ГЛАВНАЯ          НОВОСТИ          ПУБЛИКАЦИИ          ФОТОГАЛЕРЕЯ          КОНТАКТЫ

Издательский отдел
Новости
Публикации
Документы
Тульские Епархиальные Ведомости
День Православной книги
Общество православных писателей
Анонс православных книг
Фотогалерея
Контакты



Новости

17.03.2017

Интересные книги издает молодое столичное издательство «Никея»

Пятница Недели православной книги на региональной книжной выставке-ярмарке «Тула Православная», как и все ее дни, была полна значимых событий и интересных встреч. Презентация молодого столичного издательства «Никея» не прошла незамеченной –  после того, как мероприятие открыл митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, у стенда  собрались гости выставки, активно получая автографы  и задавая вопросы  главному редактору «Никеи» Владимиру Лучанинову. Издательскому отделу Тульской епархии также удалось пообщаться с ним.
 – Владимир Ярославович, «Никея» – издательство относительно новое, но уже довольно успешное,  у его творческой команды свой взгляд  на происходящее  в книжном мире и  свои особые издательские принципы. В чем они заключаются?
– Главный принцип – сделать книгу о православии интересной, ясной и познавательной. Иногда  издатели делают исключительно то, что интересно им самим и небольшой группе людей. Мы  не разделяем такой взгляд – мы хотим чувствовать нашего читателя, поэтому проводим  исследования, отслеживаем  темы, которые интересны  церковному и светскому  сообществам. Проблемы семейной жизни, воспитания детей, вопросы, остро переживаемые  сегодня,  нам особенно близки. Иногда нас упрекают в том, что мы не издаем наследие святых отцов. Безусловно, святоотеческая литература нужна, но есть большое количество издателей, которые эти книги прекрасно печатают – например, издательство Сретенского монастыря.  Нам ближе круг практических вопросов, которые остаются за бортом общественного и церковного внимания – например, проблемы пожилых людей, старческой деменции. Нами изданы книги с важными и ценными советами для тех, кто с этим столкнулся.
– Судя  по стенду «Никеи» на  выставке-ярмарке «Тула Православная»,  ваши издания охватывают большую аудиторию. Кому именно адресованы эти книги?
– Женщины – основные наши читатели. В силу своих особенностей женщина быстрее  адаптируется к ситуациям, находит решения. Итог войн и потрясений  в нашей стране – мужской инфантилизм, это серьезная проблема, и сколько времени должно пройти, чтобы русский мужчина снова вошел в силу, пока неясно. Этой  проблеме посвящено много наших изданий. Книги об отцовстве тоже  пронизаны мужскими вопросами. Почему мужчин мало в Церкви? Возможно, там недостаточно того пространства, где мужчина чувствует себя  в своей тарелке, может проявить свои качества? Тема мужества  у нас  выражено присутствует, и мы не только ставим вопросы, но и ищем ответы.
Если же говорить об аудитории  в целом, то у издательства четыре основных  направления, и у каждого из них своя целевая аудитория.
Первое – это катехизация,  рассказ о вере для светских людей и неофитов. Второе – повествование детям о Боге (эта издательская ниша существует для родителей, которые хотят воспитывать ребенка в вере и образовывать его с культурологической точки зрения). Третье направление – христианская психология. Оно призвано помочь людям не остаться наедине со своими  проблемами, вместе искать выходы и решения. И четвертое направление  можно определить как духовный и житейский опыт наших современников. Многие издания составлены на основе биографий  людей ХХ века. Революции, войны, репрессии  и другие события рождают вопрос –  как русские люди смогли пережить этот страшный век, не утратить свои ориентиры, внутренний мир?  Редакция  находит интересные биографии, малоизвестные факты. Сейчас, в  2017 году,  мы пытаемся осмыслить, как  мы пришли к тому, что сто лет назад произошла такая страшная революция с такими глобальными последствиями для миллионов людей. У каждого из перечисленных  направлений свой читатель. Со временем направлений деятельности  будет больше, уже над этим работаем. 
– Вы не только определяете издательскую политику «Никеи» как ее главный редактор, но и сами пишете  книги на актуальные современные темы. Что Вам интересно, о чем хотелось бы еще написать? 
– То, что не утрачивает значимости  и для меня, и для всех – христианская семья, воспитание детей, отношения  мужчины  и  женщины. Тема бесконечная, и я сам ищу ответы на многие свои вопросы. Конечно, сам я далеко не идеальный родитель, поэтому рождение очередной  книги, как рождение ребенка, и мне самому помогает что-то понять.
У нас с женой пятеро детей, так что многие решения приходят опытным путем.
– У книг издательства «Никея» – не только уникальное  содержание,  но и особенный внешний стиль. Лаконичный минималистский дизайн и верстка ваших изданий  выделяют их на фоне и церковной литературы  (темные тома в золотом тиснении), и светской – в глянце. Какую цель, помимо повышения спроса,  преследует  ваш  дизайн? 
– Этот  стиль  – результат большой работы и раздумий, он разрабатывался специально. Наши дизайнеры представляют классическую отечественную школу, но учитывают современные течения и направления. Цель – вывести  христианскую  книгу в светское интеллектуальное книжное пространство.
Когда православные книги в 80 – 90-е годы наконец-то стало можно печатать, издательства  оказались к этому не готовы: не было контента, не было нужных специалистов, церковная  наука была очень закрытой. Стиль, воспринимаемый  как православный, ассоциировался со стариной, поэтому к печати  адаптировали книги XIX века. Так  возникло предубеждение, что православная книга не ясна и не близка  человеку XX и XXI века, что у него другие культурные основы и интересы.
Но в тот же период и  светское книжное пространство оказалось в сложном положении: система госзаказов была разрушена, наступил глубокий кризис, и в конце 80-х издатели решили, что хорошая  литература никому не нужна. Так  начали издавать дешевые  книги на газетной бумаге. Но вскоре стало понятно – если  печатать неинтересное, никто не купит даже по низкой цене. Долго считалось, что церковное  книгоиздание  так и  не вышло из кризиса. Но сегодня уже есть понимание, что печатать дешево хорошие книги нельзя.  Стилизованное, раскрашенное православие, «хохлома» на обложке, причем не в лучшем своем варианте, не способствует встрече с читателем. Так что наша концепция дизайна  –  это попытка отразить  свое видение важных тем, свое понимание христианства, его содержательности, глубины, символизма, ясности и простоты.
– Считается, что книгопечатание и сегодня дело неприбыльное, что интерес  к книжной продукции падает, так есть ли перспективы у издательского дела в России?
– Есть светское книжное пространство, есть церковное.  Светские дешевые книги обречены, если не имеют практической ценности  – в книжных магазинах дешевую продукцию невыгодно выкладывать на прилавки, так что она просто не попадает  к читателю.  А вот в церковном мире книга стоимостью в 200 рублей кажется дорогой. Отчего-то люди не понимают, что ее цена не может быть равна минимальной покупке в магазине хлеба и молока. Не нужно покупать много, ведь, в отличие от продуктового набора на день, одна хорошая книга может питать тебя  в течение нескольких месяцев. Для не очень богатых людей (кстати, к которым я себя как многодетный отец тоже отношу) высокая цена может быть критической, поэтому  мы  вынуждены корректировать свои цены.
Вообще ценообразование – вопрос непростой, даже у крупных издателей тиражность сегодня  падает до 2-3 тысяч экземпляров, а издательские риски растут. Нельзя забывать и о том, что люди, которые работают над книгой – редакторы, корректоры, верстальщики, дизайнеры – должны получать зарплату за свой труд, им нужно на что-то жить. Мы хотим, чтобы и авторы имели свой гонорар, поскольку  подавляющее число наших авторов – священники, а их заработки  не столь велики.
Так что как на бизнес  на издательское дело  сегодня едва ли можно смотреть. Хорошо, если выходят из минуса самые крупные концерны и издательства.
Еще 4-5 лет назад  многие считали, что вопрос умирания литературы – всего лишь вопрос времени. Но произошло неожиданное – в 2014 году медленное угасание ритмов рынка стало преломляться в рост! Специальное исследование прошло по всему миру, и было установлено, что  этот переворот совершили  в основном детские книгоиздатели, придумавшие интерактивные книги. Но дело не только в них. Большинство людей до сих пор предпочитают бумажную книгу – для них психологически важен тактильный контакт, ощущение  и запах страниц, их особое  тепло, неспешная беседа  с автором, сидя в уютном кресле.  В  бумажной книге заложено много дополнительных смыслов, не всегда для человека ясно ощущаемых, но очень значимых. Теперь можно смело говорить, что электронная продукция бумажную  книгу не уничтожит.
Верю, что у нас большое будущее,  поскольку наши задачи в первую очередь не коммерческие, а  миссионерские, и светский мир в нас поверил. Товароведы это видят, поэтому наши отношения с ними выходят на другой уровень – они сами  предлагают идеи для новых книг, подсказывают, что востребовано. Будем двигаться  в эту сторону – возможно, мы сможем сказать свое слово о православии светскому миру.
– Новинки вашего  издательства представлены  на новом портале «Правкнига» Издательского Совета РПЦ?
– Скажу больше – к созданию этого  интернет-ресурса мы  имеем самое прямое отношение. Один из разработчиков портала  –  мой коллега Николай Бреев, он же является  постоянным членом издательского совета Русской Православной Церкви  и  участвует  в  его проектах. Не так давно  в «Никее» вышла книга о председателе издательского совета митрополите Клименте.  Так что заходите  на  портал!
Приглашаем  и  на сайт «Никеи», там есть раздел  с формой обратной связи – с просьбой организовать  мероприятие. Мы всегда готовы встречаться, привозить наших авторов, проводить мастер-классы, семинары, беседы. Наши авторы легки на подъем, они с радостью откликаются на приглашение. Это известные священники, христианские психологи и педагоги,  и им есть чем поделиться.
– Судя по всему, книгоиздание для вас не просто работа, но и любимое дело, своего рода миссия. Каким было ее начало?
– Издательство существует с 2008 года. Мы стартовали в кризис, когда наши знакомые крутили пальцем у виска, не понимая, как можно вкладываться в заведомо убыточное дело, но Божия  помощь была с нами,  и момент кризиса  стал  для нас точкой роста. Тогда большого  издательского опыта лично у меня  не было – по образованию я  историк и богослов, немного отучился в полиграфическом  институте, но его не окончил.
Есть такая бизнес-теория, согласно которой переворот в отрасли делают люди извне, те, кто  не имеет  опыта ошибок, не знает стереотипов.  Скорее всего,  я  и  мой друг Николай Бреев, с которым мы вместе открывали «Никею», были теми  отчаянными людьми, которые  бросились в омут с головой  и начали экспериментировать.  Мы озадачились  проблемой  отсутствия  в нашей стране христианского слова, мы это глубоко переживали, поэтому у нас что-то получилось.
Что касается нашей миссии, то я ее  понимаю так. Книги издательства «Никея» стремятся донести  мысль о том, что абсолютно в каждом человеке есть красота и Образ Божий, что путь ко Христу – это путь к Пасхе, путь к радости, путь к созиданию жизни. Христианство – не унылая вера: Христос дает такую радость, что  любые страдания тонут в ней. Об этом говорят практически все наши издания. 
Беседовала Валентина Киденко.
Фото автора.

Возврат к списку





Икона дня

Православный календарь