хотя не был с ними непосредственно связан, разве что с одним священником. Я писал и о нем в «Письменах тюремных стен», которые опубликованы в журнале «Роман-газета XXI век».

— Во многих странах уже есть гонения на христианство. Русская Православная Церковь подвергается преследованиям на Украине. Что нужно знать тем, кто этого не нюхал?

— И на свободе, и в лагере лучше всего оставаться самим собой. Не делать из себя Наполеона, но и не прибедняться, а оставаться таким, каков ты есть. Я нагляделся на гениев, на сверхгениев, на классиков. Но дело в том, что после освобождения я ни одного из классиков не увидел в печати. И это не потому, что они были под запретом. Я тоже был под запретом и в Литинститут поступил обманом, долго еще потом прятался. Однако все-таки можно было куда-то выбраться, а они не выбрались и очень страдали, считая, что гениальны. А оказалось, что всё это блеф.

— Как устроена и может развиваться литература?

— В настоящее время, к сожалению, нашу православную литературу подменяют литературой о Православии: чтобы обязательно на страницах была церковь, батюшка и так далее. Я же всю свою жизнь стараюсь, чтобы не антураж, а само произведение было православным. А уж читатель сам додумается, поймет и так далее… Есть у нас некоторые, которые опишут и крестный ход, и куда он ходил, и как икона на шее висела, и как в церкви потом стоял… Это навевает скуку и ощущение лжи, потому что однобоко. В литературе этого делать нельзя.

— Еще о чем важно сказать?

— Надо вообще пересматривать всю литературу XIX и XX века, как пересмотрели Владимир Воропаев и Игорь Виноградов Гоголя и открыли совсем другого писателя, чем его представляло прежнее литературоведение. И надо бы, конечно, пересмотреть Льва Толстого, пересмотреть некоторых поэтов, особенно Серебряного века, проанализировать, чтобы не учили во лжи. Ведь вся интеллигенция задыхается при слове «Толстой», а религиозно-философское учение Толстого, может быть, опаснее Ленина. Многое можно сказать: опыта теперь много. Но не все сразу.

Беседовал Илья Агафонов

 

Биография Бориса Спорова

 

Родился 8 октября 1934 в городе Актюбинске, с началом Великой Отечественной войны пошел в школу, закончил 4 класса и потом сразу начал работать на оборонном заводе. В 1945 году  после возвращения отца с фронта, переехал в центральную Россию, на его родину, в Нижний Новгород (тогда Горький), потом в деревню Лысково.  С 1948-1957 гг. работал на строительстве Горьковской ГЭС по специальности плотника, электросварщика, слесаря-сборщика, монтажника.

В 1957 году был арестован и осужден на четыре года по политической статье «пропаганда и агитация против советской власти», за выступление на комсомольской конференции с предложением о роспуске комсомола как политической и ненужной организации. В лагере, где отбывал срок наказания, окончил курс средней школы, получив аттестат. После освобождения успешно окончил литературный институт им. А.М. Горького.

После окончания института работал преподавателем труда в интернате. Через год работал преподавателем русского языка и литературы в деревенской школе. После закрытия школы перешёл на воспитательскую работу в интернат города Владимира. Вскоре был реабилитирован.

Работал журналистом в газетах, московских журналах «Наш современник», «Журнал Московской Патриархии», издательствах «Современник», «Отчий дом». Выпустил свою первую книгу в 1984 году. В 1987 году был принят в Союз писателей СССР.

Является лауреатом ряда премий: Православная литературная премия имени Благоверного князя Александра Невского за книгу «Наследники» 2006 год; премия Союза писателей России им. Э. Володина «Имперская культура» за книгу «Кукушкины слезки» 2007 года; медаль им. А. П. Чехова от Союза писателей России. Дипломант конкурса «Просвещение через книгу» проводимого  Издательским советом Русской Православной Церкви за книгу «Осада», 2009.

Является автором произведений: «Воин Христов: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» (Издательство Московской Патриархии), «Отец и Отчич» (Издательство Московской Патриархии), «Выход», «Семь Касьянов», «Антонов огонь», «После войны», «Наследники», «На пути к вере» «Федор». Опубликовано много статей о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Достоевском, Толстом, Чехове и авторах советского периода. Публиковался в журналах: «Москва», «Роман-журнал 21 век», «Родная Ладога».

Борис Споров мастерски переплетает в своих произведениях социальные и духовные проблемы: герои думают о человеке, смерти, вечности, стремятся разгадать тайну бытия, понять, в чём же состоит семейное счастье, что важнее, карьера, успех или дети, близкие люди. Ответы рождаются самые разные. Одни герои так и не преодолевают свой эгоизм, жестокое отношение к близким; демонстрируют неспособность «замусоренного» ума понять главное, неспособность совершить добрый, достойный поступок. Другие стремятся и умеют жить по-настоящему: любить, познавать, делиться знанием, ждать, терять, но вновь обретать надежду и быть верным себе. Сложные коллизии, возникающие в судьбах героев и персонажей книги, помогают пристально всмотреться в обстоятельства духовной жизни недавнего прошлого и настоящего, а также предположить пути ее развития в будущем. Произведения писателя отличают остросюжетность, глубина проникновения в тему, живописный язык.

 


Возврат к списку





Икона дня

Православный календарь